Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Восприятие вины и возможности прощения

one_butterfly 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.05.2021
Цель курсовой работы – раскрыть восприятие вины и возможности прощения. В соответствии с целью были назначены задачи: 1. Рассмотреть сущность чувства вины и возможности прощения. 2. Изучить работу с чувством вины. 3. Проанализировать процесс прощения. Объект курсовой работы – вина и возможность прощения. Предмет – психологическая работа с чувством вины и возможностью прощения. Теоретическая основа разработки темы курсовой работы: труды отечественных и зарубежных ученых (И.Г. Самойлова, Р.С. Немов, Р.В. Кадыров, Ю.Н. Данилова, В.П. Ильин, К. Изард, О. Маурер, Л.П. Гримак и др.); методы исследований: анализ и систематизация научной литературы по теме курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы. Вина и прощение являются распространенными эмоциональными переживаниями в нашей повседневной жизни. Они играют значительную роль в социализации, функционируют как механизмы социального контроля. Несмотря на различия в понимании данных феноменов, они являются универсальными. В последние годы отмечается рост интереса к изучению феноменов вины и прощения, что связано с появлением достаточного количества зарубежных и отечественных работ, посвященных исследованию этих явлений. Многие авторы в своих работах указывают на особое место феноменов вины и прощения в связи с морально-нравственным развитием и поведением индивида. Вина рассматривается как чувство, возникающее в результате совершения поступков, вступающих в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами, как сигнал рассогласования между фактическим или еще только предполагаемым поступком и эталоном нравственного самоконтроля. Вина стимулирует мотивацию восстановления справедливости и появление чувства личной ответственности, формируют потребность в соблюдении общественных норм. Прощение всегда предполагает внутреннюю работу над собой, порой требующую не одного, а сотни и даже тысячи шагов. Прощение является актом милосердия по отношению к самому себе, а не одолжением и великодушием к обидчикам и врагам.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Сущность чувства вины и возможности прощения 4 1.1. Чувство вины 4 1.2. Прощение 9 Глава 2 . Работа с чувством вины и возможностью прощения 15 2.1. Работа с чувством вины 15 2.2. Процесс прощения 23 Заключение 32 Список литературы 33
Список литературы

1. Алтухова, Л.В. Специфика вины и прощения в зависимости от готовности личности приносить извинения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 12. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 13-16. 2. Алтухова, Л.В., Козлова Н.С. Склонности личности просить прощения: психологический аспект // Научно-практический журнал Аспирант № 3, 2016. С. 90–92. 3. Белинская, Е.В. Подход экзистенциальной психологии к пониманию вины // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: // rasstanovki-rostov.ru (дата обращения 11.12.2018). 4. Гаврилюк, Е.А. Возможность прощения / Е.А. Гаврилюк // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskiy-analiz-perezhivaniya-chuvstv-viny-i-styda-sotsiokulturnye-osobennosti (дата обращения 10.12.2018). 5. Гроголева, О.Ю., Воробьева Н.С. Опыт прощения в ситуациях межличностного общения: гендерный аспект [Электронный ресурс] // Наука и современность. 2014. № 34. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.12.2018). 6. Данилова, Ю.Н. Универсалии «вина» и «стыд» в гуманитарных науках // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 10(30). – Новосибирск: СибАК, 2013. С 20-24. 7. Ильин, В.П. Эмоции и чувства // — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — Режим доступа: http: // www/ alleng.ru (дата обращения 10.12.2018). 8. Кадыров, Р. В. Гендерные различия переживания чувства вины / Р.В. Кадыров // Вестник Казахского университета. — 2013. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-perezhivaniya-chuvstva-viny (режим доступа: 10.12.2018). 9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c. 10. Мкртчян, Ц.Л. Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2013. № 5. URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 19.12.2016). 11. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c. 12. Подопригова, А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. - М.: Феникс, 2012. - 459 c. 13. Происхождение стыда и его проявления // Рехард Э., Иконен П. // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://psyjournal.ru (дата обращения 08.12.2018). 14. Самойлова И.Г., Тюрина Л.В. Характеристики прощения у молодых людей с разным уровнем личностного эгоцентризма [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.12.2018). 15. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА ВИНЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЩЕНИЯ 1.1 Чувство вины В разнообразной палитре чувств человека вина играет заметную роль. Многие испытывают ее очень часто, и она приносит сильную душевную боль, некоторые не испытываю ее совсем. Итак, чувство вины. Определений вины много, и все они многословны. Ограничимся кратким определением из энциклопедического психологического словаря: «аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии» . Провинившийся человек осознает свою ошибку и это мотивирует его на правильное поведение. Если я наступлю кому-то на ногу, то этот кто-то потребует признания моей неправоты за нарушение его личных границ и причинения ему неудобств. Может быть, ему будет достаточно моих извинений, а может быть, он потребует другой компенсации, и закон на его стороне, принуждая меня к этому. Я вынужден буду признать, что не прав, и в следующий раз постараться этого не делать. К этому меня призывают правила поведения извне и чувство вины изнутри. Таким образом, чувство вины регулирует поведение, чтобы снять возможный внутренний конфликт между системой убеждений и ценностей, которая еще называется совестью, и поступками . Вина помогает социализации, но только та, которая соразмерна проступку. Это реальная вина. Она служит внутренним ориентиром, предупреждая об ошибках. Провинился – исправил, учел в дальнейшем. Если быть внимательным к словам, то можно услышать их глубинный смысл: "извини", это из вины, то есть выйти из вины, попросив прощение. Чувство вины помогает развиваться эмпатии, что тоже полезно в отношениях. Без сочувствия и понимания, что другому плохо от твоих действий, нельзя испытать вину . Выделяют экзистенциальную вину. Она связана с реализацией возможностей человека, ответственностью за то, как он живет. Виноватым можно быть и перед собой, распорядившись своей жизнью не так, как мог бы. Это вопрос скорее философский, такая вина представляет собой этап в осознании себя и духовного развития. Вина имеет универсальный механизм. Другое дело, что его настройки для каждого человека очень разные. Иногда, ее становится слишком много, и тогда она мешает нормально жить. Это происходит, когда нарушается способность правильно воспринимать себя в отношениях, по выражению Н. Мак-Вильямс: «адекватно тестировать реальность» . Такая личность имеет невротический или психотический уровень организации. Вина у таких людей часто бывает избыточной или несформированной как при психопатии, например. С другой стороны, чувство вины играет далеко не последнюю роль в причинах этого. Вина возникает по разным поводам. Это внутреннее ощущение, стало быть, оно субъективно. Один испытывает вину, другой, за это же – нет. Родители формируют убеждения и оценки. Это хорошо, а это плохо, это ты должен делать, а это – не должен. На основе долженствования появляется ответственность. Далеко не всегда она соответствует возможностям ребенка. Убрать за собой игрушки, это ответственность ребенка, а плохое настроение мамы за беспорядок – ответственность мамы. Навязываемое чувство вины помогает управлять, направлять, заставляет подчиняться. Вместо, подчас непростых, честных коммуникаций с ребенком – манипуляция, которая дает быстрый результат ценой мучений во взрослой жизни. Она безотказно работает, за ней страх ошибки ребенка, страх отвержения, рожденный обусловленностью любви и заботы, без которой он не выживет. Чужая ответственность рождает вину, избавиться от которой раскаянием нельзя, как нельзя быть виновником события, если ты в нем не участвовал. Вина и стоящий за ней детский страх, образуют психологическую клетку, препятствующую сепарации, которая не дает взрослому уже ребенку почувствовать внутреннюю свободу . Вина и размытость личных границ всегда идут рядом. Человек не понимает свои права, не осознает свою ценность. Он боится попросить, обидеть, думает, что не достоин, поэтому испытывает чувство вины в бытовых контактах. Тому, кто понимает пределы свои и чужие не придет в голову отвечать за то, за что он отвечать не может, особенно, за чувства и эмоции другого. Это понимание приходит, когда есть самостоятельность, и все это, в конечном итоге, вопрос личных границ. Несоответствие между внушенными «должен» и реальными «могу» является источником постоянного внутреннего конфликта. Все это на фоне запрета на выражение протеста и постоянного нарушения личных границ. Вот вам и невротик, переполненный виной за мамины переживания, а заодно и за страдания бездомного котенка. Такой человек боится быть плохим, стремится соответствовать ожиданиям. Он все время напряжен, что для него привычно. Более того, чувство вины используется как невротическая защита. Когда есть другой сильный негативный эмоциональный раздражитель, например, болезнь близкого, чтобы уменьшить переживание, он придумывает себе несуществующую вину, например, что недостаточно был внимателен, что мог бы оказаться в нужном месте и т. д. Привычное чувство вины становится опорой. Он убегает туда от внешних обстоятельств и переживаний, чтобы уменьшить другую боль. Постоянная виноватость позволяет сосредоточиться на своем страдании и может служить оправданием не делать свой личный выбор. Избыточное чувство вины появляется на фоне запрета на выражение базовых эмоций, которые возникают, когда кто-то вторгается на личную территорию. Подавленная агрессия рождает обиду, а за виной прячется неотрефлексированная эмоция страха. Человек привыкает запрещать себе гнев и страх, и уже просто не замечает за собой этих реакций, но часто обижается и чувствует себя виноватым. И то и другое более приемлемо в общении. Такое замещение делает вину чувством заменителем, оно еще называется рекетным. За ним страх наказания, ошибки, отвержения, одиночества. Часто это страхи сформировались еще в детстве и теперь не имеют смысла, но реакции остаются. Чувство вины регулирует социальное поведения человека изнутри. Любопытно, что всегда есть много желающих использовать его для внешнего руководства. Христианство, например, считает виновным человека по факту его рождения. Иными словами, все люди несут ответственность за повреждение своей природы по причине первородного греха, должны испытывать часть вины за это и стремится к богу. Внушение, убеждение, вина, призыв к действию. Другой пример: устанавливаются правила, которые трудно не нарушить. Провинившимся легче управлять . Избавиться от чувства вины – очень популярный запрос в психологической практике. Чувства возникают не просто так, они даны нам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Избавится от чувства, это лишить себя инструмента. Избыточное чувство вины дает сигнал, что есть внутренний конфликт, который требует разрешения. Скорее всего, он вызывает не только вину. Вот, с ним и необходимо разбираться, а не избавляться от чувства. Появление чувства вины является значительным событием в эмоциональном онтогенезе человека. Это одно из первых по-настоящему социальных чувств, которое предполагает, что я совершил нечто, что нанесло ущерб другому. При этом вина, в отличие от стыда, относится к действию, мной совершенному, а не к моему Я. Именно поэтому обращаться с ней значительно проще. Тем не менее, возможно и возникновение токсического переживания вины, лежащего в основе депрессии. Говоря о динамическом механизме вины, следует отметить, что это чувство является производным от инверсии агрессии в поле. Однако, в отличие от возбуждения, часть которого уже израсходована на некоторую активность в поле, причем этак активность (в реальности или фантазии) нанесла ущерб кому-либо. В данном случае вина может быть пережита и ассимилирована посредством покаяния и получения прощения. Однако нередка ситуация, когда вина ощущается человеком не на границе контакта, а внутри симбиотических отношений с объектами среды, например, с родителями. При этом неизбежно испытываемая этими объектами обида также не может быть размещена в контакте, что делает невозможным процесс переживания и творческого приспособления, центрируясь вокруг симбиотического ядра «обида-вина». В случае хронификации этой динамической ситуации контекст начинает воспроизводить сам себя, при этом уже не имеет значения, в реальности или нет существует нанесенный ущерб, а также в реальности или лишь в фантазии человека существует обида у объектов поля. Фантазия о предполагаемой обиде приобретает самостоятельное значение в отрыве от существующей психологической динамики поля, поскольку оказывается необходимой для обоснования хронической вины. Сформированная токсическая вина уже не позволяет разместить в поле некоторую часть агрессии, как это оказывается возможным в случае психологически адекватной вины. Таким образом, возникающая у человека в поле агрессия подвергается тотальной инверсии. При этом становится очевидной неизбежность апатии, характерной для депрессивных клиентов, психологическая динамика которых центрирована вокруг токсической вины . Не редкость, к сожалению, в этом случае и суицидальное поведение. Итак, возникшее как эмоциональный феномен социального характера, чувство вины может приобрести аутичный характер. Однако, на наш взгляд, любая динамика, формирующая нарушения творческого приспособления, потенциально обратима. Описанный выше механизм хронификации вины может быть рассмотрен с точки зрения ресурсов психотерапии. В случае если получение прощения невозможно (например, ввиду ригидности или прежней симбиотической тенденции со стороны среды), человек оказывается на перекрестке возможностей: с одной стороны, восстановления симбиотического замкнутого круга с релевантной ему потерей способности к контакту и переживанию, с другой стороны — трансформации вины в сожаление с соответствующей способностью оставаться в контакте в процессе переживания. В процессе терапии, особенно депрессивных и созависимых клиентов, эта динамическая ситуация требует значительной поддержки со стороны терапевта. 1.2 Прощение Сложность изучения феномена прощения заключается в том, что, несмотря на распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого при проведении психологических исследований прощения возникают трудности терминологического характера. Феномен прощения впервые стал обсуждаться в философских трудах. Мыслители в разное время пытались определить контекст, в котором прощение может иметь место, выявить условия и мотивы прощения . Уже в древнекитайской (например, у Лао-Цзы) и древнегреческой философии (Эпиктет) встречаются упоминания о прощении и мести, где говорится, что прощение должно даваться на основе доброты и любви, а месть свойственна людям злым и неразумным. Тема прощения упоминается в религиозных текстах. Так, в христианском понимании межличностное прощение должно имитировать прощение божественное. Прощение здесь определяется как акт воли, предполагающий нежелание обиженного наказывать и осуждать обидчика, проявление милосердия по отношению к нему, отказ от мщения . Принципы всепрощения, «непротивления злу насилием», «всеобщей любви» лежали и в основе так называемого «толстовства», возникшего в конце 1880-х годов. Л. Толстой проповедовал любовь, смирение, унижение, возмездие добром за зло . И. Ильин, христианский философ XX века, разделял прощение личное, когда человек может простить свою личную обиду, и прощение «божественное», когда поступок обидчика уже становится делом общества . Об особенностях прощения писали французские мыслители. Так, например, философ эпохи Возрождения М. Монтень определял два вида прощения: то, которое требует душевных усилий прощающего и то, которое дается без стараний, по «доброте» . Ф. де Ларошфуко в XVII веке говорил о прощении в контексте дружбы и вражды, а в противоположность ставил месть . Детально описывал феномен прощения в XX веке французский философ русского происхождения В. Янкелевич. Прощать, по его мнению, - это освобождать обвиняемого от его вины, наказания, или от части его наказания, или же освобождать его до окончания его наказания. Для Янкелевича настоящее прощение - безусловное, («безрассудное» или «чистое», как он сам его называет) . Но в отличие от безусловного прощения с точки зрения христианства, это не волевое решение, а порыв сердца, который внезапен, спонтанен и длится мгновенье. Кроме того, для прощения необходимы просьбы о нем со стороны обидчика, в отличие от христианской позиции, которая предполагает, что обидчик может не делать первый шаг и не раскаиваться. Такое «чистое» прощение – это, скорее, идеал, к которому каждый человек должен стремиться, некий «измерительный эталон для оценки». Попытки понять, что такое прощение, делали немецкие мыслители XIX века. Так, например, А. Шопенгауэр считал прощение идентичным забыванию, а Ф. Ницше определял прощение, прежде всего, как отсутствие мести . Одновременно с обсуждениями философов XX века появляются первые упоминания о феномене прощения и в трудах зарубежных психологов. Так, например, В. Франкл был убежден, что в страдании и прощении человек может находить личностный смысл . Именно на это положение опираются в своих работах по преодолению обиды многие современные психологи и психотерапевты (Р. Уолш, Б. Якобсен, Р. Энрайт, Э. Гассин). Э. Фромм понимал прощение как исцеление, где может помочь любовь, а не принятие наказания . Ж. Пиаже ввел понятие «безграничной взаимности». Он предполагает, что человек прощает потому, что его прощали в прошлом, и он будет прощен другими в будущем . В отличие от исследователей, рассматривающих, прежде всего, дарование прощения обиженным, К. Изард обратил внимание и на роль обидчика в процессе прощения. Он подчеркивал роль осознания и переживания вины, которая запускает процесс раскаяния и осознания необходимости просьбы прощения . В отечественной психологии существует точка зрения на прощение как принятие другого. Для радикального устранения обиды требуется именно безусловное прощение, которое базируется на любви и принятии другого таким, каков он есть. По утверждению Д. Мабои, прощение с точки зрения психологии личности – это личностное свойство . Так, например, Р. Эммонс описывает прощение как личностный конструкт высокого уровня, определяемый набором особых качеств: восприимчивость к обстоятельствам, смягчающим злобу, навыки управления эмоциями, эмпатия, смирение, готовность воздавать добром и желание состоять в гармоничных отношениях. Изучение феномена прощения в русле психологии личности ведется через изучение личностных свойств, которые могли бы "предсказать", спрогнозировать выражение прощения . Зарубежные исследователи говорят также о прощении, как некоем акте. Так, например, Д. Хоуп определяет прощение как добровольный акт, выбор, сделанный по поводу того, как человек относится к своему прошлому. Обидчик может выбрать месть, воздаяние за обиды, может «разрешить» обиды и расстаться с чувством негодования . О прощении как отпущении чувства обиды говорят Д. Ансбюргер, Т. Стивен . Согласно Дж. Пэттону, прощение является не просто каким-либо действием, это процесс открытия. Такого открытия, в результате которого человек понимает, что он мало отличается от тех людей, кто обидел его [31]. Другими словами, человек пытается поставить себя на место обидчика и понимает, что сам может совершить такие же ошибки. В целом многие зарубежные авторы определяют прощение как процесс. Количество стадий, его составляющих, может разниться, но, как правило, суть описания сходна. На первом этапе человек, которого обидели, проходит через осознание факта совершенного против него проступка (К. Паргамент, Т. Хэргрэйв, Б. Канингэм, Р. Энрайт, Р. Мюррэй), возможно, поначалу отрицая его под действием психологических защит, чтобы избежать последствий признания обиды (Дж. Шмидт, Р. Энрайт). Авторы сходятся в том, что на данном этапе обиженный переживает гамму эмоций и чувств: гнев, боль, раздражение, растерянность и т.п., изменяется отношение к обидчику (Е. Уортингтон, Б. Канингэм, Р. Энрайт, Дж. Шмидт, У. Хилл и П. Муллен). По мнению Р. Энрайт, обиженный постоянно сравнивает свое положение с положением более удачливого обидчика и осознает, что вследствие обиды его взгляды на справедливость сильно изменились . На втором этапе обиженный человек понимает, что с болезненными чувствами и ситуацией в целом необходимо как-то справляться и после перебора альтернатив останавливается на решении простить. Облегчает прощение, по утверждению ряда авторов, эмпатия, сопереживание обидчику (Е. Уортингтон, Р. Энрайт, У. Хилл, Дж. Пэттон); другие исследователи указывают на возмещение обиды со стороны обидчика (Дж. Шмидт, Т. Хэргрэйв, Р. Мюррэй). Б. Канингэм говорит о смирении обиженного, которое против . Вывод по первой главе: таким образом, чувство вины можно считать аффективное состояние, которому характерно проявление страха, угрызений совести и самоупреков, ощущение собственного ничтожества, страдание, а также потребности в раскаянии. Чувство вины регулирует поведение, для того чтобы убрать возможный внутренний конфликт между системой убеждений и ценностей, которую принято называть совестью. Существует экзистенциальная вина. Она объединена с осуществлением возможностей человека, ответственностью за то, как он живет. Вина появляется по разнообразным поводам. Это внутреннее ощущение, стало быть, оно субъективно. Один ощущает вину, другой, за это же – нет. Появление чувства вины в свою очередь является важным событием в эмоциональном онтогенезе человека. Это одно из первых подлинно социальных чувств, которое предполагает, что я совершил кое-что, что нанесло ущерб другому. Тема прощения существует в религиозных текстах. Русские мыслители при обсуждении темы прощения основывались, в основном, на христианскую традицию. В отечественной психологии имеется точка зрения на прощение как принятие другого. Зарубежные психологи трактуют прощение по-разному. ? ГЛАВА 2. РАБОТА С ЧУВСТВОМ ВИНЫ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОЩЕНИЯ 2.1 Работа с чувством вины Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих психологов. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации, и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе не изменили, и вину — если сбились с пути. Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы. Стратегия работы по обработке чувства вины : 1. Внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны. 2. Переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается. 3. Работа раскаяния. Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг — работа раскаяния — часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться — это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь ошибаться, ты, наконец, станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринимается как признак неполноценности. Раскаяние — это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается. Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека, может быть, можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние. Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема . Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих психологов. Они рассказывают ситуацию, жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя психологов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов. Это терапевтическая ловушка. Задача специалиста — придать работе вины духовный смысл личностного развития. Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть — это внутреннее чутье на правильное. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В награду мы получаем целостность и душевный покой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей»/ мы можем обнаружить, что» кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины — интроективная или невротическая. Ее суть — переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основании чужого мнения . Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека: - непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл») - или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»). Стратегия работы с невротической виной — поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне. Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния. Перед тем, как давать советы про то, как избавится от чувства вины, нужно понять, какие разновидности есть у этой эмоции – ее типажи, их характеристику. Само по себе, ощущение вины – это прямое доказательство психического здоровья человека. Поскольку если данное чувство отсутствует либо же атрофировано. Чувство вины и стыда — это в первую очередь осознание негативного окраса собственных поступков, через призму таких эмоций как тревога, смущение, а иногда злость, которая направлена на самого себя. Что касается разновидностей вины, то согласно психологии, их несколько и классифицируются они благодаря непосредственно взаимоотношениям между людьми. И хотя многие авторы научных работ трактуют их совершенно по-разному, они сходятся все на 5 разновидностей вины : 1. тип – ребенок – семья; Одна из самых примитивных разновидностей этого чувства, поскольку используют его неосознанно. Отличительной чертой является то, что ребенок для достижения определённых целей (например, утешения) вызывает чувство вины своими действиями. Это может быть плачь, либо игнорирование родителей. В этом случае, главная вина лежит на плечах родителей. Поскольку ребенок выбирает подобную модель поведения только изредка, только тогда если она приносит плоды. Так что старайтесь правильно дозировать подобное чувство перед ребенком в обыденных ситуациях; 2. тип – Семья – ребенок. Зачастую именно эта разновидность является причиной обращения к поиску того как избавиться от чувства вины уже в гораздо более зрелом возрасте. Практически 80% воспитание в раннем детском возрасте основываются на ощущение ребенком чувстве вины. Ведь если ребенок способен испытывать подобное – значит, у него есть, хоть и на примитивном уровне, суждение о моральности, о понятиях добра и зла. Единственная ошибка, казалось в этой неплохой схеме воспитания – это неправильная подача информации. Ребенок не должен вести себя так, чтобы оправдать абсолютно все возведенные на него ожидания. Нет, он должен вести себя согласно рамкам этических норм. Да именно, но на первом месте должны стоять сугубо его интересы, а потом уже других; попрошайничество любви, используя чувство вины; С подобным проявлением зачастую сталкиваются в уже более зрелом возрасте. Ни для кого не будет секретом то, что иногда в отношениях, каждый хоть раз, но использовал фразы категории «Ты меня совсем не любишь, ведь если бы ты меня любил…» либо «Из-за твоего плохого отношения ко мне ты…». Всем знакомо подобное, не так ли? Единственное различие – это по какую сторону баррикады вы оказывались. Можно со смелость сказать, что подобное чувство вины вам будет навязано либо ненамеренно – в пылу ссоры, либо же это будет уже тонкая манипуляция, для достижения целей. В таком случае, рекомендуется более внимательно присмотреться к своему партнеру, чтобы потом не искать способов, как избавиться от чувства вины;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg