Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Долгосрочные перспективы развития жилищно-коммунального комплекса России

one_butterfly 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2021
Целью написания выпускной квалификационной работы является определение перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России на долгосрочную перспективу. В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: - раскрыты теоретические основы системы форсайта как инструмента стратегического планирования; - изучены сущность и направления развития жилищной политики России; - выполнен анализ основных показателей, характеризующих тенденции развития жилищно-коммунального комплекса России; - на основании современных методов форсайт-исследования разработана «Дор?ожнаяая кар?та» по долгоср?очн?ому р?азвитию жилищно-коммунального комплекса Р?оссии. Объект исследования - жилищно-коммунальный комплекс России Предмет исследования– особен?н?ости пр?оцессов пр?огн?озир?ован?ия р?азвития жилищно-коммунального комплекса Р?оссии. Методология исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, системного подхода; экономико-статистические методы сбора и обработки информации; методы экономико-математического моделирования. Теоретической основой исследования. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных. В работе использованы законодательные и другие нормативные акты РФ. Информационной базой послужили данные статистики. Информация базы данных ФСГС РФ (Росстат), печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры, ресурсы сети Интернет, экспертные опросы. Гипотеза. Гипотеза исследования состоит в обосновании теоретико-методических положений и разработке «дорожной карты» развития жилищно-коммунального комплекса России. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе совершенствования стратегии развития жилищно-коммунального комплекса. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, определена практическая значимость выпускной квалификационной работы и ее структура. В первой главе изучены теоретические аспекты проведения форсайт-исследования. Вторая глава работы посвящена оценке тенденций развития жилищно-коммунального комплекса России. В третьей главе работы на основании современных методов форсайт-исследования разработана «Дор?ожная кар?та» по долгоср?очн?ому р?азвитию жилищно-коммунального комплекса Р?оссии В заключении сформулированы выводы по проведенному исследованию.
Введение

Актуальность темы работы. Актуальность форсайт-исследования перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России заключается в том, что именно жилищная политика ярко отражает составные элементы устойчивого развития, сочетая социальные, экономические, экологические аспекты современного развития с учетом интересов будущих поколений. Формирование условий устойчивого развития регионов происходит под действием влиятельных факторов, которые продуцируются различными сферами общественно-политической жизни. Жилищно-коммунальная сфера включает экономические, социальные и экологические интересы общества, а главная цель ее функционирования имеет социальную направленность, ее услуги производятся субъектами экономических отношений, функционирование которых должно быть безубыточным, экономически целесообразным и экологически приемлемым ввиду эффективного использования общенациональных ресурсов. Решение концептуальных вопросов жилищной политики является, с одной стороны, предпосылкой, а с другой – следствием внедрения механизмов устойчивого развития (экономических, правовых, социальных, духовных и т.п.), способных обеспечивать эффективность производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности с учетом экологических факторов. Существенной характеристикой реализации жилищной политики в стране в настоящее время является наличие региональных диспропорций в уровне обеспеченности населения жилой площадью, в объемах и темпах жилищного строительства, структуре и объемах инвестиций в строительство, что свидетельствует о наличии проблем, обусловленных региональными особенностями. Существующие региональные диспропорции и современные тенденции решения жилищной проблемы обусловливают необходимость тщательного анализа состояния, направлений и задач жилищной политики по обеспечению достойного уровня и качества жизни населения в контексте формирования социального потенциала устойчивого развития. Осознание особенностей реализации жилищной политики позволит сформировать приоритетные направления и первоочередные задачи социально-экономического развития страны. Степень разработанности проблемы. Общей теоретической основой исследования послужили известные в мировой науке фундаментальные исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам социальной политики государства и развития жилищной сферы в частности.
Содержание

Введение 4 Глава 1 Теоретические основы системы форсайта как инструмента стратегического менеджмента 7 1.1 Роль и место форсайта в системе стратегического менеджмента 7 1.2 Цели, задачи и этапы реализации форсайта 17 1.3 Характеристика инструментов и методов форсайта 27 Глава 2 Анализ состояния и развития жилищно-коммунального комплекса России 40 2.1 Сущность государственной жилищной политики РФ 40 2.2 Анализ развития жилищно-коммунального комплекса России 54 2.3 Оценка тенденций развития жилищно-коммунального комплекса 60 Глава 3 Оценка долгосрочных перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России 72 3.1 Организация и планирование форсайт-исследования 72 3.2 Результаты сбора и обработки информации в процессе форсайт-исследования 76 3.3 Дорожная карта перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России 82 Заключение 85 Список источников и литературы 90 Приложения 98
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосование 12 декабря 1993 г.) // Российская газета – 1993. – 25 дек 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: утвержден 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 5 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ 9ред. 31.07.2020 г) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 6 Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (ред. От 07.04.2020) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» 7 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 12.10.2020) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» 8 Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 №404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» 9 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» 10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период 2020 года» // Министерство экономического развития Российской Федерации. (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/concept). 11 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 августа 2014 г. № 447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российский Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» 12 Алпацкая И.Е. Совершенствование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики. Автореф. дис…. канд. эк. наук. – М., 2018, с. 4. 13 Астафьев С.А. Интеграционный подход к проблеме управления процессами в жилищной сфере / С.А. Астафьев // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2018. – № 5 (79). – С. 88–93. 14 Астафьев С.А. Модернизация государственного регулирования экономикой в Российской Федерации путем перехода отраслей на саморегулирование / С.А. Астафьев, К.И. Домбровская // Проблемы модернизации экономики Монголии и России : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 12–13 мая 2018 г. / под науч. ред. В.И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2018. - Ч. 1. 15 Астафьев С.А. Обеспечение удовлетворенности потребителей продукции и услуг строительной и жилищной сферы за счет повышения 28 качества системы саморегулирования / С.А. Астафьев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2018. – 194 с. 16 Астафьев С.А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом [Электронный ресурс] / С.А. Астафьев, Ю.А. Колыхаева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2019. – № 4. – Режим доступа: http://brjbguep.ru/reader/article.aspx?id=18423. 17 Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – С. 318 18 Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного самоуправления. Материалы Ивановских чтений. 2019. № 3. С. 17-20. 19 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – С. 18 20 Бербен Д. В. Анализ принципов формирования эффективной стратегии предприятия // Вестник современных исследований. 2018. № 4.1 (19). С. 230–232. 21 Бескоровайная, С.А. Эволюционные процессы в сфере экономического планирования как теоретический аспект определения места бюджетирования в функционале финансового менеджмента // Международный бухгалтерский учет. 2017. № 25. С. 20 - 26. 22 Белоусов Д., Солнцев О., Хромов М. Построение долгосрочного научно-технологического прогноза для России методом «Форсайт» // Проблемы прогнозирования. – 2018. - № 1. - С. 18-32 23 Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2014. 592 с. 24 Бригхэм Ю.Ф. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс / Ю.Ф. Бригхэм. - СПб.: Питер, 2019. - 592 c. 25 Брусов П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - М.: КНОРУС, 2012. - 226 с. 26 Бутакова, М.М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов.: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: КНОРУС, - 2018. 168 с. 27 Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник - М.: Проспект, ТК Вилби,2019. -328 с. 28 Воронов, Ю. П. Форсайт как инструмент [Текст] / под. ред. В. И. Суслова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. — 212 с 29 Воробель, Д. Ю. Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации жилищной политики [Электронный ресурс] / Д. Ю. Воробель. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9172/ (дата обращения: 07.09.2020). Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c. 30 Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c. 31 Гришина А.В. Патентный анализ как инструмент стратегической диагностики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2018. - № 1 – С. 113-115 32 Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей - М.: Издательский дом «Вильяме», 2019. - 364 с. 33 Добровольский, А. Л. Финансовое планирование как одна из составляющих тактического планирования // Мир современной науки. – 2018. - 5. С.12-17 34 Дробязкн Р.С. Охрименко О.И. Экспертные панели. Метод прогнозирования качественной информации // Теория и практика модернизации научной деятельности. – 2019. – С. 47-50 35 Дроздов Г.Д., Василенко Р.В. Формы стратегического партнерства государства и бизнеса в региональной жилищной политике // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 4 (34). С. 99-101. 36 Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. 37 Жилищная нужда и жилищный вопрос [Электронный ресурс]. URL: http://isfic.info/hompol/comep01.htm/ (дата обращения: 14.08.2020). 38 Жилье и жилищная политика. Монография. – СПб.: Санкт-Петербургская гуманитарно-технологическая корпорация, 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusexpert.org/index. php?option=com_content&view=articl e&id=28&Itemid=23 (дата обращения 15.08.2020). 39 ЖКХ – зарубежный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kaktam.info/2019/02/09/жкх-зарубежный-опыт. 40 Жилищное хозяйство России. Статистический сборник 2019 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Jil-kom_xoz-vo%202019.pdf 41 Залкинд Л.О. Муниципальная жилищная политика в рамках стратегий местного развития // Электронный ресурс http://refleader.ru/jgeotryfspolaty.html (дата обращения 16.08.2020) 42 Зубкова, А.Г. Стратегический менеджмент: учебник / А.Г. Зубкова. - М.: Academia, 2018. - 576 c. 43 Иваненко Л.В. Зарубежный опыт эффективного управления многоквартирными домами / Л.В. Иваненко // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Сер.: Экономика. – 2019. – № 1 (7). 44 Карицкая Т.Ю. Особенности управления жилищной политикой на муниципальном уровне // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы IV международной научно-практической конференции. 2016. С. 157-161. 45 Коняхин, Г.В. Жилищная политика в России в XX веке: аналитическая ретроспектива. – М.: Изд-во МГОУ, 2018, 130 с. 46 Кораблев М.М. Нормативно-правовые аспекты управления жилищной политикой // Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2019. С. 77-80. 47 Кукушкина С. Метод Дельфи в Форсайт-проектах // Форсайт. – 2017. - № 1. – С. 68-73 48 Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. - Омега-Л «Москва», 2018. - С. 252. 49 Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. — М.: Олимп-Бизнес, 2019. — 256 с. 50 Мадера, А.Г. Риски и шансы: Неопределенность, прогнозирование и оценка / А.Г. Мадера. - М.: Красанд, 2019. - 448 c. 51 Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 361 c. 52 Манухина Л.А. Об инвестиционной жилищной политике, направленной на увеличение количественных и качественных параметров жилищной обеспеченности населения // Недвижимость: экономика, управление. 2019. № 1. С. 58-60. 53 Никитина Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. - М.: КноРус, 2018. – С. 300 54 Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Назарова М.Г.. - М.: Омега-Л, 2018. - 320 c. 55 Поляк, Г. Б. Финансовый менеджмент: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ? Дана, 2015. 572 с. 56 Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ // Образование и наука в современном мире. Инновации - 2020 - № 5 (12) -С. 120–128. 57 Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. - 408 с. 58 Романова М.В. Управление проектами: Учебное пособие для вузов. ? М.: Инфра-М, 2018. ? С. 331. 59 Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015. 882 с. 60 Рыбалко, О.А., Шалаева, Л.В. Стратегическое планирование и бюджетирование как базовые элементы современной системы управления // Международный бухгалтерский учет. 2017. № 28. С. 25 - 38. 61 Серегина С., Барышев И. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. – 2019. - № 1(1). - С. 8-15 62 Серегина С., Барышев И. Закономерно ли появление Форсайта? // Форсайт. – 2018. - № 2(6). - С. 4-12 63 Слободняк, И.А. Имитационное моделирование при прогнозировании экономических показателей // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018. № 11. С. 8 - 12. 64 Сорокина, А. Г. Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» / А. Г. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 4 (39). - С. 174-177. 65 Фадеев, Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес. М.: Налоговый вестник, 2016. 355 с. 66 Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ПРОСПЕКТ, 2017. 1024 с. 67 Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ПРОСПЕКТ, 2015. - 1024 с. 68 Четыркин, Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов: М. Дело ЛТД, 2015. 134 с. 69 Шашнов С., Позняк А. Научно-технологические приоритеты для модернизации российской экономики // Форсайт. - 2019. - № 2. – С. 48-56 70 Якушевский, К. Е. Некоторые вопросы реализации права на жилище в современной России / К. Е. Якушевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 13 (251). - С. 230-235. 71 Akerlof G.A. (1984) Gift Exchange and Efficiency-Wage Theory: Four Views // The American Economic Review. Vol. 74. № 2. P. 79-83. 72 Higgins, J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, Winter Park, Florida, 1994. 73 Martin B. Foresight in Science and Technology // Technology Analysis and Strategic Management. 1995. Vol. 7. № 2. 74 Handbook of Knowledge Society Foresight. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. Doublin, Lough- linstown, 2003. 75 Karki M. M. S. Patent citation analysis: A policy analysis tool. World Patent Information, 1997, 19(4), p. 269-272.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы системы форсайта как инструмента стратегического менеджмента 1.1 Роль и место форсайта в системе стратегического менеджмента Современное состояние экономики, ориентированное на инновационные методы развития и повышения эффективности бизнеса, предъявляет новые требования к управлению бизнес-процессами и к реализации важнейших его функций - планирования, организации, мотивации, контроля и анализа. Термин «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Этот термин, первоначально широко применяемый в военном деле, плотно вошел в теорию и практику управления. Стратегия - это качественно определенное направление развития на долгосрочную перспективу, в отношении сферы, средств и формы осуществления деятельности организации, системы взаимоотношений внутри нее, а также позиционирования организации к окружающей среде, приводящее к достижению поставленных целей. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей . Выработка стратегии является частью процесса планирования. Планирование позволяет стабилизировать деятельность в условиях изменчивости отношений. Никитина Н.В., определяет планирование, как процесс разработки и принятия целевых установок, как в количественном, так и качественном выражении, а также определение направлений их эффективного достижения Планирование рассматривается в контексте двух направлений общеэкономический аспект – как теория менеджмента; управленческий - как функция менеджмента. В любом случае планирование отражает способность прогнозирования развития. Применение методов планирования дает ряд конкурентных преимуществ : - позволяет обеспечить использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся внешней среды; - дает возможность оценить проблемы развития; - оказывает стимулирующее воздействие на управленческую деятельность; - позволяет обеспечить четкую координацию действий между участниками процесса; - обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений; - позволяет оптимизировать процесс распределения ресурсов. То есть, эффективное управление возможно лишь при планировании и прогнозировании всех ресурсов, их источников и отношений. Основной целью планирования является установка целевых показателей развития и ресурсов, необходимых для их достижения. Объектом планирования являются все виды ресурсов, задействованные в процессе. Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии : - выделение приоритетов –планирование основывается на выявлении значимых связей и зависимостей между сферами деятельности и выделении их в отдельные структурные элементы общего плана. В следствии такого подхода процесс планирования можно разбить на отдельные расчеты и тем самым упростить процесс разработки, реализации и контроля исполнения плана; - прогнозирование - основой планирования является прогнозирование, то есть оценка возможных последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок). Прогноз изменения состояния осуществляется посредством систематического мониторинга изменения основных факторов. Качество такого прогноза определяет качественные характеристики плана; - обеспечение безопасности – в процессе планирования необходимо учесть риски, связанные с принятием управленческих решений, а также предусмотреть возможности их исключения или нивелирования рисков; - оптимизация - планирование должно обеспечить оптимальный выбор альтернатив использования ресурсов; - координация – в процессе планирования должно быть обеспечено взаимодействие между всеми участниками процесса; - упорядочение - планирование определяет общий порядок действий; - контроль –план является эффективным инструментом контроля; - документирование - планирование представляет позволяет выразить процесс в документарной форме. Таким образом, планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению необходимыми ресурсами. Основной целью планирования является обеспечение достижения прогнозных целевых показателей. Общепризнанными являются следующие принципы планирования: выделение приоритетов, прогнозирование, обеспечение безопасности, координация и интеграция различных сфер деятельности, упорядочение, контроль и документирование. В соответствии со структурой системы планирования, сам процесс планирования можно разделить на несколько этапов: - на первом этапе анализируются показатели за предыдущий период; - второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов; - на третьем этапе происходит уточнение и конкретизация прогнозных показателей путем составления текущих планов; - на четвертом этапе осуществляется оперативное планирование. Завершается процесс планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Рациональная модель управления планированием и прогнозированием рассматривает процесс управления как часть стратегии и включает следующие этапы : Первый этап: анализ общей, функциональной стратегии, изучение намерений и ожиданий и проверка их на соответствие миссии; Второй этап: оценка факторов внешней и внутренней среды. Роль внешней среды заключается в предоставлении внешних финансовых ресурсов, необходимых для поддержания внутреннего потенциала на должном уровне. К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки проектной стратегии организации относятся SWOT-анализ. SWOT-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны внешней среды. На основании SWOT-анализа строится такая стратегия, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск. Третий этап: формирование стратегических целей и их оценка на соответствие SMART- характеристике, определение ресурсов, выработка политики. Цели представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры, позволяющие направлять деятельность и оценивать ее результаты. Формирование целей должно отвечать SMART-характеристикам: S - (specific - конкретная, значительная). Цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее прозрачности определяется однозначностью восприятия всеми. Цели должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия. M - ( measurable – измеримая). Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному. A - ( attainable, - достижимая, согласованная, ориентированных на конкретные действия). Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов. R - (realistic - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты). Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Совместимость предполагает, что стратегические цели соответствуют миссии организации, ее общей стратегии развития, а также краткосрочным инвестиционным и другим функциональным целям. T - (time-based - на определенный период, своевременная, отслеживаемая). Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период. Кроме того, цели должны быть гибкими, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционной среде. Четвертый этап: разработка системы организационно-экономических мероприятий по разработке и реализации проекта. После того, как определена цель проекта, начинается создание диаграммы действий. Диаграмма строится в виде дерева. Для конечных задач устанавливается время на их реализацию. Между зависимыми задачами устанавливаются взаимосвязи, после чего древовидную структуру переводят к диаграмме Ганта . В ней получаются цепочки задач, связанных по последовательности и исполнителю. Время, которое будет затрачено на самую длинную цепочку можно принять за время реализации проекта. Обычно это время умножают в 1,3-2 раза, учитывая возможность форс-мажорных обстоятельств при реализации. По основным частям, на которые был разбит проект устанавливают контрольные точки. В контрольных точках менеджер проекта сравнивает планируемый результат с реальным и корректирует дальнейший план действий. Заключительный этап предполагает подготовку заключительных документов. Таким образом, процесс планирования основан на концепции постоянного улучшения и подходе PDCA: Plan-Do-Check-Act (цикл Деминга). Стандартный цикл Деминга представлен на рис.1. Рисунок 1 - Структура стандартного цикла Деминга Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий по управлению процессом и достижению его целей: - планирование (Plan): установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и планирование распределения необходимых ресурсов; - выполнение (Do) запланированных работ; - проверка (Check): сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений; - воздействие. управление, корректировка (Act): принятие мер по устранению причин. Стратегия развития предполагает наличие высокоэффективной системы управления и нового экономического мышления. Вопрос организации планирования в рамках стратегического управления стал актуальной проблемой, эффективное решение которой способствует достижению целей развития . Стратегическое планирование является важнейшей составной частью планирования прогнозирования и представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития необходимыми ресурсами . Разработка стратегии и тактики развития является важнейшей задачей. При этом базой для обеспечения конкурентоспособности является рациональная организация стратегического и тактического планирования. Стратегическое планирование - это процесс выработки стратегических целей и задач деятельности компании с учетом внешних возможностей и рисков, внутренних сильных и слабых сторон, а также комплекса мер по укреплению конкурентных позиций организации в долгосрочной перспективе. По своей сути стратегический план представляет собой экономически обоснованный, глубоко продуманный, рациональный выбор модели экономического и социального развития компании на долгосрочную перспективу (5-30 лет) . Текущее планирование заключается в направлений развития в соответствии со стратегическим планом и с привязкой их к конкретным целевым показателям. Текущее планирование осуществляется на срок от 1-го до 3-х лет. То есть, текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого ресурсов, изучается эффективность каждого источника и проводится оценка основных направлений деятельности . Оперативное планирование, предполагает разработку краткосрочных тактических планов на срок до 1 года с разбивкой на кварталы, месяцы, декады, дни. Степень детализации и временной лаг планирования определяются сугубо индивидуально. Результатом оперативного планирования являются производственные планы, бюджеты и графики, дорожные карты. Форсайт – новейшая технология, позволяющая участвовать в формировании будущего, самым успешным образом согласовывать разнонаправленные интересы разных участников процесса происходящих изменений. Таким образом, это – особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения по выбранной траектории на базе общественного консенсуса. Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Его предложением было ввести особую специальность – «профессор предвидения», который бы анализировал и находил применения будущим технологическим открытиям . Форсайт представляет собой процесс общенационального отбора новых направлений, в ходе которого изучаются мнения различных субъектов национальной инновационной системы, устанавливаются связи между ее элементами, и приходят к общему заключению. Поэтому наибольшее распространение этот метод получил в странах с развитой культурой кооперации, сотрудничества внутри национальной инновационной системы, развитие которой поддерживает правительство. Первые попытки реализации Форсайт проектов в РФ были не совсем удачные или не замечены и не востребованы. Форсайт шире, чем технология долгосрочного прогнозирования. С одной стороны, форсайт – лишь один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он – весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям. С другой – форсайт это уникальный способ почти автоматической трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий. С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства . Следует отметить, что форсайтом можно назвать процесс формирования и постоянного обновления долгосрочных перспектив развития крупномасштабных проектов. Основа деятельности представляет собой сбор и обработка коллективных экспертных оценок, получаемых от различных социальных профессиональных групп, готовых активно участвовать в самореализации разработанного образа будущего. Форсайт, как методология проектирования будущего, относительно новое явление в мире экономико-управленческих наук, что позволяет учитывать долгосрочные (культурные, политические, экономические и социальные) последствия внедрения новых технологий как для стран, так и для регионов, отдельных отраслей экономики. Основная идея форсайта заключается в определении стратегических направлений развития науки, технологии, экономики, социальной сферы, которые через 15-20 лет станут определяющими для всего мирового сообщества . Таким образом, форсайт является одним из элементов стратегического управления, а точнее методом экспертного прогнозирования. Форсайт – это процесс формирования и постоянного обновления долгосрочных перспектив развития крупномасштабных проектов. Как любое управление проектами, форсайт в значительной степени ориентирован не только на сам проект, но и на ту среду, в которой он реализуется и подразумевает сбалансированное сочетание интересов всех участников проекта, сочетание их ответственности и прав. Для форсайта характерно применение методов управления, основывающихся на цикле Деминга и подходе PDCA: планирование (Plan): установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и планирование распределения необходимых ресурсов, выполнение (Do) запланированных работ, проверка (Check): сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений и воздействие. управление, корректировка (Act): принятие мер по устранению причин. 1.2 Цели, задачи и этапы реализации форсайта Технология Форсайт (англ. foresight - взгляд в будущее) - эффективный инструмент формирования приоритетов, использующий мобилизацию большого количества участников для разработки прогнозов в таких сферах деятельности, как наука и технологии, экономика, государство и общество. При стратегическом управлении форсайт-проекты используются для разработки развернутых прогнозов развития комплексных стратегически важных объектов и ситуаций. Форсайт-проекты стали развитием метода сценариев ситуационного анализа и технологического прогнозирования. Их результаты необходимы для создания дорожных карт, разрабатываемых сегодня ведущими корпорациями мира при стратегическом планировании. Форсайт в различных своих разновидностях широко применяется при стратегическом управлении в США, Японии, Европе. По мнению Бена Мартина, «Форсайт - это систематизированные попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» . Цель разработки форсайта - определение альтернативных вариантов развития объекта прогнозирования - возможных вариантов будущего . Форсайт-проекты используются для определения перспективных направлений развития науки и технологий. Благодаря технологиям Форсайта эти вопросы остаются предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления научными исследованиями, интеграция науки и промышленности и, в конечном счете, определение эффективных направлений инновационного развития, способного обеспечить повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Одно из исходных положений форсайта состоится в том, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня . Поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию развития объекта прогнозирования. В настоящее время, когда особое значение приобрела борьба за лидерство и конкурентное преимущество, на первый план выходит траектория инновационного развития объекта прогнозирования. Форсайт, в разработке которого принимает участие значительное число высококвалифицированных специалистов, должен быть тщательно спланирован и организован. Форсайт-проекты могут осуществляться достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме. В других случаях исследования могут, не повторяясь, проводиться как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества. Результатом разработки форсайт-проектов становятся не только новые знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важный результат - развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов. С помощью технологий экспертного прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов для стратегического управления. Основные этапы экспертного прогнозирования методом форсайт представлены на рисунке 2. Этап 1. Подготовка к разработке прогноза. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи: - сформировано организационное обеспечение разработки прогноза; - сформулировано задание на прогноз; - организованы рабочая и аналитическая группы сопровождения; - создана экспертная комиссия; - подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза; - создана информационная база для проведения прогноза; - обеспечено компьютерное сопровождение разработки прогноза. Рисунок 2 - Блок-схема основных этапов разработки прогноза методом форсайт Для разработки качественного прогноза требуются современные технологии экспертного оценивания и информационных технологий, обеспечивающих процесс разработки. Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами. В некоторых случаях в процессе его разработки необходимо уточнение задания. В экспертную комиссию, разрабатывающую прогноз, приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы. Для многоаспектной оценки управленческой ситуации экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты, способные профессионально оцепить все ключевые аспекты управленческой ситуации, для которой разрабатывается прогноз. Разработка прогноза должна быть четко регламентирована. Задача рабочей группы - подготовить документацию, содержащую решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии, график разработки прогноза, контракты со специалистами, привлекаемыми для его разработки и т.д. Специалисты должны иметь всю необходимую информацию об объекте прогнозирования. При работе над прогнозом, особенно если он многовариантный, приходится обрабатывать большой объем информации. Поэтому обойтись без современных информационных технологий для эффективной работы над прогнозом невозможно. Этап 2. Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 78 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 124 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
12500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg