В настоящее время проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Данная проблема и в нашей стране требует к себе пристального внимания, поскольку детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом не становится меньше. Инклюзивный подход в современной мировой педагогической практике развивается уже в течение нескольких десятилетий. Детей с ограниченными возможностями здоровья включают в группы дошкольных учреждений и общеобразовательные классы школ вместе с обычными сверстниками. Инклюзия дает право на образование каждой категории воспитанников, независимо от соответствия или несоответствия обучающихся, стандартам школьной системы и это является эффективным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивный подход в обучении - это не только возможность обучаться в «одном пространстве» вместе, но и хорошая перспектива развития, общения, ведь обучаясь в одном коллективе, дети по сути учатся жить вместе, взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, тем самым стираются границы в общении – происходит некое объединение общественного пространства, где меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека; вырабатываются такие качества, как принятие, гуманность, терпимость, стремление помочь. Инклюзивное образование – это та система, где обучающиеся и педагоги трудятся над общей целью – доступность и качество образования для всех без исключения детей.
Актуальность исследования заключается в том, что инклюзивное образование даёт возможность каждому ребенку независимо от физических и интеллектуальных способностей получать образование со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где будут учитываться особые образовательные потребности обучающегося. Основой инклюзивного образования является создание необходимых условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в единое образовательное пространство с целью раскрытия их возможностей и личностных ресурсов. Поэтому государственная политика в последние годы стабильно ориентирована на расширение охвата детей с ОВЗ преимущественно инклюзивными формами получения общего образования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам обеспечения общего образования детей с ОВЗ в Российской Федерации посвящены работы: И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковской, Г.А. Ковалевой, Н.М. Назаровой, Л.С. Кругловой, Е.И. Пургиной, Е.И. Суховой, С.И. Карповой, Л.П. Феталиевой, С.Х. Шихалиевой, С.А. Караевой. Значительный вклад в разработку инклюзивного образования внесли С.В. Алехина, Е.А. Воронич, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго. Однако в этих работах основной акцент делался на исследовании аспектов, связанных с эволюцией инклюзивного образования детей с ОВЗ в Российской Федерации, в то время как проблемы действующего механизма обеспечения общего образования детей с ОВЗ в условиях инклюзии и пути их решения остаются недостаточно исследованной областью.
Объект исследования – общеобразовательные организации г. Москвы.
Предмет исследования – реализация государственной политики в сфере инклюзивного общего образования в общеобразовательных организациях г. Москвы.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе исследования сущности и принципов формирования государственной политики Российской Федерации в сфере инклюзивного общего образования, анализа механизма ее реализации в общеобразовательных организациях г. Москвы, разработать практические рекомендации по повышению эффективности действующего механизма реализации государственной политики в сфере инклюзивного общего образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и принципы инклюзивного образования;
- раскрыть механизм формирования и особенности реализации государственной политики РФ в сфере инклюзивного общего образования;
- изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую инклюзивное образование в условиях массовой школы в Российской Федерации и г. Москве;
- провести анализ инклюзивной практики в общеобразовательных организациях г. Москвы и выявить проблемы реализации проектов по развитию инклюзивного общего образования;
- разработать практические рекомендации по повышению эффективности действующего механизма реализации государственной политики в сфере инклюзивного общего образования.
Теоретическую основу исследования составляют:
концептуальные положения о специфике процесса обучения детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И.Калмыкова, H.A. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина);
концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, H.H. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова);
антропологический подход, обращенный к уникальности человека, определяющий и опосредующий смыслы инклюзивного образования, его содержание и инклюзивную практику;
системный подход, основан на системе инклюзивного образования, которая рассматривает ее, с одной стороны, как часть системы образования в целом, а с другой стороны, сама являющаяся системой, которая регулирует процесс адаптации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в социальную среду через создание соответствующих условий, что позволяет моделировать процесс формирования и реализации государственной политики в сфере образовательной инклюзии;
компетентностный подход, позволяющий представить взаимообусловленность профессиональной деятельности педагога как субъекта инклюзивной практики и ребенка как субъекта саморазвития.
Методы исследования:
теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, логико-исторический анализ изучаемой проблемы, изучение и обобщение нынешнего опыта в области инклюзивного образования в России и за рубежом;
эмпирические: изучение учебно-методической литературы по организации обучения детей с ОВЗ, наблюдение.
Информационная база исследования. В работе использована отечественная учебная, научная и периодическая литература; официальные документы – законодательные и подзаконные нормативные правовые акты; электронные ресурсы – официальные сайты образовательных учреждений города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы.
Практическая значимость работы заключается в разработке механизма реализации концепции инклюзивного образованием в общеобразовательных организациях. Разработанные практические рекомендации, должны способствовать повышению эффективности реализации инклюзивного образования на данном этапе и в будущем. Результаты исследования могут применяться в процессе образования для формирования специализированных курсов, связанных с проблемами инклюзивного общего образования.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.