ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА В РОССИИ
1.1. Сущность и содержание эмиссионного механизма
Создание теоретической концепции эмиссионного механизма – задача большой сложности, ибо предмет еще недостаточно изучен, исследованы лишь отдельные структурные элементы. Эмиссионный механизм как самостоятельное экономическое явление в работах современных авторов рассматривается фрагментарно, практически не анализируется. Целостная картина эмиссионного механизма с качественно разнообразными составляющими, собственными закономерностями, связями и противоречиями, обладающая специфическими свойствами и функциями пока не сложилась.
В экономических словарях встречаются лишь понятия эмиссии денег и эмиссионной системы, которые, по нашему мнению, позволяют проанализировать характеристики эмиссионного механизма, его составные части, элементы и взаимосвязи между субъектами данного механизма.
В Энциклопедическом словаре 1904 г. Ф.А. Брокгауза и Н.А. Ефрона «эмиссия денег определяется как «термин торгового права (от лат. emissio), коим характеризуется выпуск (в обращение) кредитных и денежных знаков, ценностей» [3, с. 956].
В Финансово-кредитном словаре 1961-1964 г. эмиссия денег трактуется как «выпуск в обращение денег» [20, с. 564].
В более поздних справочных изданиях встречается пояснение «выпуск денег в обращение в наличной и безналичной формах», либо «выпуск в обращение денежных знаков во всех формах, ведет к увеличению денежной массы в обороте [20, с. 489].
И. Бернар и Ж. Колли рассматривают эмиссию денег значительно шире, чем в отечественных изданиях. «Эмиссия в более специальном смысле – создание валюты банковской системой и финансовыми институтами, главным образом Центральным банком, государственным казначейством и другими банками» [4, с. 340].
Такое понимание эмиссии объясняется большими возможностями создания денег в условиях развитой финансовой системы. Деньги создаются не только Центральным банком или коммерческими банками под контролем ЦБ, но и другими финансовыми институтами.
В настоящее время в развитых странах практически отсутствует граница между наличными и безналичными средствами, ибо наличные можно без ограничения конвертировать в безналичные, и наоборот. Поэтому правомерно включать в понятие денег и безналичные средства и рассматривать скорее эмиссию безналичных денег, так как она первична по отношению к наличности [5, с. 104].
Ведь прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отразиться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.
Понятие эмиссии денег в тех же справочных изданиях конкретизируются описанием методов или, как их чаще называют, каналов поступления кредитных денег в планово-административные и рыночные экономики (кредитование Центральным банком: правительства, коммерческих банков, иностранных Центральных Эмиссионных Банков), которые характеризуют основные связи, действующие в эмиссионном механизме между его субъектами.
Таким образом, даже по определениям прослеживается тенденция к повышению, возрастанию доли и роли в денежном обороте безналичных средств расчета. Деньги перестают быть исключительно купюрами и монетами, а становятся деньгами в виде записей на определенных счетах.
Понятие эмиссионной системы также претерпело изменения. Если в 1960-1970-х гг. это устанавливаемые в законодательном порядке системы банкнотной эмиссии, определяющие ее размер, нормы и формы обеспечения», то позднее эмиссионную систему определяют как «порядок и способы выпуска в обращение денежных знаков, а также составная часть денежной (финансовой) системы государства в виде органов, обеспечивающих эмиссию .
Таким образом, к началу XXI века значительно расширилось понятие «денег» (наличные и безналичные) и «эмиссии денег», что важно для понимания эмиссионного механизма, так как эмиссия денег является объектом исследования.
Появление безналичных денег было вызвано изменениями, происходящими в денежном обращении. Деньги окончательно потеряли связь с золотом. Их выпуск стал базироваться на кредитных операциях.
Понятие эмиссионного механизма анализируют О.И. Лаврушин, Г. Нариков, О.Г. Семенюта и др.
О.Н. Лаврушин трактует эмиссионный механизм как один из принципов организации денежной системы. «Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота» [7, с. 107].
Он же характеризует каналы поступления денег в обращение, – «безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций», и описываются организационные моменты выпуска и изъятия денег через расчетно-кассовые центры.
Неправомерно трактовать эмиссионный механизм только как принцип организации денежного обращения в стране. Это не столько принцип, сколько система организации выпуска и изъятия денег из обращения. Спорным является выделение, наряду с эмиссионным механизмом, других принципов: порядок обеспечения денежных знаков, структура денежной массы в обороте, наименование денежной единицы, механизм денежно-кредитного регулирования, порядок кассовой дисциплины, порядок установления валютного курса и порядок прогнозирования и планирования. Эмиссионный механизм включает в себя и порядок обеспечения денежных знаков и структуру денежной массы в обороте, частично механизм денежно-кредитного регулирования, имеет определенное значение планирование и прогнозирование денежной массы.
1.2. Становление российского эмиссионного механизма
Исследованию современного эмиссионного механизма, его воздействия на российскую экономику должен предшествовать исторический анализ этого явления, что, в конечном итоге, позволит глубже понять его сущность, содержание, особенности, тенденции развития в настоящее время, механизмы влияния эмиссионного механизма на трансформацию хозяйственной системы России, направления его совершенствования в будущем в целях обеспечения устойчивого экономического роста и развития экономики.
Основы эмиссионного механизма командно-административной системы, просуществовавшего до конца 1980-х - начала 1990-х годов, были заложены на рубеже 1920-1930-х годов.
Начавшийся во второй половине 1920-х годов переход от одной модели хозяйственного механизма к другой, основанной на централизованном планировании, привел к существенному снижению роли денежного обращения в хозяйственной системе общества, подчинению его целям и планам государственного развития, изменению природы, содержания и сущности денег. Произошла, как считал советский экономист Г. Козлов, «трансформация денег на пути от знака золота к знаку планового продуктообмена».
Орудия обращения превратились в расчетные знаки, а товарно-денежные отношения – в операции чисто формального характера. «Расчетный знак по существу представляет ту покупательную силу, которая для него установлена. Он по природе – знак плановой цены, а не ценности». Покупательская способность денег диктуется «планом пролетарской диктатуры».
Деньги на территории бывшего СССР не выполняли многие из функций, свойственных им. «В условиях централизованного планирования и государственной собственности деньги служили не столько средством обмена, сколько инструментом контроля экономики». Только в условиях конкуренции между товаропроизводителями деньги, являясь всеобщим эквивалентом, выступают в роли соизмерителей ценностей товаров. В противном случае, когда цены устанавливаются в централизованном административном порядке, деньги не выполняют функцию меры стоимости. Импульсы, подаваемые ценой, выраженной в денежных единицах, носят неверный характер.
Высказывались мнения, что собственно денежных отношений в СССР в 1920-1980-е годы не существовало, так как «...в плановой системе хозяйства в СССР и странах Восточной Европы господствовали бартерные отношения: не рыночные цены, а административные приказы определяли размах и направление хозяйственной деятельности».
В условиях директивного ценообразования или при монопольном диктате производителя, при распределении продукции в централизованном порядке (через Госснаб) или через мафиозные структуры в торговле деньги не могут эффективно выполнять функции средства платежа и обращения.
На протяжении всего периода социалистического хозяйствования существовала инфляция либо в явной, либо в подавленной форме. Поэтому в качестве средства накопления (функция образования сокровищ) деньги использовались населением ограниченно. Следует подчеркнуть, принудительный характер использования средств хозяйств на счетах, вкладов и наличности населения в качестве кредитного ресурса: «принудительное, поскольку 2-2,5% годовых в среднем при росте цен свыше 5-6 % не может оцениваться как стимул для накопления».
Не являясь конвертируемой валютой на внутреннем и внешнем рынках, советские деньги не выполняли функцию мировых денег.
О природе и форме социалистических денег велись многочисленные дискуссии, которые, за редким исключением, сводились к трем точкам зрения. Одни экономисты считали советские деньги золотыми, другие – кредитными, третьи – бумажными.
Социалистические деньги нельзя отнести к полноценным металлическим деньгам, так как в обращении отсутствовали монеты из благородных металлов. Эти деньги проблематично считать и знаками золота, хотя на банкнотах значилось, что они обеспечиваются золотом и прочими активами Госбанка. Во-первых, отношения банкнот и золота Госбанка не регулировались никакими правовыми нормами. Во-вторых, отсутствовали официальная цена золота как денежного металла в рублях. «Золотое содержание носило лишь условный и формальный характер».
Советские деньги, включая и безналичные средства, нельзя отнести к кредитным деньгам, так как с 1930-х годов банкноты Госбанка не были связаны ни с векселем, ни с депозитом. Деньги бывшего СССР, соглашаясь с мнением Ю.В Пашкуса, «представляют собой особую специфическую форму денег, не похожую на ранее известные, хотя ближе всего они тяготеют к модели «рабочих денег» и к бумажным деньгам».
Таким образом, опираясь на классификацию эмиссионных механизмов, советский эмиссионный механизм следует скорее отнести к бумажноденежному эмиссионному механизму.
1.3. Изменение целей и функций эмиссионного механизма под влиянием трансформационных процессов в экономике
Трансформация российской экономики привела к изменению эмиссионного механизма: его целей, функций, структуры, субъектов и применяемых ими инструментов. Характер происходящих изменений обусловил появление у эмиссионного механизма особенностей, не свойственных странам с устоявшейся рыночной организацией хозяйства, не позволяющих ему способствовать росту и развитию экономики России.
Особенностями российского эмиссионного механизма, которые обусловлены трансформационными процессами в экономике, являются ориентация его цели на снижение инфляции посредством количественного ограничения денежной массы, что, в свою очередь, не позволяет ему нормально обеспечивать экономику платежными средствами, то есть выполнять свою пассивную функцию, и содействовать поддержанию высоких темпов экономического роста ВВП, то есть выполнять свою активную функцию. Главной целью эмиссионной политики Центрального банка по-прежнему остается снижение инфляции.
Политика количественного ограничения роста денежной массы, несмотря на негативные результаты, связанные с ней, является приоритетной с начала 1990-х годов. Жесткая денежно-кредитная политика, обеспечивающая в краткосрочном плане устойчивость рубля, в долгосрочной перспективе подрывает макроэкономическое равновесие, так как тормозит экономический рост. Представляется, что существует явное преувеличение о существовании прямой зависимости между денежным агрегатом М2 и темпами инфляции. Мировой и российский опыт показывают, что ограничение величины М2 стимулирует экономический спад, провоцирует рост инфляции. Зачастую, наоборот, увеличение денежной массы противодействует инфляции. Увеличение количества денег, используемых для учетной операции, и связанное с этим снижение процента противодействует инфляции, слепое ограничение денежной массы повышает ставку процента и подталкивает инфляцию.
Следует заметить, что согласно закону о Банке России в качестве основных задач его денежно-кредитной политики не фигурирует снижение инфляции. Для главной цели денежно-кредитной политики всего государства постановка только задачи снижения инфляции явно недостаточно. Монетарное регулирование экономики Банком России зачастую осуществляется вне связи с экономической политикой. Банк России практически единолично составляет и реализует Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, что не противоречит закону, но не содействует эффективному функционированию экономики. В соответствии с действующим Законом о Центральном банке последний на практике остается неподконтрольным никаким органам власти. Он сам себе ставит задачи, определяет пути их решения, оценивает эффективность своей работы, принимает нормы ответственности за выполнение своих функций, определяет размер вознаграждений и сам себя проверяет.
Независимость Банка России дает ему право самостоятельно определять свою денежно-кредитную политику. Но понятие единой денежно-кредитной политики государства более общее, она должна включать меры со стороны правительства, возможно, и других органов власти.
Одному Центральному банку без взаимодействия с другими государственными органами невозможно решить задачу снижения инфляции, не говоря уже о более широком спектре задач, связанным с обеспечением экономики платежными средствами и стимулировании экономического роста. Это связано с формированием динамики цен в большей степени, если говорить о цели снижения инфляции, за счет факторов, находящихся вне сферы влияния Банка России: рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, выравнивание ценовых пропорций, изменение условий налогообложения.
Целью разработки, публикации проведения центральными банками денежно-кредитной политики является формирование ожиданий участников рынка в отношении государственной экономической политики на ближайший год (в некоторых странах на несколько лет).
Центральный банк России не ставит перед собой цели формирования благоприятных ожиданий других участников рынка и при разработке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики этим параметром не руководствуется. Его поведение по многим аспектам денежной политики, в том числе и по вопросам эмиссии денег, не является предсказуемым и легко анализируемым. Являясь крупнейшим игроком на рынке, он не имеет выработанной стратегии осуществления денежно-кредитного управления экономикой, действия его носят спонтанный характер.
Стремление Центрального банка как главенствующего субъекта в эмиссионном механизме выполнить цель по поддержанию инфляции в определенных заявленных рамках не позволяет эмиссионному механизму реформируемой России справляться с обеспечением экономики платежными средствами и тем более создавать условия для экономического роста в стране. Денежная масса при реализации эмиссионным механизмом своей пассивной функции обеспечения экономики платежными средствами должна в качественном и количественном смысле соответствовать требованиям, предъявляемым к ней: быть достаточной и однородной.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ денежной массы
Наличное денежное обращение является составляющей экономики государства и основой социальной стабильности. Поэтому важная задача эмитента связана с определением объема наличных денег, необходимого для обеспечения бесперебойных расчетов на рынке. Динамика наличного денежного оборота находится в прямой зависимости от изменения основных макроэкономических показателей: ВВП, индекса потребительских цен, доходов населения, оборота торговли, курса валют и других факторов [1, с. 112].
Наличные деньги служат самым ликвидным платежным средством и резервом, что придает особое значение обеспечению прочности и устойчивости наличной составляющей денежной массы.
Денежная масса оказывает большое влияние на развитие современной экономики. В этой связи важно рассмотреть не только динамику изменения денежной массы, но и соотношение ее с ВВП, который показывает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг за год в экономике России.
Сравнительная динамика денежной массы и показателя ВВП по РФ в 2016-2018 гг. представлена (см. табл. 1).