Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

История Государственной Думы в 1906-1917 гг.

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.05.2021
Объектом исследования заданной темы является Государственная Дума, а предметом изучения является история создания Государственной Думы в 1906-1917 гг. Цель курсовой работы – история по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • Проанализировать предысторию формирования Государственной Думы; • Изучить выборы в I Государственную Думу Российской; • Проанализировать основы Государственной Думы I созыва. При написании данной курсовой работы автор обращался к учебно-методическим пособиям по истории государства и права России, монографии из научных журналов, текст Манифеста 1917 г. и другие документы этого исторического периода, книги и учебные пособия по истории и истории государства и права России начала XX в. Были изучены работы таких экспертов, как Аврех А.Я., Грунт А.Я., Витенберг Б.М., Кирьянов И. К. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе приведена предыстория формирования Государственной Думы, во второй – выборы в I Государственную Думу Российской, в третей - Государственная Дума I созыва. В работе были использованы следующие методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системный.
Введение

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Государственная дума - в 1906-1917 гг. высшее наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи. Государственная Дума является одной из двух палат российского парламента – Федерального Собрания. К ее ведению относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, назначение и освобождение от должности руководителей Центрального банка и Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества Исследуемая тема актуальна, потому деятельность Государственной Думы первого созыва отличалась рядом особенностей. Это не только избирательный закон, который впоследствии становится более «консервативным», но и обстановка, в которой функционировал рассматриваемый мной орган, особенности начала его работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 5 ГЛАВА 2 ВЫБОРЫ В I ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 7 ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА I СОЗЫВА 10 3.1 Первая Государственная Дума Российской Империи 10 3.2 Вторая Государственная Дума Российской Империи 12 3.3 Третья Государственная Дума Российской Империи 15 3.4 Четвертая Государственная Дума Российской Империи 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список литературы

1. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1913. - С. 610-619. 2. Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 611-612. 3. Думский сборник. I. Государственная дума первого созыва (27 апреля-8 июля 1906 года). Бесплатное приложение к газете «Товарищ» Санкт-Петербург. 1906. 4. Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX века: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д. и. н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с. 5. Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.209-211. 6. Орлов С.Б., Ивакин Г.А. Духовенство на думских выборах в начале XX века: Избирательная компания духовенства в период выборов в третью и четвертую Государственную думу Российской империи // Журнал о выборах. - 2006. - № 1. - С. 54-60. 7. Павельева Т.Ю. Польская фракция в Государственной Думе 1906-1914 годов. // Вопросы истории. - 2000. - № 3. - С. 111-120. 8. Пашенцев, Д. А. Бюджетное и налоговое законодательство Российской Империи // "Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2004. - № 2. - С. 99 – 127. 9. Первая Государственная Дума // Аналитический вестник Государственной Думы РФ. - 1996. - N. 5. - С. 4-6. 10. Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом (К столетию русской конституции и русского парламента) // Полис. – 2006. - № 2. – С. 5-26 11. Родионова Т.С. Российские реформы начала ХХ века в зеркале прессы: новый фактор международных отношений // Вестник Московского Университета. Сер.10. Журналистика. – 2006. - № 5. – С. 66-71. 12. Школярская Т. И. Бюджетные права Государственной Думы в Российской империи // Ученые записки. – 2002. - № 9. – С. 163 - 167 Интернет – источники 13. Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. (историческая справка) - [Электронный ресурс] - http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/127/ - Дата обращения 12.08.2020. 14. Деятельность Первой и Второй Государственной думы - [Электронный ресурс] - https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/dieiatielnost-piervoi-i-vtoroi-gosudarstviennoi-dumy Дата обращения 12.08.2020. 15. Из истории Государственной Думы 1906 - 1917 гг. - [Электронный ресурс] - https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/gosudarstvennaya-duma-ri.html - Дата обращения 12.08.2020. 16. История Государственной Думы - [Электронный ресурс] - http://duma.gov.ru/duma/about/history/information/ - Дата обращения 12.09.2020.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления. В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян. Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях. 17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав. В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим. Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы. ? ГЛАВА 2 ВЫБОРЫ В I ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей. Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям: • по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей. • по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим. • по крестьянской курии — иметь домовладение; • по рабочей курии — быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола. Были категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрешённые от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины — все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе). Выборы проходили в несколько ступеней: • для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы. • для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания. • для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании; • для крестьянской — четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде). Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа. ? ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА I СОЗЫВА 3.1 Первая Государственная Дума Российской Империи Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвертой - четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве. Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А. Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии. Основной деятельностью депутатов Государственной Думы являлось обсуждение законов, представленных властью. Парламентская процедура (правила проведения обсуждений и принятия решений) должна была регламентироваться Наказом Государственной Думы. Думы первых двух созывов так и не приняли Наказа полностью: Первая Дума рассмотрела только три статьи Наказа, Вторая - четвертую и часть пятой (и эти статьи фактически исполнялись). Полностью Наказ был принят только Третьей Думой. За соблюдением процедурных норм следил Председатель. Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Центральным вопросом Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули идею «принудительного отчуждения» помещичьей земли.8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов («проект 42-х»), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». 23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию "общественного земельного фонда", из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты. 6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект, «ведущий к чёрному переделу». Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения. Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект. В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли. Таким образом I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства. 3.2 Вторая Государственная Дума Российской Империи По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф.А. Головин. Товарищами председателя - Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем - М.В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. Во второй Государственной Думе 20 марта 1907 г. впервые прошло обсуждение записи государственных доходов и расходов (бюджета страны). Интересно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы депутатов с правительством в ходе обсуждения законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права обсуждать. У Второй Думы также состоялась всего одна сессия. Вторая Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода ее деятельности. В целом II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. По инициативе кадетов Дума отказалась от прений по основным положениям правительственной декларации, с которой выступил П.А. Столыпин и главная идея которой заключалась в создании «материальных норм», в которых должны найти воплощение новые общественно-правовые отношения. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи.1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя». На основании этого надуманного повода Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905-1907. Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. ? 3.3 Третья Государственная Дума Российской Империи Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7 депутатов и польская - 11 депутатов. Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр. Дума провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Среди принятых законопроектов законы о частной собственности крестьян на землю (1910), о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни, о введении местного самоуправления в западных губерниях и другие. В целом же из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. В 1909 правительство вопреки основным государственным законам изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 Дума и Госсовет были распущены на 3 дня). Третья Дума в течение всего периода своей деятельности переживала постоянные кризисы, в частности конфликты возникали по вопросам реформирования армии, аграрной реформе, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций парламентских лидеров. 16 ноября 1907 года с декларацией правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную думу утвердить законы по аграрной реформе. Таким образом, при проведении аграрной реформы в России П.А. Столыпин решил сделать ставку на создание фермерских крестьянских хозяйств с сохранением помещичьего землевладения. Правительство П.А. Столыпина разработало реформу крестьянского земельного владения, которая получила название «Столыпинская аграрная реформа». Суть реформы состояла в том, чтобы принудить крестьян к выходу из общины с наделом. П.А. Столыпин считал, что община держится, благодаря зажиточным крестьянам. Ставку нужно делать не на «убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Нужно дать возможность зажиточным крестьянам выйти из общины. Они станут «маленькими помещиками». Это подорвёт общину изнутри. В стране возникнет новый слой собственников. Они станут опорой власти. Остальные крестьяне разорятся. Часть из них станет батраками у фермеров, другую часть поглотит бурно развивающаяся российская промышленность. Проведение земельной реформы началось в 1906 г.9 ноября 1906 г. царь издал указ, который разрешал крестьянам выход из общины с наделом земли.14 июня 1910 г. был издан закон, по которому выход обязательным из общины стал обязательным. Основные направления аграрной столыпинской реформы: 1) разрушение общины; 2) создание Крестьянского банка; 3) переселение крестьян в Сибирь и Казахстан. Разрушение общины.9 ноября 1906 г. Николай II издал указ « О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (имелись в виду статьи «Положений» 19 февраля 1961 г.). Указ устанавливал право выхода из общины крестьян в любое время и получения земельного владения в личную (частную) собственность. Разрозненные земельные полосы по просьбе хозяина могли быть соединены в одно место. В таком случае получался отруб, а если к отрубу присоединялась жилые и хозяйственные постройки, он превращался в хутор. При этом требовалось согласие 2/3 участников схода. Если в течение 30 дней сход не мог принять решения, то выделение земли крестьянину производилось без согласия схода. Проведение земельной реформы на местах возлагалось на земское начальство. В это время в России насчитывалось 12, 8 млн. крестьянских дворов. Указ 9 ноября 1906 г. был отвергнут II Государственной думой. С некоторыми дополнениями и изменениями он был одобрен III Государственной думой и после подписания его царём 14 июня 1910 г. обрёл силу закона. За 1907 - 1914 гг. из общины вышло примерно 2,5 млн. крестьянских дворов или 1/4 часть. В 1915 г. выход из общины прекратился. Проведение реформы принесло неожиданные результаты. Оказалось, что первыми из общины устремились бедняки. Богатые крестьяне выходить из общины не спешили. Русская община оказалась более жизнестойкой, чем полагало правительство. Деятельность Крестьянского банка - следующее направление аграрной реформы. Крестьянский банк был создан в 1882 г. для облегчения проведения земельной реформы. Он скупал казённые земли, удельные и помещичьи земли, а затем перепродавал их крестьянам. Крестьянский банк покупал землю в среднем по 54 руб. за десятину, а продавал по 150 руб. Переселенческая политика. В результате разрушения общины должна была появиться деревенская беднота. Её проблемы П.А. Столыпин намеревался решить с помощью переселения в Сибирь и Казахстан. Переселение должно было, с одной стороны, снять социальную напряжённость в малоземельных центральных районах страны, с другой стороны, способствовать освоению малонаселённых пространств в государстве. Было создано специальное Переселенческое управление, которое занималось проблемами переселения. Для переселенцев были установлены многочисленные льготы: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь. За 10 лет в Сибирь переселилось около 3 млн. чел. За это время посевные площади в Сибири увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на внутренний и внешний рынок зерно, сливочное масло. Но не все переселенцы смогли прижиться на новом месте. 14 июня 1910 года Государственная дума приняла этот аграрный закон, в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями и дополнениями, 29 мая 1911 года в его развитие издано положение о землеустройстве. государственная дума российская империя Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу «сначала успокоение, потом реформы», свело на нет перспективы деятельности 2-го большинства. Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной думой, либо была блокирована Государственным советом (в т. ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др. В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.). В 1909 году правые в Государственном совете предприняли кампанию против принятого Государственной думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II. В январе 1910 года произошло объединение фракций умеренно-правых и националистов в партию и думскую фракцию «русских националистов». В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др. В 1910-1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т. ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения» (закон 17 июня 1910 года). В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 29 страниц
900 руб.
Курсовая работа, История, 27 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, История, 32 страницы
1250 руб.
Курсовая работа, История, 26 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg