1.Классификация трудовых споров
Среди имеющих место мнений, самой распространенной классификацией, на наш взгляд, нужно признавать ту, что связана со спорящим субъектом, также с характером спора и видом спорного правоотношения. Так по спорящему субъекту их делят:
на индивидуальные, а также коллективные. В индивидуальных спорах защищаются права конкретного работника, его установленный законом индивидуальный интерес. В коллективных спорах защите подлежат те права и полномочия, а также законные интересы всех членов трудового коллектива (или его части), связанного с вопросами труда, социально-трудовых прав.
Рассматривая классификацию далее, например, ту, что касается характера спора, принято выделять споры, связанные с применением трудоправовых норм, которые установлены законодательством, локальными нормативными актами, а также коллективными или трудовыми договорами, соглашениями социально партнерского характера. Рассматриваемые споры зачастую возникают из различных отношений трудоправового характера, а также различного рода правоотношений, вытекающих из трудовых. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива. Их за рубежом называют "споры о правах".
Следующая категория споров связана с установлением, равно как и изменением ранее существующих трудовых условий. Кроме того сюда же относятся условия, связанные с социальной характеристикой условий труда, которые не урегулированы законодательством. Эти категории споров возникают из следующих отношений:
а) из трудовых отношений направленных на установление работнику на предприятии обновленных условий труда (изменение графика сменности, изменение размера оплаты труда, графика предоставления отпуска);
б) к этой группе относят взаимоотношения профсоюзного органа с представителями работодателя, его администрацией, допустим те дискуссии, которые возникают из обсуждений условий коллективных договоров;
в) далее следуют отношения представителей коллектива работников с представителями администрации, его руководителем (допустим разногласия, направленные на решение разноплановых моментов, связанных с управленческой деятельностью);
г) после этого важно рассмотреть отношения профсоюзного комитета с администрацией. Эту категорию споров принято именовать спорами по интересам.
Любая классификация трудоправовых споров нужна с целью того, чтобы по каждому их них было возможно определить его подведомственность, а впоследствии и подсудность.
Как говорилось ранее, в теории трудового права принято подразделять трудовые споры на споры индивидуальные и коллективные. Значимость данного разграничения определяется принципиально различным порядком их разрешения.
Считаем, что разногласия в сфере труда, в случае, когда стороной выступает один работник, всегда должны относиться к спорам индивидуального характера. Исходя из понятия, содержащегося в нормах права, индивидуальные трудовые споры всегда относятся к категории юридических споров. Такие категории споров всегда возникают в связи с теми разногласиями, которые связаны с вопросами нормативного применения. Эти категории споров чаще всего именуют исковыми, поскольку, став предметом судебного разбирательства, эти категории дел, действительно носят исковой характер. По ним постанавливают законные и обоснованные решения. Будучи переданными в суд, они рассматриваются в порядке искового производства.
Стороной коллективного трудового спора могут стать как работники всей организации, так и некоторых структурных подразделений. В соответствии с содержанием трудового законодательства, а именно со ст. 399, абсолютным правом выдвижения требований, владеют работники в лице их представителей.
2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
Под подведомственностью споров о труде индивидуального характера подразумевается круг тех трудоправовых споров, рассматривать которые может какой-либо конкретный орган, наделенный специальной компетенцией. По предметной принадлежности различных категорий споров трудоправового характера, которые тот или иной полномочный орган может принять к разрешению, следует проводить определение компетенции полномочных на рассмотрение споров о применении труда органов. Законодательством определено, что решение юрисдикционного органа только тогда будет иметь юридическую силу по трудовому делу, когда само дело разрешено с учетом подведомственности и подсудности. Так, например, невозможно признать законным решение КТС по заявлению о восстановлении на работе, поскольку данные споры по первой инстанции рассматриваются судами и никак иначе.
Касаясь практического применения вопросов подведомственности, трудовых споров индивидуального характера, сначала определяют предмет спорного правоотношения, его содержание. Анализируя положения постановления Пленума Верховного Суда РФ принятого 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2006 г. при разрешении ими трудовых споров, заметим, что подведомственности этих категорий дел уделяется серьезное внимание.
В нем же предложено разъяснение по вопросам, связанным с альтернативностью подведомственности: впервые Пленумом указано, что нельзя запрещать гражданам право выбора того юрисдикционного органа, которому они доверяют защиту нарушенного права. Речь идет о возможности обращения как в суд, так и в КТС (по индивидуальному усмотрению самого гражданина). По общему правилу же, в пункте 1 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ подчеркивается, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. 382, 392 ТК РФ, дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
Рассуждая ранее, мы определили, что под подведомственностью трудового спора следует понимать относимость спора о праве к компетенции того или иного юрисдикционного органа полномочного рассматривать и разрешать по существу трудовой спор. Самое большое количество таких дел рассматривается судами, но как мы уже говорили, возможно рассмотрение споров о применении труда комиссией по трудовым спорам, а также инспекцией по труду. Таким образом, любой из альтернативных органов может рассмотреть лишь те категории дел, которые относятся к его компетенции в зависимости от предметной принадлежности.
3. Органы, полномочные рассматривать трудовые споры
В соответствии со ст. 382 ТК РФ, органами, полномочными рассматривать и разрешать по существу трудовые споры поименованы: суд и комиссия по трудовым спорам. Следует сразу обозначить несостоятельность вышеобозначенной нормы трудового законодательства, поскольку, в перечень юрисдикционных органов не включена государственная инспекция труда. Анализируя ст.83 ТК РФ п. 2, повествующую о возможности "восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда" мы обязаны сделать вывод о том, что ГИТ следует относить к органам, полномочным разрешать по существу споры, связанные с восстановлением на работе.
Следующий орган по рассмотрению трудовых споров - это комиссия по трудовым спорам, которая может быть образована по инициативе как работников так и работодателей. Сторона, получившая письменное предложение о необходимости формирования комиссии обязана в десятидневный срок направить представителей для работы в комиссии .
Работодатель своих представителей назначает распорядительным документом, состав представителей работников утверждается общим собранием работников. Из состава сформированной комиссии избирается председатель, заместитель и секретарь комиссии.
4. Порядок рассмотрения спора КТС
Срок обращения за защитой нарушенного права составляет 3 месяца. В установленном законом порядке он подлежит восстановлению.
Рассмотреть спор комиссия обязана в течение 10 календарных дней. Срок исчисляется с момента подачи (регистрации) заявления.
Спор должен быть рассмотрен в присутствии работника, если он не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Если работник бездействует, комиссия может вынести вопрос о снятии с повестки дня рассмотрение спора, что совсем не подтверждает лишение права на защиту, поскольку не препятствует защите нарушенного права.
У комиссии по трудовым спорам имеется право запрашивать у работодателя необходимые документы, приглашать на заседание специалистов и свидетелей. Заседание обязательно протоколируется. Протокол визируется председателем и заверяется печатью. Заседание комиссии правомочно, когда присутствует не менее 50 процентов представителей от работников и 50 от работодателей. По существу трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней, в противном случае, работнику представлено право перенести его рассмотрение в суд.
Решение принимается тайным голосованием большинством голосов. В письменном решении обязательно указать: наименование работодателя (или его структурного подразделения), Ф.И. О. работника с указанием должности. Обязательно указание на дату обращения в комиссию и сущность спора. Ф.И. О. членов присутствующих членов комиссии, нормативное обоснование решения, результаты голосования. Оформленное надлежащим образом решение вручаются сторонам спора в течение 3 дней. В течение 10 дней со дня вручения ему копии, решение можно обжаловать в судебном порядке. Исполнено оно должно быть в течение 3 дней по истечении срока на обжалование. Если отсутствует добровольное исполнение, работнику выдается удостоверение, которое является исполнительным документом (его возможно получить в течение 1 месяца со дня принятия решения). Удостоверение возможно предъявить к исполнению в течение 3 месяцев со дня его получения. Пропущенные по уважительной причине сроки подлежат восстановлению.
Заметим, что судья при принятии искового заявления должен определить, из каких правоотношений вытекает спор. Главное, чтобы они были основаны на добровольно выраженном волеизъявлении, состоявшемся между работником и работодателем. Это волеизъявление должно быть связано с личным выполнением работником трудовой функции за определенное вознаграждение, он обязательно должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечивать надлежащие условия труда, не менее тех, что предусмотрены нормами трудового законодательства и локальными нормативными актами, а так же коллективным договором.
Следующее, чему необходимо уделить внимание, это подведомственность и подсудность. Это второе немаловажное условие, без которого невозможно рассмотреть дело по существу. Решение, постановленное с нарушением правил подведомственности и подсудности считается не законным. Особенное внимание уделяется заключению договоров о труде с руководителем, которое производится на основании решения уполномоченного лица или органа. Без этого невозможно возникновение трудовых правоотношений. Ввиду этого, все дела связанные с оспариванием руководителями своих договоров, которые заключены с организациями, а так же решений соответствующих органов, связанных с освобождением из от своих должностей, подведомственны никому иному как судам общей юрисдикции и, соответственно, должны быть рассмотрены ими в порядке искового производства. Так, если в суд поступает исковое заявление по делу, которое должно быть рассмотрено, например, арбитражным судом, то надлежит отказать в принятии обращения как неподведомственное, в соответствии с гражданским процессуальным кодексом. Если же о том, что подведомственность неверно определена, становится известным после начала судебного заседания в рамках гражданского судопроизводства, то данное дело в производстве должно быть прекращено.
Очень важно отметить, подведомственность теоретически принято классифицировать. Принято выделять исключительную подведомственность, в соответствии с которой, нельзя рассматривать дела в других органах, кроме тех, что непосредственно определены законом, например, иски о восстановлении на работе могут быть рассмотрены лишь судами общей юрисдикции и никакими другими компетентными органами. Ранее законом предусматривалась возможность применения досудебной подведомственности, когда обращение в суд возможно лишь после определенной предварительной процедуры, а именно после того, как субъекты разбирательства попытаются урегулировать разногласия самостоятельно. В таких случаях говорят об условной подведомственности. В настоящее время, применительно к трудовым спорам, исследованное правило не применимо, поскольку в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда, досудебный порядок рассмотрения трудовых споров упразднен. Обобщая судебную практику, суд пришел к выводу о невозможности запрещать гражданину права выбора того юрисдикционного органа, которому он доверяет защиту нарушенного права, ввиду чего условная подведомственность к трудовым спорам не применима.
По общему правилу, каждый орган вправе рассматривать лишь те споры, которые относятся к их подведомственности, определенной как компетенция их. Компетенция определяется предметом спора, субъектным составом, и содержанию правоотношения. И.М. Зайцев определил подведомственность как "свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юридического органа". Исходя из этого определения, представляется возможным проклассифицировать индивидуальные трудовые споры (по под - ведомственности) на следующие группы: первая из которых включает споры, рассматриваемые в общем порядке, те, что рассматриваются исключительно в судебном заседании; вторая группа включает те, что подлежат рассмотрению в особом порядке, предусмотренном федеральными законами для отдельных категорий работников, например, государственные гражданские служащие.
Исследовав категорию подведомственности, можно сделать вывод о том, что под подведомственностью трудовых споров стоит понимать выбор возможности отнесения спора о праве трудовом к компетенции того или иного юрисдикционного органа, полномочного рассматривать и разрешать по существу данный предмет спора. Верное определение подведомственности имеет существенное значение, поскольку, как исследовалось ранее, дело, рассмотренное с нарушением правил подведомственности не может быть признано законным и обоснованным.
После выявления подведомственности, важно определить подсудность трудового спора. Подсудность - это распределение между судами судебной системы РФ подведомственных суду индивидуальных трудовых споров. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к возможности рассмотрения споров относит районные (городские) суды и в некоторых случаях мировых судей (даже если об этом напрямую не сказано в законе). В соответствии с нормами трудового законодательства, суды относятся к органам, рассматривающим индивидуальные трудовые споры. Распределение подведомственных судам дел содержится в гражданском процессуальном законодательстве. ГПК РФ и разграничивает компетенцию между звеньями судебной системы. В настоящее время все трудовые споры должны быть рассмотрены районными судами, но это не совсем верно, поскольку мировые судьи тоже имеют отношение к спорам в сфере применения труда, а именно, начисленная и не выплаченная заработная плата взыскивается, чаще всего, посредством приказного производства, а вынесение судебного приказа, по своей сути, относится к компетенции мирового суда. Кроме этого, в научной литературе неоднократно обсуждался вопрос, связанный с исполнением коллективного договора, а именно то, что коллективный договор относится к договорам, подписанным в установленном законом порядке, следовательно, исполнение условий договора является обязанностью сторон. Из чего следует, что споры, связанные с нарушением условий коллективного договора могут быть рассмотрены мировыми судьями.
Ранее, до прошедших изменений, Е.А. Ершова неоднократно говорила, что наиболее сложные трудовые споры необходимо рассматривать по первой инстанции районными судами, но, к сожалению, автор говорил лишь об "исках, связанных с заключением и изменением трудового договора, защитой персональных данных работника, отпусками, заработной платой, совмещением, совместительством, дисциплиной труда, материальной ответственностью сторон трудового договора, особенностями регулирования труда отдельных категорий работников и др." Законодатель пошел дальше и определил возможность рассмотрения споров в сфере труда районными судами.
Рассматривая поступившее исковое заявление, судья определяет подсудность спора. Подсудность является процессуальным институтом, нормы которого призваны регулировать разграничение компетенции между конкретными судами различных звеньев судебной системы. Это и есть самое главное отличие двух абсолютно разных институтов.
Исследовав вышеобозначенный институт, можно прийти к выводу о том, что нововведения и позитивные изменения в законоположениях в сфере трудового законодательства, связанного с порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров подчеркивают то обстоятельство, что право работников на судебную защиту не может быть ограничено, ввиду чего произошло изменение подведомственности споров о труде. В настоящее время работники наделены альтернативным правом обращения за защитой к вышестоящим должностным лицам или в комиссию по трудовым спорам. Обозначилась важность такой категории дел как споры в сфере применения труда, ввиду чего законодатель нашел возможным отнесение рассмотрения споров о труде к компетенции судов общей юрисдикции районного значения.
Процедура рассмотрения споров в судах общей юрисдикции регламентирована ГПК РФ.
5. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Теория трудового права подразделяет споры на индивидуальные и коллективные. Встречаются различные подходы к понятию коллективных споров в сфере применения труда. Положительным следует признать определение, связанное с понятием трудового спора как конфликта о нарушении положений коллективного договора, независимо от того, один ли работник пострадал или весь трудовой коллектив.
Анализируя определение спора коллективного характера, изложенного в трудовом законодательстве, а также порядка заявления требований работников и их представителей приходим к выводу о том, чтобы признать трудовой спор коллективным, требования должны быть предъявлены коллективом работников.
Сторонами спора о труде коллективного характера выступают работники, в лице своих представителей-профсоюзов, уполномоченных на представительство надлежащим образом и работодатели, в лице руководителя предприятия или другие уполномоченные должностные лица.