Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА САМОСОЗНАНИЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

kglieva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2021
1. Установлено, что самосознание представляет собой процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности; важнейшими элементами самосознания являются самооценка и самоуважение, которые характеризуют эмоциональное отношение человека к себе. В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития, совершенствуется и самосознание индивида. В юношеском возрасте (15-16 лет) происходит рост самосознания, то есть завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования я образа). Спортивная деятельность в этом плане должна способствовать развитию самосознания, являться школой нравственного совершенствования и развития структуры личности в целом.
Введение

Самосознание представляет собой вершину развития человеческой личности. Низкий уровень самосознания способствует формированию дезадаптивных форм поведения. Напротив, высокий уровень самосознания завершает процесс становления гармоничной личности, препятствуя тем самым возникновению необоснованных психогенных реакций и пато-характерологическому развитию. На этом фоне весьма актуальным становится научный поиск новых подходов в разработке стратегии обеспечения эффективного развития самосознания спортсменов. Очевидно, что решение проблемы такого масштаба не может быть достигнуто в одностороннем порядке. Помимо усилий, направленных на улучшение социальной сферы, не обойтись без применения научно обоснованных, выверенных практикой подходов к работе с каждым подростком и с подростковыми коллективами, в том числе – в рамках их физического воспитания и спортивной тренировки. В свою очередь, самосознание представляет собой вершину развития человеческой личности. Низкий уровень самосознания способствует формированию дезадаптивных форм поведения. Напротив, высокий уровень самосознания завершает процесс становления гармоничной личности. Таким образом, на этом фоне весьма актуальным становится научный поиск новых подходов в разработке стратегии обеспечения эффективного развития самосознания фехтовальщиков в процессе их занятий физической культурой и спортом. Очевидно, что решение проблемы такого масштаба не может быть достигнуто в одностороннем порядке. Помимо усилий, направленных на улучшение социальной сферы, не обойтись без применения научно обоснованных, выверенных практикой подходов к работе с каждым ребенком и с детскими коллективами, в том числе – в рамках их физического воспитания и спортивной тренировки. Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны необходимость развития самосознания фехтовальщиков в процессе физической тренировки является очевидной, с другой – эта проблема до настоящего времени остается малоизученной. Гипотеза исследования: предполагалось, что занятия фехтованием будут положительно влиять на развитие самосознания спортсменов (как компонента подготовленности, способствующего успешности реализации их спортивной карьеры), а при применении в тренировочном процессе комплекса специально разработанных воспитательных воздействий такое влияние будет особенно значительным. Объектом исследования настоящей работы явилась теория и практика спортивной педагогики. Предметом исследования работы явилась педагогическая эффективность учебно-тренировочного процесса по фехтованию в плане развития самосознания спортсменов высокой квалификации при занятиях фехтованием. Цель данной работы: изучение особенностей развития самосознания фехтовальщиков высокой квалификации, как компонента подготовленности, способствующего успешности реализации их спортивной карьеры. Цель достигалась при помощи последовательного решения задач исследования: 1. Исследовать теоретические основы развития самосознания спортсменов при спортивной деятельности. 2. Выявить особенности самосознания спортсменов – фехтовальщиков в сравнении с лицами, не занимающимися спортом. 3.Установить специфику формирования самосознания спортсменов – фехтовальщиков на разных этапах спортивного мастерства. 4. Определить возможности повышения эффективности развития самосознания спортсменов высокой квалификации при занятиях фехтованием Основные положения, выносимые на защиту: 1. Занятия спортивной деятельностью создают благоприятные условия для развития самосознания в детском и юношеском возрасте. 2. Развитию самосознания при занятиях фехтованием способствует создание в тренировочном процессе педагогических ситуаций, при которых преодоление трудностей спортивной тренировки происходит за счет проявления индивидуальных усилий и самостоятельности тренируемых. Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключаются в том, что в нем впервые был раскрыт круг вопросов, связанный с динамикой уровня самосознания спортсменов высокой квалификации в процессе занятий фехтованием. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике воспитательной работы со спортсменами.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. САМОСОЗНАНИЕ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФЕХТОВАНИЕМ 6 1.1. Определение самосознания 6 1.2. Значимость уровня самосознания в спортивной деятельности 10 1.3. Влияние деятельности фехтовальщиков на их самосознание 14 1.4. Воспитание фехтовальщиков в практике физической культуры и спорта 17 1.5. Особенности воспитательного эффекта при занятиях фехтованием фехтовальщиков 20 Краткое резюме по первой главе 31 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33 2.1. Методы исследования 33 2.1.1. Метод анализа и обобщения научно-методической литературы 33 2.1.2. Метод педагогического эксперимента 33 2.1.3. Метод психологического тестирования 33 2.1.4. Методы математической статистики: 35 2.2. Организация исследования 36 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39 3.1. Динамика показателей самосознания спортсменов, занимающихся фехтованием на разных этапах спортивного мастерства 39 3.2. Динамика уровня самосознания квалифицированных фехтовальщиков при применении экспериментальной методики воспитательных воздействий 53 3.3. Обсуждение результатов 58 ВЫВОДЫ 60 Практические рекомендации 62 Список используемой литературы 63 ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. /Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 232 с 2. Ананьев, В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: монография. /В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев -СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003-171с. 3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. /С.А. Беличева -М. Социальное здоровье России М., 1994-230с. 4. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте. /В.В. Белорусова -М.: Физкультура и спорт. , 1974-120с 5. Белякова, Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения. /Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета – 2009. - № 5.- С. 8 -15. 6. Боген, М.М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям. /М.М. Боген -М., 1982-160с. 7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович -М. Просвещение, 1968- 340 с. 8. Борисова, О.А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10-11 лет: автореф. дисс...канд. пед. наук. /О.А. Борисова -М., 199-24с. 9. Васильева, З.И. Изучение личности школьника учителем. /З.И. Васильева -М., 1991-120 с. 10. Визгина, А. В. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин. /А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии, 2001. – № 3. – С. 91–100. 11. Воинова, И.В. Связь компонентов самосознания и стрессоустойчивости у студентов Восточно-Сибирской государственной академии образования. /И.В. Воинова, В.П. Новикова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки 2013 С.398-399 12. Волков, Е.П. Тезисы Всесоюзной научной конференции: Спорт в современном обществе. /Е.П. Волков, С.Н. Филь, Ю.В. Близнюк / Педагогика. Психология. М.: Физкультура и спорт. , 1980 С.140-142 13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию Курс лекций. /Ю.Б. Гиппенрейтер -М:. Че Ро, 1996-336 с. 14. Горбунов, Г.Д. Психология и спорт. /Г.Д. Горбунов //Теория и практика физической культуры, № 2, 1996 С. 15-17 15. Горниевский, В.В. Игры и развлечения. /В.В. Горниевский -М.: 1922.-89с. 16. Горская, Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. /Н.Е. Горская, В.Е. Глызина // ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (48) 2011 С. 253-260 17. Данилов, М.А. О системе принципов обучения. /М.А. Данилов //Советская педагогика, №4,1960 С.12-13 18. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика. /А.Ф. Закирова – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2006. -120с. 19. Захарова, А. Самосознание и самооценка подростка. /А. Захарова //Семья и школа, №11, 1979г., стр. 21 20. Зинченко, П.И. Исследования психологии памяти. /П.И. Зинченко //В сб. Проблемы психологии памяти. Харьков, Харьковский государственный университет, 1969 С.40-44 21. Зотов, Ю.И. Воспитание и перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе спортивной деятельности: автореф. дисс...канд. пед. наук /Ю.И. Зотов -М., 1973-20с. 22. Зотов, Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. /Ю.И. Зотов -М: Физкультура и спорт., 1984-180с. 23. Иванова, Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий [Текст] / Е. О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 5(8). - C. 113-124. 24. Кабачков, В.А. Влияние занятий различными видами спорта на психологическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением. /В.А. Кабачков, С.Ю. Тюленьков, В.А. Кузнецов //Теория и практика физической культуры, № 10, 2003 С.6-63 25. Калмыков, С.В. Актуальность исследования спорта как модели деятельности человека в экстремальных условиях в контексте дихотонии «Восток-Запад». /С.В. Калмыков, С.А. Сагалаев // Теория и практика физической культуры, № 10, 2000 С.38-40 26. Касаткин, Н.А. Дифференцированное обучение студентов в зависимости от индивидуальных различий высшей нервной деятельности: автореф. дисс...канд. пед. наук /Н.А. Касаткин -Киев:, 1974-33с. 27. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Е.А. Климов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с. 28. Козиев, В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. /В.Н. Козиев -Л., 1980. 18 с. 29. Колышко, А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие / А. М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с. 30. Кон, И. С. Ребенок и общество. /И.С. Кон -М.: Педагогика, 1988. -220с. 31. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. /И.С. Кон -М.: Политиздат, 1984. — 336 с. 32. Коробов, А.В. Общие указания по обучению. /А.В. Коробов /В кн. Школа легкой атлетики. М.: Физкультура и спорт.,1962 с.80-95 33. Кочетов, А.И. Принципы подхода к изучению личности школьника. /А.И. Кочетов //Физическая культура в школе, №4, 1978 С.18-20 34. Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте. /Б.Д. Кретти -М.: Физкультура и спорт., 1978 –340с. 35. Кржечковский, А.Ю. Формирование самосознания у подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств. [Электронный ресурс]. /А.Ю. Кржечковский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5 36. Крылов, А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. /А.Н. Крылов -М., 1984. 20 с 37. Кудинов, С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России./С.И. Кудинов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 2. С. 5—12. 38. Лейтман, Л.Г Фехтование – юным. /Л.Г. Лейтман А.М. Пономарева, А.В. Родионов –М.: ФиС, 1967 С.84-89 39. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев -М.: Политиздат, 1977-400с. 40. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1968. 35 с. 41. Маркова, А.К. Психология обучения подростка. /А.К. Маркова -М., 1975-180 с. 42. Михеев, А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: автореф. дисс...канд. пед. наук. /А.И. Михеев - М., ГЦОЛИФК, 1969-20с. 43. Мовшович, А. Д. Система многолетней подготовки юных фех-товальщиков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мовшович Алек Давыдович ; [Рос. гос. акад. физ. культуры]. - М., 1996. - 37 с. 44. Момот, Н.И. Формирование нравственной убежденности у подростков в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований : автореф. дисс. канд.пед. наук. /Н.Н. Момот -Л. ГДОИФК, 1987 45. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. /В.С. Мухина –М.: Педагогика, 1989 -320с. 46. Озолин, Н.Г. Тренировка легкоатлета. /Н.Г. Озолин -М.-Л: Физкультура и спорт, 1948-235с. 47. Пароходов, Ю.Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студента как средство самоуправления ею : на материале младших курсов технических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. /Ю.Н. Пароходов – Л., 1987. - 246 с. 48. Пономарёв, A.M. Фехтование – от новичка до мастера. /А.М. Пономарев –М.: ФиС, 1987 -143с. 49. Практикум по возрастной психологии /Под ред.Л.А. Головей и Е.С. Рыбалко –Мн., 1997 50. Просекова, Е. Н. Исследование структуры самосознания в ранней юности. /Е.Н. Просекова //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 3 (43) 2 51. Психологическая диагностика. /Под ред. Я.Л. Коломинского –Мн., 1997 52. Психологические тесты. Сборник лучших методик /Под ред. Б. Карвасарского М.: Имо-Пресс, 2002-460с. 53. Пуни, А.Ц. Вопросы психологии спорта. /А.Ц. Пуни М.: Физкультура и спорт. , 1955-240с. 54. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: автореф. дисс...канд. пед. наук /А.А. Райзих -М., 1997-25с. 55. Рудик, П.А. Психологическая характеристика деятельности. /П.А. Рудик /В кн. Психология -М.: Физкультура и спорт, 1974.-с.120-165 56. Рушина, М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. /М.А. Рушина, А.В. Орлова // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2015, № 4 С. 34-38; 57. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения Личности: учебное пособие к спецкурсу. / В.Ф. Сафин Cвердл. Пед ин-т. Свердловск, 1986. – 142 с. 58. Саха, П.К. Проблема использования факторного анализа для исследования особенностей усвоения знаний учащимися: автореф. дисс...канд. пед. наук /П.К. Саха -М.:, 1970-24с. 59. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. /Ю.В. Сенько -М.: Академиа, 2000. -305с. 60. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. /В.В. Сериков -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 61. Сиваков, В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности: автореф. дисс...канд. пед. наук. /В.И. Сиваков -М., 1983-22с. 62. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. /Б.А. Сосновский -М.: Просвещение, 1979, с. 87-91 63. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с. 64. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания. /А.А. Тер-Ованесян -М.: Физкультура и спорт., 1978-206с. 65. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. /Д.И. Фельдштейн -М.: Издательство: Международная педагогическая академия, 1994. -320с. 66. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте. /Ю.Л. Ханин -М.: Физкультура и спорт., 1980-240с. 67. Церковский А.Л. Особенности самотношения студентов-медиков //Вестник ВГМУ, 2010, Том 9, №11; 68. Церковский, А. Л. Гендерные особенности идентичности в самоописаниях студентов-медиков / А. Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2008. – Т. 7, № 1. – С. 121–126. 69. Чередова, В.П. Обучение слалому учащихся 5-7 классов в секции школьного физкультурного коллектива: автореф. дисс...канд. пед. наук /В.П. Чередова -Л.: 1962-19с. 70. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. – Москва : Наука, 1977. – 144 с. 71. Чудновский, В.Э. Нравственная деятельность личности: педагогическое исследование. /В.Э. Чудновский - М. Педагогика, 1981-203 с. 72. Шустиков, Г.Б. Построение тренировочного процесса фехтовальщиков: учебное пособие. / Г.Б. Шустиков, В.Г Фёдоров, А.В. Деев, О.В. Шаламова; Национальный государственный университет фихической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : [б.и.], 2020. – 134 с. 73. Шустиков, Г.Б. Инновационные технологии в фехтовании: психологический аспект: учебное пособие. / Г.Б. Шустиков, В.Г Фёдоров, А.В. Деев, Е.А. Нечаева; Национальный государственный университет фихической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : [б.и.], 2018. – 103 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. САМОСОЗНАНИЕ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФЕХТОВАНИЕМ 1.1. Определение самосознания Самосознание (англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия) (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Педагогика, 1989. 320с.). Самосознание – это «… особый процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» (Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. Проблема самосознания в психологии. Москва : Наука, 1977. 144 с.). Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающей среды, осознает себя как отличающуюся от других личность, причем сама личность выступает и как субъект, и как объект познания. Человек пытается не только осмыслить и понять окружающий его мир, но и стремится познать самого себя, понять свои особенности, знать, чем он отличается от других людей, каково его место в мире и обществе, оценить свою индивидуальность, определить мотивы поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 27 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 34 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg