Глава 1. Предпринимательская деятельность в современной рыночной экономике
1.1. Сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательство — это деятельность, в ходе которой субъектами (предпринимателями) совершается множество важных действий в рамках взаимосвязанных процессов, иначе говоря, предпринимательство — это не номинальная категория, она в первую очередь проявляется в действии, направленном на самореализацию. Для того чтобы бизнес был конкурентоспособным и приносил прибыль и другие выгоды, его необходимо постоянно совершенствоваться: заключать новые контракты, привлекать покупателей, расширять производство, обновлять оборудование, т.е. нужно совершать множество действий как минимум для поддержания равновесия на рынке, максимум — для того, чтобы «догнать и перегнать» конкурентов.
В п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ прописано: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Рассматривая предпринимательство с точки зрения осуществляемой деятельности и как особый стиль хозяйствования, в основе которого лежат поиск новых возможностей и решений для развития бизнеса, ориентация на инновации, способность привлекать и эффективно использовать ресурсы. Именно развитие предпринимательской деятельности в регионе является одним из основных факторов в достижении устойчивого социально-экономического развития территории (региона, муниципалитета).
Регулирование предпринимательской деятельности со стороны государственных и муниципальных органов власти заключается в создании необходимых условий для предпринимательства как уже в освоенных отраслях, так и в отраслях развивающихся, только начинающих свой рост; в финансировании программ по поддержке предпринимательства, а также вложении средств (федеральных, региональных, муниципальных) в долю уставного капитала предприятий приоритетных отраслей и др.
Именно предпринимательство способствует воплощению в реальность многих нереальных идей, тем самым содействуя наступлению прогресса, а его деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному труду, получению прибыли и в конечном счете к лучшему удовлетворению общественных потребностей.
В рамках разрабатываемой стратегии социально-экономического развития каждого региона, безусловно, лежит цель: повышение благосостояния и улучшение жизнедеятельности населения, что достигается с помощью необходимого финансирования научных разработок и исследований, обеспечения на их основе модернизации производств и создания рабочих мест. Увеличение занятости населения и рост доходов будут положительно влиять на рост экономики, в том числе при дальнейшей экономической интеграции региона в российскую и мировую экономику. Несомненно, для реализации внутренней политики региону требуются дополнительные источники доходов, в том числе речь идет о привлечении инвестиций, что также является неотъемлемой частью в обеспечении развития предпринимательской деятельности. Естественно, процесс привлечения инвестиций на территорию не поддается какому-то одному алгоритму, поскольку каждый инвестор оценивает интересующие его условия, риски, инфраструктуру и др. (т.е. процесс крайне субъективный), поэтому региональным органам власти необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность, как территории, так и объектов инвестирования (предприятий, организаций). Даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности реального сектора — это дополнительные средства. Но кардинально изменить положение дел может лишь устойчивый характер осуществляемых действий.
Социально-экономическая роль малого бизнеса представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Социально-экономическая значимость малого предпринимательства
В России критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса определены на федеральном уровне и гласят, что МСБ являются коммерческие организации:
– Суммарная доля государства, некоммерческих организаций (религиозных, благотворительных, общественных) или иных фондов, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;
– В зависимости от численности сотрудников за календарный год и в зависимости от размера суммарной выручки.
На сегодняшний день определения понятий малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу представлены в Федеральном законе Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
Для каждой? категории субъектов малого и среднего предпринимательства существуют определенные критерии, которые отражены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Критерии для характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Критерии Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие
Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников 101–250 чел. 100 чел. 15 чел.
Доля участия других лиц в капитале 1. Государственные, общественные и религиозные организации и фонды при условии, что их доля в сумме составляет не более 25%.
2. Обычные юридические лица (в том числе иностранные) с долей участия в сумме не более 49%.
3. Юридические лица, являющиеся субъектами МСП, их доля участия не ограничена
Известна точка зрения о том, что предпринимательство в развитой рыночной экономике выполняет роль катализатора экономического роста через:
- возможность быстрой адаптации к меняющимся требованиям (условиям) рынка ради обеспечения конкурентоспособности;
- способность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) обеспечить занятость населения наравне с крупными предприятиями;
- возможность оперативного внедрения передовых технологий и инноваций;
- возможность влиять на развитие рыночных институтов.
В то же время предпринимательство как фактор экономического развития является не единственным, следует учитывать необходимость государственной поддержки и регулирования для сохранения и развития предпринимательской деятельности.
Как верно было замечено, для России развитие малого предпринимательства приобретает особое значение. Именно малые предприятия, гарантирующие высокую скорость оборота производственных ресурсов, способны наиболее быстро и эффективно насыщать рынок потребительскими товарами в условиях ограниченности ресурсов. Малый бизнес играет немаловажную роль в ускорении инновационных процессов: осуществление разработок, внедрение результатов научно-исследовательских работ на фоне высоких рисков. Также заслуга малого бизнеса в способности быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск уникальной продукции или специфических услуг.
Роль малого предпринимательства также заключается в формировании «среднего класса», что способствует ослаблению социальной дифференциации. Развитие предпринимательства оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда путем создания рабочих мест и составляет значительную часть государственных и муниципальных бюджетов благодаря различному виду поступлений.
В продолжение мысли о благоприятном влиянии предпринимательской деятельности на состояние рынка труда следует указать факт из зарубежного опыта, в частности США, в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. США славятся не только огромными корпорациями, но и малыми предприятиями, организациями, на которых трудится более 50% наемных работников. Отсюда следует, что малый и средний бизнес является главным работодателем, т.е. примерно каждая третья семья вовлечена в него.
В странах ЕС субъекты малого и среднего предпринимательства составляют более половины оборота и добавленной стоимости в ВВП каждой страны. Малый бизнес стимулирует развитие конкуренции, и этому, безусловно, способствует созданная в 1970-е гг. европейская система его поддержки и регулирования. Происходили корректировки в социальной политике, в налоговом законодательстве и условиях финансирования. Для стимулирования развития малого бизнеса действует большое количество институтов: Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов и др., которые позволяют малым предприятиям эффективно преодолевать разногласия, возникшие вследствие различных правовых систем государств.
В рассмотренных примерах предприятия малого бизнеса стимулируют конкуренцию, внедряют новые технологии, совершенствуют производство, обеспечивают занятость населению, тем самым создавая условия социально-экономического развития территорий.
1.2. Роль и задачи малого бизнеса в сфере торговли
В современной экономике далеко не последнее место занимает малый бизнес, который очень важен для стабильности экономики страны и развития полноценных рыночных отношений. Именно развитие малого бизнеса стало первым шагом на пути к большой рыночной экономике России.
На сегодняшний день, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, являясь её основой, фундаментом её механизма. Кроме того, малое предпринимательство играет и не малую социально-экономическую роль, развивая общество и государство в целом. Таким образом, развитие малого бизнеса непременно отражается и на размере ВВП, на количестве рабочих мест, и следовательно, отражается и на уровне жизни населения, тем самым создавая устойчивое социальное и политическое положение в стране. В Российской Федерации малый бизнес живет и развивается уже больше двух десятилетий и пережил сложные экономические, социальные и политические времена, тем самым закрепив за собой право основы рыночной экономики государства. Важность развития малого бизнеса, также подтверждается тем, что государство проявляет активное участие в содействии развития данной сферы. Оно разработало и внедрило специальную льготную политику для помощи и стимулирования данной отрасли экономики, что в очередной раз является подтверждением необходимости развития малого бизнеса в экономике страны.
Обращаясь к международному опыту и мировым принципам отнесения организаций к малым и средним, можно отметить, что общепринятых критерий нет. Однако имеется ряд таких разграничений в нашей стране, причем с разных позиций.
Во-первых, малое предпринимательство выступает как социально-экономическая категория, включающая креативную деятельность населения, направленную на комбинирование ресурсов, результатом которых является выпуск продукции и оказания услуг, и как следствие получение дохода.
Во-вторых, малое предпринимательство в нашей стране выступает как форма хозяйственной деятельности, обусловленная системой критериев и имеющая возможность государственной поддержки.
Увеличение количества малых предприятий и повышенный интерес к предпринимательской деятельности свидетельствует об изменении предпринимательского потенциала общества и как следствие формирование благоприятного предпринимательского климата в стране.
В современной рыночной экономике организации малого бизнеса имеют очень значительную роль. В России, как и в других странах мира, малый бизнес составляет основную часть национальной экономики. Несмотря на свои размеры, малые предприятия имеют не свойственную крупным гибкость и способность приспосабливаться к различным условиям, способность быстро реагировать на изменения рынка и экономической ситуации в целом. В нашей стране основными критериями, отнесения предприятий к малым и средним, является численность работников, занятых на предприятии и размер уставного капитала. В других странах не маловажными критериями так же служит величина капитала, прибыль, объемы выручки и др. Сложившаяся в России отраслевая направленность малых предприятий практически не меняется со временем. Сегодня, как и в 2000-е годы, большая часть малых предприятий, занимаются торговлей и общественным питанием, и составляет 43% от общего числа предприятий малого бизнеса. В то время как строительство и промышленность занимают всего по 16% от общего числа предприятий, остальное число предприятий – 25%, приходится на иные виды деятельности малого бизнеса осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Исключением становятся лишь предприятия занятые в инновационных сферах, связанных с информационными технологиями и компьютерными сетями, ведь их доля неизменно растет, что напрямую связано с научно-техническим прогрессом в мире. Для предприятий малого бизнеса характерно малое число работников, на одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых. Причем количество занятых на предприятиях малого бизнеса может завесить от отрасли организации, так в строительстве, среднее число постоянно занятых возрастает до 12 человек, а в науке и научном обслуживании и информационных технологиях всего 4 человека.
Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему устойчивость в финансовом плане и способность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Главными лоббистами малого бизнеса в стране являются торгово-промышленная палата России (ТПП) и Российский союз промышленников и предприятий (РСПП). Суть государственной поддержки заключается в предоставлении налоговых отсрочек и налоговых льгот, снижение страховых взносов, ужесточение на внедрение новых налогов субъектами РФ, для исключения двойного и тройного налогообложения, а также способствование в сфере инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижая процентные ставки по кредитам для предприятий малого бизнеса.
В соответствии с главами 26.2 и 26.3 налогового кодекса РФ к предприятиям малого бизнеса применяются особые режимы налогообложения. Глава 26.2 предполагает добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая облегчает и упраздняет ряд налогов. К налогам, от уплаты которых, государство освободило малый бизнес с помощью упрощенной системы налогообложения, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество и единого социального налога. Таким образом, предприятиям малого бизнеса остается уплатить всего один налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Так же предприятиям малого бизнеса дается возможность выбора налогооблагаемой базы при исчислении суммы данного налога, ей могут являться либо доходы, либо доходы за вычетом расходов. Периоды уплаты налога также можно выбрать для удобства налогоплательщика. А для предприятий отдельных отраслей, где сложно осуществлять контроль над доходами, государство предусмотрело уплату единого налога на вмененный доход, что подробно описано в главе 26.3 налогового кодекса РФ. К такому предприятию относят фирмы, занимающиеся бытовым обслуживаниям населения, торговлей и общественным питанием, небольшие автотранспортные предприятия. Решение об уплате данного налога решается субъектом РФ. Единый налог на вмененный доход также заменяет: налог на прибыль, единый социальный налог и налог на имущество, а также лица, уплачивающие ЕНВД, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Так же для облегчения деятельности государством предусмотрена упрощенная система бухгалтерского учета, если предприятие использует специальные режимы налогообложения, оно не обязано вести учет методом двойной записи и как следствие не обязано предоставлять бухгалтерский баланс.
Не маловажным фактором поддержки малого предпринимательства в нашей стране является специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» государственным «Внешэкономбанком» он предоставляет программу государственной поддержки называемую «Шесть с половиной», особенность которой состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики, которое определяет правительство РФ.