Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИНФОРМАТИКА

Автоматизированные системы управления технологическими процессам

one_butterfly 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей, а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет. Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в целом.
Введение

Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения. Руководители многих российских предприятий имеют слабое представление о современных компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой штат собственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные программы для решения стандартных управленческих задач.
Содержание

1. Введение 3 2. Автоматизированные технологические процессы 4 3. Этапы развития автоматизированных систем управления 5 4. Концепция SCADA как систем верхнего уровня современных АСУТП 8 5. Обобщенная структура АСУТП 11 6. Этапы разработки АСУТП 15 7. Работа SCADA–систем 16 8. Заключение 21 9. Приложение 22 10.Список литературы 23
Список литературы

1.Иванов Д.Р. Алгоритм функционирования системы управления технологическими процессами. – М.: Наука, 2009. 2. Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование. Теория и элементы систем.- М.: Машиностроение, 2013. 3. Карпов И.И. и др. Информационный анализ процессов автоматизации. – Л.: Недра, 2012. 4. Красовский А.А. Справочник по теории автоматического управления. – М.: Наука, 2009. 5. Шидловский С.В. Автоматизация технологических процессов и производств. – Томск : Изд-во НТЛ, 2009. 6. Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М.: Высшая школа, 1991. 7. http://www.rugost.com/ 8. http://asutpnews.ru/
Отрывок из работы

Автоматизированные технологические процессы. Для современного машиностроения характерны такие взаимоисключающие тенденции, как повышение потребительских, эксплуатационных требований к деталям машин, их конструкции и возможностям, при снижении их материало и энергоемкости; повышение качества разработок новых изделий при сокращении сроков и уменьшении их себестоимости. Методы автоматизации проектирования и технологической подготовки производства превращаются в систему взаимосвязанных конструкторских, технологических и расчетных решений, основанных на соответствующих программных и аппаратных комплексах. Автоматизация технологических процессов в производственной сфере проходит путем широкого внедрения мехатронных объектов. Аппаратурные, вычислительные и программные возможности в настоящее время позволяют легко создавать системы управления объектами и процессами, используя для этого ограниченный набор функционально завершенных устройств процессорного управления, контроллеров, модулей связи с датчиками, с исполнительными и другими подсистемами. При этом возможно применение либо вариантов базового программного обеспечения, предоставляемого разработчиками аппаратных блоков и модулей, либо разработанные самостоятельно прикладные программные средства. Современные технологии изготовления некоторых деталей, элементов конструкций реализованы благодаря мехатронному научному и техническому базису. ? Этапы развития автоматизированных систем управления. Современная АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) представляет собой многоуровневую человеко–машинную систему управления. Создание АСУ сложными технологическими процессами осуществляется с использованием автоматических информационных систем сбора данных и вычислительных комплексов, которые постоянно совершенствуются по мере эволюции технических средств и программного обеспечения. Появлению программного обеспечения полностью автоматизирующего процессы управления большим количеством разнородного технологического оборудования, оснащенного микроконтроллерами и/или микро–ЭВМ, предшествовало несколько этапов. Первый этап отражает внедрение систем автоматического регулирования (САР). Объектами управления на этом этапе являются отдельные параметры, установки, агрегаты; решение задач стабилизации, программного управления, слежения переходит от человека к САР. У человека появляются функции расчета задания и параметры настройки регуляторов. Второй этап – автоматизация технологических процессов. Объектом управления становится рассредоточенная в пространстве система; с помощью систем автоматического управления (САУ) реализуются все более сложные законы управления, решаются задачи оптимального и адаптивного управления, проводится идентификация объекта и состояний системы. Характерной особенностью этого этапа является внедрение систем телемеханики в управление технологическими процессами. Человек все больше отдаляется от объекта управления, между объектом и диспетчером выстраивается целый ряд измерительных систем, исполнительных механизмов, средств телемеханики, мнемосхем и других средств отображения информации (СОИ). Третий этап – автоматизированные системы управления технологическими процессами – характеризуется внедрением в управление технологическими процессами вычислительной техники. Вначале – применение микропроцессоров, использование на отдельных фазах управления вычислительных систем; затем активное развитие человеко–машинных систем управления, инженерной психологии, методов и моделей исследования операций и, наконец, диспетчерское управление на основе использования автоматических информационных систем сбора данных и современных вычислительных комплексов. От этапа к этапу менялись и функции человека (оператора/диспетчера), призванного обеспечить регламентное функционирование технологического процесса. Расширяется круг задач, решаемых на уровне управления; ограниченный прямой необходимостью управления технологическим процессом набор задач пополняется качественно новыми задачами, ранее имеющими вспомогательный характер или относящиеся к другому уровню управления. Диспетчер в многоуровневой автоматизированной системе управления технологическими процессами получает информацию с монитора ЭВМ или с электронной системы отображения информации и воздействует на объекты, находящиеся от него на значительном расстоянии с помощью телекоммуникационных систем, контроллеров, интеллектуальных исполнительных механизмов. Основой, необходимым условием эффективной реализации диспетчерского управления, имеющего ярко выраженный динамический характер, становится работа с информацией, т. е. процессы сбора, передачи, обработки, отображения, представления информации. От диспетчера уже требуется не только профессиональное знание технологического процесса, основ управления им, но и опыт работы в информационных системах, умение принимать решение (в диалоге с ЭВМ) в нештатных и аварийных ситуациях и многое другое. Диспетчер становится главным действующим лицом в управлении технологическим процессом. Говоря о диспетчерском управлении, нельзя не затронуть проблему технологического риска. Технологические процессы в энергетике, нефтегазовой и ряде других отраслей промышленности являются потенциально опасными и при возникновении аварий приводят к человеческим жертвам, а также к значительному материальному и экологическому ущербу. Статистика говорит, что за тридцать лет число учтенных аварий удваивается примерно каждые десять лет. В основе любой аварии за исключением стихийных бедствий лежит ошибка человека. В результате анализа большинства аварий и происшествий на всех видах транспорта, в промышленности и энергетике были получены интересные данные. В 60–х годах ошибка человека была первоначальной причиной аварий лишь в 20% случаев, тогда как к концу 80–х доля “человеческого фактора” стала приближаться к 80 %. Одна из причин этой тенденции – старый традиционный подход к построению сложных систем управления, т. е. ориентация на применение новейших технических и технологических достижений и недооценка необходимости построения эффективного человеко–машинного интерфейса, ориентированного на человека (диспетчера). Таким образом, требование повышения надежности систем диспетчерского управления является одной из предпосылок появления нового подхода при разработке таких систем: ориентация на оператора/диспетчера и его задачи. ? Концепция SCADA как систем верхнего уровня современных АСУТП До недавнего времени многочисленные попытки объединить в единый технико–технологический и программно–информационный комплекс разнородные по своему построению системы автоматизации производства на уровне групп станков, участков, цехов не имели успеха. Основная причина этого – отсутствие единого подхода к разработке, построению и функциям программного обеспечения и естественно – невозможность их объединения в единую систему. При укрупненном рассмотрении каждая технологическая единица может иметь свои датчики, приводы, систему управления. Несколько технологических единиц могут быть объединены локальной системой управления (на базе контроллера или ЭВМ). Логическим обобщением методологии интеграции всех этапов производства на базе применения компьютерно ориентированных технологий проектирования и изготовления являются SCADA–системы. Концепция SCАDA (Supervisory Control And Data Acquisition – диспетчерское управление и сбор данных) предопределена всем ходом развития систем управления и результатами научно–технического прогресса. Применение SCADA–технологий позволяет достичь высокого уровня автоматизации в решении задач разработки систем управления, сбора, обработки, передачи, хранения и отображения информации. Дружественность человеко–машинного интерфейса (HMI/MMI – Human Machine Interface/Man Machine Interface), предоставляемого SCADA–системами, полнота и наглядность представляемой на экране информации, доступность “рычагов” управления, удобство пользования подсказками и справочной системой и т. д. – повышает эффективность взаимодействия диспетчера с системой и сводит к нулю его критические ошибки при управлении. Следует отметить, что концепция SCADA, основу которой составляет автоматизированная разработка систем управления, позволяет решить еще ряд задач, долгое время считавшихся неразрешимыми: сократить сроки разработки проектов по автоматизации и прямые финансовые затраты на их разработку. В настоящее время SCADA является основным и наиболее перспективным методом автоматизированного управления сложными динамическими системами (процессами). Управление технологическими процессами на основе систем SCADA стало осуществляться в передовых западных странах в 80–е годы. Область применения охватывает сложные объекты электро– и водоснабжения, химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный транспорт, транспорт нефти и газа и др. В России диспетчерское управление технологическими процессами опиралось, главным образом, на опыт оперативно–диспетчерского персонала. Поэтому переход к управлению на основе SCADA–систем стал осуществляться несколько позднее. К трудностям освоения в России новой информационной технологии, какой являются SCADA–системы, относится как отсутствие эксплуатационного опыта, так и недостаток информации о различных SCADA–системах. В мире насчитывается не один десяток компаний, активно занимающихся разработкой и внедрением SCADA–систем. Каждая SCADA–система – это “know–how” компании и поэтому данные о той или иной системе не столь обширны. Большое значение при внедрении современных систем диспетчерского управления имеет решение следующих задач: а) выбора SCADA–системы (исходя из требований и особенностей технологического процесса); б) кадрового сопровождения. Выбор SCADA–системы представляет собой достаточно трудную задачу, аналогичную принятию решений в условиях многокритериальности, усложненную невозможностью количественной оценки ряда критериев из–за недостатка информации. Подготовка специалистов по разработке и эксплуатации систем управления на базе программного обеспечения SCADA осуществляется на специализированных курсах различных фирм, курсах повышения квалификации. В настоящее время в учебные планы ряда технических университетов начали вводиться дисциплины, связанные с изучением SCADA–систем. Однако специальная литература по SCADA–системам отсутствует; имеются лишь отдельные статьи и рекламные проспекты. ? Обобщенная структура АСУТП. Многие проекты автоматизированных систем контроля и управления (СКУ) для большого спектра областей применения позволяют выделить обобщенную схему их реализации, представленную на рис. 1. Как правило, это двухуровневые системы, так как именно на этих уровнях реализуется непосредственное управление технологическими процессами. Специфика каждой конкретной системы управления определяется используемой на каждом уровне программно – аппаратной платформой. Нижний уровень – уровень объекта (контроллерный) – включает различные датчики для сбора информации о ходе технологического процесса, электроприводы и исполнительные механизмы для реализации регулирующих и управляющих воздействий. Датчики поставляют информацию локальным программируемым логическим контроллерам (PLC – Programming Logical Controller), которые могут выполнять следующие функции: а) сбор и обработка информации о параметрах технологического процесса; б) управление электроприводами и другими исполнительными механизмами; в) решение задач автоматического логического управления и др. Так как информация в контроллерах предварительно обрабатывается и частично используется на месте, существенно снижаются требования к пропускной способности каналов связи. В качестве локальных PLC в системах контроля и управления различными технологическими процессами в настоящее время применяются контроллеры как отечественных производителей, так и зарубежных. На рынке представлены многие десятки и даже сотни типов контроллеров, способных обрабатывать от нескольких переменных до нескольких сот переменных. К аппаратно–программным средствам контроллерного уровня управления предъявляются жесткие требования по надежности, времени реакции на исполнительные устройства, датчики и т.д. Программируемые логические контроллеры должны гарантированно откликаться на внешние события, поступающие от объекта, за время, определенное для каждого события. Для критичных с этой точки зрения объектов рекомендуется использовать контроллеры с операционными системами реального времени (ОСРВ). Контроллеры под управлением ОСРВ функционируют в режиме жесткого реального времени. Разработка, отладка и исполнение программ управления локальными контроллерами осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, широко представленного на рынке. К этому классу инструментального ПО относятся пакеты типа ISaGRAF (CJ International France), InConrol (Wonderware, USA), Paradym 31 (Intellution, USA), имеющие открытую архитектуру. Информация с локальных контроллеров может направляться в сеть диспетчерского пункта непосредственно, а также через контроллеры верхнего уровня (см. рис.). В зависимости от поставленной задачи контроллеры верхнего уровня (концентраторы, интеллектуальные или коммуникационные контроллеры) реализуют различные функции. Некоторые из них перечислены ниже: а) сбор данных с локальных контроллеров; б) обработка данных, включая масштабирование; в) поддержание единого времени в системе; г) синхронизация работы подсистем; д) организация архивов по выбранным параметрам; е) обмен информацией между локальными контроллерами и верхним уровнем; ж) работа в автономном режиме при нарушениях связи с верхним уровнем; з) резервирование каналов передачи данных и др. Верхний уровень – диспетчерский пункт (ДП) – включает, прежде всего, одну или несколько станций управления, представляющих собой автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера/оператора. Здесь же может быть размещен сервер базы данных, рабочие места (компьютеры) для специалистов и т. д. Часто в качестве рабочих станций используются ПЭВМ типа IBM PC различных конфигураций. Станции управления предназначены для отображения хода технологического процесса и оперативного управления. Эти задачи и призваны решать SCADA–системы. SCADА – это специализированное программное обеспечение, ориентированное на обеспечение интерфейса между диспетчером и системой управления, а также коммуникацию с внешним миром. Спектр функциональных возможностей определен самой ролью SCADA в системах управления и реализован практически во всех пакетах: а) автоматизированная разработка, дающая возможность создания ПО системы автоматизации без реального программирования; б) средства исполнения прикладных программ; в) сбор первичной информации от устройств нижнего уровня; г) обработка первичной информации; д) регистрация “алармов” и исторических данных; е) хранение информации с возможностью ее постобработки (как правило, реализуется через интерфейсы к наиболее популярным базам данных); ж) визуализация информации в виде мнемосхем, графиков и т.п.; з) возможность работы прикладной системы с наборами параметров, рассматриваемых как “единое целое” (“recipe” или “установки”). Рассматривая обобщенную структуру систем управления, следует ввести и еще одно понятие – Micro–SCADA. Micro–SCADA – это системы, реализующие стандартные (базовые) функции, присущие SCADA–системам верхнего уровня, но ориентированные на решение задач автоматизации в определенной отрасли (узкоспециализированные). В противоположность им SCADA–системы верхнего уровня являются универсальными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Информатика, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Информатика, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Информатика, 16 страниц
200 руб.
Реферат, Информатика, 21 страница
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg