Актуальность исследуемой темы. Оценочная деятельность является комплексным общественным институтом, объединяющим в себе элементы экономических отношений, публичного права, частного права и процесса. В любом сложном образовании подобного рода отдельные вопросы требуют специального рассмотрения и выявления их характерных, отличительных свойств - особенностей.
Значительные преобразования, произошедшие в экономической сфере регулирования оценочной деятельности в последние годы, обуславливают изменения во всех других его сферах, включая сферу частно-правового (гражданско-правового) регулирования. Комплексный анализ таких изменений позволяет показать значение частно-правового аспекта регулирования в контексте его взаимодействия с другими сферами правового регулирования оценочной деятельности, исследовать правовую природу отношений в рамках оценочной деятельности в целом, частно-правовые особенности субъектного состава, объекты оценочной деятельности, перспективы и направления развития правового института оценочной деятельности, а также правовые способы решения возникающих при этом проблем.
В России оценка как вид предпринимательской деятельности переживает период становления. Оценка в последние годы стала играть важную роль во многих сферах функционирования современной экономики - от макроэкономических общегосударственных масштабов до управления отдельно взятым городом, предприятием. В целом ряде случаев закон требует обязательного проведения оценки - при сделках с государственным и муниципальным имуществом, операциях с ценными бумагами, недвижимостью, при наследовании, причинении имущественного вреда и т.д. Однако, помимо относительной новизны института оценки в России, в настоящее время на пути его эффективного функционирования встают проблемы, связанные с качественной стороной правового регулирования.
Общее назначение правового регулирования оценочной деятельности – способствовать решению имеющихся экономических проблем. Проблемы правового регулирования оценочной деятельности являются характерными для большинства видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, регулируемых отраслью предпринимательского права, поскольку данный вид регулирования по своей природе призван определять основные направления дальнейшего развития отрасли предпринимательского права.
Проблема создания эффективного механизма осуществления оценочной деятельности, совершенствования её гражданско-правового регулирования в современных экономических условиях является важной и актуальной – от её решения, во многом, зависит обеспечение прав и интересов хозяйствующих субъектов при реализации права собственности, использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности.
Научная разработанность темы. Большое значение в исследовании проблем правового регулирования различных видов экономической деятельности, безусловно, играют труды исследователей, посвященные отрасли предпринимательского (ранее в истории - хозяйственного) права. К числу данных исследователей можно отнести Л.Я. Гинцбурга, Е.Б. Пашуканиса, В.В. Лаптева, С.Э. Жилинского, Ершовой И.Н. и других. В качестве наиболее ярких представителей юриспруденции, исследовавших проблему правового регулирования как такового, можно назвать Н.И. Матузова, А.В. Малько, С.С. Алексеева, М.Н, Марченко и многих других. Изучением государственного регулирования экономической деятельности в своих трудах занимались такие правоведы как В.В. Лазарев, В.И. Леушин.
Следует отметить работы профессора B.C. Мартемьянова, основоположника современной школы хозяйственного (предпринимательского) права, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли и ее системе, были разработаны основные институты,
К авторам, исследовавшим вопросы влияния государства на экономику, можно отнести Л.Г. Ходова, В.Е. Есипова. Разработкой теории оценки занимались многие зарубежные ученые, в том числе Дж. Фридман, Н. Ордуэй, и отечественные - С.В. Грибовский, Т.Е. Бердникова, М.А. Федотова, А.П. Воронцов.
Среди отечественных исследователей проблем оценочной деятельности следует отметить Ф.К. Горб-Ромашевича, А.В. Верхозину, Е.Н. Гришину, И.В, Ершову, А.Н. Козырева, М.Овчаренко, A.M. Эрделевского и др.
Комплексное исследование научных проблем, затронутых в работе, вызвало необходимость обратиться к трудам учёных, в которых подвергнуты анализу различные аспекты правового регулирования оценочной деятельности: В.В. Витрянского, С.К. Загайновой, И.В. Ершовой, Л.А. Новосёловой, Г.В. Петровой, М.В. Телюкиной и др.
Важное теоретическое и практическое значение представляют работы, которые дают возможность выявить основные тенденции и закономерности развития оценочной деятельности, исследовать её правовую сущность. Среди них можно выделить работы таких авторов, как О.П. Алексеева, С.Н. Братановский, А.Н. Борисов, Е.В. Воскресенская, Б.В. Гусев, П.В. Егорова, А.В. Ерш, А.Я. Курбатов, А.П. Лебединов, Л.Б. Ситдикова, И.А. Смагина, Ю.В. Хлистун, Р.Ф. Шайдулин и др.
Значительный интерес представляют труды специалистов в области экономической науки, затрагивающие проблемы осуществления оценочной деятельности: А.Г. Грязновой, И.В. Косорукова, В.А. Ларионовой, А.Ю. Родина, В.М. Рутгайзера, Д.В. Скрипичникова, М.А. Федотовой, А.В. Щепотьева и др.
Большое значение имеют работы зарубежных учёных, исследовавших отдельные аспекты отношений, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности. В их числе можно выделить работы таких авторов, как: Д.М. Бишоп, К. Мерсер, Н. Ордуэй, Ш.П. Пратт, Дж.Т. Уэллс, Дж. Фридман, Дж.Р. Хитчнер, Ф.Ч. Эванс и др.
Вместе с тем, несмотря на наличие ряда научных трудов, посвящённых отдельным правовым аспектам исследуемой проблематики, в настоящее время отсутствуют работы по комплексному анализу теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования оценочной деятельности, учитывающие последние изменения российского гражданского законодательства. Все это обусловило выбор темы и основных направлений исследования, определило его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы основная цель исследования - изучение особенностей правового регулирования отношений в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
? определить понятие оценочной деятельности и правовые формы её осуществления по российскому законодательству;
? проследить этапы развития и определить современное состояние законодательства, регулирующего оценочную деятельность;
? исследовать договор на проведение оценки как правовое основание осуществления оценочной деятельности;
? проанализировать круг субъектов предпринимательской деятельности, принимающих участие в правоотношениях в сфере оценочной деятельности;
? выявить требования, предъявляемые к правовому статусу оценщиков и провести правовой анализ содержания правового статуса оценщиков;
? исследовать правовой статус саморегулируемых организаций оценщиков как особого субъекта предпринимательского права.
? исследовать проблему гражданско-правового определения уровня качества услуг в сфере оценочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области проблем правового регулирования оценочной деятельности. Исследование поставленных вопросов потребовало также изучения трудов в области гражданского, предпринимательского, трудового права, процессуальных отраслей права, общей теории права и экономической науки, а также публикаций ученых теоретиков и практикующих специалистов в научных журналах и периодической печати, которые относятся к теме работы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон об оценочной деятельности, а также другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения, составляющие объект исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления оценочной деятельности, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом исследования выступает комплекс вопросов, связанных с изучением гражданско-правовых особенностей регулирования оценочной деятельности по законодательству РФ.
Эмпирическую основу исследования составляет судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов по теме исследования, комплекс знаний о применении норм об аккредитации, сертификации и стандартизации деятельности оценочных организаций в целом по России и в рамках отдельных наиболее значимых общественных объединений оценщиков, также информация о деятельности аналогичных общественных объединений за рубежом. Автор опирался также на материалы научно-практических конференций и семинаров по проблемам гражданского и предпринимательского права, а также практику применения законодательства, регулирующего оценочную деятельность.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод, обосновывающий взаимообусловленность всех социально-экономических процессов, в том числе проистекающих в процессе осуществления оценочной деятельности. В работе также использованы общенаучные методы познания, в том числе формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), а также специальные юридические методы (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и метод системного анализа). Историко-правовой метод позволил выявить особенности становления и развития отношений, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности. Сравнительно-правовой метод позволил оценить современное состояние российского законодательства, регулирующего оценочную деятельность. Метод системного анализа позволил выявить особенности оценочной деятельности, выявить её соотношение с другими видами профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования проявляется в комплексном подходе к исследованию теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования оценочной деятельности на основе норм действующего российского законодательства. Частно-правовой аспект регулирования оценочной деятельности рассматривается на фоне его взаимодействия с другими сферами правового регулирования. При этом исследуются с точки зрения науки гражданского и предпринимательского права правовая природа отношений в оценочной деятельности, частно-правовые особенности субъектного состава, объекты оценочной деятельности, перспективы и направления развития правового института оценочной деятельности, а также правовые способы решения возникающих при этом проблем.
Обоснованы предложения, направленные на защиту прав заказчика по договору на проведение оценки, а также третьих лиц путём определения в действующем законодательстве требований, направленных на повышение уровня профессиональной квалификации оценщика, и содержанию договора на проведение оценки. В целях обеспечения интересов оценщиков доказана необходимость чёткого определения оснований исключения оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков; высказано предложение о целесообразности изменения подхода к возложению полной имущественной ответственности в отношении оценщиков, осуществляющих профессиональную деятельность на основании трудового договора. Обоснована необходимость совершенствования механизма обязательного страхования профессиональной имущественной ответственности оценщика, как финансовой гарантии, обеспечивающей имущественные интересы заказчика оценки и третьих лиц.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические выводы и практические положения, выносимые на защиту:
1. Оценочная деятельность – это профессиональная деятельность физического лица, обладающего правовым статусом оценщика, направленная на определение рыночной, инвестиционной, ликвидационной, кадастровой или иной стоимости объекта оценки путём реализации оценщиком закреплённых в законодательстве прав и исполнения обязанностей в соответствии с принципами профессионализма, независимости, полноты, достоверности и конфиденциальности.
2. Возникновение ошибок при проведении оценки в большинстве случаев вызвано недостаточной профессиональной квалификацией оценщика. Осуществление оценщиком профессиональной деятельности требует не только наличия профессиональных знаний в области оценочной деятельности, но и определенных практических навыков.
На основании изложенного предлагается дополнить ст. 24 Закона об оценочной деятельности требованием, согласно которому кандидат в оценщики для вступления в саморегулируемую организацию оценщиков должен иметь стаж работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее двух лет или пройти стажировку у оценщика сроком не менее одного года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами оценочной деятельности, утвержденными саморегулируемой организацией оценщиков. Введение данного требования позволит повысить уровень профессиональной квалификации оценщиков и усилить механизм правовой защиты заказчиков оценки и третьих лиц.
3. Выявлена недостаточность регулирования существенных условий договора на проведение оценки. Предъявляемые в соответствии со ст.10 Закона об оценочной деятельности требования о наличии в таком договоре сведений о виде стоимости (способе оценки), об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, о саморегулируемой организации оценщиков, членом которой такой оценщик является, о стандартах, применяемых при проведении оценки, о дополнительном страховании ответственности оценщика или юридического лица, с которым заключён договор на проведение оценки, об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, если такой договор заключён с юридическим лицом, не могут рассматриваться в качестве существенных условий такого договора. В связи с чем, их отсутствие в договоре не является основанием для признания такого договора незаключённым.
В целях защиты интересов субъектов договора на проведение оценки предлагается четко определить в Законе об оценочной деятельности, что существенными условиями договора на проведение оценки выступают условия о его предмете, об объекте (объектах) оценки, а также о размере вознаграждения оценщика за оказание услуг по определению стоимости объекта оценки.
4. Установлено, что исключение оценщика из саморегулируемой организации оценщиков, учитывая, что согласно ст. 24 Закона об оценочной деятельности такое исключение выступает основанием для отказа в принятии лица в члены другой саморегулируемой организации, если с даты исключения прошло менее трёх лет, фактически лишает возможности дальнейшего осуществления исключённым лицом оценочной деятельности. В условиях отсутствия в Законе об оценочной деятельности исчерпывающего перечня оснований исключения оценщика из членов саморегулируемой организации, это создаёт возможности для злоупотреблений со стороны руководства такой саморегулируемой организации при принятии решения по данному вопросу, нарушая тем самым интересы оценщиков.
5. Отмечается противоречие положений Гражданского кодекса РФ и Закона об оценочной деятельности, которое вызывает сложности при решении вопроса о распределении ответственности юридического лица, вступающего в договорные отношения с заказчиком оценки, и оценщика, исполняющего обязанности по проведению оценки, находящегося в трудовых отношениях с таким юридическим лицом. Подтверждением этому выступают положения Закона об оценочной деятельности об обязательном страховании профессиональной имущественной ответственности оценщика, и обязанности вносить взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях её обеспечения. Вместе с тем, согласно ст. 402, 1068 ГК РФ ответственность должна возлагаться на юридическое лицо. Оценщик, осуществляющий профессиональную деятельность по трудовому договору, не состоит в прямых договорных отношениях с заказчиком, в пользу которого проводит оценку, и не должен нести полную имущественную ответственность перед заказчиком. Размер ответственности такого лица должен быть ограничен.
6. Предлагается изменить конструкцию ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности, установив страхование ответственности оценщика за любые случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения им своего обязательства по договору с заказчиком, а также за действия (или бездействие) в рамках оказываемой им услуги или после её оказания, повлекшие причинение убытков заказчику и (или) имущественного вреда третьим лицам. Страховой случай должен также включать наличие убытков и (или) имущественного вреда, причинённого действиями лиц, к помощи которых вправе прибегать оценщик в процессе проведения оценки, что позволит усилить механизм страховой защиты.
7. В целях защиты прав заказчиков по договору на проведение оценки и третьих лиц, а также имущественных интересов оценщиков предлагается внести в ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности изменения, согласно которым страховщик производит страховую выплату в размере причиненных заказчику убытков и (или) имущественного вреда третьему лицу в полном объёме, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности. При этом следует установить, что факт причинения убытков должен быть установлен как вступившем в законную силу решением суда, так и признан страховщиком, что позволит избежать обращения в суд.
8. Отсутствие в Законе об оценочной деятельности чёткого определения понятия страхового риска по договору страхования ответственности оценщика, ведёт к сложности применения механизма страхования. Предлагается ввести в ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности положение, согласно которому страховым риском по договору обязательного страхования ответственности оценщика является вероятность наступления ответственности оценщика за убытки, причинённые заказчику и (или) имущественный вред третьим лицам.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в результате исследования проблем гражданско-правового регулирования оценочной деятельности выводы и сформулированные на их основе практические предложения будут способствовать дальнейшему развитию знаний в указанной области. Сформулированные выводы и предложения, могут быть использованы для разработки новых и совершенствования действующих норм, регулирующих оценочную деятельность, в научных, учебных целях, а также в правоприменительной практике.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена содержанием темы, обусловлена целью, задачами и логикой проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.