Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Отечественные и зарубежные социологические теории личности.

one_butterfly 1152 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Цель данного исследования заключается в проведении комплексного анализа отечественных и зарубежных социологических теорий личности и выявление их основных характеристик на основе применения количественных методов социологического исследования. В связи с этим, объектом настоящей работы выступают отечественные и зарубежные социологические теории личности. Предметом данного исследования является роль социологических теорий личности в жизни людей и во взаимодействии индивидов. Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что знания о социологических теориях личности не распространены среди молодежи, но в то же время они вызывают интерес; аспекты социологических теорий личности на интуитивном уровне воспринимаются человеком и играют весомую роль во взаимодействии с индивидами. В конечном итоге знания о социологических теориях личности скорее важны для людей, и они также помогают людям познать себя, способствуют более комфортной жизни при взаимодействии с обществом. Для реализации цели исследования в данной работе решались следующие исследовательские задачи: 1. проведение теоретико-методологического анализа основ отечественных и зарубежных теорий личности; 2. изучение социологии личности; 3. рассмотрение отечественных и социологических теорий личности; 4. разработка методологии и методики эмпирического исследования; 6. организация и проведение количественного эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных результатов; 7. формулировка основных выводов на основе эмпирического исследования;8. выработка рекомендаций по преодолению недопонимания молодежью социологических теорий личности. Методологическую основу данной курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих историю развития, основные характеристики социологических теорий личности. Источники, использованные в данном исследовании можно распределить на несколько групп. Первую группу составляют труды зарубежных исследователей, социологов. К данной группе относятся работы Тарда Г., Зиммеля Г., Веблена Т., Зомбарт В., Блумер Г., Барт Р., Бодрийяр Ж. др. Ко второй группе относятся труды отечественных ученых и исследователей, которые подробно занимались изучением и разработкой социологических теорий личности в рамках отечественной и зарубежной социологии. К данной группе относятся работы З.Фрейд, Ч.Кули, Дж.Мида, Р.Минтона, Р.Мертона, Т.Парсонса, В.А. Ядова, С.А. Кравченко, Ж.Т. Тощенко, В.Г. Немировского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. В работе использовались следующие методы социологического исследования: - теоретические методы: метод сбора информации, анализ социологической литературы и других источников, метод определения понятий, метод классификации, дедуктивный и индуктивный методы; - эмпирические методы: количественный метод эмпирического социологического исследования: опрос в виде анкетирования. Практическая значимость данного исследования заключается в получении эмпирического материала, который может быть использован для более успешного и качественного определения социологических теорий личности с целью выявления их влияния на жизнь молодежи и их роли во взаимодействии с индивидов. В качестве базы исследования в ходе выполнения комплекса научно-исследовательских мероприятий в рамках реализации цели и задач работы выступил РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Исследовательская выборка характеризуется 50 респондентами, мужского и женского пола, возрастная категория которых не превышает 30 лет, и которые проживают в разных регионах. Исследование является выборочным. Генеральной совокупностью выступает вся молодежь. Структурно курсовая работа представлена: введением, двумя главами, заключением, глоссарием, списком использованных источников и литературы и приложением.
Введение

Научная проблема данного исследования представлена гносеологической и предметной составляющими. Гносеологическая научная проблема связана с различными подходами к изучению отечественных и зарубежных социологических теорий личности на разных этапах развития социологической науки. Предметная научная проблема исследования связана с различными подходами к характеристикам особенностей отечественных и зарубежных социологических теорий личности разными группами населения в зависимости от их психологических и социально-демографических показателей. Актуальность настоящей работы обусловлена двумя составляющими: теоритической и практической. Теоретическая актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня социологическим теориям личности требуется обоснование на теоритическом уровне таких аспектов, как: влияние социологических теорий личности на жизнедеятельность общества; взаимодействие личности и общества, личности и группы; проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности и др. Практическая актуальность заключается в том, что настоящая работа является практически значимой и должна решить прикладную задачу, которая направлена на рассмотрение теоретических подходов к социологическим теориям личности и их направленность к изучению неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЕСКИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ 7 1.1 Социология личности 7 1.2 Зарубежные социологические теории личности 12 1.3 Отечественные социологические теории личности 27 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЦИОЛОГИЕЧСКИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИНДИВИДОВ 36 2.1 Методология и методика эмпирического исследования 36 2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 41 2.3 Прогнозирование перспектив восприятия социологических теорий личности и ее последующее развитие 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 ГЛОССАРИЙ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80 ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Список литературы

1. Бaтыгин Г.С., Пoдвoйский Д.Г. История социологии. М.: Высшее Образование и Наука, 2018. 456 с. 2. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод / пер. с англ. - М.: Элементарные формы, 2017. 629 с. 3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Университет, 2017. 287 с. 4. Грушин Б.А. Горький вкус невостребованности // Российская социология шестидесятых годов. - М., 2018. 5. Дворянинова, Чурин. Предпосылки формирования теории символического интеракционизма / Дворянинова, Чурин. // Современные гуманитарные исследования. 2016. - №2 (69). - С. 159-163. 6. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс / Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: ИНФРА-М, 2018. 231 с. 7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2018. 623 с. 8. История социологии в Западной Европе и США // Ответственный редактор — академик РАН Г.В. Осипов.- М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА, 2018. 9. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 2018. 269 с. 10. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2016. 134с. 11. Мид Дж. Г. Философия настоящего / под ред. А.И. Мерфи; пер. с англ. В.Г. Николаева. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 272 с. 12. Национальная социологическая энциклопедия. URL: http://voluntary.ru/termin/cennost (Дата обращения: 16.10.2020) 13. Сайт учебных материалов: studwood.ru. Подражание. URL: https://studwood.ru/625289/sotsiologiya/podrazhanie (Дата обращения: 06.10.2020) 14. Сайт учебных материалов: studwood.ru. URL: https://studwood.ru/574915/kulturologiya/metodologicheskie_podhody_issledovan iyu_kommunikatsii (Дата обращения: 16.10.2020) 15. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - М.: Апрель, 2017. 1175 с. 16. Тард Г. Законы подражания / пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2019. 304 с.18. 17. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2017. 432 с. 18. Файловый архив студентов: studfiles. URL: https://studfiles.net/preview/2455116/ (Дата обращения: 25.10.2020) 19. Хальбвакс М. Индивидуальное сознание и коллективный разум / Пер. С фр. А.Т. Бикбова, Н.А. Шматко М., 2019. 239 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЕСКИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ 1.1 Социология личности Социология личности – это отрасль социологии, которая изучает личность как объект и субъект социальных отношений. Она исследует взаимоотношения личности и общества, общества и личности, межличностные отношения, типы личности, вопросы социализации личности. Социология не изучает личность как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. не биологию личности, а ее отношения, взаимосвязи. Социология изучает связи личности и общества, личности и группы, вопросы регуляции и саморегуляции поведения личности, включения ее в различные виды деятельности, что предполагает исследование желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций, потребностей личности. Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми. В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению. Понятие «личность» определяет не природную, а надприродную – социальную сущность человека. Личностью не рождаются, ею становятся в общении с себе подобными. Личность – это конкретно данный человек в совокупности индивидуальных и социально значимых черт и свойств. Это индивид, прошедший большой путь формирования в себе необходимых ему лично и обществу свойств, качеств и особенностей, усвоивший материальные и духовные продукты человеческой культуры. Личность постоянно взаимодействует с людьми, своим трудом и взаимодействием с другими личностями обогащает общество. Соотношение в человеке понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» можно передать формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Личность представляет собой уникальную систему биологических и социально значимых качеств, которые характеризуют ее как субъекта социальных отношений и социальной деятельности. Вбирая в себя социально значимые свойства и качества, личность в то же время обладает своей индивидуальностью и неповторимостью. Индивидуальность и неповторимость проявляются в психике, относительной свободе и независимости личности от ограничений, идущих от других людей и препятствующих процессу индивидуализации. Без этого не может быть ни уникальности, ни творчества, ни собственного «Я». Отличительной чертой человека как личности, является наличие самосознания, которое выступает как единство трех компонентов: 1. выделение себя из окружающей социальной среды и осознание собственного «Я»; 2. оценка и осознание отношения к себе других; 3. осуществление регуляции своего поведения на основе оценки места своего «Я» среди других людей, своих возможностей и перспектив. Известные психологи и социологи А.Маслоу, Э.Фромм и другие указывают на такую отличительную характеристику человека, как наличие у него психофизиологических и социальных потребностей. В своей структуре они представляют: 1. физиологические потребности (потребности в пище, воде, сне и т.д.); 2. потребности в безопасности (стабильность, порядок); 3. потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); 4. потребности в уважении (самоуважение, признание другими); 5. потребность самоактуализации (развитие способностей). Неотъемлемыми социальными качествами личности выступают интересы, ценностные ориентации, убежденность, способность к идентичности (к отождествлению себя с определенной этнической, политической, территориальной, религиозной и другой принадлежностью). Социальная активность личности проявляется в её способности к самопознанию, саморазвитию и саморегулированию. Она открыта, подвержена к изменению. В целом личность представляет собой сложную структуру, в которой переплетены биологические, психологические и социальные элементы. Биологический элемент включает биологическую природу человека, его потребности, как биологического существа, в воздухе, пище, воде, активности, сне, здоровье. Психологический элемент составляет совокупность эмоций, переживаний, способностей и т.п. Социальный элемент – набор интересов, ценностных ориентаций, культурных и духовных качеств (совесть, долг, ответственность и др.), социальных ролей и т.д. Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, выступают в целостном единстве и в процессе взаимодействия человека с внешней средой подвергаются изменениям. Проблема личности в социологии рассматривается с разных точек зрения, в частности, то каким образом под влиянием общества происходит социализация человека. ? 1.2 Зарубежные социологические теории личности Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие зарубежные теории личности: 1. Психоаналитическая теория (З.Фрейд); 2. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид); 3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс). Рассмотрим каждую из вышеуказанных теорий. Психоаналитическая теория (З.Фрейд) Данная теория направлена на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Большой вклад в развитии данного направления осуществил Зигмунд Фрейд со своими научными работами. Фрейд считал, что инстинктивные потребности организмов считаются сознательно противообщественными. Но так как все потребности и желания человека лежат во внешнем и социальном мире, ему необходимо быть готовы к адаптации к обществу, окружению. Теория Фрейда позволяет анализировать бессознательные механизмы поведения личности и даже коллективное поведение: групповые агрессии, фобии, другие психопатические проявления, возникающие в условиях социальной нестабильности. Психоаналитическая традиция сводит развитие к формированию внутренних психологических структур личности. Начало формирования личности связывается или с включением в действие основных жизненных биологических потребностей, с возникновением конфликта между стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых жизненных неудач в удовлетворении важных потребностей, которые ведут к появлению комплексов (неофрейдизм). Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); «Оно» - бессознательное, стремление к получению удовольствия, присутствует с момента рождения. 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; «Я» - основывается на принципе реальности, развивается в процессе возрастающих усилий ребенка, направленных на удовлетворение его потребностей через взаимодействие с окружающими людьми. 3) коллективное сознание, т.е. культуры, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания; «Сверх - Я» - это система ценностей, моральные суждения. Таким образом, наличие этих трех аспектов способствует крайней противоречивости личности, так как происходит конфликт между природными инстинктами, влечениями, желаниями, требованиями и стандартами общества, которые направлены на подчинение социальным нормам. Также рассмотрим психодинамическую теория Фрейда. В соответствии с данной теорией, основными ресурсами развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а именно, общая биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание). Данная энергия ориентирована, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие фундаментальную часть либидо, человеком не осознаются. Фрейд полагал, что личность никак не владеет свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек заблокирован собственным внутренним миром, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И лишь описки, обмолвки, сновидения и другие специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека. Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности: 1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия; 2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире. Эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго, и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними; 3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: 1) вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); 2) проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); 3) замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); 4) реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); 5) сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве. Как было сказано ранее, довольно часто эти три составляющих личности человека противостоят друг другу. Ид действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение таких потребностей до того момента, когда эго можно будет достичь социально приемлемыми путями. А суперэго, которое в то же время мы можем назвать совестью человека, навязывает ему различные моральные стандарты общества. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над ид и суперэго. Рисунок 1. Взаимодействие составляющих личности В своей ранее топографической модели Фрейд предположил, что оно или же ид, a так же большая часть эго и суперэго погружены в бессознательное. И только лишь небольшие части «эго» и «суперэго» выходят в сознание и предсознание. Бессознательные конфликты между агрессивными и сексуальными импульсами оно или ид и ограничениями на них со стороны эго и суперэго являются причиной различных психических расстройств человека. Фрейд разработал несколько способов в помощи таким пациентам. Например, при помощи метода свободных ассоциаций или же анализа сновидений мысли и чувства переводятся в содержание сознания пациента. Главной задачей психолога является интерпретировать эти сны и ассоциации. Таким образом психоаналитик помогает пациенту осознать все свои бессознательные конфликты. Только глубокий психоанализ может нейтрализовать некоторые отрицательные последствия ранних переживаний. Исходя из теории, Фрейда мы выглядим относительно пассивными существами. Хотя эго активно борется с ид и суперэго, мы остаемся относительно бессильными пассивными заложниками. Для Фрейда психическое здоровье заключается в твердом, но гибком контроле эго над импульсами оно. Согласно Фрейду, главной целью психоанализа является убеждение в том, что, где есть оно там будет эго. Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов с одной стороны, и защитных механизмов - с другой. А структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид) В соответствии с данной теорией основу личности представляет самосознание. Самосознание – это результат взаимодействия личности с социумом. Это важный процессе, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. В данной теории существуют две социологические концепции Ч.Кули и Дж.Мида. Рассмотрим их подробней. В концепции Ч.Х. Кули основную роль в социализации индивида играют первичным группы, такие как семья, детским коллективы, соседские общности и другие. Данные групп характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. В процессе формирования сознания и самосознания детей Ч. Х. Кули давал огромную значимость мнениям и представлениям окружающих людей детей в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей. Согласно данной концепции окружающее мнение относительно самой личности становится до такой степени для индивида, что под их давлением у индивида формируется чувство собственного «я», которое другими словами называется «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, индивид словно смотрится в данные зеркала. В постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «я», как некая сумма зеркальных «я», т.е. человеческое «я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. В социологической концепции личности Дж. Г. Мида автор придавал особую значимость в процессе социализации индивида социальному взаимодействию. Также он попытался изучить роль символов и жестов в данном процессе. Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов, и принимать на себя роли других людей. Критерием формирования зрелого «я» является способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого». Под этим Дж.Г. Мид понимал так называемый обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду. Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют значимую роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы. Также стоит отметить, что средства массовой информации влияют на формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе. Теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. В процессе социализации человек усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности. В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли. Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей. Рассмотрим следующее понятие. Социальная роль Социальная роль — ожидаемое поведение, которое направлено на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль работодателя полностью определяет его поведение, оно имеет неотъемлемую связь с установленными правами и обязанностями работодателя. К ним относятся предоставление допустимых условий труда, выплата заработной платы в срок, проведение совещаний, проявление уважения к своему персоналу, мотивация и моральная поддержка кадров для успешной реализации своих должностных обязанностей. Люди очень сложны и разнообразны. У каждого человека свое видение мира. Действия и поступки людей кардинально отличаются друг от друга. От представителей различных профессий ожидают разные, но соответствующие им модели поведения. Например, от менеджера люди ожидают один тип поведения, а от безработного совсем иной. Более того, один и то же человек будет вести себя по-разному в разных ситуациях: например, с членами своей семьи и с едва знакомыми людьми. Социальные нормы - предписанные правила поведения. При этом важно подчеркнуть, что социальные нормы характеризуют именно роль, а не статус. Социальную роль также часто называют динамической стороной статуса. Здесь важно понимать, что речь идет именно о социальном взаимодействии, а не с социальными отношениями. Таким образом: - социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию. - социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям. - социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Подданные ожидают от короля, предписанного обычаем или документом, поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут фиксироваться, закрепляться, и тогда они становятся социальными нормами. Но, только при условии, что их рассматривают как обязательные требования (предписания). Однако они могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Ролью называется поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом. Латинское слово «persona», сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных. Социальная роль и есть маска, в которую облачается человек. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью. Социальная роль не возможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально взаимосвязанных с данным статусом и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Иными словами, статус подчеркивает сходство людей, а роль- их различие. 1.3 Отечественные социологические теории личности Одной из наиболее известных в отечественной социологии концепций является диспозиционная концепция В.А. Ядова. В.А. Ядов рассматривает диспозицию личности как предрасположенность к определенному восприятию условий жизнедеятельности и поведению. Существует система диспозиций, которая функционирует как целостный, сложно организованный и иерархически сформированный механизм, являющийся продуктом предшествующего опыта. Система диспозиций личности включает в себя четыре уровня:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg