Глава 1. Теоретические основы управления сферой культуры в муниципальном образовании
1.1 Понятие сферы культуры и ее роль в современном обществе
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44) . Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Понятие «культура» сложное и многогранное, от лат. cultura – (образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества.
Анализируя структуру культуры выделяют две составляющих рисунок 1.
Формы культуры – это та конкретная форма, которую принимает культура. К ним относятся: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.
Сферы культуры – те области жизни, в которых культура проявляется. К ним относят профессиональную и обыденную культуры.
Рисунок 1 – Структура культуры
Сфера культуры - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Область культуры вызвана удерживать многознаменательные, государственные монументы культуры, дополнять копилку цивилизованных достижений в сфере литературы, художества, - образного творчества, музыки, живописи, статуи, архитектуры, добавлять людей к творениям культуры, развивать цивилизованного человека, осуществлять изучения в сфере культуры .
В культуре выделяют обыденную и профессиональную сферы наиболее часто. Обе они являются сферами высокодифференцированной культуры.
Профессиональная сера культуры проявляется во множестве форм. Это обусловлено большим разнообразием профессий, существующих в современном обществе. Каждой из них присуща специфическая культура. Для труда в различных профессиях необходим различный уровень знаний, причем в разных областях, специфические умения и навыки, своя система образования, научения данной профессии и культура общения, взаимодействия людей. Профессиональная культура во многом обусловлена спецификой профессии, требованиями, предъявляемыми к человеку именно этим видом деятельности. Она обусловлена этим во многом, но не во всем. В профессиональную культуру вплетаются элементы этнической, религиозной (конфессиональной), творческой, научной, общечеловеческой, и главное, обыденной культуры.
Обыденная культура – это та сфера культуры, в которой человек живет постоянно, даже не осознавая того. Долгое время обыденная культура и культурой не считалась, ее статус был принижен, но в последнее время ее значение все больше осознается учеными. Они начинают понимать, что обыденная культура несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Это значит, что именно в ней формируется человек, усваивает нормы, обычаи, образ жизни данного общества.
Сфера культуры представляет собой самостоятельную отрасль, включающую государственные и общественные органы, а также различные виды деятельности и организации, предприятия, учреждения, заведения культуры.
П.А. Костюкова отмечает, что цель развития сферы культуры видится в том, чтобы установить пути обеспечения культурными ценностями посредством, во-первых, учета культурного аспекта во всех технических и социально-экономических проектах развития, во-вторых, возрождения и обогащения культурой самобытности народов, отражающей их взгляд на мир и представления о самих себе, в-третьих, расширения участия всех людей в культурной жизни, и, в-четвертых, развития международного культурного сотрудничества .
Управление сферой культуры – это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Культурные ценности - это высоконравственные и эстетические эталоны, общепризнанных мерок и примеры действия, стили, диалекты и говоры, государственные устои и нравы, общество символики, многознаменательные топонимы, устное народное творчество, художественные промыслы и рукомесла, творения культуры и художества, итоги и способы академических изучений цивилизованной работы, обладающие историко-цивилизованную важность сооружения, постройки, объекты и технологические процессы, неповторимые в историко- цивилизованном взаимоотношении местности и предметы .
В согласовании с функционирующим законодательством в Российской Федерации допускаются все без исключения фигуры имущества в цивилизованные значения, сооружения, постройки, материальные сложные комплексы, спецоборудование и иное собственность цивилизованного направления.
Культурное наследие - это самые материальные и духовные значимости, основанные веками, а кроме того, памятники и историко-культурные местности и предметы, ценные, с целью сбережения и формирования самобытности народов, их вклада в крупную цивилизацию. Культурное достояние люди Российской Федерацией, в этой доле культурные значения, хранящиеся в фондах муниципальных и городских музеев, архивов и библиотек, великолепных галерей, в ассортиментных офисах компаний художественной индустрии и классических общенародных промыслов, в том числе здания и сооружения, в каком месте они размещены, никак не подлежат приватизации .
Культурные блага - предложения, предоставляемые юридическими и физическими личностями с целью удовлетворение жителями собственных культурных нужд.
Культурная деятельность - работа согласно хранению культурного наследства, формированию, популяризации и изучению культурных ценностей и удобств.
К сферы культуры принадлежат различные общества и типы работы:
- культурно-просветительская деятельность;
- театрально-концертная активность;
- цирковое занятие;
- декорационно-прикладное мастерство;
- библиотечная деятельность;
- музейная деятельность;
- историко-архивная деятельность;
- киноискусство;
- изобразительные художества;
- содержание и реставрирование монументов истории и культуры;
- радиовещание и телевещание;
- краеведение .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Культура представляет собой исторически сложившийся уровень развития общества, который выражается в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурными ценностями. Она приобщает население к своим творениям, воспитывает культурных людей.
Предназначение отрасли культуры заключается в сохранении исторических и национальных памятников; обогащении культурными достижениями в области искусства, музыки, зодчества, живописи, литературы, художественного творчества, скульптуры.
Управление культурой представляет собой важное явление в социальной политике, поскольку сфера культуры является своеобразным индикатором уровня развития муниципального образования и духовного состояния населения, проживающего в нем. Управление культурой определяет комфортность проживания людей на рассматриваемой территории.
1.2 Основные задачи и функции управления сферой культуры в муниципальных образованиях
Деятельность органов местного самоуправления в сфере культуры направлена на создание, распространение и сохранение культурных ценностей на территории муниципального образования .
Органы местного самоуправления в своей работе должны руководствоваться тем, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.
Основная цель культурной сферы в муниципальном образовании – сохранение и развитие культурного потенциала, создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала районов и городов, сохранение культурного наследия и культурных традиций, создание единого культурного пространства .
Задача органов местного самоуправления заключается в практике создания культурной среды города, сохранении и приумножении культурных традиций и местной идентичности, в создании условий для социальной интеграции всех слоев местного сообщества. Вся работа направлена на повышение качества предоставляемых услуг и максимальный охват населения культурными мероприятиями, создание благоприятных комфортных условий для работы учреждений культуры.
Но одной из приоритетных задач социально-экономического развития любого муниципального образования является обеспечение социальной стабильности путем удовлетворения культурных и духовных потребностей населения, обеспечения многообразия культурной жизни населения, придания любому муниципальному образованию неповторимого и самобытного культурно-исторического облика.
Итак, одним из значимых направлений муниципальной социальной политики, которое определяет удовлетвор?нность условиями жизни населения на территории, выступает управление сферой культуры. Управление культурой представляет собой социально-прогрессивную творческую деятельность, которая направлена на подчинение объекта управления культурой целям и задачам субъекта управления культурой. Под управлением культурой следует понимать руководство организациями, предприятиями, заведениями и учреждениями культуры, обеспечение распространения информации и пропаганды достижений культуры, организацию создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства, охрану произведений искусства и памятников культуры, сохранение и использование культурных ценностей, повышение культурного уровня населения .
Муниципальные учреждения культуры выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной инфраструктуры, вносят весомый вклад в экономическое развитие любого муниципального образования.
А.О. Савельева определяет основные функции муниципального образования в сфере культуры:
- координацию работы организаций и учреждений сферы культуры;
- контроль их содержательной и финансово - хозяйственной деятельностью;
- методическое сопровождение деятельности учреждений культуры;
- выдача лицензий коммерческой деятельности в сфере культуры на муниципальной территории;
- организация общественных мероприятий на муниципальной территории (смотры, фестивали, выставки и др.);
-организация мест массового отдыха населения муниципального образования и их культурное обслуживание;
- учет, организация охраны, надлежащее содержание и реставрация памятников культуры местного значения;
- организация взаимодействия с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры;
- контроль исполнения средств культурных фондов муниципальных предприятий и учреждений;
- организация и поддержка народных промыслов и обрядов населения муниципального образования и др .
Региональная управление сферой культуры формируется на основе государственной культурной политики с учетом этно-национальных, исторических, географических, социально-экономических и др. условий конкретного региона. По сравнению с федеральным уровнем, региональная политика непосредственно отражает местные особенности и приближает заявленные федеральным центром направления культурного развития к реалиям локального социокультурного пространства.
М.О. Смирнов подчеркивает, что на уровне муниципального образования реализуются целевые программы в области культуры, направленные на сохранение материального и нематериального культурного наследия конкретного региона, развитие творческого потенциала населения .
Самостоятельность субъектов Федерации позволяет региональным властям предлагать разнообразные решения актуальных проблем и включать их в концепции культурных политик региона, успешно реализуя их посредством проектов, направленных на социокультурное развитие территорий.
Особую роль в управлении в сфере культуры, в непосредственном воплощении различных творческих проектов и культурных инициатив играет муниципальный уровень формирования и реализации культурной политики. Он развивается в соответствии со стратегиями федерального и регионального уровня культурной политики.
Проявляется это в единстве федеральной законодательной базы, федеральных и региональных целевых программ в области культуры.
Потенциал муниципального уровня культурной политики (локальный, местный уровень) вырисовывается все отчетливее. Все они различаются по масштабам и перспективам, целям и задачам, возможностями их реализации. Расширяется и спектр культурных услуг благодаря новым принципам функционирования учреждений культуры на муниципальном уровне.
Управление сферой культуры на местах реализуется через государственные и муниципальные учреждения культуры и образования, отделения официальных творческих союзов и т.д. При этом проекты, реализуемые на местном уровне, приобретают особое значение, поскольку являются звеном, соединяющим цели культурных политик разных уровней с запросами и интересами конкретного человека.
Управление сферой культуры эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Базовым ресурсом, на основе которого оказываются услуги в сфере культуры и искусства на территории муниципального образрования, являются, как правило, детские школы искусств и художественные школы, культурно-досуговые учреждения, библиотеки, театрально-концертные учреждения.
Основные формы программных мероприятий культурно-досуговых учреждений – фестивали, конкурсы, циклы тематических и развлекательных программ, праздничные мероприятия, направленные на вовлечение в досуговую деятельность людей с различными возможностями, интересами, а также на борьбу с наркоманией, на пропаганду здорового образа жизни, популяризацию культурноисторического наследия, развитие народного творчества .
Особенностью местного уровня реализации культурной политики является ее непосредственная и неразрывная связь с конкретными условиями локального социокультурного пространства, культурными потребностями и уровнем жизни населения. Также для этого уровня характерно тесное взаимодействие между местными представительными структурами и местными властными органами различных министерств и ведомств (например, между отделом образования и отделом культуры местной администрации и т.д.).
В отличие от политики на федеральном уровне, ее реализация в рамках муниципалитетов невозможна в отрыве от конкретики общественной жизни.
Управление сферой культуры на муниципальном уровне преимущественно связана со следующими сферами общественной жизни: организация и регламентация работы государственных и муниципальных учреждений культуры, сохранение культурного наследия, художественно-эстетическое развитие детей и молодежи, подготовка и проведение праздничных мероприятий, формирование новых культурных практик и развитие культурных технологий, необходимых для позитивной динамики социокультурного пространства.
В связи с этим можно утверждать, что муниципальный уровень культурной политики обретают сегодня особую значимость, вызванную дистанцированностью федеральных властей от проблем культурного развития конкретных территорий, а также возрождением традиций самоорганизации местного сообщества и становлением малого и среднего частного бизнеса .
Таким образом, деятельность муниципального образования в сфере культуры представляет собой комплекс разносторонних мер с целью эффективного управления в сфере культуры, которые позволяют воздействовать им повышение и формирование культурного уровня жителей.
Муниципальное управление в сфере культуры строится на основе соблюдения общих принципов государственной политики. В соответствии с законодательством по вопросам местного значения поселений и городских округов относят создание необходимых условий для обеспечения жителей качественными услугами организации культуры, библиотечного обслуживания местного населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.
1.3 Нормативно-правовое регулирование управления сферой культуры
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям . Сохранение накопленного культурного потенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, представляет собой главную цель политики государства в сфере культуры.
Л.Р. Галимова отмечает, что задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы .
Первостепенное значение в управлении культурой на федеральном уровне отводится таким нормативно-правовым актам:
1. Действующий базовый закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в 1992 году ;
2. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В котором дается перечень культурных ценностей, попадающих под действие закона, перечислены условия для ввоза и вывоза и структуры, уполномоченные регулировать и контролировать ввоз и вывоз культурных ценностей. А также устанавливается размер сборов и платежей. Предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение данного закона.
3. Закон РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» . В данном законе перечисляются основные виды библиотек (государственные библиотеки муниципальные библиотеки, библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций; библиотеки предприятий, учреждений, организаций; библиотеки общественных объединений; частные библиотеки; библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации) их права и обязанности. Устанавливаются условия сохранения и использования культурного достояния народов РФ в области библиотечного дела в рамках данного раздела определяются научный библиотечный фонд, книжные памятники, национальные библиотеки РФ. Выделяются права граждан, обязанности государства и экономическое регулирование в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек.
4. нисколько Федеральный которому закон от всеобщность 17.06.1996 № глазами 74-ФЗ ограниченным (ред. от слабостью 09.02.2009) «О развитии национально-культурной постоянно автономии» . В положительном данном горизонту законе веков дается математически определение, всегда понятие, величины принципы, законов правовое однако регулирование и всеобщность права удаляющемуся национально знаний культурной абсолютные автономии. бесконечно Выделена развитие система и вторая порядок положительном учреждения которая национальной своему культурной положительная автономии. теряют Предусмотрено разрешить обеспечение несколько права сохранение совершенства развитие и сказать использование положительное национального сказать языка и является культуры. размеры Устанавливается научном финансово-экономическая первоначальным основа вперед национально-культурной знание автономии.
5. Закон положительное направленный на целостное развитие беспримерное архитектурного вторая искусства, слабостью содействие бесконечно охране объекту произведений задача архитектуры, понятна памятников постоянно истории и вторая культуры, а ограниченным также всегда природных установления ландшафтов. развивалось Федеральный конца закон от неопределенно 17.11.1995 № задача 169-ФЗ называл (ред. от знании 30.12.2008) «Об неспособностью архитектурной ставит деятельности в развитие Российской окончательно Федерации» . В нем нисколько определяется смысле правовые сказать основы может создания знании архитектурного всякие объекта. неспособностью Права и потребности обязанности являющейся граждан и знание юридических человека лиц, опытной осуществляющих своему архитектурную будет деятельность. может Порядок всеобщность изменений архитектурного всегда проекта и смысле архитектурного сказать объекта. расширяется Компетенция знания органов удаляющемуся архитектуры и наблюдаем градостроительства и пространстве профессионально-творческих потребности организаций обманчива (объединений) знании архитекторов. ученого Предусмотрена разрешить ответственность за постоянно нарушение наблюдаем данного дальнейшем закона.
6. борьбу Федеральный действительности закон «О бесконечности Музейном будет фонде ограниченным Российской обусловливается Федерации и потребности музеях в наука Российской сказать Федерации» от сказать 26.05.1996 № значение 54-ФЗ . В наиболее Данном смысле законе определяется будет состав пространстве музейного именно фонда РФ. знании Формы несовершенной собственности на первоначальным музейные абсолютные предметы, именно правила теряют включения и понятна исключения размеры музейных полного предметов и которому коллекций из вторая состава потребности музейного настоящее фонда. ближе Определяются теоретические государственная и положительном негосударственная может части знание музейного действительности фонда. беспримерное Закреплены первая цели настоящее создания объекту музеев, смысле порядок чисто учреждения, продолжающейся реорганизации и постоянно ликвидации знании музеев в РФ. прийти Обеспечение плохой доступности останется музейного веков фонда и опытной наказание за поставленная нарушение рассуждая данного наука закона.
7. своему Федеральный задача закон от ученого 06.01.1999 № смысле 7-ФЗ останется (ред. от являющейся 23.07.2008) «О задаче народных постоянно художественных синонимом промыслах» , объекту который плохой регулирует беспримерное отношения в нисколько области человека народных удаляющемуся художественных через промыслов на материальные территории наука Российской нисколько Федерации. размеры Участниками может указанных задача отношений однако являются бесконечности граждане и поставленная юридические закономерности лица задача любых которому организационно-правовых пространстве форм и настоящее форм движения собственности.
8. Федеральный пример закон от наука 25.06.2002 № границ 73-ФЗ наиболее (ред. от является 23.07.2008) «Об бесконечностью объектах потребности культурного развитие наследия бесконечностью (памятниках беспримерное истории и постоянно культуры) являющейся народов наука Российской задача Федерации» . пример Настоящий будет Федеральный бесконечностью закон бесконечностью регулирует которая отношения в законов области размеры сохранения, расширяется использования, тому популяризации и останется государственной несколько охраны бесконечное объектов явлений культурного чисто наследия закономерности (памятников линией истории и является культуры) поставленная народов разрешить Российской значение Федерации и неопределенно направлен на конца реализацию пример конституционного знаний права расширяется каждого на знаний доступ к настоящее культурным бесконечностью ценностям и постоянно конституционной ученого обязанности точных каждого законов заботиться о сохранении всегда исторического и первая культурного чисто наследия, окончательно беречь конца памятники объекту истории и бесконечности культуры, а материальные также на движения реализацию объекту прав установления народов и развивалось иных всеобщность этнических научном общностей в бесконечно Российской знание Федерации на своему сохранение и задаче развитие являющейся своей положительном культурно-национальной первоначальным самобытности, источником защиту, бесконечностью восстановление и неверно сохранение изучает историко-культурной слабостью среды бесконечное обитания, положительная защиту и явлений сохранение знании источников наиболее информации о смысле зарождении и первоначальным развитии дать культуры.
9. различались Указ точных Президента РФ от 7 мая развитие 2012 неспособностью года № 597 «О бесконечность мероприятиях по вторая реализации через государственной потребности социальной слабостью политики»;