Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2021
«Сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы» Ключевые слова: теория, модель, социальная работа, социальная политика, сравнительный анализ. Цель: провести сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы. Объект исследования: западные и отечественные модели социальной работы Предмет исследования: изучить особенности западных и отечественных моделей социальной работы. В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи: - изучить теории и модели социальной работы; - исследовать теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе; - описать методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы; - рассмотреть западные и отечественные модели социальной работы; - провести сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первом разделе изучаются теории и модели социальной работы, исследуются теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе; выявляются методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы. Во втором разделе рассматриваются западные и отечественные модели социальной работы, проводится их сравнительный анализ. Курсовая работа содержит: 32 страницы, 2 приложения. Использованных источников – 22
Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях развития рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, вынужденных переселенцев, безработных и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. В современное время, в России, сфера социальной работы является важным партнером государства и агентом проведения им своих социальных реформ. Вот почему качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли. Специалисты по социальной работе могут трудиться в различных организациях и службах социальной защиты населения, в консультационных и реабилитационных службах и центрах, в службах занятости населения, в центрах профориентации, в органах государственного управления, местного самоуправления. Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т.е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами социальной работы. Так же специалисты опираются на различные модели социальной работы. Многообразие таких моделей отображает результаты поисков учеными различных школ, эволюции, изменение в содержании и формах социальной работы. Эти модели позволяют нам рассмотреть социальную работу с различных точек зрения, каждая из моделей имеет место на существование. Каждый специалист в сфере социальной работы, должен изучить все типы теорий и моделей, которые существуют, ведь эти модели позволяют найти ответы на тот или иной вопрос, что позволяет эффективнее оказывать помощь клиенту. Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современного западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях. Систематизация принципов организации и регуляции социальной работы предполагает выявление взаимосвязи и субординации между ними и определение их места в системе методологии социальной работы. Это позволяет определить достаточно четкую структуру методологии социальной работы, которая определенным образом организовывает и логически связывает ее компоненты и позволяет достигать эффективности этого вида профессиональной деятельности. В отечественной социальной работе есть много ученых теоретиков и практиков, которые работают и изучают данную сферу деятельности из них можно отметить таких выдающихся авторов как: А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.И. Жуков, С.И. Григорьев, JI.Г. Гуслякова. Н.С. Данакин, И.Г.Зайнышев, JI.В. Бадя, И.А. Зимняя, А.А. Козлов, А.М. Панов, В.Н.Ярская, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, В.В. Колков, А.С. Сорвина, П.А.Сорокин, М.В.Фирсов, Е.И. Холостова, Б.К. Шапиро, Н.Б. Шмелева, JI.В. Топчий и др. Целью курсовой работы является сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы. Объект исследования: западные и отечественные модели социальной работы Предмет исследования: изучить особенности западных и отечественных моделей социальной работы. В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи: - изучить теории и модели социальной работы; - исследовать теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе; - описать методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы; - рассмотреть западные и отечественные модели социальной работы; - провести сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы.
Содержание

Введение 4 1 Теоретические основы социальной работы 6 1.1 Теории и модели социальной работы. 6 1.2 Теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе 10 1.3 Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 11 2 Сравнительный анализ моделей социальной работы 14 2.1 Зарубежные модели социальной работы 14 2.2 Отечественные модели социальной работы 19 2.3 Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы 21 Заключение 26 Список используемых источников 28 Приложение А (справочное) Типы теорий и моделей социальной работы 30 Приложение Б (справочное) Модели социальной политики 31 ? Введение 4 1 Теоретические основы социальной работы 6 1.1 Теории и модели социальной работы. 6 1.2 Теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе 10 1.3 Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 11 2 Сравнительный анализ моделей социальной работы 14 2.1 Зарубежные модели социальной работы 14 2.2 Отечественные модели социальной работы 19 2.3 Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы 21 Заключение 26 Список используемых источников 28 Приложение А (справочное) Типы теорий и моделей социальной работы 30 Приложение Б (справочное) Модели социальной политики 31
Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 года]. – Электрон.текстовые дан. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – URL: http://constitution.kremlinru/ 2. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон № 442-ФЗ : [принят Государственной Думой 28 декабря 2013 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года]. – Москва : Кремль : Кодекс, 2013. - с. – Текст: непосредственный. 3. Российская Федерация. Законы. О государственной социальной помощи № 178 : [принят Государственной Думой 25 июня 1999 года : одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года] - Электрон.текстовые дан. // Консультант Плюс. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ 4. Басов Н.Ф. Основы социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. Н. Ф. Басова, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. - Текст : непосредственный. 5. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы : учебник для нач. проф. образования / М .Н. Гуслова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. Текст : электронны URL https://docviewer.yandex.ru/view/92776094 (дата обращения: 22.10.2020). 6. Григорьева И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 254 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437708 (дата обращения: 20.10.2020). 7. Жуков В.И. Настольная книга социального работника : учебно-методическое пособие / В.И. Жуков - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – 352 с. Текст : непосредственный. 8. Коллектив авторов. Теория социальной работы : учебная литература / Коллектив авторов – М. : Издательский центр «РГСУ» 2015. 30 с. – Текст электронный. URL : https://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/112954-teoriya-socialnoy-raboty-kollektiv-avtorov/read/page-3.html (дата обращения: 18.10.2020). 9. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы : учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева – Белгород: Кооперативное образование. 2005. – 431 с. - Текст : электронный. URL :https://scibook.net/sotsialnaya-rabota-kniga/spetsifika-zapadnoy-otechestvennoy-modeley-18259.html (дата обращения: 15.10.2020). 10. Павленок П.Д. Основы социальной работы : учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М: ИНФРА-М, 2003. — 395 с. Текст : электронный. URL : https://www.studmed.ru/view/pavlenok-pd-osnovy-socialnoy-raboty_05586ab4895.html (дата обращения: 10.10.2020). 11. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учебное пособие. / П.Д. Павленок - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 476 с. Текст : непосредственный. 12. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза : учебное пособие. / П.В. Росанов, Е.Р. Ярская-Смирнова - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. -258с. Текст : непосредственный. 13. Сочнева Е.Н. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России / Е.Н. Сочнева, В.М. Федотов –Текст : электронный // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. №4 - С.70-79. 14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу : учебное пособие. / С.В. Тетерский — 5-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 496 с. Текст : непосредственный. 15. Топчий Л.В. Теория,методология и история социальной работы / Л.В. Топчий. Текст : непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – №1. – С.4 - 10. 16. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студентова — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2001. — 432 с. Текст : непосредственный. 17. Ханжин Е.В., Карпова Т.П., Ерофеева Н.П. и др. Основы социальной работы : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. Е. В. Ханжина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144с. Текст : непосредственный. 18. Холостова Е.И.Теория социальной работы: учебник. / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 427 с. — Текст : электронный. URL : https://www.studmed.ru/view/holostova-ei-teoriya-socialnoy-raboty_dbe6bf16790.html?page=27 (дата обращения: 20.10.2020). 19. Хадисова К.В. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных моделей социальной работы в современном мире : монография / К.В. Хадисова. – М.: ООО «РУСАЙНС», 2017.Текст : электронный. URL : https://www.online-science.ru/userfiles/file/jijeaiix5um0w9g37kv5lxzkpnt00ymx.pdf (дата обращения: 26.10.2020). 20. Основные модели социальной политики за рубежом. - Текст электронный. URL : https://studopedia.su/3_43326_I-osnovnie-modeli-sotsialnoy-politiki-za-rubezhom.html (дата обращения: 22.10.2020). 21. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи. – Текст электронный. URL : https://lektsii.org/5-39162.html (дата обращения: 20.10.2020). 22. Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия. - Текст электронный. URL : https://helpiks.org/9-51556.html
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1 Теории и модели социальной работы В настоящее время вполне определенно обозначились три доминирующих по степени влияния на теорию социальной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной работе, которые разделяются на: - психолого-ориентированные, - социолого-ориентированные, - комплексно-ориентированные [9]. Каждая из трех групп представленных выше теорий определяет конкретные модели социальной работы (Приложение А). На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие: - психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи; - экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные установки, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента; - гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели - технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы - не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние. Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются модели, тесно связанные с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся, а также ориентированы на повышение эффективности социальной политики в обществе. На основе теории системной социологии социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория системной социологии используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди основных современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель. - «Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т.п.). Деятельность социального работника в рамках данного подхода связана не только с общением с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность. - Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур). - Марксистская модель. Она основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работник как социальный «контролер», социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне [9]. Следует отметить, что, белорусская национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, а также опору на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной защиты в Республике Беларусь, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи и т.п. [22]. Современные концептуально-теоретические подходы к проблемам содержания социальной защиты населения обусловливают соответствующие перемены в ее организации, управлении, и, прежде всего, в обеспечении системного подхода. Система современной социальной защиты включает: социальную защиту процесса формирования и развития личности (начиная, естественно, с молодежи); социальную защиту среды формирования и развития личности; социальную защиту прав человека, и в, первую очередь, молодого человека; целевую социальную защиту, перспективную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях [9]. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые основываются на комплексно-ориентированных теориях и позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них выделяются: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил. - Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего - понимании роли личности. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, - это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, цель которой – освоение новых ролей в группе и с помощью группы, коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арт-терапия, цель которой - раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник – клиент». Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такой подход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологической разновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы. - Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-либо факторов либо нейтрализовать их. 1.2 Теоретические основы научных подходов к социальной работе в Западной Европе Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями социальных учений XIX в. Либерализм как социально-политическое мировоззрение, представляя различные концепции, выводил центральный постулат, что государство должно предоставить все условия для нормального существования каждого гражданина, экономические условия жизни людей должны быть составной частью государственной политики. Французский ученый XIX в. Жозеф Отнен Бернар де Клерон, граф д'Оссонвиль выделяет три причины пауперизма (нищета трудящихся масс в условиях капиталистической эксплуатации): болезни, несчастный случай, старость и предлагает три основные направления государственной социальной поддержки: – вспомоществование нуждающимся; – репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству; – меры предупреждения против распространения бедности [9]. Английский ученый Фауль Томас Велбенк предложил модели финансирования программ против распространения нищенства: – налоги; – общинные вклады; – пожертвования; – субсидии из доходов государства и департаментов [9]. Это не покрывало расходов на поддержку нищих и использовались дополнительные поступления: налог с наследства, штрафные деньги, сборы при венчании, добровольный сбор по домам. Среди репрессивных мер, препятствующих распространению бедности и пауперизма, Т.В. Фауль рекомендовал: административные наказания, приписка к местности, направление в дома с принудительными работами, принудительный труд. Английский проповедник Чарльз Бут на основе социологических методов, проводил исследования причин пауперизма, обратив внимание на обнищание рабочих в условиях свободного рынка. Чарльз Бут пришел к выводу, что предупредить пауперизм возможно путем социальных программ и социальной политики государства, направленной на регулирование жизненного уровня населения [9]. Немецкий ученый Гуго Мюнстерберг приводит классификацию клиентов для социальной помощи, исходя из социально-биологических факторов: это пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Рассматривая средства помощи, Г. Мюнстерберг подразделяет их на следующие виды: 1) временная и постоянная помощь; 2) открытая и закрытая помощь (в учреждениях или из вне); 3) помощь натурой; 4) денежная помощь [9]. Ч. Ломбразо и Д. Ферреро на основе социально-биологического детерминизма считали, что в основе женской проституции лежит нравственное помешательство, появляющееся в результате отсутствия привязанности к родителям и близким. Агрессивное начало в личности проститутки приводит к различным формам социальной патологии, таким как воровство, алкоголизм, детоубийство [9]. Постепенно складывались направления превентивного характера, предупреждающие нищенство, - это страхование, воспитание, образование. Научный этап становления социальной работы сложился во многих странах к началу XX в. Какие же причины обусловили изменение парадигмы социальной помощи? 1. Разрушение единого сообщества. 2. Урбанизация и индустриализация. 3. Увеличение социальных связей. Сложились макро-, мезо- и микрофакторы, влияющие на становление теории и практики социальной работы. Макрофакторы эволюции: – промышленная революция начала века; – изменение социальной политики в области прав человека и его защиты; – организация системы социального страхования для больных и престарелых. Мезофакторы эволюции: – обучение клиентов самостоятельно решать свои вопросы; – решение конкретных проблем личности. Микрофакторы эволюции: – внимание социальных работников «на работе со случаем»; – внедрение в практику психоаналитических подходов со «случаем»; – деятельность социального работника строится на основе запросов клиента [9]. 1.3 Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы Социальная работа в каждом обществе, несмотря на внешнюю схожесть систем социально-нормативной регуляции, всегда конкретна, уникальна и неповторима. Поэтому при исследовании международного опыта социальной работы необходимо учитывать уникальность форм социальной работы в каждой стране. Социальная работа как профессия, имеющая свои научные и практические традиции, - это явление западной культуры, определяющее качество которой - рациональность. Основная задача изучения международного опыта – найти и обосновать на основе теоретического осмысления опыта социальной работы, накопленного в течение многих десятилетий зарубежными странами, те общие черты, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность. Анализ мирового опыта социальной работы свидетельствует о том, что наряду с уникальностью, обусловленной социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традиций каждой страны, социальной работе свойственно нечто общее, без чего эта профессиональная деятельность утратила бы свои базисные характеристики. Это общее, основанное на качественных параметрах, можно сгруппировать по трем основным направлениям: – профессиональная культура, включающая в себя универсальные общечеловеческие, общественно признанные базовые ценности, а также стандарты профессионального поведения; – система научных и практических знаний (теория и методы социальной работы); – общественное признание или социальный статус профессии. Социальная работа за рубежом преследует следующие цели: – способствовать нормальной жизнедеятельности человека, восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин; – планировать, развивать и реализовывать социальную политику, услуги и программы, которые должны удовлетворить основные потребности человека, а также оказывать помощь конкретным людям в развитии их способностей и навыков; – использовать средства социальной защиты населения, предусмотренные законом; – постоянно повышать квалификацию и действующую систему контроля уровня профессиональных знаний практикующих социальных работников. Ценностными установками всех разновидностей профессиональной социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности. Профессиональными знания социального работника обычно являются: 1. Знание о природе человека и его социальном окружении. 2. Теория и методы социальной работы. 3. Специфические профессиональные навыки и умения (технология социальной работы). Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа - это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь милосердие и человеколюбие), а затем уже знания, навыки и умения. В своей профессиональной деятельности социальные работники Западных стран используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками - философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др. К проблемам социальной работы как науки относятся специфические исследования, связанные с осмыслением места и роли института социального благосостояния в социальной структуре общества; соотношением социальной работы и социальной политики, социальными процессами, т.е. с системой «общество - человек», а также исследования, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек - общество». Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда - человек - человек - среда». Сейчас социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства не только индустриально развитых, но и развивающихся стран. Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Эти теоретические модели основаны на идеях или даже целостных теориях, присущих традиционным отраслям общественных наук – философии, социологии, психологии, политологии и др. При всей внешней абстрактности сложившихся на Западе теоретических моделей каждая из них предполагает использование принципиально различных методов работы с клиентом. Тем не менее, международный опыт доказывает, что на практике социальный работник может объединить различные теории и разработать синтетическую модель решения задачи. Овладение мировым опытом социальной работы с одновременной разработкой собственных моделей, теорий и методов, основанных на культурных традициях, знании и учете состояния и возможностей российского общества, явится предпосылкой и одновременно прочной основой для дальнейшего развития профессии социального работника в России [9]. ? 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1 Зарубежные модели социальной работы Несмотря на многообразие подходов к организации социальной работы, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская. Для американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения Американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основные формы помощи здесь – индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы - кейсуорк. Главное отличие системы социальной защиты в США - гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет достаточно полно и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона. Основные формы государственного социального обеспечения - социальное страхование и государственное вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого, существует система частного социального страхования. Европейская модель социальной работы имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. И для этой модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием. Европейская модель социальной защиты населения, начиная с послевоенного периода (вторая мировая война), базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав человека». Основные постулаты данной теории: создать примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных планов, обеспечить достойный уровень жизни, стремиться к нарастанию социального равенства и справедливости. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Понятие «государство всеобщего благосостояния» вошло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства [20]. Система социального обеспечения в странах Западной Европы в послевоенный период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. ХХ в. доля расходов на социальные нужды в валовом внутреннем продукте (ВВП) достигла 25 % (в 1960 г. - 12 %). Наиболее быстрые темпы их роста отмечались в 60-е гг. – первой половине 70-х гг. Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего времени в условиях замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов государственных бюджетов и фондов социального страхования темпы роста социальных расходов в реальных ценах уменьшились [19]. Не только экономические трудности, переживаемые западноевропейскими странами в начале 90-х гг. ХХ в., стали причиной кризиса «государства благосостояния», свертывания ряда государственных социальных программ. Экономический распад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1966 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млн. долл., государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям в государственной социальной политике. Однако эти изменения имеют и более глубокую основу. По мнению западных экспертов, идеалы «государства благосостояния» в определенной мере устарели, пришли в противоречие с действительностью и не соответствуют современным условиям. Экономический кризис 70-80-х гг. ХХ в. показал, что абсолютизация идеи «государства всеобщего благоденствия» приводит многие развитые страны Западной Европы к экономическому и социальному застою. В конце ХХ в. модель «государства всеобщего благоденствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма, самые ярые сторонники которой Р. Рейган (бывший президент США) и М. Тетчер (бывший премьер-министр Великобритании) полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономической катастрофе и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 33 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 28 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 47 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 34 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg