Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственная антикоррупционная политика в РФ: правовые и организационные аспекты.

one_butterfly 756 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.05.2021
Объектом исследования является государственная политика, предметом ? государственная федеральная антикоррупционная политика в РФ. Цель исследования заключается в выявлении общих черт и частных случаев государственной антикоррупционной политики на разных ее этапах. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: • определить особенности антикоррупционной политики 1990-х годов; • выявить основные моменты антикоррупционной политики в период с начала 2000-х; • проанализировать главные направления антикоррупционной политики современности. Методология. В исследовании применялись общенаучные методы: анализ, синтез, индукция. Использовались: сравнительный, структурно-логический, генетический и формально-юридический методы. Эмпирическую базу исследования составляет более 20 нормативно-правовых актов. Среди них принятый одним из первых и направленный на борьбу с коррупцией Указ президента от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Указ от 8 октября 1992 г. № 1899 «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» согласно которому была создана Межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией, Указ президента № 981 от 2 июля 1993 г. «О загранкомандировках должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон № 119 от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», устанавливавший правовые основы организации государственной службы Российской Федерации. В работе также использовались Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция ООН против коррупции ратифицированные Россией в 2006 г. При изучении аспекта антикоррупционного реформирования государственной службы с начала срока В.В. Путина были использованы «Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации» (2001 г.), Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» на 2003-2005 гг., Указ президента от 12 октября 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» принятый в 2003 г. и Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для изучения антикоррупционной политики федеральных органов власти последних лет были использованы такие документы, Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы». Были также использованы: Указ Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г, Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Для решения поставленных задач исследования привлекались также интервью и выступления различных политических деятелей. В частности, при анализе закона «О противодействии коррупции» было использовано выступление депутата М.И. Гришанкова – первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по безопасности, считавшего принятый закон значительным шагом вперед. Было исследовано и выступление депутата Г.В. Гудкова – заместителя председателя комитета Государственной Думы по безопасности, давшего негативную оценку закону о противодействии коррупции. В работе были привлечены также выступления таких политических деятелей как И.В. Баринов – член комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции, В.В. Жириновский ? заместитель председателя Государственной Думы и С.М. Миронов ? председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Введение

Степень эффективности государственного управления может быть обусловлена множеством критериев. Такие аспекты как: внутренняя и внешняя безопасность государства, позиция на международной политической арене, стабильность её экономики, благосостояние социальной сферы, эти критерии, безусловно, важны, но. Всё более остро стоит вопрос о том, что эффективность государственной власти существенно зависит от соблюдения, представителями этой самой власти: законности, этических и моральных норм, при осуществлении своих должностных обязанностей. Поэтому во многих странах мира уделяется большое внимание профилактике, предупреждению и контролю над злоупотреблением государственных служащих своим положением, и привлечению их к ответственности за коррупционную деятельность. В России эта проблема также имеет место быть. Коррупция достигла настолько серьезных масштабов, что приобрела характер угрозы нашей национальной безопасности. Борьба с ней объявлена одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Научный анализ этой проблемы, исследование практики борьбы с коррупцией позволяет выявить имеющиеся «белые пятна» и определить наиболее эффективные средства противодействия этому опасному социальному явлению. Множество исследователей занималось изучением государственной политики в этой области. Так, например В.С. Устинов анализировал российское антикоррупционное законодательство. Большое внимание он уделял вопросу соотношения мер борьбы коррупцией относительно аспекта прав и свобод человека. Изучением законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, занимался также Е.В. Садков . Исследователь предложил ряд мер по противодействию этому явлению. Интересную работу с точки зрения анализа российского уголовного законодательства представляет статья М.В. Феоктистова . Автор высказывает ряд предписаний по совершенствованию данной отрасли права. В подавляющем большинстве исследовательские работу по этому вопросу заключали в себе теоретические аспекты данного явления. В работах Б.В. Волженкина , А.И. Кирпичникова , М.В, Костенникова дается определение коррупции, выявляются причины ее возникновения, изучаются методы борьбы с коррупцией, анализируется зарубежная практика. Исследованием связи коррупции с организованной преступностью занимался А.Г. Корчагин . Некоторые исследователи в своих работах затрагивают схожую тему, но при этом речь идет об антикоррупционной политике какого то определенного периода, в основном это 1990-е гг., а проработка проблемных вопросов, оставляет желать лучшего, к примеру, исследуются только фундаментальные нормативно-правовые акты имеющие наибольшую юридическую силу (федеральные законы, кодексы) или только прямо направленные на борьбу с коррупцией, без учета актов действующих косвенно. Так в работе Шурупова Г.Ю. помимо теоретического анализа о сущности коррупции рассматривается несколько указов 1990-х гг., имеющих непосредственное отношение к коррупции. При изучении попыток принятия закона «О борьбе с коррупцией» была использована работа С.П. Кушниренко и В.Д. Пристанскова , а также статья С.С. Бесхолова . В первой работе рассматриваются наиболее актуальные проблемы преследования за преступления коррупционной направленности, разбирается понятие «конфиденциальная юриспруденция», и объясняются причины неудач в принятии закона. Весьма полезной нам показалась статья О.Ю. Маслова и А. Прудника . Она содержит краткое хронологическое описание событий борьбы с коррупцией в России. Это позволило лучше ориентироваться в исследовании и проследить определенную динамику процесса. В том же ракурсе написана и статья О. Шкуренко . В работе Аникина А. проанализированы статьи устанавливающие уголовную ответственность за преступления коррупционного характера. При изучении борьбы с коррупцией на современном этапе также использовались работы публицистов . В них приводятся оценки политиков, занимающихся формированием антикоррупционных нормативно-правовых актов, результаты социологических опросов, актуальный аналитический материал.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1990-х гг. 10 ГЛАВА II. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД С НАЧАЛА 2000-х 22 ГЛАВА III. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Список литературы

I. Источники Нормативно-правовые акты Указ Президента от 4.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы» // Российская газета. 07.04.1992. Указ Президента от 8.10.1992 г. № 1189 «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 12 октября 1992 г., № 15, ст. 1157. Указ президента от 21.06.1993 г. № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993г., №26, ст. 2419. Указ Президента от 2.07.1993 г. № 981 «О загранкомандировках должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г., № 28, ст. 2607. Федеральный Закона от 31.07. 1995 г. № 119 «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 3.08.1995. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19.04.1997 г. № 1253-II ГД «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 13, Ст. 1498. Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 1997 г. № 1364-II ГД «Об утверждении Положения о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 18. ст. 2123. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.05.2009. № 20. ст. 2394. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г. // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 17 - 40. Указ Президента РФ от 19.11.2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" // Российская газета. 23.11.2002. Указ президента от 12.10.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета. 15.10.2002. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.1995. № 31. Ст. 2990. Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета. 31.07.2004 Указом Президента от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы 2003-2004 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.07.2003. № 30. Ст. 3046. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005г. №1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 46, Ст. 4720. Национальный план по противодействию коррупции от 31.07.2008 Пр-1568 // Российская газета. 05.08.2008. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008 Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» // Российская газета. 30.12.2008. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» // Российская газета. 30.12.2008. Указ №557 от 18.05.2009 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 20.05.2009. Указ №558 от 18.05.2009 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета . 20.05.2009. Указ №559 от 18.05.2009 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета. 20.05.2009. Указ №560 от 18.05.2009 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета. 20.05.2009. Указ №561 от 18.05.2009 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» // Российская газета. 20.05.2009. Указ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Российская газета. 15.04.2010. Выступления и интервью государственных и политических деятелей Деятельность // Официальный сайт депутата Государственной думы Баринова И. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivbarinov.ru/. (дата обращения: 01.06.2010). Более четверти россиян не против коррупции - министр юстиции // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/society/20090520/171682697.html/. (дата обращения: 15.05.2010). Позиция // Официальный сайт депутата Государственной думы Гудкова Г. [Электронный ресурс]. URL: http://gudkov.ru/. (дата обращения: 5.05.2010). II. Литература Алексеев А. Борьба с коррупцией: не дать, не взять! // Информационно-дискуссионный портал [Электронный ресурс] URL: http://www.spravedlivo-online.ru/. (дата обращения 20.05.2010). Аникин А. Н. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность. 1997. №6. С. 32-35. Барахова А., Чернега Ю. Коррупции избрали меры пресечения // Коммерсантъ. 1.08.2008 № 134(3951). Беспалова Н. Антикоррупционные законопроекты прошли третье чтение // Коммерсантъ. 22.12.2008. Бесхолов С.С. «Конфиденциальная юриспруденция» и теневая экономика (политологический аспект) // Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно-практической конференции (9-10 июня 1998 года). М., 1998. С. 23-25. Денисов В. Новый облик России // Красная звезда. 20.12.2008. №233. Камышев Д. Свобода для своих // Коммерсантъ-Власть. 22.12.2008. № 050 Киреев В. Медведев замкнул борьбу с коррупцией на себя // Московский комсомолец. 4.08.2008. №168. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Владивосток, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://univer.km.ua/. (дата обращения: 16.05.2010) Коррупции придется туго // Гудок. 22.12.2008. №234. Ковалев В. Ни дать, ни взять // Независимая газета. 4.08.2008. Кушниренко С.П. Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования: Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики: Практическое пособие – СПб.: Специальная литература, 2004. 223 с. Маслов О. Ю. , Прудник А. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991 – 2010 (Заметки по новейшей истории Россия – часть 31) [Электронный ресурс] URL: http://www.polit.nnov.ru/. (дата обращения: 06.05.2010) Материалы конференции «Россия и мировой опыт противодействия коррупции» (Москва, 23-24 июня 1999 г.) М.: Спарк, 2000. 143 с. Новикова А. Чиновники положат бумажники на стол Президент России подписал проект антикоррупционных указов // Газета. 21.12.2008. № 117. Озерова М. Через год родня чиновников покажет кошельки // Московский комсомолец. 20.12.2008. Привалов А. Последний год халявы // Эксперт. 22.12.2008. № 050. Противодействие коррупции // Официальный сайт депутата Государственной Думы Михаила Игнатьевича Гришанкова [Электронный ресурс] URL: http://grishankov.ru/KORR_PAGE.htm/. (дата обращения 12.04.2010). Россия – Европа вместе против коррупции/ под ред.Горнин А.Б., Хлусов В.В. М. 2008. 240 с. Серова Я. Борьба с коррупцией – вольная // Новая газета № 48 от 8.07. 2008 [Электронный ресурс] URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2008/48/10.html/. (дата обращения: 25.05.2010). Сухова С. Греко-русская борьба // Итоги. 22.12.2008. № 052. Шкуренко О. Борьба с коррупцией в законах, указах и постановлениях // Комерсантъ Власть. 13.10.2008. №40 (793). Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: Законодательный аспект. Учебно-методическое пособие Новосибирск 1999 [Электронный ресурс] URL: http://www.nsu.ru/community/clh/page2.htm/. (дата обращения: 10.04.2010). Указом президента утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции [Электронный ресурс] URL: http://news.kremlin.ru/news/7450/. (дата обращения: 09.06.2010).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОНной ПОЛИТИКИ 1990-х гг. Политическая нестабильность в результате частых трансформаций властных структур в 90-х гг. ХХ в., снижение престижа государственной службы в результате борьбы различных политических сил, сокращение реальной оплаты труда на государственной службе, ослабление государственного контроля за чиновниками в сочетании с резко возросшими в ходе экономических реформ возможностями для их личного незаконного обогащения привели к падению дисциплины в государственных органах власти, масштабной и системной коррупции. Одним из первых нормативных актов, призванных регулировать борьбу с коррупцией стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы» . До принятия «Закона о государственной службе в РФ» и других нормативных актов по борьбе с коррупцией этот указ устанавливал основные принципы защиты от коррупции государственных должностных лиц. Он запрещал государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения, выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), быть участником хозяйственных обществ и товариществ . Нарушение указанных требований влекло за собой освобождение от занимаемой должности и другую ответственность в соответствии с действующим законодательством. Указ президента устанавливал для государственных служащих при назначении на руководящую должность требование обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Непредоставление таких сведений или умышленное предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации являлось основанием для отказа в назначении на должность . Вместе с тем в указе поручалось правительству в трехмесячный срок внести предложения о гарантиях социальной защищенности государственных служащих и создании внебюджетного фонда за счет средств от реализации предметов и ценностей, конфискованных государством, и направить эти средства на развитие материально-технической базы и социальной сферы различных органов власти. Указ Президента России, несмотря на свою своевременность и важность, содержал ряд слабых сторон (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие надежного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создавало серьезные препятствия для его эффективного применения, сделало этот указ одним из самых игнорируемых нормативно-правовых актов в нашей стране . Так же в Указе «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» предписывалось руководителям органам власти и управления в Российской Федерации в течение 1992 г. провести аттестацию всех государственных служащих, максимально используя ее возможности для укрепления государственного аппарата, улучшения работы по подбору, подготовке и расстановке кадров, предупреждению коррупции . 12 октября 1992 г. вышло постановление Министерства труда № 23 «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти». Тогда же Указом президента от 8 октября 1992 г. № 1189 «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» была создана межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией. Ее возглавил вице-президент А. Руцкой. В апреле 1993 г. Руцкой подвел итоги работы комиссии: за несколько месяцев были собраны сведения коррупционного характера на многих высокопоставленных должностных лиц. В списках «виновных» значились Е. Гайдар, Г. Бурбулис, М. Полторанин, В. Шумейко, А. Шохин, А. Чубайс и А. Козырев. 9 дел было передано в Прокуратуру . Но, видимо, в связи с тем, что комиссия со своими задачами не справлялась, указом президента от 21 июня 1993 г. №935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» было создано управление обеспечения деятельности межведомственной комиссии Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией в составе 35 человек. Принятые в дальнейшем государственные нормативные акты расширяли правила, установленные Указом «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы». Например, Указ Президента от 2 июля 1993 г. № 981 «О загранкомандировках должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти» запрещал поездки за границу должностных лиц и ответственных работников центральных федеральных органов исполнительной власти, руководителей и должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за счет принимающей стороны, либо за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан . В то же время продолжалась работа над проектами закона о борьбе с коррупцией. Один из вариантов был принят Верховным Советом РФ в 1993 г., однако был возвращен президентом на доработку. Последняя не состоялась, так как Верховный Совет был распущен. В дальнейшем Государственная Дума продолжила работу над проектом закона. 12 декабря 1994 г. Закон «О борьбе с коррупцией» был принят и одобрен Советом Федерации 9 декабря 1995 г. Тем не менее 22 декабря 1995 г. этот закон был отклонен Президентом. Нормативная антикоррупционная база все же была создана в виде Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятого Государственной Думой 5 июля 1995 г. и утвержденного Президентом РФ 31 июля 1995 г. В ноябре 1997 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», но из-за множества юридических несообразностей и технических ошибок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества. Столь сложная судьба законов, по мнению исследователей С.П. Кушниренко и В.Д. Пристанскова , объясняется так называемой «конфиденциальной юриспруденцией». Ее суть заключается в том, что на законодательном уровне с целью пресечения негативных социальных проявлений и преступных посягательств на интересы государства вводятся правовые нормы, которые изначально предполагаются неприменимыми и неосуществимыми на практике. Их назначение заключается не в установлении действенного запрета, а в нормативном оформлении пожеланий общественности, направленном на то, чтобы показать, что власть прислушивается к общественному мнению и должным образом на него реагирует. Принятие таких законов создает лишь видимость борьбы с преступностью. В этом плане показательна судьба и предложенного в мае 1998 г. Президентом проекта ФЗ «О борьбе с коррупцией». Юридически неполноценный законопроект, по существу, не содержал антикоррупционных мер, а лишь имитировал решительность власти активно противодействовать коррупции . Опасность «конфиденциальной юриспруденции» заключается в том, что «операционный» кодекс диктует правила игры, противостоящие праву и закону. В результате, право дискредитируется как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед произволом власти. Ряд депутатов Госдумы отмечают, что любой законопроект, направленный на борьбу с коррупцией, встречает сопротивление даже в парламенте. В этой связи можно лишь сказать, что если общество поражено коррупцией, то и в парламенте имеется определенная часть депутатов, отстаивающих интересы коррупционеров, которые создают трудности прохождения через парламент необходимых законопроектов. Такие депутаты если не сами имеют какое-то отношение к преступной деятельности, то получают материальное вознаграждение за защиту интересов преступных кланов . Принятие Федерального Закона № 119 от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» явилось важным этапом в развитии законодательства, направленного на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. Статья 11 данного документа содержала запреты уже ранее установленные указами Президента. В законе запрещалось: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему, состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. Закон содержал и новые запреты: 1) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 3) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 4) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 5) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 6) принимать участие в забастовках; 7) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов . Как мы видим, новый закон не только сохранил (а в некоторых случаях расширил) ранее установленные ограничения, но и ввел новые. В законе также имеются пункты об аттестации государственного служащего и декларировании имущества гражданина, поступающего на государственную службу. При этом не только запреты и установки являются антикоррупционной составляющей этого закона. Главной целью закона было создание основ системы государственной службы и определение статуса государственного служащего. Различные ограничения это лишь одна из сторон закона. На наш взгляд, его авторы стремились также «защитить» государственного служащего, повысить его положение в обществе. Регулируя систему государственной службы, они пытались придать ей престижность и надежность для занятого на ней человека. Теперь государственный служащий должен быть не подкупен не только потому, что ему ограничено большинство путей этого подкупа, но и потому, что он гордится своей должностью, положением и дорожит им. С января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс , содержащий значительное количество статей, связанных с наказанием за те или иные коррупционные действия . В новом УК РФ кроме собственно «получения взятки» (ст. 290) была установлена ответственность за так называемый «коммерческий подкуп» (ст. 204), т.е. за незаконное получение материальных благ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением . Новая редакция ст. 290 существенно детализировала предмет взятки, объективную и субъективную стороны преступления, установила ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав. Часть 1 ст. 173 УК РСФСР вообще не расшифровывает понятие «взятка». Говорилось лишь о ее получении «в каком бы то ни было виде». Часть 1 ст. 290 УК РФ конкретизировала это понятие: «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера» . Несколько изменился в новой редакции квалифицирующий признак ответственного положения, занимаемого взяткополучателем. Теперь он строго очерчен и относится к лицам, занимающим государственные должности РФ или субъекта Федерации, а равно главам органов местного самоуправления. Часть 4 ст. 290 устанавливает особо квалифицированный состав получения взятки. В п. «а» введен новый квалифицирующий признак - совершение преступления организованной группой, кроме предусматривавшегося и ранее признака совершения преступления группой лиц по предварительному сговору. Сохранены признаки неоднократности (п. «б») и вымогательства взятки (п. «в»). Упразднено имевшееся ранее подразделение размера взятки на крупный и особо крупный: п. «г» ч. 4 предусматривает теперь ответственность за получение взятки в крупном размере (свыше 300 минимальных размеров оплаты труда). Передача взятки по УК РСФСР квалифицировалась двумя составами ? ст. 174 (дача взятки) и ст. 174 (1) (посредничество во взяточничестве). Новый УК предусматривает ответственность лишь за дачу взятки (ст. 291) , понятие же посредничества при этом стало довольно туманным. Состав преступления ст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или через посредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как получение должностным лицом лично или через посредников взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, по смыслу закона при некоторых обстоятельствах посредник во взяточничестве может рассматриваться как исполнитель дачи взятки, так как действует в интересах и по сговору с «представляемыми им лицами». А «представляемые лица» в зависимости от конкретной ситуации несут ответственность как соисполнители или соучастники в соответствии со ст. 33 УК РФ. Квалифицирующими признаками преступления по ч. 2 ст. 291 УК РФ являются дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (или бездействие), что ранее не предусматривалось, а также неоднократность. Исключен из ст. 290 и 291 прежний квалифицирующий признак ? совершение преступления лицом, ранее судившимся за взяточничество. Более конкретным стало примечание к ст. 291. Как и ранее, от уголовной ответственности освобождается взяткодатель, если имело место вымогательство или если он добровольно сообщил о даче взятки. Новой является ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), объединяющая ответственность как за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера в интересах дающего, а также за незаконное получение этих материальных благ . Ст. 204 соответствует аналогичным статьям, предусматривающим ответственность за дачу и получение взятки. Основное отличие, сразу бросающееся в глаза, заключается в весьма незначительных сроках за данное преступление. Даже по сравнению с довольно смягчившимся отношением законодателя к взяточникам санкции ст. 204 кажутся весьма либеральными (максимально, со всеми квалифицирующими признаками ? до пяти лет лишения свободы, а конфискация имущества вообще не предусматривается). И все же самой загадочной является ст. 304 нового УК ? провокация взятки либо коммерческого подкупа, предусматривающая ответственность до пяти лет лишения свободы . Провокацией именуется попытка передачи должностному лицу или управленцу в коммерческой организации материальных благ без его согласия в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. А ведь кроме этой специальной нормы в новом кодексе предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств (ст. 303), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), незаконное задержание или заключение под стражу (ст. 301), принуждение к даче показаний (ст. 302). Новый УК предусматривает более 250 составов преступлений и только по двум из них (взятка и коммерческий подкуп) установлена ответственность за «провокацию» этих преступлений . Тем не менее новый уголовный кодекс является важным шагом в борьбе с коррупцией в нашей стране, поскольку это единственный документ в российском законодательстве, который устанавливает уголовную ответственность за те или иные преступления, в нашем случае за коррупционные. По постановлению Государственной Думы Российской Федерации от 19 апреля 1997 г. № 1253-II ГД была создана первая постоянная парламентская антикоррупционная комиссия, занимающаяся проверкой деятельности должностных лиц . Комиссия состояла из 23 депутатов. Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 1997 г. № 1364-II ГД «Об утверждении Положения о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности» за комиссией были закреплены следующие функции: изучать, анализировать и обобщать (в том числе с выездом на место) документы и материалы, касающиеся фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности, запрашивать и получать необходимые для ее работы материалы от Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, иных федеральных органов государственной власти, Администрации Президента РФ, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, а также представителей общественных объединений и средств массовой информации, организовывать и проводить по результатам своей деятельности парламентские слушания, разрабатывать и вносить на рассмотрение Государственной Думы законодательные предложения, направлять материалы о работе Комиссии Президенту РФ, в Правительство Российской Федерации, а также в Генеральную прокуратуру РФ и другие правоохранительные органы, судебные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации для принятия необходимых мер, периодически, но не реже двух раз в год представлять на рассмотрение Государственной Думы отчет о своей деятельности . ГЛАВА II. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД С НАЧАЛА 2000-х Свою деятельность на посту президента В.В. Путин начал с довольно яркой антикоррупционной риторики. Однако за ней ничего не последовало ? задача борьбы с коррупцией отошла на второй план. Более актуальной стала тогда борьба с олигархами . В конце 2003 г., накануне президентских выборов, снова стало наблюдаться повышение интереса власти к борьбе с коррупцией. Был создан Совет по борьбе с коррупцией. Этот совет собрался один раз - зимой 2004г. После выборов совет прекратил свое существование. 20 апреля 2004 г. решением Государственной Думы была образована комиссия по противодействию коррупции, ее председателем был избран депутат от фракции «Единая Россия» М. Гришанков. Всего в состав комиссии вошли 15 депутатов, представляющих все думские фракции. В соответствии с утверждённым Положением члены комиссии выделили в своей работе три приоритетных направления: анализ действующего законодательства с целью выявления положений и норм, способствующих развитию коррупции; анализ на коррупциогенность предлагаемых к принятию законопроектов; изучение поступающих в Комиссию от граждан и организаций материалов, касающихся коррупционных проявлений. При комиссии был сформирован Экспертный совет, в состав которого вошли авторитетные представители ведущих исследовательских, научных и общественных организаций, специализирующихся на изучении проблем коррупции, сотрудники правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры. Именно на основании рекомендаций экспертов комиссия разработала методику проверки законопроектов на коррупциогенность, которая в дальнейшем использовалась на практике. Одной из важнейших задач, поставленных перед комиссией, было содействие скорейшему приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами борьбы с коррупцией, предусмотренными Конвенцией ООН против коррупции, Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Другой важной функцией являлось осуществление общественного контроля. Поступающие в комиссию письма и обращения организаций граждан должны были анализироваться и систематизироваться, материалы по конкретным фактам направляться в Генеральную прокуратуру и правоохранительные органы . Что же касается юридических аспектов противодействия коррупционным проявлениям, то 27 января 1999 г. С. Степашиным, занимавшим тогда пост министра внутренних дел, в Страсбурге была подписана разработанная в рамках Совета Европы Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию . Этот документ был призван сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. Конвенция содержала перечень коррупционных деяний как уголовно-наказуемых. При этом каждому участнику конвенции рекомендовалось принять соответствующие законодательные меры, которые могут потребоваться для признания этих деяний преступлениями. Конвенция предоставляет каждому государству-участнику право осуществления любой юрисдикции в отношении коррупционного преступления. Важно отметить, что в конвенции содержались иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации на тот момент. В связи с этим ее ратификация потребовала изменения действующих или принятия новых федеральных законов. Например, в конвенции субъектами коррупционных преступлений являются не только физические лица, как в российском уголовном законодательстве, но и юридические лица. В документе предусматриваются санкции финансового характера, в том числе конфискация или иное изъятие доходов или имущества от коррупционных преступлений. В российском законодательстве же на тот момент институт конфискации был в урезанном виде. 9 декабря 2003 г. в городе Мерида (Мексика) от имени Российской Федерации была подписана Конвенция ООН против коррупции . Она включала важные нормы по предотвращению коррупции и в ряде сулаев пошла дальше, чем европейские конвенции . Этот документ должен был стать базой для приведения национального законодательства государств в соответствие с мерами борьбы с коррупцией, адекватными той угрозе, которую коррупция представляет в международном масштабе. Для этого в преамбуле конвенции подчеркивается, что коррупция является транснациональным явлением, она ставит под угрозу стабильность и безопасность всего мирового сообщества . Конвенция направлена на поддержку, стимулирование и поощрение международного сотрудничества в предупреждении коррупции и борьбы с ней, позволяет расширить возможности государств в обмене информацией, опытом, предполагает взаимопомощь при расследованиях. Положения документа вводят набор стандартов, правил и мероприятий для укрепления государствами-участниками своих правовых норм и режимов регулирования в области борьбы с коррупцией. Он призван укрепить сотрудничество стран в части возврата средств, полученных путем коррупции. Конвенция указывает на необходимость создания специального национального органа по борьбе с коррупцией, предусматривает профилактические меры по набору и продвижению по службе гражданских служащих и публичных должностных лиц, создание системы, которая обеспечит справедливые оклады и будет способствовать ротации кадров, созданию и осуществлению программ их обучения и профессиональной подготовки, т.е. те средства, которые наиболее часто применяются в экономически развитых странах. В Конвенции также сказано о целесообразности создания кодекса поведения должностных лиц и установления дисциплинарных мер за его нарушение, мер и систем, обязывающих публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации о своих доходах и имуществе, в обязательном порядке сообщать о ставших известных им фактах коррупции. Данной Конвенцией криминализированы такие деяния, как злоупотребление влиянием в корыстных целях, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, сокрытие или непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционных преступлений, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, отмывание доходов от преступной деятельности .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
4000 руб.
Курсовая работа, Политология, 25 страниц
175 руб.
Курсовая работа, Политология, 48 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Политология, 24 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Политология, 36 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg