Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭТИКА

Этика и эстетика современных бизнес-коммуникаций

one_butterfly 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.05.2021
Цель диссертации: осуществить целостный анализ этики и эстетики бизнес-коммуникаций на основе комплексного подхода, который предусматривает применение философско-методологических принципов, конкретно-социологических и общесоциологических методов для выработки рекомендаций по оптимизации этического регулирования деятельности бизнес-сообщества в условиях глобализации. Для достижения цели исследования нужно решить поставленные задачи: 1) основываясь на анализе теоретико-методологических подходов проанализировать и дать более четкое определение этики и эстетики бизнес-коммуникаций, ее специфику и функции; 2) изучить философские основания этики бизнес-коммуникаций, определить их роль в решении нравственных проблем эстетики бизнеса; 3) выявить базисные принципы этики бизнес-коммуникаций, осуществить анализ их проявления в практиках функционирования бизнес-коммуникаций; 4) исследовать особенности развития и утверждения этики бизнес-коммуникаций в современной России; 5) определить и проанализировать состояние, тенденции развития этики и эстетики бизнес-коммункаций в современной России; 6) определить пути совершенствования этики бизнес-коммуникаций, выработать рекомендации по оптимизации процесса этического и эстетического регулирования в сфере бизнес-коммуникаций. Методологическая основа исследования Исследование основывается на междисциплинарном подходе, который сочетает в себе культурологический, исторический и социологический аспекты на основе диалектического метода. В диссертационной работе представлены системный и структурно-функциональный подходы, общефилософские принципы анализа, исторический подход, который позволяет рассмотреть процесс становления, формирования, развития этики и эстетики бизнес-коммуникаций, и синергический (выявление тесной взаимосвязи текущих событий с историческими фактами). Теоретическая основа исследования В теоретической базе исследования присутствуют труды зарубежных и отечественных социологов и философов, которые позволяют определить понятие, сущность и характерные черты этики и эстетики бизнес-коммуникаций, философские методы решения этических и эстетических бизнес-проблем, пути развития бизнес-коммуникаций. Для описания этической стороны бизнеса использовались работы Р.Г. Апресяна, Т.А. Алексиной, В.И. Бакштановского, Л.Е. Балашова, А.В. Горбатова, С.А. Загрубского, В.Н.Петровича. Фундаментальную общефилософскую основу работы сформировали труды Я.А. Гуревича, А.А. Гусенова, А.Г. Богомолова, Ж. Бодрийяра. При исследовании эстетических аспектов бизнес-коммуникаций авторы опирались на исследования В.Д. Екимова, И.Е. Лысковой, Е.Н. Мананиковой, А.А. Солонициной, Л.Н. Столповича. Методы исследования При работе над темой исследования автор использовал общенаучные методы познания общественных явлений: анализ, аналогию, сравнение, индуктивно-дедуктивный метод. В ходе научной работы использовался метод традиционного анализа официальных документов: Национальной программы «Российская деловая культура», Хартии деловой и корпоративной этики, Кодекса корпоративной этики «Квадра» и другие. Также представлена оценка эффективности различных современных форм бизнес-коммуникаций, как: презентации, , выставка, ярмарки, круглые столы. Рассмотрены приемы, методы и формы деятельности Торгово-Промышленных палат на региональном и федеральном уровне, которые касаются внедрения этики и эстетики бизнес-коммуникаций в деловую среду. Научна новизна работы определена тем, что: 1) основываясь на теоретическом и методологическом анализах и подведения итогов дискуссий по определению понятий коммуникации, бизнес-коммуникации, а также основываясь на понятиях сущности, специфики и функций прикладной и профессиональной этики был изучен и определен категориально-понятийный аппарат этики и эстетики бизнес-коммуникаций; 2) предложена классификация основных принципов этики и эстетики в современных бизнес-коммуникациях. 3) разработаны рекомендации для оптимального регулирования процесса бизнес-коммуникаций в современных условиях, аргументирована необходимость использования в этих целях механизмов, апробированных в мировой практике: комитетов по этике, социальных аудитов, кодексов, этического и эстетического консультирования, этических тренингов и экспертиз. Положения, выносимые на защиту 1) Проанализировав разные мнения отечественных и зарубежных авторов, касающиеся таких понятий, как коммуникация и бизнес-коммуникация, мы рассматриваем наиболее подходящее определение коммуникации – это общение, которое имеет специальный характер взаимодействия в обществе. Бизнес-коммуникация – это деятельность, которая направлена на достижение целей в сфере бизнеса. Этика бизнес-коммуникаций – это совокупность нормативно-ценностных ориентиров, существующих в деловой сфере, элементами которой являются: правила и мотивы поведения, стиль поведения, моральные нормы, формы и способы разрешения конфликтов, формы делового общения, ценности и традиции служебных и межличностных отношений. 2) Несмотря на различные подходы философов к определению «этики бизнес-коммуникации», наиболее обоснованным является представление этики бизнес-коммуникаций как части профессиональной этики. 3) Для того, чтобы применить принципы этики бизнес-коммуникации на практике необходимо придерживаться определенной моральной теории. Проведя исследование в сфере прикладной и теоретической этики бизнес-коммуникаций, можно сделать вывод, что избежать проблем в бизнесе за счет этики можно на основе требований утилитаристского подхода, который, в свою очередь не опровергает абсолютизм в качестве своей собственной составляющей. 4) На развитие бизнес-коммуникаций оказывали влияние такие факторы: особенности экономического и социального развития, климатическое, геополитическое, географическое положение страны, особенности исторического развития, психологические, нравственные и религиозные особенности народного менталитета. Российская этика бизнес-коммуникаций исторически всегда несла в себе идеи социальной ответственности, справедливости и честной конкуренции, служения обществу, меценатства и благотворительности. Именно восстановление этих принципов необходимо для развития бизнес-коммуникаций в современной России. 5) На сегодняшний момент этика и эстетика бизнес-коммуникаций в России находиться на стадии развития. На этот процесс непосредственно влияют: переходный характер экономики, национальный характер, законодательство, процессы коррупции и т.д. Развитие этики бизнес-коммуникации в России характеризуется сложным поиском новых жизнеспособных форм. Один из приоритетов развития является формирование социальной ответственности предпринимательства. 6) Основываясь на результатах социологических исследований, можно сделать вывод, что в становлении этики и эстетики бизнес-коммуникаций начинают присутствовать следующие тенденции: осознание необходимости соблюдения принципов этики и эстетики бизнес-коммуникаций, создание устоев этики и эстетики в бизнесе основываясь на западные формы, рост социальной ответственности бизнес-сообщества. Автор имеет публикацию по теме научного исследования, в частности, результаты работы обобщены в статье «Проблемы развития этики бизнес-коммуникации на российском рынке», научный журнал «Синергия наук» №52 (Октябрь), 2020.
Введение

Актуальность исследования В настоящее время бизнес коммуникации всё более активно приобретают новые грани, ценностные ориентиры, которые более приемлемы для современных условий. Постепенно появляется и укрепляет свои позиции этика бизнес коммуникаций, которая имеет ориентир не только налаживание отношений между бизнесменами, бизнес-компаниями, но и на создание общественного блага, на ценности общества в максимально широком смысле – заботу о каждом его члене. Сейчас можно наблюдать изменения в этических оценках деятельности бизнес-сообщества, процесс интеграции их к всеобщим условиям и требованиям бизнес-коммуникаций. Растет понимание необходимости соблюдения принципов этики в бизнесе, отсутствие которых может создать определенные проблемы, риск и непредсказуемость в бизнесе. Очевидно, что для благоприятного развития бизнеса необходимо не только нормативно-правовое, но и этически опосредованное, нравственное регулирование. Наряду с аспектами управленческой и экономической эффективности возрастает значение способности организации наладить с обществом (партнерами, сотрудниками, клиентами) и государством отношения, которые основываются на соблюдении законов, доверии потребителей к бизнесу, нравственных нормах. Предприниматели разного уровня постепенно начинаю осознавать, что игнорирование или нарушение нравственных норм и принципов этики в бизнес-коммуникации в конечном итоге может негативно сказаться на поддержании благоприятных деловых отношениях. Для построение успешного бизнеса необходимы знания об уже апробированных ранее, получивших практическое и историческое подтверждение методах и формах существования бизнес-коммуникаций, которые проникают во все сферы бизнеса, которые нужны для успешного функционирования организаций любых форм и видов собственности. Знание основ этики бизнес-коммуникаций может иметь положительное влияние на прогноз поведения партнеров в бизнесе, конструктивное построение деловых взаимоотношений. На необходимость знания и соблюдения бизнес этики влияют проблемы социальной и экономической ответственности бизнеса, глобализация социального и экономического пространства. Реальная жизнь диктует практическую необходимость этики бизнес-коммуникаций. Однако вопрос этики, бизнес-коммуникации, этики в бизнесе в настоящее время являются дискуссионными и имеют различия в использовании и трактовке исследователями. Становится необходимым создания философского определения данных понятий, обобщения наработок в этой области. Влияние информационной революции, которая повлекла за собой несомненный прогресс в развитии коммуникативных технологий и коммуникации в целом, их интеграция в бизнес требует определения их места, значения, особенностей в системе философского знания. Возрастания значения нравственных норм в бизнесе обусловливает актуальность проведения исследований в теории этики бизнес-коммуникаций, обоснование методов и путей ее эффективного применения на практике. Степень разработанности проблемы Этика как часть философской науки существует уже не одно тысячелетие. Понятие же бизнес-этики как области знания возникло в 1970-х гг. ХХ века. Это было обусловлено необходимостью в теоретическом понимании моральных отношений и норм, которые возникали в бизнес-среде и в отношения бизнеса и общества, а также в применении этих работ на практике. Американская Ассамблея университетских школ бизнеса сочла необходимым внесением курса этики бизнеса в учебные процессы бизнес-школ. Началось преподавание бизнес этики в американском университете в 1971 г. Затем этот курс появился в некоторых ведущих университетах США, Колумбийском, Петербургском и в других. В начале 1970-х гг. были созданы первые авторские обучающие программы «Бизнес и общество». Начинают выходить первые журналы (BusinessandSociety, HarvardbusinessReview и другие), публикуются монографии и учебники на эту тему, а также возникает Ассоциация этики бизнеса. В 1980-х годах этика бизнеса становится научной дисциплиной и начинает очень быстро развиваться . Теоретические курсы начали сопровождаться практикой, в ходе которой студенты развивали навыки решения этических проблем ,которые могут возникать в бизнес-среде. В 1990-е годы начали появляться первые школы бизнеса в ведущих университетах России: при МГУ имени М.В. Ломоносова, при Балтийском государственном технологическом университете и другие, а также создана Российская ассоциация бизнес-образования. В результате развития бизнеса оказались необходимыми работы, которые дают теоретическое обоснование и имеют практическое применение в решении бизнес-проблем этики. Среди зарубежные ученых, которые работали в этой области, можно назвать таких, как: Д. Карнеги, Р. Фрэнклин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис и др. Для прогрессивного и успешного ведения социально ответственного бизнеса, на наш взгляд, колоссальную значимость имеют труды Р. Де Джорджа, а именно книга «Деловая этика», которая содержит последовательное представление теоретических понятий этики в бизнесе, методы морального размышления, необходимые аргументы для анализа моральных критериев бизнеса, описание разных проблем, которые могут возникать в бизнес-коммуникациях. Основы этики коммуникации в бизнесе, которые были заложены зарубежными учеными, положили начало развития в российской науке и имели большое влияние на формирование норм этики бизнес-коммуникаций в России. Исследованию коммуникаций и этики посвящено большое количество работ, среди которых труды российских ученых: В. В. Красных, Е. Н. Белой, М. С. Когана, Б. Д. Парыгина, В. П. Конецкой, А. В. Соколова и др. Стоит отметить, что в ходе возникшей дискуссии ученым не удалось достигнуть консенсуса, поэтому некоторые понятия, касающиеся бизнес-коммуникаций являются дискуссионными по настоящее время. В настоящее время не существует единого мнения представителей академической среды и бизнес-сообщества по определению теоретического понятия этики бизнес-коммуникаций и ее места в понимании этических норм. В дискуссии, которая посвящена этому вопросу, можно отметить таких ученых, как А. В. Разин, В. И. Бакштановский, А. А. Гусейнов, Ю. В. Согомонов, Р. Г. Апресян, которые подходят к изучению данного понятия с глубоким анализом обоснования сущности и соотношения этики и морали. На становление этики бизнес-коммуникаций России имели влияние различные аспекты: национальные особенности характера, специфика исторического наследия, географическое и геополитическое положение, религия, климат и другое. Исследованию совокупности этих вопросов также посвящены различные работы. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что еще до сих пор ведутся всесторонние, многочисленные исследования понятия этики в бизнесе, но, как пишет Т. И. Пороховская, «работы эти разноплановые и в целом заметно уступают по уровню философско-этического анализа нравственных проблем в бизнесе западным работам. Можно лишь с сожалением констатировать, что собственной школы в этике бизнеса в нашей стране пока не сложилось, а многие работы страдают либо недостаточно глубоким этическим анализом нравственных проблем бизнеса, либо поверхностным представлением о самих этих проблемах, либо и тем и другим одновременно» . Единой концепции предпринимательской этики не существует: «Концепции этики бизнеса имеют отличия в том, как они решают два основных вопроса (по которым в этике бизнеса не существует консенсуса, согласия): 1) как понимается мораль и 2) как понимается та роль, которая отводится в этике бизнеса личной моральности предпринимателя, с одной стороны, и институциональному регулированию бизнеса с другой» . Можно сделать вывод, что многие аспекты темы «этика бизнес-коммуникаций» всё еще остаются дискуссионными и требуют дальнейшего рассмотрения и исследования. В настоящее время этика бизнес-коммуникаций пока еще не является объектом социального анализа с философской стороны, которая требует исследования как для практического примера решения бизнес-задач, так и для развития теории.
Содержание

Введение………………………………………………………………...3 Глава 1. Этика с системе бизнес-коммуникаций…………………….12 1.1. Этические принципы деловой коммуникации………………….12 1.2. Нравственная культура личности в аспекте этики деловых отношений……………………………………………………………...22 1.3. Эстетические приоритеты и ожидания в системе бизнес-коммуникаций………………………………………………………….27 Глава 2.Этические и эстетические векторы развития бизнес-коммуникаций в современной России………………………………….34 2.1. Эстетическиеориентиры современного поколения и развитие бизнес-коммуникаций………………………………………………...34 2.2. Особенности формирования этики деловой коммуникации в России…………………………………………………………………..42 2.3. Интеграция этических норм и правил этики в бизнес-коммуникации………………………………………………………….50 Заключение……………………………………………………………..68 Использованные источники и литература…………………………...72
Список литературы

1. Акиньшина К.Ю. Трансформация художественного образа в массовом искусстве как творческий процесс (на примере рекламы) :автореф. … канд. Филос. наук: 17.00.09 – теория история искусства; Алтайский государственный университет. Барнаул, 2006. 2. Алексина Т.А. Прикладная этика: Учеб.пособие. М.: РУДН, 2004. 210с. 3. Анашкина Н.?А. Рекламный образ : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Л. М. Дмитриевой. М.: Юнити-Дана, 2010. 172 с. 4. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали: (опыт концептуализации) / Р.Г. Апресян; Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 2006. N 5. С. 3-17. 5. Афашнев М.Н. Катарсис: Метаморфозы трагического сознания. // Вопросы философии № 5, 2008. с. 180-189. 6. Бакштановский В.И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов; В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. 2005. N 8. С. 3-13. Библиогр.: с. 12-13. 7. Балашов Л.Е. Золотое правило поведения. Из цикла «Философские беседы». М. : ACADEMIA, 2001. 284 с. 8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 349 с. 9. Богомолов А.Г. Нормативная функция философии в античных музыкальных представлениях // Вопросы философии № 2, 2008. с. 90-99. 10. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Эксмо, 2006. 269 с. 11. Ботвиник Н.М., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне. 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима, составленных СПб.: Эпоха, 1993. 443 с. 12. Бухарестская Декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе. М.: Эксмо. 2004. 115 с. 13. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. / М. Вебер, М.: Проспект, 2006. 190 с. 14. Гартман Н. Этика. СПб.: ОмегаПлюс, 2002. 85 с. 15. Гнатюк Е. Можно ли создать новый вид человека?: нравственные проблемы клонирования // Наука и религия. 2005. N 6. С. 2-5. 16. Горбатов А.В., Елескина О. В. Деловая этика. Кемерово: Явь, 2007.345 с. 17. Гуревич А.Я. Средневековый купец // Личность и общество. М.,Эксмо, 1990. С. 97. 18. Гусейнов А. А. Этика. М.: Гардарики, 2007. 512 с. 19. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., Гарадарики, 1995. 235 с. 20. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. – 135 с. 21. Гусейнов, А.А. Введение в этику. М., Наука, 1990. 105 с. 22. Делез Ж. Логика смысла / пер. с фр. Я.?И. Свирского. Российская академия наук, Ин-т философии РАН. Москва : Академический проект, 2011. 480 с. 23. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. М.: Эксмо, 2007. 495 с. 24. Дзикевич С. Эстетика рекламы: эстетическая структура рекламной коммуникации. М.: Гардарики, 2004. 231 с. 25. Дубко Е.Л. Природа морального конфликта. М., Наука, 1985. 118 с. 26. Екимов, В.Д. Как быть успешным (высокоэффективным) человеком, в том числе – в сво?м деле в Интернете [Электронный ресурс] // Свое дело. Режим доступа: http://svoedel.ru/uspeh.html (Дата обращения 01.08.2013). 27. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа, Русский язык, 2000. 789 с. 28. Жижек С. Чума фантазий / пер. с англ. Е.?С. Смирновой. Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. 388 с. 29. Загрубский С.А. О профессиональной этике в продолжение темы // Социологические исследования. 2006. N 8. С. 121-127. 30. Заренок, Н.Н. Культура управления. Мн.: Поиск, 1990. 97 с. 31. Зеленкова И. Л. Этика: Краткий курс: Учеб.пособие. М.: ТетраСистемс, 2004. 96с. 1760. 32. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика.М.Знание, 2005. 314 с. 33. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Эксмо,1999. 456 с. 34. Кармин А. С. Культурология: Культура социальных отношений. СПб.: Лань, 2000. 478 с. 35. Кеглер Г.Г. Этика после постмодернизма; пер. с англ. Д. Г. Лахути // Вопросы философии. 2006. N 3. С. 111-117. 36. Лавриенко В.Н. Психология и этика делового общения: учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с. 37. Лем С. Философия случая / пер. с пол. Б.?А. Старостина. М.: АСТ ;Транзиткнига, 2005. 768 с. 38. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3. С. 21-44. 39. Лихачев, Д.С. Письма о добром. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. 298 с. 40. Лыскова И.Е. Бережливость как социокультурный феномен // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по материалам XLVIII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. – № 4 (48), ч. 1. С. 49–57. 41. Лыскова И.Е. Н.И. Кареев о цели жизни и жизненном призвании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал научных публикаций. М.: Литера, Ин-т стратегич. исслед., 2014. № 7. С. 162–166. 42. Лыскова И.Е. Нравственная ответственность и нравственная свобода в аспекте персонального менеджмента // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. С. 13–17. 43. Лыскова И.Е. Социально-психологические основы персонального менеджмента (исторический аспект) // Law, EconomyandmanagementinModernAmbience. 4thInternationalConference. 17–19 April 2015. Belgrad, Serbia. P. 251–260. 44. Лыскова И.Е. Философские и социологические корни персонального менеджмента // В мире научных открытий: социально-гуманитарные науки. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 7.2 (55). С. 757–776. 45. Мананикова Е.Н. Деловое общение. М.: Дашков и К, 2012. 208 с. 46. Маркова Л.А. О возможностях научного постижения искусства // Вопросы философии. 2008. № 2, с. 125-133. 47. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.?Б. Гиппенрейтер, А.?А. Пузырея. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 108—117. 48. Мокеева О. Е. Проблема развития этики бизнес-коммуникации на российском рынке // Научный журнал «Синергия Наук». – 2020. – №52. 49. Папуткова Г. Экологическая ответственность как системообразующее понятие экологического образования.// AlmaMater: Вестник высшей школы. 2006. N 1. С. 16-19. 50. Петрович М.В. Этика в управлении: мораль, нравственность // Экономика. Финансы. Управление. 2005. N 3. С. 98-102. 51. Петросян А.К. Деловая этика. Методические рекомендации для российских компаний АНД и РиД. М.: Эксмо, 2004. 319 с. 52. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала Хронос. «Золотое правило нравственности (НФЭ, 2010)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/10616 53. Профессиональная этика : учеб.пособие для бакалавров / отв. ред. В. М. Артемов. М.: Проспект, 2014. 216 с. 54. Рыданова, И. И. Уроки этикета. Мн., Асвета, 1988. 135 с. 55. Свасьян К. Проблема символа в современной философии: критика и анализ. Москва : Академический проект, 2010. 224 с. 56. Свасьян К. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. М.: Инфра-М, 2010. 206 с. 57. Слободянюк Э. Клад для копирайтера: технология создания захватывающих текстов. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 237 с. 58. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений. Москва: Проспект, 2009. 412 с. 59. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток: ДольГУ, 2005. 324 с. 60. Столович Л.?Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. 271 с. 61. Столович Л.?Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. 64 с. 62. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 35-44. 63. Ткаченко, Н.?В., Ткаченко О.?Н. Креативная реклама. Технологии проектирования / под ред. Л. М. Дмитриевой. М.: Юнити-Дана, 2009. 334 с. 64. Фетисов В.П. Этика и русская философия / В.П. Фетисов, В. В. Варава; В. П. Фетисов, В. В. Варава // Вопросы философии. 2007. N 8. С. 34-41. 65. Фромм Э. Забытый язык ; Иметь или быть? / пер. с нем. Э.?Телятниковой и с англ. Загл. пер. : Иметь или быть? М.: АСТ, 2009. 249 с. 66. Царев, В.И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 224с. 67. Шаров К.С. Философия и музыкальная драма. // Вопросы философии № 3, 2008. с. 83-91. 68. Этика бизнеса. «Историческое развитие представлений о роли нравственности в экономических отношениях». Studme.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/172202064692/etika_i_estetika/etik a_biznesa 69. Этика: Учеб. пособие / Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. 2-е изд. Мн., Новое знание, 2002. 509с. 70. Этическая мозаика. Опыт нетрадиционной интерпретации этики / Под ред. И. Л. Зеленковой. Минск :Мэджик, 2001. 219 с. 71. Lyskova I.E. The purpose of life and professional aptitude in the interpretation of Nikolai Kareev // In the World of Scientific Discoveries: human and Social Sciences. Krasnoyarsk, Publishing House Science and Innovation Center, 2014. № 9.3 (57). P. 1229–1241. 72. Lyskova I.E. The Sources of Self-Management in Russia // The Second International Conference on Economic Sciences. Proceedings of the Conference (June 16, 2014). “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. – Vienna, 2014. P. 40–46.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Этика в системе бизнес-коммуникаций 1.1. Этические принципы деловой коммуникации Коммуникативистика как наука, которая отражает многообразие коммуникаций в жизни человека, обусловила и разные факторы их рассмотрения. В этом понимании бизнес-коммуникация является одной из сфер проявления деятельности людей и требует исследовательского подхода. Сегодня популярный принцип «хорошие коммуникации – хороший бизнес» несет в себе многообразие условий формирования успеха в бизнесе. Сюда можно отнести: экономическую и политическую свободы, высокий уровень правового грамотности, стабильную исполнительную власть и др. Более того, особое значение в специфике бизнес-коммуникаций занимает этическая традиция. Вопросы о том, какое решение должен принять человек, как он может поступать, и где находится грань, которая разделяет добро и зло, уже давно находятся в центре его внимания, касающегося основного круга нравственных проблем. Именно осознание понятий о добре и зле, долге, справедливости, счастье и совести, смысле жизни создают особую – этическую – сферу взаимодействия людей. Это не специфическая, отдельная область человеческой деятельности, но она существует во взаимосвязи человека и его окружающего мира: в отношении к отдельным людям, обществу и природе, к карьере и собственному делу. Еще в 17 веке немецкий ученый Готфрид Лейбниц сказал, что справедливость не так видят, как лошадь, но ее понимают не хуже, а даже лучше. Этика сопровождала культурное развитие общества на протяжении многих веков как научное понимание главных морально-нравственных человеческих ориентиров. Поэтому можно сделать вывод, что этика как наука несет в себе исторически трансформированное понимание . Оно было подвержено изменениям и приобретало новые смысловые грани в разных периодах существования человечества. Если рассмотреть самые ранние исторические периоды (первобытное общество), то можно проследить, что нравственность и мораль не играли существенную роль. Человеческая жизнь в те времена существовала на обычаях, поэтому возможность выбора морально-нравственных вариантов было невозможным. Даже наоборот, образ жизни человека существовал в довольно жестких рамках и поэтому именно он формировал соответствующее отношение к окружающему миру. Когда вопросы морально-нравственного характера становятся предметом рефлексии человека, то это означает новый период осмысления этики. Этот период знаменует собой древнегреческая культура. Античность заложила новые понятия греков о гармоничных отношениях человека с окружающем миром, его физического и духовного равновесия, здорового отношения к вещному миру и материальным благам в целом. Античная этика концентрирует внимание на гуманистические идеалы: понятие о благости, счастье, справедливости, честности и добропорядочности. Необходимо заметить, что такие нравственные идеалы имели место быть не только в отдельных умозаключениях или философской рефлексии античных философов, но и имели основание для достижения успеха в жизни. Можно привести один пример. Когда умирал один из могущественных афинских государственных деятелей Перикл, друзья сидя у его постели «вспоминали, что он был величайшим правителем и одержал много побед. Они подумали, что Перикл их не слышит. Однако он поднял голову и сказал: « Вы говорите обо мне, как и о многих других прежних правителях, а о том самом замечательном, что я сделал не вспомнили. За весь период моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин» . В средневековом периоде возникает другой этап осмысления о морально-нравственных ориентирах и сущности этики. В средневековой Европе создается новая иерархия ценностей на основе христианской религии. В качестве этического формирования выдвигаются понятия о добре и зле как соотношений божественного и дьявольского начал. Христианская модель поведения находится в главных заповедях, про которые говорил Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. В Новое время этические принципы снова приобретают гуманистическую направленность. Но здесь возникают интересные изменения. Сфера нравственно-этических интересов стала проявлять процессы, которые происходили в повседневной жизни людей, обнаруживая при этом свой социально-правовой характер. Сейчас в научной сфере существуют различия понятий морали, нравственности и этики, которые раньше были равными по значению. В настоящее время этика – это область теоретическая область осмысления, научная дисциплина, в то время как нравственность и мораль соответствуют реалистическим процессам в частной и общественной жизни людей. При этом понимание нравственности соотносилось с социальной стратегией жизни большинства. Являясь частью социума человек автоматические ведет себя в строгом соответствии ценностям и традициям общества, в котором он находится. В этом понимании нравственность реализует выбор коллективного бытия человека, а мораль, в свою очередь, отвечает за поиск жизненно-нравственных ориентиров, индивидуального пути для достижения нужного идеала. Важные этические сложности начинают появляться, когда наступает время восприятия морали как сферы индивидуального выбора. Эта проблема становиться одной из важнейших в европейской науке XIX – XX веков (З. Фрейд, А. Шопенгауэр, Э. Фромм, Ф. Ницше). Зарождение в ХХ веке метаэтики связано как раз с попыткой определить язык морали. Соответственно, если просмотреть все этапы становления морально-нравственных ценностей, можно прийти к выводу, что этике присуща историческая изменчивость. Создавая этическое своеобразие определенного культурного периода, нравственные представления и идеалы трансформировались. Изначально, определения морали, нравственности и этики были похожи по смыслу (характер, нрав, обычай). В дальнейшем эти понятия стали иметь всё больше различий, дополняя при этом новыми смысловыми акцентами. Если нравственность и мораль иллюстрируют реальные процессы общества и конкретного человека, то этика является теоретической научной дисциплиной. Рассматривая сущностные аспекты этики, следует уделить больше внимания ее универсальному значению. Универсальность этики сопоставима с ее надындивидуальными (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования людей) характером. Таким образом, этика изучает фундаментальные ценности человеческой жизни (справедливость, любовь, долг, добро и зло, счастье и др.), а также является основным элементом всей культуры, всего общества. Лауреат Нобелевской премии, немецко-французский ученый ХХ века Альберт Швайцер в своей знаменитой книге «Культура и этика» рассмотрел важную мысль о том, что этическое является основополагающим элементом культуры, и что общество, в первую очередь, основывается на нравственных началах. Однако непрерывный процесс поиска решений различных нравственных вопросов обнаруживает аналитический уровень моральных проблем. А это, в свою очередь, можно использовать как определенную технологию деятельности человека. Именно поэтому прикладная этика получает широкое распространение в конце ХХ века . Ее становление необходимо для теоретического осмысления моральных отношений и норм, которые сложились в такой сфере деятельности человека, как предпринимательство. Важно учесть, что процесс становления этических норм, который действует в отечественном и мировом бизнесе, на самом деле происходил намного раньше: в период развития предпринимательства возникли и этические аспекты деловых отношений. Их теоретическое осознание возникло как необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт. Этика бизнеса является достаточно сложным конгломератом ее составляющих, которые отражают деловую среду как явление реальной жизни. Поэтому и возникали трудности ее теоретического становления. Она рассматривалась со стороны разных наук: психологии, философии, культурологии, социологии… Некоторые ученые, которые пытались найти определение этике деловых отношений, заостряли свое внимание именно на те грани, которые были наиболее существенны и актуальны для тех наук, с позиции которых она изучалась. Морально-этическое начало деловых отношений обусловлено конкретными историческими периодами. В основном их объединяют региональные или национальные традиции в культуре. К примеру, в XVII веке в Швеции, когда активно развивалась промышленность, в стране построили небольшие предприятия по добыче железной руды. Основываясь на традициях того времени руководитель такого предприятия был ответственен не только за производство, но и за развитие социальной среды в своем поместье. Ему необходимо было обеспечить всех своих работников местом для проживания. Хозяин понимал, что если он не заплатить достаточное количество денег своим работникам, он не сможет добиться от них такой же работоспособности, как у конкурирующего предприятия. Если он не обеспечит в полной мере содержание школ, то его персонал будет неграмотный, который не сможет работать на благо производству. Очень много таких мелких предприятий в скором времени становились крупными компаниями и создавали вокруг себя большие города. Такое отношение к ведению бизнеса существует в Швеции до сих пор среди большой части крупного предпринимательства. Именно такая философия и традиции являются фундаментальными основаниями морали и этики ведения бизнеса в Швеции и сейчас. Если проанализировать историю предпринимательства в России, можно заметить, что благотворительность играла важную роль в его становлении. Не малые средства тратились на развитие искусства, просвещения, науки. Важно отметить, что эти нравственные традиции ведения бизнеса актуальны в настоящее время, они продолжают свое существование и являются четким показателем развитого морального уровня предпринимательства в современной России. Значительные изменения можно наблюдать в сфере благотворительности. Если раньше это понятие означало спонсорство, то сейчас это абсолютно два разных способа взаимодействия бизнеса и общества. Более того, все более популярным становится ведение корпоративной социальной ответственности, которая имеет четкое понимание о ведении бизнес-этики (см. Приложение 1). По этим примерам можно понять, что крупный, успешный бизнес всегда берет за основу нравственные мотивы. Их теоретическое понимание появилось в результате попытки обобщить наиболее эффективный деловой опыт и производственную практику ведущего мирового бизнеса. Но формирование этического кодекса конкретной организации, компании или фирмы – это сложный процесс. Чтобы это понять и сделать успешным управление, нужно учитывать трудности, с которыми может столкнуться любой бизнес-руководитель. К наиболее типичным трудностям можно отнести следующие: 1. Экономический имморализм – это отказ сотрудников от осознания важности этических факторов в бизнесе. Стремление к мгновенной прибыли и сиюминутному успеху, социальная безответственность (равнодушие к коллегам по работе), желание получить «все и сразу», отсутствие выработки длительной деловой стратегии фирмы, все эти аспекты говорят, прежде всего, о моральной незрелости человека. Зачастую такое отношение к бизнесу пугает представителей крупных компаний, потенциальных инвесторов, которые рассматривают их в качестве партнера. 2. Низкий уровень коммуникативно-маркетинговой культуры, который проявляется в неуважительном отношении к партнерам по бизнесу или потребителям. Одним из индикаторов проявления подлинной этической предпринимательской коммуникации – «интересы клиента превыше всего». Здесь речь идет об уважении к людям, прежде всего. При этом не имеет значения, относится ли это к персоналу или клиентам компании. Залог успеха – это постоянная коммуникация с людьми, желание изучить мотивы их определенных желаний или поступков, и искренние попытки их удовлетворения. Вне всякого сомнения, экономическая прибыль играет основную роль между бизнесом и обществом. Но наряду с этим все большее внимание уделяется этическим нормам. Этическая сторона бизнеса строится на принципах открытости, честности и доверительности . Становлению этих принципов во многом способствуют государственные институты, но еще большая эффективность достигается в компаниях, организациях и их объединениях в условиях гуманистического гражданского общества. Низкий уровень коммуникативной культуры, который проявляется в неуважительном отношении к людям, заключается и в том, что компании не уделяют должного внимания информационному уровню. Скудная, неэффективная реклама, отсутствие доступных документов о предприятии, и, самое главное, незнание современных информационных технологий . Однако, по замечанию специалистов, на сегодняшний момент бизнес является основополагателем новых информационных технологий. Успешный опыт многих крупных компаний показывает, что малый и средний бизнес показывают достаточно эффективную модель экономического управления. Это обусловлено, прежде всего тем, что здесь существует большая возможность для выражения личного творческого потенциала. По мнению ученых, именно этот факт является ключом успешной деятельности компании, обеспечивая ее уважение среди клиентов и партнеров, достойный уровень, престиж в рыночных структурах. 3. Неразвитая технология делового общения. Незнание основ составления документации, этики ведения переговоров, коммерческого общения. Недостаточный уровень просвещенности о национальных особенностях, колорите деловой этики иностранных партнеров. Необходимо понимать, что мировой бизнес отдает предпочтение вступать в деловые отношения с такими партнерами, демонстрирующие понимание важности консультационной и информационной поддержки, готовность идти на коммуникабельность поведения и деловой контакт, возможность идти на компромиссы по вопросам особой важности. 4. Образовательный уровень сотрудников. Основная проблема здесь заключается в несовременном мышлении, стремительном устаревании знаний, интеллектуальной закомплексованности, упрощенности подходов при решении управленческих или коммерческих задач. Все это служит не для повышения рейтинга организации. Именно поэтому нужно постоянно заботиться об уровне профессиональной подготовки, планировать свою карьеру. В мире, где существует профицит информации и постоянно растет конкуренция в управленческой среде, огромное значение приобретает проблема «управление человеческими ресурсами» для менеджеров и руководителей . Предприниматели разрабатывают новые стратегии ведения бизнеса, основными задачами которой являются развитие в нем управленческих навыков, стремление к повышению не только материальной, но и моральной поддержки сотрудников, повышение его профессионального уровня и удовлетворенности результатами своего труда. По результатам многих исследований, сегодня многие крупные и успешные компании ставят в приоритет не стандартные рационализированные системы организации бизнеса, которые соотносятся с принципами извлечения только финансовой прибыли, но пытаются создать и воплотить гуманитарноориентированную модель. И здесь необходимо признать в качестве основной платформы создание подобной системы морально-нравственных принципов, которые, прежде всего, включают в себя репутационные представления (см. Приложение 2) Поэтому можно сделать вывод, что именно этические аспекты являются одним из приоритетов развития управления и предпринимательства на сегодняшний день. Для того, чтобы добиться успеха в этом вопросе, необходимо применить творческий подход. Именно поэтому сегодня в большинстве крупных компаниях появляется должность «креативный менеджер», т.е. человек, работающий над нестандартными решениями производственных проблем и воплощающий творческо-инновационный потенциал. Бизнес-коммуникации формировались и развивались в соответствии с текущими запросами бизнеса. В последствии возник особый круг проблем и понятий, которые отражаются в определенных принципах деловой этики: 1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом. Этот нравственный принцип имеет довольно четкую форму экономического выражения. Большая часть прибыли предприятия уходит на потребности общества при помощи различных социально-экономических механизмов. Данный прием реализуется для компаний, которым на сегодняшний момент уже недостаточно иметь экономическую стратегию развития, состоящую из технологических или финансовых компонентов. Репутационная значимость бизнеса сегодня во многом ориентирована на свою социальную значимость. 2. Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать. Важно создавать и развивать уважительное отношение к труду человека. Необходимо также учитывать те изменения, которые возникли у человека в отношении трудовой деятельности за последнее время. Ученые современности заметили, что сегодня произошел значимый пересмотр трудовой мотивации человека, который связан не столько с материальным благосостоянием, сколько с приобретением определенного статуса и общественного признания человека. 3. Отношение к бизнесу как к творческому процессу. Этот принцип характеризуется более широким пониманием бизнеса как процесса творческой реализации человека. Его компания – это не только источник заработка, который поддерживает определенный уровень финансового благосостояния, но и отражение развития человека, раскрытие его способностей. Именно это обусловило создание в крупных фирмах менеджеров и консультантов по «творческому бизнесу». 4. Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества. В этом принципе содержится определенная стратегия бизнес-отношений, которая связана с философией партнерства, умением руководителей находить компромиссы в бизнесе . 5. Уважительное отношение к любой форме собственности. Этот вопрос сейчас особо актуален, потому что считается достаточно уязвимым. Уважение к частной собственности и ее неприкосновенность является основным принципом существования эффективного и свободного предпринимательства. Из истории развития мирового бизнеса можно увидеть, что именно частная собственность стала толчком к трудовой и деловой деятельности человека, а также к динамичному развитию производства. Она формировала в людях готовность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, развивала способности к обдуманному риску и индивидуальной инициативы. 6. Повышение квалификации сотрудников как основной аспект развития компании, который отражает принцип непрерывного самосовершенствования человека и реализации его потенциальных возможностей. Таким образом, проанализировав принципы деловой коммуникации, можно сделать вывод, что они имеют глубокие этические корни, обусловленные традициями своего происхождения, а также современными актуальными тенденциями социокультурного развития. Поэтому нравственно-этический критерий становиться основным в процессе разработки методологии эффективности деловой коммуникации. 1.2. Нравственная культура личности в аспекте этики деловых отношений Нравственность (мораль) включает в себя три важных аспекта: нравственную деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание. Все они принадлежат к ежедневной профессиональной деятельности людей, которая отражается в нормах организационного поведения и организационной культуры, в системе мотивации персонала, в системе коллективных и индивидуальных ценностей, нравственной культуре личности. Если рассматривать структуру этики в обобщенном смысле, можно выделить такие ее разделы как аксиологическая этика и профессиональная этика, история этических и нравственных учений, общая теория этики, нормативная этика и др . Профессиональная этика (этика деловых отношений) рассматривает ценностные приоритеты и теоретико-методологические подходы, устанавливает систему правил и норм должностного поведения сотрудников, регулирует нравственное поведение и деловые отношения людей в профессиональной сфере. Мораль как предмет исследования этики также обладает сложной структурой. Главными составляющими морали являются нравственные (моральные) отношения, моральное сознание, нравственная деятельность (моральная практика). Общественное (коллективное) моральное сознание рассматривает нормы правового, нравственного и культурного характера, формирует общественное мнение и основные правила поведения в социуме (компании, группе). Общественное мнение задает требования к коллективному и индивидуальному поведению. Общественное мнение, используя социальные нормы, регулирует нравственные отношения в обществе посредством применения к субъектам общественных отношений либо позитивные компенсации поведения людей (слова похвалы, поощрения), либо моральные санкции (наказание, порицание, осуждение, взыскание и др.). Коллективное моральное сознание непосредственно возникает в индивидуальном сознании и определяет специфику поведения человека . Индивидуальное моральное сознание возникает на эмоционально-чувственном и познавательном уровне человека и определяет систему поступков, установок и убеждений человека. Необходимо понимать, что степень зрелости индивидуального морального сознания зависит от психофизиологических, возрастных и личностных характеристик человека и определяется степенью готовности человека сопоставить свои личные интересы, потребности, мотивы с обществом. Моральное сознание, система нравственных межличностных отношений находят свое воплощение в нравственной деятельности. Главным аспектом нравственной деятельности принято считать поступок, который оценивается с позиции достойного, должного поведения человека как по отношению с себе, так и по отношению к другим людям . Для того, чтобы оценить такой поступок, действие (бездействие) следует опираться на цели и мотивы человека. Мотив можно определить как субъективное обоснование целей в качестве нравственных побуждений, идеалов, представлений, ценностей, убеждений. Моральная мотивация, которая определяется структурой нравственного сознания, эмоционально-волевыми качествами человека, общей культурой обеспечивает высокий уровень удовлетворенности личности достигнутыми результатами, способствует повышению самооценки, формирует конструктивное взаимодействие с обществом. Мотив, самооценка и внешняя оценка личности способствуют активному самоанализу в настоящей и дальнейшей деятельности, обеспечивают признание ответственности за сделанный выбор, за последствие своих действий или бездействий в определенных условиях и ситуациях. Поведение человека на любом месте – это весомый объективный показатель моральных качеств и нравственной культуры человека. Нравственная культура личности включает в себя принципы и нормы общественной морали, признание и практическое следование идеалам, требования и правила этикета, которые обеспечивают конструктивные, адекватные отношения в социуме, в том числе и в профессиональной среде. Содержание нравственной культуры определяется совокупностью нравственных правил, установок, ценностей, ориентиров поведения человека в его повседневной жизнедеятельности (решение бытовых вопросов и проблем), а также разнообразием факторов целенаправленной созидательной, в том числе и профессиональной деятельности, которая определяется сознательными целями и потребностями конкретной компании. Структурно нравственная культура профессиональной деятельности человека включает в себя обязательное следование нравственным нормам и требованиям компании. Эта нравственная необходимость является залогом формирования нравственно-психологического климата в компании как устойчивого состояния внутреннего взаимодействия в коллективе, проявляющееся в эмоционально-психологическом и этическом состоянии сотрудников, в их мотивации к продуктивной работе и в формировании определенного общественного мнения по важным для компании вопросам. Более того, необходимо заметить познавательный компонент в нравственной культуре личности. Этические знания подразумевают принятие человеком основных норм и принципов морали; знание и понимание своих прав и обязанностей, осознание связи между нравственной свободой и нравственной ответственностью, гражданским и профессиональным долгом; знание правил и требований этикета, обязательное следование общепринятым социальным нормам. Нравственная культура находит свое место и на эмоционально-волевом уровне взаимодействия личности с обществом. Эмоциональная сфера нравственности состоит из нравственных чувств человека, эмоционально-психологическую окраску (принятие или отторжение конкретных действий человека). Волевая сфера побуждает человека к слаженной и организованной совместной деятельности в организации, к достижению поставленных задач . Вне всякого сомнения, качественные характеристики нравственной культуры человека формируются в молодом возрасте и требуют настойчивости, самообразования, усердия, непрерывного профессионального и личностного роста, самовоспитания. Нравственная культура людей проявляется в отношении к семье, родине, в профессиональной практике, в отношениях между людьми. Особо ярко нравственные качества или их отсутствие проявляются в экстремальных ситуациях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg