ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура и особенности бюджетной системы СССР
Советскую финансовую систему составляли следующие звенья: бюджетная система. финансы предприятии, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства, государственное страхование, государственный кредит.
Построение устойчивого бюджета стало самым важным вопросом финансовой политики для советской власти после Октябрьской революции. Вместе с государственным аппаратом власти разрушился механизм государственного налогообложения. Основным методом формирования доходов центральных и местных органов власти в 1917 - 1918 гг. становятся контрибуции, конфискации и разовые сборы с национализированных предприятий. К середине 1918 г. Практически единственным источником пополнения финансовых ресурсов государства становится эмиссия бумажных денег.
Таблица 1 - доходная часть государственного бюджета СССР 1920 г. (%)
Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий в том числе: 97,5
от промышленности 35,6
транспорта 14,1
сельского хозяйства 5,1
налоги и сборы 0,3
прочие поступления 2,2
В 1920 году по решению ВЦИК было отменено деление бюджета на государственный и местные. Все доходы поступали в общую государственную казну, откуда уже выделялись средства на общегосударственные или местные нужды и потребности.
В 1922 вместе с созданием СССР возникла потребность в создании новой бюджетной системы. Был образован Госбюджет СССР, включавший в себя бюджеты союзных республик. Предприятия разделялись по административным уровням, и налоги вносили в соответствующий бюджет. Бюджеты носили автономный характер. Развитие местного хозяйства финансируется из бюджета соответствующей союзной республик.
Местные бюджеты регионов начинают формироваться после принятия Конституции 1924 года. Данная Конституция законодательно разделила бюджетную систему СССР на три уровня:
· Союзный бюджет
· Бюджеты Союзных республик
· Местные бюджеты
Положением о бюджетных правах Союзных республик было утверждено, что в их бюджет будет поступать 99% от важнейших сельскохозяйственного, подоходного и промыслового налогов. Также за республиками закреплялись доходы от недр и 50% от прибыли организаций всесоюзного значения.
Большую роль в развитии бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа начала 30-х, в ходе которой были стандартизированы более восьмидесяти действовавших платежей, ликвидирована многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль над деятельностью предприятий. Кроме того, около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи. Данное преобразование предполагало инновационное формирование доходов местных бюджетов. В местные бюджеты начинает поступать часть государственных доходов. Данное нововведение позволяет усилить связь между всеми звеньями бюджетной системы СССР.
Формирование бюджетной системы СССР закончилось к 40-ым годам, когда в государственный бюджет был законодательно включен бюджет социального страхования. Доходы государства формировались, прежде всего, как централизованный чистый доход государства (около 85% от всех поступлений в государственный бюджет).
Данный доход представляет собой отчисления от прибыли государственных предприятий, подоходных налогов с кооперативных общественных предприятий и др. Доходы от налогов от личных доходов населения составили всего около 10% общего государственного дохода. Данное процентное соотношение обусловлено, прежде всего, социалистическим устройством аппарата власти страны. Неудивительной была ситуация, когда частные налогоплательщики получали из государственного бюджета больше, чем вносили в него в виде налогов и сборов. Также присутствует внутренний государственный займ, передача трудящимися своих личных доходов государству во временное пользование. Данный вид дохода составляет около 3% процентов от общего государственного.
Таблица 2 - Доходы госбюджета СССР (млрд. руб.)
Статья дохода 1946 1950 1953 1955
Налог с оборота 190,9 236,1 243,6 242,4
Отчисления от прибылей 16,5 40,4 70,3 102,8
Подоходный налог и налог с нетоварных операций с предприятий и организаций 3,2 5,5 9,5 12,4
Налоги с населения 22,7 35,8 46,1 48,3
Местные налоги и сборы 6,7 6,7 8,0 8,1
Займы 24,7 31,0 30,4 36,8
Таможенные доходы 12 21,1 31,5 34,8
Средства государственного социального страхования 11,6 19,6 23,2 26,5
Расширение функций местных органов власти неуклонно вели и к росту расходов. Основные расходы государства приходились на развитие народного хозяйства, финансирование кооперативных и колхозных учреждений, социально-культурные мероприятия, обеспечение обороноспособности государства, а также содержание
органов государственного управления. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. руб., или 32,6% всех расходов госбюджета СССР.
Таблица 3 - Расходы госбюджета СССР (млрд. руб.)
Статья расхода 1940 1946 1950 1953 1955
Народное хозяйство 58,3 106,2 157,6 180,7 232,7
Социально-культурные мероприятия 40,9 80,0 116,7 128,8 147,2
Просвещение 22,5 37,7 56,9 61,1 68,9
Здравоохранение и физическая культура 9,0 13,6 21,4 24,2 31,2
Государственные пособия многодетным и одиноким матерям 1,2 3,6 3,7 4,5 4,9
Социальное обеспечение 1,1 14,4 16,9 16,1 16,9
Соцстрах 7,1 10,7 17,8 22,9 25,3
Оборона 56,7 73,7 82,8 107,8 107,4
МВД СССР и КГБ 6,7 17,4 20,6 16,5 13,6
Управление 6,8 11,8 13,9 14,3 12,5
Расходы по госзаймам 2,8 5,3 5,1 11,7 14,8
В государственном бюджете СССР и его развитии огромное влияние оказывало его процентное соотношение по административным уровням. Закон от 25 июня 1980 г. «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» предусматривал передачу в бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов части прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Размеры указанных отчислений определялись законодательством союзных республик. Этим же Законом предусматривалось, что в формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов должны участвовать также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливались законодательством Союза ССР.
Таблица 4 - Соотношение Госбюджета и Союзных бюджетов СССР (в %)
1929 1938 1946 1965 1988
Союзный бюджет 60,7 72,2 79,5 42,5 56,9
Бюджеты союзных республик 39,3 27,8 20,5 57,5 43,1
В том числе бюджеты АССР и местные бюджеты 26,5 21,5 13,9 20,8 15,9
Проводимая политика социализма, в конечном счете, отрицательно повлияла на государственный бюджет. Высокая степень перераспределения ресурсов вызывала у предприятий желания существовать благодаря государству, уменьшалась эффективность производства, Подрывалась устойчивость всего государственного бюджета. Расходы росли быстрее доходов, вызывая дефицит в бюджете. Советская власть была вынуждена обращаться к Сберегательному Банку и резервным фондам.
Рис.1 – структура государственного бюджета СССР
2 Анализ исполнения бюджета Красноярского района за 2019 год
Красноярский район - административно-территориальная единица на севере Самарской области России.
Красноярский район - это район с выгодным географическим положением, благоприятными климатическими условиями, развитой транспортной и коммуникационной сетью, многообразными финансово- экономическими и культурными связями2.
Площадь района — 2433 км2 (что составляет 4,5 % территории Самарской области). Район образован 16 июля 1965 года. С 20 июня 2017 года главой муниципального района Красноярский является Белоусов Михаил Владимирович.
В муниципальный район Красноярский входят 13 муниципальных образований, в том числе 3 городских поселения и 10 сельских поселений.
В Красноярском районе насчитывается 93 населенных пункта. Население
района на 01.01.2019 года составляет 57 226 человек. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскогорайона следует отметить рост численности населения Красноярского района, начиная с 2013 года (на 01.01.2014 года численность составляла 54 593 человек).
В городских условиях проживают 44,24 % населения района (пгт Волжский, Мирный и Новосемейкино). Административный центр — село Красный Яр.
Демографическая ситуация в районе по сравнению с прошлыми годами характеризуется снижением смертности и увеличением рождаемости, однако естественного прироста населения не наблюдается Таблица 4.
Для обеспечения положительных демографических тенденций в муниципальном районе Красноярский необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на сохранение и привлечение человеческого капитала.
Таблица 4 - Демографические показатели Красноярского района.
2015 2016 2017 2018 2019
1. Прирост
населения -84 -52 -127 -104 -156
2. Коэффициент прироста
населения -1,5 -1 -2,3 -1,9 -2,7
Это требует реализации эффективных мер по сохранению репродуктивного здоровья, обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях, содействия в решении жилищных проблем молодых семей и приезжих квалифицированных кадров, стабилизации ситуации на рынке труда (создание новых рабочих мест) и тому подобное.
Важнейшим направлением демографической политики должно стать увеличение средней продолжительности жизни населения и сокращение смертности. Этому будет способствовать реализация целевых программ в сфере здравоохранения, популяризация здорового образа жизни, реализация мероприятий по снижению уровня смертности в трудоспособном возрасте, повышение доступности и качества медицинской помощи и прочее.
Рост численности населения Красноярского района происходит за счет миграционного прироста людей, что можно подтвердить следующей диаграммой:
Рисунок 2. Показатели миграции в Красноярском районе.
В промышленности Красноярского района занято более 4 тысяч человек. На крупных и средних промышленных предприятиях трудятся — 3,4 тыс. Человек, на малых предприятиях – 1,1 тыс. человек. Район располагает собственной энергетической базой, полностью удовлетворяющей потребности населения и промышленности в электрической и тепловой энергии (в п. г. т. Новосемейкино).
На сегодняшний день производством сельскохозяйственной продукции в районе занимается 23 агропредприятия различной организационно-правовой
формы и 42 крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более 17 тысяч личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия района специализируются на производстве зерна, подсолнечника, продукции животноводства.
Добыча нефти составляет около миллиона тонн в год. В нефтяной промышленности на предприятии ОАО «УПНП и КРС» занято более 2 тысяч человек. Открыто месторождение песка в с. Старая Бинарадка.
В Красноярском районе в среднем за период 2015-2019 гг. получили жилье и улучшили жилищные условия свыше 60 семей, качественное состояние жилого фонда улучшается: доля ветхого и аварийного жилья имеет стремительную тенденцию к снижению с 1,11% в 2014г до 0,22% в 2019г.
В Красноярском районе функционируют 22 школы, 20 клубов, 28 библиотек, 1 музыкальная школа, музей истории Красноярского района, находится спортивный аэродром Красный Яр, работает ГБУЗ Самарской области «Красноярская центральная районная больница».
За период с 2015-2019 гг. наибольший объем инвестиций в основной капитал сложился в 2019 году с вложением в размере 1.683.966 тысяч рублей.
В структуре инвестиций в основной капитал в Красноярском районе приходится наибольший удельный вес на инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящиеся, на территории муниципального образования, далее, идет доля инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета и третье место занимают инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности (за 2019 - на их долю приходилось лишь 1,2 % всех инвестиций), что видно наглядно на представленной диаграмме:
Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал в Красноярском районе.
Доходы бюджета Красноярского района за 2019 год можно разделить на три группы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- безвозмездные поступления.
Анализ доходов муниципального района Красноярский произведен по данным, представленным в Таблице 6.
Таблица 6 - Анализ доходов муниципального района Красноярский.
№ Вид дохода Сумма, млн. руб. Удельный вес в общем объёме расходов, %
1 Налоговые доходы 538 366 002.76 53.13%
2 Неналоговые доходы 84 227 759, 22 8.31%
3 Безвозмездные доходы 390 709 368.9 38.56%
В структуре доходов бюджета муниципального района Красноярский за 2019 год налоговые поступления составляют 53.13% от всех доходов.
Рассмотрим структуру налоговых доходов по приведенной таблице и диаграмме:
Таблица 7- Налоговые доходы муниципального района Красноярский.
№ Перечень налоговых доходов Сумма (руб.) Удельный вес в общем объёме налоговых доходов, %
1 Налог на доходы физических лиц 299 726 821,49 55.7%
2 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
39 959 368,40
7.4%
3 Единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности
17 026 827,49
3.2%
4 Единый сельскохозяйственный налог 1 438 161,00 0.3%
5 Налог на имущество физических
лиц 28 378 017,99 5.3%
6 Земельный налог 100 894 705,55 18.7%
7 Прочие налоговые доходы 35 684 929,49 6.6%
8 Государственная пошлина 15 257 171,35 2.8%
9 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и
иным обязательным платежам
0
0,0
Рисунок 4. Структура налоговых поступлений в бюджете Красноярского района за 2019 год
Согласно представленной диаграмме можно утверждать, что наибольшую долю налоговых доходов в бюджете муниципального района Красноярский составляет налог на доходы физических лиц. Второе место занимает земельный налог; далее следуют акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, государственная пошлина, налог на имущество физических лиц. Наименьшую долю налоговых доходов составляют прочие налоговые доходы, единый сельскохозяйственный налог, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составили менее сотой доли процента.
Неналоговые доходы бюджета муниципального района Красноярский составляют в абсолютной сумме за 2019 год 84 227 759, 22 руб., на их долю приходится 8.31% от всех доходов. Структура неналоговых доходов представлена на следующей таблице и диаграмме: