Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Трансформация бюджетного потенциала региона

one_butterfly 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Тема выпускной квалификационной работы – Трансформация бюджетного потенциала региона. Выпускная квалификационная работа состоит из 125страниц, включает 34 таблицы, 28 рисунков 61 использованный источник. Ключевые слова, характеризующие содержание выпускной квалификационной работы: БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТРАНСФОРМАЦИЯ, НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, НЕНАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, ДОХОДЫ. Объектом выпускной квалификационной работы являются теория и практика трансформации бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации. Целью выпускной квалификационной работы является исследование и оценка трансформации бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации на примере Забайкальского края. По результатам оценки трансформации бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации на примере Забайкальского края были сделаны следующие выводы: - узкая направленность при выборе метода анализа затрат; - недостаточно подробное отражение основных положений бухгалтерского учета в учетной политике; - не детализированное ведение аналитического учета материалов и учета затрат в целом; - низкий уровень развития системы внутреннего контроля. Наиболее существенные научные результаты, полученные автором: - дана многоаспектная характеристика и уточнено понятие «бюджетный потенциал» для его оценки на уровне региона – субъекта федерации; - систематизированы взгляды зарубежных и отечественных ученых на определение «бюджетный потенциал»; - исследована специфика и направления влияния системы факторов на трансформацию бюджетного потенциала субъекта; - систематизированы подходы к оценке бюджетного потенциала регионов; - выявлена специфическая зависимость между состоянием, тенденциями и темпами развития экономики Забайкальского края и его бюджетным потенциалом.
Введение

Одним из ключевых с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации вызовов является крайне высокая неравномерность состояния социально-экономической сферы ее регионов и муниципальных образований, которая влечет за собой недоиспользование их социально-экономического и прежде всего бюджетного потенциала. Как показывает практика, региональная дифференциация – это проблема, с которой сталкиваются на протяжении всего эволюционного становления экономических систем многие страны вне зависимости от типа государственного устройства и результатов экономического развития. Подобная ситуация осложняет в России решение социальных проблем и в конечном счете замедляет развитие всей страны. Достижение устойчивого развития, эффективного распределения ресурсов и эффективная организация оказания бюджетных услуг населению относятся к основным задачам общественного сектора в современной экономике. На создание системы, способной решить эти задачи, были нацелены реформы в государственном и муниципальном секторе Российской Федерации, повлекшие повышение роли территорий в народнохозяйственном комплексе страны, рост региональной самостоятельности, усиление ответственности территориальных органов управления за результаты принимаемых решений в области социально-экономического развития. Безусловно, это придает региональным исследованиям все большую актуальность в контексте задач проведения модернизации социально-экономических систем. Не случайно в последнее время в научном сообществе и среди экономистов-практиков развивается обсуждение вопросов повышения потенциала территорий как фактора перехода российской экономики на прогрессивный инновационный путь развития. В период социально-экономических трансформаций, происходящих в российской экономике, нестабильности мировой финансовой системы, колебаний экономической конъюнктуры, изменений в бюджетно-налоговом законодательстве исследование бюджетного потенциала территорий приобретает важное значение. Это связано главным образом с тем, что потенциал региональных и местных бюджетов непосредственно определяет качество и комфортность проживания населения. Научное исследование проблемы бюджетного потенциала и разработка методического аппарата его оценки необходимы также для определения инвестиционной привлекательности регионов и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы Российской Федерации. Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего диссертационного исследования, его практическую и научную значимость. Объектом исследования является теория и практика трансформации бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации. Предмет – научные основы и методики оценки бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации. Целью работы является исследование и оценка трансформации бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации на примере Забайкальского края. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: ? провести научное исследование категории бюджетного потенциала и дополнить понимание её сущности применительно к региону; ? систематизировать факторы, влияющие на трансформацию бюджетного потенциала субъекта федерации, провести оценку их влияния на экономическое развитие соответствующей территории; ? изучить современные методы оценки бюджетного потенциала субъекта федерации; ? выявить и научно обосновать специфику влияния факторов и параметров, влияющих на трансформацию бюджетного потенциала Забайкальского края. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8 1 Теоретические и методические основы оценки бюджетного потенциала региона 11 1.1 Понятие и сущность бюджетного потенциала 11 1.2 Методы оценки бюджетного потенциала региона 23 1.3 Нормативно-правовая база оценки бюджетного потенциала региона 37 2 Оценка бюджетного потенциала Забайкальского края 43 2.1 Оценка потенциала налоговых поступлений в бюджет Забайкальского края 43 2.2 Оценка потенциала неналоговых поступлений в бюджет Забайкальского края 52 2.3 Анализ безвозмездных поступлений в бюджет Забайкальского края 57 3 Трансформация бюджетного потенциала Забайкальского края 62 3.1 Оценка бюджетного потенциала Забайкальского края 62 3.2 Направление трансформации бюджетного потенциала Забайкальского края 71 3.3 Результат трансформации бюджетного потенциала Забайкальского края 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Список литературы

Отрывок из работы

1 Теоретические и методические основы оценки бюджетного потенциала региона 1.1 Понятие и сущность бюджетного потенциала Определение бюджетного потенциала напрямую связано с доходами бюджета. Под бюджетным потенциалом понимают максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений. В Бюджетном кодексе РФ (ст. 131 п. 6) [1] бюджетный потенциал рассматривается с точки зрения бюджетной обеспеченности. Уровень бюджетной обеспеченности определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя. Бюджетный потенциал стал предметом исследований зарубежных ученых с 70-х годов XX столетия, когда акценты региональной политики сместились на максимальное использование внутреннего потенциала региона [13]. При этом популярность термина «fiscal (budget) capacity» возросла с появлением в 1990-е годы модифицированной политики так называемой прогрессивной финансовой консолидации, итогом которой стало определение возможного уровня реализации бюджетного потенциала [14]. По мнению J. Martinez-Vazquez и L.F. Jameson Boex [15], уровень бюджетного потенциала должен быть важным фактором при распределении межправительственных субсидий для выравнивания объема региональных ресурсов. Можно выделить шесть основных и факультативных подходов к определению термина «бюджетный потенциал территории». Их концептуальное содержание обобщено в таблице 1. Таблица 1 – Характеристика подходов к трактовке понятия «бюджетный потенциал» Наименование подхода Понятие Представители подхода Ресурсный Совокупность финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете в течение определенного периода Ж.Г. Голодова L. Haffert, Ph. Mehrtens, С.В. Зенченко, Ж.А. Мингалева, Н.П. Паздникова, Т.П. Николаева, А.В. Сидорович Фискальный Способность региональной экономики и органов управления генерировать и максимизировать бюджетные доходы А.А. Шамлуев, Ю.А. Петров, S.M. Barro, J. Martinez-Vazquez, L.F. Jameson Boex, В.А. Воробьева Ресурсно-фискальный Диалектическое развитие и смешение ресурсного и фискального подходов, наблюдаемое с 90-х годов 20 века М.В. Владыка, А.Н. Индутенко, Л.Д. Сангинова, Ю.Н. Северина О.С. Кириллова Расходный Максимально возможные бюджетные расходы исходя из доходных поступлений О.А. Гришанова, Т.А. Найденова, И.Н. Швецова Институциональный Совокупность нормативно-правовых и экономических условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов бюджета Н.И. Яшина, С.Н. Яшин, Ф.Ф. Ханафеев, Е.В. Поющева Императивный Бюджетно-налоговые отношения, в результате которых формируется комплексная система экономических показателей Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева, Н.А. Толкачева Исходя из обобщенных характеристик представленных подходов, можно отметить следующее: однозначного подхода к сущности бюджетного потенциала ни отечественная, ни зарубежная финансовая наука пока не выработала. При этом, опираясь на результаты проведенного анализа, можно выделить ряд методологических вопросов (табл. 2). Б.К. Злобин и Е.О. Белоус определяют бюджетный потенциал как возможность оценить приток средств в централизованный денежный фонд определенного уровня [8]. Также под бюджетным потенциалом ученые понимают имеющиеся или привлекаемые для достижения поставленных бюджетных целей ресурсы, запасы и источники бюджетной деятельности [9]. В работе О.С. Кирилловой бюджетный потенциал рассмотрен не только как совокупность финансовых ресурсов, сосредоточенных в бюджете, но и как способность региональной экономики формировать доходные поступления входе осуществления бюджетных функций [10]. Также бюджетный потенциал трактуется как допустимый объем расходных обязательств, зависящий от доходных поступлений [11]. В иностранной литературе понятие «бюджетный потенциал» встречается достаточно редко, в основном все исследования касаются финансового или налогового потенциала территории. Вопросы финансово-бюджетного потенциала отражены в работах иностранных ученых: Р.Л. Жебчука [12], Г. Решина, А. Воциша [13], М.-О. Пинтеа, С.А. Акима, В. Лакэтуша [14], И. Бостана [15], Л. Чурлэу [16], П. Хальмаи, В. Вашари [17]. Бюджетный потенциал представляет собой совокупность финансовых ресурсов территории, которые, при оптимальных условиях, могут быть использованы для реализации бюджетных функций, направленных на достижение стратегических и тактических целей развития региона. Таблица 2 – Вопросы методологии сущности бюджетного потенциала и возможные пути их разрешения Методологический вопрос Предлагаемый авторский ответ Бюджетный или налоговый потенциал Категория бюджетного потенциала расширяет возможности территорий решать проблемы несбалансированности бюджетной системы и влиять на экономический рост с учетом всей совокупности бюджетных доходов Интегративный подход к исследованию сущности бюджетного потенциала учитывает ресурсные, институциональные и фискальные факторы, что позволяет наиболее эффективно в современных условиях отразить и текущий уровень бюджетного потенциала, и эффективность его использования Идентичность понятий «потенциал», «ресурс», «достигнутый уровень развития» Этимологически «потенциал» должен предполагать вероятностный характер. При этом потенциальные возможности могут находиться как в состоянии невостребованных ресурсов (неиспользуемые возможности), так и в состоянии развития и актуализации Цель повышения бюджетного потенциала Для территориального развития на основе формирования экономики инновационного типа и повышения качества жизни населения Стадии территориального развития бюджетного потенциала Бюджетный потенциал, являясь элементом системы социально-экономического потенциала, должен рассматриваться в единстве ключевых стадий его образования: формирования, использования и воспроизводства Во-первых, многие ученые, а также российское законодательство исследуют проблемы лишь налогового потенциала. Л.Н. Лыкова в своем исследовании [16] указывает на то, что для России, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, представляется принципиально важным рассматривать не только проблему налогового потенциала, поскольку некоторые из финансовых ресурсов не являются частично или полностью объектом налогообложения. Кроме того, исследование бюджетного потенциала не ограничивает устранение несбалансированности бюджетной системы как главной стратегической угрозы национальной безопасности в области экономики только за счет налоговых доходов. Более того, Бюджетный кодекс предусматривает среди принципов бюджетной системы Российской Федерации принцип минимизации размера дефицита бюджета (сбалансированности бюджета), достижение которого возможно лишь при учёте всех доходов . Во-вторых, отсутствует единая точка зрения на саму сущность искомого термина. Одни ученые трактуют бюджетный потенциал как совокупность ресурсов, другие исследователи предлагают рассматривать его как совокупность возможностей, третьи – как результат бюджетных отношений. В целом в экономической литературе можно выделить шесть подходов к трактовке бюджетного потенциала: ресурсный, фискальный, ресурсно-фискальный, расходный, институциональный, императивный. Каждый подход сам по себе представляет собой узкую интерпретацию термина «бюджетный потенциал», что неоправданно ограничивает методологическую основу исследования. Как представляется, исследование проблем развития бюджетного потенциала требует такого подхода к пониманию данной экономической категории, при котором в комплексе учитывается его факторная, ресурсная, институциональная и фискальная сущность. Это позволит отразить и текущий уровень бюджетного потенциала, и эффективность его использования. Можно заключить, что интегративный подход как комплекс указанных характеристик в наибольшей мере соответствует современному содержанию термина «бюджетный потенциал», а интеграция выделенных подходов к его определению станет разрешением данного дискуссионного вопроса. В-третьих, рассматривая тот или иной подход по отдельности, можно обнаружить подмену понятий «потенциал», «ресурс», «резервы», «возможности», «достигнутый уровень развития». Комплексность и фундаментальность бюджетного потенциала как экономической категории связана с аккумулированием в ней временного параметра. Как отмечают в своих исследованиях авторы [17, 18, 19, 20], термины «ресурсы», «резервы» и «возможности» характеризуют разные временные стадии проявления потенциала: предшествующий период – характеризуется процессом формирования и накопления ресурсов; настоящий период – предполагает реализацию накопленных резервов; период будущего развития – отражает процесс воспроизводства новых возможностей. Согласно мнению [22], что достигнутый уровень развития – это своего рода результат, возникающий при соединении потенциальных возможностей, имеющихся территориальных ресурсов и эффективных инструментов их преобразования (тактические и стратегические приоритеты регионального и муниципального развития, бюджетная политика, особенности бюджетного процесса и т.д.). Важно учитывать, что этимологическая суть термина «потенциал» подразумевает вероятностный характер данной категории. При этом вполне логична позиция Ф.Ф. Ханафеева [21], который считает, что потенциальные возможности могут находиться как в состоянии невостребованных ресурсов (неиспользуемые возможности), так и в состоянии развития и актуализации. В-четвертых, нет единого понимания относительно целевой установки термина бюджетного потенциала. Представляется, что без постановки цели образования сам по себе бюджетный потенциал существовать не может, поскольку необходимо понимание того, для чего требуются резервы и возможности, т.е. достижение некоторого конечного результата. Одни авторы рассматривают это с позиций финансирования текущих расходов. Однако, наиболее точен подход, который предполагает решение вопроса о переходе российской экономики на инновационные рельсы. В-пятых, авторы рассматривают различные стадии образования бюджетного потенциала. При толковании данной экономической категории необходимо использовать системный подход. Он подразумевает, что бюджетный потенциал должен восприниматься как целое, состоящее из взаимосвязанных частей и являющееся одновременно частью системы более высокого порядка. Следовательно, как элемент системы социально-экономического потенциала, бюджетный потенциал должен рассматриваться в единстве ключевых стадий его образования: формирования, использования и воспроизводства. Это означает, что в трактовке бюджетного потенциала следует учесть как процессы формирования, так и реализации территориальных возможностей. Кроме того, исследование теоретико-методологических подходов показало, что большинство авторов при раскрытии сущности бюджетного потенциала не учитывают его привязку к территории как носителю такого свойства. Проанализированный дискуссионный характер содержания бюджетного потенциала показал несовершенство методологической проработки его сущности, что привело к наличию недостаточной научной основы в условиях необходимости повышения уровня бюджетного потенциала российских территорий в современный период нестабильности, внешних и внутренних ограничений экономического роста, необходимого для перехода страны на инновационный путь развития. Сущность бюджетного потенциала наиболее полно раскрывается в его функциях (рис. 1). Рисунок 1 - Функции бюджетного потенциала Бюджетный потенциал включает в себя следующие элементы: налоговый потенциал; неналоговый потенциал; безвозмездные поступления. Бюджетный потенциал региона, определяемый как потенциальная возможность аккумулирования доходов в субфедеральный бюджет из различных источников, обладая свойством аддитивности (возможностью суммирования входящих в него величин), позволяет осуществить рассмотрение и анализ налоговых и неналоговых составляющих. Бюджетный и налоговый потенциалы отличаются на величину неналоговых поступлений в звенья бюджетной системы. Наиболее комплексным отражением финансовых возможностей территорий выступает величина финансового потенциала. Это можно отразить в виде иерархической модели взаимодействия трех видов потенциала (рис. 2). Основой формирования финансового потенциала любого субъекта Российской Федерации является балансировка потребностей и ресурсов для социально-экономического развития, в связи с чем, на начальных этапах финансового планирования необходимо провести мероприятия по поиску потенциальных возможностей финансовой базы регионального или местного самоуправления. Рисунок 2 - Иерархическая модель взаимодействия финансового, бюджетного и налогового потенциалов В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов субъекта Федерации. В более узком, практическом смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [1]. В.А. Белостоцкая, А.Н. Волошина налоговый потенциал региона определяют как максимальную сумму налогов, которая может быть собрана в регионе без разрушения его производительного потенциала. При этом выделяют необходимое свойство налоговой нагрузки, ее оптимальность при воздействии на различные налоговые источники [4]. Таким образом, при формировании и оценке налогового потенциала региона, на наш взгляд, наиболее целесообразным является принцип балансирования между уровнем наполняемости регионального бюджета и экономическим развитием хозяйствующих субъектов региона. Н.М. Климова сращивает понятие «налоговый потенциал региона» с понятием «бюджетно-налоговый потенциал региона», и рассматривает его как максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, который может быть получен в рамках региона в сложившихся условиях хозяйствования [2]. Следует отметить, что в данном контексте явно прослеживается проблема налоговых неплатежей, что существенно искажает размеры доходных возможностей территорий [7]. Т.Ф. Юткина выделяет три вида налогового потенциала: стратегический (сущностный) – способность системы налогообложения удовлетворять потребности общества, которая базируется на платежеспособности субъектов сферы бизнеса; тактический (функциональный) – прогнозируемый объем налоговых поступлений и фискальный – фактическое финансирование расходов бюджета за счет налоговых поступлений с учетом всех льгот и санкций [5]. Наряду с этим, в методических рекомендациях Министерства экономического развития Российской Федерации по оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, налоговый потенциал определяется как «возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий» [10]. Фактически под бюджетным потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе доходов и расходов, что раскрывает свойство аддитивности бюджетного потенциала. Бюджетный кодекс РФ в ст. 56,57 определяет структуру доходов бюджета субъекта Федерации, а ст.85 формирует расходные обязательства субъекта РФ. Следует отметить, что при оценке регионального бюджетного потенциала в качестве доходной базы целесообразно рассматривать только собственные доходы (ст. 47 БК). Поэтому, в структуре бюджетного потенциала региона можно выделить: налоговые доходы субъекта РФ; неналоговые доходы субъекта РФ и безвозмездных поступлений, за исключением субвенций; потенциал планируемых расходов субъекта РФ. Рассматривая налоговый потенциал региона в качестве основы формирования налоговых доходов, с точки зрения поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов, следует учитывать потенциалы налогов в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона. Отсюда можно сделать вывод, что налоговый потенциал региона представляет собой сумму налоговых потенциалов федерального и территориального бюджетов. В связи с вышесказанным следует отметить, что в мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории приносить доходы, в виде налоговых поступлений. Поэтому мы определяем налоговый потенциал, как потенциальную (планируемую) возможность получить доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти. Однако налоговый потенциал – это показатель оценочный, указывающий на получение возможного дохода в перспективе, он не отражает реального состояния экономики. Неналоговый потенциал региона – это потенциальная (планируемую) возможность получить доходы от управления собственным имуществом и оказания предпринимательских услуг соответствующими органами власти, в рамках наделенных полномочий. Следует отметить, что бюджетной практике регионов в целом по РФ наблюдается тенденция глубокой бюджетной зависимости от межбюджетных трансфертов, и минимальное уделение внимания неналоговым источникам доходов. Поэтому в современной финансово-экономической практике организации доходных поступлений в бюджет необходимо разрабатывать рычаги, позволяющие максимизировать эффект от управления имуществом региона и расширить направления предпринимательской деятельности субъекта Федерации. В контексте оценки доходов субъекта Федерации необходимо учитывать двухсторонние финансовые потоки: из федерального бюджета в регион и обратно. В последнее десятилетие наметилась тенденция искусственной дотационности регионов, связанной с тем, что объем перечисленных ресурсов из региона существенно превышает размер перечислений из вышестоящих бюджетов. Это требует пересмотра нормативов отчислений от доходов бюджетов. Следует также отметить, что в современном развитии бюджетных отношений назревает проблема недостатка собственных доходов бюджета. В этом случае исчезает критерий самостоятельности бюджетов, а повышается уровень зависимости от вышестоящих бюджетов и подавляется решение задачи сокращения дотационности и количества дотационных регионов. Опираясь на мнения российских экономистов, отметим, что налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов [8]. При этом налоговую базу региона можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это фактически сложившаяся налоговая база, представляющая собой совокупность баз налогообложения плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории данного региона. Во-вторых, это потенциально возможная налоговая база региона в случае оптимального использования всех природных, демографических, производственных и прочих факторов и ресурсов. То есть во втором аспекте прослеживаются скрытые источники налогового потенциала. В целом, формирование налоговой базы региона, основой которой является объективное определение налогового потенциала региона, не может успешно прогнозироваться и развиваться по приближенным сценариям; этот процесс должен соответствовать экономическим условиям, социальным условиям и потребностям развития производственной базы региона [6]. Рассматривая налоговый потенциал региона в качестве основы формирования налоговых доходов, с точки зрения поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов, следует учитывать потенциалы налогов в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона. Отсюда можно сделать вывод, что налоговый потенциал региона представляет собой сумму налоговых потенциалов федерального и территориального бюджетов. В связи с вышесказанным следует отметить, что в мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории приносить доходы в виде налоговых поступлений. Поэтому мы определяем налоговый потенциал как потенциальную (планируемую) возможность получить доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти. Однако налоговый потенциал – это показатель оценочный, указывающий на получение возможного дохода в перспективе, он не отражает реального состояния экономики. Бюджетная обеспеченность регионов основывается на налоговых доходах, прогнозируемых для всей страны, которые значительно отличаются от действительно собираемых доходов в конкретном регионе. Критерий налогового потенциала или налогового усилия является необходимым при формировании межбюджетных отношений в условиях, когда региональные власти, имея значительную степень автономии определять налоговые доходы (как это имеет место в зарубежных странах), ставят под угрозу сравнение налоговых возможностей регионов. Решение важнейшей задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки научно-методологического подхода к количественной оценке налогового потенциала региона. Так как налоговый потенциал определяет будущие налоговые поступления, то с помощью его оценки могут быть решены такие проблемы, как планирование доходов региональных бюджетов и прогнозирование финансового положения региона. Таким образом, требуется интегрированный подход, при котором будут актуализированы основные элементы, раскрывающие содержание экономической категории «бюджетный потенциал»: целевая установка, взаимосвязь с устойчивым развитием территории, формирующие факторы, учет носителей. Учёт такого подхода, обобщение мнений, содержащихся в изученных нормативно-правовых актах и научных трудах по проблемам развития бюджетного потенциала, а также обозначенные авторские позиции по наиболее дискуссионным вопросам методологии позволили сделать вывод, что наиболее ёмко экономическая сущность категории «бюджетный потенциал» может быть отражена в следующей трактовке. Бюджетный потенциал – это совокупность бюджетных ресурсов, а также экономических, социальных, институциональных и иных возможностей формирования и исполнения бюджета в целях выполнения органами региональной власти и местного самоуправления задач по обеспечению устойчивого развития территории и повышения качества жизни населения. 1.2 Методы оценки бюджетного потенциала региона Исследование зарубежных и отечественных трудов показало, что нет однозначного ответа о структурных составляющих бюджетного потенциала. Так, в его составе ученые [5] выделяют налоговый потенциал, неналоговый потенциал и безвозмездные поступления. В то же время другие авторы [6] исключают из него размер субвенций, поскольку при оценке регионального бюджетного потенциала в качестве доходной базы целесообразно рассматривать только собственные доходы (ст. 47 БК). При разработке авторской методики оценки бюджетного потенциала за основу взята методика Ж.Г. Голодовой [4]. Определение и оценка бюджетного потенциала включают: оценку структуры и динамики бюджета региона, для определения на этой основе достаточности совокупных доходов региона для покрытия возложенных расходных полномочий; оценку факторов, влияющих на состояние бюджетного потенциала региона, для нивелирования их негативного влияния (табл. 3): состояние налогового потенциала; состояние неналогового потенциала; состояние межбюджетных отношений. Таблица 3 – Факторы, влияющие на бюджетный потенциал региона Элементы бюджетного потенциала Качественные факторы Количественные факторы Налоговый потенциал Налоговый механизм, включающий объект налогообложения, способы формирования налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговые ставки, налоговые льготы, влияющие на уровень собираемости налогов; результативность налогового администрирования Нормативы отчислений в бюджет субъекта РФ, ставки региональных налогов Налоговый бюджетный потенциал Качество управления объектами государственной собственности; приватизационная политика; Доходы от объектов государственной собственности. Цены на объекты государственной собственности. Прибыльность государственных и муниципальных унитарных предприятий Безвозмездные поступления Состояние межбюджетных отношений (сальдо взаиморасчетов с федеральным центром) Доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Субвенции, полученные на финансирование делегированных полномочий
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg