Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Гуманистический смысл профессии социального педагога

one_butterfly 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Целью реферата является рассмотрение проблемы и смысла гуманистической направленности педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов. Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие гуманизма; - изучить
Введение

Взаимодействие человека с окружающей действительностью происходит на протяжении всего существования человечества. Кроме физического развития человеку всегда были важны и духовные приоритеты. Каждое последующее поколение, пользуясь своим личным опытом и опытом других людей, старается привить молодежи достойное продолжение человеческого рода. К обучению и воспитанию все подходят по-разному, но наилучших результатов достигают те, кто делают это по-доброму, с любовью, терпением и пониманием, без ущемления достоинства воспитуемого, обучая положительному отношению к жизни и окружающим людям. Человечество не смогло бы развиваться без оптимистов-гуманистов, причем деятельных, которые верят в добро и делают все, чтобы жизнь стала лучше. Развиваясь, каждая личность приспосабливается к конкретным запросам общества, к определенной социальной ситуации. И важно, чтобы в этом развитии присутствовало общечеловеческое начало.
Содержание

Введение………………………………………………...………………………3 1. Понятие гуманизма…………………………………………….………..4 2. Гуманность социальной педагогики…………………………………....5 3. Многогранность деятельности…………………………………………..6 4. Педагогический идеал социального педагога………………………….9 5. Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста……………………………………………………..11 6. Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности………………………...15 7. Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа принципов воспитания в. А. Сухомлинского………………………………………17 Заключение……………………………………………………………………..22 Список литературы…………………………………………………………….23
Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – Москва : Педагогика, 1986. – 176 с. – (Воспитание и обучение. Библиотека учителя). 2. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию. - М., 2007. 3. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. - М.: Академия, 2002. – 265 с. 4. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. 2003. № 1. 5. Мейдер В.А. Гуманистические идеалы Цицерона. - М., 2006. – 46 с. 6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2001. 7. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М., 1996. 8. Оржековская Л.В. Гуманизм как система идей и ценностей. Gredo. 2001. – С.87-92. 9. Попова Т.Г. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 1998, - 240 с. 10. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика. ЗПУ № 2, 2012. – 34. 11. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. - М.: Молодая гвардия, 1986. 12. Фатыхова А.Л. Теоретические и методические основы формирования социально-перцептивной компетентности педагогов. - М.: Высшая школа, 2005. – 132 с. 13. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов. - М., 2009. 14. Источники из интернета
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ ГУМАНИЗМА Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Гуманность – это человеколюбие, уважение к достоинству человека. Гуманизм в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Представляет признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Основной целью гуманизма является развитие человеческой культуры и нравственности, определенного поведения и отношения личности к миру. Для реализации этой цели происходит защита достоинств личности, признание ее прав и свобод, создание благоприятных условий для всестороннего развития. Все мировые религии имеют гуманистическое мышление, сущностью которого является извечное устремление души человека к совершенствованию. И если личность, а значит и общество, не будет духовно расти, то это приведет к деградации. Религия во все времена оказывала большое влияние на формирование духовного мира человека, воспитывая главные человеческие качества. Именно гуманизм утверждает право человека на свободу, счастье и проявление своих способностей. Удовлетворяя потребности человека в общении, организация гуманистических межличностных отношений стимулирует процесс развития коммуникативных способностей личности. Проявляется гуманизм во взаимоотношении людей. Возвышенными человеческими качествами всегда являлись уважение, чуткость, милосердие, сострадание, забота и, конечно, любовь. Понятие гуманизма тесно связано с понятием «человек» и постоянно развивается. Но в наше время ученые все больше возвращаются к психологическим и педагогическим традициям прошлого. Сегодня актуальны многие высказывания В. Соловьева, В. Вернадского, К. Ушинского, В. Сухомлинского и других выдающихся философов человечества, основные идеи которых показывают, что сущность человека всегда наполнена духовными отношениями, а не сводится только к биологическим или социальным сторонам. Основные формы проявления гуманизма сегодня актуальны, ведь культура любого государства является тем фундаментом, на котором формируется нравственное, правовое и политическое сознание народа. Современное понятие гуманизма признает человека самой высокой ценностью на земле, а благо человека основным критерием оценки всех социальных явлений действительности. Для этого предъявляет обществу высокие требования достойного и уважительного отношения к человеку, как личности. Отказавшись от авторитарности, где ощущалось давление на личность, и, перейдя к равноправному общению, педагогика переходит на новый гуманистический уровень. 2. ГУМАННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Социальная педагогика как наука основана на гуманистических началах. И поэтому представляет процесс воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, предполагает воспитание личности с высокими интеллектуальными и моральными ценностями. Среди гуманистических тенденций можно выделить главную – ориентация на развитие личности. И чем гармоничнее будет это развитие, тем более свободным и творческим будет человек, причем личность должна развиваться непрерывно и профессионально. Поэтому процесс воспитания человека на разных этапах взросления должен быть тщательно продуман, целенаправлен и постоянно совершенствоваться, используя все лучшее в учении прошлых лет. Средством благополучия общества является стремление к совершенствованию человека, когда сам индивид предстает творцом самого себя, своих обстоятельств. Формирование у людей нравственных норм отношений пойдет только на благо любому обществу. С раннего возраста необходимо учить детей справедливо оценивать свои и чужие поступки; выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на просьбу или вопрос. Социальная педагогика воспитывает в людях сердечность. Этому учил В.А. Сухомлинский. Он считал, что соприкасаясь со сложным духовным миром ребенка, педагог должен беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость. Сухомлинский предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства, призывал и даже настаивал на уважении личности воспитанника. Сердечность не наследуется генетически, утверждал великий педагог, а «приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». 3. МНОГОГРАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность социального педагога представляет собой особую профессиональную деятельность, направленную на социальную защиту и разностороннее развитие личности, на поддержание и укрепление его здоровья (психического, нравственного, физического). Основная задача социально-педагогической работы – помощь в обеспечении достойного существования человека. В отличие от учителя, который передает молодому поколению знания, социальный педагог проводит успешную интеграцию ребенка в обществе, т.е. его социализацию. Социальный педагог призван обеспечить профилактику негативных явлений. Он совместно с родителями, представителями администрации и другими учреждениями социальной направленности призван бороться с такими «болезнями» как алкоголизм, табакокурение, бродяжничество, социальная дезадаптация. Для эффективной организации такой работы создается благоприятная среда, направленная как адресно, так и комплексно на общество в целом. Система педагогических действий в данном направлении связана с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на подготовительном этапе организации профилактики, что требует от педагога хорошо продуманных действий и великодушия. Специалист должен умело направлять свою работу так, чтобы подросток сам своими целями и средствами преодолевал трудности с учетом своих индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Да, проблемным детям и подросткам, а их у социального педагога большинство, отводится особое внимание. Очень важно обращаться с ними по-доброму, доверительно, заботливо. Именно этого не хватает таким детям в семье или ближайшем окружении. Именно положительных моментов, добрых слов, веры в себя недостает «трудным» подросткам. Именно их родителям важно объяснять и доказывать и не один раз, как дети нуждаются во взаимопонимании и ласке. А если подросток уже попал в трудные обстоятельства (зависим от плохой компании, совершил противоправный поступок, имеет вредные пагубные привычки, подвергается унижениям, насилию…) и получил тяжелую психологическую травму, то ему нужна реабилитация в обществе и помощь. Поддержание в ребенке уверенности в полной защищенности от несправедливости и зла – в этом ли не заслуга социального педагога. Детям, которые неправильно оценивают свои поступки, не знают выхода из трудной ситуации, нужна опора взрослого человека. Если не могут помочь родители, то ребенку должен помочь социальный педагог. И очень важно не опоздать, не упустить момент, вовремя повлиять на образ мыслей молодого человека, чтобы он смог изменить свое существование, почувствовать настоящую радость жизни. В своей практике социальный педагог сталкиваться и с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Специалисту приходится выявлять и преодолевать недостатки в развитии личности ребенка, помогая ему адекватно интегрироваться в социуме. Проводя коррекционную помощь, педагог защищает ребенка в его жизненном пространстве, помогает поверить себя, духовно и физически развиваться, стать полноправным членом общества. Воспитание гуманных чувств приводит к общему эмоциональному развитию ребенка, у которого развивается чувство любви к природе, прекрасному, искусству. Последнее время все больше разрушаются связи человека с природой, а это разрушает само естество человека. Теряются такие качества, как доброта, нравственность, человечность. А, значит, начинает расти преступность, озлобленность, боязнь человека за свое будущее, отрешенность, равнодушие. Практика показывает, что экологическому воспитанию отводится немаловажная роль. Методы и формы работы социального воспитания разнообразны. Ведь на ребенка кроме окружающей природы, воздействуют школа, семья, средства массовой информации, образ ближайшего окружения, а также собственная деятельность и собственные планы. Поэтому деятельность социального педагога, находясь во взаимодействии с личностью и ее культурно-образовательной средой, должна быть целенаправленной в каждой конкретной ситуации. И в зависимости от того, какую цель ставит перед собой педагог, нужно решать определенные задачи. Но все они направлены на лучшее изучение подопечного или детского коллектива, чтобы принести большую пользу, побудив каждого ребенка к самоорганизации. 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Педагогический идеал, в том числе и социального педагога, сегодня постепенно перемещается от социально-ориентированной цели к индивидуально-ориентированной; где человека воспитывают не для конкретных интересов общества, а для самого себя и только потом для общества. Причем на первый план выносится ответственность и готовность прийти на помощь. Так вырабатывается самосознание, самоопределение и самореализация личности. Гуманистическая направленность личности социального педагога имеет разные формы, которые различает Г.Н. Штинова в своих научных трудах: влечение, желание, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они необходимы для успешной деятельности, но именно убеждение направлено на принятие неповторимой индивидуальности и творческой сущности личности. Штинова Г.Н. выделяет нравственно-гуманистические качества личности социального педагога: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, долг и честь. Альтруизму она уделяет особое внимание. Ведь делать добро другому человеку, не зависимо от его статуса в обществе, его характера, вероисповедания, является неотъемлемой частью профессии. При работе с людьми необходимо быть внимательными, собранными, порядочными. Не обойтись социальному педагогу и без толерантности. Часто в своей практике он сталкивается с конфликтными ситуациями и старается не делать поспешных выводов. Умение терпеливо выслушать собеседника и принять правильное решение – большой труд. А ведь иногда люди, которым приходится помогать педагогу, расстроены и возбуждены, раздражены или даже озлоблены. Доброжелательное общение с людьми содействует формированию гуманных отношений не только в конкретном учреждении, но и в микрорайоне в целом. Оказание профессионального содействия детям и их семьям приводит к своевременному разрешению конфликтных ситуаций, а может и их недопущению. Защищая интересы детей и их родных, социальный педагог выполняет благородную миссию. Социальный педагог отводит приоритет развитию и воспитанию любви к детям. С помощью доброты и любви социальный педагог нежно затрагивает тонкие струны детской души, радуется успехам каждого воспитуемого и детского коллектива в целом. Благодаря именно любви человек может понять другого человека, принять на себя заботу о нем, считаться с ним, проявлять снисхождение. Не подчиняя грубо своей власти, стать другом и соратником в своем же воспитании. Основной задачей современного социального педагога совместно с другими специалистами и организациями является не только проявление любви к детям, но и умение научить подрастающее поколение любить окружающих людей, быть снисходительными и доброжелательными, понимающими и чуткими, проявлять уважительное отношение к старшему поколению. К каждой категории людей, с которыми работает социальный педагог нужно подобрать особый ключик: будь то озорной малыш, недоверчивый подросток или потерявший всякую надежду пожилой человек. Проявляя тактичность и заботу к собеседнику, педагог строит доброжелательные взаимоотношения, помогая человеку успокоиться исправить свои жизненные ошибки, старается помочь разобраться в проблеме и безболезненно ее решить. Формируя и развивая нравственные сферы личности воспитуемого, социальный педагог показывает достоинства ребенка, позитивно влияя на мотивацию. Но нельзя достичь успеха, не имея уважительного отношения к источнику информации. Авторитет воспитателя играет большую роль для регулирования поведения подростка, восприятия им слов и замечаний взрослого. Без уважения ребенка к воспитателю, нельзя изменить его систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Результат беседы зависит и от интонации педагога, от того, каким тоном произнесена важная фраза, с каким выражением лица, с каким настроением. В своей профессиональной деятельности социальному педагогу необходимо проявлять нравственную чистоту своего характера. Как и любому другому воспитателю, ему требуется быть образцом для подражания. Всегда следить за своим поведением, речью, поступками, обладать педагогическим тактом. Один раз оступившись, педагог потеряет доверие и вряд ли его сможет вернуть. Вкладывая частичку своей души в другую личность, социальный педагог должен обладать чувством собственного достоинства, честью, морально-этическими нормами поведения. 5. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» он обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток. «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» - пишет Ш. Амонашвили в предисловии. Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили «В школу – с шести лет». Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие, и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Педагогика, 16 страниц
300 руб.
Реферат, Педагогика, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Педагогика, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Педагогика, 22 страницы
120 руб.
Реферат, Педагогика, 14 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg