Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Детский самодеятельный коллектив как инструмент воспитания

one_butterfly 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Актуальность проблемы рассмотрения коллектива как субъекта и объекта воспитания определила выбор темы нашей курсовой работы. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть детский коллектив с двух взаимосвязанных сторон – как субъект воспитания, влияющий на формирование личности ребенка, и как объект воспитательного воздействия. Объект: детский школьный коллектив. Предмет исследования: особенности детского коллектива как субъекта и объекта воспитания личности школьника. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: 1) Рассмотреть становление и развитие концепции детского коллектива, обозначить его особенности, признаки и этапы становления. 2) Определить возможности воспитательного влияния коллектива на личность школьника. 3) Изучить принципы педагогического управления коллективом, обозначить правила воспитательного воздействия на коллектив и его развитие. В процессе исследования нами был использованы методы теоретического исследования, изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ опыта воспитательной работы учителей с коллективом школьников.
Введение

Проблема коллектива и коллективного воспитания является одной из наиболее разработанных в отечественной педагогике. Отечественной школой накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. С первых лет создания отечественной школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Проблема коллектива встает перед учителем с того момента, как дети приходят в первый класс. К учителю дети приходят совершенно не подготовленные к совместной деятельности, и перед ним стоит задача увидеть в детях потенциальный коллектив и создать условия, в которых случайным образом собранная группа учащихся класса переросла в коллектив. Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы: ведь в ней воспитываются не только и не столько ученики – "пятерочники", "троечники" и "двоечники", – а интеллектуалы, эрудиты, умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. К тому же мы хотим, чтобы это были добрые, гуманные отзывчивые люди, заботливые мамы и папы, хорошие соседи. Воспитание их малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Ибо детский коллектив, как бы он не назывался, – является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов-гуманистов, сориентированных на ребенка как на высшую ценность. Очевидно, что если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее не правомерно рассматривать как коллектив. Ребенок в настоящем детском коллективе не "принимает чужую норму", а вместе со всеми участвует в сотворчестве норм общежития. Во взаимодействии личности и общества проявляется человеческая сущность – гуманность, с одной стороны, как стремление утвердить собственную индивидуальность, ощущаемую в виде абсолютной ценности, и, с другой стороны – как уважение к суверенности другой личности. В современной педагогике гуманистические отношения в коллективе рассматриваются в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности. Поэтому не выдерживают критики попытки представить коллектив виновником всех недостатков и промахов школьного воспитания. Ведь как в отечественной, так и в зарубежной педагогике есть немало примеров идеальных детских сообществ, обеспечивающих развитие уникальности каждого ребенка – члена коллектива, ратующих за уважение его точки зрения, утверждение чувства собственного достоинства и возвышение авторитета личности. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития остается важнейшим инструментом воспитания. Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищено, ибо не всегда в нем складываются условия, благоприятные для личностного развития детей. Если возможности ребенка в коллективе используются не полностью, значит воспитательный потенциал коллектива снижается. Вопросами воспитательного потенциала коллектива, его признаками, условиями, способствующими сплочению коллектива, занимались такие педагоги, как Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова, И.П. Иванов, Л.И. Новикова. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский и другие видные педагоги и общественные деятели. К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж отечественной школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. Сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 6 2 ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ 11 3 ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 14 4 ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ 22 5 ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ КАК ОБЪЕКТОМ ВОСПИТАНИЯ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 98 с. 2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.–189 с. 3. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер ,2000. – 304 с. 4. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 74 с. 5. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. – Калининград: Калиниградский университет, 1996. – 107 с. 6. Из опыта организации воспитания ученического коллектива / под ред. В.Е. Гмурмана. – М., 1955. – 179 с. 7. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. – 1983. – С. 19. 8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова И.Л. Воспитание? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа , 1996. – 160 с. 9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Педагогика, 2000. – 219 с. 10. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. – Екатеринбург: 1996. – 217 с. 11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с. 12. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с. 13. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., Педагогика, 130 с. 14. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с. 15. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Педагогика // пед.сочинения в 8 т. – М., Перспектива, 1984. – Т.4. 16. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. – М., ИП РАН, 1995. 17. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 96 с. 18. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с. 19. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М.: Педагогика , 1978. – 144 с. 20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 21. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007 – 464 с. 22. Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. / Под ред. А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 1973. – 318 с. 23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. 24. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 123с. 25. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – С. 224. 26. http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-teorii-kollektiva-v-otechestvennoy-pedagogike - Моргаевская А.Н. Направления развития теории коллектива в отечественной педагогике (эл.ресурс) 27. http://festival.1september.ru/articles/418639/ - Барышникова Н.А. Формирование временного детского коллектива в летнем оздоровительном центре (эл.ресурс)
Отрывок из работы

1 Становление и развитие концепции детского коллектива Сама проблема детского коллектива родилась отнюдь не сегодня. Истоки ее в отечественной педагогической литературе предреволюционных лет. И породила ее обстановка, свойственная массовой школе того времени – массовое появление стихийно образующихся группировок, в которых дети пытались найти то, чего лишила их школа: возможность самим обсуждать и решать интересующие их проблемы. О необходимости развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной воспитательной работы писали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение – в своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и конкретные пути формирования детского коллектива, подчеркнула связь детского коллектива с широкой социальной средой, изучила роль самоуправления в детском коллективе и разработала методические основы его организации. Особую роль в развитии представлений о детском коллективе сыграл опыт А.С.Макаренко, начавшего писать свою «Педагогическую поэму» в 20-е годы. Этот опыт возник не на голом месте: многие из тех мыслей, идей, положений, которые широко обсуждались в те годы в среде педагогов, он знал, апробировал в своем опыте, скорректировал и дополнил, привел в определенную систему. Будучи реализованными в опыте как самого А.С. Макаренко, так и его последователей, эти идеи сложились в определенную концепцию, в рамках которой детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания. Основными составляющие этой концепции стали закон движения коллектива, принципы перспективных линий, параллельного действия, сочетание требования и доверия. Это также идеи одновременного воздействия педагога на коллектив и личность воспитанника, организации повседневной жизни коллектива, педагогического рисунка в ней, педагогического коллектива как дифференцированного единства воспитателей, отношения ответственной зависимости как основы сплочения коллектива и важнейшего фактора его влияния на личность ребенка, первичного коллектива как основного пути прикосновения воспитательного учреждения к личности ребенка. [14] В 50-е годы разработанные им положения с успехом использовались в практическом опыте многих школ, актуальны они и сегодня. В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А.Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей. [24,47] В 60-е годы родилась идея коммуны, воплотившаяся в опыте фрунзенской коммуны (Ленинград), читинской «Бригантины», лагеря «Орленок» и других очень разных объединений коммунарского типа. Она породила популярную в те годы коммунарскую методику воспитания – методику коллективных творческих дел. Лозунги коммуны о служении людям, о творческом отношении к любому делу были предельно гуманистичны. Жизнь ребят в условиях коммуны была насыщена фантазией, игрой, творчеством. Характерной для коммуны была атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу. Во главе объединений коммунарского типа стояли также талантливые педагоги, как И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, М.Н. Ахметова. Их идеи легли в основу ряда книг и диссертаций. Коммунарский опыт родился и развивался вне учебы и в связи с этим использовался в практике массовой школы главным образом при проведении массовых мероприятий — лагерных сборов, туристских походов, в лагерях труда. Лишь некоторые школы (например, школы В.А. Караковского, Ю.М. Цейтлина, С.Д. Полякова) сумели рационально использовать идеи коммуны в работе с ученическими коллективами, распространить их на учебный процесс, сделать ведущими в создании школьных воспитательных систем. [22,76] В 60-е годы начала развиваться и в 80-е окончательно оформилась концепция детского коллектива, разработанная совместными усилиями ученых Москвы и Таллинна (М.Д. Виноградова, Н.С. Дежникова, У. Кала, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, В.Й. Максакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Н.Л. Селиванова). Для данной концепции характерны: - подход к детскому коллективу как своеобразному инструменту, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности; - трактовка детского коллектива как единства организации и психологической общности, в рамках которого он выступает и как объект, и как субъект воспитания; - подход к коллективу воспитательного учреждения как к дифференцированному единству разнотипных коллективов, возникающих под влиянием процессов дифференциации и интеграции; - подход к детскому коллективу через призму общего, особенного и единичного, что дает возможность выявить общие закономерности его становления и развития, поставить проблему типологии коллективов, ввести понятие индивидуальности коллектива; - трактовка целеполагания как вида деятельности коллектива, детерминирующего развитие субъективности входящих в него детей; - представление о взаимодействии личности ребенка с коллективом как о процессе двустороннем: идентификации ребенка с коллективом и обособлении его в коллективе; - подход к управлению коллективом как трех аспектному процессу (социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический). [22,116] Сегодня в рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы и позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности в сферу отношений. Подход к школьному ученическому коллективу как к дифференцированному единству разнотипных коллективов не является случайным. Он связан с необходимостью установить взаимосвязь между процессами дифференциации и интеграции в жизнедеятельности коллективов. Проблема дифференциации детских коллективов в настоящее время является одной из наиболее актуальных, прежде всего потому, что современный ребенок входит в мир, формируется и развивается как личность через несколько разных по своему воспитательному потенциалу, сложности структуры, длительности функционирования коллективов. Фактически в настоящее время мы не имеем дела с формулой «коллектив и личность ребенка». И когда мы говорим о коллективе как факторе развития личности подрастающего человека, то, по сути дела, имеем дело с формулой «коллективы и личность ребенка», т.е. имеем в виду целую сетку коллективов, включающих современного ребенка (по крайней мере, школьного возраста). Эти коллективы неидентичные, да и не должны быть идентичны в своем влиянии на ребенка. Наоборот, целесообразно, чтобы они были разными и по характеру деятельности, и по способу вхождения в них детей, и по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, и по длительности пребывания в них ребят. Естественно. что в изучении, моделировании и организации коллективов необходим дифференцированный подход, предотвращающий такую унификацию детских коллективов, когда, например, не отличить кружок от класса: те же занятия, те же уроки, те же методы организации жизни детей. Ясно, что детских коллективов должно быть много и они должны быть разными, ибо только многообразие может обеспечить свободу выбора каждому ребенку. Вместе с тем проблема дифференциации детских коллективов порождает проблему интеграции их воздействия на личность отдельного ребенка. При отсутствии такой интеграции испытываемые детьми влияния разных коллективов нередко оказываются противоречивыми. Чтобы предотвратить противоречивость влияний тех коллективов, в которые входит ребенок, на процесс его личностного развития, надо, с одной стороны, знать воспитательный потенциал каждого коллектива, а с другой – обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Только тогда их влияние на ребенка будет сбалансированным. В прошлом при исследовании проблем коллектива и личности рассматривали двусторонний процесс: влияние коллектива на личность ребенка и восприятие личностью этих воздействий. В настоящее время такая трактовка является неполной, поскольку помимо взаимных воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе взаимного восприятия ими друг друга, имеют место и «процессы взаимопроникновения». Среди них особое значение приобретают процессы идентификации ребенка с коллективом и обособление его в нем, диалектически связанные между собой. 2 Понятие коллектива, его признаки и функции Понятие «коллектив» происходит от латинского colligio, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus - «собирательный». Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд, дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психологическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А.С. Макаренко) высокий уровень развития группы. В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. [3,214] Г.М. Коджаспирова в своем педагогическом словаре предлагает такое определение коллектива: «Коллектив – это группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выраженной руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа» [9,87] В отличие от малых групп, коллектив характеризует стоящая перед ним социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности; присутствие в коллективе наиболее ценных типов межличностных отношений: доброжелательность, взаимопонимание, взаимопомощь, доверие, сплоченность, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость; наличие в коллективе руководителя-лидера, т.е. лица, совмещающего в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы. [2,64]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 105 страниц
1260 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg