Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
1.1. Анализ потерь рабочего и внерабочего времени.
Одним из полезных способов контролирования своего времени является фиксация источников их использования. Самый простейших способ – это вести запись в течение дня в блокнот, что я и сам сделал. Проанализировав полученный список и сопоставив его с 30 наиболее существенными «поглотителями», «ловушками» времени, предложенными Лотаром Зайфером, я выделил, по моему мнению, наиболее существенные. К ним относится:
1. Нечеткая постановка цели;
2. Отвлеченность по незначительным проблемам;
3. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения;
4. Несоблюдение режима сна;
5. Недостаток мотивации (равнодушие к работе);
6. Неспособность сказать «нет»;
7. Неполная, запоздалая информация;
8. Окружение с безответственным отношением к делам;
9. Погоня за высокими показателями;
10. Болтовня на частные темы.
Наиболее присуще мне и моему образу жизни, такие «поглотители», как: отвлеченность по незначительным проблемам; неполная, запоздалая информация и погоня за высокими показателями.
Рассматривая каждый из трех «поглотителей», я постараюсь выявить и описать:
- каким образом проявляет себя рассматриваемый «поглотитель» в моей жизнедеятельности;
- конкретные условия и причины, порождающие возникновение и способствующие существованию рассматриваемого «поглотителя» времени в моей жизнедеятельности;
- порожден ли рассматриваемый «поглотитель» изнутри или извне.
Дальше рассмотрим каждый «мой поглотитель» отдельно:
1. Отвлеченность по незначительным проблемам, мне кажется, в той или иной мере присуще каждому представителю моего поколения, а в особенности моего возраста. Этот «поглотитель» может иметь двойную природу возникновения, это обусловлено чем, что людям свойственно раздувать малые проблемы до огромных масштабов, а проблемы эти приходят извне. В моем случае он не даёт сосредоточится на действительно важных задачах, разум занят решением не той проблемы;
2. Неполная, запоздалая информация, как феномена «поглотителя» времени, приходит в нашу жизнь разными путями. Но итог у нее один, человек не способен полностью представить себе картину предстоящего дела или просто не дать возможность закончить до конца начатую задачу, как это бывает зачастую у меня. Но по большей степени я считаю, что этот «поглотитель» порожден внешними обстоятельствами;
3. Погоня за высокими показателями обусловлена природой человеческого естества, каждый хочет добиться всех побед, взобраться на все вершины. Это проблема не обошла и меня, в моем случае это выражается в получение высоких оценок по учебе, а в какой-то мере доказать свое превосходство над другими. Приходится в угоду своим стремлениям «распыляться» по всем предметам и не только, из-за этого возникают мелкие проблемы, которые в конечном итоге образуют один большой снежный ком – высокая загруженность.
Приведенные мною «поглотители» и их природа доказывают, что тормозить в достижение своих целей, мы начинаем сами себя.
1.2. Разработка рекомендаций по снижению потерь времени.
Индивидуально рассмотрев каждый «поглотитель» из своей жизни, у меня невольно возникает вопрос, а что нужно сделать, чтобы их вмешательство в мои цели и планы минимизировалось или вообще сошло на нет. И в этом пункте я попробую составить рекомендации, которые помогут мне в этом, а может быть и не только мне.
В первую очередь я рассмотрю «поглотители», порожденные мною. Первый, связанный с отвлеченностью, я бы посчитал нужным убрать первоочередным, для этого следует определить для себя основную направленность своих действий, будь то это учеба, саморазвитие, отношении, будущая карьера и произвести анализ всех сопутствующих дел. И выделить из них те, которые имеют наименьшую степень вовлеченности в выбранную направленность действий. А затем максимально, либо частично ограничить воздействия посторонних проблем на вас.
Проблема неполной осведомленности в решении предстоящих жизненных задач, различна в своих проявлениях – неспособность заставить себя найти и изучить более обширные сведения, некомпетентность руководителей при постановке задач и предоставлении средств и сведений к ее выполнению и т.д., и т.п. Рекомендации, которые я бы мог дать, заключаются лишь в одном – проявлять всегда больший интерес и вовлеченность в решении поставленной задачи, для этого следует воспитывать в себе такие качества, как ответственность, решительность и целеустремлённость.
Постоянная, бессмысленная погонь за лучшими результатами не приводит ни к чему хорошему – эту истину стоит уяснить в первую очередь, дальнейшие действия должны быть направлены на исключение ненужных и лишних стремлений в доказательстве превосходства, следует избрать тот круг интересов, который будет иметь наибольшую практическую пользу в данный отрезок жизни.
Подобная методика анализа «поглотителей» должна иметь место у каждого человека, который начинает замечать, что в последнее время у него значительно не хватает времени на выполнение поставленных целей. Она позволяет повысить эффективность использования времени в процессе своей жизнедеятельности.
1.3. Планирование рабочего и внерабочего времени
Для того, чтобы человек мог успевать делать больше, ему целесообразно начинать с планирования своего времени (при этом деловая активность человека становится целенаправленной). Для приобретения навыков и накопления опыта планирования рабочего и внерабочего времени желательно начинать этот процесс уже на стадии обучения с планирования учебного и внеучебного времени. Под учебным временем будем понимать то время, в течение которого выполняются дела, связанные с обучением, независимо от того, где эти дела выполняются (в аудитории, в библиотеке, дома, в гостях и т.д.)
Учтя все особенности учебного и внеучебного времени, я составил свой личный перечень и систематизировал их в порядке важности и срочности, согласно табл.1 [1]. Ниже он представлен:
1. Посетить дистанционные пары в системе «Прометей»;
2. Написать первый пункт дипломного проектирования;
3. Работа по дому (подмести и протереть пыль);
4. Созвониться с родителями;
5. Купить домой градусник;
6. Посетить тренажерный зал;
7. Поездка в Парк Горького для встречи с друзьями;
8. Начать курсовой проект по дисциплине ПБТБ;
9. Составить список расходов/продуктов;
10. Прочесть книгу до 2 части включительно;
11. Переложить вещи в доме.
Для повышения эффективности своей жизнедеятельности, сохранения времени, энергии и способности к действию, нужно браться прежде всего за важнейшие и срочные дела (управление по принципу исключения). Установление приоритетов - основное правило эффективной техники ведения дел.
Из составленного мною списка я выбрал те дела и действия, которые хотел бы выполнить в ближайшее выходные (субботу и воскресенье). Также я оценил временные показатели для каждого конкретного мероприятия и представил все это в табличном виде, рекомендованным в Приложениях 1 и 2 [1], где учитываются все необходимые факторы.
Распорядок дня 17 октября 2020 года
Часы Работа и занятия Отметка Замечания
8-9 Завтрак, утренний туалет, подготовка к парам (включить компьютер) Не выполнено Проспал до 8:50.
Не почистил зубы.
9-12 Посетить дистанционные пары в системе «Прометей» (две пары) Выполнено Законспектировал материал лекций в тетрадь.
12-14 Работа по дому (подмести и протереть пыль) Выполнено частично Только подмел.
Пыль протирал не я.
14-16 Приготовление обеда (плов из свинины), просмотр телепередачи (разбор новой модели телефона) Выполнено Отсутствие желание покупки телефона в ближайшее время
16-18 Написание диплома, разговор с родителями Выполнено частично Отвлекался во время написания.
Отсутствие достаточной информации.
18-19 Чтение книги Э. Бёрджеса «Заводной Апельсин» Выполнено Прочел 3 главы первой части.
19-23 Ужин, написание курсового проекта, просмотр фильма Выполнено частично Курсовой проект не начал.
Увлекся просмотром фильма и перепиской в соц. сети – уснул в час ночи.
Распорядок дня 18 октября 2020 года
Часы Работа и занятия Отметка Замечания
9-10 Завтрак и утренний туалет Выполнено Пожарил яичницу и выпил кофе.
10-12 Посещение тренажерного зала Выполнено частично Не выполнил план тренировки – надоело.
12-13 Покупка градусника Не выполнено Отсутствовал в ближайших аптеках.
13-14 Обед, просмотр телепередачи (обзор компьютерной игры) Выполнено Появилось желание установить новую игру.
14-15 Составить список расходов/покупок Выполнено частично Не составил список продуктов.
15-20 Поездка в Парк Горького для встречи с друзьями Выполнено Задержался на 1 ч. – зашли в кафе.
20-22 Перекладывание вещей, разговор с родителями Выполнено частично Не осталось места для оставшихся вещей.
22-00 Чай, чтение, рисование Выполнено Пытался нарисовать лица товарищей.
Таким образом должно происходить планирование предстоящих дел и мероприятий, с учетом их важности и срочности. В последующем, со временем у человека выработается навык грамотного планирования своего планирования в зависимости от поставленных целей.
1.4. Анализ выполнения плана использования времени
Принимая во внимание тот факт, что не все запланированные мною дела и занятия были выполнены в полной мере, либо – вообще, видно, что природа вещей, которые помешали мне это сделать, различна. Что-то порождено мною, а - внешними факторами. Ниже мною будет выработаны рекомендации для каждого нарушителя распорядка дня в зависимости от природы его происхождения.
Рассмотрим причины не выполнения уставленного распорядка дня, порождённые мною. Видно, что они вызваны ленью и не правильным выбором приоритетов. Во избежание подобных случаев следует понять, что при достижении поставленных целей необходимо полностью посвятить себя ей. В конечном итоге посторонние факторы могут привести к неудачам и растратам приложенных сил впустую. Также при подготовке к задуманному следует подготовиться максимально полно, изучить вопрос со всех возможных сторон, во избежание ненужных и бессмысленных задержек на пути к цели. Еще необходимо правильно распределять время для отдыха и развлечения, без ущерба себе и будущим планам.
Следующими к рассмотрению идут внешние причины, тормозящие на пути к решению поставленной задачи. В моем случае это было желание побыть подольше в компании друзей и острая эпидемиологическая обстановка. Изначально при встречи с друзьями, стоит их предупредить и попросить отнестись с пониманием, к тому что перед вами стоит важная задача, которую необходимо выполнить, и вас не нужно каким-либо образом задерживать. Но и самому необходимо иметь внутренние ограничители. В другом случае следует заранее узнать о наличии той или иной необходимой вещи, чтобы в кратчайшие сроки найти или придумать другой способ его приобретения.
Подобным образом следует проводить анализ и поиск решений своих проблем по управлению временем, как это было сделано мною в данном разделе моей курсовой работы. А также хотелось бы упомянуть слова американского экономиста Питера Друкера: «Запас времени бесконечно мал, и если вы не можете управлять им, то вам не удастся управлять ничем другим».
Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ
2.1. Стрессовые ситуации и обстоятельства их возникновения
Каждый из нас попадал в такие ситуации, которые заставляли нервничать и испытывать стресс, и именно дистресс – самый разрушительный и болезненный из видов стресса. И я тому не исключение, далее я изложу две наиболее существенных стрессовых ситуаций из моей жизни.
Первый случай произошел со мной еще на первом курсе, в период подготовки к присяге. Во время строевой подготовки мне было сделано замечание от подполковника внутренней службы Тетерина Александра Васильевича по причине того, что я крутился стоя при этом в строю. При всем при этом он вывел всех офицеров из строя, ведя с ними отдельную беседу, и на тот момент я имел очень малое представление о должностях и званиях тех офицеров. Мне приказали выйти из строя и подойти к товарищу подполковнику, и встать в одну шеренгу с офицерами. Сильный стресс я испытывал от того, что я как можно более правильно старался выполнять все элементы строевой подготовки, что у меня на самом деле не получалось. И все эти действия мне приходилось проделывать перед всем строем других курсантов. В конечном итоге мне была проведена разъяснительная беседа от товарища подполковника, а затем и от начальника курса в присутствие моего курса осознано и прилюдно признавал свою вину.