Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Мониторинг качества деятельности дошкольной образовательной организации.

one_butterfly 3050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 122 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Цель исследования: разработка модели и технологии внедрения педагогического мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: образовательная деятельность дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования: мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может быть существенно повышена, если: - представляемая информация в ходе осуществления мониторинга будет объективной, достоверной и своевременной, а критерии и показатели деятельности дошкольного образовательного учреждения будут конкретными, измеряемыми и проверяемыми. Мы предполагали, что объективность и достоверность может быть достигнута только при объединении внешней экспертизы и внутренней оценки в ходе мониторинга: - критерии и показатели будут конкретны и проверяемы в случае, если они основаны на предъявляемых нормативных требованиях к качеству дошкольного образования; - технологический инструментарий мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения будет способствовать минимизации временных и трудовых затрат, и реализуется посредством следующих необходимых и достаточных операций: синтеза типовых технологий мониторинга, ситуативного выбора одного из вариантов и его пошаговой реализации. Мы предполагали, что минимизация временных и трудовых затрат будет обеспечена только в случае использования специального инструмента, в качестве которого может выступать информационно-аналитическая система, доступная всем участникам образовательной деятельности. До настоящего времени в большинстве случаев технологии мониторинга предполагали объёмные и трудозатратные работы, а также ручную обработку результатов, что могло сказаться на достоверности и репрезентативности результатов; - осуществляется комплексная взаимосвязь всех подструктур педагогического мониторинга, включая определение критериев и показателей качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Мы предполагали, что мониторинг должен быть комплексным и включать в себя все компоненты образовательной деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями; - результаты мониторинга будут не только констатировать определенное состояние дошкольного образовательного учреждения, но отражать динамику его развития и станут основой для принятия научно-обоснованных управленческих решений по развитию образовательного потенциала дошкольного образовательного учреждения. Мы предполагали, что результаты мониторинга должны быть представлены в динамике, что позволит прогнозировать и обоснованно принимать управленческие решения с целью коррекции образовательной деятельности или ее отдельных компонентов, например, выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития конкретного воспитанника. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования: 1. Выявить сущностные характеристики и определить методологические основания мониторинга качества деятельности дошкольной образовательной организации. 2. Разработать и обосновать критерии и показатели эффективности педагогического мониторинга деятельности дошкольной образовательной организации. З. Разработать и апробировать модель и технологию мониторинга деятельности дошкольной образовательной организации. 4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности мониторинга деятельности дошкольной образовательной организации, а также разработать научно-практические рекомендации специалистам и руководителям учреждений дошкольного образования по его реализации. Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические концепции: - о личности как субъекте отношений, познающей и преобразующей себя (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Коган В.З., Леонтьев А.Н., Шадриков В.Д.); - о целостном подходе к исследованию динамичных общепедагогических систем (Каган М.С., Князев Е.И., Рузавин В.И.); - о деятельности и деятельностном развитии (Алексеев Н.Г., Бабанский Ю.К., Выготский Л.С, Гальперин П.Л., Леонтьев А.Н.). Также использовались идеи системного подхода о законах управления, аналитико-синтетического подхода к проблеме технологизации педагогического мониторинга качества деятельности образовательных организаций (Беспалько В.П., Кларин М.В., Левина М.М., Монахова Г.А., Околелов О.П., Пригожин И., Прангишвили И.В., Рубцов В.В., Уман Х.И., ШишовС.Е.). С целью решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогических концепций по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных правовых документов и учебно-методических материалов в области дошкольного образования, моделирование, систематизация и педагогическая интерпретация базовых понятий исследования; педагогический эксперимент. Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Анализ педагогической практики в современных образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень. Бесспорно, включение в новый закон об образовании в РФ - права детей на дошкольное образование, и определения его как одного из уровней общего образования, ставит в один ряд выполнение требований, предъявляемых к качеству общего и дошкольного образования. Среди разнообразных механизмов оценки качества образования одно из главных мест занимает педагогический мониторинг, под которым понимается организованное наблюдение образовательных, управленческих, социально-педагогических процессов с помощью специально разработанных для этого показателей индикаторов, отражающих причинно-следственную зависимость между субъектами, фактами и явлениями образовательной или иной деятельности. В педагогической науке мониторинг как средство и форма оценки качества произвольной образовательной системы, ее отдельных компонентов получил достаточно широкое применение: - разработаны и апробированы на практике технологии мониторинга качества образования (Майоров А.Н., Панасюк В.П., Фалюшина Л.И.); - критерии и показатели качества самого мониторинга (Кальней В.А., Шишов С.Е.); - представлена процедура мониторинга качества образования (Белевцева И.В., Крылова Е.В.); - глубоко и всесторонне исследована деятельность органов управления по мониторингу подведомственных образовательных учреждений (Степанова Т.А., СлободчиковВ.И.); - ряд методологический аспектов мониторинга качества образования, касающихся принципов и правил его организации, закономерностей, механизмов оценивания, процедурных вопросов вполне применимых к дошкольному образованию содержится в исследованиях Андреева В.И., Беспалько В.П., Белкин А.С., Горб В.Г., Загвязинского В.И., Кальней В.А., Матроса Д.Ш., Поташника М.М., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. При всем многообразии и научной ценности перечисленных исследований они не в полной мере раскрывают вопросы, связанные с проблемой педагогического мониторинга качества организационной составляющей образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. В подавляющем большинстве работ педагогический мониторинг рассматривался в рамках деятельности федеральных органов управления образованием (Белая К.Ю., Виноградова Н.А., Фалюшина Л.И.), по результатам проведения которого делаются выводы о качестве реализации государственных образовательных требований, примерных образовательных программ дошкольного образования и только опосредовано о качестве организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (особенности структуры, целевых установок, ресурсного обеспечения). Требует доказательства и то, что педагогический мониторинг выступает как процедура оценки качества дошкольного образования и как условие обеспечения качества его организации. Данный вопрос исследован только поверхностно. Не разработана технология внедрения результатов мониторинга в практику управления дошкольным образовательным учреждением. Анализ педагогической, социальной и специальной литературы, изучение действительного состояния системы дошкольного образования, позволяют выделить следующие противоречия между: - федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к мониторингу качества организации образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений и отсутствием четкого содержания и технологии проведения единого мониторинга качества работы дошкольных образовательных учреждений; - имеющимся потенциалом в осуществлении педагогического мониторинга качества организации образовательной деятельности и отсутствием механизмов его реализации в конкретных дошкольных образовательных учреждениях; - едиными требованиями, предъявляемыми к качеству дошкольного образования и вариативностью используемых примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования; - объективной потребностью в определении организационно-педагогических аспектов мониторинга качества организации образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений и отсутствием четкой методологической базы, способствующей его содержательно - деятельностному осмыслению. Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова сущность, технологии и особенности процесса педагогического мониторинга качества деятельности образовательного дошкольного учреждения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...…………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО………………………………... 1.1. Характеристика мониторинга как фактора управленческой деятельности …………………………………………………………………. 1.2. Специфика деятельности дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………… 1.3. Возможности мониторинга в отслеживании качества образовательной деятельности ДОО………………………………………... ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО……………………… 2.1. Обоснование содержания и формы мониторинга для …. ДОО… 2.2. Реализация мониторинга образовательной деятельности дошкольного образовательной организации …………………………… 2.3. Анализ эффективности мониторинга, реализованного в образовательной деятельности ДОО………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………..……….………..... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….……………..……. ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..……… ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………..…………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………..………
Список литературы

1. Аверин, С. П. Социально-педагогический мониторинг как условие совершенствования деятельности ИПК РО по повышению квалификации работников образования в регионе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / СП. Аверин; [Краснояр. гос. пед. ун-т]. - Красноярск, 2000. - 25 с. 2. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. — 2007. — № 5. — С. 5-7. 3. Азитова, Г. Ш. Мониторинг коммуникативной культуры школьников в условиях двуязычного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Азитова Гульсина Шариповна; [Татар, гос. гуманитар.-пед. ун-т]. — Казань, 2005. - 18 с. 3. Актуальные проблемы педагогической диагностики и мониторинга системы образования [Текст]: сборник научных трудов Международной конференции, 26 ноября 2004 г., (Таганрог). [Сборник] / науч. ред. д-р п.н., проф. Е.А. Михайлычев. — Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2005. - 191 с. 4. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст]: методические рекомендации и материалы; авт.-сост. Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова, М.Б. Зацепина, С.С. Прищепа, Т.А. Павленко; под общ. ред. Л.Я. Олиференко. — 2-е. изд., испр. и доп. - М .: АРКТИ, 2006. - 128 с. 5. Бабушкина, Н. В. Мониторинг учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования [Текст] / Н.В. Бабушкина, СП. Масальских. - М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2004. - 47 с. 6. Бахмутский, А. Е. Методика оценки качества школьного образования [Текст] / А.Е. Бахмутский. — Ижевск: Алфавит, 2003. — 101 с. 7. Бахмутский, А. Е. Мониторинг школьного образования. [Текст] / А.Е. Бахмутский. - М. : Изд-во МИОО, 2004. - 99 с. 5. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с. 6. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с. 7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. 8. Большой энциклопедический словарь [2000] Москва, С.-Петербург Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2000, Справочная литература 9. Большой психологический словарь [Текст]; сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с. 10. 156 23. Большой словарь по социологии [Электронный ресурс]. — 2003. www.RUSWORO.COM.UA 11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. - 500 с. 12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с. 13. Гегель, Г. Наука логики [Текст] // Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 1. Учение о бытии. 1812, 1831. - СПБ.: Наука, 1997. - 800 с. - С Л 7-348. 14. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 324 с. 15. Гершунский, Б.С. Философия образования [Текст]: уч. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.С. Гершунский. — М.: МПСИ: Флинта, 1998. 16. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций) [Текст] / Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 17. Домбровская, М. А. Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Домбровская М.А.; [Рос. междунар. акад. туризма]. - М., 2000. - 23 с. 18. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов [Текст]. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 640 с. 19. Дошкольное образование: начало века [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2003 г. [Сборник] / - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 271 с. 20. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам —— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. 21. Жумагалиева Б.К. Педагогический и психологический мониторинг, их место в образовательном процессе// Международный журнал экспериментального образования. №7, 2013. – С. 146-150 22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986 23. Захарова, С. В. Педагогический мониторинг экологического образования школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.22 / СВ. Захарова. [Урал. гос. пед. ун-т]. -Екатеринбург, 1999. — 15 с. 24. Зингерт, В. Руководить без конфликтов [Текст] / В. Зенгерт; сокр. пер. с нем. ; науч. ред. и авт. предисл. А.Л. Журавлев. — М.: Экономика, 1990. -335 с. 25. Зеер Эвальд Фридрихович «Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста» (Екатеринбург, 1999); 26. Зеер Эвальд Фридрихович «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000); 27. Зеер Эвальд Фридрихович «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002) 28. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. —М.: ТЦ Сфера, 2014 — 161 с. 29. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель-ученик» [Текст] / В. А. Кальней, СЕ. Шишов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с. 30. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании [Текст]: уч. пособие для студентов фак. дош. обр. высш. пед. учебных заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с. 31. Куприна, А. И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / [Урал. гос. ун-т]. -Екатеринбург, 1999. - 17 с. 32. Крылова Н.М Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 352 с. 33. Ларионова, Г.Б. Самоанализ деятельности ДОУ при прохождении аттестации [Текст] / Г.Б.Ларионова, Э. И. Дашокова, Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 160 с. 34. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов. — М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. — 136 с. 35. Левкина (Хохлова), СВ. К вопросу об определении понятия «педагогический мониторинг [Текст] / СВ. Левкина (Хохлова) // Проблемы педагогической инноватики: материалы V межвузовской научно-практической конференции. - Тобольск: Изд-во НИИ им. Д.И.Менделеева, 2000. - 26 с. 36. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование – культура, 1998. с.334). 37. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547 38. Матвейкин В. Г., Денисов А. П., Захаржевская Е.Э. Педагогический мониторинг – очередное веяние или объективная необходимость? Вестник ТГТУ. 2002. Том 8. № 4. Transactions TSTU - С. 699-704. 39. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Учебно-метод. пособие. Автор: Рузская А. Г., Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Тематика: Дошкольники — Психологические исследования. Издательство: Московский психолого-социальный институт (Москва), МОДЭК (Воронеж) Серия: Библиотека педагога-практика. Год издания: 2001. 239 с 40. МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география». Слинков А.М. 41. Никитина Т. А. Педагогический мониторинг в системе обеспечения качества дошкольного образования// Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1. – С. 62-65. 42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — с. 43. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения [Текст]: Инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ №65/23-16 от 14.03.2000 г. 44. Ожегов СИ. Словарь русского языка [Текст]. — М., 1990. - С. 265. 45. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы [Текст]. Письмо МО РФ от 09.08.2000 №237/2316. 46. Орлов, А. А. Научные основы управления общеобразовательной школой [Текст]: учеб. пособие / А.А. Орлов. - М.: МОПИ, 1982. - 102 с. 47. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с. - С.373. 48. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст]: материалы рос. науч.-практ. конф. (28-29 февр. 2000 г.) : [Сборник] / М-во образования Рос. Федерации, Ин-т общ. и сред, образования Рос. акад. образования, Шадрин, гос. пед. ин-т; [Редкол. : Силина С.Н., к.п.н. и др.]. — Шадринск : ШГПИ, 2000. - 92 с. 49. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних, пед. учебных заведений. [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с. 50. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2003. — С.483-500. 51. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) [Текст] / М.М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с. 52. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]/ М.М. Поташник. -М.: Педагогическое общество России, 2006. - 443 с. 53. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) [Текст] / М.М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с. 54. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст]: Серия «библиотека Федеральной программы развития образования»; под. ред. Л.А. Парамоновой. — М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 176 с. 55. Пути повышения эффективности и качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: методические рекомендации. — Хабаровск: ХК ИППК ПК. — 2002. — 20 с. 56. Радченкова, И.С. Управление качеством дошкольного образования [Текст] / И.С. Радченкова // Методист. - 2004. - №4. - С.65-68. 57. Развивающие технологии дошкольного и начального образования: мониторинг и перспективы развития [Текст]: материалы Науч.-практ. конф. студентов и преподавателей пед. фак. по итогам науч.-исслед. работы за 2000 год посвящ. 15-летию пед. фак. и 30-летию Твер. госуниверситета / [Редкол.: Бабушкина Т.В.и др.]. - Тверь : ТвГУ, 2001. — 200 с. 58. Развитие новых форм дошкольного образования [Текст]: сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная пресса, 2004. — 96 с. 59. Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях [Текст]: сборник статей и документов. — М.: Школьная пресса, 2002. — 160 60. Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (19.00.07) / Акад. пед. наук. Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии. - Москва : [б. и.], 1975. - 30 с. 61. Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 / Сафонова Ольга Александровна; Нижний Новгород, 2004. - 316 с. 62. Сафонова, О. А. Мониторинг качества образования, (теоретический аспект) [Текст] /Управление ДОУ. - 2001. — № 6. -с.8. 63. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст] / Н.А. Селезнева. — М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 95 с. 64. Семёнова М.Л. Педагогическая диагностика в практике управления методической работой в ДОУ// Научно-теоретический журнал. Выпуск 1(3), 2010. – С. 67-72. 65. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Стародубцев В.А., Шепель О.М., Киселева А. А. 66. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О.А.Скорлупова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 112 с. 67. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др.]; Под ред. Издание 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988 68. Федеральный закон от 29.12.2012 №27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 69. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. 70. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М., 2000.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО 1.1. Характеристика мониторинга как фактора управленческой деятельности В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития в мире, стране, регионе, способствует повышению качества жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Одним из факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества является образование. Под «образованием» в Законе «Об образовании РФ» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В педагогическом энциклопедическом словаре образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Словарь русского языка Ожегова С.И. дает следующее определение: «Образование — совокупность знаний, полученных в результате обучения... получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение». В толковом словаре русского языка под ред. Ушакова Д.Н., образование — это то, что создалось, образовалось в результате какого-нибудь процесса: процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Образование - это единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Гершунский Б.С. [31, 32] в своих работах раскрывает несколько аспектов содержательной трактовки образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат. Аспектное разделение понятия образования, как отмечает Гершунский Б.С., «не означает нарушения его целостности. Оно лишь отражает возможность акцентировать внимание на тех или иных его сторонах. Понять и оценить истинную сущность образования как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик». Современный этап в развитии образования во многом связан с изменением государственной образовательной политики. Главная ее задача сформирована как обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обратимся к понятию «качество». «Качество» – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов. «У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества...». Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность. Категория качество впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как «видовое отличие», как «... тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (Met. V 14 1020 a 33—1020 b 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы». На почве механистического мировоззрения в философии нового времени сложилось деление на Первичные и вторичные качества. Федина Н.В., проанализировав понятие содержания качества как философской категории, выделяет несколько моментов: «– качество выражает существенную определенность объекта (предмета, явления); – качество не есть неделимая единица, какое-то отдельное свойство, это нечто целостное и системное, представляющее собой совокупность свойств объекта (предмета, явления); – чем выше уровень организации объекта (предмета, явления), тем большим числом качеств он обладает; – накопление количественных изменений, достигшее определенного предела, вызывает изменение качества; – качество как философская категория имеет непосредственное отношение к процессу развития объектов (предметов, явлений)». Качество образования — это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество является одним из определяющих критериев развития системы образования, оно свидетельствует об уровне знаний, получаемых обучающимися в том или ином образовательном учреждении. В получении обучающимися качественного образования заинтересованы, и они сами, и их родители, и работодатели, и, в конечном итоге, все общество. Качество образования включает три основные характеристики, оценивающие качество: 1) содержания образования; 2) процесса образования; 3) результата образования. Определение степени достижения целей управления качеством образования предусматривает наличие эффективной методики оценки такого качества. Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности. Обзор понятия «качество образования» содержится в монографии ПоташникаМ.М. «Управление качеством образования», автор считает, что философское понимание качества не столь существенно для характеристики качества образования и отдает сегодня предпочтение так называемой производственной трактовке, имеющей значение с точки зрения измерения, различения плохого или хорошего качества и т.п., Поташник М.М. определяет качество образования как качество образовательного процесса, имея в виду и сам процесс, и качество его результатов: «Качество образования личности мы определяем как соотношение цели и результата образовательной деятельности». Белая К.Ю., анализируя качество как понятие в педагогической науке в контексте различных методологических и теоретических подходов, дает следующее определение применительно к системе дошкольного образования: качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения . Сафонова О.А. в статье «Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении» определяет качество дошкольного образования как способность удовлетворять потребности личности и общества в полноценном развитии ребенка, сохранении и укреплении его здоровья. Фалюшина Л.И. определяет качество как комплексное понятие, характеризующее все стороны деятельности. Рассматривает качество не с позиции успеха одного или нескольких детей, а с позиции успехов каждого ребенка. Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности. Управление качеством дошкольного образования – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей. таблица 1 Сущностные характеристики качества образования в ДОУ: Исследователь Трактовка понятия «качество образования в ДОУ» Крулехт М.В. Тельнюк И.В .(СанктПетербург) Степень достижения научно обоснованных целей и задач дошкольного образования и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дошкольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образовательных услуг, определяется: гарантией семье на предоставление возможности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантией достижения каждым ребенком максимально необходимого уровня подготовки для успешного продолжение таблицы 1 Степанова М.И. (Москва) Максимально благоприятные условия для здоровья и гармонического развития ребенка; соответствие объема, содержания и организации образовательного процесса возрастно-половым возможностям детей. Баукова Н.Н. (Ростов) Условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности. Парамонова Л.А. Алиева Т.А. (Москва) Уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам или спецификации; степень удовлетворения ожиданий (запросов) потребителей (государства, общества, детей и их родителей). Белая К.Ю. (Москва) Качество результатов образовательного процесса; качество его реализации; качество условий его Сафонова О.А. (Нижний Новгород) Качество образования - это мера эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющаяся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов Система дошкольного образования, как обозначено в ФЗ «Об образовании в РФ», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольных образовательных организациях. Понятие «качество дошкольного образования» можно проанализировать исходя из трех различных аспектов. С точки зрения общегосударственного аспекта, качество дошкольного образования можно определить мерой его соответствия социально-экономическим условиям общества. Здесь качество соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Исходя из этого, можно сказать, что удовлетворенность родителей оказываемыми образовательными услугами является показателем качества дошкольного образования. Педагогический аспект определяет качество дошкольного образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, а также успешное взаимодействие педагога с родителями. Понятие «качество» многогранно. Его можно трактовать по-разному с позиции каждого участника образовательных отношений. – Для детей качество дошкольного образования – это обучение и воспитание в разнообразной, интерактивной игровой для них форме. – Для родителей как участников образовательных отношений – это удовлетворенность предоставляемыми ДОО образовательными услугами, успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья. – Для воспитателей качество образования характеризуется следующим образом: 1. Положительная оценка их педагогической деятельности; 2. Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия с детьми, а также с родителями; 3. Успешное развитие детей в соответствии с требованиями к реализации основной образовательной программы дошкольного образования и целевыми ориентирами; 4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, как одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками; 5. Рациональное использование рабочего времени. 6. Обеспеченность образовательного процесса всем необходимым оборудованием, пособиями, дидактическими материалами и т.д. Для руководителя ДОО качество образования – это: 1. Высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа учреждения; 2. Сохранение и укрепление здоровья детей; 3. Рациональное использование рабочего времени всех участников образовательного процесса; 4. Полное усвоение выбранных программ, соответствие ФГОС и ООП, по которой работает дошкольная организация, а также качественная подготовка детей к школьному обучению, что определяет преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением. Качество образования – понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО. ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. ФГОС включает три группы требований к дошкольному образованию: 1. Требования к образовательной программе дошкольного образования, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. 2. Требования к условиям, в которых должны реализовываться программы ДО: финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим и развивающей предметно-пространственной среде. 3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Требования к результатам представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др. Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков требованиям государственного стандарта образования. Мониторинг развития детей по ФГОС не является строго обязательным, однако отказ от него невозможен, поскольку без мониторинга не могут быть эффективны образовательные программы дошкольных учреждений. ФГОС указывает на возможность проведения оценки индивидуального развития воспитанников для достижения таких целей, как оптимизация работы по всему ДОУ, по каждой группе и с каждым ребенком в отдельности. Термин мониторинг возник в науке в ХХ веке для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени. Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В отечественных и зарубежных исследованиях мониторинг определяется как: «Мониторинг - комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемых деятельностью человека», или «Мониторинг систематическое сопоставление действительного положения организации с желаемым». Согласно Большому энциклопедическому словарю мониторинг определяется как «наблюдение, оценка и прогноз сферы связи с хозяйственной деятельностью человека». Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии. Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. «Мониторинг» - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как к сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. Наиболее общим образом мониторинг можно определить, как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Анализ и систематизация интерпретаций категории «мониторинг» в научной литературе, нормативно-правовых документах, научно-методических публикациях свидетельствует о многообразии трактовок обозначенного понятия, что обусловлено отраслями науки. Мониторинг – это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Белкин А.С. определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса. Зеер Э.Ф. рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Зеера Э.Ф., все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. Денисов А.П., Захаржевская Е.Э., Матвейкин В.Г. отмечают, что основной функцией мониторинга является информационное обеспечение управленческого процесса, сбор, хранение, структурирование, анализ и представление психолого-педагогической информации, отслеживание результатов инновационной деятельности, выявление и оценивание проведенных (проводимых) педагогических действий, обеспечение обратной связи (полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность и структурированность) об эффективности (степени соответствия результатов целям) педагогической системы. При организации мониторинга, пишут Денисов А.П., Захаржевская Е.Э., Матвейкин В.Г следует учитывать обстоятельства: • связь мониторинга с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы; • связь мониторинга с другими функциями управления, при этом каждая функция управления выступает как аспект мониторинга (цели, информация, прогнозы, решения, организация и исполнение педагогической деятельности, коммуникация и коррекция). Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. Особое место в системе мониторинга принадлежит принципам мониторинга. Принципы мониторинга – это основополагающие правила, которыми должны руководствоваться субъекты мониторинговой деятельности. Значение принципов управления вообще и принципов мониторинга в частности определяется тем, что они отражают наиболее характерные для рассматриваемого объекта управления (объекта мониторинга) законы и закономерности его функционирования и развития. таблица 2 Общие принципы мониторинга в организации Наименование принципа Трактовка принципа применительно к системе управления мониторинга Принцип научности использование современных достижений науки управления при построении систем управления и принятии управленческих решений использование современных достижений науки управления при построении систем мониторинга и осуществлении мониторинговой деятельности Принцип гибкости адаптация систем управления к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды организации адаптация систем мониторинга к изменению целей, стратегий и тактики управления в организации Принцип обратной связи наличие замкнутого контура управления, предполагающего поступление информации с выходов системы управления на ее входы принятие управленческих решений и корректировка управленческих воздействий с учетом данных мониторинга о фактическом состоянии управляемого объекта (процесса) Принцип эффективности оптимизация затрат на формирование и функционирование управляющей подсистемы организации оптимизация затрат на формирование и функционирование системы мониторинга в организации Принцип комплексности рассмотрение объекта управления во всей совокупности взаимосвязанных составляющих элементов и аспектов, обеспечивающих его целостность формирование параметров мониторинга с учетом всей совокупности взаимосвязанных факторов внутренней среды организации, оказывающих влияние на объект мониторинга Принцип системности рассмотрение управляемых объектов с учетом всех взаимосвязанных составляющих, а также с учетом связей между управляемыми объектами и их элементами и окружающей средой формирование параметров мониторинга с учетом всей совокупности взаимосвязанных факторов внутренней и внешней среды организации, оказывающих влияние на объект мониторинга Принцип соответствия соответствие управляющей подсистемы организации сложности управляемой подсистемы и характеру решаемых производственных задач совместимость системы и технологий мониторинга с системой управления организацией и технологиями принятия управленческих решений Специфические принципы осуществления мониторинговой деятельности в организациях обуславливаются особенностями и целевой направленностью систем мониторинга. Систематизация специфических принципов мониторинга была осуществлена нами на основе использования праксеологического, квалиметрического и гуманистического подходов к их выделению.[4] таблица 3 Специфические принципы мониторинга в организации Используемый подход к выделению принципов Наименование принципа Краткая трактовка принципа Праксеологический подход принцип регулярности четкое установление периодичности мониторинговых действий принцип интегративности использование унифицированных форм отражения результатов мониторинга и баз данных для интеграции их в общую информационную систему организации (данный принцип приобретает особое значение при формировании автоматизированных систем мониторинга) принцип валидности использование адекватного исследуемым объектам (явлениям, процессам) инструментария мониторинга и методов оценки параметров мониторинга Квалиметрический подход принцип информационной полноты формирование системы параметров мониторинга, позволяющей создать полную объективную картину исследуемых объектов (явлений, процессов) принцип информационной достаточности концентрация мониторинга на наиболее значимых параметрах изучаемых объектов (явлений, процессов), исключение избыточной информации, не имеющей прямого отношения к характеристике исследуемых объектов (явлений, процессов) принцип конкретности использование адекватных количественных измерителей и качественных оценок результатов мониторинга Гуманистический подход принцип гласности результатов мониторинга для работников организации принцип конструктивизма Исключение возможности использования результатов мониторинга для осуществления репрессивных действий по отношению к персоналу В описании системы мониторинга трудно переоценить значение такого элемента как функции мониторинга. Если принципы мониторинга – это основополагающие правила осуществления мониторинговой деятельности, то функции мониторинга непосредственно раскрывают содержание этой деятельности, отвечают на вопрос, из чего складывается мониторинговая деятельность. Рассматривая существующие в экономической науке подходы к выделению функций мониторинга, можно заметить, что все они отличаются глубиной функционального наполнения мониторинга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg