Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Особенности конфликтогенных зон в области ипотечного кредитования

one_butterfly 4500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 150 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.05.2021
Цель: выявить основные проблемы и в ипотечном кредитовании, выявить особенности конфликтогенных зон и определить основные пути направления их решений на примере ПАО «Сбербанк». Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы конфликтов и конфликтных ситуаций в банковской сфере; • возможности управления конфликтными ситуациями; • спрогнозировать и разрешить возникновение конфликтных ситуаций; • проанализировать динамику современного состояния ипотечного жилищного кредитования в РФ на примере ПАО «Сбербанк»; • выделить зоны возможных конфликтных ситуаций при ипотечном кредитовании; • выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в ипотечном кредитовании • провести анализ и выбрать пути решения конфликтных ситуаций Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что в условиях нестабильной экономической системы выявленной рядом факторов, влияющих на доходы населения и финансирование государством, станет эффективной при условиях, таких как государственной поддержки населения в приобретении жилья по льготным программам, в субсидирования процентных ставок, а также поддержки молодых семей и других социально-нуждающихся категорий граждан. Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют монографии и материалы периодических изданий отечественных и зарубежных учёных, общеметодологические принципы управления персоналом, теоретические методы исследования, систематизация, прогнозирование, моделирование, эмпирические методы исследования, анкетирование, статистические методы обработки данных. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных подходов к изучению данной проблемы в периодических публикациях. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении практик в банковской системе. Практическая значимость работы может быть полезна при изучении теоретического материала, а также в отражении мнения населения на общую картину ипотечного кредитования. Основные теоретические и практические положения магистерской диссертации были также представлены на научных конференциях в форме докладов и опубликованы в сборниках статей по итогам проведения конференции: 1. Нарсудинова Е.В., Зыкова Н.Н. Основные причины ограничений при обращении населения в Сбербанк России с целью ипотечного кредитования // Социальная сфера: междисциплинарные исследования и практические результаты: сборник статей. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С.20-24 Нарсудинова Е. В., Зыкова Н. Н. Ипотечное кредитование в условиях современного кризиса // Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски: сборник научно-методических статей. – ЙошкарОла: Поволжский государственный технологический университет, 2020. – с.24-28. Нарсудинова Е. В., Зыкова Н. Н. Ипотечное кредитование и его особенности // Инструменты, механизмы и технологии развития социальной сферы: сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020. – с.25-29 Структура магистерского исследования. Работа состоит их введения, трех глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, списка использованной литературы (__ источников) и __ приложений В первой главе изучены теоретические и методические подходы к управлению конфликтами в организации, а именно рассмотрена сущность конфликтов в организации, типы и особенности управления конфликтами в организациях банковской сферы и разработана методика исследования. Во второй главе проведён анализ практики управления конфликтами на примере ПАО «Сбербанк России» в рамках этого проведён анализ причин возникновения конфликтов в организации, выявлены особенности возможных конфликтогенных ситуаций, управление конфликтами в организации и сплоченности коллектива организации. В третьей главе разработаны рекомендации по управлению конфликтами в организации на примере ПАО «Сбербанк России», обоснована социально – эффективность управления конфликтами. Заключение содержит выводы диссертационного исследования, обзор новых исследовательских вопросов, возникших в результате работы, анализ возможных направлений дальнейшего исследования. В заключении описывается, каким образом полученные выводы и сформулированные предложения могут повлиять на решение проблем и избежание конфликтных ситуаций в области ипотечного кредитования.
Введение

Актуальность и значимость самого понятия «Конфликтология» обусловлена тем, что конфликты возникают практически во всех сферах жизнедеятельности людей – в политике, экономике, культуре, социальной жизни. Они являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества – государства, регионального социума, муниципальной общины, организаций всех типов и форм. Социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть, влияние, за ресурсы и их распределение. Даже в самых богатых и крупных организациях ресурсы всегда ограничены, а необходимость их распределять, как показывает практика, неизбежно ведёт к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликты постоянно воспроизводятся в межличностных отношениях между людьми, в семейно-бытовой сфере, различных видах человеческой деятельности. Появляется острейшая социальная потребность не просто в изучении конфликтов, их анализе, но и в управлении ими, предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций [37, с. 197]. Конфликтология в области ипотечного кредитования – актуальная тема, в которой можно выявить и проанализировать основные источники конфликтов, а также возможности их предотвращения. Ведь Сбербанк со всей многолетней историей с начала основания до сегодняшних дней, прошел огромный путь совершенствования, от отечественных Сберкасс до самого развитого и экономически стабильного банка в России. Конечно, все изменения сопровождаются рядом непонимания, непринятия и осуждения, как сотрудниками, так и клиентами банка. А в конфликтологии находится место и для социальных, полито-логических, и для психологических, управленческих, организационных подходов в исследовании социальных конфликтов. Конфликтология – современная меганаука о противоборстве людей и других субъектов социальной жизни, об управлении их конфликтным взаимодействием. Это вполне самостоятельная наука ХХI столетия о конфликтах, имеющая междисциплинарный теоретический и прикладной характер. При таком концептуальном подходе, во-первых, указывается на сущность любого конфликта — это противоборство, противодействие, а не просто существующее противоречие или отсутствие согласия, «фига в кармане». Во-вторых, подчёркивается необходимость управления конфликтами – их анализа, предупреждения, конструктивного разрешения. Конфликтология развивается как наука, потому что существует социальная потребность в познании конфликтов и способах их улаживания, урегулирования, разрешения. Конфликт в менеджменте понимается как противоборство, противодействие сторон с присущими им своими ценностями, интересами и потребностями, острое конфликтное социальное взаимодействие; схватка за ресурсы, власть и управление; влияние на принимаемые решения, столкновение, война. Необходимо отличать конфликт от односторонних действий, имеющих явно агрессивный характер, но не перерастающих в конфликтное противоборство двух сторон. При этом важно понять, что если отсутствуют действия, направленные друг против друга, если нет противоборства сторон, то нет и нужды в управлении конфликтом. «Нет действия – нет противодействия – нет конфликта» – такая формула представляется отвечающей сущности конфликтного взаимодействия в менеджменте. Мысленное или вербальное выражение несогласия, обычная дискуссия, спор, инцидент, кризис, напряженность могут перерасти в конфликтное столкновение, когда стороны осознают не только свои интересы и интересы противостоящих им противников, но и начнут действовать друг против друга. Здесь речь идет уже не просто о принятии противоположной точки зрения, а об эскалации конфликта. Специфика «management of the conflicts» в отличие от философии, любомудрия, созерцания, простой игры ума предполагает активную практическую деятельность, конкретные результаты, достижение поставленных стратегических целей и решение тактических задач. Поэтому конфликты идей, взглядов, теорий, различных концепций, не реализующиеся в практической управленческой деятельности, остаются вне рамок предмета данного учебника. Такое ограничение крайне важно, чтобы не растекаться мыслью, а дать возможность найти надежные инструменты управления конфликтным противоборством на практике, используя достигнутый теоретический уровень в понимании и объяснении конфликтов. Конфликты не есть зло, но они не такое уж и благо. Конфликты выполняют как конструктивные (позитивные), так и деструктивные (негативные), функции, могут иметь и положительные и отрицательные последствия. Они способны укрепить организацию, но могут её и разрушить. Поэтому необходимо не гасить конфликты, не избегать их, а учиться управлять ими, овладевая знаниями, умениями и навыками анализа, предупреждения и разрешения конфликтов. В полной мере это относится ко всем руководителям, к каждому менеджеру вне зависимости от того, в какой сфере функционируют организации любых типов и форм собственности (банковская деятельность, бизнес, государственное и муниципальное управление, образование, культура и т. д.). Представляется актуальным иметь в штате крупных и средних организаций специально подготовленного менеджера – конфликтолога (менеджера по конфликтам, менеджера по управлению конфликтами). Современный подход к конфликтам в отличие от традиционного их неприятия основывается на том, что специалисты в этой области должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в своей организации, управлять конфликтами для достижения стратегических целей. Конфликтов не надо бояться, ими необходимо управлять. Они нужны, так как отсутствие новых идей, соглашательство, старые традиционные приёмы и методы работы тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации, неизбежно ведут к застою. Конфликты возможны в организациях с эффективным управлением и даже могут быть желательными, позитивно воздействуя на качество общего управления. Такой подход не означает, что не надо заниматься предупреждением конфликтов, профилактической работой. Как раз наоборот. Специалист в организации, а тем более на уровне государства, социума, региона должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, анализировать конфликтные факторы, видеть причины конфликтов и умело управлять конфликтным взаимодействием на всех стадиях развития конфликта. Очень важно просчитывать конструктивные и негативные последствия конфликтов, степень их влияния на внутреннюю и внешнюю среду организации, на свою карьеру и положение в социуме [38, с. 7, с. 9]. Источниками исследования для анализа экономической деятельности использованы нормативные документы, методические пособия и разработки представленные Виртуальной школой Сбербанка, а также финансовая отчетность ПАО «Сбербанк» и прочая исследовательская литература. Также была использована информация с официального сайта ПАО «Сбербанк» и других источников сети интернет. Кроме того, использовались результаты социологических исследований и анкетирования клиентов банка на предмет удовлетворенности качеством предоставленных услуг, участие в которых принимал автор магистерской диссертации В основу анализа конфликтов были заложены исследования А. Я. Анцупова, С. В. Баклановского, А.А. Бушмелева, Т.В. Крюковой, С.Р. Петрухиной, В.И. Новосельцева, Э.Г. Фелау. Проблемы ипотечного кредитования в банковском бизнесе изложены Д. Ю. Бурдаковым, В.Д. Веремейкиной, К. А. Давидян, В. А. Кедяркиной, Г.Ю. Куряевой, Ф. Ломан Международный опыт банков-кредиторов описан В.С. Корневой, С.М. Макейкиной, В.В. Меркуловым, И.А. Хлынковой, из статей ипотековед.ру, spbhomes.ru. Конфликтология помогает разобрать проблемные зоны в современной банковской деятельности и выявить способы их решения. Ипотечное кредитование оказывает влияние, как на экономическую, так и на социальную сферу общества. Важнейшей является социальная составляющая ипотечного кредитования, поскольку позволяет повысить доступность жилья для населения. В настоящее время доступ к ипотечным кредитам у значительной части населения все еще закрыт. В связи с этим в субъектах Российской Федерации среди существующих стандартных ипотечных продуктов выделяются льготные (социальные) программы, которые рассчитаны на бюджетников и молодые семьи. Востребованность таких программ пока недостаточно велика, что связано с невысокой степенью информированности россиян об их существовании. Исходя из актуальности темы, объектом исследования является вся область ипотечного кредитования. Предметом данной работы является – особенности конфликтогенных зон в области ипотечного кредитования. Актуальность объекта и предмета исследования дали возможность сформулировать цель и задачи исследования.
Содержание

Введение……………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ И КОНФЛИКТОГЕННЫХ ЗОН В ОРГАНИЗАЦИИ………………………… 1.1. Понятие конфликта и динамика его развития …………….. 1.2. Возможности управления конфликтными ситуациями …………… 1.3. Прогноз и профилактика возникновения конфликтных ситуаций… ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ…. 2.1. Организация кредитной политики в области ипотечного кредитования в ПАО «Сбербанк России»………………………........ 2.2. Анализ особенностей ипотечного кредитования на приобретение жилья молодым семьям в ПАО «Сбербанк России»……………….. 2.3. Система работы ипотечного кредитования за рубежом……………. 3. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОГЕННЫМИ ЗОНАМИВ ИПОТЕЧНОМ КРЕДИТОВАНИИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» ОТДЕЛЕНИЯ МАРИЙ ЭЛ №8614………………………………………….. 3.1. Конфликтогенные зоны и финансовые риски в области ипотечного кредитования в ПАО «Сбербанк России»………….... 3.2. Основные конфликтогенные зоны и пути решения в области ипотечного кредитования в ПАО «Сбербанк России» ……… 3.3. Анализ результатов исследования процесса ипотечного кредитования в ПАО «Сбербанк России» на примере Отделения Марий Эл №8614…………………………………………. Заключение Список использованных источников и литературы Приложения
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410. 5. Жилищный кодекс Российской Федерации [принят 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ; в ред. от 28 дек. 2015 г. № 417-ФЗ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая [принят 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; в ред. от 28 дек. 2016 г. № 420-ФЗ] 7.Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ. статья 15.4.) 8.Закон Республики Марий Эл «О защите прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Республики Марий Эл, и чьи права нарушены» статья 1 9.Постановление Правительства Республики Марий Эл № 561 от 15.10.2015 года «Об обеспечении жильем работников бюджетной сферы» (по состоянию на 20.09.2019 г.) 10. Положение об отделении Марий Эл № 8614 № 48-р от 21.03.1994. 11 Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Е. П. Агапов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. - 224 с. 12. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: теория и практика. Монография. – М.: Издательство "Проспект", 2017. – 261 с. 13 Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: учебник / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – Москва: Финансы и статистика, 2013. – 561 с. 14. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6288-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426515 (дата обращения: 17.10.2020). 15. Будаков Д.Ю. Проблемы ипотечного кредитования / Д.Ю. Будаков // Деньги и кредит. – 2014. – № 9. С.18. 16. Веремейкина В.Д. Ипотечное кредитование в условиях кризиса: современное состояние и направление развития / В.Д. Веремейкина // Банковские услуги. – 2016. – №9. С. 12. 17. Гарипова З.Л. Развитие институтов регулирования на рынке жилищного кредитования // Деньги и кредит. – 2016. 18. Далаксакуашвили, И.Л., Гареева, И.В. Ипотека для всех. - М.: Феникс, 2013. - 160 с. 19. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 768 с. 20. Довдиенко И.В., Черняк В.З. Ипотека: Управление. Организация. Оценка: учебное пособие для студентов вузов / И.В. Довдиенко, В.З. Черняк. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471 с. 21. Долан Э.Дж., Кэмвбелл К.Д., и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.? Л., 2016. – 234 с. 22. Евдокимова, С.С. Тенденции и перспективы развития российского рынка ипотечного кредитования / С.С. Евдокимова // Банк. услуги. - 2016. - № 3. – 547с. 23. Жарковская Е.П.. Банковское дело: учебник / Е.П. Жарковская. – Москва: Омега-Л, 2014. – 295 с. 24. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2013. – 687 с. 25. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Зеленкова. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2013. – 783 с. 26 Зеленский, С. Ю. Методы профилактики конфликтов в компаниях / С. Ю. Зеленский, А. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13177/ (дата обращения: 02.11.2020). 27. Здравомыслов А.Г., Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Аспект Пресс, 1995. – 319 с. 28. Казимагомедов, А.А. Услуги коммерческих банков населению: Уч.пос. - СПб.: СПбУЭФ, 2012. - 647 с. 29. Консолидированная финансовая отчетность Публичное акционерное общество «Сбербанк России» и его дочерние организации за 2019 год. 30. Кондратьев, М. Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь [Текст]: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006, - 176 с. 31. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 799 с. — (Gaudeamus ; Фундаментальный учебник). 32. Корнев В. С. Об адаптации мирового опыта жилищного ипотечного кредитования в России / В. С. Корнев // Вестник Финансовой академии. – 2013. – №1. С.96-99. 33. Коробчанская, Е.А. Формирование системы лимитов как основа создания оптимального по объему и структуре портфеля ипотечных кредитов [Текст] /Е.А. Коробчанская // Финансы и кредит. - 2015. - № 11. 34. Косарев Н.Б. Основы ипотечного кредитования: учебник / Под ред. Н.Б. Косарева. – Москва: ИНФРА-М, 2013. – 576 с. Курбанов Р.А., Алексий П.В., Комзолов А.И. Жилищное право: учебник для студентов вузов / Под ред. Р.А. Курбанова, П.В. Алексия, А.И. Комзолова. 10-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 527 с. 35. Кочеткова, А. А. Новые возможности развития ипотечного кредитования в России // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 С 34. 36. Кравец, сов Ю.С.Осипов. Отв. Ред. Пред.Науч.-ред. С.Л. Кравец Большая Российская Энциклопедия: В 30 т. Т. 01. А - Анкетирование / Кравец сов Ю.С.Осипов. Отв. Ред. Пред.Науч.-ред. С.Л. сов Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия ОАО, 2012. - 766 c. 37. Крысин, А.В. Актуальные вопросы финансирования банками жилищного строительства / А.В. Крысин // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 11. - С. 7-15. 38. Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. - 148 c. 39. Куряева, Г. Ю. Проблемы ипотечного кредитования / Г. Ю. Куряева, В. А. Кедяркина, К. А. Давидян // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2015. – № 4 (16). – C. 38–46. 40. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 12-е изд. стер. – Москва: КНОРУС, 2014. – 448 с. 41. Лаврушин О.И. и др. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин. – Москва: КНОРУС, 2014. – 800 с. 42. Литвинова С.А. Ипотечное кредитование: учебное пособие / С.А. Литвинова. – Москва: Директ-Медиа, 2015. – 182 с. 43. Логинов М.П. Теория и методология ипотечного кредитования: учебное пособие / М.П. Логинов, В.А. Татьянников. – Екатеринбург: УрГУ, 2015. – 226 с. 44. Логинов, М.П. Российский ипотечный комплекс - стратегия развития / М.П. Логинов, О.Н. Логинова // Деньги и кредит. - 2015. - № 3. - С. 44- 48. 45. Ломанн, Фридрих Разрешение конфликтов с помощью НЛП / Фридрих Ломанн. - М.: Издательство Вернера Регена, 2013. - 200 c. 46. М.К. Горшков Общественное мнение / М.К. Горшков. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 384 c. 47. Макейкина С.М., Хлынкова И.А. Мониторинг ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе / С.М. Макейкина, И.А. Хлынкова // Научный альманах. – 2016. – №10. С.26. 48. Меркулов В.В. Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования и перспективы его использования в России: учебник / В.В. Меркулов. – С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2015. – 360 c. 49. Новосельцев, В. И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. - М.: Майор, 2011. - 336 c. 50. Осипов А.Ю. Как сделать ипотеку в России доступной? Мировой опыт /А.Ю. Осипов // Российское предпринимательство. – 2013. – №12. С. 10-19. 51. Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 154 с 52. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. - 272 c. 53. Чекиева Х. Р. Ипотечное кредитование в условиях кризиса / Х.Р. Чекиева // Молодой ученый. – 2016. – № 28. С. 14-17. 54. Чумиков, А.Н. Управление конфликтами / Александр Чумиков. - М. : Рос. нац. центр междунар. орг. "Партнеры за демократ. перемены", 1995. - 59 с. 55. Шалаев В.П. Социальное время: Научный журнал / ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола) 2 / 2015 — 152 c. 56. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах процесса модернизации российской экономики / В.В. Шлычков // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 1. С.78. 57. Ипотечное жилищное кредитование: монография / под. ред. И.В. Павловой. - М.: БДЦ-пресс, 2014. - 272 с. 58. Учёт операций по ипотеке в коммерческих организациях. Монография Куликова Лидия Ивановна, Ивановская Анна Валериевна. Издательство: Проспект. Год: 2016. 59. Альтернативные сценарии для России из-за рисков пандемии (Covid-19) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/10/09/2020/. (Дата обращения 12.09.2020 г.). 60. Аналитика рынка ипотечного кредитования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://дом.рф/analytics/. (Дата обращения 16.08.2020 г.). 61. Банки лидеры по объёмам выдачи ипотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/5badeba59a79474466a55607. (Дата обращения 16.08.2020 г.). 62. Государственная поддержка: полный список всех жилищных программ 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://avaho.ru/articles/ns/gospodderzhka-polnyy-spisok-vseh-zhilishchnyh-programm-2020-goda.html. (Дата обращения 23.08.2020 г.). 63. Государственные льготы на приобретение жилья в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zenfinansist.ru/gos/sub/lgoty-na-pokupku-kvartiry. (Дата обращения 23.08.2020 г.). 64. Зарубежный опыт ипотечного кредитования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economuch.com/kredit/zarubejnyiy-opyit-ipotechnogo-25451.html. (Дата обращения 28.08.2020 г.). 65. Зарубежный опыт ипотечного кредитования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/search/?project=rbcnews&query. (Дата обращения 28.08.2020 г.). 66. Ипотека для россиян в Европе: процент ипотеки и условия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bizneslab.com/ipoteka-v-evrope/. (Дата обращения 28.08.2020 г.). 67. Ипотека и жилищное строительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://дом.рф/mortgage/. (Дата обращения 26.08.2020 г.) 68.. Кредитный портфель ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kreditorpro.ru/kreditnyj-portfel-sberbanka/. (Дата обращения 15.08.2020 г.). 69. Основные ипотечные риски для банка и способы их минимизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipotekaved.ru/v-rossii/ipotechnie-riski.html. (Дата обращения 26.08.2020 г.). 70. Основные ипотечные риски для заёмщика и способы их минимизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.9111.ru/questions/777777777981977/. (Дата обращения 26.08.2020 г.). 71. Понятие конфликта, его сущность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smekni.com/a/204610/ponyatie-konflikta-ego-sushchnost/. (Дата обращения 17.10.2020 г.). 72. Причины конфликтов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/menedzhment/kommunikacii_resheniya_i_konflikty/ponyatie_konflikta_ego_suschnosti/ . (Дата обращения 17.10.2020 г.). 73. Проблемы и перспективы ипотечного рынка в России-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipotekalive.ru/articles/osnovy_ipoteki/problemy-i-perspektivy-ipotechnogo-rynka-rossii-20/. (Дата обращения 22.08.2020 г.). 74. Просрочка по ипотеке в ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s-ipoteka.info/pogashenie/prosrochka-po-ipoteke-v-sberbanke.html. (Дата обращения 16.08.2020 г.). 75. Роль ипотечного кредитования в социально-экономическом прогрессе общества и перспективы его развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/221/13322.php. (Дата обращения 16.08.2020 г.). 76.Оперативные показатели Территориального органа государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://maristat.gks.ru/ (Дата обращения 10.10.2020г.) 77. Рынок ипотеки на 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/banks/ipoteka_2019. (Дата обращения 26.08.2020 г.). 78. Снижение ключевой ставки ЦБ в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/21/08/2020/. (Дата обращения 05.09.2020 г.). 79. Средняя ставка по ипотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/. (Дата обращения 05.09.2020 г.). 80. Ставки по ипотеке в ПАО Сбербанк в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onipoteka.ru/usloviya-ipoteki-v-bankax/stavki-po-ipoteke-v-2020-v-sberbanke.html. (Дата обращения 15.08.2020 г.). 81. Управление банковскими рисками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finacademy.net/materials/article/upravlenie-bankovskimi-riskami. (Дата обращения 26.08.2020 г.). 82. Управление конфликтами: основные методы и варианты действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.klerk.ru/boss/articles/232159/ . (Дата обращения 17.10.2020 г.). 83. Уровень инфляции в России в 2020 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation. (Дата обращения 15.08.2020 г.). 84. Условия по ипотеке в разных странах мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbhomes.ru/science/usloviya-po-ipoteke-v-raznykh-stranakh-mira/. (Дата обращения 28.08.2020 г.).
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ И КОНФЛИКТОГЕННЫХ ЗОН В ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Понятие конфликта и динамика его развития Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. "Самый верный способ разрешать конфликты – это избегать их". Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Но, как знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету. Было бы прекрасно, если бы все мы учли совет судьи Франкфуртера и стали избегать конфликтов. Но согласитесь, конфликт неизбежен, когда например два человека одновременно претендуют на одно и, то же. Сведите вместе двоих, и они найдут из-за чего поспорить. Таким образом, конфликты всегда с нами, с нами они и остаются. Раз мы не можем от них уйти, научимся жить с ними. К сожалению, по целому ряду причин большинство способов разрешать конфликты малоизвестны или не применяются [80, с. 8, с. 12]. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Мы же подробнее остановимся на тех, которые происходят в организациях. Что же такое конфликт? Конфликт – от латинского conflictus, то есть столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Это и противоборство, и способ разрешения возникающих противоречий, и эмоционально окрашенный процесс социального взаимодействия [37 с. 56]. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены). Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация [8, с. 216]. Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Какова же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше – простить обиду. Однако... число желающих "подставить другую щёку" не множится. Выделяют три основных типа конфликтогенов: - стремление к превосходству; - проявления агрессивности; - проявления эгоизма. Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми? 1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. 2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия). Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия. В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до 4, 6 и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. "Две души живут в моей груди..." - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространённых - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время - произвести учёт наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными. Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, директор магазина может объяснить низкий уровень продажи своей продукции пассивностью в работе маркетинговой службы предприятия. Руководитель маркетинговой службы может в свою очередь винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение. Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами. Различия в психологических особенностях - еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд". Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности, но об этих типах мы будем вести речь в следующей лекции. Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин [62]. Причинами конфликтов являются явления, факты, события, ситуации, предшествующие конфликту и, при некоторых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывающие его. Причины конфликтов открывают источники возникновения и динамику их протекания. Их можно условно классифицировать на группы – общие и частные. Общие причины, так или иначе, проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся: - социально-политические и экономические – связанные с глобальными противоречиями в экономике и политике (противоречия между богатыми и бедными, между радикалами и консерваторами); - социально-демографические причины, связанные с различиями в мотивах и установках людей разного пола, возраста, этнической группы. (противоречия между мужчинами и женщинами, отцами и детьми, коренным и некоренным населением); - социально-психологические причины, т.е. те, которые описывают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером и окружением, изгоем и группой); - индивидуально-психологические причины, отражающие несходство индивидуальных характеристик личности (противоречия между способными и неспособными, темпераментными и заторможенными личностями). Частные причины связаны непосредственно с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный или личный характер. Производственные причины напрямую связаны с профессиональной деятельностью людей. Самыми распространенными из них являются: - распределение ограниченных ресурсов, когда необходимость разделения приводят к недовольству и обидам; - взаимозависимость задач, при которой деятельность одного руководителя или работника зависит от деятельности других работников или группы; - противоположность функционирования, которая выражается в формулировке противоречивых задач у разных производственных подразделений; - нечеткость функциональных обязанностей сотрудников, приводящая к ситуации, когда одному подчиненному даются противоречивые указания от нескольких начальников; - порочные круги управления, выражающиеся в том, что в организации функции, ответственность и власть не распределены вообще; - различия в целях, представлениях и взглядах проявляются обычно по мере роста организации, проявления в составе ее специализированных подразделений; - различия в способах достижения целей могут приводить к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашений о приемлемых и неприемлемых методах работы; - неудовлетворительные коммуникации, которые сводятся к искажению информации, а в некоторых случаях и использованию ложной информации. Личные причины связаны обычно с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными и бытовыми проблемами конкретных людей, как участников конфликта [63]. Также они связаны, прежде всего, с" индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Если говорить о причинах конфликтов, которые в большей степени можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный спектр вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту. Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера у человека заужены в результате его эгоистической ориентации, склонности к лидерству и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Наконец, эти рамки зависят от актуального психического состояния человека. Если он раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес [3, с. 38]. Любой конфликт – это процесс, разворачивающийся во времени. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. В динамике развития конфликта выделяют несколько фаз. Фазы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Их знание важно для прогнозирования, выбора технологии управления конфликтом. Первая, латентная, фаза (предконфликтная ситуация) характеризуется возникновением реального противоречия в интересах, потребностях и целях сторон. Это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. В этот период осознание ситуации как конфликтной ее участниками не происходит. При этом эмоциональные переживания могут характеризоваться тревожностью, беспокойством, повышенной раздражительностью, предубежденностью, неуверенностью и неуравновешенностью сторон. С того момента, когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона начинает отвечать соответствующими действиями (поведением), конфликт становится для его участников реальностью и переходит в демонстративную фазу. Демонстрация своего отношения к оппоненту может происходить в вербальной (словесной) и невербальной (мимика, жесты и т.п.) форме, а иногда и путем физических действий. Этот период характеризуется высокой степенью внутренней напряженности и носит острый эмоциональный характер. В случае невозможности или нежелания разрешения противоречий на этой фазе происходит эскалация конфликтных взаимодействий. Под эскалацией конфликта (от лат. scala — лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. При эскалации конфликта происходит переход из демонстративной в агрессивную фазу, когда у участников формируется и становится доминирующим образ врага, вытесняющий адекватное восприятие противоположной стороны. Как отмечают А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов [5], о том, что образ врага становится доминирующим, свидетельствуют следующие факты: - недоверие (все, что исходит от врага, либо плохо, либо преследует нечестные цели); - возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем); - негативное ожидание (то есть, что делает враг, он делает с единственной целью — нанести нам вред); - отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь; он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен); - представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот); - деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); - отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства; руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). В агрессивной фазе происходит нарастание эмоциональной напряженности, стороны переходят от аргументов к претензиям и личным выпадам. Критика воспринимается участниками конфликта как угроза личности, и предмет конфликта нередко смещается в личностный план. Интересы конфликтующих на этом этапе развития конфликта резко расходятся на противоположные полюса, и сосуществование сторон взаимодействия, как это было в предыдущих фазах, становится невозможным. Дальнейшая эскалация конфликта переводит его в высшую стадию развития напряженности — батальную фазу, характеризующуюся объявлением «войны». Основная стратегия общения в этот период — уничтожение противника. Отличительным признаком батальной фазы является использование последнего из возможных аргументов — насилия. В эмоциональной сфере доминируют гнев, ненависть, желание отомстить любой ценой. Функционирование психики, по мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова [5, с. 272], в этот период регрессирует до уровня, соответствующего детскому возрасту, что объясняется подавлением социальной сферы психики ее подсознанием. Дальнейшее развитие конфликта может привести к расширению его границ и увеличению числа участников. Фаза завершения конфликта предполагает переход от конфликтного взаимодействия к прекращению конфликта, что может осуществляться его разрешением, урегулированием, затуханием, устранением или перерастанием в другой конфликт. Послеконфликтный период включает этапы частичной и полной нормализации отношений, когда после разрядки напряжения у участников возникает чувство вины и происходит корректировка их поведения. Длительность фаз конфликта различна: от нескольких мгновений (к примеру, конфликтное столкновение детей) до нескольких десятилетий (например, война). За завершением конфликта может следовать, таким образом, постконфликтпый синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников. Развитие конфликта не обязательно предполагает прохождение всех его фаз. Если люди уточнили свои интересы, согласовали формы совместной деятельности, скорректировали нарушения в общении, то конфликт завершается в латентной фазе. На основе нормализации отношений вторым вариантом финала конфликта на этом этапе может быть полный разрыв отношений, когда люди расходятся не врагами, а просто становятся не нужными друг другу. Завершение конфликта в демонстративной фазе предполагает полный разрыв отношений после многочисленных ссор и попыток переубедить друг друга.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Конфликтология, 136 страниц
4080 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg