ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РЕЗЕРВОВ И РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность, структура и значение резервного капитала в хозяйственном обороте организации
В рыночной экономике, согласно российской учетной концепции, капитал - это инвестиции владельца и прибыль, накопленная в течение всей деятельности организации. Чтобы определить финансовое положение организации, сумма капитала должна рассчитываться как разница между активом и обязательством.
Собственный капитал организации представляет собой особую форму ресурсов. В отличие от других источников, он безвозвратный, имеет четкую правовую основу и определенность функций, является непременным условием для формирования и функционирования любого предприятия. Независимо от организационных и правовых форм, это вся деятельность предприятия, ядро с первого дня [4].
Как правило, собственный капитал компании состоит из уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытых убытков) за предыдущие годы и отчетные годы.
Первый объект учета в организации представляется как уставный капитал, а порядок его формирования зависит от организационной и юридической формы организации.
Уставный капитал - начальный капитал, необходимый для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Его размер определяется уставом компании и учредительными документами [5].
Дополнительный капитал является частью собственного капитала компании и распределяется как самостоятельный объект учета. Это увеличение внеоборотных активов в связи с переоценкой, доходность выпуска и дополнительная эмиссия акций при продаже акций выше номинальной цены.
Дополнительный капитал может быть использован для увеличения уставного капитала, погашения баланса в отчетном году и распространения среди учредителей компании для других целей. Кроме того, при рассмотрении результатов отчетного года владелец обычно определяет порядок использования дополнительного капитала и его формирование на основе учредительных документов.
Резервные фонды. Нераспределенная часть собственных средств компании для внутренней безопасности для экономической деятельности, а также инвесторы и кредиторы, которые выплатили выручку (при отсутствии достаточной прибыли). Резервный капитал не может использоваться для других целей. На основании положений этой части основного документа определяется. Формирование резервов капитала обусловлено вычетами корпоративной прибыли (после вычета этих минимальных сумм, требуемых законодательством для резервных фондов) [15, c. 6].
Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создается в соответствии с законодательством России, а во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия, или с его учетной политикой. Если в учредительных документах не предусмотрен пункт создания резервного фонда, то предприятие не имеет право его создавать. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» создание резервного капитала в обязательном порядке касается акционерных обществ и совместных организаций. А другие организации имеют право создавать резерв в добровольном порядке. Резервный капитал создается согласно законодательству путем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала устанавливается уставом общества и должен находиться в пределах 5 % уставного капитала для акционерного общества (размер ежегодных отчислений составляет 5 % годовой чистой прибыли) и 25 % - для совместных предприятий [5].
Финансовые результаты деловой операции - это прибыль и убытки. Прибыль, которая остается в распоряжении компаний после уплаты налога на прибыль в бюджет, часто упоминается как «нераспределенная прибыль» в бухгалтерском учете.
Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль, которая не была распределена между акционерами организации.
Источниками информации, которые используются для осуществления анализа формирования, распределения и использования финансовых результатов, являются документы предприятия. Необходимо особо выделить первичные документы, регистры учета и отчетность.
Важнейшим ресурсом информации для анализа показателей рентабельности организации и определения величины чистой прибыли является «Отчет о финансовых результатах». Его структура такова, что доходы и расходы в нем отражаются отдельно по различным областям деятельности организации. При заполнении формы «Отчёт о финансовых результатах» поэтапно образуются показатели финансовой деятельности организации. После этого показываются справочные данные, и даётся разъяснение отдельных статей прибыли и убытков. Рассмотрим содержательную часть показателей, формирующих разные виды прибыли согласно бухгалтерскому учету, более подробно (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой №2 «Отчёт о финансовых результатах» [5, c. 60]
Показатель Состав
Выручка Сумма денежных средств от реализации услуг, товаров, работ
Себестоимость продаж Сумма расходов на закупку товаров и оказание услуг
Валовая прибыль (убыток) Доходы от обычных видов деятельности
Коммерческие расходы Затраты, связанные с реализацией продукции; в торговле – издержки обращения
Управленческие расходы Затраты общехозяйственного обращения
Прибыль (убыток) от продаж Финансовый результат от оказания услуг, продажи товаров, выполнения работ, т.е. осуществление предприятием операционной деятельности
Доходы от участия в других организациях Поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций, включая доходы и проценты по ценным бумагам; прибыль, приобретенная организацией в результате совместной деятельности по договору простого товарищества
Проценты к получению Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит); процент за использование банком денежных средств на расчетном счете
Проценты к уплате Сумма денежных средств, которые предприятия должны оплатить по полученным кредитам и займам, по купленным акциям, облигациям и т.п.
Прочие доходы Доходы от сдачи имущества в аренду; признанные и присужденные должником штрафы, прибыль прошлых лет, другие доходы от операций, неустойки, пени и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и др.
Прочие расходы Затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов; присужденные или признанные пени и штрафы, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания; судебные издержки и арбитражные расходы; убытки по операциям с тарой и др.
Прибыль (убыток) до налогообложения Финансовый результат общей деятельности предприятия
Текущий налог на прибыль Налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе
Изменение отложенных налоговых активов Отложенные налоговые обязательства признаются при наличии временных разниц и приводят к росту налога на прибыль. По мере снижения или полного погашения временных разниц будут снижаться или полностью погашаться
Изменение отложенных налоговых обязательств Отложенные налоговые активы – это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к снижению налога на прибыль
Чистая прибыль (убыток) Конечный финансовый результат деятельности предприятия
Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль поступает в распоряжение организации и распределяется в фонды накопления (расширения производства) и распределения (социальная сфера).
Нераспределенная прибыль за отчетный год используется для выплаты дивидендов учредителям и вычета (если таковые имеются) из резервного фонда. Основываясь на решении владельца, организация может принять решение использовать оставшуюся прибыль, которую компания контролирует для финансирования запланированных мероприятий. Эти меры могут быть эффективными в контексте использования средств для социальной деятельности и материальной поддержки работников Организации и для других целей, не связанных с производством, для развития и расширения производства, а также для модернизации и непродуктивного использования оборудования, или долгосрочная или финансовая инвестиционная организация [8].
1.2 Особенности бухгалтерского учета резервов и резервных фондов
В результате некоторых коммерческих операций размер собственного капитала организации может быть изменен без ущерба для размера уставного капитала. Эти действия приведут к появлению и использованию дополнительного капитала и прибыли [10, c. 71].
В дополнение к уставному капиталу источниками собственных ресурсов организации являются дополнительный капитал и резервный капитал. Введем более подробно их характеристики формирования и использования.
Дополнительный капитал - это категория учета, которая предназначена для отражения источника увеличения (увеличения) стоимости имущества, которое организация не может контролировать. Чтобы проиллюстрировать дополнительный капитал, был предоставлен пассивный счет на 83 «дополнительный капитал».
Во-первых, если один из учредителей является иностранным юридическим лицом или нерезидентом иностранного юридического лица (иностранного юридического лица или физического лица), дополнительный капитал может быть сформирован в процессе формирования уставного капитала. В соответствии с правилами учета операций с иностранной валютой необходимо конвертировать их в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации в день торгов и отчетную дату. Вклад учредителя в юридический капитал отражается в учете национальной даты регистрации и публикуется:
Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» К т сч. 80 «Уставный капитал» – на сумму в иностранной валюте и одновременно в рублях по курсу Центрального банка РФ.
На дату депозита или на отчетную дату валютный курс может измениться, что приведет к изменению рублевой стоимости депозита.
Положительный баланс рублевой стоимости депозитов в иностранной валюте - положительная курсовая разница - будет зачислен в дополнительный капитал:
Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» К-т сч. 83 «Добавочный капитал».
В случае снижения курса иностранной валюты до момента погашения задолженности учредителя образуется отрицательная курсовая разница, которая будет отражена обратной проводкой:
Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» [7].
Прибыль – также организация по увеличению капитала, но в результате своей деятельности. Капитальные резервы, сформированные в результате акционерных обществ и совместных предприятий, созданных для покрытия непредвиденных убытков и убытков за отчетный год, а также недостаточный доход для акционеров и привилегированных акций (префакии) для выплаты дивидендов и погашения акционерных обществ некоммерческой организации облигации. Источником формирования резервного капитала является остаточная прибыль после уплаты подоходного налога, поэтому мы можем сказать, что резервы капитала - это не является независимым источником финансовых ресурсов организации в результате распределения прибыли.
Согласно ст. 35 п.1 Федеральный закон № 35 от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ - Компании (далее - Закон) образуют резервный фонд, целью которого является, прежде всего, возмещение своих убытков, а во-вторых, для погашения корпоративных облигаций и выкупа акций. Акции при отсутствии других средств. Закон полностью четко указывает, что для других целей резервный фонд не может быть отправлен [5].
Размер резерва акционерного общества должен быть указан в его уставе. В то же время следует учитывать ограничения: ежегодный вычет из резервных фондов – не менее 5% от чистой прибыли компании, минимальная сумма резервов - 5% от юридического капитала. Максимальная сумма годовых отчислений и резервов не ограничена и зависит от критериев, установленных Уставом. Нет предела периоду, в течение которого резервы могут быть полностью сформированы [5].
Чтобы отразить деятельность руководства компании резервного фонда (капитала) по созданию и дополнению реестра бухгалтерского учета, необходимо получить письменные инструкции от высшего органа управления компании. Как правило, это выдержка из протокола собрания общего собрания акционеров о распределении чистой прибыли компании за год. На основании этого документа бухгалтер должен выдать акционерам (учредителям) в конце отчетного года часть нераспределенной прибыли для формирования или дополнения резервного фонда (капитала): Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 82 «Резервный капитал» – на сумму, указанную в протоколе собрания акционеров.
Использование средств резервного фонда (капитала) крайне ограничено:
- Д-т сч. 82 «Резервный капитал» К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выплате доходов» – на сумму задолженности учредителям по выплате дивидендов (на основании Устава);
- Д-т сч. 82 «Резервный капитал» К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – направлено на покрытие убытка организации по итогам отчетного года (на основании решения собрания акционеров) [12, c. 173].
Резерв на отпуска показывает величину обязательств перед работниками по оплате отпусков.
Компании сами решают, на какую из отчетных дат формировать резерв отпусков. Допустимы варианты, когда резерв на отпуска создают:
- на последнее число каждого месяца;
- на последний день отчетного квартала;
- ежегодно 31 декабря.
Отметим, что наиболее предпочтителен первый вариант, т. к. он показывает полную картину по сложившейся ситуации с оплатой отпусков. Однако этот метод более трудоемкий и требует значительного времени бухгалтера.
Последний вариант – самый простой. К нему прибегает основное число компаний, которые составляют отчетность только по итогам года.
Второй вариант – золотая середина и считается более оптимальным с точки зрения эффективности и трудоемкости затрат по его расчету.
Выбранный метод компания закрепляет в приказе по утверждению учетной политики.
Резерв по отпускам в бухучете на выбранную отчетную дату формируют по дебету тех затратных счетов, на которые обычно начисляют зарплату и взносы:
Дебет 08, 20, 25, 26, 44 и др. – Кредит 96 – начисление резерва на оплату отпусков (отпускные и взносы во внебюджетные фонды).
Кредитовое сальдо по счету 96 «Резерв на оплату отпусков» на отчетную дату отражают в балансе предприятия по строке «Оценочные обязательства».
Проводки по начислению отпускных (компенсации за неиспользованный отпуск) и страховых взносов выглядят следующим образом:
- Дебет 96 Кредит 70 – начислены отпускные (компенсация за неиспользованный отпуск) за счет резерва;
- Дебет 96 Кредит 69 – начислены взносы в фонды за счет резерва [9].
Если компании не хватило ранее начисленного резерв на отпуска, то отпускные и взносы в части превышения отражают в общем порядке по дебету затратных счетов.
Законодательные акты не содержат порядка формирования резерва на оплату отпусков. Поэтому компания вправе самостоятельно разработать данный порядок и утвердить его приказом по учетной политике.
Для работы можно использовать несколько вариантов расчета резерва на отпуска. Эти варианты объединяет одно: всех работников делят на блоки, исходя из счета, на который начисляют зарплату. Другими словами, в один блок будут объединены сотрудники, чью оплату труда относят на счет 20, в другой блок – те, чью заработную плату начисляют на счет 25, и так далее.
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков формируют на основе среднедневного заработка каждого работника. Для расчета по каждому конкретному работнику определяют число неиспользованного отпуска на каждую расчетную дату (месяц, квартал, год).
Итак, резерв на отпуска каждого конкретного работника с учетом взносов во внебюджетные фонды рассчитывают по формуле:
РОр = Q ? СрЗП ? (1 + Твф / 100%)
Где:
РОр – отпускные работника с учетом начисления взносов во внебюджетные фонды;
Q – количество неиспользованных дней отпуска;
СрЗП – среднедневной заработок работника, руб.;
Твф – тариф взносов во внебюджетные фонды, %.
Далее складывают резерв на отпуска по всем работникам. Полученная величина и будет резервом отпусков.
Если в первом варианте определяют средний заработок каждого конкретного работника, что довольно трудоемко, то во втором варианте можно определить среднедневной заработок работников, объединенных в соответствующие блоки (о распределении по блокам было сказано выше).
Поэтому в этом случае определяют количество дней неиспользованного отпуска по соответствующему блоку работников. Далее необходимо рассчитать среднедневной заработок по каждому блоку сотрудников за отчетный период (месяц, квартал или год). Это делают по формуле:
СрЗПб = ? / q / S
Где: СрЗПб – среднедневная заработная плата по блоку работников;
? – сумма заработная плата, начисленная всем работникам по блоку за отчетный период;
q – количество дней в отчетном периоде;
S – количество работников в блоке.
Далее надо определить сумму резерва на отпуска по каждому блоку работников:
РОб = (СрЗПб + СрЗПб ? Твф) ? Qб
Где: РОб – резерв отпусков по блоку работников;
Qб – количество неиспользованных дней отпуска по блоку работников.
В итоге полученные величины по всем блокам необходимо сложить и получить сумму резерва на отпуска.
В конце года проводят инвентаризации начисленного резерва на отпуска. Для корректировки резерва на отпуска необходимо рассчитать фактически сложившуюся сумму неиспользованных дней отпуска по состоянию на 31 декабря. Полученную сумму сравнивают с расчетной суммой и при необходимости делают корректировку [11, c. 309].
Таким образом, уставный капитал является обязательным для всех организаций, созданных в форме обществ, атрибутом юридической самостоятельности. Появление добавочного капитала в учете организации непредсказуемо в силу специфики его составляющих, рассмотренных в данном параграфе. Наличие резервного капитала обязательно для акционерных обществ, что предусмотрено соответствующим законодательством. Организации, организационно-правовая форма которых другая, создают резервный капитал, или фонд, по своему усмотрению, что должно быть предусмотрено в их учредительных документах.
?
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ В ООО «ХОЛЛИФУД»
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Холлифуд»
Общество с ограниченной ответственностью Холлифуд (ООО «Холлифуд») зарегистрировано 31.01.2007 года.
Основным видом деятельности ООО «ХОЛЛИФУД» является розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.
Розничная торговля продуктами питания осуществляется через форматы: мини-магазин «Продукты 24», склад-магазин «НИЗКОЦЕН».
ООО «Холлифуд» реализована и работает классическая организационная структура (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема организационной структуры ООО «Холлифуд»
Для предварительной оценки равномерности распределения объема товарооборота внутри исследуемого периода изучается его структура при помощи такого показателя, как удельный вес (относительная величина структуры). Анализ структуры оборота розничной торговли является продолжением анализа его общего объема и динамики. Анализ структуры оборота розничной торговли, прежде всего, включает в себя оценку соотношения продовольственных и непродовольственных товаров (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ структуры оборота розничной торговли ООО «Холлифуд»
Показатели 2017 год 2018 год 2019 год
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Оборот розничной торговли 127775 100 179860 100 162858 100
Продовольственные товары 82888 64,87 105848 58,85 90614 55,64
Непродовольственные товары 44887 35,13 43556 41,15 72244 44,36
Анализируя показатели таблицы 2, следует отметить, что удельный вес реализации продовольственных товаров в 2019 году составил 55,64%, что на 9,23 п.п. ниже данных 2017 г. А доля реализации непродовольственных товаров наоборот имеет тенденцию к росту: с 35,13 до 44,36% в 2017г.
Таким образом, рост доли реализации непродовольственных товаров и снижение продовольственных товаров можно охарактеризовать положительно, т.е. наметились улучшения социального уровня обслуживаемого населения.
Бухгалтерский учет в ООО «Холлифуд» ведется на основании разработанной и утвержденной учетной политики.
Основным локальным документом, регламентирующим постановку учета, является учетная политика. Основные способы ведения бухгалтерского учета в ООО «Холлифуд», которые регламентируются в соответствии с принятой учетной политикой, представлены в таблице 3.
?
Таблица 3 - Способы ведения бухгалтерского учета ООО «Холлифуд» за 2019 год
Раздел учета Способы ведения
Учет основных средств Способ начисления амортизации – линейный; открывается субсчет к счету 01 «Выбытие основных средств». Обязательная инвентаризация основных средств проводится один раз в три года
Учет товаров Учет товаров производится на счете 41 «Товары»
Формирование резервов Создается резерв на оплату отпусков, определяемый на основе сметы затрат по фонду заработной платы в размере 12 %.
Учет собственного капитала Резервный фонд создается в размере 5% от чистой прибыли для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа собственных акций
В части организации учета утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета.
В таблице 4 представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Холлифуд».
Таблица 4 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Холлифуд» (в тысячах рублей)
Показатели 2018г. 2019г. Абсолютное отклонение 2019г. – 2018г. Темп роста, %
2019г./2018г.
Выручка 179860 162858 17002 90,55
Себестоимость продаж 163000 155301 -7699 95,28
Прибыль от продаж 16860 7557 -9303 44,82
Основные средства 39512 43727 4215 110,67
Оборотные средства 109526 104199 -5327 95,14
Среднесписочная численность работающих, чел. 542 540 -2 98,59
Затраты на оплату труда 33496 34553 1057 103,16
Дебиторская задолженность 51941 32666 -1927 62,89
Кредиторская задолженность 29932 25010 -4922 83,56
Заемный капитал 32807 28073 -4734 85,57
Собственный капитал 116231 119853 3622 103,12
Рассчитанные данные свидетельствуют о росте выручки в 2018 году по отношению к 2017 году на 52085 тыс. руб., что составило 40,76%. Однако по итогам 2019 года произошло снижение выручки на 17002 тыс.руб., что составило почти 10%. Темп роста выручки в 2018 году превышает темп роста полной себестоимости 2017 года, а в 2019 году темп снижения себестоимости выше соответствующего темпа выручки, что обусловило получение предприятием прибыли от продаж на протяжении 2017-2019 гг.