Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОДЕЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ КРИВЫХ»

kglieva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2021
Междисциплинарные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Междисциплинарные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.
Введение

Проблеме междисциплинарных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится еще в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX вв. Я.А. Каменского, Д.Локка, И.Ф. Гербарта, А.Дистервега и других, а также в трудах русских просветителей XIX-XX вв. В.Г. Белинского, В.Д. Одоевского, К.Д. Ушинского, которые описывают распространенные причины слабого использования междисциплинарных связей в образовании. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает и в настоящее время. Связь между предметами – одно из основных проблем дидактики. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. Междисциплинарные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление междисциплинарных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников. Междисциплинарные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: наличие проблемы в поставленных задачах, элементы исследования и творчества, разнообразные формы самостоятельной работы, стремления к овладению новыми умениями. В настоящее время можно выделить следующие наиболее распространенные причины слабого использования междисциплинарных связей в школьной практике: • недостаточная подготовка учителя к процессу проведения учебного занятия с реализацией междисциплинарных связей; • слабая методическая база для проведения занятий с междисциплинарными связями (отсутствие учебников, задачников, методических пособий междисциплинарного содержания); • несовпадение по времени изучения материала различными учебными дисциплинами; различная трактовка одних и тех же понятий в различных учебных дисциплинах; • трудоемкость и большие временные затраты при подготовке учителя к междисциплинарным занятиям; • неэффективность одностороннего использования междисциплинарных связей (ситуация, когда учитель одной дисциплины пытается на уроках по своему учебному предмету реализовать междисциплинарные связи, а на других учебных дисциплинах знания, полученные учениками, не используются). Таким образом, существует противоречие между необходимостью реализацией междисциплинарных связей в процессе обучения и отсутствием достаточного опыта педагогической деятельности в данном направлении. Одним из путей повышения эффективности реализации междисциплинарных связей представляется разработка элективных курсов. Их краткосрочность, независимость программ позволяет обойти перечисленные выше факторы торможения междисциплинарных связей. Перечисленные положения позволили нам сформулировать проблему нашего исследования: какова роль разработки учебной программы элективного курса «Модели замечательных кривых» в повышении эффективности реализации междисциплинарных связей? Цель исследования: разработать междисциплинарный элективный курс «Модели замечательных кривых». Объект исследования: процесс реализации междисциплинарных связей в процессе изучения элективного курса «Модели замечательных кривых». Предмет исследования: структура и содержание элективного курса «Модели замечательных кривых». Задачи исследования: • На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования; • Изучить общие положения об элективных курсах; • Исследовать междисциплинарные аспекты замечательных кривых; • Изучить методические рекомендации для учителей при организации и проведения междисциплинарных элективных курсов. Гипотеза исследования: успешное формирование познавательной активности школьников на основе использования междисциплинарных связей на элективном курсе будет дидактически обеспечено и эффективно при реализации следующих условий: • Расширение возможностей доступа к образовательной информации и визуализация представленной информации; • Формирование умения самостоятельно приобретать знания; • Развитие творческого потенциала учащихся. Научная новизна заключается в том, что при разработке междисциплинарного элективного курса «Модели замечательных кривых» были изучены общие положения об элективных курсах, исследованы междисциплинарные аспекты замечательных кривых, изучены методические рекомендации для учителей при организации и проведении междисциплинарных элективных курсов. Теоретическо-методологические основы исследования составили положение исследований трудов зарубежных и отечественных учёных Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Н.К. Крупской и других, в которых отмечается важность и значимость междисциплинарных связей в обучении в процессе отражения реально существующей всеобщей связи явлений. Новый виток в дидактике и в частных методиках эта проблема получила в 60-80 годы ХХ века в работах М.Т. Баранова, Г.И. Беленького, Г.Б. Вершининой, Ф.Д. Дейкиной, И.Д. Зверева, Н.А Лошкаревой, В.Н. Максимовой, ТМ. Пахновой, Н.А. Пленкина, Н.Н. Ушакова и других. В исследованиях Л.М. Панчешниковой, В.Н. Максимовой доказана взаимосвязь междисциплинарных связей с дидактическими принципами обучения. По мнению Н.М. Бурцевой, междисциплинарные связи могут стать основой формирования ценностного отношения обучающихся к знаниям. Методы и методики исследования В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования. В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: методики выявления исходного уровня сформированности познавательного интереса ЕА. Кувалдиной и Н.Е. Елфимовой. Опытно-экспериментальная база исследования МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения им. Ф.Г.Аитовой» Московского района г. Казани. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений о междисциплинарных связях и их реализации в процессе изучения элективного курса. Практическая значимость исследования Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нём разработана и опытно-экспериментальным путём проверена эффективность программы междисциплинарного элективного курса, обеспечивающая процесс реализации междисциплинарных связей. Использование данной программы в школьной практике будет способствовать повышению уровня познавательного интереса у учащихся, а также развивать творческие способности и способствовать развитию личности. Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов и соответствию их целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы реализации междисциплинарных связей в процессе изучения элективного курса по математике 8 1.1 Междисциплинарные связи в процессе обучения математике 8 1.2 Методические рекомендации по разработке и оформлению учебных программ элективных курсов 15 1.3 Эффективные технологии проведения элективных курсов для повышения познавательной активности у учащихся 22 Выводы по главе 1 31 Глава 2. Разработка элективного курса по математике «Модели замечательных кривых» 32 2.1 Структура и содержание образовательной программы междисциплинарного элективного курса «Модели замечательных кривых» 32 2.2 Методические рекомендации для учителей при организации и проведения междисциплинарного элективного курса «Модели замечательных кривых» 61 2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 70 Выводы по главе 2 80 Заключение 81 Список литературы 84 Приложение 91
Список литературы

1. Алтухова, М. А. Повышение эффективности развития познавательной активности студентов вуза / М. А. Алтухова. — Текст : непосредственный // Вестник ЧГПУ. — 2015. — № 2. — С. 24-33. 2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. — Нева : Л., 2009. — 157 c. — Текст : непосредственный. 3. Багин, В. В. Межпредметная интеграция как фактор оптимизации учебного процесса / В. В. Багин. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С. 33-37. 4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 c. — ISBN 5-7155-0099-0. - Текст : непосредственный. 5. Боброва, И. А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Боброва Ирина Анатольевна ; ГОУДПО "Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования. — Санкт-Петербург, 2008. — 142 c. — Текст : непосредственный. 6. Бурцева, Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бурцева Наталья Михайловна ; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2001. — 18 c. — Текст : непосредственный. 7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович. — М. : Ин-т практ. психологии, 1995. — 348 c. — ISBN 5-87224-086-4. - Текст : непосредственный. 8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя / В. Б. Бондаревский. — М. : Просвещение, 1985. — 144 c. — ISBN 376411. - Текст : непосредственный. 9. Водзинский, Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д. И. Водзинский. — М. : Учпедгиз, 1963. — 183 c. — Текст : непосредственный. 10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : АСТ [и др.], 2005. — 670 c. — ISBN 5-17-027239-1. - Текст : непосредственный. 11. Грейс, Крайг Психология развития / Крайг Грейс, Бокум Дон. — 9-е изд. — Москва : Питер, 2004. — 939 c. — ISBN 5-94723-187-5. - Текст : непосредственный. 12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2004. — 288 c. — ISBN 5-7695-1598-8. -Текст : непосредственный. 13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание / В.И. Даль. – М.: Аст, 2014. – 921 с. – ISBN 5-17-013090-2. - Текст : непосредственный. 14. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А. Ю. Дейкина. — М. : Просвещение, 2002. — 235 c. — ISBN 5-85127-273-2. - Текст : непосредственный. 15. Денина, О. О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Денина О.О. ; Оренбургский государственный университет. — Оренбург, 2001. — 195 c. — Текст : непосредственный. 16. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик. — Текст : непосредственный // Современная педагогика. — 2008. — № 9. — С. 42-47. 17. Дик, Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю. И. Дик, И. К. Турышев. — М. : Просвещение, 1987. — 190 c. — ISBN 5-82571-268-8. -Текст : непосредственный. 18. Ермизина Пути развития познавательного интереса у подростков / Ермизина, А. Ю. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1107-1113. 19. Зверев, И. Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев. — Москва : Знание, 1977. — 64 c. — Текст : непосредственный. 20. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. — 3-е изд. — Москва : Педагогика, 1981. — 160 c. — Текст : непосредственный. 21. Использование на уроках математики компьютерной программы «GeoGebra»: учебно- методическое пособие / Р.М. Хайруллина. – Казань, 2018. – 14 с. - Текст : непосредственный. 22. Карпенко, Л.А. Психология развития : энциклопедический словарь / А.В. Петровский, А.Л. Венгер. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с. - ISBN 978-5-9973-4489-4. - Текст : непосредственный. 23. Клименко, Л. Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Клименко Л.Н. ; Российская международная академия туризма. — Москва, 2004. — 27 c. — Текст : непосредственный. 24. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. — 3-е изд. — М. : ППП Тип. Наука, 2003. — 174 c. — ISBN 5-88753-062-6. - Текст : непосредственный. 25. Компьютерный эксперимент с GeoGebra : учебно-методическое пособие / Э.В. Чеботарева. – Казань : Фолиант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт математики и механики им. Н. И. Лобачевского, 2016. – 60 с. - ISBN 978-5-9909233-0-0. - Текст : непосредственный. 26. Леонтьев, А. А. Деятельность, сознание, личность / А. А. Леонтьев. — 3-е изд. — М. : Смысл, 2005. — 431 c. — ISBN 5-89357-113-4. - Текст : непосредственный. 27. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — 2-е изд. — М. : Педагогика, 1981. — 185 c. — Текст : непосредственный. 28. Максимова, В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Максимова В.Н. ; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2000. — 476 c. — Текст : непосредственный. 29. Мелехина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности : На примере обучения технологии : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания » : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мелехина С.И. ; Ярославльский государственный университет. — Ярославль, 2005. — 224 c. — Текст : непосредственный. 30. Нигмедзянова А. М. Визуализация построения графиков замечательных кривых в СКМ Maple / А.М. Нигмедзянова, Л. Р. Ахмадиева. – Текст: непосредственный // сборник научных статей XVIII международной научной конференции «Системы компьютерной математики и их приложения». – Смоленск: СмолГу, 2017. – С. 27-30. 31. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИПИ Технологии», 2003. – 944 с. - ISBN 5-85632-007-7. - Текст : непосредственный. 32. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. – Москва: Академия, 2008. – 343 с. - ISBN 978-5-7695-4652-5. - Текст : непосредственный. 33. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2000. – 272 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 5-7695-0321-1. - Текст : непосредственный. 34. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь / Е.С. Рапацевич. – Минск : Современная школа, 2009.- 928 с. - ISBN 978-985-513-724-6.- Текст : непосредственный. 35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 7-е изд. — Москва : Питер, 2012. — 705 c. — ISBN 978-5-459-01141-8. - Текст : непосредственный. 36. Савелов, А. А. Плоские кривые / А. А. Савелов. — 1-е изд. — М. : Физматлит, 1960. — 294 c. — Текст : непосредственный. 37. Сайт программы GeoGebra: официальный сайт. – Обновляется в течении суток. – URL: http://www.geogebra.org (дата обращения 13.10.2020). Текст: электронный. 38. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. — 8-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 566 c. — ISBN 978-5-7695-4762-1. - Текст : непосредственный. 39. Табачук, Н. П. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. П. Табачук. — 3-е изд. — Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2017. — 102 c. - ISBN 978-5-7389-2159-9. — Текст : непосредственный. 40. Усова, А. В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе / А. В. Усова. — 1-е изд. — Баку : Маариф, 1989. — 165 c. — ISBN 5-556-00169-3. - Текст : непосредственный. 41. Усова, А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования / А. В. Усова. — 1-е изд. — М. : Просвещение, 2001. — 206 c. - ISBN 5-85716-093-6. — Текст : непосредственный. 42. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике / А. В. Усова. — 1-е изд. — Челябинск : Факел, 1996. — 126 c. - ISBN 5-85716-095-2. — Текст : непосредственный. 43. Федорова, В. Н. Межпредметные связи: на материале естественнонауч. дисциплин сред / В. Н. Федорова. — 2-е изд. — Москва : Педагогика, 1996. — 206 c. - ISBN 5-06-005519-1. — Текст : непосредственный. 44. Чечель, И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель. — Текст : непосредственный // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 45-48. 45. Черкес-Заде, Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса : специальность 13.00.00 «Педагогика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Черкес-Заде Н. М. ; Академия педагогических наук СССР. — Москва, 1968. — 30 c. — Текст : непосредственный. 46. Шахбазян, Г. Б. Межпредметные связи в изучении математики и физики в средней школе : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шахбазян Г.Б. ; Ереванский государственный университет. — Ереван, 1986. — 190 c. — Текст : непосредственный. 47. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : Кн. для учителя / Г. И. Щукина. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 1986. — 142 c. — Текст : непосредственный. 48. Электронная библиотека : библиотека диссертаций : сайт / Российская государственная библиотека. - Москва : РГБ, 2003. - URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 20.10.2020). - Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ. - Текст: электронный. 49. ЭБС Юрайт : электронная библиотечная система : сайт. - Москва, 2013. - URL: https://biblio-online.ru (дата обращения: 09.08.2019). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный. 50. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.11.2020). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы реализации междисциплинарных связей в процессе изучения элективного курса по математике 1.1 Междисциплинарные связи в процессе обучения математике Понятие междисциплинарных связей в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения, каждый автор старается дать свое понимание сущности термина, а общего определения этого понятия пока не существует. И. Д. Зверев, В. Н. Максимова отмечают: «Многообразие междисциплинарных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно… Исследователи принимают ту или иную точку зрения на определение термина «междисциплинарные связи», но не всегда выдерживают ее, и нередко данное понятие трактуется в нескольких значениях. Причину мы видим не столько в небрежности оперирования термином, сколько в объективно существующем многофункциональном характере самих междисциплинарных связей» [20, с. 45]. В научно-педагогической литературе на данный момент встречается более 40 определений категории «междисциплинарные связи», что приводит к различному и не всегда правильному пониманию термина, а, следовательно, искажает представление о видах, формах, типах и функциях междисциплинарных связей. Первое официальное определение появилось в 1961 г. в двухтомном педагогическом словаре, где междисциплинарные связи истолковываются как «взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями» [33, c. 368].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg