Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования

one_butterfly 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть организацию воспитательного процесса, основанную на формировании у студентов СПО устойчивых нравственных, моральных качеств гражданина РФ, умений работы с людьми в ходе воспитательных мероприятий. Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи: - изучить сущность и содержание нравственно-правового воспитания в условиях среднего профессионального образования; - проанализировать потенциал дисциплин «Обществознание» и «Право» в нравственно-правовом воспитании в системе среднего профессионального образования; - рассмотреть осуществление нравственно-правового воспитания студентов куратором на внеурочных мероприятиях и классных часах; - исследовать деятельность социального педагога в нравственно-правовом воспитании студентов. Объектом исследования является воспитательный процесс по работе со студентами в учреждениях среднего профессионального образования. Предметом исследования является комплекс педагогических воспитательных мероприятий, их сущность организации в средних специальных учебных заведениях. Источниковая база КР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы, а также литература касающаяся нравственно-правового воспитания несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования. Степень изученности проблемы. При написании курсовой работы использовалась следующая литература. Опорную информацию в написании теоретической части курсовой работы составили следующие учебники: «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Теоретическую основу также составили: воспитание в современной России О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк; культурологическая концепция содержания образования В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; свобода личности и воспитание Г.Н. Филонов; социально - личностный подход к воспитанию И.З. Гликман; стратегические ориентиры и реальная политика развития образования В.И. Загвязинский. Новизна данной КР является то, что нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования является первостепенным фактором влияния на будущее выпускаемых специалистов и на их качества. Важной частью данной тематики, что нашло отражение в данной КР, становится анализ и оценка перспектив совершенствования данного вопроса. Практическая значимость КР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организациях, которые оказывают образовательные услуги. Структура данной работы состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 28 наименований.
Введение

Актуальность темы. Процесс развития современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Воспитание как неотъемлемая система образования играет большую роль в течение всего периода формирования педагогики как науки. Специфика воспитательной работы носит общественно значимый характер. Проблемы нахождения общей стратегии развития воспитательного процесса и разработки точного плана действий мотивирует образовательные институты к созданию, формированию достойного в воспитательном плане выпускника образовательного учреждения. Среднее профессиональное образование не исключение. Сегодня среднее техническое образование является одним из наиболее востребованных видов профессионального образования. Среднее профессиональное образование технического профиля имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов, сочетающих достаточно широкую теоретическую подготовку с практико-ориентированными умениями по диагностике, наладке, текущей эксплуатации и ремонту оборудования, - удовлетворяющих текущим и перспективным потребностям рынка труда. На российском рынке образовательных услуг сложилась парадоксальная ситуация. Число выпускников средних специальных учебных заведений технического профиля постоянно растет, многие из них не могут найти себе работу по специальности, определиться в современной экономической жизни. В то же время в стране обозначился острый дефицит высококвалифицированных техников, способных самостоятельно решать задачи в условиях жесткой конкуренции при рыночных отношениях. Для того чтобы нынешние выпускники средней профессиональной школы были востребованными на рынке труда, уже недостаточно того содержания, которое осваивается ими в вузе, они должны обладать не только некоторыми дополнительными качествами, знаниями, умениями, но и высокими нравственными качествами, психологическим и педагогическим опытом работы с людьми. Перечисленные воспитательные качества, наиболее значимые с точки зрения работодателей, обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, в обществе. Сформулированная проблема и определила выбор темы: «Особенности воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы нормативно-правового воспитания в условиях среднего профессионального образования…………...6 1.1. Сущность и содержание нравственно-правового воспитания в условиях среднего профессионального образования……………………………………...6 1.2. Потенциал дисциплин «Обществознание» и «Право» дисциплин в нравственно-правовом воспитании в системе среднего профессионального образования………………………………………………………………………11 ГЛАВА 2. Деятельность преподавателя «обществознания», куратора и социального педагога в осуществлении нравственно-правового воспитания студентов среднего профессионального образования………………………...15 2.1. Осуществление нравственно-правового воспитания студентов куратором на внеурочных мероприятиях и классных часах………………………………15 2.2. Деятельность социального педагога в нравственно-правовом воспитании студентов…………………………………………………………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….28
Список литературы

Источники Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 28.10.2020. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 июля 2020. № 364. Литература 3. Новиков, А.М. О законах педагогики // Педагогика, 2016 - № 7, С. 3-8. 4. Любимов, Л.Л. Общество и образование в России // Народное образование, 2019 - № 9, С. 16-20. 5. Коротаева, Е.В. Дидактика активного развития: учебный диалог со студентами: Профессия – педагог // Довузовское воспитание, 2015 - № 12, С. 102-107. 6. Давыдов, Ю.С. Образование: взгляд изнутри // Педагогика, 2016 - № 9, С. 11-17. 7. Щуркова, Е.Н. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание студентов, 2015 - № 10, С. 11-19. 8. Круглов, В.В. Воспитание не должно быть параллельным // Народное образование, 2015 - № 4, С. 216-219. 9. Остапенко, А.А., Хагуров, Т.А. Россия должна предъявить миру свой взгляд на воспитание // Народное образование, 2016 - № 7, С. 18-24. 10. Семенов, Ю.Г., Соловьева, С.А. Генезис педагогической мысли в аспекте воспитания достоинства личности // Воспитание школьников, 2016 - № 4, С. 60-68. 11. Верин - Галицкий, Д.В. О ценностях воспитания // Народное образование, 2017 - № 3, С. 157-161. 12. Хагурова, Н.Е. Риски взросления в пространстве культуры: искусство для детей и юношества вчера и сегодня // Народное образование, 2017 - № 3, С. 164-170. 13. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика, 2016 - № 7, С. 3-13. 14. Праздникова, Л.Г. Воспитание интеллигенции как качества личности // Воспитание школьника, 2016 - № 7, С. 25-33. 15. Ананьин, Г.Е. О системном подходе в воспитании // Педагогика, 2017 - № 8, С. 77-85. 16. Гликман, Н.З. Социально - личностный подход к воспитанию // Народное образование, 2016 - № 1, С. 217-221. 17. Астраханцева, С.В. Проектирование воспитательной работы в контексте социально - педагогической парадигмы // Педагогика, 2017 - №4, С. 37-43. 18. Шиянов, Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика, 2017 - № 10, С. 33-37. 19. Степанов, Е.Н. Лекция «Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века» Классный руководитель, 2016 - № 1, С. 5-12. 20. Психология развития и возрастная психология // Под ред. О.В.Шапатина, Е.А. Павлова. – М.: Универс-групп, 2017. - 204 с. 21. Психология развития // Под ред. А.К.Болотовой и О.Н.Молчановой, М.: ЧеРо, 2015. - 524 с. 22. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н.Поливанова // Вопросы психологии. 2017. - № 8. - С.44 - 58. 23. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 2016. – 904 с. 24. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование. № 10. 2016. С. 22 – 32. 25. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование. № 14. 2016. С. 83 – 87. 26. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель. № 8. 2017. С. 63 – 67. 27. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Академия, 2015. - 288 с. 28. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование. № 4. 2016. С. 10 – 19.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Сущность и содержание нравственно-правового воспитания в условиях среднего профессионального образования В современных условиях меняется характер и содержание нравственного воспитания студентов учебных заведений СПО, но цели и задачи остаются неизменными: формирование личности специалиста с высокими нравственными качествами, способного к саморазвитию и самосовершенствованию, причем не только в части профессионализма и деловых качеств, но и в части нравственного развития. Воспитание в период обучения в колледже или профессиональном лицее – это серьезный этап социализации личности, в течение которого происходит завершение выработки жизненной позиции и нравственного самораскрытия своего «Я». Однако даже самый поверхностный анализ процессов и явлений, происходящих в современном обществе, говорит о моральной и социальной дезориентации молодежи, в частности, сниженная способность к критическому мышлению, потребительские настроения, утилитарное отношение к жизни на фоне завышенного уровня личностных притязаний. Все это сопровождается неспособностью к сознательному жизненному выбору, которая оказывает негативное влияние на последующую жизнь человека в обществе и другие отрицательные явления, которых мы уже коснулись в настоящей работе . На современном этапе развития системы профессионального образования в Российской Федерации и педагогами, и общественностью вполне осознан факт того, что нравственная составляющая является неотъемлемой частью воспитательной работы в учреждениях СПО. Каждое учебное заведение СПО располагает планами работы по нравственному воспитанию. Сама программа представляет собой комплекс мероприятий, который отражает все аспекты духовно-нравственного воспитания студентов, а именно: формирует гражданское самосознание, сознание ответственности будущего учителя, потребность в изучении отечественной истории и традиций. В программе был заявлен ряд задач, среди которых особо отметим следующие. 1. Интеграция духовно-нравственного воспитания и научно-профессионального содержания образования путем разработки и внедрения соответствующих учебных курсов. 2. Приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям традиционной общественной культуры. 3. Подготовка и повышение квалификации педагогических работников в части нравственного воспитания. 4. Научно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания студентов, обобщение и распространение передового опыта формирования духовно-нравственной личности . Однако для решения данных задач необходимо иметь представление о том, что именно следует вкладывать в понятие «духовно-нравственное воспитание»? И какую роль оно играет в современном обществе? Также следует осознавать, почему нравственный аспект воспитательной работы важен в процессе становления и развития личности молодого специалиста. В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России образованию отводится ключевая роль в моральной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социально солидарности в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Таким образом, возрождение интереса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. Сегодня необходимо совершенствование системы духовно- нравственного воспитания молодежи на основе создания социальных, правовых, организационных, ресурсных предпосылок, методической и информационной поддержки. В этих условиях решение проблемы организации духовно-нравственного воспитания молодежи требует программно-целевого подхода. В понятие «духовно-нравственное воспитание» мы вкладываем процесс содействия становлению нравственной и морально-этической сферы человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление готовности совершать те или иные поступки, руководствуясь высокими духовно-нравственными побуждениями) . Исторически сложилось так, что в России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало моральному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания студентов колледжа становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах. Рассмотрим основные из них. 1. Культурно-исторический (на основе примеров отечественной истории и культуры). 2. Нравственно-этический (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром). 3. Этнокультурный (на основе национальных православных традиций русского народа) . Таким образом, анализ опыта данного учебного заведения позволяет нам убедиться, что формирование нравственных принципов является ведущей ролью воспитательной работы. Это – комплексный процесс, включающий в себя разнообразные элементы, систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высокими нравственно-этическими целями. На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения студентов в учебный процесс, по формам и способам образования. Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Об этом писали такие ученые, как С.Т. Золотухина, Л.И. Редькина, А.П. Тряпицына и др. Так, в частности, Л.И. Редькина считает, что «отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях СПО оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, а также социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений». Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности студента, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта . Таким образом, следует констатировать, что современные научные исследования и массовый педагогический опыт в учебных заведениях СПО показывают: развитие духовно-нравственного воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач. 1. Возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости. 2. Создание центров развития внеучебной деятельности студентов, понимание развития досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирования молодежной субкультуры. 3. Становление и развитие системы социально-психологической помощи студенческой молодежи в учреждениях профессионального образования. 4. Осознанное изучение, распространение и практическое внедрение опыта организации воспитания студентов в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал. Решение подобных задач возможно лишь при соблюдении следующих условий. 1. Оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов; 2. Разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят; 3. Сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей; 4. Создании необходимых условий для самореализации личности студентов (внеучебная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм др.). Однако анализ деятельности современных учебных заведений СПО показывает, что в сфере нравственного воспитания их студентов имеется немало проблем, без решения которых вряд ли можно говорить о полноценной подготовке специалиста и нравственном развитии его личности. 1.2. Потенциал дисциплин «Обществознание» и «Право» дисциплин в нравственно-правовом воспитании в системе среднего профессионального образования В основе образования лежит реализация основной педагогической функции, а именно передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в целом, что осуществляется непосредственно в процессе обучения и воспитания студентов. Дисциплина «Обществознание» одна из немногих дисциплин ФГОС СПО, изучаемая на первом курсе студентами, получающими среднее профессиональное образование, которая непосредственно связана с формированием фундаментального профессионального юридического правового сознания . Формирование и развитие высокого уровня правосознания личности обучающихся происходит через научное освоение знаний основ социальной действительности, права, убежденности в целесообразности и справедливости правовых предписаний, формирование первичной потребности к законопослушному поведению, правовой культуре как производной правосознания. В процессе социализации личности «Обществознание» занимает центральное место в системе дисциплин, играющих важную роль в формировании нравственных ориентиров личности, ее правовой и политической культуры. К этому подводит изучение не только политической и социальной сфер общества, но и экономической и духовной. В знаниях об искусстве, религии, философии, этике и т.д. проявляется гуманистический смысл «Обществознания». Ведь оно дает молодому поколению необходимые базовые знания об обществе, в котором мы живем, его сферах и процессах, в нем протекающих. Именно поэтому «Обществознание», как учебная дисциплина, необходимо всем студентам, вне зависимости от избираемой будущей профессии, так как нет настоящего гражданина без знания общества. «Обществознание» помогает студентам приспособиться к изменчивой и сложной социальной действительности, благоприятствует успешной социализации личности. Именно с изучения «Обществознания» начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры студента, получающего среднее профессиональное образование, формирование у него научной базы правового мировоззрения. Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения. Нам известно, что педагогический процесс представляет собой явление, элементами которого являются субъект (обучающий) и объект (обучаемый), при этом значение субъекта переоценить практически невозможно. Преподаватель осуществляет широкий спектр функций в образовательном процессе, и помимо непосредственного управления им, занимается разработкой учебно-методической документации, проводит воспитательную работу, индивидуальные и групповые консультации по актуальным вопросам, изучаемым в рамках дисциплины, осуществляет руководство самостоятельной работой студентов и т.д. . Таким образом, качество учебно-воспитательного процесса, и, следовательно, качество знаний студентов во многом зависит от деятельности преподавателя. Данный фактор, в сравнении с другими (состав обучаемых, содержание учебных дисциплин, методика и технология обучения, организация учебно-воспитательного процесса), на наш взгляд, является основопологающим. Здесь встает вопрос о значимости преподавателя в процессе самообразования и самовоспитания студентов в рамках изучения «Обществознания». Задачей педагога является такая организация самостоятельной работы студентов, в результате которой студент усовершенствует умение самостоятельного поиска, творческой переработки и анализа информации, необходимой при изучении дисциплины. Одним из наиболее распространенных и эффективных способов становления правосознания является правовое воспитание, которое представляет собой процесс формирования у студентов правосознания и правовой культуры. Данный процесс, по нашему мнению, заключается не только в получении знаний, но и в их анализе, который позже способствует трансформации правовых норм и их перевоплощению в идеалы и идеи. Важнейшая цель и этап правового воспитания - это освоение правовых ценностей. Правовое воспитание способствует эффективной адаптации личности в существующих социально-экономических условиях. В данном случае правовое воспитание неотделимо от правового обучения и, в рассматриваемом контексте, следует апеллировать не к этим элементам в отдельности, а к правовому образованию в целом, поскольку именно оно позволяет сформировать личность грамотную не только в рамках предусмотренных учебной программой, но и в юридическом отношении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg