Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Теоретическое обоснование особенностей формирования у детей 3 - 4 лет лет культурно-гигиенических навыков

one_butterfly 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2021
Цель курсовой работы – выявление уровня сформированности у детей 3 – 4 лет культурно-гигиенических навыков. Объект исследования – культурно-гигиенические навыки у дошкольников 3 – 4 лет. Предмет исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 3 – 4 лет. Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, будет осуществляться эффективнее, если: учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста; использовать игры, стихи, малые фольклорные формы. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу. 2. Выявить уровень сформированности у детей 3 – 4 лет культурно-гигиенических навыков. 3. Провести количественную и качественную оценку результатов исследования. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогическое наблюдение; эмпирическое исследование; анализ данных (количественный и качественный) и обобщение. Исследование включало 2 этапа: 1 этап – подготовительный, предварительный: с одной стороны его можно назвать теоретическим, с другой стороны, он уже является для нас творческим, так как изучение специальной литературы сопровождалось сбором материала и его творческой переработкой и адаптацией к задачам исследования. 2 этап – практический. Практическая значимость исследования связана с возможностями для студентов-практикантов использовать материалы нашего исследования для развития у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет исследования, его цель и задачи, а также практическая значимость исследования. Список литературы включает 20 источников. Первая глава посвящена обзору и анализу специализированной литературы по данной теме, также в ней рассматриваются особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста. Во второй главе представлено эмпирическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад п.Возрождение Хвалынского района Саратовской области. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Введение

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье в будущем. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения человека. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешной социализации детей в будущем, но и для их здоровья в целом. Дошкольный возраст – важный период, в котором формируются основные черты личности и характера.[21, с.23] Основой полноценного физического развития ребёнка среднего дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культурно-гигиенических навыков. Данная тема актуальна тем, что развитие культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста играет немаловажную роль в укреплении их здоровья и помогает созданию условий для успешной социальной адаптации детей в будущем. Наши отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева и др.) и психологи (В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) и зарубежные авторы - Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. [13, с. 147] Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет, можно сделать вывод о том, что учёные, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребёнка. Поэтому, в качестве перспективного направления исследования мы выбрали тему – выявление уровня сформированности у детей 3 – 4 лет культурно-гигиенических навыков.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3 Глава 1 Теоретическое обоснование особенностей формирования у детей 3 - 4 лет лет культурно-гигиенических навыков…………………………….…..6 1.1 Определение понятия «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования.……………………………………………………………………6 1.2 Особенности культурно-гигиенических навыков детей 3 – 4 лет.……….…11 1.3 Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет……………………………………………………………………………….12 Выводы по 1главе…………………………………………………………………..17 Глава 2 Эмпирическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста ………....18 2.1 Организация и методы исследования………………………..………………..18 2.2 Количественная и качественная оценка результатов исследования ……….20 Выводы по 2 главе………………………………………………………………….22 Заключение………………………………………………………………………...23 Список использованной литературы…………………………………………..24
Список литературы

Список использованной литературы 1. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973. 2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997. 3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.-Айрис-пресс, 2007г. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368с. 5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.- М.:Академия,1997г. 6. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. 7. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005. 8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9. 9. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11. 10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003. 11. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991. 12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 13. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986. 14. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с. 15. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5 16. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с. – ISBN 5-7301-0204-6. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с. 18. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-222-00483-Х. 19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9. 20. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. (Психология: Классические труды).
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое обоснование особенностей формирования у детей 3 - 4 лет лет культурно-гигиенических навыков 1.1 Определение понятия «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации детей. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Умения – это сформированная у ребёнка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Как ни важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[1, с.58] Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки. А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня. Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок также осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво. Также культурно–гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли. Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.» [2, с.18]. 1.2 Особенности культурно-гигиенических навыков детей 3 – 4 лет Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий; возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно культурно-гигиенические навыки формируются у детей среднего дошкольного возраста 3- 4 лет. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. [3, с.7] Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 29 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Культурология, 19 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Культурология, 19 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Культурология, 34 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
380 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg