Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Активное избирательное право и проблемы преодоления абсентеизма на выборах

one_butterfly 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Цель исследования заключается в проведении комплексного правового исследования особенностей реализации активного избирательного права граждан, а также в формулировании научно обоснованных предложений по совершенствованию конституционно-правовых механизмов обеспечения избирательных прав. Постановка цели исследования выявила необходимость решения следующих задач: - раскрыть понятие и содержание активного избирательного права. - дать объективную оценку принципам реализации активного избирательного права граждан РФ. - исследовать гарантии реализации активного избирательного права граждан РФ. - рассмотреть понятие абсентеизма как общественно-политического явления и выявить его причины. - сформулировать проблемы абсентеизма на выборах Российской Федерации и пути их преодоления. - обозначить пути совершенствования правового механизма реализации активного избирательного права гражданами РФ и снижения негативного влияния абсентеизма на выборах. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации гражданами РФ активного избирательного права. Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, регламентирующие реализацию гражданами РФ активного избирательного права. Методология исследования. В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогии, сравнения, исторический, классификации, описания и др. Среди использованных частнонаучных методов, характерных для юридических наук, использовались такие методы как: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, метод толкования права. Положения, выносимые на защиту. 1. В ходе научного исследования выявлено, что определение «избиратель», содержащееся в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается через другое определяемое понятие – «активное избирательное право» (п. 26 указанного закона), и не содержит указания на 18-летний возраст избирателя. Поэтому автором предлагается закрепить комплексное определение термина «избиратель», а именно: «избиратель – гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, не признанный судом недееспособными, и не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда». 2. В ходе исследования автором установлено, что ключевой причиной электорального абсентеизма является низкая политическая и правовая культура избирателей, прежде всего молодежи. В связи с этим обосновано, что мероприятия по повышению политической и правовой культуры избирателей необходимо проводить, прежде всего, для молодежи, в том числе, для будущих избирателей. 3. В качестве эффективного решения проблемы повышения политической и правовой культуры будущих избирателей автором предложено ввести в образовательные стандарты общеобразовательных, профессиональных образовательных и образовательных организаций высшего образования специальных курсов по основам избирательного права, организовывать проведение тематических игр-выборов, деловых игр, акций, «круглых столов», олимпиад, викторин, семинаров и дискуссий. 4. Автором положительно оценен опыт дистанционного электронного голосования в Российской Федерации при проведении выборов как способ преодоления абсентеизма. Опираясь на статистические данные, автор доказывает, что применение дистанционного электронного голосования увеличивает явку избирателей за счет привлечения к участию в выборах прежде всего молодежи. 5. На основе анализа норм российского избирательного права, а также опыта зарубежных стран относительно введения санкций против граждан за неявку на выборы, автором обоснован вывод о нецелесообразности и неэффективности использования подобного средства для преодоления абсентеизма в Российской Федерации. Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.?
Введение

Актуальность темы исследования. Активное избирательное право является одним из наиболее важных субъективных конституционных прав гражданина. Закрепленное непосредственно в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ данное право находится в системной взаимосвязи с основами конституционного строя, установленными гл. I Конституции РФ. Согласованность указанных конституционных норм при реализации активного избирательного права позволяет: во-первых, конкретному гражданину, выступающему в качестве избирателя, не только отдать свой голос в поддержку того или иного кандидата, но и определить последующее развитие государства и общества; во-вторых, государству - обеспечить выражение воли многонационального народа РФ и соблюсти баланс законных интересов каждого гражданина; в-третьих, выборным органам народного представительства - получить необходимую демократическую легитимацию. Публично-правовая значимость реализации активного избирательного права в свое время была отмечена президентом РФ В.В. Путиным на встрече с членами избирательных комиссий, посвященной 25-летию избирательной системы Российской Федерации: «Выборы наши граждане воспринимают как естественное, необходимое участие в жизни государства, не только как свое неоспоримое право, но и как реальное влияние на определение приоритетов развития города, района, поселка и всей страны» . Постоянное совершенствование деятельности избирательных комиссий, использование современных информационных технологий в избирательном процессе, рост политической культуры граждан РФ, к сожалению, не привели к полноценной реализации конституционного права граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особую обеспокоенность вызывают права отдельных категорий избирателей, для которых участие в выборах затруднено вследствие возрастных особенностей, состояния здоровья, проживания или временного нахождения за границей, временной изоляции от общества и по иным основаниям. Причины, затрудняющие реализацию активного избирательного права отдельными категориями граждан, носят комплексный характер. Во-первых, нормы избирательного права не всегда отражают особенности правового положения отдельных категорий избирателей. Обеспечение их прав осуществляется на подзаконном уровне – актами Центральной избирательной комиссии РФ, имеющими, как правило, временный характер, связанный с электоральным циклом. Во-вторых, избирательное законодательство в отдельных случаях не всегда позволяет реализовать гражданам конституционное право на представительство: в этом случае у граждан пропадает мотивация к участию в выборах. В-третьих, избирательные комиссии не всегда могут обеспечить полноценную возможность участия отдельных категорий избирателей в выборах: так, проблема доступности избирательных участков стоит перед гражданами РФ, проживающими или временно находящимися за границей, инвалидами. В-четвертых, вопросы защиты избирательных прав отдельных категорий избирателей являются актуальными на всех стадиях избирательного процесса. В-пятых, появились проблемы, связанные с избирательным процессом в условиях пандемии. Таким образом, исследование проблем реализации активного избирательного права граждан в настоящее время, является актуальным. Степень научной разработанности темы исследования. В юридической литературе исследований проблем активного избирательного права немного. Вместе с тем изучение общетеоретических и организационно-правовых механизмов, способствующих реализации избирательных прав гражданами является наиважнейшим направлением исследований и находится в центре внимания не только конституционалистов и ученых, занимающихся проблемами теории государства и права, но и философов, политологов, социологов, историков, а также представителей других наук. Вопросами избирательных прав и гарантий их реализации, занимались С.А. Авакьян, П.А. Астафичев, А.А. Вешняков, А.Г. Головин, С.В. Кабышев, В.В. Комарова, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, М.А. Липчанская, Т.М. Пряхина, Г.Д. Садовникова, Б.А. Страшун, Л.А. Тхабисимова, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, и ряд других исследователей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГАВА 1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 6 1.1. Активное избирательное право: понятие, содержание 6 1.2. Принципы реализации активного избирательного права граждан РФ 17 1.3. Гарантии реализации активного избирательного права граждан РФ 42 ГЛАВА 2. АБСЕНТЕИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 53 2.1. Абсентеизм как общественно-политическое явление: понятие, причины 53 2.2. Проблемы абсентеизма на выборах в Российской Федерации и пути их преодоления 68 2.3. Совершенствование правового механизма реализации активного избирательного права граждан РФ и снижения негативного влияния абсентеизма на выборах 81 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Список литературы

Отрывок из работы

ГАВА 1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1.1. Активное избирательное право: понятие, содержание С каждым годом совершенствуется и развивается институт выборов, неотъемлемым элементом которого является одна из разновидностей субъективных политических прав, а именно – избирательные права граждан. Их содержание сводится к предоставлению гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной, муниципальной власти и иные структуры. Такие полномочия реализовываются посредством закрепления избирательных прав не только в Конституции Российской Федерации, но и имплементацией международных избирательных стандартов в российскую правовую систему. В правовом государстве политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса индивидов. Данные права создают условия дл укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политические права и свободы по существу являются одной из основ личной свободы человека: человек как разумное существо, носитель политического сознания политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса . Отсюда следует, что политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства: в отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сфера публичных интересов). Следует согласиться с мнением В.А. Лебедева о том, что сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством . Особенности данных взаимоотношений проявляются, с одной стороны, в виде прав на участие в формировании не только государственных органов, но и политики государства в целом, с другой стороны, права на свободу определяется возможностью для индивида воздействовать на общественные отношения. В систему политических прав по Конституции РФ включают: право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право на участие в отправлении правосудия, право на свободу мысли, слова, выражение мнений, право на информацию, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на обращения и т.п. Таким образом, политические права и свободы представляют собой достаточно сложную систему. Политические права и свободы реализуются через систему основных мер и способов воздействия индивида на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы. Такое воздействие осуществляется главным образом через выборы и реализацию избирательных прав. Современные исследователи признают право на участие в выборах исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с избирательным правом. В науке конституционного права основополагающим является деление избирательного права на объективное и субъективное. Избирательное право в объективном смысле - это система правовых норм, определяющая и регулирующая основные начала непосредственных отношений при проведении выборов должностных лиц в государственные и муниципальные органы. Субъективное избирательное право раскрывается в двух категориях избирательного права, которые делятся на активное и пассивное . В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и органов местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Предметом избирательного права можно считать связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. Активное и пассивное избирательное право рассматривалось в советской науке не только как совокупность правовых норм, закрепляющих право избирать и быть избранным, а также как воплощение и конкретизация избирательной правосубъектности . Считалось, что нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти, порождают комплекс субъективных прав (право быть включенным в списки избирателей, право быть зарегистрированным кандидатом и т.д.) и организационно-правовых отношений; однако главным в это комплексе прав и отношений являются активное и пассивное избирательное право, на основании которых возможно возникновение, изменение и прекращение сопутствующих выборам правоотношений, т.е. избирательная правосубъектность. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ «Об основных гарантиях…») содержит определения двух различных понятий – «избирательное право» и «избирательные права». Избирательное право в субъективном смысле, т.е. активное и пассивное избирательное право, – гарантированное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях…»). Под избирательными правами понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов и законами субъектов Российской Федерации (п. 26-28 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях…»). Таким образом, категория «избирательные права граждан» включает в себя категорию «активное и пассивное избирательное право». По сути, избирательные права – конкретные субъективные права гражданина, которые он может реализовать в избирательных правоотношениях, существующих в ходе подготовки и проведения выборов на различных стадиях избирательного процесса. Проведенный анализ избирательных прав граждан привел к следующему выводу. Активное и пассивное избирательное право – основные права, они носят материально-правовой характер. Реализация данных прав непосредственно связана с формированием выборного органа власти или с наделением полномочиями должностного лица. Таким образом, осуществление основных избирательных прав связано с достижением основной цели самих выборов – избрания депутатов или выборных должностных лиц. Активное избирательное право – право голосовать, право участвовать в голосовании в качестве избирателя. Такое определение указанной категории содержится в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях…» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова» №1-П от 15 января 2002 г. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.М. Траспова на нарушение его конституционных прав. Гражданин А.М. Траспов оспаривает конституционность п. 3 ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях…» и п. 3 ст. 92 ФЗ РФ от 26 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части, касающейся правомочия суда соответствующего уровня отменять решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе в том числе в случае таких нарушений избирательного законодательства, как незаконный отказ в регистрации кандидата, только если вследствие этого невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Как следует из представленных материалов, решением Ставропольского краевого суда от 19 октября 1999 года была удовлетворена жалоба гражданина А.М. Траспова на отказ окружной избирательной комиссии Ставропольского одномандатного избирательного округа N 55 в регистрации его кандидатом в депутаты при проведении в 1999 году выборов в Государственную Думу. Однако окружная избирательная комиссия, на которую тем же решением возлагалась обязанность в срок до 24 октября 1999 года рассмотреть вопрос о регистрации А.М. Траспова кандидатом в депутаты, своим постановлением от 22 октября 1999 года вновь отказала ему в этом. Как видно из состоявшихся судебных решений по делу А.М. Траспова, окружная избирательная комиссия и суды не обеспечили своевременную и эффективную защиту пассивного избирательного права заявителя, в результате чего он был неправомерно лишен возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Окружная избирательная комиссия, не устранив в отношении заявителя до начала голосования такое нарушение его избирательных прав, как незаконный отказ в регистрации, и суды, не прибегавшие к отмене результатов выборов в избирательном округе, исходили из того, что оспариваемое положение предполагает возможность отмены результатов выборов лишь при условии доказанности влияния выявленного нарушения избирательных прав на достоверность результатов волеизъявления избирателей. Между тем в условиях незаконного отказа кандидату (кандидатам) в регистрации такое доказывание практически неосуществимо. Таким образом, использованная в законе формулировка «достоверность результатов волеизъявления избирателей» позволяет правоприменителю отказываться при рассмотрении соответствующих споров от установления влияния обнаруженных существенных нарушений в ходе выборов на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, результатах выборов, что фактически приводит к отказу в эффективной судебной защите избирательных прав граждан и, следовательно, противоречит Конституции РФ. Рассмотрев все обстоятельства дела, Конституционный Суд РФ вынес решение признать не соответствующими Конституции РФ, ст. 3 (ч. 1, 2 и 3), ст. 32 (ч. 1 и 2) и ст. 46 (ч. 1 и 2), содержащиеся в п. 3 ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях …» и п. 3 ст. 92 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» положения, которые при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным «определением достоверности результатов волеизъявления избирателей», принявших участие в голосовании, чем умаляются и ограничиваются избирательные права и право граждан на судебную защиту. Пассивное избирательное право – это юридическая возможность лица быть избранным. Активное и пассивное избирательные права – две «стороны одной медали». Избиратели, выбирая своего представителя, передают властные полномочия тому или иному депутату, выборному должностному лицу (реализация активного избирательного права). Тот или иной кандидат, со своей стороны, принимает эти полномочия (реализация пассивного избирательного права). Пассивное избирательное право потому именуется пассивным, что на стадии голосования кандидат ведет себя пассивно. Иначе говоря, данное право реализуется посредством бездействия кандидата. В России реализация активного избирательного права не закреплена законодателем как обязательная. Законодатель предоставляет гражданам самим решать необходимость посещения избирательного участка в день голосования. Однако не все страны готовы пойти на такой шаг, и решают данный вопрос посредством введения участия в выборах в обязательном порядке. Так, законодательством Бразилии закреплено такое понятие, как избирательный долг – каждый гражданин обязан прийти на голосование, в противном случае в отношении него могут быть приняты карательные меры . Несмотря на то, что избирательные права граждан регулируются огромным количеством нормативно-правовых актов, при их непосредственной реализации возникают проблемы, вызывающие дискуссию в научных кругах. Необходимо подчеркнуть, что граждане, осуществляя свое конституционное право избирать, участвуют в выборах, прежде всего в качестве избирателей, которые являются обязательными субъектами избирательных правоотношений, в отсутствии которых процесс выборов теряет свое предназначение. Избиратели принимают (либо могут принимать) активное и непосредственное участие на всех этапах избирательной кампании. Избирательные права по своему содержанию являются не потенциальной возможностью правообладания, а реальным средством обеспечения определенного конкретного интереса лица, охраняемого законом. Следовательно, право избирать - это не возможность участвовать в правоотношениях с избирательной комиссией, а возможность осуществить избрание кандидата в процессе этих отношений. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях…» (ст. 2) избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Данное определение в целом не вызывает возражений, вместе с тем его нельзя признать полным и логически ясным. Во-первых, термин «избиратель» дается через другое определяемое понятие «активное избирательное право», которое также содержится в ст. 2 указанного Федерального закона. Данное обстоятельство противоречит логике. Также важно учитывать, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации избирателем напрямую зависит от признаков, являющихся необходимыми для наделения гражданина Российской Федерации активным избирательным правом. Во-вторых, право избирать в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации в порядке, установленном законом, наделяются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Активное и пассивное избирательное право реализуются через ряд таких производных прав, как право на выдвижение кандидатов, право на участие в голосовании, право на получение открепительного удостоверения и др. На обладание активным избирательным правом оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, это достижение определенного в законе возраста. Как известно, возраст является одним из критериев определения способности индивида быть участником каких-либо общественных отношений. С социальной точки зрения важен не возраст сам по себе, а степень физической, моральной, политической зрелости личности, которая предопределяется возрастом. Во-вторых, обладание активным избирательным правом зависит от наличия российского гражданства. Хотя российское законодательство допускает наделение иностранных граждан правомочиями субъекта избирательного право в установленных международными договорами случаях. Поэтому в целях повышения юридической техники предлагается комплексное определение термина «избиратель», а именно избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший 18-летнего возраста, не признанный судом недееспособными, и не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Необходимо отметить, что все имеющиеся в российском законодательстве ограничения прав иностранцев в области избирательных отношений не означают какого-либо отступления от демократических начал определения правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Они являются общепринятыми в международной практике, вытекают из самого существа государственного суверенитета и необходимости охраны интересов российского народа. В-третьих, обладание избирательной дееспособностью зависит от отсутствия следующих обстоятельств : - признание судом граждан недееспособными; - содержание в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). В качестве примера приведем дело Анчугова и Гладкова . Граждане РФ Анчугов и Гладков, отбывая наказания в колониях за тяжкие преступления, на основании ч. 3 ст. 32 Конституции России были лишены права участвовать в голосовании. Они пытались оспорить это в тяжбах с избирательными комиссиями, а также путем обращения в Конституционный Суд РФ. Не добившись своего, в 2004 и 2005 годах они обратились в ЕСПЧ. Позднее заявления в Европейский суд дополнялись данными о новых выборах, в которых они по-прежнему не могли принимать участие. В июле 2013 года ЕСПЧ единогласно принял постановление, в котором признал, что «имело место нарушение требований статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции (о защите прав человека)». Он также постановил, что «установление факта нарушения Конвенции само по себе являлось бы в настоящем деле достаточной справедливой компенсацией любого морального вреда, который был причинен заявителям, и отклонил требования заявителей о справедливой компенсации», хотя те хотели получить €30 тысяч и €20 тысяч соответственно. После вынесения решения ЕСПЧ, Министерство юстиции обратилось в Конституционный Суд РФ с просьбой признать невозможность исполнения данного постановления, так как его выводы противоречат Конституции РФ. Согласно материалам суда, Конституционный Суд РФ признал исполнение решения ЕСПЧ невозможным «в части общих мер, предполагающих внесение в российскую правовую систему изменений, которые позволяли бы ограничивать в избирательных правах не всех осужденных, содержащихся в местах лишения свободы». При этом Конституционный Суд РФ отметил, что «федеральный законодатель вправе оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы (в частности, в колонии-поселении) в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы, но не влекущие ограничения избирательных прав». Конституционный Суд РФ признал возможным исполнение постановления в части мер общего характера, направленных на обеспечение справедливости, соразмерности и дифференцированности применения ограничений прав осужденных (заключенных). По мнению суда, эта часть постановление и так реализуема в российском законодательстве . Указанные выше ограничения относятся к охранным цензам избирательного права и носят временный характер, т.е. восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признании его дееспособным лицом по решению суда. Их применение призвано вывести из числа участвующих в выборах категорию лиц, влияние которой на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима и не связано с нарушением представлений о справедливости. В соответствии с действующим федеральным законодательством активное избирательное право реализуется посредством участия граждан Российской Федерации в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, когда все индивиды, обладающие избирательной правосубъектностью, имеют право участвовать в выборах. Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными. Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Тайное голосование означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным, и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Если основываться на определении активного избирательного права, раскрытого в ФЗ «Об основных гарантиях…», то получается, что он сводится к голосованию на выборах. Безусловно, наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Не случайно, некоторые ученые говорят о голосовании как о «развязке» всей избирательной кампании . Голосование - одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая комплекс действий, направленных на обеспечение гражданина России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах . Важнейшим звеном выборов является акт избрания. В чем же заключается его суть? С одной стороны, выборы - способ осуществления коллективного и индивидуального права избирать, с другой - способ осуществления индивидуального права быть избранным. Думается, что акт избрания заключается в регулярном осуществлении гражданами в законодательно установленном порядке права на самостоятельное и свободное определение персонального состава депутатов (выборных должностных лиц) и вытекающее отсюда право последних занять соответствующие должности. То есть в данном случае коллективному праву избирателей корреспондирует не обязанность избранных лиц вступить в соответствующие полномочия, а именно право. Таким образом, основная цель реализации активного избирательного права заключается в выявлении воли избирателей, посредством которой персональный состав выборных органов народного представительства наделяется соответствующими полномочиями. Получается, что сам факт выявления воли избирателей происходит посредством голосования, но для обеспечения объективности волеизъявления необходим целый комплекс организационно-правовых мероприятий, которые реализуются на разных стадиях избирательного процесса. С.Д. Князев в качестве обязательных стадий избирательного процесса выделяет следующие: - назначение выборов; - формирование организационно-технологической основы выборов; - выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); - агитация при проведении выборов; - голосование; - определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. Кроме того, он выделяет и факультативные стадии: - приостановление или перенос выборов; - дополнительное выдвижение кандидатов; - повторное голосование . Представляется обоснованным, что на каждой стадии избирательного процесса осуществляются мероприятия, обеспечивающие реализацию активного избирательного права. Например, коллективное волеизъявление избирателей предполагает: во-первых, возможность обладания гражданами исчерпывающей избирательной информацией; во-вторых, наличие развитых организационно-правовых форм выявления, заявления, отстаивания и соотнесения между собой различных, значимых в контексте выборов, социальных интересов и позиций; в-третьих, использование при установлении итогов выборов справедливого механизма выведения результативной воли корпуса избирателей. Все это важно с учетом того, что корпус избирателей (коллективный избиратель) не обладает, в отличии от индивидов или организаций, единством воли. Его единую волю приходится выводить посредством состязательного механизма выборов, к тому же соединенного с иными социальными институтами волеизъявления граждан. Таким образом, признание выборов легитимными невозможно без осуществления целого ряда организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации. Зачастую сами по себе выборы могут и не отражать действительной воли населения или искажать ее, в том числе и посредством манипулирования воли избирателей, навязывания людям чуждых их интересам позиций, что требует совершенствования избирательного законодательства. 1.2. Принципы реализации активного избирательного права граждан РФ Определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы. Многими отечественными учеными признается, что правовые принципы образуют целостную систему . Согласно основополагающим положениям теории систем, составные части системы также являются относительно самостоятельными системами (мини-системами). Придерживаясь вышеизложенных общетеоретических философских предпосылок, можно прийти к выводу, что принципы избирательного права Российской Федерации в рамках системы принципов российского права также образуют целостную систему. При этом, разумеется, нельзя забывать о том, что принципы избирательного права находятся в неразрывной связи с иными принципами российского права (в первую очередь, с общеотраслевыми принципами). Несмотря на то, что принципы избирательного права образуют целостную систему, не исключено, что отдельные принципы отличаются по видовым признакам и образуют определенные группы. В современной науке избирательного права отсутствует единое мнение о классификации принципов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 74 страницы
2220 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 65 страниц
1950 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg