Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование русского фольклора в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

one_butterfly 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
Объект исследования - процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – русский фольклор как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое использование произведений различных жанров детского фольклора в комплексе разработанных нами игровых занятий способствует повышению уровня развития речи старших дошкольников. Цель исследования - изучение влияния детского фольклора на развитие речи старших дошкольников. Задачи исследования: 1.Изучить методы для развития речи детей старшего дошкольного возраста; 2. Изучить определения «русского фольклора» и дать собственную формулировку понятию «русский фольклор»; 3.Ознакомиться с жанрами детского фольклора, дать им краткую характеристику; 4.Разработать конспекты занятий по развитию речи с использованием фольклорного творчества на занятиях. Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта, наблюдение, эксперимент. Практическая значимость работы заключается в создании комплекса занятий по теме русского народного творчества, включающего себя 8 занятий, проведенных по два раза в неделю общим периодом на один месяц Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире с развитием мобильных устройств, онлайн – платформ, социальных сетей и инновационных технологий у детей старшего дошкольного возраста наблюдается скудная, не развитая и упрощенная речь. В виду развития информационных технологий и видео платформ, теряет свою значимость книжная литература, в виду этого у детей старшего дошкольного возраста зачастую часто можно наблюдать сложности в аргументировании своей позиции и точки зрения. С каждым годом всё больше родителей обращаются к логопедам, филологам, специалистам театральных кружков и лингвистических для постановки правильной и грамотной речи у ребенка, а сами дети и вовсе незнакомы с понятием «народный фольклор». Однако задержек в речи и мыслях можно избежать, если с пяти лет ребенку привить ребенку интерес к творческим фольклорным занятиями. Как показало наше исследование, такие занятия не только развивают речь ребенка, но и способствуют развитию фантазии, воображения, а также слуховой памяти, а также способствует сохранению культурных и исторических традиций. Детский фольклорный комплекс занятий, разработанный нами для выпускной квалификационной работы, представляет собой структурированные мастер-классы, основанных на народном творчестве, интеллектуальных играх, сказках, пословицах, поговорках. которые, в свою очередь, способствуют знакомству детей с музыкально-поэтическими жанрами фольклора. Считаем важной задачей не только познакомить современных дошкольников с былинами, народным творчеством, сказками, пословицами и поговорками, но и показать важность русского фольклора, заинтересовав дошкольников в народном творчестве, в том числе, с помощью игр и театральных постановок. В своих экспериментальных занятиях мы постарались увлечь детей яркими поэтическими образами, вызывая у них приятные и положительные эмоции. укрепляя жизнерадостное восприятие жизни, а также постарались подобрать в комплекс задания, которые помогали бы дошкольникам с раннего возраста осознать, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Поэтическое народное творчество в основном многими веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость людей и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Поэтому в двадцать первом веке практически нет известных ученых, исследовавших русский фольклор, народное творчество и влияние его на развитие речи ребенка. Мыслители, которые посвящали свою деятельность исследованию народного творчества, в основном относятся к периоду девятнадцатого века. Среди них имеются зарубежные: Аарне Анти, Андерсон Вальтер, Леви Строс Клод, Штейнталь Хейман и другие. К русским исследователям, имевшим отношение к народному творчеству, можно отнести: Юдин Ю.И. – автор работ о героическом эпосе и сказках; Пермяков Г. Л - исследователь пословиц и поговорок, создатель их логико-семантической классификации; Никифоров А.И. - сказковед и ис¬следователь древнерусской литературы, один из пионе¬ров морфологического изучения сказок. Выступал за изучение «живой» сказки, учитывающее особеннос¬ти ее исполнения: Потебня А.А, Померанцева Э. В. и другие.
Содержание

Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников…...6 1.1. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.............................6 1.2. Жанры детского фольклора и их характеристика ……………………..13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности влияния русского фольклора на развитие речи старших дошкольников…………………………………………………………………21 2.1. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка….. …………………………………………………………………….21 2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию речи средствами фольклора………………………………...........................................................32 Заключение ……………………………………………………………………43 Список использованных источников и литературы…………………...........45 Приложение…………………………………………………………………...48
Список литературы

Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников / В. А. Ананьев. – Томск: ТГУ, 2013. – 580 с. Аникин, В. П. Русские народные пословицы / В. П Аникин. – М.: Просвещение, 2015. – 53 с. Бархатова, Л. З. Воспитание культуры поведения / Л. З. Бархатова. - Томск: ТГУ, 2016. – 201 с. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М.: Просвещение, 2014. – 395 с. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова С. П. Баранов. - М.: Академия, 2014. – 240 с. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском сад / А. К. Бондаренко. – М.:Просвещение, 2015. – 160 с. Василенко, В. А. Детский фольклор / В. А. Василенко. - М.:Феникс, 2013. – 197 с. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А Васильева, В. В. Гербова. Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 204с. Волкова, Б.С. Психология детства / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. - М.: АПО, 2014. – 272 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 536с. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 480 c. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко.- М.: Линка-Пресс, 2014. – 82 с. Ефимкина, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимкина. - М.: Флинта, 2015. –220 с. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб, пособие / И. А. Зимняя. - Ростов н /Д.: Феникс, 2013. - 480 с. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте / З. М. Истомина. - М: 2013.- 156 с. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, - М.: Флинта, 2015. - 464 с. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина. – М.:Айрис-пресс, 2014. – 212 с. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2013.-256 с. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова.- М.: 2008.- 364с. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2013–640 с. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы //Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2015. – 360 с. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. – М.:Просвещение, 2013. –141 с. Программа ”От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2015. - 304 с. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М.: 2013. – 260 -268с. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М.: 2015. – 260 с. Теплюк, С. Г. Об опрятности и аккуратности / С. Г. Теплюк. – М.:Просвещение, 2014. – 107 с. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду/ А.П.Усова. – М.: Просвещение, 2014. -78 с. Шибицкая, А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 62 с. Яковенко, Т. А. Воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. А. Яковенко, З. О. Ходонецких. - М.:Просвещение, 2012. - 150 с. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей /В.И. Яшина, М.М.Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников 1.1 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Развитие детской речи – описание процессов, методик и этапов, связанных с расширениями навыков ребенка старшего дошкольного возраста, средствами устного и письменного языка, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, вербального мышления и творческой креативности Прежде чем подробнее описывать методы для развития речи детей старшего дошкольного возраста, следует обозначить, что мы подразумеваем под понятием «старший дошкольный возраст» в данной работе: Старший дошкольный возраст - это так называемый период от пяти до семи лет, по окончанию которого у ребенка игровая деятельность сменяется на учебную. Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей. А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности. С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду. В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы). Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка. Важнейшие из них: - потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; - потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; - потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нём правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идёт по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. Имея представление о психологических и физических особенностях ребенка старшего дошкольного возраста, рассмотрим основные методы для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Метод развития речи - это способ взаимодействия педагога и детей, который обеспечивает формирование у последних речевых умений и навыков. В дошкольной дидактике в целом и методике развития речи в частности принято выделять три группы методов: 1) наглядные; 2) словесные; 3) практические. Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. Когда дети имеют возможность наблюдать объект непосредственно, используются непосредственные методы. Это метод наблюдений и его разновидности: обзоры помещений, экскурсии, рассматривание предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, т.е. используя изобразительную наглядность (картины, фотографии, кинофильмы и диафильмы, игрушки). В старших группах используется такой наглядный метод, как демонстрация моделей. Рассматривание картин со знакомым содержанием, игрушек как условных образов знакомых предметов, повествование о них применяется и с целью повторного ознакомления с объектом, закрепления полученных в ходе наблюдений знаний, формирования связной речи. Понятно, что во всех этих процессах обязательно присутствует слово воспитателя, который направляет восприятие детей, объясняет и называет то, что показывается. К словесным методам, используемых в детском саду, относятся чтение и пересказ художественных произведений, заучивание наизусть, рассказ, обобщающая беседа. Но во всех словесных методах, как правило, используются и наглядные приемы: показ игрушек, рисунков, предметов, иллюстраций. В старшем дошкольном возрасте допускается изложение без опоры на наглядность. Практические методы направлены на использование речевых умений и навыков и их совершенствование. Чаще всего практические методы носят игровой характер. Это дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры со словесным сопровождением. К практическим методам относятся также различные виды детской деятельности - конструирование, рисование, труд, моделирование и подобные, каждый из которых сопровождается разговором воспитателя и детей. Как видно, деление методов развития речи на группы является весьма условным, поскольку между ними нет четкой границы. А.Г. Арушанова выделяет также проблемные методы развития речи. К ним относятся творческие занятия, словообразовательные ситуации, проблемные вопросы. В зависимости от характера речевой деятельности детей, условно выделяются репродуктивные и продуктивные методы развития речи. Репродуктивные методы основаны на восстановлении речевого материала, на подражании готовым образцам. Это, например, пересказ близко к тексту, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений. Продуктивные методы направлены на обучение детей построению собственных связных высказываний, развитие речевого творчества. К этим методам относятся обобщающая беседа, повествование, творческий пересказ, моделирование, творческие задания. Поскольку элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы воспроизводства образца - в продуктивных, четкой границы между этими методами также не существует. Каждый метод представляет собой систему методических приемов, которые объединяются общностью задач развития речи и подходов к ее решению. Методические приемы - это элементы методов, их составные части. Приемы развития речи также делятся на три основные группы: 1) словесные; 2) наглядные; 3) игровые. Существует большое количество словесных приемов. Наиболее распространенные из них следующие. Речевой образец - правильная, заранее продуманная речевая деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми. Это может быть образец произношения звука, слова, построения грамматической формы, рассказа. Образец должен быть доступным детям по форме и содержанию. Чтобы добиться осмысленного повторения детьми образца речи воспитателя, полезно сопровождать его другими приемами: объяснениями, указаниями. Повторное проговаривание - умышленное (но не принудительное) многократное повторение одного и того же звука, слова, предложения с целью его запоминания. Повторение может осуществляться за педагогами, другими детьми, может быть совместным (воспитателя и ребенка или двух детей) или хоровым. Словесные упражнения - многократное использование детьми определенных речевых умений и навыков. От повторного проговаривания отличаются большей частотой, вариантностью, большей степенью самостоятельных усилий детей. Объяснение - раскрытие сущности какого-либо явления или способа действия. Используется в процессе наблюдений и обследования предметов, при раскрытии значения слова и решении других задач. Указания - разъяснение, сообщение детям способа действия для достижения определенного результата. Указания могут быть учебные, организационные, дисциплинированные. Оценка детской речи - развернутое мотивированное мнение о речевом высказывании ребенка. Оценка должна не просто констатировать характер речи ребенка, но и обучать, совершенствовать его речь. Учитывая эмоциональное влияние оценки на детей, она должна быть в основном положительной. Речевые ошибки тактично исправляются с помощью других методических приемов (образца, повторения, объяснения). Вопрос - словесный оборот, который требует ответа. Вопросы делятся на основные и вспомогательные. Основные в свою очередь могут быть констатирующими (кто?, что?, какой?, где?, куда?) и поисковыми (почему?, зачем?, чем похожи?). Вспомогательные вопросы бывают наводящие и вопросы-подсказки. Вопросы используются в разговорах, дидактических играх, при обучении различным видам повествования, т.е. во всех методах развития речи. Наглядные приемы - показ различного иллюстративного материала (изображений, движений в игре-драматизации), положение органов артикуляции при обучении звукопроизношению и др.. Сочетаются со словесными приемами, например показ объекта и называние нового слова. Игровые приемы могут быть как словесными (использование шутки при объяснении задания, небылицы) так и наглядными (использование игровых персонажей типа «белорусской» куклы, фанты, игровые движения). Такие приемы повышают интерес детей к занятиям, способствуют активизации их речи. Все вышеперечисленные приемы развития речи являются прямыми. Существуют и косвенные приемы: напоминание, реплика, замечание, подсказка, совет. Различные приемы используются в зависимости от задач развития речи, содержания занятий, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, нами изучены методы для развития речи детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы выделено три группы методов: словесные, наглядные, практические. К наглядным методам можно отнести методы непосредственные и опосредованные. Непосредственные: обзоры помещений, экскурсии, рассматривание предметов. Опосредованные методы включают в себя изобразительную наглядность: демонстрации моделей игрушек, картин, фотографий, видеороликов. К словесным методам среди детей старшего дошкольного возраста, относятся пересказ сказок, рассказов, заучивание наизусть, беседа. К практическим методам можно отнести: моделирование, рисование, труд, дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры с обязательным словесным сопровождением. 1.2 Жанры детского фольклора и их характеристика Фольклор – это устное народное творчество: народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства. Словесный фольклор – это специфическое искусство. В создании, хранении, а порой и исполнении фольклора большую роль играл коллектив. Проблема авторства, а тем более атрибуции, никогда не ставилась. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемые народом и бытующие в народных массах произведения, в которых он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский фольклор — многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений. К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "пестушки", "потешки". Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-мышки", 'Гуси-лебеди", "Горелки" и т.п. Детские фольклорные произведения характеризуют жизнь народа. Незря к нему обращались многие научные деятели. В.Г.Белинский сравнивал фольклор с практической, житейской народной философией, с душевной народной поэзией. По мнению К.Д.Ушинского эти произведения являются животворящим проявлением родного слова, которое пришло к нам из живого источника, вечно юной человеческой души. Приобщаясь к фольклору, дети знакомятся с красотой и самобытностью слова, у них увеличивается словарный запас. Дети искусно передают разговоры любимых персонажей, используя при этом интонацию, характерные особенности и переносят их на действия с игрушками. Отгадывая загадку, поговорку, сказку по содержанию картинки, ребенок практикуется и упражняется в словотворчестве. Такие игры позволяют принимать участие даже пассивным детям. В самом начале они выполняют указания своих товарищей, в дальнейшем, чувствуя себя более уверенными, начинают проявлять собственную речевую активность. Прививая у детей любовь и интерес к фольклору, следует отметить, что работа должна вестись систематически. Труды таких видных деятелей, как А. П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И, Тихеевой, Н.А Ветлугиной позволяют выбрать наиболее продуктивные методы и приемы воздействия на младших дошкольников. Их советы помогают педагогам подобрать материал: литературу, наглядность, игры, необходимые для закрепления речевых навыков детей.[19] Инсценируя сказки, малыши прибегают к развернутым высказываниям, четко проговаривая слова и фразы, у них развивается речь, обогащается словарный запас, формируется чувство ритма, умение изменять голос, что является основой для возникновения интонации. Одним словом, детский фольклор - это незаменимый речевой материал. Итак, к основным жанрам детского фольклора относят: колыбельные песни, частушки, прибаутки, приговорки, загадки, пословицы, считалки, потешки, припевки, скороговорки, небылицы, пестушки, заклички. Рассмотрим каждый жанр подробнее. 1.Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, которые могут заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. 2.Частушки - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. 3.Прибаутки - Малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной 4.Поговорка- словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. К общим признакам поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. Поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 5.Загадки - это иносказательное описание какого-либо пред мета или явления, данное обычно в форме вопроса. 6.Пословицы - представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение на различные тематики. 7.Считалки - это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм. 8.Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой- физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки, Сорока. 9. Былина - фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории 10.Скороговорка - Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными. 11. Небылицы - это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены, смещены. В центре внимания небылицы — какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей. 12. Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни. 13.Заклички - один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются. 14. Докучные сказки - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. По своей форме повествования докучные сказки близки к сказке и присказке, а по содержанию и назначению - к поддевке. Конец сказки всегда заканчивается издевками, которые бывают разного характера. Порой издевка бывает довольно безобидной, примером тому служит 15. Плясовые песни - в русской на¬род¬ной тра¬ди¬ции пес¬ни, со¬про¬во¬ж-даю¬щие пля¬со¬вые хо¬ро¬во¬ды и пля¬ски. Род¬ст¬вен¬ны хо¬ро¬вод¬ным пес¬ням, свя¬за¬ны с празд¬нич¬ным бы¬том. 16. Молчанки - детская игра. Название забавы произошло от слова "молчать". Правила игры заключаются в том, что в игре побеждает ребенок, который после произнесения стиха-молчанки заговорит последним. 17. Сечки - один из самых редких и древних жанров детского фольклора, связанный с процессом обучения счёту. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Таким образом, нами рассмотрено понятие «фольклор», изучены психологические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста, а также выделено 17 основных жанров детского фольклора. Каждому жанру даны характеристики. К основным жанрам детского фольклора старшего дошкольного возраста относятся: частушки, прибаутки, приговорки, загадки, пословицы, считалки, потешки, припевки, скороговорки, небылицы, пестушки, заклички, былины, докучные сказки, сечки и др. ГЛАВА 2 Практическое исследование по проблеме влияния русского фольклора на развитие речи старших дошкольников 2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка. Методика, которая использовалась нами в ходе эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста для развития речи, полностью основана на игровом фольклоре. Игровой фольклор – это игры, потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, игровые и плясовые песни, загадки, молчанки, которые использовались нами на восьми занятиях для развития мышления и устной речи. Игровой фольклор – одно из эффективных средств развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Поэтому наша система подготовленных мастер – классов включает в себя только те занятия, которые построены на песенном творчестве, танцах, элементах народного творчества, театрализации былин. Основные функции игрового фольклора, выявленные нами при проведении эксперимента: - Коммуникативная – влияние на умение договариваться и на развитие дипломатических способностей ребенка; - Речевая – выражение своей позиции, чувств и эмоций за счет правильно поставленной речи; -Компенсаторская - восстановление энергии, жизненного равновесия за счет активного смены деятельности. Выявление собственных способностей, выносливости, самооценки; -Интеллектуальная – накопление знаний о русских традициях, запоминание новых терминов и слов, развитие словарного запаса; Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, для данной работы условно можно выделить два этапа работы: 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап (непосредственно проводимый нами эксперимент): Подготовительный этап длился неделю, в ходе которого родителям и детям предлагалось завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в котором дети будут записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. Дети с удовольствием рисуют изображения к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют. На втором этапе, который длился с 20 сентября по 20 октября была основана работа на занятиях. На 8 специально организованных мастер-классах использовались пословицы и поговорки по ознакомлению с художественной литературой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg