Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Договор аренды транспортного средства: понятие, виды и ответственность за вред, причиненный третьим лицам

one_butterfly 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с договором аренды транспортных средств. Предмет исследования - гражданско-правовой институт аренды и сопряженные нормы гражданского и иного законодательства, судебная практика и доктрина. Целью данной работы является рассмотрение правовых аспектов заключения договора аренды транспортных средств, а так же вопросов, касающихся общих положений договора аренды, его содержания, Указанная цель определяет задачи исследования: - рассмотреть общие положения об аренде транспортных средств, а также его существенные условия; - раскрыть содержание договора аренды транспортных средств; - выяснить особенности и отличительные признаки договора аренды транспортных средств; - определить ответственность сторон при заключении этих договоров, а так же их права и обязанности. Методологическая основа выпускной квалификационной работы. Для достижения указанной цели и соответственно решения поставленных задач диссертационное исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих частно-научных методах познания: комплексного, системного анализа, правового моделирования, сравнительно-правового, нормативного, формально-логического метода толкования права. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемых источников.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств. Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества, а именно - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа. Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ (далее –ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения. Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы. Положения дипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ , Кодекса торгового мореплавания РФ , Воздушного кодекса Российской Федерации , Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации , Транспортного устава железных дорог Российской Федерации , приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» , Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" и других. Научная новизна данной дипломной работы состоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортных средств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. Степень разработанности темы. В выпускной квалификационной работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, таких как Брагинский М.И. «Договорное право», Витрянский В.В. «Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг», Васильева В.В. «Договор аренды: юридические аспекты», Романец Ю.В. «Система договоров в гражданском праве России», Суханов Е.А. «Учебник гражданского права» и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 6 1.1. Нормативно-правовая основа отношений по аренде транспортного средства 6 1.2 Виды договора аренды транспортного средства 13 2 АРЕНДА ТРАСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ПРАВООТНОШЕНИЕ...................................................................................24 2.1. Условия договора аренды транспортного средства 24 2.2. Стороны договора аренды транспортного средства... 37 2.3 Особенности гражданско-правовой ответственности по договору аренды транспортного средства.......................................................................52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) [Текст] //Российская газета, N237(853), 25 декабря 1993 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.10.1994 г. 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) [Текст] //СЗ РФ, от 05.12.1994 г. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 г. 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г.) [Текст]//СЗ РФ, от 29.01.1996 г. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) от 26.11.2001 г. 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001 г.) [Текст] //СЗ РФ, от 03.12.2001 г. 5. Воздушный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой 19.02.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.03.1997. – № 12. – Ст.1383. 6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24- ФЗ : принят Гос. Думой 07.02.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13.03.2001. – №11. – Ст. 1001. 7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №18. – Ст. 2207. 8. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации : федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ : принят Гос. Думой 24.12.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №2. – Ст.170. 9. Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах : приказ Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 87 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 07.08.2006. – № 32 10. Об утверждении Правил государственной регистрации судов : приказ Минтранса РФ от 26.09.2001 г. № 144 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 03.12.2001. – № 49 Официальные акты судебных органов 11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2002. – № 1 Материалы судебной практики 12. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru 13. Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru. 14. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-1276/08-Ф02-5364/08 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru. 15. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 10.11.2008 N А06-7231/2007-18 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru. 16. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 N КГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru. Специальная и научная литература 17. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Статут, 2013.– 848 с. 18. Вавилин Е. В. Аренда транспортных средств / Е. В. Вавилин. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2011. - 116 с. 19. Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2019. – Т. II. Полутом 2. – 847 с. 20. Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2018. – Т. 3. – 883с. 21. Гражданское право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М. : Проспект, 2019. – 528с. 22. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2014. – 845 с. 23. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. – 2006. - N 2. – С.16-18. 24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н. Садикова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2015. -983с. 25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Постатейный с прилож. форм документов / Отв. ред. А. Н. Ткач. Часть третья. - М.: Дашков и К, 2013. - 624 с. 26. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. – М.: Издательство «Спарк», 2011. – 452с. 27. Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский // Транспортное право. – 2005. – № 3. 28. Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 122 - 128. 29. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. – М.: Проспект, 2009. – 1024 с. 30. Сарнаков И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения / И.В. Сарнаков // Юрист. – 2006. – № 4.
Отрывок из работы

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1.1 Нормативно-правовая основа отношений по аренде транспортного средства В отличие от предшествующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (далее- ГК РСФСР) ныне действующий ГК РФ содержит отдельную гл.34, посвященную аренде, и гл.35, применяемую в регулировании отношений найма жилого помещения. В параграфе 1 гл.34 выделены общие нормы об аренде, которые регулируют все виды арендных отношений независимо от субъектов данных правоотношений и от вида арендуемого имущества. Исключение составляют те случаи, когда по тем или иным арендным сделкам предусмотрены специальные норма. Кроме того, в новом ГК РФ в отдельные параграфы выделены договоры аренды некоторых видов имущества. В частности, параграф 3 гл.34 содержит положения об аренде транспортных средств. Гражданский кодекс РФ обозначил два основных вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа). По данному основанию законодатель разделил параграф 3 гл. 34 на два подпараграфа. Необходимо отметить, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. В первую очередь, следует оговорить особенности правового регулирования аренды транспортного средств, являющиеся общими для обеих разновидностей договора аренды транспортного средства, которые позволяют выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды. Во-первых, учитывая специфику предмета договора, а именно: предоставление в аренду транспортного средства, - законодатель исключил возможность применения к данным правоотношениям общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ). Т.е., арендатор транспортного средства в отличие от арендатора по обычному договору аренды, ни при каких условиях не вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим арендатором по истечении срока действия прежнего договора . Во-вторых, договор аренды транспортного средства не подлежит государственной регистрации, он заключается лишь в простой письменной форме. Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты – отнесены ГК РФ к недвижимым вещам (ст. 130 ГК РФ). По общему правилу сделки с недвижимым имуществом, и в частности договор аренды недвижимости, требуют обязательной государственной регистрации (ст. 164, 609 ГК РФ). В-третьих, обязанностью арендатора в течение всего срока действия аренды транспортного средства является поддержка принятого по договору транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, как уже было отмечено выше, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК РФ). В-четвертых, арендатору транспортного средства предоставлено право, без согласия арендодателя, сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором. Применительно к договорам аренды иного имущества, как это отмечалось ранее, действует противоположное правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Кроме того, арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат указным в договоре целям использования транспортного средства либо назначению этого транспортного средства. Что касается имеющихся различий в правовом регулировании двух разновидностей договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа - они заключаются в том, что в первом случае обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе, во втором случае – осуществляются арендатором транспортного средства. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель помимо основных обязанностей, присущих любому договору аренды транспортного средства, оказывает арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию (ст. 636 ГК РФ) . Члены экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Арендодатель должен обеспечить такой состав экипажа транспортного средства и уровень его квалификации, которые соответствовали бы условиям договора, обязательным для сторон правилам, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида. На арендодателе остаются расходы на содержание членов экипажа и оплату их услуг, а также поддержка сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. При аренде же транспортного средства без экипажа арендодатель свободен от исполнения названных обязанностей, поскольку управление арендованным транспортным средством и его техническую эксплуатацию осуществляет своими силами арендатор (ст. 645 ГК РФ). По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Лицо, арендующее транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). Когда транспортное средство передается в аренду с экипажем, часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК), а также осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 634 ГК) . Что касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других, расходуемых в процессе такой эксплуатации материалов. Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в сфере правоотношений, связанных с ответственностью за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессивном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). Если по договору аренды арендатору передается транспортное средство без экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием, несет сам арендатор. ГК РФ не предусматривает цель обеспечения исчерпывающего регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства, а транспортные уставы и кодексы напротив, более подробно подходят к определению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без таковых). Аренда различных видов транспортных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34 ГК РФ), а в других – по преимуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК РФ) и лишь при отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды . Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду договоре аренды (фрахтования на время) транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора. В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений – как договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства – строится и схема их правового регулирования. Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства означает, что он регулируется нормами § 3 гл. 34 ГК РФ, затем в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установленных транспортными уставами и кодексами. Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к договорам аренды (фрахтования на время) транспортного средства, ограничено применением общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ); другие нормативные акты могут лишь детализировать названные общие положения об аренде. Например, порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам РФ, регламентируется Положением о порядке сдачи в аренду вагонов инвентарного парка железных дорог РФ, утвержденным указанием Министерства путей сообщения РФ (МПС) от 25.03.97 г. № А-354у. В свою очередь, принятие МПС данного Положения основано на ст. 4 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», согласно которой сдача в аренду подвижного состава, находящегося в федеральной собственности, осуществляется применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом. В соответствии с названным Положением сдача вагонов в аренду организациям и гражданам производится железными дорогами по разрешению МПС. Заявки организаций и граждан на получение разрешения МПС на передачу им вагонов в аренду должны содержать следующие сведения (с соответствующим обоснованием): - необходимое количество вагонов; - наименование и характеристики грузов, для перевозки которых требуются вагоны; - чертежи на размещение и крепление грузов в случае необходимости оборудования вагонов несъемными приспособлениями; - указание районов курсирования вагонов . При наличии разрешения МПС железная дорога заключает с соответствующей организацией (гражданином) – арендатором договор аренды вагонов. Договор аренды не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок аренды вагонов по такому договору не может превышать одного года, а право арендатора на его продление обусловлено необходимостью получения согласия МПС. Арендная плата за владение и пользование полученным в аренду подвижным составом должна предусматриваться в договоре аренды на основании методических рекомендаций по определению ставок арендной платы на грузовые вагоны, утверждаемых МПС. Данным Положением регулируются и некоторые последствия ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора аренды вагонов. В частности в договорах аренды должна предусматриваться ответственность арендаторов за неочистку, несвоевременный возврат и повреждение вагонов. В случае утери железной дорогой вагонов, переданных в аренду, арендатору в течение одного месяца должен быть предоставлен другой соответствующий вагон взамен утраченного при подтверждении арендатором подлинной грузовой квитанцией неприбытия вагона или груза в адрес получателя. В остальном, за пределами названных специальных правил правоотношения, связанные с арендой вагонов регулируются общими положениями об аренде. 1.2 Виды договора аренды транспортного средства Анализ норм гражданского законодательства позволяет выделить два основных вида договора аренды транспортного средства: аренда транспортного средства с экипажем и без. Помимо правил об аренде транспортных средств с экипажем, содержащихся в гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641 ГК). В настоящее время правила об аренде транспортных средств содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации и в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации . Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан двусторонне обязывающим, возмездным, срочным, транспортное средство подлежит возврату арендодателю по окончании обусловленного времени в том состоянии, в каком его получил арендатор с учетом нормального износа. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка "Замоскворецкий" о взыскании с арендатора расходов по восстановительному ремонту инкассаторского автомобиля. Автомашина имела такие повреждения, которые выходили за рамки нормального износа . Если исходить из буквального содержания ч. 1 ст. 632 ГК РФ, то договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако на морском (ст. 198 КТМ), внутреннем водном (п. 6 ст. 60 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 115 ВК) такой договор сконструирован как консенсуальный. Предмет договора аренды транспортного средства с экипажем складывается из двух элементов. Первым из них служит предоставление арендатору своеобразного имущества - транспортного средства. Предоставление понимается, прежде всего, как передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Вторым элементом предмета рассматриваемого договора служит оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в новом ГК договоры аренды транспортных средств отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой природе договора фрахтования на время (тайм-чартер), бывший ранее применительно к фрахтованию морских судов на время дискуссионным . По мнению группы ученых (А.Л. Маковский, М.Е. Ходунов, О.А. Красавчиков), тайм-чартер представлял собой разновидность имущественного найма. Другая точка зрения сводилась к тому, что тайм-чартер - это самостоятельный, особый договор морского права (О.С. Иоффе, В.К. Райхер, В.Т. Смирнов). В изъятие из общего правила о форме и обязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров. В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна. На морском транспорте наиболее широкое применение получила универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм". Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а затем в 1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходства Великобритании. При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора, содержащиеся в проформах, не обязательны для сторон. Они могут их изменить или дополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий, содержащихся в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора. Во-вторых, использование проформ способствует единообразному применению условий договора. Несоблюдение требования письменного оформления договора аренды транспортного средства не влечет его недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждение договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства. Правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то, чтобы способствовать широкому внедрению этого договора в хозяйственный оборот путем упрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору также не подлежат применению. Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает его надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность его систем, конструкций, механизмов и приспособлений. В течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт . Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работниками арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Коммерческая эксплуатация представляет собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях договора. Арендатор, таким образом, не может эксплуатировать транспортное средство вне зависимости от целей аренды, указанных в договоре. Рассматривая иск ОАО "Дальневосточное морское пароходство" к ОАО "Владивосток-Авиа", суд выяснил, что ответчик предоставил в распоряжение истца вертолет для ледовой разведки. Однако истец использовал вертолет для доставки коммерческих грузов жителям одного из прибрежных поселков. Выяснив, что арендованное имущество использовалось вопреки условиям договора не по назначению, суд отказал истцу в возмещении убытков, связанных с катастрофой вертолета. Арендодатель должен выплачивать заработную плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимо того, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменная часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. - падает на арендатора. Помимо упомянутых расходов, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт). Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации не отражается на размере арендной платы. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил объяснения арендатора о том, что задолженность по арендной плате не подлежит взысканию, так как работы, для которых были арендованы автомашины, были приостановлены. Как указал суд, "остановка работ не прекращает обязательства по аренде" . В силу п. 2 ст. 208 КТМ РФ в случае просрочки фрахтователем (т.е. арендатором) уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки . Аналогичное правило в отношении арендуемого судна содержится и в п. 5 ст. 65 КВВТ РФ с той лишь разницей, что право на изъятие судна возникает у судовладельца в случае задержки арендной платы более чем на 15 суток . В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 619 ГК РФ) досрочное расторжение договора аренды судом допустимо, в частности, только в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Приведенные правила КТМ и КВВТ не соответствуют ст. 619 ГК РФ, поэтому они не имеют силы. Арбитражная практика при решении вопроса о расторжении договора аренды транспортного средства с экипажем также исходит из предписаний ГК РФ. Так, Арбитражный суд Москвы нашел обоснованным иск ЗАО "Озерское СМУ" к ЗАО "ЭкоРозен и К" о досрочном расторжении договора аренды транспортного средства. При этом суд сослался на невнесение арендной платы "более чем за два срока подряд". Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решение суда Москвы без изменений . При аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК) . Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства. По отношению к своим контрагентам арендатор в таких случаях выступает как перевозчик, буксировщик, спасатель и т.п. Он несет ответственность перед ними по условиям соответствующего договора. Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем также отличается известными особенностями. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК). При определении условий ответственности арендатора перед арендодателем по договору аренды транспортного средства с экипажем законодатель отступает от принципа вины. Ведь обстоятельства, за которые арендатор отвечает, могут быть вовсе не связаны с его виновным поведением (допустим, самовозгорание пожароопасного груза) или, наоборот, касаться только некоторых случаев виновного поведения, например грубой неосторожности или умысла. Однако если такие обстоятельства не определены законом или договором, то к ответственности арендатора перед арендодателем в полной мере применимы установленные п. 3 ст. 401 ГК правила об ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, за которые отвечает арендатор, возлагается на арендодателя. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами о внедоговорной ответственности. Таким образом, в данном случае за вред, причиненный транспортным средством, отвечает е его владелец (арендатор), а собственник (арендодатель). Хотя Подобная ситуация и не предусмотрена ст. 1079 ГК, но не противоречит ей. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК) . По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Предметом договора аренды транспортных средств без экипажа служит только предоставление арендатору во временное владение и пользование индивидуально-определенного имущества - транспортного средства. Отношения по найму транспортного средства в этом случае не сочетаются с отношениями по оказанию услуг. Правовое регулирование отношений по аренде транспортного средс
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg