Глава 1. Текущее состояние здравоохранения Саратовской области
1.1. Сущность здравоохранения и его значение в государстве
Здравоохранение - это одна из важнейших ветвей государственной деятельности, которая призвана обеспечивать доступный медицинский сервис для населения на соответствующем уровне. Только физически здоровое общество способно созидать прочное государство.
Система здравоохранения - это совокупность всех государственных ресурсов, институтов и мероприятий, которые должны совершенствовать уровень медицинских услуг в стране. Основные постулаты ее существования являются обязательными для выполнения, к ним можно отнести:
1. Верховенство прав человека в сфере оказания современных медицинских услуг.
2. Высокое качество здравоохранения.
3. Приоритетность оказания неотложной медицинской помощи детям.
4. Юридическая ответственность государственных и местных органов за препятствование, отказ и другие незаконные действия по получению медицинских услуг гражданами.
5. Приоритетность интересов пациента.
6. Строгое соблюдение тайны Гиппократа во врачебной деятельности.
7. Доступность медицинских услуг.
8. Совершенствование уже существующих мер и институтов здравоохранения.
Основными задачами здравоохранения можно считать следующие:
1. Уменьшение потерь населения за счет предоставления своевременной и качественной медицинской помощи.
2. Финансово- рациональное оказание врачебных услуг.
3. Обеспечение медицинской сферы квалифицированными кадрами.
4. Устройство современных государственных и частных больниц и клиник.
Учреждения здравоохранения - это организации, деятельность которых ориентирована на обеспечение населения медицинскими услугами, определенными в законодательстве. Все указанные цели и задачи должны выполняться на всех уровнях функционирования медицинской сферы: государственной, региональной и местной.
Уровень развития страны можно проследить именно за развитием таких важных социальных институтов, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Именно они демонстрируют истинную картину деятельности государства, благополучия, активности населения, заинтересованности в общественной жизни. Только от здравоохранения зависит уровень рождаемости и смертности, прирост населения, мобильность, работоспособность. Отсутствие такой важной ветви приводит к деградации индивида, общественной апатии, равнодушию. Главным негативным следствием этого считается невозможность последующего создания качественного и производительного человеческого капитала.
Крепкое здоровье населения – это необходимое условие для устойчивого экономического роста. Учитывая различные факторы, влияющие на формирование общественного здоровья, и его значимость как одного из важнейших ресурсов, можно сделать вывод, что здоровье — это показатель качества жизни и объективный критерий оценки успешности проведения политических, социальных и экономических реформ. Именно этим разъясняется исключительная важность государственной политики в области охраны здоровья населения страны [4].
В новых экономических условиях здоровье граждан необходимо рассматривать как социальную и экономическую категорию. Существует непосредственная связь состояния здоровья общества с эффективностью труда и ростом затрат на его охрану и поддержание.
Развитие сферы быта, досуга, культуры оказывает влияние на отдых, раскрепощение личности, и как следствие, на состояние здоровья общества. На показатель здоровья значительно влияют условия труда и окружающей среды, уровень развития технологии и материально-технической базы.
В рамках экономики здравоохранения последовательно раскрывается более важная взаимосвязь состояния здоровья с учётом условий жизни и факторов общественного воспроизводства, социально-экономического прогресса, что особенно актуально в период крупнейших технико-экономических, производственных сдвигов, сопровождающихся структурными переменами в народонаселении и трудовых ресурсах.
Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения здоровья общества и для обеспечения национальной безопасности. Однако состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятие принципиальных решений о дальнейших действиях государства.
Таким образом, система здравоохранения является одной из сфер жизни общества, обеспечивающей возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение здоровья.
1.2. Современное состояние здравоохранения Саратовской области
Важнейшим аспектом общественного здоровья региона считается уровень заболеваемости населения. Его рост неизбежно ведет к падению производительности труда, снижению уровня рождаемости, повышению показателей нетрудоспособности, общей и младенческой смертности, инвалидизации, а также преждевременного ухода из жизни. Все это, в конечном счете, наносит серьезный ущерб и приводит к экономическим потерям в обществе.
В 2009 г. в России принята Концепция развития здравоохранения на период до 2020 года [1]. Поставлена задача – значительно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения [2]. Для успешной реализации процесса модернизации региональной подсистемы здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта подготовлен пакет документов, где для каждого региона составлены подробный план мероприятий, сетевой график, чтобы была максимальная стандартизация всех взаимодействий по всем направлениям. С каждым субъектом Федерации заключено соглашение, в котором прописаны не только объемы финансирования из федерального бюджета и системы социального страхования, но все регламенты взаимодействий, все ответственные за выполнение мероприятий как со стороны региона в качестве субъекта Федерации, так и со стороны федерального органа исполнительной власти или государственных внебюджетных фондов [3].
На основании выше изложенного, в ходе модернизации системы здравоохранения, повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения в Саратовской области была разработана Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
Система актов, образующих здравоохранительное законодательство, построена на началах субординации. Это означает, что принимаемые субъектами РФ законы и другие нормативные правовые акты в сфере здравоохранения не должны противоречить нормам федерального законодательства, и в первую очередь нормам Конституции РФ и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В соответствии с этим законодательство о здравоохранении, принятое в Саратовской области, представлено определенными положениями Устава Саратовской области [5] и принятым в соответствии с ним и федеральным законодательством комплексом региональных законодательных актов. В результате совместной работы министерства здравоохранения, правительства области, областной думы приняты законы: «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза», «Об иммунопрофилактике населения Саратовской области», «О народной медицине», «О праве на медицинскую деятельность», «О правах пациентов», «О здравоохранении Саратовской области», «О лекарственном обеспечении населения Саратовской области». Среди законодательных актов в сфере здравоохранения можно также выделить следующие: Закон Саратовской области от 14 апреля 1997 г. № 21-ЗСО «О правах пациента».
В рамках национального проекта на территории региона с 2010 г. проводились областные целевые программы (ОЦП) «Дети Саратовской области», «Областная целевая (комплексная) программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2012 годы» с подпрограммами: «Здоровое поколение»; «Дети и семья»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Семья с детьми-инвалидами»; «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» [6].
Для оказания высококвалифицированной помощи жителям Саратовской области на базе лечебных учреждений г. Саратова функционируют 6 областных центров специализированной помощи, 5 межрегиональных, 3 межобластных. В Саратовской области имеются 4 санатория [7]. На сегодняшний день служба здравоохранения Саратовской области обслуживает более 2,7 млн жителей. Медицинскую помощь жителям области оказывают 186 больниц, 19 специализированных диспансеров, 13 областных специализированных учреждений, 7 клиник и НИИ, более 12 тыс. врачей и 27 тыс. средних медицинских работников. За медицинской помощью ежедневно обращаются около 80 тыс. человек, каждый житель области обращается в лечебное учреждение в среднем 10 раз в год. Общая коечная мощность составляет более 28 тыс. коек. Ежегодно через стационары проходит около 600 тыс. больных, проводится более 160 тыс. операций, число ежегодно принимаемых родов - более 21 тыс.[8].
Медицинская помощь в Саратовской области оказывается в соответствии с федеральными стандартами (всего 700 стандартов), региональными стандартами (всего 571 стандарт), которые используются всеми субъектами внутри- и вневедомственного контроля [9]. Настоящие стандарты повсеместно внедрены во всех лечебно-профилактических учреждениях области. Внедрение и применение данных стандартов позволит оптимизировать этапность оказания медицинской помощи, обеспечить максимально быструю доставку пациента в лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам. Все это значительно повысит качество медицинской помощи населению области.
Реализация этих и других мероприятий способствует дальнейшему снижению смертности населения Саратовской области. Тем не менее, в структуре причин смертности населения на первом месте по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (их удельный вес составил 56,9%), на втором - смертность от новообразований (12,8%), на третьем - от несчастных случаев, отравлений и травм (10%). Довольно невысокий реальный доход населения приводит к снижению потребительского спроса на платные медицинские услуги, и в свою очередь это влечет за собой повышение спроса на услуги обязательного медицинского страхования как формы социальной защиты граждан в области охраны здоровья.
Платные услуги в поликлиниках должны расширять возможности лечения, предоставляя дополнительные виды лечения. Но на самом деле они не столько предлагают дополнительные виды, сколько сокращают бесплатный стандарт лечения. Кроме этого, платные услуги стали широко использовать как возможность для пациента снизить потери времени при получении лечения и диагностике без очереди. Однако и эта цель не достигается. Особое раздражение у пациентов вызывает то обстоятельство, что одни и те же услуги оказываются на одном и том же оборудовании одними и теми же врачами (естественно, что качество одно и то же) платно и бесплатно. Это также свидетельствует о незавершенности модернизации.
В национальном проекте поставлена задача укрепления профилактической деятельности поликлиник как основной функции первичной помощи. К сожалению, решение этой задачи по-прежнему остается невыполнимым. Эта функция поликлиник видится сегодня особенно размытой и прозрачной, поскольку потребности в ней нет ни у населения, ни у врачей. Она совершенна неэффективна, так как выполняется как предписанная «сверху» в отношении некоторых групп работающего населения по крайне дешевому стандарту. С одной стороны, в настоящее время в поликлиниках нет организационных и технологических условий для профилактики здоровья населения. С другой стороны, ни пациенты, ни врачи к этой деятельности не готовы. Это та функция первичной помощи, для налаживания которой увеличение финансирования и оснащение современным оборудованием будет недостаточным.
У пациентов не сформирована профилактическая активность как элемент культуры самосохранения. Если у человека отсутствуют признаки заболевания или не наблюдается ярко выраженная патология, ему и в голову не придет обратиться в поликлинику по поводу профилактического осмотра. И еще одна причина, по которой пациенты не обращаются в поликлинику, — это потеря времени и средств. Кроме того, в настоящее время врачи не обучены формированию у пациентов культуры самосохранения или не владеют психологической грамотностью в налаживании общения с пациентами. Они перегружены работой с больными и связанными с этим обязанностями, при которых идея поддержания здоровья здорового человека в рамках первичной помощи кажется слишком абстрактной. Но главная причина неготовности врачей к оказанию профилактических услуг - отсутствие экономической мотивации. Им оплачивают массовые профилактические осмотры выделенных категорий пациентов по количеству прошедших диспансеризацию, а не по результату.
К настоящему времени удалось добиться ряда значимых перемен как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в системе диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Опытными саратовскими специалистами осуществляются пересадка почек, операции на сердце, уникальные операции в области микрохирургии глаза, конечностей. Ведется ле¬чение лазером, используются радиоизотопная диагностика, фитотерапия.
Кроме многопрофильных лечебниц в Саратовской области есть и специализированные: глазные, инфекционные, туберкулезные, психо-неврологические и др.
Немаловажную роль в лечении больных играют местные минеральные источники, грязи. Так, минеральная вода типа «Миргородской» обнаружена в городе Вольске, «Старая Рус¬са» – в Калининском районе, «Угличская» – в Красноармей¬ском районе. В областном центре с 1946 года организована бальнеологическая лечебница «Серные воды». А в таком рай¬оне, как Хвалынский, чистый воздух оказывает благоприят¬ное воздействие на лечение больных с поражениями сердечно¬сосудистой, нервной системы. Недаром здесь находятся сана¬тории, дома отдыха.
Таким образом, на сегодняшний день на территории области модернизация здравоохранения, по сути, считается «калькой» общероссийского процесса реформирования со всеми его проблемами и противоречиями. Задачам модернизации системы здравоохранения в Саратовской области уделяется первостепенное значение, но они не носят системного характера. В ходе проводимой реформы областная подсистема здравоохранения испытывает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база модернизации здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития здравоохранения Саратовского региона
2.1. Анализ проблем в здравоохранении Саратовской области
Здравоохранение - это не только эффективная система обеспечения населения медицинскими ресурсами, но и целый органический институт, который составляют индивиды в различных социальных ролях (врачи, чиновники, пациенты, общественные организации и др.). И если хотя бы один из субъектов этой системы не выполняет своих обязанностей, то эта слаженная иерархия подвергается негативным изменениям. Примером таких изменений может быть невыполнение чиновниками своей функции обеспечения больниц и поликлиник средствами, разглашение врачебной тайны, несанкционированное вмешательство общественных организаций в процесс лечения, пренебрежение больными правилами внутреннего распорядка и работы медицинских заведений. Для этого в законодательстве четко указаны права и обязанности каждого из субъектов данных правоотношений [4].
Министерство здравоохранения - это федеральное министерство, ведущей целью которого является правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья, координация и выполнение законов и других нормативно-правовых актов в данной сфере государственной деятельности. Кроме того, данный институт уполномочен выполнять и узкоспециализированные задачи: проведение профилактики инфекционных заболеваний, обеспечение рынка здоровья медикаментами российского и зарубежного производства, создание разнопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров, курортов и оздоровительных комплексов. Данная государственная структура также тесно связана с другими ветвями власти и нижестоящими органами. Особенно важной является тесная связь государственных, региональных и местных уровней, поскольку очень часто на практике последние не получают выделенных средств из-за хищения и присвоения их госслужащими.
Главная задача страны — это создание высокого уровня жизни населения. Данное направление всегда должно получать средства, которые предусмотрены государственным бюджетом, в отличии от других сфер, которые могут временно ограничиваться в финансировании. Кроме того, одним из важных направлений работы является усовершенствование технологий и оборудования, потому что для дальнейшего развития должна быть создана прочная организация здравоохранения.