Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Система менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности (на примере ресторана «Максимилианс»)

one_butterfly 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Объектом исследования является система менеджмента качества предприятия пищевой промышленности. Предметом исследования выступает процесс формирования системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности. Целью работы является изучение системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Для достижения поставленной цели в работе предполагалось решить следующие задачи: 1. Рассмотреть основы управления качеством в системе общественного питания; 2. Изучить качество услуги: сущность, показатели; 3. Дать характеристику ООО «Максимилианс-Челны»; 4. Проанализировать систему управления качеством в ООО «Максимилианс-Челны»; 5. Выявить особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности; 6. Разработать программу ХАСПП для ООО «Максимилианс-Челны». Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Введение

Актуальность темы исследования. В XXI веке окончательно сформировался «рынок потребителя»; значительно ужесточилась конкуренция, что повлекло за собой необходимость постоянного поиска предприятиями конкурентных преимуществ. Важнейшим аргументом в борьбе за потребителя становится качество выпускаемой продукции (оказываемых услуг). Актуальность решения проблемы качества продукции, услуг, процессов обусловливает и набирающий обороты процесс глобализации в мире, что предполагает дальнейшее интегрирование экономики России в мировое экономическое пространство. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию проблемы эффективного менеджмента и качества становятся факторами выживания на отечественном рынке. Для многих российских организаций уже очевидно, что для того, чтобы выдержать конкуренцию с развитыми западными организациями, удовлетворять требованиям субъектов рынка, необходимо внедрять и развивать систему менеджмента качества (СМК) на основе требований МС ИСО серии 9000. Но, несмотря на рост интереса к решению проблем качества со стороны российских предприятий, необходимо констатировать существенное отставание России от стран-лидеров по количеству и эффективности сертифицированных систем менеджмента качества. В связи с этим проблемы формирования систем менеджмента качества являются весьма актуальными. В зависимости от деятельности предприятия и её результатов категория «качество» имеет свои особенности. Применительно к пищевым производствам качество продукции обладает определенной спецификой, обусловленной потребительским назначением продукции, характером используемого сырья и материально-технической базы, применяемой технологией. Низкий уровень качества пищевой продукции приводит к появлению рисков для жизни и здоровья потребителей, их безопасности, что может повлечь за собой потерю доверия потребителей, снижение деловой репутации и авторитета организации, сужение занимаемой доли рынка, претензии, иски, судебную ответственность. Поэтому производители любой продукции, а особенно пищевой, несут ответственность перед потребителями за качество вырабатываемой продукции, так как обе стороны заинтересованы в обеспечении его гарантий. Перед предприятиями пищевой промышленности в условиях глобализации торговых отношений и усиления конкуренции стоит задача подтверждения качества продукции, причем как на соответствие внутренним нормативным документам (стандартам, санитарным, гигиеническим, ветеринарным правилам и нормам), так и на соответствие международным стандартам. Современный менеджмент предлагает пищевым предприятиям решить проблему подтверждения качества пищевых продуктов посредством разработки и внедрения в практику деятельности предприятий систем менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000. В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения понятия, структуры системы менеджмента качества, предпосылок и этапов её формирования, особенностей внедрения на предприятиях пищевой промышленности.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 6 1.1 Основы управления качеством в системе общественного питания 6 1.2 Качество услуги: сущность, показатели 13 2. Возможности внедрения системы менеджмента качества на ООО «Максимилианс-Челны» 22 2.1 Характеристика ООО «Максимилианс-Челны». Анализ технико-экономических показателей 22 2.2 Анализ системы управления качеством в ООО «Максимилианс-Челны» 27 3. Специфика управления качеством в ресторанном бизнесе 35 3.1 Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 35 3.2 Разработка программы ХАССП для ООО «Максимилианс-Челны» 42 Заключение 50 Список используемых источников 52
Список литературы

1. Аршакуни, В. Л. От системы ХАССП – к системе менеджмента безопасности пищевой продукции по ИСО 22000/ В. Л. Аршакуни // Стандарты и качество. – 2018. - №2. – с. 88-89. 2. Герасимов, Б. И. Кправление качеством: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2015. – с. 272. 3. Герасимов, Б. И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. – М.: Машиностроение, 2014. – с. 104. 4. Небалуева Л. А. Система менеджмента безопасности: технология разработки / Л. А. Небалуева // Методы менеджмента качества. - 2015. - №8. – с. 23-25. 5. Принципы ХАССП. Безопасность продуктов питания и медицинского оборудования; пер с анг. О. В. Замятиной. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2016. – 232с. 6. Публикации. Аналитика. Обзоры рынков. Обзор пищевой промышленности России – http://old.e-xecutive.ru/publications/analysis/surveys/article_1137/. 7. Румянцев, Е. К. Развитие систем менеджмента качества промышленных предприятий / Е. К. Румянцев, Б. И. Герасимов, Б. Н. Васильев // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: сб. науч. Тр. / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов, 2014. – с. 25. 8. Салимова, Т. А. История управления качеством: учебное пособие / Т. А. Салимова. – М.: КНОРУС, 2015. – с. 256. 9. Шичков, Н. А. Методы разработки, внедрения на предприятии и подготовки к сертификации Системы Менеджмента Качества на основе МС ИСО 9001:2000: учебное пособие руководителям и специалистам организаций, внедряющим СМК / Н. А. Шичков. – Спб., 2014. – с. 70. 10. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – с. 98. 11. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – с. 98. 12. МС ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 13. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии - http://quality.eup.ru/DOCUM4/vsmkp.htm. 14. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности России - http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/expert200/2003/food/. 15. Ламзурь – кондитерская фабрика - http://lamzur.ru/. 16. Обзор пищевой промышленности России - http://www.dist-cons.ru/modules/food/index.html. 17. Пищевая промышленность - http://www.dbfood.ru/. 18. Разработка элементов системы ХАССП на кондитерском предприятии - http://referat.yabotanik.ru/menedzhment/razrabotka-jelementov-sistemy-hassp-na-konditerskom/34531/34469/page1.html. 19. Система обеспечения безопасности пищевой продукции - http://sisupr.mrsu.ru/2009-1/pdf/11_Fedosikina.pdf. 20. Современное развитие пищевой промышленности в России - http://www.dist-cons.ru/modules/food/index.html.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 1.1 Основы управления качеством в системе общественного питания Индустрия общественного питания сочетает в себе услуги производства, реализации и организации досуга населения. В связи с чем, управление качеством в общественном питании, состоит из взаимоподчиненных и взаимоувязанных операций и стадий — от приемки исходного сырья до его переработки и хранения готовой продукции. Активное развитие сети предприятий общественного питания вызвало серьезную конкуренцию в данном сегменте рыночной экономики. Конкурентное преимущество предприятий общественного питания будет заключаться в предоставлении более качественных и безопасных услуг. Для создания на предприятиях общественного питания условий для предоставления качественных услуг и производства качественных продуктов питания, необходима эффективная система управления качеством. Вопросы управления качеством рассмотрены и опубликованы в научных трудах таких гуру менеджмента, как Э. Деминга, В. Шухарта, Д. Джурана, К. Исикавы, В. М. Кантере, В. А. Матисона и др. Управление качеством в общественном питании на современном этапе сводиться в основном к разработке и согласованию программы производственного контроля, проведению контрольных проработок разработанных блюд и кулинарных изделий, заполнению журналов и санитарно-технологической документации. Однако, для повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания необходимо, чтобы «качество» и «безопасность» являлись системным процессом, неразрывно связанным с предприятием общественного питания в целом. Для каждого предприятия общественного питания это позволит обеспечить: 1) системный подход, охватывающий параметры качества и безопасности производства продукции общественного питания на всех этапах технологического процесса по предоставлению услуг; 2) повышение конкурентоспособности предприятия общественного питания; 3) привлечение большого количества потенциальных потребителей. Наиболее эффективным средством для успешного решения вышеперечисленных положений является реализация требований системы менеджмента качества на основе применения на предприятиях общественного питания системы менеджмента качества. Система менеджмента качества предусматривает определение целей, процессов и ресурсов, которые необходимы для достижения желаемых результатов в области управления качеством. Система менеджмента качества позволяет оптимально использовать ресурсы предприятия, предотвращать возникновение потерь, и при этом учитывать долгосрочные и краткосрочные цели. Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»). Приемуществом данного стандарта является его универсальность и применимость к любой отрасли производства в секторе экономике. В качестве национального стандарта в Российской Федерации применяется ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования», при разработке которого были учтены принципы менеджмента качества, установленные ISO 9000 и ISO 9004. ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования» основан на применении процессного подхода, который основан на непрерывном управлении качеством на стыке отдельных процессов в рамках разработанной системы (рис. 1). Рис 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Ко всем процессам может быть применен цикл Деминга «Plan — Do — Check — Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: ? планирование (plan) — разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; ? осуществление (do) — внедрение процессов; ? проверка (check) — постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах; ? действие (act) — принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов. В Российской Федерации получение сертификата ГОСТ Р ИСО 9001–2011 является добровольным. Однако при осуществлении государственных (муниципальных) заказов в большинстве случаев сертификат ISO 9001 является обязательным пунктом в аукционной документации. Цель стандартов ИСО серии 9000 заключается в стабильном функционировании документированной системы управления качеством продукции и услуг предприятия. Эти стандарты состоят из трех документов: ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Настоящий стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологию СМК. Он призван помочь в понимании основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для того, чтобы более результативно и эффективно внедрить СМК, а также получить ценность от других стандартов. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Настоящий стандарт устанавливает требования к системам качества, их документации, разработке, ресурсам. Данный стандарт применяется для целей сертификации и аудита СМК. ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Настоящий стандарт содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любого предприятия в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества. Качество услуг регламентирует международный стандарт ИСО 9004–2–91 «Административное управления качеством и элементы системы качества», часть 2 «Руководящие указания по услугам». В Российской Федерации также разработан и действует национальный стандарт ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». В международном стандарте ИСО 9004–2–91 термин услуга определен как результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей заказчика. ГОСТ 31985–2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения», термин услуга общественного питания представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах». Таким образом, услуга предприятий общественного питания направлена на реализацию удовлетворения потребителей продукции общественного питания и организацию досуга. При предоставлении услуг общественного питания, предприятия обязаны гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность, вежливость персонала); личную безопасность и безопасность имущества клиентов (безопасность от уголовного и террористического насилия, а также пожарную, техническую, санитарную, экологическую). Процессный подход в общественном питании предусматривает постоянное проведение мониторинга степени удовлетворенности потребителей и определение потребительских предпочтений, требования которых учтены в международных стандартах: ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»; ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации. Внедрение этих стандартов на предприятиях общественного питания обеспечит доверие потребителей к предприятию, улучшит имидж предприятия; реализует требования потребителей на всех процессах предприятия при соблюдении законодательных рамок и соответствующих норм. Таким образом, на предприятиях общественного питания необходимо создать систему менеджмента качества, направленную на: ? разработку и производство продукции, учитывающей мнения целевого сегмента; ? взаимодействие с потребителями; ? совершенствование всех процессов, направленных на удовлетворение потребителей; ? сравнение потребительских характеристик товаров–субститутов и (или) товаров-конкурентов. Согласно ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций», удовлетворенность потребителя — это «восприятие потребителем степени выполнения его требований». Для того чтобы разработать и внедрить СМК необходимо следовать принципам, которые учитываются при разработке, внедрении и актуализации системы менеджмента качества в части ориентации на потребителя (таблица 1). Таблица 1. Руководящие принципы системы менеджмента качества, ориентированные на потребителя, согласно ГОСТ РИСО 10001–2009 Принципы Описание требований Обязательство Предприятие берет обязательства по принятию, интеграции и распространению правил и выполнению обещаний Возможность Обеспечение ресурсами для создания правил поведения по удовлетворенности потребителей и для эффективного управления ими Видимость Все заинтересованные стороны должны быть осведомлены о правилах поведения по удовлетворенности потребителей Доступность Обеспечение доступности правил и вспомогательной информации, касающейся правил. Информация должна быть четкой, не допускающей двоякого толкования, подходящей для действующих и потенциальных потребителей Способность к реагированию Характеризуется, как способность определять и прислушиваться к мнению заинтересованной стороны, а также определить финансовые и человеческие ресурсы, связанные с получением входных данных от заинтересованных сторон. Точность Правила и вспомогательная информация должны быть точными, не вводящими в заблуждение, доступными для верификации и валидации. Отчетность Предприятие обязано внедрять и поддерживать отчетность о действиях в отношении правил поведения по удовлетворенности потребителей Постоянные улучшения Повышение эффективности и результативности правил поведения по удовлетворенности потребителей Все принципы системы менеджмента качества, ориентированные на потребителя носят рекомендательный для предприятий общественного питания характер. Урегулирования спорных вопросов на предприятиях общественного питания согласно системы менеджмента качества должны осуществляться в соответствии с принципами согласно ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации»: законность; беспристрастность; компетентность; своевременность; прозрачность. Таким образом, управление качеством на предприятиях общественного питания предусматривает реализацию услуг на основе принципов системы менеджмента качества, направленных на удовлетворение потребностей населения в качественном питании и организации досуга. 1.2 Качество услуги: сущность, показатели Одним из основных документов, регламентирующих качество услуг, является международный стандарт ИСО 9004 – 2-91 «Административное управления качеством и элементы системы качества». Собственно услугам посвящена часть 2 «Руководящие указания по услугам». В добавление к нему существует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июля 2003 г. N 253-ст), введенный 1 июля 2004 г. Заказчик является конечным получателем услуги вне данной организации. Хотя часто он может выступать в качестве внутреннего получателя в рамках данной организации; это особенно относится к более крупным организациям, где заказчик может находиться на последующем этапе в процессе предоставления услуги. В соответствии с ИСО 9004 – 2-91 услуга – результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей заказчика. Требования к услуге должны быть четко выражены характеристиками, поддающимися определению и оценке заказчиком. Процессы, обеспечивающие предоставление услуги, также нуждаются в выражении характеристиками, которые не всегда могут быть определены заказчиком, но непосредственно воздействуют на исполнение услуги. Оба вида характеристик должны обладать способностью подвергаться оценке сервисной организацией на их приемлемость с помощью установленных стандартов. Услуга или характеристика предоставления услуги может быть количественной (измеряемой) или качественной (сопоставимой) в зависимости от способа оценки и от того, производится ли эта оценка сервисной организацией или заказчиком. Успешное осуществление управления качеством на этапе предоставления услуги создает значительные возможности для: ? улучшения исполнения услуги и удовлетворения требований заказчика; ? повышения производительности, эффективности и сокращения затрат; ? расширения рынка. В большинстве случаев управление услугой и предоставлением услуги может осуществляться только путем контроля процесса предоставления услуги. Поэтому измерение и контроль характеристик процесса являются существенными для достижения и поддержания требуемого уровня качества услуги. Хотя корректирующее действие иногда возможно в плане предоставления услуги, обычно нельзя полагаться на конечный контроль с целью влияния на качество услуги уже на стадии взаимодействия с заказчиком, когда оценка последним любого несоответствия часто делается немедленно. Процесс предоставления услуги может варьироваться от высоко механизированного (как это имеет место при прямом наборе номера при телефонном вызове) до сугубо персонифицированного (в случае предоставления юридических, медицинских или консультационных услуг). Чем больше процесс определяется механизацией или детально разработанными процедурами, тем больше возможность применения структурированных и упорядоченных принципов системы качества. На высшее руководство возлагаются ответственность и обязательства сервисной организации за политику в области качества. Оно должно разработать и документально оформить политику в области качества, касающуюся: ? уровня качества предоставляемой услуги; ? образа сервисной организации и ее репутации в области качества; ? целей обеспечения качества услуги; ? выбора подхода к достижению целей в области качества; ? роли персонала компании, ответственного за реализацию политики в области качества. Руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества публиковалась, была понятной, осуществимой и проводилась в жизнь. Реализация политики в области качества требует определения первоочередных задач по достижению целей в области качества. Первоочередные задачи должны включать: ? постоянное удовлетворение требований заказчика с точки зрения профессиональных стандартов и этики; ? непрерывное повышение качества услуги; ? учет социальных потребностей и необходимости защиты окружающей среды; ? эффективность при предоставлении услуги. Руководство должно обеспечить официальные периодические и независимые анализы системы качества для того, чтобы определить ее постоянную пригодность и эффективность для реализации политики и достижения целей в области качества. Особый упор следует сделать на необходимость или возможность повышения качества. Анализы должны осуществляться соответствующими членами руководства или компетентным, независимым персоналом, докладывающим результаты непосредственно высшему руководству. Анализы должны заключаться в хорошо продуманных и всеобъемлющих оценках, базирующихся на всех соответствующих источниках информации, включая: ? выводы анализов по исполнению услуги, т.е. информацию о всесторонней эффективности и результативности процесса ее предоставления в выполнении требования к услуге и удовлетворении заказчика; ? выводы внутренних проверок применения и эффективности всех элементов системы качества в достижении поставленных целей по качеству услуги; ? изменения, вызванные новыми технологиями, концепциями качества, стратегией рынка, а также социальными условиями или условиями охраны окружающей среды. Замечания, заключения и рекомендации, полученные в результате анализа и оценки, должны быть представлены в документальной форме руководству для принятия необходимых мер по разработке программы повышения качества услуги. Петля качества услуг. В организации необходимо создать методики по системе качества, чтобы конкретизировать эксплуатационные требования для всех процессов, касающихся услуг, включая три основных процесса (маркетинг, проектирование и предоставление услуги), которые функционируют в петле качества услуги, как это показано на рисунке 2. На качество услуги, как оно рассматривается заказчиком, непосредственно влияют как указанные процессы, так и действия, связанные с функционированием обратной связи, которая способствует повышению качества услуги. Сюда относится: ? оценка предоставленной услуги поставщиком; ? оценка полученной услуги заказчиком; ? проверки качества внедрения и эффективности всех элементов системы качества. Рис 2. Петля качества услуги. Все элементы услуги, требования и положения, относящиеся к системе качества, должны быть определены и документально оформлены как часть всей документации данной сервисной организации. Соответствующая документация по системе качества включает следующее: а) Руководство по качеству - должно обеспечить описание системы качества, на которое всегда будет даваться ссылка. Оно должно содержать: ? описание политики в области качества; ? описание целей в области качества; ? структуру организации, включая распределение ответственности; ? описание системы качества со всеми элементами и положениями, которые ее формируют; ? практику организации в области качества; ? структуру и распределение документации по системе качества. б) Программа качества - должна описывать конкретную практику в области качества, ресурсы и последовательность действий, касающихся данной услуги. в) Методики - письменные установки, которые точно определяют цель и область деятельности сервисной организации по удовлетворению потребностей заказчика. Они определяют, как осуществлять, контролировать и протоколировать такую деятельность. Методики должны быть согласованы, доступны персоналу и понятны всем, кто сталкивается с ними в процессе работы. d) Протоколы качества - содержат информацию: ? о степени достижения целей в области качества; ? об уровне удовлетворенности или неудовлетворенности заказчика услугой; ? о результатах функционирования системы качества по проведению анализа и повышению качества услуги; ? об анализе по определению тенденций в области качества; ? о корректирующем действии и его эффективности; ? о соответствующей работе субподрядчика в области качества; ? о навыках и подготовке персонала; ? о сравнениях в области конкурентоспособности. Протоколы качества должны быть: ? проверены на действительность; ? доступны для выдачи; ? сохранены в течение определенного периода; ? защищены от повреждения, утраты и ухудшения состояния в процессе хранения. Управление качеством должно являться составной частью процесса предоставления услуги. Оно включает: ? измерение и проверку всех ключевых операций процесса, чтобы избежать нежелательных тенденций и неудовлетворения заказчика; ? самоконтроль персонала, предоставляющего услугу, как составную часть процесса измерений; ? конечную оценку поставщиком при взаимодействии с заказчиком, чтобы последний мог сам оценить перспективное качество предоставляемой услуги.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Менеджмент, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Менеджмент, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Менеджмент, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Менеджмент, 25 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg