Глава 1 Теоретические основы системы форсайта как инструмента стратегического менеджмента
1.1 Роль и место форсайта в системе стратегического менеджмента
Современное состояние экономики, ориентированное на инновационные методы развития и повышения эффективности бизнеса, предъявляет новые требования к управлению бизнес-процессами и к реализации важнейших его функций - планирования, организации, мотивации, контроля и анализа.
Термин «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Этот термин, первоначально широко применяемый в военном деле, плотно вошел в теорию и практику управления.
Стратегия - это качественно определенное направление развития на долгосрочную перспективу, в отношении сферы, средств и формы осуществления деятельности организации, системы взаимоотношений внутри нее, а также позиционирования организации к окружающей среде, приводящее к достижению поставленных целей.
Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей .
Выработка стратегии является частью процесса планирования. Планирование позволяет стабилизировать деятельность в условиях изменчивости отношений.
Никитина Н.В., определяет планирование, как процесс разработки и принятия целевых установок, как в количественном, так и качественном выражении, а также определение направлений их эффективного достижения
Планирование рассматривается в контексте двух направлений общеэкономический аспект – как теория менеджмента; управленческий - как функция менеджмента. В любом случае планирование отражает способность прогнозирования развития.
Применение методов планирования дает ряд конкурентных преимуществ :
- позволяет обеспечить использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся внешней среды;
- дает возможность оценить проблемы развития;
- оказывает стимулирующее воздействие на управленческую деятельность;
- позволяет обеспечить четкую координацию действий между участниками процесса;
- обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений;
- позволяет оптимизировать процесс распределения ресурсов.
То есть, эффективное управление возможно лишь при планировании и прогнозировании всех ресурсов, их источников и отношений.
Основной целью планирования является установка целевых показателей развития и ресурсов, необходимых для их достижения.
Объектом планирования являются все виды ресурсов, задействованные в процессе.
Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии :
- выделение приоритетов –планирование основывается на выявлении значимых связей и зависимостей между сферами деятельности и выделении их в отдельные структурные элементы общего плана. В следствии такого подхода процесс планирования можно разбить на отдельные расчеты и тем самым упростить процесс разработки, реализации и контроля исполнения плана;
- прогнозирование - основой планирования является прогнозирование, то есть оценка возможных последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок). Прогноз изменения состояния осуществляется посредством систематического мониторинга изменения основных факторов. Качество такого прогноза определяет качественные характеристики плана;
- обеспечение безопасности – в процессе планирования необходимо учесть риски, связанные с принятием управленческих решений, а также предусмотреть возможности их исключения или нивелирования рисков;
- оптимизация - планирование должно обеспечить оптимальный выбор альтернатив использования ресурсов;
- координация – в процессе планирования должно быть обеспечено взаимодействие между всеми участниками процесса;
- упорядочение - планирование определяет общий порядок действий;
- контроль –план является эффективным инструментом контроля;
- документирование - планирование представляет позволяет выразить процесс в документарной форме.
Таким образом, планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению необходимыми ресурсами. Основной целью планирования является обеспечение достижения прогнозных целевых показателей. Общепризнанными являются следующие принципы планирования: выделение приоритетов, прогнозирование, обеспечение безопасности, координация и интеграция различных сфер деятельности, упорядочение, контроль и документирование.
В соответствии со структурой системы планирования, сам процесс планирования можно разделить на несколько этапов:
- на первом этапе анализируются показатели за предыдущий период;
- второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов;
- на третьем этапе происходит уточнение и конкретизация прогнозных показателей путем составления текущих планов;
- на четвертом этапе осуществляется оперативное планирование.
Завершается процесс планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Рациональная модель управления планированием и прогнозированием рассматривает процесс управления как часть стратегии и включает следующие этапы :
Первый этап: анализ общей, функциональной стратегии, изучение намерений и ожиданий и проверка их на соответствие миссии;
Второй этап: оценка факторов внешней и внутренней среды. Роль внешней среды заключается в предоставлении внешних финансовых ресурсов, необходимых для поддержания внутреннего потенциала на должном уровне.
К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки проектной стратегии организации относятся SWOT-анализ. SWOT-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны внешней среды. На основании SWOT-анализа строится такая стратегия, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.
Третий этап: формирование стратегических целей и их оценка на соответствие SMART- характеристике, определение ресурсов, выработка политики.
Цели представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры, позволяющие направлять деятельность и оценивать ее результаты. Формирование целей должно отвечать SMART-характеристикам:
S - (specific - конкретная, значительная). Цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее прозрачности определяется однозначностью восприятия всеми. Цели должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия.
M - ( measurable – измеримая). Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
A - ( attainable, - достижимая, согласованная, ориентированных на конкретные действия). Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов.
R - (realistic - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты). Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Совместимость предполагает, что стратегические цели соответствуют миссии организации, ее общей стратегии развития, а также краткосрочным инвестиционным и другим функциональным целям.
T - (time-based - на определенный период, своевременная, отслеживаемая). Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.
Кроме того, цели должны быть гибкими, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционной среде.
Четвертый этап: разработка системы организационно-экономических мероприятий по разработке и реализации проекта. После того, как определена цель проекта, начинается создание диаграммы действий. Диаграмма строится в виде дерева. Для конечных задач устанавливается время на их реализацию. Между зависимыми задачами устанавливаются взаимосвязи, после чего древовидную структуру переводят к диаграмме Ганта . В ней получаются цепочки задач, связанных по последовательности и исполнителю. Время, которое будет затрачено на самую длинную цепочку можно принять за время реализации проекта. Обычно это время умножают в 1,3-2 раза, учитывая возможность форс-мажорных обстоятельств при реализации. По основным частям, на которые был разбит проект устанавливают контрольные точки. В контрольных точках менеджер проекта сравнивает планируемый результат с реальным и корректирует дальнейший план действий.
Заключительный этап предполагает подготовку заключительных документов.
Таким образом, процесс планирования основан на концепции постоянного улучшения и подходе PDCA: Plan-Do-Check-Act (цикл Деминга). Стандартный цикл Деминга представлен на рис.1.
Рисунок 1 - Структура стандартного цикла Деминга
Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий по управлению процессом и достижению его целей:
- планирование (Plan): установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и планирование распределения необходимых ресурсов;
- выполнение (Do) запланированных работ;
- проверка (Check): сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений;
- воздействие. управление, корректировка (Act): принятие мер по устранению причин.
Стратегия развития предполагает наличие высокоэффективной системы управления и нового экономического мышления. Вопрос организации планирования в рамках стратегического управления стал актуальной проблемой, эффективное решение которой способствует достижению целей развития .
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью планирования прогнозирования и представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития необходимыми ресурсами .
Разработка стратегии и тактики развития является важнейшей задачей. При этом базой для обеспечения конкурентоспособности является рациональная организация стратегического и тактического планирования.
Стратегическое планирование - это процесс выработки стратегических целей и задач деятельности компании с учетом внешних возможностей и рисков, внутренних сильных и слабых сторон, а также комплекса мер по укреплению конкурентных позиций организации в долгосрочной перспективе. По своей сути стратегический план представляет собой экономически обоснованный, глубоко продуманный, рациональный выбор модели экономического и социального развития компании на долгосрочную перспективу (5-30 лет) .
Текущее планирование заключается в направлений развития в соответствии со стратегическим планом и с привязкой их к конкретным целевым показателям. Текущее планирование осуществляется на срок от 1-го до 3-х лет. То есть, текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого ресурсов, изучается эффективность каждого источника и проводится оценка основных направлений деятельности .
Оперативное планирование, предполагает разработку краткосрочных тактических планов на срок до 1 года с разбивкой на кварталы, месяцы, декады, дни. Степень детализации и временной лаг планирования определяются сугубо индивидуально. Результатом оперативного планирования являются производственные планы, бюджеты и графики, дорожные карты.
Форсайт – новейшая технология, позволяющая участвовать в формировании будущего, самым успешным образом согласовывать разнонаправленные интересы разных участников процесса происходящих изменений. Таким образом, это – особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения по выбранной траектории на базе общественного консенсуса.
Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Его предложением было ввести особую специальность – «профессор предвидения», который бы анализировал и находил применения будущим технологическим открытиям .
Форсайт представляет собой процесс общенационального отбора новых направлений, в ходе которого изучаются мнения различных субъектов национальной инновационной системы, устанавливаются связи между ее элементами, и приходят к общему заключению. Поэтому наибольшее распространение этот метод получил в странах с развитой культурой кооперации, сотрудничества внутри национальной инновационной системы, развитие которой поддерживает правительство.
Первые попытки реализации Форсайт проектов в РФ были не совсем удачные или не замечены и не востребованы.
Форсайт шире, чем технология долгосрочного прогнозирования. С одной стороны, форсайт – лишь один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он – весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям. С другой – форсайт это уникальный способ почти автоматической трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий. С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства .
Следует отметить, что форсайтом можно назвать процесс формирования и постоянного обновления долгосрочных перспектив развития крупномасштабных проектов. Основа деятельности представляет собой сбор и обработка коллективных экспертных оценок, получаемых от различных социальных профессиональных групп, готовых активно участвовать в самореализации разработанного образа будущего.
Форсайт, как методология проектирования будущего, относительно новое явление в мире экономико-управленческих наук, что позволяет учитывать долгосрочные (культурные, политические, экономические и социальные) последствия внедрения новых технологий как для стран, так и для регионов, отдельных отраслей экономики. Основная идея форсайта заключается в определении стратегических направлений развития науки, технологии, экономики, социальной сферы, которые через 15-20 лет станут определяющими для всего мирового сообщества .
Таким образом, форсайт является одним из элементов стратегического управления, а точнее методом экспертного прогнозирования. Форсайт – это процесс формирования и постоянного обновления долгосрочных перспектив развития крупномасштабных проектов. Как любое управление проектами, форсайт в значительной степени ориентирован не только на сам проект, но и на ту среду, в которой он реализуется и подразумевает сбалансированное сочетание интересов всех участников проекта, сочетание их ответственности и прав. Для форсайта характерно применение методов управления, основывающихся на цикле Деминга и подходе PDCA: планирование (Plan): установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и планирование распределения необходимых ресурсов, выполнение (Do) запланированных работ, проверка (Check): сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений и воздействие. управление, корректировка (Act): принятие мер по устранению причин.
1.2 Цели, задачи и этапы реализации форсайта
Технология Форсайт (англ. foresight - взгляд в будущее) - эффективный инструмент формирования приоритетов, использующий мобилизацию большого количества участников для разработки прогнозов в таких сферах деятельности, как наука и технологии, экономика, государство и общество. При стратегическом управлении форсайт-проекты используются для разработки развернутых прогнозов развития комплексных стратегически важных объектов и ситуаций.
Форсайт-проекты стали развитием метода сценариев ситуационного анализа и технологического прогнозирования. Их результаты необходимы для создания дорожных карт, разрабатываемых сегодня ведущими корпорациями мира при стратегическом планировании. Форсайт в различных своих разновидностях широко применяется при стратегическом управлении в США, Японии, Европе.
По мнению Бена Мартина, «Форсайт - это систематизированные попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» .
Цель разработки форсайта - определение альтернативных вариантов развития объекта прогнозирования - возможных вариантов будущего .
Форсайт-проекты используются для определения перспективных направлений развития науки и технологий. Благодаря технологиям Форсайта эти вопросы остаются предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления научными исследованиями, интеграция науки и промышленности и, в конечном счете, определение эффективных направлений инновационного развития, способного обеспечить повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона.
Одно из исходных положений форсайта состоится в том, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня . Поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию развития объекта прогнозирования. В настоящее время, когда особое значение приобрела борьба за лидерство и конкурентное преимущество, на первый план выходит траектория инновационного развития объекта прогнозирования.
Форсайт, в разработке которого принимает участие значительное число высококвалифицированных специалистов, должен быть тщательно спланирован и организован. Форсайт-проекты могут осуществляться достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме. В других случаях исследования могут, не повторяясь, проводиться как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.
Результатом разработки форсайт-проектов становятся не только новые знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важный результат - развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.
С помощью технологий экспертного прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов для стратегического управления.
Основные этапы экспертного прогнозирования методом форсайт представлены на рисунке 2.
Этап 1. Подготовка к разработке прогноза. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:
- сформировано организационное обеспечение разработки прогноза;
- сформулировано задание на прогноз;
- организованы рабочая и аналитическая группы сопровождения;
- создана экспертная комиссия;
- подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза;
- создана информационная база для проведения прогноза;
- обеспечено компьютерное сопровождение разработки прогноза.
Рисунок 2 - Блок-схема основных этапов разработки прогноза методом форсайт
Для разработки качественного прогноза требуются современные технологии экспертного оценивания и информационных технологий, обеспечивающих процесс разработки.
Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами. В некоторых случаях в процессе его разработки необходимо уточнение задания.
В экспертную комиссию, разрабатывающую прогноз, приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы. Для многоаспектной оценки управленческой ситуации экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты, способные профессионально оцепить все ключевые аспекты управленческой ситуации, для которой разрабатывается прогноз.
Разработка прогноза должна быть четко регламентирована. Задача рабочей группы - подготовить документацию, содержащую решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии, график разработки прогноза, контракты со специалистами, привлекаемыми для его разработки и т.д. Специалисты должны иметь всю необходимую информацию об объекте прогнозирования.
При работе над прогнозом, особенно если он многовариантный, приходится обрабатывать большой объем информации. Поэтому обойтись без современных информационных технологий для эффективной работы над прогнозом невозможно.
Этап 2. Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий.