Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности представлений о руководителе как трудном партнере общения у сотрудников организаций IT-сферы

one_butterfly 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Предметом исследования выступают формально-содержательные характеристики представлений сотрудников о руководителе как о трудном партнере общения и ценностные ориентации личности. Объектом исследования выступает психология затрудненного общения. Гипотезы исследования: 1. Представления о руководителе как трудном партнере общения могут быть взаимосвязанны с уровнем выраженности ценностных ориентаций личности и различаться у представителей IT и не IT сфер. 2. Представления о руководителе как трудном партнере общения могут различаться у сотрудников с различным уровнем выраженности ценностных ориентаций. 3. Содержательные характеристики представлений о руководителе как о трудном партнере общения у представителей IT и не IT-сфер могут различаться. В соответствии с целью и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования: Теоретические: 1. Изучить и проанализировать представления о затрудненном общении в зарубежной и отечественной психологии. 2. Изучить и проанализировтаь понятие «трудного» парнера общения в работах отечественных и зарубежных авторов. 3. Изучить особенности представлений о руководителе как субъекте затрудненного общения. 4. Изучить особенности деятельности сотрудников IT – сферы. Методические: 5. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования представлений о субъекте затрудненного общения и изучения ценностных ориентаций личности. 6. Подобрать статистический инструментарий и обосновать адекватность выбора. Эмпирические: 7. Выявить формальные характеристики (степень затруднений общения) представлений о руководителе как о трудном партнере общения. 8. Выявить содержательные характеристики представлений о руководителе как о трудном партнере общения (составить групповой портрет «трудного» партнера). 9. Определить значимость различий формальных характеристик представлений о руководителе как трудном партнере общения у представителей IT и не IT сфер. 10. Выявить различия содержания групповых портретов руководителя как трудного партнера общения у представителей IT и не IT сфер. 11. Определить значимость различий содержательных характеристик представлений о руководителе как о трудном партнере общения у представителей IT и не IT с различным уровнем выраженности ценностных ориентаций. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются: подходы Е.В. Цукановой и В.А.Лабунской к пониманию затрудненого общения, подход Парыгина к пониманию психологического барьера в общении, представления В.А. Лабунской о субъекте затрудненного общения и понимание ценностно-смысловой детерминации общения К.А. Абульхановой-Славской и А.А. Бодалевым. Методический инструментарий исследования: 1. Методика «Социально-психологические характеристики субъекта общения», разработанная В.А.Лабунской, направленная на определение степени индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения («профиль психологических трудностей общения»), установить степень сензитивности к «негативным» чертам общения, создать «портрет трудного партнера» с точки зрения субъекта или группы. 2. Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник Шварца), направленная на изучение структуры ценностных ориентаций личности или группы (ценностные ориентации: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, щедрость, традиции, конформность, безопасность). Исследование проводилось в электронном виде с использованием Google-формы. Методы статистического анализа: Математическая обработка полученных результатов включала следующие статистические методы: корреляционный анализ Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни. Материалы данного исследования анализировались с помощью стандартных алгоритмов вариационной статистики (Statistics 13, Microsoft Office Excel 2010). Эмпирическим объектом исследования выступали сотрудники компаний, работающие в сфере информационных технологий в количестве 48 человек и сотрудники, работающие в других отраслях, отличных от IT в количестве 24 человек. Всего в исследовании приняло участие 72 респондента мужского и женского пола в возрасте от 21 до 42 лет. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были получены данные представлений о руководителе как «трудном» партнере общения у сотрудников IT – сферы, получены данные о различиях в формально-содержательных характеристиках руководителя как трудного партнера у сотрудников с различным уровнем выраженности ценностных ориентаций у сотрудников IT и не IT – сфер. Теоретическая новизна заключается в расширении и конкретизации данных об особенностях затрудненного общения сотрудников IT и не IT – сфер; в расширении и конкретизации представлений о «трудном» партнере общения у сотрудников с различным уровнем выраженности ценностных ориентаций. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут являться основой для практических рекомендаций руководителям и сотрудникам, работающим в сфере информационных технологий для улучшения общения в сфере делового взаимодействия. Полученные результаты могут использоваться в психокоррекционной, тренинговой и консультативной работе психологов. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, первой главой с теоретическим обзором литературы и выводом, второй эмпирической главы с выводом, заключения, библиографического списка, включающего 90 источников (из них 11 на иностранном языке) и приложений.
Введение

Многие исследователи считают, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение (Б. Ф. Ломов, 1984; Г. М. Андреева, 1990; Л. В. Бессонова, 1999; Е. Л. Доценко, 1999; В. Н. Куницына, 2000). Современная практика показывает, что большое количество ситуаций общения и взаимодействия характеризуются наличием разнообразных трудностей, барьеров, ставящих преграды на пути установления благоприятных взаимоотношений между партнерами общения (А. Г. Самохвалова, 2008; Т. А. Нестерова, 2008). В настоящее время в отечественной психологии достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения (Цуканова, 1985; В.А. Лабунская, 2001; Куницына В.Н., 2001). Изучаются детерминанты различных аспектов затрудненного педагогического общения (О.Ф. Джиоева, 2017), мотивационно-когнитивные (И.П.Шкуратова, 1994), половые (Я.В. Молчанова, 2003) и возрастные (Е.Г.Товбаз, 1997; Я.В. Молчанова, 2003) детерминанты затруднений в общении. В последние десятилетия затрудненное общение рассматривается через изучение представлений о субъекте затрудненного общения (В.А. Лабунская, 2001; Ю.А. Менджерицкая, 2001; Е.Д. Бреус, 2001) как одной из важной его детерминант. Кроме того, проблемам изучения трудного партнера общения также посвящено немало исследований (Е.Д. Бреус, 1999; В.А. Лабунская, 2001; А. Г. Самохвалова, 2008; Т. А. Нестерова, 2008; Ю.А. Т.В.Бескова, 2009). Важно отметить, что интерес к изучению представлений о трудном партнере общения в самых разных сферах взаимодействия и деятельности людей остается актуальным на протяжении нескольких десятилетий. Так, представления учителей о субъектах затрудненного и успешного педагогического общения исследовались в работах Т.А. Аржакаевой (1995), а в исследовании М.Т. Ногеровой (1997) изучались представления о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии; в сфере взаимодействия среди военных Р.А. Абдурахманов (1994) изучал психологические трудности общения среди военнослужащих. В последнее время колличество увеличивающихся работ, связанных с изучением представлений о трудном партнере также касаются самых различных сфер взаимодействия и деятельности людей. Так, в образовательной сфере исследовались представления студентов о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения (Т.В.Бескова, 2009); особенности представлений о трудном партнере общения в полиэтнической студенческой среде и представления студенческой молодежи об экстремисте-террористе, как «трудном» партнере общения (Е.Д.Бреус, 2014; 2018); представления о другом как «трудном» партнере общения среди сотрудников уголовно-исполнительной системы в правоохранительной сфере (Е.П. Кретова, 2010). Кроме того, изучались представления о подчиненных и руководителях как трудных партнерах общения в сфере делового взаимодействия (Е.Д. Бреус, 2008). Как видим, исследований, посвященных изучению представлений о субъекте затрудненного общения в различных сферах деятельности достаточное количество. При этом проблема делового затрудненого общения остается не достаточно изученной. Так, мы видим, что исследований, посвященных изучению представлений о руководителе или подчиненном как «трудном» партнере общения недостаточно. А в такой динамично развивающейся сфере деятельности, как информационные технологии подобных исследований практически нет. Поэтому целью нашего исследования является изучение особенностей представлений о руководителе как «трудном» партнере общения у сотрудников организаций IT – сферы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ТРУДНОМ» ПАРТНЕРЕ ОБЩЕНИЯ 9 1.1 Понятие «трудный» парнер общения в работах отечественных и зарубежных авторов 22 1.2 Изучение особенностей представлений о руководителе как субъекте затрудненного общения 27 1.3 Особенности деятельности сотрудников IT - сферы 40 Выводы по главе 1 47 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУКОВОДИТЕЛЕ КАК ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ IT-СФЕРЫ 49 2.1 Цели, предмет, гипотезы, задачи, методы и объект исследования 49 2.2 Анализ взаимосвязи представлений о руководителе как трудном партнере общения с уровнем выраженности ценностных ориентаций личности 54 2.3 Анализ формально-содержательных характеристик представлений о руководителе как о трудном партнере общения у сотрудников с различным уровнем выраженности ценностных ориентаций. 60 2.4 Анализ различий формально-содержательных характеристик представлений о руководителе как трудном партнере общения у представителей IT и не IT-сфер 64 Выводы по главе 2 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Автореф. Дис.... Канд. Психол. Наук. — М., 1994. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 3. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. — М., 1981. 4. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психо-логической концепции С.Л.Рубинштейна // С.Л.Рубинштейн. Очерки. Воспоминания: Материалы к 100-летию со дня рождения. — М., 1989. 5. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М., 2013. - 287 С. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. – М, 1999.Андреева Г. М. 7. Андреева, Г.М. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности / Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.У Хараш // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 68-85. 8. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: 1. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 С. 9. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. Дис.... Канд. Психол. Наук. — М., 1995. 10. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 128. 11. Бескова Т.В. Представления о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета.2009. Т.9.Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.2 С.62-68. 12. Бессонова Л. В., Доценко Е. Л. Обыденные представления о структуре общения // Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. -1999. -No 2. 13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. 14. Бобнева М.И. Специфика социально-психологических свойств и способностей личности // Социальная психология личности. — М., 1979. 15. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности 2. В конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – спб.: Питер, 2004. – 224 с. 16. Бодалев А.А. 2. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 17. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. No 5. С. 3–19. 18. Бреус Е. Д. Динамика представлений о себе и другом как трудном партнере общения в результате социально-психологического тренинга : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05. - Ростов-на-Дону, 1999. - 215 С. 19. Бреус Е.Д. Особенности затрудненного общения в ситуации взаимодействия: руководитель-подчиненный [Электронный ресурс] //2008 Северо-Кавказский психологический вестник. -2008 -№6/4 –С.5. 20. Бреус Е.Д. Особенности представлений об экстремисте-террористе как трудном партнере общения у студенческой молодежи [Электронный ресурс] //2018 Российский психологический журнал. -2018 -7(5-6):31-С.31. 21. Бреус Е.Д., Бахтинова О.О. Представления о себе и другом как трудном партнере общения у студентов-психологов начальных и выпускных курсов [Электронный ресурс] // психология обучения.2019. № 5. С. 101-113 22. Бреус Е.Д. Особенности представлений о трудном партнере общения в полиэтнической студенческой среде [Электронный ресурс] // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы vмеждународной научно-практической конференции (20–21 ноября 2014 г., Россия, Ростов-на-Дону). Часть 2. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2014. – 385 С. 23. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001. С. 1999. 24. Габдулина Л.И. 10. Взаимосвязь направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений /Психологический вестник РГУ. Вып. 2. Ростов н/Д. 1999. С. 434–450. 25. Габдулина Л.И. 12. Личностные особенности субъектов общения с диалогической коммуникативной направленностью / Материалы международной конференции «Психология общения: социокуль-турный анализ». Ростов н/Д. 2003. С. 63–64. 26. Габдулина Л.И. Ценностные ориентации и удовлетворенность отношениями с другими у лиц с разной направленностью в общении // 2016. Символ науки №10-3/2016 27. Габдулина Л.И.11. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детер-минанты / Дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999. 28. Гегер А. Э., Гегер С.А. Изучение ценностных ориентаций: специфика разных подходов // 2015 Вестник Томского государственного университета. -2015 -№399 – С.13-17. 29. Джиоева О.Ф. Социально-педагогические технологии оптимального решения затрудненного общения в общеобразовательной школе и вузе //автореферат кан. Дис. Владикавказ, 2007. – 24С. 30. Джиоева О.Ф.Основные детерминанты затрудненного общения [Электронный ресурс] // Baltic Humanitarian Journal. - 2017 -Т. 6. No 3(20) – С.146. 31. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. –М.: ЧеРо, Изд-воМГУ, 1997. 32. Дьяконов В.П. и др. Новые информационные технологии. - М.: СОЛОН-Пресс, 2005. 33. Емельянова Т.П. Социальных представлений концепция // Психология: Словарь. – М., 1990. – С. 375-377. 34. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и раз-витие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров, 1991. 35. Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности. Дисс. Канд. Психол. Наук. –М., 1984 36. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. — Л., 1985. 37. Киселева Е. Ю. Психологические характеристики затрудненного общения [Электронный ресурс] // Вестн. Ом. Ун-та 2007, No1 38. Кретова, Е.П. Представления о «трудном» партнере у сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. - №8/1. – С.17-20. 39. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 С. 40. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- спб. 2001. – 544 С. 41. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 С. 42. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы “субъект затрудненного общения” [Электронный ресурс] // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону, 1997. – Вып. 2. 43. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 С. 44. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –М., 1984. 45. Люсин Д.В. Современные представления об 4. эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2004. 46. Молчанова, Я.В. Представления различных половозрастных групп о причинах трудностей межличностного общения: автореф. дис.канд. психол. н./ Я.В. Молчанова. М., 2003. – 24С. 47. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. – 1992. – No2. 48. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд. — М.: Психологический журнал, 1995, том 16, №2. - С. 3-14. 49. Муздыбаев К. Психология ответственности. —Л., 1983. 50. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // 2011. Новые технологии. №4. С. 286-289. 51. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 381 С. 52. Ногерова М.Т. Представление о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии. Автореф. диссер. Ростов-на-Дону, 1997 С.9. 53. Нолиу З. А. Психологические особенности возникновения когнитивных барьеров в педагогическом общении: Автореф. дис. . канд. наук. – Ташкент, 1994. 54. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 236 С. 55. Ковалев Г.А. Бодалев А.А., Психологические трудности общения и их преодоление [Электронный ресурс] // Педагогика. — 1992. — № 5, 6. 56. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. –М., 1978 57. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. Пособие. - спб., 1999. - 301 С. 58. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д.Парыгина. — Л., 1975. — Вып. 3. 59. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его функции // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д.Парыгина. — Л., 1974. - Вып. 8. 60. Петровский А.В. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология. — М., 1987. 61. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: автореф. Дис. … канд. Психол. Наук. М., 1987 62. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. – СПб., 2002. 63. Прикладная психология общения и межличностного познания под ред. Л. И. Рюмшиной, М.: Кредо, 2015. - 155 С. 64. Психология социального познания. –М.: Аспект Пресс, 1997. 65. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 С: 66. Рубинштейн С.Л. 22. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. С. 259. 68. Самохвалова А.Г. Нестерова Т.А. Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. С.127-133 69. Стахеева О.Н. Потребности и трудности педагогического общения будущих учителей // Психологические трудности общения. Тез. Докл. Всесоюз. Конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 71-75. 70. Стрелкова Н.Э. К проблеме психодиагностики и психокоррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. Докл. Всесоюз. Конф. — Ростов н/Д, 1990. 71. Товбаз Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук / Е.Г. Товбаз. - Комсомольск-на-Амуре, 1997. - 176 С. 72. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид 6. интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2004. 73. Цой Л.Н. Организационный конфликт менед-4. Жмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. – 352 С. 74. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуациях временного дефицита // Психологические исследования общения. — М., 1985. 75. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев: Вища школа, 1985. – 160 С. 76. Шалманов С. Неурожай умов // CNews. - Июль 2005. - №4. - С. 28-30. 77. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов н/Д, 1994. 78. Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. Докл. Всесоюз. Конф. — Ростов н/Д, 1990. 79. Dickerson С. In praise of laziness // 80. Durkheim E. (eds.). Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris. P.U.F. 1968. (Элементарные формы религиозной жизни) 81. Durkheim E. (eds.). Les regies de la methode sociologique. Paris. P.U.F. 1963. (Области социологического метода) 82. Levy-Bruhl L. (eds.). Les functions mentales dans les societes inferieures. Paris. P.U.F. 1951. 83. Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public. Paris. P.U.F. 1961. 84. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Eds. R. M. Farr and S. Moscovici. Cambridge. 1984. 85. Moscovoci, S. On social representation. In: Forgas, J. P. (ed.) Social Cognition: Perspectives on everyday life. London: Academic Press, 1981. 86. Piaget J. Etudes sociologiques. Geneve. Droz. 1965. 87. Piaget J. Etudes sociologiques. Geneve. Droz. 1965. (Социологические исследования). 88. Ricoeur P. Hermeneutics and human sciences. Cambridge. 1989. 89. Thomsett R. Clients and computing professionals: An evolutionary perspective // Professional Computing. Australian Computer Society. -- July 1992. 90. Thomsett R. Out of the Pit
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения представлений о «трудном» партнере общения 1.1 Изучение представлений о затрудненном общении в работах зарубежной и отечественной психологии На сегодняшний день трудности в общении являются одним из важнейших вопросов в сфере межличностных отношений [5,29,38,42,57]. Рассматриваемый феномен затрудненного общения многогранно представлен в русле отечественной психологии. Основные проблемы затрудненного общения подвергаются анализу в контексте с социальными и психологическими проблемами, а именно: с психолингвистическими [22], социально-перцептивным [7,71] аспектами проблемы понимания; с учетом организации совместной деятельности и межличностных отношений [35,38]. Так же проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления, в которых, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении [19, 70]. По мнению В.А.Лабунской [41] затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью, а представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Автор считает, что большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам, а несоответствие общения партнеров заданным параметрам «оптимального общения» рассматривается как показатель затрудненного общения. Лабунская В.А. также отмечает, что особенно распространен такой способ «объективизации» трудностей общения в прикладных областях психологии, например, в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия [41]. Именно, в этих областях прикладной психологии чаще всего, с её точки зрения, обсуждаются вопросы об эффективном учителе, руководителе, управленце как субъекте общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения. По мнению В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой [41,75] к неэффективному, неблагополучному, неналаженному, нарушенному, дискомфортному общению относится широкий спектр явлений, которые могут описывать феномен затрудненного общения. Одной из многочисленных причин затрудненного общения исследователи [19,20,22,38,51] выделяют показатели когнитивной сферы личности, т.е. её представления о другом (о партнере по общению). Эти представления могут быть как позитивными, так и негативными и, соответственно, могут выступать в качестве детерминант позитивного, или негативного отношения и поведения к другому, и запускать (в случае негативного отношения к другому) процессы затрудненного общения. Непохожесть людей, как утверждают авторы, вызывает различное к ним отношение, а негативное отношение ограничивает контакты и может приводить к вражде и стычкам, а, соответственно, и к затрудненному общению. По мнению Б. Д. Парыгина «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида» [58, С.7]. Коммуникативный барьер, по мнению Е. В. Залюбовской [34] - это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально существующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности партнеров общения. И как считает Б. Д. Парыгин [55], коммуникативные трудности можно обусловить воздействием как внешних (дефицит или деформация информации, непонимание со стороны партнера по общению), так и внутренних (личностные особенности, ценности и установки человека) факторов. По мнению А.Э.Гегер [27] для разных социально-статусных и социально-демографических групп значимы различные ценности. Разные ученые по-разному интерпретируют понятие ценностных ориентаций. Например, Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) понимает под ними "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. Как утверждает Л.Х.Нагоева [49], понятие ценностных ориентаций было введено в социальную психологию, а впоследствии - и в социологию, как аналог философского понятия системы ценностей и их разграничение между этими науками обычно происходит по параметрам «общее - индивидуальное», «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» и т.п. В философии, как утверждает автор, ценностным ориентациям отводится роль главной оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Сама же Л.Х. Нагоева [22] приводит следующее определение ценностных ориентаций: это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, как считает автор, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни». Другой автор, Ю.В. Артюхова [10], считает развитые ценностные ориентации признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей. В социологии, по словам С.Л. Рубинштейна [66], под понятием «ценностные ориентации» имеются в виду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости». Только социально зрелая личность, по мнению автора, может осознанно сделать свой выбор. В работах К.А. Абульхановой-Славской [3], А.А. Бодалева [16] проблема ценностно-смысловой детерминации общения ставится и анализируется как проблема его личностной опосредованности. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, это опосредование осуществляется средствами, соответствующими жизненным ценностям, установкам, правилам, которыми руководствуется человек. Для автора не важно, относится общение к деловой или личной сфере; важны мировоззренческие и этические принципы, которые лежат в основе общения. Автор утверждает, что личность активно стремится к общению, которое отвечает ее жизненным ценностям, и избегает общения, если оно идет вразрез с этими жизненными ценностями. Высшим типом человеческого общения К.А. Абульханова-Славская считает то общение, которое исходит из признания ценности самого существования личности. А.А. Бодалев, обсуждая данную проблему, указывал, что основой развития личностных качеств, которые необходимы для успешного общения, является направленность, при которой в центре системы ценностей человека находятся другие люди. К.А. Абульханова-Славская и А.А. Бодалев подчеркивают также и то, что личностные ценностные ориентиры в общении имеют воплощение в определенных способах обращения с партнером, поэтому в процессе общения партнер может являться для другого человека как безусловная, высшая ценность, а может и быть «отчужденным» и безличным. Именно в этом, по мнению авторов, прежде всего, раскрывается личность как субъект общения [3,16]. В работе В.А.Лабунской [41] в узком смысле слова под затрудненным общением понимаются незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения, c точки зрения автора, характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, по мнению В.А.Лабунской [41], под затрудненным общением понимаются все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), которые могут привести к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения. По мнению автора, в таком определении заключены и процесс, и результат общения, которые имеют субъективный, и объективный характер, но, независимо от субъективности/объективности этот результат будет представлен через интенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональных переживаний, через степень когнитивно-аффективного напряжения, чувство комфорта — дискомфорта, испытываемых ими в процессе общения. В настоящее время существует значительное количество работ психологов, в которых проблема затрудненного общения является предметом специального исследования [1,28,29,36,37,40,42,60]. Проведенный теоретический анализ этих работ, обнаруживает определенные различия целей, задач исследований, различия в постановке исследовательских проблем, в выделении возможных областей практического применения полученных результатов, что свидетельствует об актуальности данной тематики исследования. По мнению Б.Д Парыгина [по 28] психологический барьер как основу затруденний в общении можно рассматривать с нескольких сторон: ? в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения; ? как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса; ? как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д. [по 28]. Залюбовская Е.В. [34], Л.И. Новикова [53], З.А. Нолиу [52], Б.Д. Парыгин[56] рассматривают трудности общения как социально-перцептивные преграды и препятствия успешному общению. По мнению авторов для обеспечения эффективного взаимодействия человек должен обладать определенными коммуникативными компетенциями, знаниями и умениями. С точки зрения В.Н.Куницыной [39], под коммуникативной компетентностью понимается владение сложными коммуникативными навыками и умениями, способность формировать адекватные умения в новых социальных структурах, иметь представление о культурных нормах и ограничениях в общении, наличие познаний обычаев, традиций и этикета в сфере общения, воспитанность, умение ориентироваться в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, способность осваивать ролевой репертуар в рамках данной профессии. Коммуникативные умения, с точки зрения автора, это совокупность осознанных коммуникативных действий, которые основаны на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющие творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности, это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [39]. Затрудненное общение традиционно рассматривается различными авторами в связи с вопросами успешного общения. Так, соглано Е. Ю. Киселевой [36], модели оптимального общения регламентируют определенные требования к качествам личности субъекта общения, к его коммуникативной компетенции. Несоответствие заданным параметрам рассматривается как показатель затрудненного общения, как показатель наличия коммуникативных барьеров. Рассмотрим работы Р.А. Абдурахманова [1], Е.В. Цукановой [74], в которых трудности общения выступают как внешние нарушения и осложнения преимущественно объективного характера. В своих работах по изучению психологических трудностей общения военнослужащих Р.А. Абдурахманов [1] указывает на то, что при достижении длительности совместной деятельности (проживания в условиях автономного дежурства, плавания, например) определенного уровня (5 и более месяцев), снижаются показатели эмоциональной экспансивности, сплоченности группы и удовлетворенности участников общением в группе. Автор считает, что изолированность и автономность группы сильно влияет на межличностные отношения, их влияние заметно усиливается за счет ухудшения физических, средовых условий, в то же время если в сплоченной группе сравнить социально-групповую стимуляцию и стимуляцию со стороны внешних условий деятельности, то первая оказывается более значимой. Автор отмечает, что в результате длительных отношений сотрудничества конкурентное поведение между участниками группы воспринимается как более враждебное, переоценивается степень дружелюбия кооперативного акта, осуществленного вслед за устойчивым прежде соревновательным или конфликтным поведением [1]. Как считает В.А.Лабунская [40], показателями объективного уровня психологических последствий проявления преобразовательной активности выступают реальные формы взаимодействия — конфликты, сбои, трения, а также личностные разрушения, вплоть до физического и психологического уничтожения человека. Лабунская отмечает условность разделения преобразовательной активности субъекта на объективный и субъективный уровни, так как субъективные переживания являются не менее объективными, если приводят к реальным изменениям личности и общения. Как утверждает В.А.Лабунская [40], в качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рассматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве крайней формы проявления трудностей общения в них изучается конфликт. Одна из первых исследователей затрудненного общения — Е. В. Цуканова [74] отмечала, что многообразие проявлений затрудненного общения объясняется тем, что оно изучается в различных концептуальных рамках. Такое изучение данного феномена характерно для современной психологии и ничем не отличается от исследования других аспектов общения. Такие авторы как Н.В. Куницына [39], Л.А. Поварницына [60], И.Э.Стрелкова [69], Л.Н. Стахеева [68] объединяют трудности общения с субъективными, внутренними переживаниями психологического дискомфорта у субъектов общения. Куницына Н. В.[39] подчеркивает, что феномен затрудненного общения — это, прежде всего, явление, представленное в сознании и переживании партнеров. О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев [54] и Г. А. Ковалев [54], они подчеркивали, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений, а именно недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д. По мнению исследователя Л.А. Поварницыной [60], которая изучала проблемы затрудненного общения у юношей, большинство затруднений, с которыми студенты сталкиваются во время обучения, связаны в основном с низким уровнем развитиия коммуникативных умений. Этот факт, по мнению автора, может быть обусловлен такими факторами как специфика социальной ситуации развития в юношеском возрасте (поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, активный процесс самоопределения), ведущая деятельность (учебно-профессиональная) и особенности общения (потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола). Так же, Л.А.Поварницына считает, что одним из факторов успешного общения выступает социальный интеллект - способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Однако механизмы влияния социального интеллекта на успешность в общении, в научных исследованиях представлены недостаточно (В.Н. Куницына [39], В.А. Лабунская [40], Я.В. Молчанова [45] и др.). По мнению И.И. Аминова [5], успех взаимодействия будет зависеть не столько от того, как партнеры общения настроены на взаимодействие друг с другом, сколько от того, какими будут их невербальные составляющие (поза, взгляд, жест). Автор говорит о том, что пристальное наблюдение за партнером предоставляет достаточно информации о нем, это, в свою очередь, может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания, так же в ситуациях делового общения двух партнеров особенно важно проявлять взаимный интерес, дружелюбие и доверие. Автор обращает внимание на важность выбора правильной формы выражения невербальных составляющих, именно от этих форм выражения зависит процесс установления и развития контакта между людьми, особенно когда собеседники находятся в неравных позициях. Кроме того, Аминов считает, что если у партнера общения не возникает никаких затрунений в процессе переговоров и ему удается относительно легко выходить из трудных ситуаций, то, скорее всего, собеседник добросовестно, в подробностях распланировал и подготовил деловую встречу [5]. Важная особенность делового общения, по мнению И.И.Аминова, заключается в том, что оба собеседника по очереди выступают в роли говорящего и слушающего, поэтому необходимо контролировать паузы или «речь», т.к. в случае возникновения долгой паузы или затянутого монолога, может возникнуть дискомфорт между собеседниками. У каждого из партнеров, по Аминову, есть свой лимит времени, и если один собеседник долго ведет монолог, то у другого быстро пропадает интерес к беседе. Также такие качества как пассивность и молчаливость партнера не способствуют успеху диалога [5]. Как утверждает Т.А.Аржакаева [9], общение, которое пронизывает все сферы человеческого бытия, не всегда бывает успешным, комфортным, благополучным, налаженным. Когда в общении возникают проблемы, барьеры, осложнения, сбои, тогда, по Аржакаевой, существенно ухудшается качество совместной деятельности участвующих в общении людей, кроме того, трудности оказывают большое влияние на характер отношений между собеседниками, в крайнем случае у личности может возникнуть стрессово-фрустрационное состояние или невротическое изменение. Для оптимизации подобных изменений и проведения психокоррекции, как утверждает автор, необходимо выяснить психологическую природу, детерминанты, диагностические показатели и механизмы затрудненного общения. С точки зрения автора, очень важно провести подобную работу, так как для преодоления трудностей общения потребуется мобилизация определенных коммуникативных резервов [9]. В своем исследовании «Основные детерминанты затрудненного общения» О.Ф.Джиоева [29] проводит анализ основных подходов в исследовании трудностей общения. Она отмечает огромное количество психологических проявлений затрудненного межличностного общения, многообразность этих проявлений автор сводит к двум формам: 1. Внешние - проявляются в поведении партнеров общения. Как считает автор, определяющими коррелятами в этом случае выступают неадекватность взаимоотношений, нарушения согласованности, конфликты, ссоры, неадекватное поведение. В качестве количественных характеристик выступают длительность, интенсивность, объем и дистанция общения. 2. Внутренние - субъективно отражаются в сознании индивидов на аффективно-эмоциональном и перцептивно-рациональном уровнях. В этом случае индивид испытывает психологический дискомфорт и эмоциональную неудовлетворенность от общения. Таким образом, эмпирическими коррелятами затрудненного общения, с точки зрения Джиоевой, являются поведенческие, рациональные и эмоциональные факторы. Далее автор поясняет, что под поведенческими факторами подразумеваются непосредственные акты коммуникативного поведения партнеров, под рациональными – мнение самих субъектов общения о факторах и причинах трудностей общения, а под эмоциональными - неудовлетворенность общением, психологический дискомфорт [29]. Затрудненное обще¬ние объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркива¬ет Л.А.Петровская [33], особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты за-трудненного общения она называет негармоничное развитие раз¬личных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, как считает психолог, в силу его социально-психологиче¬ской природы, является «трудной» деятельностью, т.к. в нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптималь¬ный уровень функционирования. С точки зрения Л.А.Петровской, любой акт общения может превратиться в сложную, многоаспектную деятельность, в за¬дачу, и все это будет зависеть от особенностей экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отноше¬ний, форм обращений, уровня развития навыков взаимодей¬ствия и условий общения [33]. Каждая грань общения, по мнению И.П.Шкуратовой [76], позволяет выделить новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного обще¬ния, поэтому перечень субъективных и объективных причин, затрудняющих процесс общения, может постоянно меняться, за исключением тех границ, которые установит исследователь. Одной из самых широких рамок изучения за¬труднений в общении является этнокультурная, как считают В.А. Лабунская [40], Е.В. Цуканова [74]. По их мнению, проанализировать типичные явления личности можно на различ¬ных уровнях. Среди них авторы выделяют следующие: ? квазипсихологический уровень изучения психических проявлений (анализируются пред¬ставления об этнических или культурных стереотипах «независи¬мого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в куль-туре представления об особенностях поведения, характера, сис¬темы отношений и т. д.); ? интерпсихологический уровень анализа (исследу¬ются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки, регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности); ? интрапсихологический уровень анализа этническо¬го характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения опреде¬ленных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уров¬не анализа рассматриваются результаты изучения когни¬тивно - эмоциональных образований, преобразованных в личност¬ные смыслы партнеров общения. Во многом перечисленные факторы общения, по Парыгину, являются резуль¬татом действия механизма «мы» и «они». Б. Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида» [58, с. 7]. Обособление индивидов в пределах общности «мы» он объяс¬няет действием механизма противопоставления другой общ¬ности — «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, как утверждат Парыгин, различны, но главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раз¬дражители таким образом (что нас и объединяет), а «они» на то же самое реагируют по-другому. Непохожесть, с точки зрения автора, ограничивает контак¬ты, ведет к вражде и стычкам, а соответственно, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизма¬ми функционирования общностей Б.Д.Парыгиным [57, с. 52] были выде¬лены следующие детерминанты: 1) сила коллективных норм, цен¬ностей, действий; 2) система ценностных ориентации личности. В работах последнего времени он подчеркивает, что эт¬нос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Но, в то же время, этнос, накладывающий ограничения на поведение людей, способствует сужению спектра допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жиз¬ненную ситуацию, а возникшие представления о нормах обще¬ния становятся все более автономными по отношению к своим носителям и самостоятельно регулируют взаимо¬действие как внутри этноса, так и за его пределами. Таким образом, ученый предполагает, что причинами возникновения затрудненного об¬щения могут послужить такие факторы как формирова¬ние человеческой общности, особенности развития личности в определенной социальной среде, социально-психологическая природа общения, механизмы отражения и взаимодействия. Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имеющие далеко идущих деструктивных последствий. 1.2 Понятие «трудный» парнер общения в работах отечественных и зарубежных авторов В качестве трудного парнера общения может выступать личность в любой социальной роли, например, друг, супруг, учитель, случайный попутчик, врач, кассир в магазине, т.е. любой человек, с которым мы заводим диалог, контактируем, имеем непосредственное взаимодействие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg