Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Народные игры как средство обучения математике в начальнои? школе

one_butterfly 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
В связи с этим тема использования народных игр на уроках математики в начальной школе является актуальной. Объект исследования: народные игры в начальной школе. Предмет исследования: народные игры на занятиях математики в начальной школе. Цель исследования: планирование современного урока математики в начальной школе с применением народных игр на различных этапах урока. Гипотеза исследования: тема будет более значимой, когда учитель хорошо знает своих учеников, понимает и знает роль игры в обучении детей, способен выбирать народные игры подходящие уроку. Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации познавательного интереса к предмету. 2.Виды народных игр и их применение на различных этапах уроков математики в начальной школе. 3. Рассмотреть особенности построения карты современного урока математики в начальной школе с применением народных игр. 4.Разработать рекомендации для учителей начальной школы по использованию народных игр на уроках математики на различных этапах урока.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что народная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ценных морально-волевых качеств. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом. Во ФГОС определен «портрет» выпускника начальной школы: • - любящий свой народ, свой край и свою Родину; • - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы игровой деятельности на младших школьников при обучении математики 5 1.1 Построения современного урока математики в начальной школе 5 1.2. Народная игра как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста 7 1.3 Особенности народных игр при организации обучения математике в начальной школе 13 2. Анализ проведения уроков математики с применением народных игр 17 2.1 Методические рекомендации учителю: Роль игры в подготовке урока математики в начальной школе 17 2.2 Использование народных игр считалок на уроках математики 21 Заключение 26 Список литературы 27 Приложение 29
Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html 2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. Дет. лит., 2018. 3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе/ А.Г. Асмолов.- М.: Просвещение, 2012.- 160с. 4. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2018. - № 6. - С. 16-19. 5. Боровсакая Л.А. Формирование УУД // Начальная школа.-2019. №11 - С.21 – 23 6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А. Вахновецкий.- М.: Вентана- Граф, 2014.-123с. 7. Вегнер А.Л. Методика диагностики сформированности компонентов учебной деятельности/ А.Л. Вегнер.- М.: Просвещение, 2016. – 208с. 8. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Дрофа, 2016. 9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе /Н.К. Винокуров.- М.: Росткнига, 2012.-143с. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. Просвещение, 2011. 11. Герасименко А.А. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.- 2019. - № 11. - С. 59-64. 12. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Малая библиотека словарей русского языка, 2018. 13. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Просвещение, 2001. 14. Козлова Т.А. Методика для учителя 2 класс (1-3)/ Т.А. Козлова.-М.: Баллас, 2016. -196с. 15. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / О.В. Кузнецова.- Ярославль, 2019.-134с. 16. Кухаронок В.Г. Диагностика творческой активности младших школьников. // Начальная школа.- 2018 -№5 С.12-35 17. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно – воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.// Начальная школа. 2019.- №12- С.12-23. 18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов.- М.: Педагогика, 2018.- 132с. 19. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя /Р.М. Миронова. - Минск: Народная света, 2016.- 176 с. 20. Тихомирова Л.Ф Упражнения на каждый день :логика для школьников Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль, 2019.- 123с. 21. Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей. Владос, 2001.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы игровой деятельности на младших школьников при обучении математики 1.1 Построения современного урока математики в начальной школе Многие учёные-педагоги признают, что развитие познавательного интереса невозможно без применения на уроках занимательных задач и народных игр, активных форм урока. Поэтому структура, цели и задачи современного урока будет отличаться от традиционного урока. Отличие современного от традиционного обучения является целеполагание, коррекция знаний, рефлексия и принципа организации педагогического процесса. Так цель при традиционном обучении состоит в том, что учащихся получают тему в готовом виде при сообщении учителем в начале урока и сам намечает этапы работы по усвоению темы учащимися. При современном обучении дети самостоятельно формируют цели и проблему своей деятельности, намечают пути овладения знаниями. Л.Б. Истомина утверждает, что в основе организации традиционной системы передачи знаний лежит принцип линейности, от простого к сложному, а при современном построении урока, лежит принцип самостоятельности, где учащиеся могут сами намечать этапы получения знаний[11]. Д.Б. Эльконин обосновал принципы построения этапов получения знаний самим учеником[26]. Принцип –решения проблемы. В основе его лежит проблема, которую необходимо решить. И не важно, с какого этапа начнёт ученик ее решать: с практической части или нахождение теоретических основ решение проблемы. Принцип построения учебного процесса. Структура системы традиционного урока - чётко распределена по временным отрезкам и разделена на этапы: вводная часть, основная, закрепление, проверка первичных знаний, выдача домашнего задания. Г.К. Селевко рассматривает структуру урока при современном обучении и выражает ее определенной схемой: Проблемная ситуация - формулирование проблемы – выдвижение гипотезы - составление плана решения проблемы-проведения практической или теоретической проверки выдвинутой гипотезы, применение полученных знаний в новой обстановке - проведение рефлексивного момента. ( самооценка своих действий и их, если это необходимо коррекция)[23,с.67]. Принцип самостоятельности. Н.А. Погорелова отмечает «Деятельность учителя при традиционной системе сведена на объяснение теоретических знаний в готовом виде и проверке усвоенных знаний и умений. То есть ведущая роль при проведении урока, принадлежит учителю»[18,с.87]. При современном проведении учитель является консультантом и регулятором деятельности учащихся. М.И. Махмутов отмечает, что «При современной форме обучения деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность.»[17 с.34] Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что деятельность учителя сводится к организующей и консультационной роли. При современных формах обучения учитель постоянно организует самостоятельные работы не на проверку усвоенных знаний, а прежде всего, на приобретение самостоятельным путем учащимися новых знаний. Только в крайних случаях, зная индивидуальные особенности учащихся класса, учитель организует объяснение сложного материала, организует трудные для детей исследовательские работы. Даже в этот период учитель выступает на уроке в качестве помощника и консультанта, тем самым активизируя самостоятельный поиск учащихся по усвоению новых знаний. Г.К. Селевко отмечает: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»[23, c.23]. Данное выражение отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. 1.2. Народная игра как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст - период творчества. У детей формируется творческое воображение, развивается собственная логика мышления. Для этого периода характерно стремительное расширение условий жизни ребенка - школьник знакомится с миром взаимоотношений людей и множества видов деятельности и у него появляется стремление к самостоятельности. Достаточно эффективным средств воспитания младших школьников является игра, служащая наиболее доступным пока для них видом деятельности, и способом внутренней переработки полученных ребенком впечатлений извне [35]. Игра как особый вид деятельности детей, состоит в воспроизведении младшими школьниками действий взрослых и межличностных взаимоотношений - в игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых. Игра влияет на различные стороны психики и личности детей, способствует развитию моторной и интеллектуальной сферы. Игровая деятельность - важнейший способ усвоения культуры. Игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, обладающие большим жизненным опытом, предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!» Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду. В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — народные игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований О.И.Капицы, Г.М. Науменко игры условно можно разделить на виды: - подвижные (спортивные) игры; - обрядовые (календарные); - по отношению к природе (природные); - трудовые (бытовые); - с ведущим (водящим); - драматические (с элементами театрализованных действий) [14]. К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др. (приложение3)) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и другие. По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.) Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»). Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.) Так как все народные игры проводились по-разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа: - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.) - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.) - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, «Капустка», «Улитка» и др.). Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. Иногда играм приписывали магические действия. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания [3]. Выбирая и исполняя конкретную роль в игре, школьник имеет соответствующий образ и образцы его действий. При этом образный план чрезвычайно значим, так как без него игра невозможна. Также необходимо отметить, что в игре жизнь осуществляется в виде представлений, она имеет эмоциональную насыщенность и является для младшего школьника реальностью. К.Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» [14, с. 73]. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры, и интереса. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2, с. 44]. В играх – не только развлечение и интересное времяпровождение, в них – не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение в физическом, художественном, нравственном, культурно-просветительском и творческом воспитании. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [2, с. 46]. Эта специфическая особенность игры несет в себе очень большие воспитательные возможности и потенциал, ведь, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные чувства играющих детей, которые будут формировать его как личность. Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [14]. В качестве таковых и выступают игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок» [8]. Забота о здоровье ребёнка и его нормальном развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки - всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Творческое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особое значение народ придавал национальным играм. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга». Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи. В. А. Сухомлинский так же отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [2, с. 45]. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющий свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающий самообразование через рефлексию ребёнка. К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру, развивают в ребёнке творческую активность. По содержанию игры детей разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные с предметами. Дети очень любят игры с песком и водой. Они тогда производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На следующем этапе жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg