Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Отношение к свободному времени в зависимости от установок на самореализацию у студентов старших курсов.

one_butterfly 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2021
Целью исследования было определить насыщенность внеучебного времени студентов, их досуговые потребности и формы реализации этих потребностей. Задачи,которые мы поставили перед собой: • определить объём свободного времени у студентов; • определить круг их интересов; Выборка:гнездовая (по группам), случайная (опрошены те, кто присутствовал на занятиях в день анкетирования).
Введение

Юношеский возраст является ключевым и одним из самых важных в становлении личности (Э.Эриксон, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, Л.С.Выготский, Е.Д.Божович). Основной задачей этого возраста, по мнению Э. Эриксона, является обретение чувства эго-идентичности. Идентичность обусловливает способность человека к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности. К основным задачам этого возраста Э.Эриксон, Л.С.Выготский, И.С. Кон, В.И.Слободчиков, Е.Д.Божович, И.Г.Жукова, Б.В.Кайгородов относят: формирование мировоззрения и картины мира, представления о себе, определенное отношение к действительности, определение своего места в социуме, профессиональное и личностное самоопределение. Важным элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность студента на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности. Сегодня актуально обратить внимание на вопрос: становится ли время досугапространствомсамореализации и самосовершенствования, или это времясвободы отродительского контроля и контроля преподавателей?Целью данной темы является изучение отношения к свободному времени у студентов старших курсов. Объектом исследования являются студенты старших курсов. Свободное время- это часть времени, не связанная с работой (учебой), бытовыми потребностями, удовлетворением физиологических потребностей, это время досуга, вмещающее более 500 досуговых занятий. Досуг предполагает свободный выбор занятий, переход от одного занятия к другому, отдых в сочетании с физической и умственной активностью. Под«свободным временем»мы понимаем то время, которое не занято «непреложными, необходимыми занятиями», то есть учёбой, работой, домашним хозяйством, и которое направлено, с одной стороны, на восстановление сил, а с другой – на духовное и физическое самоусовершенствование. Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности студента и является неотъемлемой частью профессионального воспитания. Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Студент в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время - все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В этом смысле организация свободного времени выступает фактором развития личности, социальных институтов и общества в целом. Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности. Личность нашего студента находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, - особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье; неформальное окружение, компания; колледж, отношение молодого человека к системе ценностей и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности в свободное время. Важным элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность студента на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности. Развитие личности зависит от многих факторов и составляющих. Одна из них, этотворческая активность.Сегодня стали часто говорить о творческом мышлении, творческом подходе к воспитанию. Это вполне закономерно. Современная жизнь полна чрезвычайными обстоятельствами и нестандартными ситуациями. Для того, чтобы успешно справляться с ними, необходимо не просто обладать определенным набором знаний, нужно уметь правильно выбрать и применить эти знания. Причем, зачастую необходимо создать новую комбинацию из известных слагаемых, чтобы получить новый продукт, новое решение. Это умение создавать новые нестандартные комбинации из известного называют способностью к творчеству. Творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание, на развитие в человеке его сущностных сил и способностей. Когда речь идет о творческой деятельности человека, следует учитывать обе его составляющие. В процессе созидательной, творческой деятельности человек с неизбежностью растет, развивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности. В то же время вторая, не менее важная, компонента человеческого творчества, его творческое саморазвитие может рассматриваться и как самостоятельная задача. Творчество в процессе развития личности очень важно. Отсутствие или даже затухание потребности в творческой деятельности с неизбежностью тормозит развитие личности или даже ведет человека к деградации. И наоборот, расширение круга творческой деятельности, потребностей к развитию собственной личности выводит человека на новые личностно-значимые уровни саморазвития. Если рассматривать творческую активность широко - как любую деятельность, в процессе которой происходит созидание и улучшение окружающей жизни, то учебная деятельность, ее успешность является одним из наиболее очевидных проявлений творческой активности студента. Если молодой человек принял решение получать образование, учеба становится одной из его важнейших социальных функций. Студенты очной формы обучения достаточно большую часть своего времени проводят в стенах колледжа: получают знания, общаются со сверстниками и преподавателями, участвуют в различных соревнованиях, научных и досуговых мероприятиях. Однако не все студенты подходят к выполнению своей основной социальной функции одинаково. Одни учатся добросовестно, во время выполняют задания, качественно изучают и прорабатывают материал, сдают экзамены и курсовые работы. Другие хотят получить диплом об образовании, не напрягаясь, не утруждая себя учебой и занятиями. Все мы прекрасно знаем, что творческая самореализация и развитие личности могут осуществляться не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеурочное, так называемое, "свободное время". В рамках деятельностного подхода свободное время рассматривается как время, определяемое свободой выбора деятельности человеком. Структуру досуга составляет совокупность видов деятельности, связанных преимущественно с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений), и более возвышенная деятельность - совокупность занятий, интенсивно влияющих на процесс разностороннего развития личности. Досуг и более возвышенная (социокультурная, духовная) деятельность находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Свободное время молодого человека имеет специфические черты, которые отличают его от свободного времени взрослого. Это, прежде всего, трудность в определении границы между свободным и учебным временем в силу неопределенности каждого из них. Характер проведения свободного времени зависит от индивидуальных особенностей личности и от того, организовано ли это время или пущено на самотек. Все вышесказанное обусловило необходимость изучения некоторых аспектов данной темы среди студенческой аудитории .
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 1.1 Исследование №1 Определить насыщенность внеучебного времени студентов, их досуговые потребности и формы реализации этих потребностей………………………………………………………………….…..8 1.2 Исследование № 2 Пилотажное исследование………………………….….11 2. Матрица первичных данных……………………………………………...…..18 Заключение…………………………………………………………………….....23 Список использованных источников………………………………..………….25
Список литературы

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384. 3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15. 4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С. 673. 5. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С. 24—36. 6. Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. — М.: Флинта, 1999. — С. 72. 7. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: Автореф. дис….канд.пед.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19. 8. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения — М.: Знание, 1979. — С. 48. 9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 318. 10. Теплов Б.М. Практическое мышление: хрестоматия по общей психологии мышления. — М.: Педагогика, 1981. — С. 177.
Отрывок из работы

1.1 Определить насыщенность внеучебного времени студентов, их досуговые потребности и формы реализации этих потребностей. В анкетировании прияло участие 81 студент колледжа. Из них – 69 девушек и 12 - юношей, что, в основном, отражает гендерный состав студентов колледжа. Из числа опрошенных только 5 человек состоят в браке, включая гражданский, и 5 студентов имеют детей. 11 опрошенных работают постоянно, 38 - время от времени, 32 человека - не работают вовсе. 54 респондента – проживают в общежитии, 15 – с родителями, 9 – снимают жилье, 3 – в собственном жилье. На вопрос:какой смысл вы вкладываете в понятие «свободное время»были получены разные ответы, из которых выделены наиболее популярные: Свободное время это– Когда можно заработать деньги Время поспать Время свободное от учебы и уроков Когда можно расслабиться и отдохнуть Свободное время это когда занимаешься, чем тебе хочется, а не тем, что должен Занятия любимым делом Проведение времени с семьей Согласно ответам студентов, которые выражали своеотношение к учебному процессу,выяснилось, что 67 студентов стараются не пропускать занятия, 10 посещают больше половины, 1- меньше половины, лишь 2 студента бывают на занятиях редко. На вопрос:как много у вас свободного времени? были даны следующие ответы: времени едва хватает на учебу, много надо работать, чтобы денег хватало на проживание – 11 студентам, времени достаточно для учебы и остается немного свободного – 48 студентам, времени хватает на учебу, развлечения, прогулки и т.д., 7 студентов дали свои варианты ответа: • времени хватает только на учебу • мы просто не успеваем учиться, много задают • времени не хватает на учебу и на свободное время, т.к. занимаюсь воспитанием ребенка Большинство опрошенныхзанимаются планированием своего свободного времени, но у 52 студентов планы не всегда реализуются, а у 11 все идет по плану, 17 человек никогда не планируют свое свободное время, все происходит спонтанно. Анализ ответов студентов на вопрос:как часто вы прибегаете к услугам сети Интернет, позволяет заключить, что все опрошенные пользуются Интернетом: 65 человек пользуются «сетью» систематически, 13 по мере необходимости и 3 человека – пользуются услугами Интернет очень редко. Учитывая тот факт, что сегодня библиотека является важнейшим звеном системы образования и хорошим информационным пространством, только 44 студента пользуются ее услугами 1-2 раза в неделю, 25 – посещают библиотеку 1-2 раза в месяц, 8 – 1-2 раза в полгода и 4 студента не пользуются услугами библиотек вообще. Исследование также показало, чтоесли бы у студентов было больше свободного времени, то 43 человека использовали бы его для любимых дел и самообразования, 21 – для общения с друзьями, 9 – для беспечного отдыха, 8 студентов выбрали несколько вариантов, из которых чаще всего встречается комбинация – для общения с друзьями и для любимых дел и самообразования. Что касаетсяотдыха на летних каникулах, то половина (40 человек) проводит дома (на наш взгляд, это не всегда отражает финансовое положение студента, данный факт обусловлен тем, что иногородние студенты стараются провести каникулы дома), 14 – навещает родственников за пределами Республики Коми, и только 10 – совершают путешествия, а 6 человек проводят свободное время в санаториях и лагерях. 18 студентов дали свои варианты ответов, большинство из которых это – «летом я работаю или подрабатываю». Вместе с тем, основные формы проведения досуга для студента – это посещение спектаклей, концертов, художественных выставок, посещение дискотек, баров, ночных клубов. Общий вывод:суммируя полученные данные, можно попытаться нарисовать портрет современного студента. Студент довольно серьёзно относится к учёбе, регулярно посещает занятия. Однако свободного времени у него немного, и он его старается планировать. Это связано с необходимостью учиться и работать, причём, не, только для улучшения своего финансового положения. Много времени студент проводит в Интернете и мало в библиотеке. В свободное время студенты стараются осознанно развиваться и совершенствоваться профессионально. 1.2 Двадцать первый век, время компьютерных технологий и нано разработок, характеризуется глобальными переменами. Вместе с тем меняется облик студента. Острой и актуальной становится проблема использования студенческой молодёжью собственного свободного времени, не занятого учебным процессом, домашними хлопотами или работой. Время, которое должно способствовать культурному воспитанию, творческому развитию, но зачастую используется только как средство релаксации и расслабления или развлечения. Вопрос об использовании студентами свободного времени является значимым для современного этапа развития нашего общества. Для построения любого общества необходимым является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности с высоким уровнем духовной культуры и наличием творческих устремлений. Перед нами была поставлена цель, выявить особенности использования свободного времени студентами. Для этого необходимо было раскрыть факторы использования свободного времени и разработать его функции. Для этого было проведено пилотажное исследование. Численность студентов 611 человек, они составили генеральную совокупность исследования. Для определения выборочной совокупности, которая составила 55 человек, из них 37 девушек и 18 молодых людей, был использован метод квотной выборки. Стоит заметить что численность девушек и парней в процентном соотношении представлена как 70% и 30% соответственно. Нами была разработана анкета, в которой респондентам было предложено ответить на 20 вопросов. Перейдём к анализу полученных данных. Количество свободного времени в достатке у 27% опрошенных, 40% опрошенных считают, что свободного времени и достаточно, но хотелось бы больше, 33% посчитали количество своего свободного времени недостаточным (см. диаграмма 1). Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли Вам свободного времени?» Наибольший недостаток в свободном времени испытывают студенты второго и третьего курсов, соответственно 43% и 55% (см. диаграмма 2). Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли Вам свободного времени?» Количество свободного времени в пределах 1-2х часов преобладает у 9% опрошенных, в количестве 2-3х – у 35%, у 23% опрошенных студентов количество свободного времени составляет от 3х до 5ти часов, 7% респондентов в своём распоряжении имеют более 5 часов свободного времени, называя это количество времени недостаточным (см. диаграмма 3). Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько в сутки у Вас остаётся свободного времени?» Молодые люди, посчитавшие количество своего свободного времени недостаточным, ответили, что свободного времени в сутки остаётся: 12% – 1-2 часа, 24% – 2-3 часа, 18% – 3-5 часов, 11% – более 5 часов. И 35% опрошенных молодых людей посчитали количество своего свободного времени достаточным. Напротив, ответы девушек расположились так: 5% – 1-2 часа, 40% – 2-3 часа, 25% – 3-5 часов, 7% – более 5 часов. И, только 23% опрошенных девушек посчитали количество своего свободного времени достаточным (см. диаграмма 4). Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько в сутки у Вас остаётся свободного времени?» На вопрос: «Чем Вы любите заниматься в свободное время?», получили довольно интересные ответы. Так, просмотру телевизионных передач отдают предпочтение 24% девушек и 18% парней. На первом месте, среди интересов молодых людей в свободное время, спорт, который выбирают 30% опрошенных. Девушки, напротив – только 3%, что ровно в 10 раз меньше, по сравнению с парнями. Первое место среди занятий в свободное время у девушек занимает проведение свободного времени в весёлой компании – 42%, тогда как у парней – 18% (см. диаграмма 5). Диаграмма 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чем Вы любите заниматься в свободное время?» Своё свободное время респонденты обычно проводят: 1 курс: дома – 60%, гуляют с друзьями или посещают развлекательные либо зрелищные заведения – по 20%. 2 курс: дома – 40%, гуляют с друзьями – 39 %, посещают заведения – 15%. 3 курс: дома – 33%, гуляют с друзьями – 67%. 4 курс: дома – 48%, посещают заведения – 52%. 5 курс: дома – 20%, гуляют с друзьями – 20%, посещают заведения – 60%. Возможно, ответы о проведении свободного времени дома большинством респондентов первого курса можно объяснить тем, что студенты только привыкают к новой обстановке, новому стилю жизни, людям, окружающим их. Студенты 5 курса посещают развлекательные либо зрелищные заведения, чаще всего группой, привыкая друг к другу, понимая, что обучаются на последнем курсе. Как говорилось выше, студенты 5 курса недостатка в свободном времени не испытывают, скорее, в связи с разреженностью занятий в университете (см. диаграмма 6). Диаграмма 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Где Вы обычно проводите свое свободное время?» Что касается режима дня, здесь можно заметить интересную тенденцию, а именно, большинство респондентов признают, что не придерживаются режима дня, причём ни один студент из количества опрошенных не дал ответ: «Да, я живу строго по распорядку», при этом не отрицают, что обладают нехваткой свободного времени из-за неправильного распределения времени. На недостаток свободного времени в связи с большими учебными нагрузками ссылаются 2 курс – 45%, 1 курс – 30 %; 4 курс ссылается на работу и домашние хлопоты, а именно 15% и 20% соответственно, 20 % респондентов 1 курса объясняют недостаток свободного времени длительной продолжительностью сна, более 8 часов (см. диаграмма 7). Диаграмма 7. Распределение и соотнесение ответов респондентов на вопросы: «В чем Вы видите нехватку свободного времени?» и « Есть ли у Вас свой режим дня?» Учебная деятельность опрошенных студентов насыщена, о чем говорят ответы на вопрос: «В чём Вы видите причину недостатка свободного времени?» (см. диаграмма 7), а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне свободное время помогает снять создавшееся напряжение. Именно в его рамках происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Не менее важной функцией свободного времени является достижение удовольствия, чувства, стремление к которому заложено природой. Респонденты указали, что недостаток свободного времени лишает их удовольствия от посещения кино, театров, выставок и других подобных заведений (42%); от чтения книг, журналов и газет (42%); при этом 16% респондентов утверждают, что недостаток свободного времени никаким образом не сказывается на их духовной жизни (см. диаграмма 8). Диаграмма 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как недостаток времени сказывается на Вашей духовной жизни?» Ранее говорилось о том, что одной из основных причин недостатка времени, как показали результаты опроса, является неправильное распределение собственного времени (см. диаграмма 7). Отсюда следует, что молодые люди, вступая в студенческую жизнь из школы, не имеют опыта формирования режима дня. Справиться с этим может помочь литература по тайм менеджменту.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg