Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации

one_butterfly 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2021
Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании механизма реализации социальной политики, направленной на поддержку отдельных категорий граждан в России. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: - выявить сущность социальной поддержки по законодательству РФ; - определить нормативно-правовую базу социальной поддержки отдельных категорий граждан; - проанализировать меры социальной поддержки отдельных категорий граждан; - рассмотреть правовой механизм защиты прав граждан на социальную поддержку. Объект исследования - система социального обеспечения отдельных категорий граждан в Российской Федерации. Предмет исследования - комплекс социально-экономических отношений и факторов, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан социальными гарантиями. Методологической основой исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России. В работе использованы работы таких ученых, Алексеев С.С., АдриановскаяТ.Л., Гонгало Б.М., Григорьев И. В., Мурзин Д.В. Сулейманова Г. В. и др. Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Социальная политика любого государства выступает гарантией того, что любой гражданин в случае наступления пенсионного возраста, болезни или иных причин не останется без поддержки государства. Это естественное право человека, гарантированное ст. 25 Всеобщей декларации прав человека , Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. , а также ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации , иными нормативно-правовыми актами. Одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод, является гарантированность как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, получают свое развитие в нормативных актах, принятых государственными органами. Большинство ученых под гарантиями понимают условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Их предназначение состоит в том, что они направлены на обеспечение, соблюдение и защиту прав и свобод личности в целях беспрепятственного пользования ими. Иными словами, они помогают воплощению норм законодательства в реальной жизни. Гарантии – это условия стабильности общества и государства. Одним из важнейших направлений социальной политики является обеспечение социальной поддержки граждан: повышение эффективности государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; реабилитация и социальная интеграция инвалидов; социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми; эффективная социальная поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшение социального климата в обществе. Решение поставленных в этой сфере задач невозможно без повышения эффективности действующего механизма предоставления социальной поддержки. Задачи совершенствования правового механизма оказания социальных услуг приобретают в настоящий период особую актуальность ввиду направленности перспектив развития государственного регулирования на повышение эффективности социальной сферы, качества жизни в России. Этим обусловлена актуальность исследования выбранной мною темы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Общие положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан………………………………………………………………...6 1.1 Становление понятия «социальная поддержка» в РФ…………………….6 1.2 Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан………………………………………………………………………12 Глава 2. Правовые аспекты социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации………………………… 23 2.1 Региональные меры поддержки отдельных категорий граждан…………23 2.2 Правовой механизм защиты прав граждан на социальную поддержку….45 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованной литературы…………………………………………...59
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс». 3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)// СПС «Консультант Плюс». 4. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // СПС «Консультант Плюс». 5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». 6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016)// СПС «Консультант Плюс». 7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».// СПС «Консультант Плюс». 8. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//СПС «Консультант Плюс». 9. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». //СПС «Консультант Плюс». 10. Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». // СПС «Консультант Плюс». 11. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//СПС «Консультант Плюс». 12. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ(ред. от 30.12.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».//СПС «Консультант Плюс». 13. Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».//СПС «Консультант Плюс». 14. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // СПС «Консультант Плюс». 15. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». //СПС «Консультант Плюс». 16. Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 14.12.2015) «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». //СПС «Консультант Плюс». 17. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1(ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».//СПС «Консультант Плюс». 18. Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1(ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий». //СПС «Консультант Плюс». 19. Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О внешней разведке».// СПС «Консультант Плюс». 20. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации». // СПС «Консультант Плюс». 21. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Федеральной службе безопасности». // СПС «Консультант Плюс». 22. Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 14.12.2015) «О донорстве крови и ее компонентов». // СПС «Консультант Плюс». 23. Указ Президента РФ от 26.12.1991 N 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». // СПС «Консультант Плюс». 24. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // СПС «Консультант Плюс». 25. Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 756 (ред. от 03.11.2014) «О проведении в 2013 - 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования» (вместе с «Положением о проведении в 2013 - 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования»).//СПС «Консультант Плюс». 26. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-137 с. 27. Алексеев С.С. Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. под общ. ред. С.С.Алексеева, С.А.Степанова Гражданское право: учебник. Проспект, 2015, Несерийное издание,4-е изд., перераб. и доп. .-302 с. 28. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2014. – 140 с. 29. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России Ч. 1: Учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2014. –218 с. 30. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7.- 93 с. 31. Краснова, О.Н. История социальной работы в России / О.Н. Краснова, П.Д Павленок, А.А. Акмалова и др. // Основы соц. работы. – М.: ИНФРАМ, 2012. – 334 с. 32. Снежко, О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан / О.А. Снежко // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №7. – 84 с. 33. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебное пособие Кнорус, 2015.-150 с. 34. Сыченко, Е. В.Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение.Юстицинформ.2014.-183 с. 35. Хубулури Е.А. Маркетинговая модель организации государственной политики и управления социальной защитой населения современной России: автореф. дис. док. полит. наук / Е.А. Хубулури. – Ростов-на-Дону, 2011. –12 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общие положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан 1.1 Становление понятия «социальная поддержка» в РФ Эволюция развития общества свидетельствует о том, что содержание и первые признаки понятия «социальная защита» уходят своими корнями в глубокое прошлое, но как термин не был использован в научном обороте. Например, община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовывать все виды жизнедеятельности человека, опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, т. е. обеспечивала необходимость труда и получение необходимых социальных благ для всей общины. Аналогичная точка зрения была выражена кандидатом политических наук О.Н. Красновой. Автор исследует и анализирует историю социальной работы в России и делает вывод о том, что институт социальной защиты в России насчитывает более тысячи лет. Процесс его становления и развития связан с договором 911 г. князя Олега с греками. Указанный договор содержал в себе основные элементы социальной работой с населением. По её мнению, в данном документе были впервые отражены принципы заботы о гражданах, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства. Важно отметить, что «попечение о нуждающихся» было широко представлено в дореволюционной России. Благотворительность имела глубокие исторические корни. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему: богатые и бедные считали подаяние милостыни нищим своей христианской обязанностью. Со временем помощь нуждающимся стала приобретать государственные формы, которые вместе с добровольцами инициировали создание богоугодных заведений, целью которых была помощь бесприютным детям, престарелым и немощным. Например, забота о детях первоначально была организована добровольцами в так называемых «Ольгинских» приютах, куда принимались дети по просьбам бедных родителей. Дети находились на полном иждивении, обучались грамоте в объеме курса начальных народных училищ (под надзором смотрительницы), бесплатно лечились в больнице богоугодных заведений приказа общественного призрения. После прихода советской власти на смену дворянской опеки приходит народный комиссариат по призрению, а затем народный комиссариат социального обеспечения. Уже в 1920-х годах организуются и проводятся дни и недели детей. Вместо приютов и богаделен, одновременно с развитием пенсионного обеспечения (начиная с 1918 г.), создается сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В основе становления и развития системы социальной защиты населения закладываются принципы патерналистских традиций, т.е. всё осуществлялось под непосредственным контролем государства на мнимых принципах уравнительности граждан. Времена СССР характеризуются тем, что проблемы изучения социальной защиты населения не нашли своего отражения в отечественной науке, а вместе с тем отсутствовала адекватная оценка деятельности органов власти по решению проблем в социальной сфере. По мнению доктора политических наук Е.А.Хубулури понятие «социальная защита населения» практически полностью отсутствовало, принципы и идеологические установки способствовали тому, что рассмотрение социальных проблем производилось в рамках экономической защиты государства. В современной России в соответствии с Конституции РФ, защита семьи, материнства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Поэтому система социальной защиты населения является единой федеративной, определяющей государственную целостность и разграничение полномочий и предметов ведения между равноправными её субъектами. Руководство социальной защитой населения в высших органах государственной власти представлено Министерством труда и социальной защиты России (Минтруд России), которое непосредственно управляется Правительством РФ и включает в себя: управления или Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения автономных округов, автономной области, краёв, областей, городов и районов. Согласно Указу Президента РФ от 26.12.1991 № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» центром социального обслуживания является учреждение социальной защиты населения, которое осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Следует отметить, что процесс становления и развития системы социальной защиты сопровождается увеличением численности категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке (дети-сироты, инвалиды, многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, малоимущие семьи, жертвы политических репрессий и т. д.). Социальная защита населения находит своё отражение в законодательных актах органов власти всех уровней, т. е. в законах, федеральных законах, а также гражданском, жилищном, трудовом кодексах, в международных договорах и соглашениях и т. д. Например, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания населения в России . Кроме того, определяет основные принципы, порядок предоставления, состав и содержание социальных услуг. Вводится социальное сопровождение, общественный контроль в сфере социального обслуживания. Согласно закону система социального обслуживания включает в себя: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти); 2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); 3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; 4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее – организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); 5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; 6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. В российском законодательстве и научной литературе нет однозначного определения понятия «социальная защита населения». Научные исследования, проведённые в конце ХХ и начале XXI вв. раскрывают теоретическое и практическое значение указанного понятия. Данной проблеме посвящены исследования отечественных ученых, которые находят своё отражение в ряде научных трудов и диссертаций. В научной работе кандидата юридических наук С.Д. Соловьева рассматриваются конституционно-правовые и социально-экономические основы социальной защиты населения в России. По мнению автора, синонимом института социальной защиты является понятие «социальное обслуживание». Кроме того, в исследовании правомерно определяется, что институт социальной защиты населения является комплексным правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя России. На наш взгляд, аналогичная точка зрения была выражена в научной работе О.А. Снежко. Автор справедливо отмечает, что понятие «социальная защита» рассматривается достаточно широко и только комплексный подход позволяет выявить её сущность, основные принципы построения, место и роль в системе общественных отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации . Перспективы социально-политического, экономического и демографического развития России во многом определяют государственную политику социальной защиты населения, которая на современном этапе является приоритетной и затрагивает интересы всего населения. В результате в качестве обобщающего термина в социальной сфере используется понятие «социальная защита», содержание которого равнозначно понятиям «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение» и «социальная поддержка». Социальное обеспечение рассматривается как государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Государство обеспечивает охрану здоровья матерей и детей, защиту детства, защиту прав детей, инвалидов. Социальное обеспечение осуществляется органами социальной защиты, здравоохранения, народного образования, предприятиями и учреждениями. Следует согласиться с данной точкой зрения. В результате определяется роль учреждений социальной защиты, готовых взять на себя обязательства в сфере социальных гарантий по отношению к гражданам. В других словарях рассматривается деятельность государства, совокупность социальных и правовых гарантий и др. Так, в словаре конфликтолога отмечается, что функционирование эффективной системы социальной защиты населения способствует социальной стабильности общества, которая снижает социальную напряженность в обществе. По мнению авторов словаря, социальная защита – система мер и соответствующих институтов, предназначенных для защиты различных слоев населения от экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или резким сокращением дохода, производственной травмой или профессиональным заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца и т.п. Элементами структуры системы социальной защиты населения являются: Объекты социальной защиты населения – дети, дети-сироты, семьи, инвалиды, многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, герои Советского Союза, герои Российской Федерации, труженики тыла, герои Социалистического Труда, ветераны труда, малоимущие семьи, одинокие пенсионеры, жертвы политических репрессий и т. д. Субъекты социальной защиты населения – государство, Министерство труда и социальной защиты России, министерства социального развития, благотворительные фонды, страховые организации, органы местного самоуправления, учреждения социальной защиты населения городов и районов, центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания и др. В процессе исследования выявлено, что социальная политика является основой социальной защиты населения. Вследствие этого социальная защита представляет собой механизм реализации социальной политики. На законодательном уровне определяются структурные элементы социальной защиты. По нашему мнению, нет однозначного определения понятия «социальная защита населения» в российском законодательстве. Указанное понятие равнозначно понятиям «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение» и т. д. На наш взгляд, социальная защита населения представляет собой деятельность структур и организаций государства в интересах населения с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан, в основе которой лежит государственная социальная политика. 1.2 Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Субъектный состав получателей социальной поддержки неоднороден и весьма обширен. Ее получателями могут быть категории граждан, выделенные по определенному признаку, нуждающиеся в особой социальной защите (лица, страдающие социально значимыми заболеваниями, инвалиды, безработные и др.); работники и служащие, социальная поддержка которых осуществляется государством в связи с их трудовой или служебной деятельностью (спасатели, работники угольной промышленности, военнослужащие); граждане, социальная поддержка которым оказывается в знак признания особых заслуг перед государством и обществом (ветераны). Целесообразно также обратить внимание на их правовой статус, поскольку содержание прав и обязанностей каждого получателя такой поддержки зависит от его правового положения. В теории российского права выделяют несколько подходов к понятию правового статуса субъекта права. Авторам данной статьи более аргументированной представляется точка зрения С.С. Алексеева. В правовой статус он включает правосубъектность и определенный круг основных прав, определяющих правовое положение субъекта в обществе или в данной области общественной жизни. При этом объем понятия правовой статус он понимает шире правосубъектности, поскольку содержание последней состоит из основных прав и обязанностей, определяющих правовое положение субъекта в обществе или в определенной сфере общественных отношений и правосубъектности, под которой понимается право дееспособность. Юкша Я. А считает, что правосубъектность состоит из таких трех элементов: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Э.Г.Тучкова полагает, что наряду с правами и свободами субъекта одним из элементов его правового статуса являются юридические гарантии реализации основных прав и свобод, поскольку нормы-ситуации РФ в одну главу с правами и свободами человека и гражданина, а содержащиеся в ней положения характеризуются как основы правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции РФ). Общий правовой статус граждан России определен Конституцией РФ, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина. В то же время, вступая в различные общественные отношения, они играют в них определенную социальную роль, подвергаясь воздействию правовых норм, обладающих спецификой в зависимости от регулируемой правом сферы общественных отношений. Поэтому наряду с общим правовым статусом исследователи выделяют отраслевой правовой статус, конкретизирующий правовое положение субъектов общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права, устанавливающий их особые права, обязанности и ответственность (пенсионеры, инвалиды, репрессированные, лица, подвергшиеся воздействию радиации и др.). Право на социальную поддержку – элемент общего правового статуса личности в России. Применительно к социальному обеспечению статус субъекта в общем виде означает наличие у лица прав на получение тех или иных видов социального обеспечения безотносительно к дифференциации его правового положения, связанного с индивидуальными особенностями алиментирования. Дифференциацию правового положения субъектов отражает понятие специального правового статуса, означающее, что лицо, обладая общим правовым статусом, в зависимости от своей социальной роли (инвалид, пенсионер) наделен специальными правами, обязанностями и ответственностью. Именно такими особыми правами (специальной правоспособностью) обладают отдельные категории граждан в общественных отношениях по социальной поддержке. Наделяя определенные категории населения правом на социальную поддержку, законодатель конкретизирует права и обязанности данных лиц исходя из объективных критериев, к которым могут относиться: вид социального риска; социальная роль субъекта-получателя социальной поддержки; иные значимые обстоятельства. При этом нормы, определяющие круг лиц, имеющих право на определенные законом меры социальной поддержки, выполняют адресную функцию правовых велений законодателя. Таким образом, личность, обладая конституционным статусом, в результате наступления обстоятельств, признаваемых законодателем социально значимыми, приобретает специальный правовой статус субъекта социально обеспечительного правоотношения определенного вида. Такими социально значимыми обстоятельствами являются: а) факт принадлежности лица к конкретной категории населения, нуждающейся в особой защите (например, в силу реализации социального риска инвалидности, безработицы и т.п.); б) осуществление трудовой или служебной деятельности отдельными категориями граждан (работники угольной промышленности, прокурорские работники и др.); в) заслуги гражданина перед обществом и государством (ветераны). По этой причине меры социальной поддержки, оказываемые по названным основаниям, отличаются и своим содержанием. К примеру, социальная поддержка гражданина, потерявшего работу, в виде пособия по безработице призвана обеспечивать в зависимости от категории безработного либо поддержание минимального уровня его дохода, либо частичную компенсацию его среднего заработка на указанный в законе период, стимулируя к активным действиям по трудоустройству. В то же время меры социальной поддержки, оказываемые инвалидам, направлены на облегчение их жизнедеятельности с учетом ограниченных физических возможностей данной категории граждан (обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры), на выравнивание уровня их доходов с другими гражданами (ежемесячная денежная выплата, субсидии на оплату жилищной сферы. Меры социальной поддержки связаны, во-первых, специфическими потребностями определенных категорий населения, во-вторых, с организационными и экономическими возможностями государства и целями его социальной политики. Поэтому у субъектов-получателей социальной поддержки существуют видовые отличия специального правового статуса. Они обусловлены их социальной ролью и выражаются в присущей каждой конкретной категории обеспечиваемых граждан совокупности их прав и обязанностей. С учетом всего изложенного выше получателей социальной поддержки можно разделить на три группы в зависимости от их социальной роли. К первой группе относятся граждане, которые обеспечиваются социальной поддержкой в виду присутствия определенного социального риска (безработные, инвалиды, лица, страдающие социально значимыми заболеваниями). Во вторую группу входят работники и служащие, социальная поддержка которых осуществляется в связи с трудовой или служебной деятельностью. К третьей группе относятся граждане, имеющие право на социальную поддержку в силу признания их особых заслуг перед обществом и государством (ветераны). Согласно законодательству Российской Федерации право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» . 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды. Учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг и отказ от получения двух любых социальных услуг. Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Если сравнивать социальную поддержку с иными видами социального обеспечения (в частности, с государственной социальной помощью), то по субъектному составу их получателей видно, что круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, значительно уже по сравнению количеством граждан, имеющих право на социальную поддержку. Как следует из Федерального закона «О государственной социальной помощи», такая помощь оказывается малоимущему одиноко проживающему гражданину или малоимущей семье, чей доход по не зависящим от них причинам меньше величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации. Основным условием для оказания государственной социальной помощи служит нуждаемость (низкий уровень дохода малоимущего). В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.10. 1997 г. № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» указано, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Российским гражданам, претендующим на получение некоторых видов социальной поддержки, не всегда достаточно лишь принадлежать к определенной категории населения, имеющей право на нее. Помимо соблюдения этого условия, право на их получение зависит также от наличия признака материальной нуждаемости субъекта- получателя, что позволяет говорить о сочетании субъектного (категориального) и адресного принципов в предоставлении социальной поддержки. К примеру, п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года. Лица, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жильем в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Жилищным кодексом РФ особые основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа инвалидов боевых действий, а также их право на внеочередное либо первоочередное бесплатное обеспечение жильем не предусмотрены . Сочетание субъектного (категориального) и адресного принципов предоставления социальной поддержки отличает ее от государственной социальной помощи, оказываемой малоимущим гражданам только по адресному (после проверки их нуждаемости) принципу. К одной из основных черт социальной поддержки относится многообразие форм её оказания. Под формой в широком смысле слова понимается способ существования и выражения содержания, под которым понимается единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Она используется для обозначения системы внутренней организации содержания и связана таким образом с понятием структуры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 102 страницы
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg