Проблему духовно-нравственного воспитания личности мы анализируем как с позиций педагогической теории, так и педагогической практики с целью дальнейшего развития современной науки о воспитании и обучении для использования в реальном учебно-воспитательном процессе педагогических концепций, идей, положений крупнейших педагогов прошлого. Именно поэтому при изучении проблемы развития идеи духовно-нравственного воспитания личности второй половины XIX - начала XX века мы опираемся на исследования таких педагогов, психологов, мыслителей, как Н А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, В В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и других.
Правильная теоретическая ориентировка при решении современных педагогических проблем невозможна без глубокого исторического освещения, фундаментальной разработки опыта исторического прошлого. Таким первым опытом исследования духовно-нравственного воспитания является работа И.Ф. Харламова "Теория нравственного воспитания", в которой автор раскрывает теоретические основы проблемы нравственного воспитания. "Пренебрегая историческим анализом накопленного знания, осмыслением пути, пройденного историко-педагогической наукой, обобщением опыта решения тех или иных проблем, выявлением степени и уровня их разработки, мы неизбежно сдерживаем развитие историко-педагогической науки", - отмечает Э.Д. Днепров (72, с.80).
Э.Д. Днепров приводит цифры исследования читательских интересов: "Из 6774 публикаций и 483 диссертационных исследований по истории русской школы и педагогики отведено: X - XVII вв. - 189 печатных работ и 4 диссертации; XVIII в. - 642 печатных работ и 35 диссертаций; XIX - начало XX века - 5943 печатных работ и 444 диссертации" (72, с.38). По мнению ученого, преобладающее внимание исследователей к XIX - началу XX века - времени интенсивного роста русской педагогической мысли, становления и широкого развития системы образования в России, оправдано и правомерно. Это время не только глубоко переосмыслено, но заново открыто трудами педагогов, историков, психологов, литературоведов. Достаточно упомянуть некоторых авторов многих ценнейших работ в области воспитания (Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, В.А. Караков-ский, Ф.П. Королев, Н.Д. Никандров, ЛИ. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.), чтобы увидеть, насколько расширились наши представления об этом периоде русской истории.
Объект исследования: нравственное воспитание в отечественной педагогике.
Предмет исследования: Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX вв.
Цель исследования: теоретически изучить теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX вв.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-философскую и психолого-педагогическую сущность понятий "воспитание", "нравственность", "мораль", "духовность", "личность", "нравственное воспитание", "духовно-нравственное воспитание";
2. Ознакомиться с общественно-педагогическим движением второй половины XIX века и его влияние на развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности;
3. Изучить основные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания личности в начале XX века в России;
4. Раскрыть теоретические основы идеи духовно-нравственного воспитания личности в наследии педагогов начала XX века.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ литературы; синтез; обобщение; выводы.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и содержит 38 страниц.