Глава 1. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля морского транспорта
1.1 Влияние правового режима морского транспорта на таможенные процедуры
Международным правом морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Объем прав и обязанностей, которыми обладает судно во внутренних морских водах, в территориальных водах, исключительной экономической
зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов различен, и зависит, в частности, от того, в сфере действия каких норм права - международного или национального находится судно.
Один из признаков, характеризующий юрисдикцию Российской Федерации в области таможенного дела, - территориальный.
Cт.2 ТК ТС говорит о том, что единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Таможенная юрисдикция государства во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне наполнена как международно-правовым режимом самих пространств, так и административно-правовыми режимами, установленными прибрежным государством.
К внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды: а) портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; б) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24-е морские мили; в) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24-е морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Согласно п.1 ст.9 Кодекса Торгового Мореплавания РФ (далее КТМ), под морским торговым портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Следующий вид морских пространств, являющихся составной частью государственной территории Российской Федерации, и подлежащий рассмотрению -- территориальное море. Как и внутренние морские воды, территориальное море является составной частью территории Российской Федерации и представляет собой примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах международного сотрудничества и морского судоходства государства согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Прилежащая зона Российской Федерации - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24-х морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Объектом таможенного контроля в морских пространствах являются:
товары и транспортные средства (перемещаемые или перемещенные через таможенную границу морским путем);
сведения, необходимые для таможенных целей;
предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Особенностью морского судна как объекта таможенного контроля является то, что оно характеризуется специальным правовым статусом в целях таможенного регулирования, которые позволяют идентифицировать его либо как товар (п. 35 ст. 4 ТК ТС), либо как транспортное средство (п. 39 ст. 4 ТК ТС). В свою очередь правовой режим судна (товар либо транспортное средство) определяет возможность применения к нему тех или иных таможенных процедур таможенного оформления, форм таможенного контроля, а также того или иного таможенного режима либо только как к транспортному средству, либо только как к товару.
Таможенный кодекс Таможенного союза дает такое определение транспортному средству (ст.4 п.39): транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
Под судном в ст.7 КТМ РФ понимается «самоходное или несамоходное плавучее сооружение», используемое в целях торгового мореплавания. Любое судно должно соответствовать совокупности ряда качеств: быть искусственным сооружением, законченным по композиции; быть пригодным для выполнения на нем или с его помощью заданных функций; обладать мореходными качествами и минимальным навигационным оборудованием, иметь или быть способным иметь экипаж или команду; обладать плавучестью.
Глава 47 ТК ТС распространяет правила перемещения через таможенную границу в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию: водных судов, используемых для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием.
Единственным случаем, когда у транспортного средства может первоначально возникать статус товара (а не транспортного средства) - когда оно является объектом внешнеторговой деятельности.
В настоящий момент главой 48 ТК ТС установлена презумпция статуса транспортного средства для морских судов.
Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и перемещаемых на них грузов представлены в ДВ-регионе 9-ю таможнями (Амурская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская, Чукотская таможни) и 37-ю таможенными постами.
При производстве таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом, обязаны предоставлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу судами рыбопромыслового флота, устанавливаются приказом ФТС России №378 от 04.03.09г.
Особенностью морского судна является то, что вместе с ним через таможенную границу перемещаются судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы, также подлежащие таможенному оформлению и таможенному контролю.
Как уже не раз отмечалось, термин «таможенный контроль» употребляется в двух смыслах. С одной стороны, таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза (ст.4 ТК ТС); с другой стороны, это правовой режим, определяющий статус товаров, находящихся под таможенным контролем, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине их перемещения через таможенную границу.
Все товары и транспортные средства, находящиеся на таможенной территории, имеют таможенный статус товаров, либо находящихся в свободном обращении, либо находящихся под таможенным контролем.
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска в свободное обращение, уничтожения, отказа в пользу государства, фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории таможенного союза (ст.96 ТК ТС).
Таможенный контроль на этапе перемещения товара через таможенную границу можно представить как единый процесс, состоящий из нескольких этапов: прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации, внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров, декларирование, убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации. Каждый из этапов таможенного контроля сопровождается производством процедуры таможенного оформления товара. Процесс производства таможенного контроля неразрывно связан с процедурами таможенного оформления и нельзя говорить о том, в какой последовательности таможенные операции таможенного оформления следуют за производствами таможенного контроля или же наоборот. Каждая процедура таможенного оформления является «документальным обрамлением» этапа таможенного контроля на этапе перемещения товара через таможенную границу.
Так, при прибытии товаров на таможенную территорию РФ перевозчик предоставляет таможенному органу документы и сведения, предусмотренные гл.23 ТК ТС, в которых содержатся данные о том, что товар, «находящийся под таможенным контролем», находится на таможенной территории таможенного союза и что он собой представляет, поэтому таможенные органы могут приступить к осуществлению таможенного контроля (допустим, в форме проверки документов и сведений, таможенного осмотра или досмотра товара). После прибытия товаров и предоставления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения (приобретают статус находящихся на временном хранении), заявлены к определенной таможенной процедуре.
Вид таможенной процедуры определяет производство процедур таможенного оформления. Помещение товара под таможенную процедуру производится на основе таможенной декларации, т. е. происходит заявление таможенной процедуры, а также сведений, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза.
Избранный вид таможенной процедуры также определяет применение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также особенности таможенного обложения пошлинами, применение которых составляет содержание таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Исследование особенностей перемещения морских судов и грузов через морскую таможенную границу Российской Федерации позволяет заключить следующее:
административные процедуры таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих морскую таможенную границу, непосредственно зависят от правовых характеристик самой границы и от статуса морских пространств, в которых они производятся. На морской участок таможенной границы невозможно распространить общие правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Так как Закон Государственной границе Российской Федерации не устанавливает мест пересечения государственной границы в море, а ТК ТС, в свою очередь, также не содержит правил пересечения морской таможенной границы;
производство процедур таможенного оформления определяется избранным видом таможенной процедуры, таможенная процедура также предопределяет применение запретов и ограничений экономического характера. В отношении морских судов эти процедуры связаны, прежде всего, с правовым статусом судна.
Объектами таможенного контроля в морских пространствах являются: товары и транспортные средства (морские суда и грузы); сведения, необходимые для таможенных целей (содержащиеся в документах, предоставляемых таможенным органам); предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Особенностью морского судна, как объекта таможенного контроля, является то, что оно характеризуется специальным правовым статусом в целях таможенного регулирования, который позволяют идентифицировать его либо как товар, либо как транспортное средство.
В свою очередь правовой режим судна (товар либо транспортное средство) определяет возможность применения к нему тех или иных таможенных процедур таможенного оформления, форм таможенного контроля.
термин таможенный контроль рассматривается в двух смыслах: как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, и как правовой режим, определяющий статус товаров, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине их перемещения через таможенную границу.
Для детального исследования этапов таможенного контроля и сопутствующих им процедур таможенного оформления необходимо изучить обязательные операции, соответствующие каждому этапу, а также особенности данных процедур в зависимости от объектов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
1.2 Особенности процедур таможенного оформления и таможенного контроля на морском транспорте
Морское судно представляет собой совокупность предметов, необходимых для нормальной деятельности судна, которые также подлежат таможенным процедурам оформления и контроля. Все данные группы предметов регистрируются (декларируются) путем предоставления документов таможенным органам (документы перевозчика, предусмотренные международным договорами Российской Федерации, документы, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации).
Но прежде чем говорить об особенностях производства процедур таможенного оформления различных категорий морских судов, необходимо рассмотреть общий порядок производства таможенного оформления судна, прибывающего на таможенную территорию Российской Федерации.
Морское судно в статусе транспортного средства декларируется в месте прибытия (убытия) на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенное оформление морских судов при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации начинается с предоставления документов перевозчика, предусмотренных ст.159 ТК ТС.
Оформление морских судов производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории в портах, как у причала, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления судов на рейде принимает таможенный орган по заявке капитана судна (лица, им уполномоченного), согласованной им с портовыми властями.
Таможенное оформление судов производится в соответствии с режимом рабочего времени таможенного органа (структурного подразделения) по мере их прибытия или убытия, готовности и в порядке очередности, устанавливаемой портовыми властями по согласованию с таможенным органом. Решение о внеочередном оформлении судов принимаются портовыми властями также по согласованию с таможенными и иными государственными контрольными органами. В порядке, согласованном с таможенным органом, портовые власти обеспечивают представление в оперативно-дежурную службу таможни предварительной информации о месте и времени прибытия судна. Время таможенного оформления судов зависит от типа судна и грузоподъемности. Таможенный орган, исходя из необходимости более полного таможенного контроля и оформления, может увеличивать время таможенного оформления судна.
Морской агент или портовые власти обеспечивают в установленном порядке доставку сотрудников органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля, а также государственной службы карантина растений, производящих оформление и контроль судов и экипажей при приходе или отходе за границу на судно и обратно для выполнения возложенных на них функций.
Таможенное оформление судна может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 174 ТК ТС).
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.
Если документы не содержат всех необходимых сведений, уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает от перевозчика иные имеющиеся у него документы или дополнительные документы, составленные в произвольной форме: в том числе судовые манифесты, справку о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе, список оружия и боеприпасов, содержащий сведения о наличии оружия и боеприпасов на судне и список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества.
Как уже было отмечено, на судне перемещаются судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы. Необходимо подробнее остановится на определении каждой группы предметов, для того чтобы разграничить их, а также процедуры оформления.
Согласно ст.4 ТК ТС припасы - это товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания “река-море”, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;
Глава 50 ТК ТС описывает особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
Так, припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Но согласно приказу ФТС России №378 от 04.03.09, судовые припасы, перемещаемые на судах, ведущих промысел в территориальных водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Судовые припасы, перемещаемые на судах, ведущих промысел в районах действия международных договоров Российской Федерации, в исключительных экономических зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Таможенное оформление при досылке припасов на суда, ведущие промысел за пределами территориальных вод Российской Федерации, осуществляется применительно к таможенному режиму "временный вывоз". При этом к таможенной декларации должна быть приложена письменная заявка владельца судна (судна-получателя), в которой должно быть указано: наименование судна и владелец судна; основание для такой заявки (заявка капитана судна, договор между агентирующей организацией и владельцем судна, экономический расчет количества товаров на основании рейсового задания, подписанный капитаном судна и завизированный владельцем судна, и т.д.); перечень товаров с обязательным указанием наименования (в т.ч. марки, типа, модели), кода по ТН ВЭД ТС, количества каждого товара и его таможенной стоимости; место и приблизительное время погрузки товаров на борт судна.