Глава I. Психологические особенности проявления поведения ребенка на разных возрастных этапах в процессе воспитания.
1.1 Психология воспитания дошкольников
Этот возраст представляет наиболее ценностный период развития личности, ведь в этом возрасте происходит первичный этап социализации и становление личности ребенка. Ребенок начинает взаимодействовать с социумом. Временами могут возникнуть конфликтные ситуации. Выраженные в повышение тревожности, это является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания. Главная опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества во время дошкольного возраста могут определять все дальнейшее формирование личности, а также могут обнаруживаться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей социальной деятельности. Этот возраст представляет наиболее ценностный период развития личности, ведь в этом возрасте происходит начальное становление личности ребенка. Начиная с 4 лет сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. В качестве инструмента по предотвращению конфликтов в дошкольном возрасте выступает общение насыщенное социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и, если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре. Игра способствует развитию эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.
«В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания…». «Но игра в это время составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует.» [8]. В теории деятельности А.Н. Леонтьева, говорится, что позитивно влиять на процесс развития - значит, управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;
1.2. Психологические особенности поведения младших школьников.
Младший школьный возраст является этапом развития ребенка, соответствующим обучению в начальной школе. В различные исторические периоды и в различных странах возрастные границы этого периода различаются. Условно, их можно определить, как интервал, начинающийся с 6-7 л до 10-11 л.[9]. Уточнить эти границы можно лишь ссылаясь на официально утвержденные сроки начального обучения [2].
В младшем школьном возрасте углубляются усвоенные навыки, привычки и формы поведения. В младшем школьном возрасте ребенок обретает способность к рефлексии и планированию своей деятельности, благодаря этой систематической, предметной и целенаправленной самоактивности, оказывается значительное влияние на развитие ребенка. Основные способствующие коллективные(в рамках детского сада и семьи) инструменты выступают: учение, игра, общение и труд[5 c.14]. С началом школьного обучения кардинально меняется и поведение ребенка. Ведущая деятельность на данном этапе развития – учебная (по периодизации Эльконина Д.Б.), которая сменила игровую, являющейся ведущей у дошкольника. В результате включения ребенка в процесс обучения происходит перестройка всех психических функций и процессов[3].
Первоначально у младших школьников возникает интерес к самому учебному процессу, как таковому, не осознавая его важности. Лишь после того, как младшие школьники заинтересуются результатами своей учебной деятельности, у них начнет формироваться интерес к ее содержанию. Это и есть основа для возникновения ответственного отношения к учебе.
Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учёба и всё, что с ней связано, в этот период развития личности ребенка акцент переносится на освоение учебной деятельности и учитель становится для младших школьников значимым лицом, носителем социальных норм. Дети чаще общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам. Учитель для ребенка незаменим не только в плане овладения учебными предметами, но и в плане дальнейшего освоения человеческих отношений, смысла дружбы и взаимопомощи, умения примиряться и уступать, сдерживать свои обиды, злость и т. п. В педагогике конкретно сформулированы задачи поддержки и связанные с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; жизненным самоопределением (нравственным, гражданским, профессиональным и т. д.); эффективной деловой и межличностной коммуникацией. Младшие школьники будут переживать чувство удовлетворения своими достижениями в результате получения новых знаний и возникновения интереса к содержанию учебной деятельности. Педагог в свою очередь будет стимулировать возникновение этого чувства. У младших школьников возникает подъем сил и гордость во время похвалы педагога. Это связано с тем, что учитель имеет непререкаемый авторитет в глазах детей с самого первого дня пребывания школе.
Перечислим возрастные особенности и отличительные черты восприятия младших школьников:
• свежесть и острота восприятия, т.е. созерцательная любознательность;
• развиваются психические процессы непосредственного познания окружающего мира;
• малая дифференцированность восприятия, т.е. присутствие ошибок и неточностей при различении сходных объектов;
• сходство восприятия с практической деятельностью ребёнка, т.е. воспринимание предмета означает произвести какие-либо действия, что-то изменить в нем, сделать с ним;
• выраженная эмоциональность восприятия. Восприятие переходит на более высокую ступень развития, принимает характер управляемой деятельности, организованного наблюдения, становится более аналитическим.
В результате обучения осуществляется переход к познанию сущности явлений от познания внешней стороны. Уровень развития мышления позволяет выделять главные признаки и свойства предметов, поэтому ученики делают свои первые умозаключения, проводят первые аналогии, обобщения. Постепенно происходит формирование элементарных научных понятий. Еще весьма элементарна аналитико-синтетическая деятельность. Она основывается на непосредственном восприятии предметов. К моменту вхождения ребенка в младший школьный возраст заметно развивается личность. Возникают новые отношения (со сверстниками, взрослыми), включение в различные коллективы, учение (новый вид деятельности). Все это способствует расширению круга интересов, способностей, формированию характера, воли. Итак, младший школьный возраст охватывает возрастной период от 7 до 11 лет и характеризуется изменением социальной формы развития: появление нового взрослого — социального взрослого. Появляются две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», способного к рефлексии, на первый план выходит учебная деятельность, теоретическое мышление. Завершается данный период кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.
1.3. Психологические особенности поведения младших подростков (обучающиеся 5 класса).
По мнению различных авторов, возрастной период 10-12 лет (младший подростковый возраст) является кризисным. Это связано с изменениями, происходящими в психологической, физиологической, социальной сферах. Так на физиологическом уровне у младших подростков происходят существенные гормональные изменения. На социальном уровне ребенок 10-12 лет не является уже ребенком, но еще и не взрослый. На психологическом уровне у младших подростков происходит процесс формирования самосознания. Всестороннее гармоничное развитие личности подростка происходит в сотрудничестве со взрослым во время игры, учебы, труда, совместной деятельности. Наиболее тесно такое сотрудничество происходит в рамках семьи и школы[11]. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, кипучей энергии, стремления к познанию, жажды деятельности, бурной активности, инициативности. Подросток сам ставит перед собой цели и планирует их осуществление. Однако из-за недостатка воли, он может проявлять себя в одном виде деятельности и не доводить начатое до конца в другом. Для подросткового возраста характерна импульсивность. Случается и так, что подростки вначале сделают что-либо, а только потом подумают. Хотя при этом и понимают, что необходимо было бы поступить наоборот[12]. К 10 годам ребенок стремится к самоутверждению в мире взрослых. Подросток может в одних отношениях поступать как взрослый, а в других – как ребенок. Подросток хочет, чтобы его считали взрослым и быть таковым взрослым. Он выражает всяческие протесты при попытках контролирования, наказания, требования от него послушания, подчинения, не учета его желаний. Все это и является причиной конфликтов в школе и семье[13]. Главным для младших подростков является получение от других людей, главным образом, сверстников положительную оценку своих возможностей. Отсюда вытекает и направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, стремление выполнять общественно полезную деятельность. Младший подросток стремится проявлять свою самостоятельность и быть ответственным за некоторую важную работу, которая ему была поручена.[15]
По мнению Л.И. Божович, основное внимание в воспитании младшего подростка необходимо уделять развитию его мотивационной сферы. Задача взрослых ? помочь найти ребенку 10-12 лет свое место в жизни, сформировать правильное мировоззрение, воспитывать самосознание, моральное сознание, развивать познавательную сферу. В данный возрастной период происходит и формирование нравственных ценностей, определение жизненных перспектив, ребенок испытывает тягу к общению со сверстниками, оформляются отношения между людьми, т.е. формируются личностные смыслы жизни.[13]
В психологической литературе указывается, что для младших подростков характерны несколько кризисов: возрастной и образовательный. Возрастной кризис связан с физиологическими факторами. Так, начало полового созревания приводит к изменениям познавательной сферы ребенка 10-12 лет, т.е. для младшего подростка характерно замедление темпа познавательной деятельности, повышенная отвлекаемость, иногда вызывающее поведение, раздражительность, резкая смена настроения. Все это приводит к конфликтам с педагогами, одноклассниками, родителями и провоцирует снижение успеваемости. Поэтому психологам и педагогам следует понимать, что происходящие изменения физиологичны и следует искать оптимальные методы и формы работы с младшими подростками. Образовательный кризис младших подростков связан с переходом из начальной школы в основную ввиду того, что вместо одного учителя, к которому привык ребенок, появляется множество незнакомых педагогов, а привычное классное помещение заменяется кабинетной системой. Все это в итоге может привести к дезадаптации. Падение успеваемости и интереса к учебе у младших подростков происходит, т.к. учитель начальной школы, выпустив их в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал у него накопился. Учитель-предметник, первый раз видя новых учеников, рассматривает их в качестве несмышленышей, которые несамостоятельны и не образованны. Методы и формы обучения, перенесенные им из процесса взаимодействия со старшими школьниками не всегда эффективны в работе с младшими подростками. Для успешного переживания младшим подростком возрастных кризисов и эффективной адаптации к школе психологу необходимо:
- учитывать психологические особенности младшего подростка, уровень развития его познавательной, коммуникативной, эмоциональной и иных сфер;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции поведения и эмоционального состояния школьника.
Таким образом, особенности младших подростков, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной.
1.4. Психологические особенности поведения старшеклассников.
Согласно терминологии Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), подростки – лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст – 10-14 лет; поздний подростковый возраст – 15-19 лет)[16].
Советский психолог Д.Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет).
Подростковый возраст это переходный период между детством и совершеннолетием (отрочество). Характеризует начало половой зрелости — процесса физического, психологического и эмоционального развития, вызываемого рядом эндокринных изменений, ведущих к половому созреванию и развитию репродуктивной способности. И выражается такими признаками как началом менструаций у девочек (12-13 лет), а у мальчиков отсутствует ярко выраженный признак, он лишь стает заметным примерно в 13–14 лет. Поскольку начало половой зрелости может отклоняться на 4–5 лет от среднего возраста и период полового созревания длится 2–4 года. Поэтому подростковый период можно определить как возраст от 12 до 17 лет. Подростковый возраст ? это время неравномерного и интенсивного развития. С разной скоростью развиваются различные системы организма. Например, часто развитие кровеносной системы отстает от роста мышечной и костной систем. То же самое касается и психического развития, интересов, умственной зрелости, уровня самостоятельности. Можно сказать, что эти различия являются правилом, а не исключением. Подросток может в одних отношениях поступать как взрослый, а в других – как ребенок.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, кипучей энергии, стремления к познанию, жажды деятельности, бурной активности, инициативности. Подросток сам ставит перед собой цели и планирует их осуществление. Однако из-за недостатка воли, он может проявлять себя в одном виде деятельности и не доводить начатое до конца в другом. Для подросткового возраста характерна импульсивность. Случается и так, что подростки вначале сделают что-либо, а только потом подумают. Хотя при этом и понимают, что необходимо было бы поступить наоборот.
Как уже отмечалось, подросток хочет, чтобы его считали взрослым и быть таковым взрослым. Он выражает всяческие протесты при попытках контролирования, наказания, требования от него послушания, подчинения, не учета его желаний. Все это и является причиной конфликтов в школе и семье[10].
Основное социальное и психологическое содержание подросткового возраста?переход от детства ко взрослости. Границы подросткового возраста определены весьма условно, от 11-12 до 15-16 лет. В подростковом возрасте выделяют два периода развития: младший подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16лет).
Основной особенностью подросткового возраста является появление резких, качественных изменений, затрагивающих все стороны развития. У различных категорий подростков данные изменения имеют место в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, другие в некоторых проявлениях отстают от них, но в чем-то и опережают и т. д.
Особенности развития личностной сферы:
1. расширяется самосознания: происходит поиск «идеального Я» и анализ «реального Я», формируется образ «физического Я»;
2. появляется чувство взрослости, которое проявляется в одежде, речи, манере поведения;
3. Начинают акцентироваться черты характера;
4. Поведение становиться чаще эксцентричным;
5. Больше внимания межличностным отношениям во вред учебе;
6. формируется референтная (значимая) группа и развивается способность к саморазвитию и самовоспитанию;
7. возникает интерес и устанавливаются первые взаимоотношения с противоположным полом[14].
Наиболее известным и часто обсуждаемым возрастным кризисом является именно кризис подросткового возраста. Время его проявления индивидуально для каждого подроста, но среднее время примерно от 13 до 14 лет. В основу кризиса подросткового возраста входят возникающие противоречия между внешними неизменяющимися обстоятельствами и произошедшими внутренними переменами, которые перестают удовлетворять повзрослевшего ребенка. В первую очередь это чувства взрослости, психофизиологической перестройке (изменения в потребностной сфере, половое созревание, сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу может осознать, и непринятии собственной «взрослости» со стороны взрослых с другой стороны, которые в свою очередь выражают непонимание его переживаний по поводу личной самореализации. Подростковый кризис обретает такие проявления и признаки:
• Частая смена настроения;
• Агрессивность в общении со взрослыми и игнорирования их;
• Повышенное внимание к собственной внешности;
• Снижение учебной мотивации;
• Негативизм (в этом возрасте появляется потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым, усиливается стремление подчеркнуть свою индивидуальность).
• Нарушение общественного порядка.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный). При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Вывод к главе I.
Таким образом, для эффективной организации их воспитания и обучения педагоги и родители должны опираться на представленные сведения, чтобы избежать конфликта
Глава II. Соотношение психического развития, воспитания и обучения.
Воспитание – это специально спрогнозированная, смоделированная и организованная деятельность по созданию и обеспечению продуктивных условий, обеспечивающих полноценностное развитие личности взрослеющего человека. Целью воспитания является всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство личности, а также приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности и воспитание социально компетентной личности. Под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, а именно развитие ее нравственных, волевых и эстетических чувств. И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Развитие это процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.