Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование договора перевозки грузов автомо-бильным транспортом

one_butterfly 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2021
Актуальность и недостаточность исследования проблем регулирования договорных отношений в сфере автомобильных перевозок грузов обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования. Цель настоящего исследования состоит в изучении вопросов правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: – изучить природу, роль и значение общественных отношений, связанных с организацией грузовых перевозок автомобильным транспортом, как института гражданского права; – исследовать систему нормативно-правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом; – изучить предмет договора перевозки груза автомобильным транспортом, а также иные элементы его содержания; – определить особенности правового регулирования, форму и порядок заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом; – рассмотреть особенности применения мер гражданско-правовой от-ветственности по договору перевозки груза; – разработать комплекс мер, позволяющих оптимизировать правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе, по изменению норм Гражданского кодекса РФ в части регулирования дого-вора перевозки, а также выработать рекомендации и предложения по проекту нового Устава автомобильного транспорта. Объектом данного исследования являются общественные отношения по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом. Предмет настоящего исследования составляют система нормативных правовых актов, регулирующих перевозку грузов автомобильным транспортом. Методы исследования составляют частно-научные и общенаучные ме-тоды познания: нормативно-логический, исторический, сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. Общее направление исследования определено с помощью диалектиче-ского метода, формирующего последующие методологические установки. Среди наиболее востребованных автором необходимо отметить нормативно-логический и сравнительный методы. На основании полученных теоретических результатов разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства о пе-ревозке грузов автомобильным транспортом. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Ди-пломная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь парагра-фов, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Развитие отношений в сфере гру-зоперевозок в нашей стране неминуемо привело к структурным преобразо-ваниям автотранспортной отрасли. Развитие грузоперевозок в целях перемещения товаров привело к необходимости добиться совместимости национальных транспортных систем в различных государствах для беспрепятственных международных перевозок. В результате таких качественных и количественных изменений на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. На сегодняшний день в России постепенно формируются системы, отвечающие современным международным требованиям и успешно развивающиеся в новых рыночных условиях. Выбор темы настоящего исследования обусловлен необходимостью исследования правовой природы договора перевозки грузов, наличием проблем связанных с правовым регулированием договора грузовой автомобильной перевозки, которые связаны с несистематизированностью и противоречивостью имеющихся нормативных актов в сфере грузоперевозок, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов при разрешении соответствующих хозяйственных споров. Ранее действовавший Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 года последнее время действовал с многочисленными поправками, имел ряд пробелов, и не в состоянии был разрешить всех проблемных вопросов в области автомобильных грузовых перевозок в связи с неактуальностью советских норм и активно развивающихся новых хозяйственных отношений. Так в частности названный нормативный правовой акт не регулировал в надлежащем объеме отношения по отказу от договора, переадресовки, отмены и прекращения договора автомобильной перевозки груза; не в полной мере регулировались отношения по привлечению к ответственности перевозчика при несохранной перевозке груза; был не урегулирован вопрос о возможности применения в грузовых автомобильных перевозках принципа смешанной ответственности; подлежит решению вопрос о залоговом праве перевозчика на груз в обеспечение получения причитающейся ему провозной платы и иных платежей и не проведено разграничение с правом удержания и другие вопросы. В 2007 году был принят новый Федеральный закон от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» что привело к новым вопросам, и в первую очередь в практике его применения. Необходимость надлежащего регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом в новых экономических условиях и обусловливает актуальность исследования. Степень научной разработанности темы исследования составили труды таких ученых, как: М.К. Александров-Дольник, М.М. Агарков, В.К. Андреев, В.А. Булов, М.И. Брагинский, А.Г. Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю. Ерпылева, В.В. Залесский, О.С. Иоффе, А.Г. Калпин, А.Д. Кейлин, О.М. Козырь, Г.Б. Леонова, А.Л. Маковский, Н.С. Малеин, В.К. Мамутов, М.М. Марголин, А.И. Масляев, Д.И. Мейер, Н.О. Нерсесов, Т.Е. Новицкая, Г.В. Отнюкова, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, А.И. Покровский, Я.И. Раппопорт, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханов, И.А. Танчук, А.А. Тиле, Н.Д. Титов, Ю.К. Толстой, Б.Е. Хаскельберг, А.И. Хаснутдинов, М.Е. Ходунов, Х.И. Шварц, Г.Ф. Шершеневич, К.К. Яичков и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 7 1.1 Понятие и сущность договора перевозки грузов автомобильным транспортном 7 1.2. Правовые основания заключения договора перевозки грузов 10 2 ДИНАМИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 18 2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов 18 2.2. Основания изменения и прекращения договора перевозки грузов 23 2.3 Правовое положение сторон и условия договора перевозки грузов 35 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 48 3.1 Особенности ответственности перевозчика за неподачу транспортного средства 48 3.2. Особенности ответственности перевозчика за просрочку доставки и сохранность грузов 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Россий-ская газета. –1993. – №237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: офиц. текст: Принят 30 ноября 1994 г., // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: офиц. текст: Принят 26 октября 1996 г., // СЗ РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [офиц. текст: Принят 26 ноября 2001 г., // СЗ РФ. –2001. – №49. – Ст. 4552. 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 14 ноября 2002 г., // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст. 4532. 6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 24 июля 2002 г., // СЗ РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3012. 7. Воздушный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 19.03.1997 г., // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №12. – Ст. 1383. 8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 30.04.1999 г., // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №18. – Ст. 2207. 9. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электри-ческого транспорта [Текст]: [Федеральный закон №259-ФЗ, принят 08.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №46. – Ст. 5555. 10. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №18-ФЗ, принят 10.01.2003 г., по состоянию на 08.11.2007] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №2. – Ст. 170. 11. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №17-ФЗ, принят 10.01.2003 г., по состоянию на 08.11.2007] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №2. – Ст. 169. 12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Текст]: [Федеральный закон №116-ФЗ, принят 21.07.1997 г., по состоянию на 18.12.2006] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №30. – Ст. 3588. 13. Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железно-дорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [Текст]: [Постановление Правительства РФ №111, от 02.03.2005 г., по состоянию на 21.02.2007] // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №10. – Ст. 851. 14. Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ №72, от 06.02.2003 г., по состоянию на 18.01.2007] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №7. – Ст. 646. 15. Устав автомобильного транспорта РСФСР [Текст]: [Постановление Совмина РСФСР №12, принят 08.01.1969 г., по состоянию на 28.04.1995] Специальная и учебная литература 16. Абова Т.Е. Об ответственности перевозчиков за сохранность грузов в прямом смешанном сообщении [Текст] // Советское государство и право. – 1965. – №10. – С. 82. 17. Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бума-гах. [Текст] – М., Издательство БЕК. 1994. – 564 с. 18. Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов. [Текст] – М., Юридическая литература. 1959. – 452 с. 19. Артюхов А.А. Штраф – не средство обогащения [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2008. – №1. – С. 6. 20. Астахова Е.Н. Квалификация договора о предъявлении груза и по-даче транспортных средств на железнодорожном транспорте [Текст] // Транспортное право. – 2008. – №1. – С. 17. 21. Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железно-дорожной перевозки грузов [Текст] // Транспортное право. – 2008. – №2. – С. 21. 22. Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве. [Текст] – М., Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР. 2006. – 512 с. 23. Боровик И. Ответственность перевозчика за нарушение обяза-тельств перевозки грузов [Текст] // Транспортное право. – 2007. – №1. – С. 17. 24. Братусь С.Н., Лунц Л.А. Вопросы хозяйственного договора [Текст] – М., Госюриздат. 1950. – 512 с. 25. Витрянский В.В. Договор перевозки. [Текст] – М., Статут. 2001. – 314 с. 26. Гражданское право. В 2-х томах: Том 2. [Текст] Учебник / Под ред. Суханова Е.А. – М., Волтерс Клувер. 2016. – 724 с. 27. Гражданское право: [Текст] Учебник. Ч. 2. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М., Проспект. 2017. – 718 с. 28. Гражданское право. Часть вторая: [Текст] Учебник / Под. ред. Кал-пина А.Г. – М., Юристъ. 2018. – 522 с. 29. Гражданское право. Часть вторая: [Текст] Учебник / Под. ред. Кал-пина А.Г. – М., Юристь. 2018. – 562 с. 30. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. [Текст] / Отв. ред. Садиков О.Н. – М., Издательство БЕК. 2015. – 476 с. 31. Гуев А.Н. Гражданское право: [Текст] Учебник: В 3-х т. Т.2. – М., Инфра-М. 2017. – 624 с. 32. Гуревич Г.С. К вопросу о правовой природе договора перевозки грузов [Текст] // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 67. – Кишинев., 1968. – 456 с. 33. Гусаков А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. Транспечать – НКПС. [Текст] – М., Транспортное право. 2007. – 416 с. 34. Давыдов Г. Каким быть уставу железных дорог России. [Текст] // Хозяйство и право. – 1993. – №9. – С. 55. 35. Егиазаров В.А. Транспортное право: [Текст] Учебник (издание четвертое, переработанное и дополненное) – М., ЗАО Юстицинформ. 2007. – 672 с. 36. Елдашов Г.А. Основания заключения договора перевозки грузов в автомобильном транспорте [Текст] // Транспортное право. – 2006. – №4. – С. 21. 37. Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. [Текст] – М., Юридическая литература. 1955. – 368 с. 38. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. [Текст] – М., Статут. 2005. – 708 с. 39. Каменков В.С., Каменков А.В. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки [Текст] // Юрист. – 2007. – №8. – С. 17. 40. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Абовой Т.Е., Ляндреса В.Б. – М., Контракт. 2006. – 316 с. 41. Комментарий к Уставу железных дорог СССР. [Текст] / Под ред. Астановского Г.Б. – М., Юридическая литература. 1986. – 346 с. 42. Крауз П. Об ответственности железных дорог за утрату, недостачу и порчу грузов [Текст] // Транспорт и хозяйство. – 1928. – №2. – С. 91. 43. Лаасик Э. Советское гражданское право. Часть особенная. [Текст] – Таллин., Валгус. 1980. – 632 с. 44. Леонова Г.Б. Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор. [Текст] // Закон. – 2008. – №2. – С. 18. 45. Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования [Текст] // Транспортное право. – 2005. – №3. – С. 27. 46. Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в пря-мом смешанном сообщении [Текст] // Юрист. – 2015. – №8. – С. 23. 47. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. ВАС вступился за грузоотправителей [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2007. – №32. – С. 7. 48. Мурзин Д.В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. Правовые про-блемы современной теории ценных бумаг. [Текст] – М., Статут. 1998. – 436 с. 49. Нерсесов И.О. Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. [Текст] – М., Статут. 2005. – 610 с. 50. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. [Текст] – М., Юрлитиздат. 1947. – 164 с. 51. Новицкий И.Б. Роль советского гражданского права в осуществле-нии хозрасчета и режима экономии. [Текст] – М., Слово. 2006. – 460 с. 52. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. [Текст] – СПб., Питер. 2014. – 436 с. 53. Пугинский Б.И. Коммерческое право. [Текст] – М., Статут. 2015. – 672 с. 54. Романович А.Н. Транспортные правоотношения. [Текст] – Мн., Изд-во Университетское. 1984. – 416 с. 55. Савичев Г.П. Проблемы эффективности законодательства в транс-портных обязательствах. [Текст] – М., Изд-во Моск. Ун-та. 1979. – 376 с. 56. Санникова Л.В. О правовой природе транспортных обязательств [Текст] // Юрист. – 2007. – №5. – С. 13. 57. Синайский В.И. Русское гражданское право. [Текст] – М., Статут. 2002. – 706 с. 58. Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора грузовой перевозки. [Текст] – М., Изд-во Ленинградского ун-та. 1969. – 318 с. 59. Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР: Автореф. докт. дис. [Текст] – Л., 1970. – 38 с. 60. Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Проблемы перевозки и материально-технического снабжения. [Текст] – Л., Изд-во ЛГУ. 1978. – 438 с. 61. Советское гражданское право: [Текст] Учебник. В 2-х частях. Ч. II / Под ред. Рясенцева В.А. 3-е изд. перераб. и дополн. – М., Юрид. лит. 1987. – 678 с. 62. Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. [Текст] – М., Статут. 2003. – 532 с. 63. Тархов В.А. Советское гражданское право. Ч. 2. [Текст] – Саратов., Изд-во Саратовского университета. 1979. – 518 с. 64. Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов [Текст] // Транспортное право. – 2008. – №2. – С. 16. 65. Фалькович М.С. Претензии и иски к железнодорожному перевозчику [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2008. – №2. – С. 9. 66. Фалькович М.С. Споры по договору перевозки [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2006. – №25. – С. 8. 67. Хаскельберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву: Автореф. дис…. докт. юрид. наук. [Текст] – Томск., 1969. – 38 с. 68. Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. [Текст] – Иркутск., Изд-во Иркут. ун-та. 1994. – 298 с. 69. Хаснутдинов А.И. Годовой договор на перевозку грузов автомо-бильным транспортом. [Текст] // Правоведение. – 1976. – №1. – С. 45–49. 70. Хмелева Т.Н., Быкова Т.А., Серветник А.А., Рузанова В.Д., Хмелева Т.Н. Учебное пособие по курсу «Гражданское право». Часть вторая. [Текст] – Саратов., Приволжское кн. изд-во. 2001. – 498 с. 71. Хозяйственное право: [Текст] Учебник / Под ред. Лаптева В.В. – М., Юрид. лит. 1983. – 654 с. 72. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. [Текст] – М., Юрлитиздат. 1966. – 516 с. 73. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. [Текст] – М., Статут. 2003. – 564 с. 74. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права [Текст] – М., Статут. 2015. – 678 с. 75. Шешенин Е.Д. Некоторые вопросы правовой природы договоров перевозки. – В кн.: Теоретические проблемы гражданского права. Вып. 13. [Текст] – Свердловск., 1970. – 672 с. 76. Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по Советскому праву. [Текст] – М., Транспортное право. 2007. – 326 с. 77. Яичков К.К. Договор перевозки и его виды в советском праве. [Текст] – М., Госюриздат. 1957. – 462 с. Материалы юридической практики 78. О некоторых вопросах практики применения федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст]: [По-становление Пленума ВАС РФ №30, от 06.10.2005 г.] // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №1. – С. 31. 79. Постановление Президиум ВАС РФ от 18 января 2005 г. №14480/03 [Текст] // Вестник ВАС РФ. – 2005. – №2. – С. 45. 80. Определение ВАС РФ от 25 января 2008 г. №17953/07 [Текст] // Вестник ВАС РФ. – 2008. №1. – С. 56. 81. Определение ВАС РФ от 26 ноября 2007 г. №15045/07 [Текст] // Вестник ВАС РФ. – 2007. – №12. – С. 46.
Отрывок из работы

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 1.1 Понятие и сущность договора перевозки грузов автомобильным транспортном Используемые в Законе понятия «транспортирование грузов» и «пере-возка грузов» не являются синонимами, так как, по сути означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). При этом может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако, следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе от 27.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Обязательства по перевозке грузов не возникают, например, при транспортирование оружия, которое осуществляется не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку. Легальное определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК). Согласно п. 1 ст. 785 ГК, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Следовательно, можно сделать вывод, что понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Так под перевозкой понимается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно. В отечественном гражданском праве, данный вопрос остается пока дискуссионным. Однако, несмотря на кажущуюся изученность этой проблемы, необходимо обратиться к рассмотрению юридической природы указанного договора, поскольку правильное определение правовой природы договора перевозки имеет известную ценность «…с позиций дальнейшего совершенствования и унификации транспортного законодательства». В системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции», а многие российские ученые данному договору отводят особую роль, или называют «стержневым обязательством на транспорте», а зачастую этот договор именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов) или разовым договором. Пугинский Б.И., например, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку». Эту концепцию поддерживает так же известный правовед В.В. Витрянский. Теоретики гражданского права, выделяющие категории транспортных договоров и обязательств полагают, что «обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств». Иную точку зрения имеет В.В. Витрянский, который пишет: «…система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств, грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора». С мнением В.В. Витрянского о приоритетности долгосрочного договора об организации перевозок можно согласиться лишь отчасти, о чем будет сказано нами ниже. Согласно определению договора перевозки груза этот договор является возмездным, «поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение» и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза». Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Договор перевозки грузов транспортом общего пользования признается публичным (ст. 789 ГК, ст. 426 ГК). Для признания договора грузовой перевозки публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию. 1.2. Правовые основания заключения договора перевозки грузов Основаниями возникновения обязательств по подаче подвижного со-става (грузовых автомобилей и автомобильных прицепов различной грузо-подъемности, бортовых самосвалов, фургонов, в том числе изотермических, цистерн и другого), и предъявлению грузов при систематической перевозке грузов на автомобильном транспорте могут также являться: годовой договор на перевозки грузов автомобильным транспортом и заявка, а при отсутствии годового договора – разовый заказ. Приемка груза для перевозки сопровождается предъявлением грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа, а грузоотправитель, при этом, обязан – подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ст. 10 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» ). Важно отметить, что в советском гражданском праве применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза. Как отмечают некоторые российские ученые-цивилисты (Г. Отнюкова, В.В. Витрянский) договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок. Так, В.В. Витрянский пишет: «В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок». О значении указанного договора на автомобильном транс-порте А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев писали: «В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке». Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер – этот договор не является договором перевозки конкретного груза. В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. Некоторые ученые (например, В.В. Витрянский, А.Н. Гусев) рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки. Кстати, такой же позиции придерживались Г.П. Савичев и В.А. Тархов. Другие ученые (М.А. Тарасов, А.И. Хаснутдинов) считают указанные договоры – предварительными или предшествующими договорами. М.Е. Ходунов, Е.Д. Шешенин относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок, как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются, например, от правоотношений по железнодорожным перевозкам. При железнодорожных перевозках непосредственно из плана перевозок возникает обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность грузоотправителя предъявить к перевозке предусмотренный планом груз. Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев писали: «Автотранспортное законода-тельство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов…, разовые договоры (заказы)… и договоры перевозки конкретного груза… Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т.е. опосредствуют отношения в сфере транспортной деятельности. Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, прису-щую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на ав-томобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления от-ношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процес-са, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя. К существенным условиям договора следует отнести объемы и сроки предоставления транспортных средств предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон». Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В.В. Витрянский, который указывает: «…модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором». С нашей точке зрения, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, т. к. обладает всеми необходимыми для этого признаками, т.е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде. Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В.И. Синайский. Так заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признан самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств. Однако мы не можем согласиться с концепцией В.В. Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В.В. Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора. Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливается в Федеральном законе от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Заявка лишь уточняет условия годового договора. Следует признать, что годовой договор – этот важнейший вид договора на автомобильном транспорте – является договором перевозки. А значит, отрывать самым непозволительным образом юридическую форму от ее экономического содержания не целесообразно. Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что наиболее важная договорная форма, которой вот уже много лет опосредствуется перевозочная работа на автотранспорте и которой принадлежит еще большее значение в перспективе, это не договор о перевозке. Из анализа судебно-арбитражной практики следует, что соблюдение грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов яв-ляется принципиальным. Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматри-ваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов – это по необходимости договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный. Это, безусловно, делает его сходным с одним из видов договора морской перевозки с чартером. Но в то время, как чартер заключается о предоставлении для целей перевозки целого судна или части его или определенных судовых помещений и притом индивидуально-определенного судна, имеющего свое наименование на один или несколько рейсов, договор автомобильной перевозки никогда не заключается на условиях перевозки грузов в индивидуально-определенных автомобилях: это договор не о предоставлении индивидуально-определенного автомобиля для перевозки грузов от пункта отправления к пункту назначения, а договор о принятии перевозчиком на себя обязанности перевезти обусловленное в договоре количество грузов на условиях, в нем установленных, без обязанности предоставления под перевозку ин-дивидуально-определенных средств транспорта. В таком договоре может быть предусмотрено, сколько автомобилей, прицепов, тягачей обязана предоставить для целей перевозки автотранспортная организация грузоот-правителю в течение квартала, месяца, декады, какого рода, какой модели должны быть эти автомобили, но автотранспортная организация не берет на себя обязанности предоставить именно конкретный автомобиль (под гараж-ным номером таким-то). Если бы даже почему-либо автотранспортная орга-низация сообщила грузоотправителю, что она предоставит ему для перевозки автомобили за определенными номерами, то замена этих автомобилей другими технически исправными автомобилями того же рода, той же грузоподъемности само по себе не могло бы рассматриваться как нарушение условий договора. Между тем замена индивидуально-определенного судна, указанного в чартере, другим таким же судном составляет существенное нарушение договора. Таким образом, при наличии известных черт сходства с чартером договор автомобильной перевозки выступает как самостоятельный вид договора перевозки. 2 ДИНАМИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов Как следует из содержания п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной. Данное положение ГК применимо ко всем видам транспорта и конкретизируется в ст. 8 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транс-порта», где указывается, что «заключение договора перевозки груза под-тверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем». Перевозчик также обязан подписать погрузочную накладную. Грузоотправитель вручает перевозчику по его требованию одну из подписанных им копий погрузочной накладной. Заказчик транспортной услуги несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной или погрузочной накладной. Автотранспортные предприятия и организации обязаны проверять правильность этих сведений. Не могут приниматься к перевозке грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными. Перевозка грузов нето-варного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может произво-диться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва водителя. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, погрузочной накладной, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта». Основным перевозочным документом является товарно-транспортная накладная, по которой производится списание груза отправителем и опреходование его грузополучателем. Данный документ следует признать письменной формой договора ав-томобильной перевозки конкретного груза. Наличие подписанной и запол-ненной сторонами товарно-транспортной накладной доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки. Поскольку товарно-транспортная накладная является основным пере-возочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается. Если грузоотправитель как поставщик по дого-вору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю. Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам. По товарно-транспортным накладным перевозятся только грузы товарного характера. Эти грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке не принимаются. По общему правилу товарно-транспортная накладная (далее – наклад-ная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновре-менно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправи-телем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпущенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, принявшие груз к перевозке, принявшие и получившие груз. Большинство ученых отмечает, что накладная является грузосопрово-дительным документом. Рассматриваемый нами договор является строго формальным. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством. О.Н. Садиков также отмечает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения». Накладная является основным перевозочным документом. В нем отражаются данные, относящиеся к непосредственной отгрузке (партии поставки), исходя из особенностей перевозимого груза, требований к срокам его доставки и сохранности и т.п. Вместе с тем в отношениях по перевозкам договорному урегулированию подлежат не только сроки доставки и сохранность отдельной отправки. Так, В.В. Витрянский утверждает: «В силу п. 1 ст. 161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. Поэтому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику». В сравнении с другими видами договоров, здесь стадии заключения договора не являются четко выраженными, что, однако не дает возможности сомневаться в наличии двух стадий: оферта и акцепт. Предложением заключить договор перевозки нужно считать предъявление к перевозке груза вместе с накладной. Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт. Накладная – специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора. Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам не-последовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как ста-дии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдент-ных действий, что само по себе вызывает сомнения. Если в отношении ак-цепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно. Во-вторых, до-говор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое. В-третьих, действия по предъявлению и принятию груза не могут содержать в себе никаких условий обязательства, их правовое предназначение, в особенности, действия перевозчика по принятию груза, определить момент заключения договора перевозки, поскольку указанный договор носит реальный характер. На наш взгляд в данном случае заключение договора совершалось сторонами в обычном порядке путем составления единого документа, подписываемого сторонами. Специфика же договора перевозки состояла в том, что значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон. Применительно к этим условиям грузоотправителю оставалось «присоединиться» к ним, заполнив соответствующие графы типового бланка накладной. По некоторым условиям договора грузоотправителю предоставлялась возможность выбрать тот или иной вариант соответствующего условия в рамках, ограниченных законодательством (например, скорость транспортировки грузов). Поэтому сам процесс заключения договора перевозки приобретал форму заполнения сторонами соответствующих реквизитов типового бланка накладной.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg