Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Употребление психоактивных веществ как проявление аутоагрессии в подростковом возрасте

one_butterfly 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Актуальность исследования в том, что за последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В связи с этим отмечается рост подростковой преступности и суицидов детей подросткового возраста. В последние годы число совершенных самоубийств подростками составляет более 40 на 100 тыс. населения. Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить взаимосвязь аутоагрессии детей подросткового возраста и практики психолого-педагогической помощи детям данной категории. Выявленная взаимосвязь позволила сформулировать проблему исследования: каковы причины употребления ПАВ детьми подросткового возраста и их аутоагрессия. Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты аутоагрессии детей подросткового возраста, в следствии употребления ПАВ. Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога. Предмет исследования: возможности и способы деятельности педагога - психолога по профилактике употребления ПАВ детьми подросткового возраста. Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза, согласно которой целенаправленная деятельность педагога-психолога по профилактике потребления ПАВ будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа реабилитации подростков. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: Изучить сущность проблемы употребления ПАВ в психолого-педагогической литературе. Исследовать психологию аутоагрессии детей подросткового возраста, по причине употребления психоактивных веществ. Рассмотреть основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками. Разработать программу педагога - психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста. Изучить динамику результатов по итогам реализации программы. Методологическую основу исследования составили принципиальные положения психолого-педагогической литературы, разработанные в рамках деятельностного подхода к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека. Теоретической основой исследования явились труды отечественных авторов: А.Е.Личко и В.С.Битенский считали, что для подростков термин аддиктивное поведение является наиболее адекватным и выделили пути по которым оно развивается; Л.А. Сухинский и Э.А.Татаревский предложили схему алкогольной зависимости; В.С.Собкин со своими сотрудниками выявил детальный анализ мотивации приобщения к употреблению алкоголя и наркотиков и гендерные различия в реализации данных форм девиантного поведения, а также предложил, что имеет место возрастная динамика изменение мотивации. В ходе исследования использовались следующий комплекс методов: - теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы. - эмпирические методы: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Шкала безнадежности» А.Т. Бека. - методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных Опытно-эксперементальная база: дети подросткового возраста (16-17 лет) 10 «А» и 10 «Б» классы МБОУ «Школа №137 имени М.П. Агибалова» в количестве 34 человека. Теоретическая значимость исследования в том, что изучены теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста, рассмотрена проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе, рассмотрены особенности развития детей подросткового возраста употребляющих ПАВ, изучены основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками. Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены склонности к употреблению ПАВ у детей подросткового возраста, разработана и проведена программа работы педагога- психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста и проанализирована динамика результатов исследования по итогам реализации программы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы общим объемом наименований и приложения.
Введение

Актуальность исследования определяется там, что на современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую сторону приобретает их приобщение к употреблению психоактивных веществ. Различные отклонения в поведении часто встречаются у детей подросткового возраста. Аутоагрессия, как нарушение норм поведения, в последние годы приобрела массовый характер. Эта проблема находится в центре внимания, как педагогов, так и общественности. Подростковый возраст – это время когда строятся планы на будущее. У подростков склонных к аутодеструкции будущего нет, если не корректировать модель его поведения. Подросток в силу незрелости своего умственного развития и нестойкости психики не осознает в полной мере силы разрушающего воздействия, которое он оказывает на свой организм. Аутоагрессия угрожает жизни и здоровью подростка, так как ведет не только к психической, но и физической деградации личности. Подросток, имеющий одно из деструктивных отклонений, если с ним не работать в плане мотивации к изменению поведения, то количество и качество отклонений идет в сторону увеличения. Нарастание идет со скоростью «снежного кома». Помочь себе сам подросток не может, а просить помощи у педагогов он не хочет, так как он не осознает всей ответственности за себя самого и свое будущее. Вовлечение подростка в один вид отклоняющегося поведения влечет за собой и другой. Распространение наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части - детей и подростков. Подростки оказались наиболее подверженной частью общества к употреблению психоактивных веществ (в дальнейшем ПАВ). Изучение специальной литературы показало, что проблема употребления ПАВ детьми подросткового возраста привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов. Таким образом, становится очевидным, что проблема наркомании чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркомании, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимость от ПАВ, - все это не дает оснований надеяться на успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами. Поэтому, особое внимание нужно уделять профилактике этой проблемы в воспитании молодого поколения с раннего детства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРАСТВКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………...8 1.1. Особенности развития и проявление аутоагрессии у детей подросткового возраста употребляющих психоактивные вещества……………………………8 1.2. Психология аутоагрессивного поведения подростков и его причины…..18 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…….…………………………………………..23 2.1. Описание хода эксперимента и методов исследования...…………………………………………………………………...23 2.2. Анализ изучения взаимосвязи употребления ПАВ и аутоагрессивного поведения у подростков…………...…………………………………………….27 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33 БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..35
Список литературы

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирова-ние. -- Изд. 2-е. -- М.: Независимая фирма "Класс", 2009. -- 208 с 2. Алкоголизм. Руководство для врачей/ Под ред. Г.В. Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна. М.: Медицина.2003. с 43 3. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. - М., 2006 4. Божович Л.И. Проблема формирования личности. - М., Воронеж. 2005. 5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.:, 2009. 6. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч., т. 4. - М., 2012. 7. Б.Б. Грюневальда и Г. Мак Аби, Консультирование семьи: практическое руководство СПб.: "Когито-Центр" 2012 с 81 – 83 8. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий.- М.: Изд- во УДН, 2011 9. Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма", Москва, 2004 г 10. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие/ [М. И. Рожков и др.]; под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239с 11. Дубровина И.Д. Практическая психология образования. М: 2012, с 225-226 12. Егоров А.Ю. Основы наркологии. СПб., 2010 с -48 13. Захаров А.В. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд.СПб., 2010. 14. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Елена Валерьевна Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 288с 15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения / Ю.А. // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 141 - 145. 16. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д.В. Колесов. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - с.45 17. Кулагина И. Ю. Подростковый возраст (от11 до15 лет)// Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М, 2007 - 195с. 18. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб. - метод. пособие. - М., 2008. 19. Курек Н. С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте.- СПб.: Алетейя, 2011. 20. Латышев Г.В.,Бережная М.А.,Речнов Д.Д.организация мероприятий по пофилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов.М.,Медицина, 2001 21. Леви В. Л. Нестандартний ребенок. - М., 2003.- 237с 22. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания.-М., 2011 23. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: книга для молодежи. - М.: Профиздат, 2010. - с 146 – 147 24. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. Том 17. - 2006. - № 3. - С. 149 – 152 25. Маркова О.Л.Трудности подросткового возраста//География в школе.-2006-№3.с68 26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2007 с.-67 27. Обухова Л.В. Возрастная(детская)психология. М: 2011, с290-291 28. Иванов Д.В., Тишакова Ю.Ю. Употребление психоактивных веществ как проявление аутоагрессии в подростковом возрасте // Бюллетень науки и практики Т. 5. №4. 2019 г. Самара
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте 1.1 Особенности развития и проявление аутоагрессии у детей подросткового возраста употребляющих психоактивные вещества Подростковый и юношеский периоды считаются наиболее опасными для возникновения различных заболеваний, в том числе формирования зависимости от психоактивных веществ. В статье «Зависимость от наркотиков» приводятся причины злоупотребления психоактивными веществами , которые считаются также особенностями, присущими подростковому и юношескому возрасту: разрыв между притязаниями и возможностями личности, склонность к депрессии, стремление к мужественности (Шмидбауер В.1991.с 52-55). Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания, отмечается появление полового влечения. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физиологического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция зачастую - неадекватной [21, с. 49]. В подростковом возрасте у ребенка ухудшаются отношения с родителями. Дети критикуют взрослых, считают плохими, несправедливыми людьми. Дети диализируют родителей, внутренне отделяются и отказываются от них. Этот процесс сепарации приводит к тягостным чувствам отчуждения, вины, «объективного» голода. Негативные последствия сепарации заставляют подростка «повернуться» к сверстникам. Подросток идентифицирует себя со сверстниками и лидерами подростковых групп. В подростковой группе мальчики и девочки перестают страдать от своей враждебности и чувства вины перед родителями [14, с. 37]. Подростковый период считается наиболее опасным для возникновения различных заболеваний, в том числе формирования зависимости от психоактивных веществ. Так Шмидбаур приводит причины злоупотребления психоактивными веществами, которые считаются также особенностями, присущими подростковому возрасту: разрыв между притязаниями и возможностями личности, склонность к депрессии, стремление к мужественности и т.д. Так, Р.Мейенберг сообщает, что злоупотребление наркотиками является: выражением конфликтов, признаком низкой устойчивости в ситуации фрустрации, способом демонстрации независимости, «взрослости» и условием включения в группы сверстников. Аналогичной точке зрения на роль психических особенностей подростков при злоупотреблении психоактивными веществами придерживаются и отечественные наркологи Личко А.Е. и Битенский: «В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирование со сверстниками, увлечение(хобби) и формирующимся сексуальным влечением»(35 - 36). Эти же факторы являются причиной употребления и злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками. Стремление к эмансипации приводит подростков к «отравлению свободой», при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотребление психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби - бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией. Но даже само стремление общаться со сверстниками, которые Личко А.Е. обозначил как реакцию группирования, приводит подростка в неформальные объединения, где практикуются употребление психоактивных веществ. Сексуальное влечение также способствует злоупотреблению психоактивными веществами: ингалянты визуализируют представление сексуального содержания; ряд наркотиков снимают контроль над сексуальным влечением (Личко А. Е., Битенский В.С. 1991. с. 35 - 37). Однако существует и другая точка зрения на характер психического развития у подростков и его роль в злоупотреблении психоактивными веществами. Согласно ей, большинство подростков в возрасте 12 - 18 лет обладает здоровой психикой, и лишь немногие из них страдают душевными и соматическими расстройствами и злоупотребляют психоактивными веществами. Возможно, особенности развития психики в подростковом возрасте способствуют приобщению к наркотикам, но не влияют на возникновение зависимости от них [15, с. 54]. Можно условно выделить две большие группы психоактивных веществ: повышающие и понижающие уровень психической активности. К первой - относятся стимуляторы, ко второй - депрессанты. Табак (никотин) является наиболее распространенным стимулятором среди российских подростков [15, с. 20]. У подростка находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек. У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легковозбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными. Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, появляется состояние дискомфорта в самочувствии, что выражается в виде беспокойства. Все мысли заняты тем, чтобы поскорее закурить [19, с. 68]. У курящих подростков, употребляющих психоактивные вещества нарушаются обменные процессы в организме, особенно усвоение витаминов А, В1, В6, В12, а витамин С разрушается. Это является причиной того, что тормозится общее развитие, замедляется рост. Вследствие курения часто развивается малокровие, а также близорукость. Появляются воспалительные процессы в носоглотке. Курение в раннем возрасте ухудшает слух, поэтому курящие дети, как правило, хуже слышат низкие звуки. Исследования О.А. Гурова, И.П. Самбурова, Е.В. Соколова показывают, что у подростков с небольшим стажем курения (0,5-2 года) нарушаются механизмы регуляции дыхания, оно становится менее экономичным. После выкуривания одной сигареты наблюдается достаточно продолжительное (10 мин.) сужение мелких сосудов глазного яблока. Чем младше были курящие подростки, тем более значительными были изменения мозгового кровотока. Таким образом, можно сделать вывод, что курение табачных изделий всех видов и разновидностей, как это доказано современной наукой, вредно и опасно для здоровья, ведет к ряду серьезных заболеваний, к повышению смертности в молодом возрасте[19, с. 94]. В последнее десятилетие среди российских подростков получил распространение один из сильных стимуляторов - кокаин. Кокаин вызывает рост кровяного давления, температуры, потливость, учащение сердцебиения, повышает способность выполнять умственную и физическую работу, не испытывая усталости, потребности в пище и сне [8, с. 50]. Опасность употребления наркотиков в подростковом возрасте заключается в том, что у несовершеннолетних катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затруднено последующее образование собственной семьи и рождение потомства, ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних. Б.Б. Грюневальд и Г. Мак Аби выделяют четыре стадии употребления наркотиков: экспериментальная, стадия регулярного употребления, стадия злоупотребления, зависимость. Во время экспериментальной стадии наблюдается картина эпизодического употребления (зачастую таких вещей как пиво, марихуана, и вдыхание паров клея или аэрозоли). Это слабо сказывается на школьной учебе, на взаимоотношениях со сверстниками, в семье и на самой личности. Во время этой стадии из-за низкой толерантности легко достигается состояние опьянения. Распространены следующие причины употребления: для того, чтобы не отличаться от сверстников, быть принятым ими, для демонстрации независимости, из любопытства или в контексте целей плохого поведения (для привлечения внимания, протеста, мести или для демонстрации неспособности). На стадии регулярного употребления наркотики часто используются по окончании рабочей недели и эпизодически в течение всех выходных дней. Школьная неделя обычно бывает нестабильной, подросток начинает пропускать школьные занятия. Возникают нарушения сознания. Обычно начинаются нарушения памяти, когда ребенок не может вспомнить определенные события. Бывает, что подросток начинает употреблять наркотики самостоятельно в одиночестве или он входит в компанию сверстников, употребляющих наркотики. Обычно в семье в этот период возрастают конфликты. У подростка происходят изменения в одежде и музыкальных предпочтениях. Появляются резкие изменения в настроении, в особенности при возросшей толерантности т.е. возникает необходимость принимать все большие дозы для достижения того же эффекта и начинают наблюдаться признаки, присущие воздержанию от приема. Затем возрастает объем потребления наркотиков и вместе с этим возрастает самоуверенность в своей способности самостоятельно справиться с этим. Появляется зависимость от употребления, и подросток начинает заранее планировать следующее опьянение. Следовательно, он вынужден постоянно заботиться об источнике пополнения наркотиков. Реагируя на все более поздние возвращения домой, родители часто усиливают репрессивные меры. Ребенок же скрывает то, что он употребляет наркотики и тратит на них много денег. Естественно, что многие виды деятельности оказываются заброшены. В особенности это касается школы и спорта. Стадия злоупотребления характеризуется эпизодическим употреблением наркотиков в свободное время. Она сопровождается следующими эффектами: снижается успеваемость в школе, близкие друзья избегаются, ссоры и драки в семье; депрессия, воровство, ложь и искаженное восприятие действительности. Увеличивается потребление все более сильных наркотиков (например, героин). На этой стадии состояние опьянения становится нормой. Для того, чтобы добиться денег на наркотики подросток может пускаться на кражи, и в результате у него могут появиться конфликты с законом, включая обвинения в "управлении транспортным средством в состоянии наркотического опьянения". На заключительной стадии, зависимости, наркотики используются для того, чтобы чувствовать себя нормально, как необходимая часть для выполнения повседневной деятельности. Наркотики теперь употребляются ежедневно, другая деятельность прекращается. Такой подросток часто бросает школу или его могут исключить из нее. Наблюдается значительное отчуждение от друзей и существенное асоциальное поведение и сексуальное отреагирование. Семейные конфликты достигают максимального накала. Отчасти из-за значительных изменений в физиологии появляется целый спектр чувств: злость, паранойя, депрессия, вина, жалость, кроме этого ухудшается физическое состояние, наблюдается потеря веса, частые болезни, потеря памяти и даже мысли о самоубийстве [15, с. 66]. Исходя из выше сказанного, становится ясно, что физические последствия наркотиков значительны и приводят к очень сильным нарушениям. Тем не менее, пагубные последствия от употребления наркотиков могут и в самом деле привести к тому, что состояние будет восприниматься самим человеком как нормальное, тогда как в действительности для любого постороннего человека будет совершенно очевидно наличие данной проблемы [3, с. 56]. Последнее время много говорится об угрозе наркомании. И за этой темой почти незаметной стала другая - употребление алкоголя подростками. А это проблема не менее важная. Последствия употребления наркотиков сильны и очевидны - они становятся заметны практически сразу. Проявления последствий употребления алкоголя отодвинуты по времени, нарастают постепенно и оттого не так бросаются в глаза [12, с. 33]. Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды - родителей, друзей, товарищей - и изучении внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется модернизированными вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений [4, с. 25]. Второй «мишенью» алкоголя является печень. Именно здесь, под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, «разъедают» слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока, что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка [2, с. 52]. Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма [2, с. 96]. Приобщение подростка к одному виду психоактивного вещества повышает вероятность его вовлеченности и в другие. Все перечисленные виды пагубно действуют на растущий организм. Вследствие их употребления появляется высокий риск заболевания неизлечимыми болезнями, среди лиц, употребляющих ПАВ высокий процент смертности, большая вероятность, что дети, родившиеся у человека имеющего зависимость, тоже обретут зависимость от ПАВ [20, с. 28]. Следовательно, учитывая всю специфику проблем, проанализированных в первой главе, возникает необходимость в разработке рекомендаций, которые должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что употребление психоактивных веществ легче предотвратить, чем потом корректировать. 1.2. Психология аутоагрессивного поведения подростков и его причины Прежде чем приступить к теоретическому анализу аутодеструктивных форм поведения, необходимо определиться с определениями: Аутоагрессия – это готовность субъекта к агрессивному поведению направленного на самого себя, т.е. последовательности действий, направленных на нанесение физического или психического ущерба, вплоть до уничтожения самого себя. Чаще всего она бывает вызвана отрицательными жизненными обстоятельствами и эмоциональной неустойчивостью психики. Наркомания– это заболевание, выражающееся в физической и психологической зависимости от наркотических средств, непреодолимому влечению к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма. Психическая зависимость– развитие постоянной, непреодолимой потребности в психоактивных веществах. Она проявляется в интенсивном желании принимать их постоянно, без чего возникает сильное чувство душевного дискомфорта. Физическая зависимость – это состояние (привычка), возникающая при приеме наркотиков. Физическая зависимость формируется после психической зависимости. Наиболее заметным признаком ее является синдром абстиненции. Другим симптомом зависимости служит компульсивное (непреодолимое) влечение к наркотику. Третий симптом – возможность хорошего самочувствия только в состоянии наркотического опьянения. Без этого наркоманы испытывают физический дискомфорт - «ломку». Точно определить содержание и объем понятия «наркотик» теоретически и практически очень сложно. Вызвать наркотическую зависимость могут не только собственно наркотики, но и некоторые лекарства, а так же некоторые вещества, обладающие психоактивным действием. Широкое злоупотребление наркотиками среди подростков и молодежи во многом определяется модой. Молодые наркоманы предпочитают наркотики, которые можно нюхать, курить или принимать таблетки. Выбор вида наркотиков определяется не только модой, но и ценой, легкой доступностью, степенью прилива сил и бодрости, усилением половой потенции. Кроме непоправимого вреда здоровью, общественная опасность наркомании заключается, прежде всего, в том, что она выступает в роли существенного криминогенного фактора, способствующего совершению различных, нередко тяжких преступлений. Лица, злоупотребляющие наркотиками, обладают повышенной виктимностью и нередко становятся жертвами преступлений. В ряде случаев возникает повышенная агрессивность, эксцентричность поведения и даже паранойя. В состоянии депрессии наркоманы чаще всего совершают самоубийства. Самоубийство (суицид)– это свободное и намеренное прекращение своей жизни. При самоубийстве человек имеет цель и мотив, который побуждает его к действию. Причина суицида – неразрешимый конфликт личности с окружением и психосоциальная дезадаптация. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди специалистов распространены два ошибочных мнения: 1) самоубийства вообще и в частности юношеские в особенности совершают только психически больные люди 2) именно юношеский возраст в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств. Человек на жизненном пути переживает душевные кризисы, иногда очень болезненно и мучительно. Душевный кризис может представляться человеку настоящей агонией. Такие бурные душевные кризисы знает молодежь. Ими, например, сопровождается половое созревание человека, бурный прилив сил, не находящих исхода, сдерживание возникшей потребности, ожидание будущих успехов в большой жизни. Молодость знает свою меланхолию (упадочное настроение), меланхолию от избытка неизжитых и невостребованных сил, от уверенности, что удастся их изжить. Результатом бурных, душевных кризисов в молодости не6редко бывает самоубийство. Необходимо очень внимательное и бережное отношение к душевным кризисам. Потеря детской веры, кризис миропонимания, влюбленность, может породить очень бурные, душевные процессы и вызвать меланхолию. Конфликт разгорается, а у подростков своеобразная форма на все реагировать: протест и агрессия, грубость и непослушание. А кульминационной точкой может быть самоубийство. Поэтому стремление к смерти у подростков бывает очень кратковременное, за этим следует панический страх, чисто детский. Нервные перегрузки, депрессию подростки переносят совсем не так, как взрослые. Они не ложатся в постель носом к стене, не жалуются на судьбу. Им просто становиться скучно. Ничего не хочется. Все надоело. Работоспособность падает до нуля, зато в геометрической прогрессии возрастают рассеянность и несобранность. У родителей и учителей появляется возможность проработать подопечного за лень и безответственность, в который раз посетовать на распущенность и безразличие нынешней молодежи. Так и подливается масло в огонь, подготавливая внезапный пожар… Предпосылкой аутоагрессивного поведения является апатия, социальная депривация, отсутствие смысла жизни, неверие в собственные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический тип. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка. У подростков и в юношестве много так называемых пара суицидальных поступков: фиксация на теме смерти, шантажно-демонстративные суицидальные попытки. Действия подростков направлены не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. Э.Эриксон считает основной проблемой подростка поиск своего социального лица, проблему самоопределения. Этот сложный процесс перехода к взрослости провоцирует детскую неустойчивость, обостряет присущие акцентуации характера. Претензии на взрослость вступают в острое противоречие с малым жизненным опытом и наивностью подростка. В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности даже не слишком трудные, по взрослым меркам, проблемы могут вызвать «суицидальные намерения и поступки». Выводы по 1 главе Следовательно, учитывая всю специфику проблем, проанализированных в первой главе, возникает необходимость в разработке рекомендаций, которые должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что употребление психоактивных веществ легче предотвратить, чем потом корректировать. Выполняя главную задачу своей работы - адаптацию аутоагрессивных подростков, можно заметить такую закономерность, что чем качественнее выполнена первичная диагностика вновь поступивших подростков, тем эффективней дальнейшая работа. Проводя длительные наблюдения за развитием и становлением личностных характеристик учащихся, я пришла к выводу. Что наиболее эффективными методами являются воспитание коллективом, максимальная физическая нагрузка, трудотерапия и повышение культурного уровня подростков. Эти данные получены в результате анализа проделанной работы. Совместная работа всех служб и подразделений это залог успеха. Требования к подросткам должны быть одинаковыми. Выполнение режима для проживающих в общежитии, строгий контроль над посещаемостью, как теоретических, так и практических занятий. При регулярном контроле в начале учебного года в дальнейшем это становиться обычным навыком поведения. Работа педагогов направлена на большую занятость подростков, как в течение дня, так и в вечернее время. Подростки даже в состоянии выраженной агрессии доступны коррекции. Во всех случаях должна быть альтернатива для выхода энергии подростка. Молодые люди в праве иметь возможность в любой момент позаниматься спортом, рисовать, танцевать или сделать что-то полезное для себя и окружающих. Переключение внимания на различные занятия и увлечения ведет за собой выход энергии из негатива в позитив. Все знают, что в природе ничего не исчезает и есть возможность не только подавить бешеную энергетику подростка, а научиться направлять в позитивное русло.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg