Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАРКЕТИНГ

Совершенствование управления маркетингом в фармацевтических учреждениях

one_butterfly 3050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 122 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Выпускная квалификационная работа на тему: Совершенствование управления маркетингом в фармацевтических учреждениях. Год защиты: 2020. Направление 38.04.02 Менеджмент. Направленность (профиль): Медицинский менеджмент. Студент группы: 81Ммм-мв Зинченко Д.А. Научный руководитель: к.э.н, доцент Татенко Г.И. В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ современного состояния и уровня развития фармацевтической отрасли в России; исследованы особенности и перспективы развития фармацевтического рынка на региональном уровне; изучены концептуальные основы фармацевтического маркетинга. Во второй главе исследованы структурно-функциональные аспекты маркетинга в фармацевтических учреждениях; рассмотрена концепция маркетингового исследования и ассортиментная политика аптечных сетей; оценена конкурентная среда и выявлены ключевые факторы успеха маркетинговой деятельности регионального фармацевтического рынка. Третья глава работы содержит предлагаемую стратегическую программу маркетингового развития аптечных учреждений в Орловской области; рекомендуемые подходы к выбору месторасположения торговых точек по продаже фармацевтической продукции в регионе, а также системную модель управления комплексом маркетинга фармацевтической компании региона (на примере аптечной сети «Фармгрупп»). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения (общий объем ? 107 страниц), списка литературы (54 источника). Работа включает 21 таблицу, 14 рисунков, 3 формулы. Графическая часть работы выполнена на 11 листах формата А4. Ключевые слова: управление маркетингом, фармацевтические учреждения, аптечный сектор, модельные решения, стратегическая программа, системная модель, регион.
Введение

Актуальность темы исследования. Российская Федерация приступила к реализации крупномасштабного проекта модернизации всех видов деятельности в фармацевтическом секторе экономики. При этом общий вектор развития определен руководством страны как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно-ориентированной фазе развития фармацевтических учреждений. Стабильность деятельности медицинских структур, достижение уровня их конкурентных преимуществ, укрепление позиций на рынке обеспечиваются при условии рационального соотношения качества обслуживания и цены на медицинские и консультационные услуги, которая позволяла бы не только удовлетворять потребности потребителя, но и формировать долгосрочную лояльность к данному учреждению. Все это достигается с помощью внедрения правильно разработанной организационно-управленческой политики, где в условиях рыночной действительности особую актуальность приобретают вопросы формирования и управления маркетингом в фармацевтических учреждениях. Бизнес-процессы, происходящие сегодня в медицинской сфере, особенно в фармацевтической и лечебно-оздоровительной, требуют новых подходов к управлению данными структурами с целью обеспечения их высокой эффективности и конкурентоспособности. Один из таких подходов состоит в формировании и реализации эффективной маркетинговой программы, которая под влиянием изменений окружающей среды трансформируется и превращается в необходимую и обязательную составляющую стратегии развития фармацевтических структур. Исходя из этого, исследование деятельности фармацевтических учреждений с позиции маркетинговых аспектов является весьма актуальной проблемой на сегодняшний момент и подлежит рассмотрению в ходе написания выпускной квалификационной работы. Степень научной разработанности проблемы. Вопросы маркетинга в медицине широко рассмотрены в работах таких учёных как: Грачевой А.В. [9], Васнецовой О.А. [8], Гришиной В.Т. [23] , Романович Ж.А. [36], Калмыкова Н. Н., Рехтиной Н. В. [20], Никитина П.В. [27] и других. В большинстве научных разработок маркетинговые аспекты касаются сфер производства медицинской продукции, а также оказания лечебно-профилактических услуг. Однако, недостаточно освещены и проработаны маркетинговые проблемы, касающиеся фармацевтической сферы, выступающей обсуживающим сектором деятельности медицинских учреждений и физических лиц. Исходя из этого, в выпускной квалификационной работе основной акцент сделан на учреждения фармацевтической отрасли. Объектом исследования выступают учреждения фармацевтической отрасли. Предметом исследования являются процессы управления маркетингом в учреждениях фармацевтической отрасли. Целью выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций и модельных решений по совершенствованию процессов управления маркетингом в учреждениях фармацевтической отрасли. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач: - оценить современное состояние и уровень развития фармацевтической отрасли на федеральном и региональном уровнях; - рассмотреть концептуальные основы фармацевтического маркетинга в деятельности медицинских учреждений; - изучить структурно-функциональные аспекты маркетинга в фармацевтических учреждениях; - исследовать конкурентную среду и выявить ключевые факторы успеха маркетинговой деятельности регионального фармацевтического рынка; - разработать стратегическую программу маркетингового развития аптечных учреждений в Орловской области; - предложить подходы к выбору месторасположения торговых точек по продаже фармацевтической продукции в регионе; - рекомендовать системную модель управления комплексом маркетинга фармацевтическими учреждениями региона. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области управления маркетингом в учреждениях здравоохранения, нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, регулирующие фармацевтическую отрасль. Методы исследования. В процессе исследования использовались методы отраслевого анализа, сравнительного, структурно-функционального и системного анализа, статистические исследования и т.д. Информационную базу исследования составили данные Росстата, материалы печатных изданий и сети «Интернет», а также научные труды: статьи, монографии. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и модельных решений по управлению маркетингом в учреждениях фармацевтической отрасли на основе комплексного подхода. Основные научные результаты: - разработана стратегическая программа маркетингового развития аптечных учреждений в Орловской области; - предложен и экономически обоснован подход к выбору месторасположения торговых точек по продаже фармацевтической продукции в регионе; - разработана системная модель управления комплексом маркетинга фармацевтическими учреждениями региона. Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что сделанные выводы и рекомендации позволят на практике решить ряд конкретных проблем, задач, возникающих в процессе управления маркетингом в учреждениях фармацевтической отрасли.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….…..6 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ С ПОЗИЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ АСПЕКТОВ ………………………………..……………….9 1.1 Современное состояние фармацевтической отрасли на федеральном уровне……………………………………………………………..9 1.2 Особенности и перспективы развития фармацевтического рынка в ЦФО...19 1.3 Концептуальные основы фармацевтического маркетинга: постановка проблемы............................................................................................................25 2 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ …...…………………..……….…..36 2.1 Концепция маркетингового исследования в фармацевтических учреждениях ………………………….……………………………..………....…...36 2.2 Ассортиментная политика аптечных сетей …………………………………..48 2.3 Конкурентная среда и ключевые факторы успеха маркетинговой деятельности регионального фармацевтического рынка…………….…………57 3 МОДЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ………….….….….71 3.1 Предлагаемая стратегическая программа развития маркетинга аптечных учреждений в регионе ……………...…………………………………..….……...71 3.2 Подходы к выбору месторасположения торговых точек по продаже фармацевтической продукции в регионе..…………………………….. ……..…83 3.3 Рекомендуемая системная модель управления комплексом маркетинга фармацевтических компаний (на примере аптечной сети «Фармгрупп»)……94 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……….…112 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..………....…117
Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 305 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 359). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gp.fcpfarma.ru/ 2. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: приказ Минпромторга РФ от 23 окт. 2009 г. № 965 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф» 3. Постановление Правительства Орловской области от 21.04.2020 № 253 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 17 декабря 2019 года № 695 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области" [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5700202004230005 4. Аналитические отчеты фармацевтического рынка [Электронный ресурс] / маркетинговое агентство DSM Group. - М., 2004-2019. - Режим доступа: http://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/. 5. Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг/ Гарри Беквит; Пер. с англ. - 2-е издание М.: Альпина Паблишер, 2015. - 220 с. 6. Белова, Л.А. Приоритеты развития отечественного фармацевтического рынка в современных условиях / Л. А. Белова, B.Л. Шевченко // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 122. - С. 1-12. 7. Белошапка, В. А. Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм / В.А. Белошапка, Г.В. Загорий, В.А. Усенко. - Киев.: Марион Лтд., 2016. – 368 с. 8. Васнецова, O.A. Маркетинговые исследования в здравоохранении / О.А. Васнецова. -М.: КМК. 2018. -209 с. 9. Грачева, А.В. Трансформации структуры отечественного рынка лекарственных средств / А.В. Грачева, О.Н. Пушкарев // Вестник экономики, права и социологии. 2016. — №1. — С. 36-41. 10. Деллойт. Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка. – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа:[http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/life-sciences- and healthcare /articles/russian-pharmaceutical-industry-2015.html] 11. Динамика регионального фармацевтического рынка РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://studbooks.net/1712449/ekonomika/dinamika_ regionalnogo_farmatsevticheskogo_rynka] 12. «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.dsm.ru/docs/analytics/05_2015.pdf] 13. Зинченко, Д.А. Особенности управления маркетингом сферы медицинских услуг в концепции стратегического развития / Д.А. Зинченко, И.А. Тронина, Г.И. Татенко // Современные проблемы отраслевой экономики и управления: матер. VII национальной научно-практическая конференция обучающихся в магистратуре и аспирантуре. Часть 3. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО "КГТУ", 2018. – С.25-29. 14. Зинченко, Д.А. Особенности и перспективы развития фармацевтического рынка на региональном уровне с позиции концепции «Industry 4.0» / Д.А. Зинченко, И.А. Тронина, Г.И. Татенко // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0»: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (24-25 октября 2019 г., Орел). - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. – С.117-123. 15. Зинченко, Д.А. Системная модель подготовки и реализации проекта маркетинговых исследований в организациях аптечного сектора региона (на примере Орловской области) / Д.А. Зинченко, И.А. Тронина // Экономические и гуманитарные науки. – 2020. - №8(343). – С.111-115. 16. Зинченко, Д.А. Управление маркетингом в фармацевтических компаниях: системный подход / Д.А. Зинченко, И.А. Тронина, Г.И. Татенко // Магистр - науке и образованию: материалы научно-практической конференции в рамках фестиваля научного творчества преподавателей, аспирантов, магистров, студентов и бакалавров института экономики и управления «Недели науки -2019» (01-28 апреля 2019 г., Орел). - Орел: ПФ «Картуш», 2019. –С. 23-26. 17. Зинченко, Д.А. Факторный подход к стратегическому развитию фармпредприятий сферы здравоохранения/ Д.А. Зинченко, И.А. Тронина, Г.И. Татенко // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (12-13 мая 2020 г., Орел). - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 230-236. 18. Исследование регионального розничного фармацевтического рынка // О. В. Соколова, Л. И. Лаврентьева, К. С. Алексеева [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.19163/2307-9266-2015-3-5(12)-64-68 19. Калганов, В. А. Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации / В. А. Колганов // Молодой ученый. - 2017. - № 12. - С. 303-307. 20. Калмыков Н. Н. Проблемы и перспективы маркетингового развития системы здравоохранения в Российской Федерации / Н. Н. Калмыков, Н. В. Рехтина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ranepa.ru/images/docs/nayka / issledovanie-meditsina.pdf 21. Круглова, С. М. Основные тенденции и перспективы развития российского фармацевтического рынка / С. М. Круглова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 1. - С. 19-22. 22. Лоскутова, Е.Е. Управление и маркетинг в фармации. В 4-х томах. Том 1. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование / Е.Е. Лоскутова, Т.П. Лагуткина, В.В. Дорофеева, Е.А. Максимкина. - М.: Академия, 2008.- 256 с. 23. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник/ В.Т. Гришина [и др.]. - М.: Дашков и К, 2013. - 446 c. 24. Маркетинг услуг: как продать себя дорого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://texterra.ru/blog/marketing-uslug-kak-prodat-sebya-dorogo.html. 25. Мельник, Т.Е. Маркетинг: теория, методы и модели: учебное пособие / Т.Е. Мельник; Д.Е. Ломакин. - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. - 128 с. 26. Москвичева, М. А. Развитие фармацевтического рынка: сквозь призму стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года / М. А. Москвичева // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 1. - С. 6-9. 27. Никитин, П.В. Маркетинг в здравоохранении: возможности, проблемы, перспективы / П.В. Никитин, А.А. Мурадянц, Н.А. Шостак // Клиницист. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 13-21. 28. Официальный сайт администрации города Орла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orel-adm.ru/ 29. Официальный сайт Центра развития медицинских информационных технологий «Мобильное здравоохранение» (mHealthRussia) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mhealthrussia.ru/page-22. 30. Официальный сайт «Фармгрупп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. ooo-farmgrupp.russia-opt.com 31. Перспективы развития фармацевтического рынка Единого экономического пространства. // Официальный сайт компании EAБР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eabr.org/rus/publications/AnalyticalReports/ 32. Пильникова, Е. Г. Особенности деятельности фармацевтических компаний-производителей в современных условиях / Е. Г. Пильникова // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - № 1. - С. 61-64. 33. План мероприятий ("дорожная карта") "изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Орловской области" (в ред. Распоряжений Правительства Орловской области от 03.03.2017 N 66-р, от 27.06.2017 N 257-р) - Режим доступа: http:// nsi.zdravorel.ru/ wp-content/ uploads/2017/07/67-r s posled izm-niyami na 27.06.2017.pdf 34. Показатели фармацевтического рынка [Электронный ресурс] / по данным PharmaDATA. - 2017. - Режим доступа: http ://www. pharmadata. ru. 35. RNC Pharma, аналитическая компания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://rncph.ru] 36. Романович Ж.А. Сервисная деятельность в медицине: учебник / Ж.А. Романович, С.Л. Калачев. - М.: Дашков и К, 2015. — 284 c. 37. Российский аптечный сектор: ключевые тенденции развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/publs/farmvizor/obrazovanie-i-karjera/rossijskij-aptechnyj-sektor-kljuchevye-tendentsii-razvitija.html 38. Сатлер В. В. Специфика ассортиментной политики аптечных организаций в современных экономических условиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2018. — С. 121-125. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13661 39. Система регионального обеспечения лекарственных средств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/215150/sistema _regionalnogo_obespecheniya_lekarstvennyh_sredstv. 40. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://pharma2020.ru/] 41. Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/life-sciences-and-healthcare/articles/trends-Russian-pharmaceutical-industry.html] 42. Топ-7 крупнейших аптечных сетей России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/aptechnyie-seti-rossii-7-liderov-ryinka/ 43. Трофимова, Е. О. Новые вызовы и перспективы развития российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс] / Е. О. Трофимова // Ремедиум. - 2016.- Режим доступа:http: //www.remedium.ru/state/detail. php?ID=68569. 44. DSM GROUP Фармацевтический рынок России [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://dsm.ru/docs/analytics/january_ 2019_pharmacy_analysis.pdf] 45. Фармацевтический маркетинг [Электронный ресурс]. Режим досту-па:[https://stydend.ru/lektsii/lektsiya-marketingovaya-deyatelnost-aptechnoj-organizatsii.html] 46. Фармацевтический маркетинг: продвижение товаров и услуг на фармацевтическом рынке [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://supermed.pro/farm-marketing.html 47. Федотов, Г. М. Развитие рынка фармацевтических услуг в России в условиях экономического кризиса и санкций / Г. М. Федотов // Научно-практический журнал. - 2016. - №4. - С. 66-69. 48. Филатова, Ю. М. Современное состояние мирового фармацевтического рынка / Ю. М. Филатов // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 1. - С. 167-175. 49. Халатян С.Г. К вопросу об управлении цепями поставок в фармацевтической отрасли России // Вестник института дружбы народов Кавказа. 2012. — №1(21). — С. 148-152. 50. Халатян С.Г. Развитие оптовых структур фармацевтического рынка южного федерального округа: логистический аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2012. — №4(235). — С. 51-57. 51. Хосев, А. М. Оценка влияния экономического кризиса и санкций на перспективы развития российской фармацевтической промышленности: материалы IV междунар. науч. конф., Чита, апрель 2016 г. / под общ. ред. А. М. Хосев. - Чита: Молодой ученый, 2016. - С. 24-27. 52. Шабельский, В. С. Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации / В.С. Шабельский // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 429-433. 53. Шахова, А. В. Фармацевтическая отрасль России на пути к импортозамещению / А. В. Шахова // Научно-практический журнал. - 2016. - № 1. - С. 134-143. 54. Щербинина, С. Л. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли России в условиях кризиса [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2015. - №10.2. - С. 142-146. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/19028/
Отрывок из работы

1 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ С ПОЗИЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ АСПЕКТОВ 1.1 Современное состояние фармацевтической отрасли на федеральном уровне Фармацевтическое производство относится к сфере промышленности, которая связана с научным исследованием, инновационными разработками, тиражированием и распространением лекарственных средств. Фармацевтическая продукция преимущественно предназначена для профилактики и лечения заболеваний. Фармацевтические компании работают с оригинальными препаратами или дженериками, подчиненными разнообразию законов и инструкций относительно патентования лечебно-профилактических средств, клинических испытаний и особенностей маркетинговых кампаний. В настоящее время фармацевтическая отрасль является одной из инновационно активных отраслей сферы здравоохранения [19]. В 2015 году российский рынок фармацевтики оказался под влиянием общей экономической ситуации в стране в связи с произошедшей девальвацией национальной валюты, а именно: снизились темпы экономического роста, покупательной способности населения, были введены санкции против России. Это вызвало острую необходимость изменения отдельных положений законодательной базы, а также активизации политики по импортозамещению. В таблице 1.1 представлен рейтинговая оценка стран по объему и уровню развития фармацевтического рынка в 2010, 2015 и 2019 годах. Анализ данного рейтинга позволяет отметить значительный темп роста объема фармацевтического рынка России. Несмотря на экономический кризис, объем российского фармацевтического рынка продолжает расти и в 2019 году поднимается на восьмую строчку, уступая Франции и Италии. Таблица 1.1 – Рейтинговая оценка стран по объему и уровню развития фармацевтического рынка Место 2010 год 2015 год 2019 год 1 США США США 2 Япония Китай Китай 3 Китай Япония Япония 4 Франция Германия Бразилия 5 Германия Франция Германия 6 Италия Бразилия Франция 7 Канада Италия Италия 8 Великобритания Великобритания Россия 9 Испания Канада Великобритания 10 Бразилия Испания Канада 11 Мексика Россия Индия 12 Австралия Индия Испания 13 Россия Мексика Мексика Вместе с тем, существует две основные проблемы развития фармрынка в России: 1. Недостаточно стабильное состояние экономики России. Указанная проблема имеет особую значимость для производителей оригинальных препаратов и дистрибьюторов, а также для иностранных компаний без локализации производства в России. 2. Несовершенство законодательного регулирования сферы фармацевтических препаратов. Кроме указанных проблем, представителей отрасли также волнуют проблемы следующего характера: ? недостаточный уровень государственного субсидирования программ инновационного развития здравоохранения, что особенно важно для производственного сектора; ? нестабильная международная политическая ситуация и связанные с ней риски, что особенно важно для фармдистрибьюторов [20]. Отсюда, выделим узкие места и препятствия на пути развития фармацевтического рынка России: высокая зависимость от импортных готовых лекарственных средств и субстанций; ориентированность фармрынка России на местных потребителей; нeгибкость ценового регулирования на фармпродукцию; недостаточно эффективная господдержка местных фирм-производителей, что в свою очередь, требует соответствующих программ решения выявленных проблем. Фармацевтический рынок России сохраняет особенность как один из быстрорастущих рынков. На рисунке 1.1 представлен объем рынка в период с 2012 по 2019 годы. Рисунок 1.1 - Динамика объема фармацевтического рынка России в период с 2012 по 2019гг. Состояние рынка фармцевтической продукции определяется совокупностью факторов, включающих в себя: 1) общемировой порог знаний в фармацевтической индустрии, который раграничивает достижения и пробелы в общих и специальных знаниях и предоставляет научному сообществу ориентир для дальнейших исследований, а производственному сообществу - базу для прикладных разработок; 2) инновационная ресурсная база, определяющаяся наличием и доступностью необходимых для инновационной деятельности в фармацевтике ресурсов, что в свою очередь зависимо от территориального расположения, социально-экономических и правовых условий, уровневого взаимодействия между рыночными субъектами; 3) инновационно-активные предприниматели в сфере фармацевтики, обладающие развититым инновационным потенциалом, и выступающие связующим звеном между производителями и потребителями фармацевтического продукта; 4) поле научно-исследовательской активности, определяющее границы концентрации возможных объектов трансферта знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях (территориях) в профильной сфере фармацевтической промышленности. Возможные инновационные объекты представляют собой «узкие» места в различных системах открытого типа, функционирующих в рамках триады «общество - среда функционирования- техника и технология»; 5) маркетинговый климат, формируемый совокупностью активных субъектов и сил, действующих как внутри, так и за пределами фармацевтических компаний и обеспечивающих возможность институционального взаимодействия в социальной, юридической, экономической, информационной и иных сферах, поддерживающих их предпринимательскую активность [26]. Первое, чем поддерживается уровень предпринимательской активности фармацевтического рынка,— это расширением числа отечественных производителей фармпродукции. Именно он определяет, какие препараты необходимы потребителям, и для решения каких проблем. А это в свою очередь предопределяет вектор инновационного развития. В то же время, численность фирм-производителей далеко не всегда является показателем зрелости рынка, в то же время как степень концентрации дистрибьюторов, их потенциальные возможности оказывают существенное воздействие на рыночную зрелость. Наряду с этим, на зрелость и статусность фармацевтического рынка также оказывает влияние уровень эффективности деятельности фармацевтических производств и посреднических фирм. Тем не менее, фармрынок в России продолжает зависеть от иностранных производителей. Все попытки на государственном уровне повлиять на ситуацию, по его мнению игроков, пока трудновыполнимы. Объясняется это необходимостью локализации производства в России, несовершенством законодательства и ценообразования, коррупцией и другими проблемами. В то же время, несмотря на все трудности, у российского фармацевтического рынка большие перспективы развития. В мировом объеме производство лекарств составляет чуть более 2%. Российские компании в основном производят продукцию с низкой производственной стоимостью. В России потребление инновационных лекарственных препаратов фармацевтического рынка более 90% - это импорт. На территории России производится лекарств лишь на 7 млрд. долларов, при этом общий объем рынка составляет 30 миллиардов долларов. В мировой торговле лекарственные препараты занимают 4%. Это огромный и весьма привлекательный рынок. Его объем ежегодно увеличивается на 5-7% и сейчас превышает триллион долларов. Более 80% производства приходится на три региона. Это США – у них около 40-ка процентов рынка, Европейские страны – это еще чуть более трети общего объема. И, наконец, Япония – ее доля рынка - около 10%. Если же посмотреть непосредственно по странам, то видно, что на втором месте после США будет Япония, и далее следуют Германия и Франция. А замыкает пятерку лидеров - Китай. В 2017-2019 годы кризис не оказал сильного воздействия на рынок фармацевтической продукции, который продолжает расти. По результатам рейтинговой оценки компании DSM Group, в I квартале 2017 г. продажи лекарств выросли как в рублях (+20,4% год к году), так и в упаковках (+1,6%). В это же время аптечные продажи лекарств увеличились на 25,2% в рублевом эквиваленте и на 3,2% в единичном эквиваленте. В настоящее время российский рынок фармацевтики растет в большинстве своем за счет ежегодного повышения цен на фармацевтическую продукцию. Также причиной роста рынка лекарственных средств является перевес предпочтений покупателей в пользу более качественных и дорогих препаратов. Средства массовой информации свидетельствуют о переходе российских фармпредприятий на стандарты GMP. По результатам оценки выявлено, что уже 67% фармацевтических средств, выпускаемых отечественными производителями, изготавливают согласно международным стандартам надлежащей производственной практики (GMP). Процесс внедрения фармпроизводствами стандартов GMP предполагается полностью завершить к середине 2021 года. В декабре 2019 г. на фармацевтическом рынке России насчитывалось около 1026 компаний, производящих лекарственные препараты. ТОП-10 компаний по объему продаж в России в 2018-2019 гг. представлены в таблице 1.2 [34]. Таблица 1.2 –ТОП-10 компаний по объему продаж в России по доле в аптечных продажах в России в декабре 2018-2019 годы Место в рейтинге Фармацевтическая фирма -производитель Доля от стоимостного объема продаж, руб., % Доля от натурального объема продаж, уп., % Декабрь 2018 Декабрь 2019 Декабрь 2018 Декабрь 2019 Декабрь 2018 Декабрь 2019 1 1 Sanofi-aventis 5,45% 4,8% 2,33% 2,04% 3 2 Bayer 4,64% 4,62% 1,53% 1,48% 2 3 Novartis 5,17% 4,38% 2,73% 2,38% 4 4 Servier 3,60% 3,27% 1,52% 1,46% 5 5 Glaxosmithkline 3,43% 3,15% 2,12% 1,97% 8 6 Отисифарм 2,95% 3,12% 2,83% 3,13% 7 7 Teva 3,02% 3,09% 2,33% 2,59% 6 8 Takeda 3,22% 3,07% 2,03% 2,01% 9 9 Berlin-chemie 2,79% 2,83% 1,87% 1,84% 11 10 Stada 2,34% 2,49% 3,07% 3,34% Общая доля ТОП-10 36,61% 34,82% 22,35% 22,25% Общая доля фармацевтических фирм, входящих в ТОП-10 в декабре 2019 года составляет чуть больше трети (34,82%) от стоимостного объема продаж фармпродукции на всем коммерческом фармацевтической рынке препаратов. При этом в натуральном выражении это составляет 22,25%. Состав фармацевтических фирм, входящих в TOP-10 лидеров фармацевтического рынка препаратов в России несколько изменился по отношению к декабрю 2018 г. – с 11-го на 10-е место переместилась компания Stada. Также следует отметить, что в отношении фармацевтических фирм, входящих в TOP-10 компаний коммерческого рынка препаратов, в декабре 2019 года было выявлено снижения уровня продаж относительно декабря 2018 года. Далеко не все российские фармдистрибьюторы смогли пережить кризис. При этом потери были у представителей всех уровней, и «третьего эшелона», и лидеров. На сегодняшний день практически все крупные фармацевтические компании, в той или иной степени сталкиваются с проблемами возвратности просроченного товарного кредита. Также на сегодняшний день в России действует новый механизм исчисления наценок на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП), который может являться очередным катализатором сокращения рентабельности фармацевтической деятельности, а это в свою очередь может привести к сокращению числа игроков на рынке [31]. Ситуация остается сложной для тех компаний, которые так и не научились жить и работать в условиях новой экономической реальности. Можно сказать, «неуспевающих» оставили на второй год, а вот будут ли «второгодники» «отчислены» с фармацевтического рынка время покажет. Кризис также привел к росту производства отечественных фармацевтических препаратов. В таблице 1.3 представлен рейтинг российских фармдистрибьюторов по количеству прямых поставок. Снижение в России фармацевтической импортозависимости и стимулирование экспорта фармпродукции на сегодняшний день являются важными задачами Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» [1]. Таблица 1.3 – Топ-10 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок, в денежном выражении, по итогам 2019 г [34] Рейтинг Дистрибьютор Центральный офис Доля на рынке отгрузок конечным получателям ЛП, % 2019 2018 1 КАТРЕН Новосибирск 18,6 16,8 2 ПРОТЕК Москва 16,3 13,4 3 РОСТА Москва 12,0 12,5 4 ПУЛЬС Москва 11,0 8,3 5 ALLIANCE HEALTHCARE RUS Москва 8,1 7,9 6 СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ Москва 7,1 7,8 7 Р-ФАРМ Москва 5,5 5,8 8 ФАРМКОМПЛЕКТ Нижний Новгород 4,1 3,7 9 БСС Санкт-Петербург 3,5 2,3 10 ЕВРОСЕРВИС Москва 1,7 1,5 Отсюда, задачей первостепенной значимости является импортозамещение. Перераспределение рыночных долей будет осуществляться в течение ближайшего времени, для чего предпринимаются меры по наращиванию российского производства аналогов импортной продукции, не уступающей оригинальным препаратам. В связи с чем у западных компаний планируется приобрести лицензии на выпуск инновационных препаратов. Также планируется менять и закупочную политику государства, т.е. приобретать вместо бренд-дженериков аналогичные по качеству препараты менее раскрученных производителей. Одновременно с решением текущих задач необходимо решать и стратегические. Главной стратегической задачей является воссоздание отечественной фарминдустрии, а также повышение инновационной составляющей в отрасли. К концу 2020 года планируется все российские компании перевести на производство продукции по стандартам GMP, а к 2021 году будут представлены более двухсот инновационных препаратов российского производства, это позволит выровнять доли рынка российских и зарубежных фармпроизводителей [19]. Фармацевтическая отрасль Российской Федерации представляет собой взаимосвязь двух секторов: коммерческого и государственного. В коммерческом секторе проводится продажа лекарств без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Государственный фармацевтический сектор осуществляет реализацию лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в аптечных пунктах и оздоровительных и лечебно-профилактических учреждениях. На рисунке 1.2 представлены объемы и темпы роста мирового фармацевтического рынка. Рисунок 1.2 - Объемы и темпы роста мирового фармацевтического рынка Российский фармацевтический рынок сохраняет свою особенность одного из самого быстрорастущего в мире. Средний ежегодный прирост составляет порядка 14 п.п. В таблице 1.4 представлены типы универсальных аптек, классифицированных по таким признакам, как клиентура и позиционирование. В 2020 году продолжился рост государственного сектора лекарств в денежном выражении. Следует отметить, что доля госзакупок от всего объема рынка оставила порядка 32 %. Объем рынка закупок фармацевтических препаратов в России в млрд. рублей представлена на рисунке 1.3. Таблица 1.4 – Типы универсальных аптек по клиентуре и позиционированию Показатель Спальные аптеки Проходимые аптеки (в местах общегородской концентрации покупателей) Типовые маркетинговые параметры клиентуры - ограниченное количество (2-5 тыс.) основных клиентов-домохозяйств, значительная специфика спроса в силу половозрастных, социальных и других особенностей; - высокая доля экономных посетителей (пенсионеров и т.п.) - большое количество и разнообразие посетителей обуславливает широту их запросов и ассортимент; - доля более обеспеченных посетителей значительно выше среднегородского уровня Типовые параметры эффективного позиционирования - ассортимент по потребностям местной клиентуры (не шире среднегородского ассортимента); - доля дорогостоящих товаров и парафармации е выше среднегодового уровня; - цены в пределах среднегородских и конкурентоспособны относительно ближайших аптек; - прилавочный формат. - ассортимент выше среднегородского уровня; - доля дорогостоящих товаров и парафармации выше среднегородской; - цены выше среднегородского уровня (особенно в нижнем и среднем сегментах); - формат самообслуживания часто более эффективен. Между тем лишь порядка 10-20% первостольнику, более-менее систематически дают рекомендации посетителям по собственной инициативе. В последние годы, наконец, происходит все более ясное осознание, что такой консалтинг — ключевой резерв аптечного сектора. По мнению исследователей, активное использование инициативных рекомендаций посетителям обычно за несколько месяцев дает повышение оборота/прибыли примерно на 10—20%. Проводимое исследование позволяет выделить основные тенденции развития фармацевтической отрасли в России: ? воссоздание производственного фармацевтического сектора в России; ? формирование стратегических альянсов российских фирм-производителей фармпродукции с зарубежными партнерами; ? производство российскими компаниями продукции по стандартам GMP. Рисунок 1.3 - Объем рынка закупок фармацевтических препаратов в России в млрд. рублей Также отмечено, что в настоящее время в России перспективы развития фармацевтической отрасли связаны с расширением государственных программ поддержки фармацевтики и созданием механизмов взаимосвязи государственных структур с фармацевтическим бизнесом, что способствует росту производства отечественных инновационных препаратов. 1.2 Особенности и перспективы развития фармацевтического рынка в ЦФО Фармацевтическая промышленность Центрального федерального округа представлена предприятиями, расположенными на территориях Белгородской, Владимирской, Калужской, Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Орловской областей. Приоритетом развития фармацевтической промышленности в Центральном федеральном округе является обеспечение населения и медицинских учреждений высококачественной фармацевтической продукцией. Этот процесс подразумевает реализацию проектов по расширению существующих производств, освоению новых видов продукции, а также разработку и внедрение новых лекарственных препаратов [11]. Основными направлениями развития фармацевтической промышленности Центрального федерального округа являются: - создание крупных фармацевтических кластеров в Ярославской и Калужской областях; - модернизация производства лекарственных препаратов инсулина в Орловской области; - увеличение производственных мощностей в Московской области; - создание высокотехнологичных производств в сфере биофармацевтики в Белгородской области; - разработка новых лекарственных препаратов против ВИЧ-инфекции, гриппа и иных вирусов; - разработка и выпуск широкого спектра лекарственных препаратов на основе моноклональных антител; - разработка и производство лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы в Курской области; - создание производства лекарственных препаратов антибиотиков всех видов лекарственных форм и противоопухолевых средств в Липецкой области. В рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации [2] развивается Ярославский фармацевтический кластер. В дополнение к открывающимся производствам создается инновационный центр научных исследований и подготовки кадров, реализуются программы по развитию инфраструктуры клинических и доклинических исследований, по контролю за качеством лекарственных препаратов, а также развивается производство медицинской техники. Идет разработка с учетом международного опыта системы выращивания и переработки лекарственных растений как сырья для производства лекарственных препаратов. Предусматривается организация опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных препаратов на основе моноклональных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов, создание центра по разработке инновационных и импортозамещающих лекарственных препаратов. В Белгородской области получил развитие биофармацевтический кластер на основе использования сырьевого потенциала агропромышленного комплекса области. В фармацевтической отрасли Курской области приоритетами являются развитие производства лекарственных препаратов за счет создания производства ноотропного препарата «Церебролизин» и препаратов гепаринового ряда из животного сырья, а также строительство современного логистического центра фармацевтической направленности. В Калужской области формируется кластер биотехнологий и фармацевтики, который обеспечит создание эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научной идеи до организации серийного выпуска, а также рост объема инновационной продукции и снижение зависимости от импорта. В Орловской области организовано производство современных лекарственных препаратов инсулина, а также современных средств для их введения [28]. Развитие фармацевтической промышленности в Рязанской области связано с дальнейшим развитием научно-производственной базы и потенциала предприятий области, позволяющих разрабатывать и осваивать новую высокотехнологичную продукцию, а также со строительством нового фармацевтического завода. Получило развитие фармацевтическое производство в Воронежской и Тверской областях. Меры государственной поддержки развития фармацевтической промышленности включают в себя использование механизма особых экономических зон, привлечение к реализации проектов государственных корпораций, создание необходимой для реализации проектов инженерной инфраструктуры и др. [2]. Предполагаемые результаты развития фармацевтической промышленности Центрального федерального округа на период до 2020 года следующие: - увеличение доли фармацевтической продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке; - расширение номенклатуры производства лекарственных препаратов, произведенных на территории Российской Федерации, с увеличением в ней доли инновационных препаратов; - обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации согласно номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, а также вакцин [1]. Правительство Орловской области планирует перевести все муниципальные аптеки в областную собственность. Это позволит снижать цены и конкурировать с частными аптеками. В собственность региона перейдут все муниципальные аптеки. На сегодняшний день, в Орловской области отмечено значительное снижение покупательской способности населения и изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых препаратов, что в свою очередь снижает рентабельность аптек. Для сравнительной оценки: в 2019 году рецептурные препараты подорожали в среднем на 15,3 %, безрецептурные - на 11 %. Дополнительный медицинский ассортимент вырос в цене на 34 %, а товары медицинского назначения - на 26 %. На рост цен также сказалось и то, что только муниципальные аптеки занимаются изготовлением лекарств. Ввиду низкой рентабельности частные аптечные пункты таким видом деятельности не занимаются. Отказаться же от него нельзя, так как многие пациенты останутся без препаратов. При таких условиях, по мнению правительства, конкурировать и выживать смогут только аптечные сети. Таки образом, муниципальные аптеки переходят под управление ГУП «Орелфармация». По мнению властей, это позволит ввести единые цены по всей области и снизить издержки [18]. Большинство региональных аптек по ряду основных предпринимательских аспектов (ассортимент, ценообразование, выбор формата, мерчандайзинг и реклама) используют усредненный подход, слабо увязанный с маркетинговой спецификой конкретной точки — количеством и характером клиентуры, конкурентной ситуацией и др. Для многих Орловских аптек характерна неадекватность ключевых параметров. Например, в аптеках с большим потоком посетителей нередко бывают тесные залы, а представленный ассортимент значительно уже запросов. Напротив, в аптеках спальных районов, где клиенты более экономны, а их число невелико, зачастую можно встретить чрезмерно широкий ассортимент и слишком высокие цены. Для большинства региональных аптек важнейший фактор позиционирования - местоположение. По этому критерию можно выделить аптеки, ориентированные на охват максимально широкого круга посетителей, составляющие порядка 95% орловского рынка. Также в регионе есть и ориентация на специфические категории потребителей. Кроме универсальных аптек, стремящихся работать с максимально широким охватом, потенциально следующий по массовости тип - аптеки-дискаунтеры с существенно сниженными ценами. Целевая аудитория дискаунтеров относительно невелика. Большинство покупателей совершают 1-2 покупки в месяц стоимостью порядка 300 руб., что составляет в потребительских расходах менее 2% (для сравнения: на пиво тратится в полтора раза больше). Соответственно, для такой клиентуры на первом месте среди критериев выбора аптеки - ее местоположение, ассортимент, сервис, а касательно цены ожидается только, что она не будет явно (на несколько десятков процентов) завышенной. Однако примерно у трети населения Орловской области (потребители дорогостоящих препаратов, малоимущие, хроники и т.п.) на лекарства приходится гораздо более заметная доля семейного бюджета, и для них аптечные цены - критичный вопрос. Как показывает практика, дискаунтеры способны обеспечить существенное снижение цены - на 15-25% относительно среднегородского уровня. Однако в легальном правовом поле это реально лишь при соблюдении ряда условий: - минимизация затрат на помещение (расположение в дешевом «малопроходимом» месте, прилавочный формат, небольшая площадь зала и т.п.); - минимизация затрат на персонал/сервис: приемлемость значительных очередей, ограничение консультаций подбором синонимов/аналогов, разъяснениями по порядку приема и т.п.;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg