1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1. Сущность логистической системы обеспечения строительства
Современные российские исследователи определяют логистическую систему как объект изучения логистики и исследуют ее. Так, по мнению М. П. Гордона, логистическая система является «синтезом снабженческо-сбытовых, распредели-тельных и транспортных процессов» [13]. Суммируя вышесказанное, следует обратить внимание на то, что данное определение логистической системы не раскрывает того, что, помимо внутренних логистических элементов, в логистическую систему входят элементы, находящиеся за границей организации, включая всех поставщиков и потребителей.
М.А. Журавская и О.Ю. Морозова определяют логистическую систему, как «адаптивную (самонастраивающуюся или самоорганизующуюся) систему с об-ратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и логистиче-ские операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой» [20]. Данное определение не озвучивает цели функционирования логистической системы. Главной целью деятельности логи-стической системы является полное удовлетворение нужд и потребностей поку-пателей за счет предоставления большей ценности при приемлемых общих затратах на производство конечного продукта.
М.Б. Иванова определяет логистическую систему как «совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики – доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами» [18].
Е.А. Голиков дает следующее определение логистической системы: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции» [12]. Данное определение не является полным, поскольку целью функционирования логистической системы является полное удовлетворение потребителей продукции путем оптимального выполнения логистических операций.
И.В. Марусева и В.В. Котов дают несколько определений логистической си-стемы [30].
1. Логистическая система – это система, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, вовлеченные в логистические операции, взаимосвязывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности.
2. Логистическая система – это сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками, совокупность, границы и задачи которых объединены конкретными целями организации бизнеса.
Наиболее верным из определений является последнее. Однако, в данном определении не указано конкретно, что является элементами логистической системы, а, значит, сложно конкретизировать задачи и цели, лежащие на логистической системе.
Кузнецов В.Г. считает, что логистической системой является адаптивная си-стема с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, со-стоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней
средой [24].
М.П. Гордон и С.Б. Карнаухов определяют логистику как упорядоченную совокупность элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики [13]. Авторы характеризуют элементы логистической системы как функционально обособленные, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистических систем, выполняющих локальную целевую функцию.
Произведенный анализ работ показал, что исследования авторов носят отры-вочный характер, отсутствует точное определение логистической системы для промышленности, что требует теоретического, методологического и практического решений. В связи с этим можно выделить ряд задач, требующих решения: определение сущности логистических систем; формулирование принципов формирования и эффективного функционирования логистических систем.
Обобщая сказанное, можно дать два определения логистической системы. Во-первых, логистическая система – это интегрированная логистическая сеть, состоящая из подсистем (цепей поставок, предприятий, посредников и т.д.), целью функционирования которой является полное удовлетворение спроса за счет предоставления товаров с максимальной ценностью и оптимальными логистическими затратами [17].
Во-вторых, логистическая система – это интегрированная система, объединя-ющая в себе все логистические операции в организации (предприятии) и с наибольшей эффективностью обеспечивающая движение материального и ин-формационного потоков, начиная от закупки сырья и комплектующих и заканчивая распределением готовой продукции и услуг.
Для благополучной деятельности предприятия, совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами. То есть обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую си-стему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного
товара.
Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней сре-дой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.
Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. От-личает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Различают четыре основных свойства логистических систем.
Первое свойство (целостность и делимость): система есть целостная совокуп-ность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистиче-ских систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт [31].
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют ин-терактивные качества. В макрологистических системах основу связи между эле-ментами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать мате-риалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Строительство является одним из наиболее капитало- и трудоемких отраслей производства. Это обусловлено рядом особенностей, присущих данному виду деятельности. Рассмотрим наиболее важные из них [23].
Характерной для строительства является технологическая взаимосвязь всех операций, входящих в состав строительного процесса. В промышленности до начала выпуска продукции отрабатывается, как правило, технология производ-ства. В строительстве до начала строительно-монтажных работ создаются вре-менные производственно-бытовые и административно-хозяйственные здания, выполняются прокладки инженерных коммуникаций, дорог, линий электропередачи и т.д. Все эти особенности требуют своеобразных организационных форм и дополнительных затрат. Наряду с этим длительные сроки строительства вызывают отвлечение средств из хозяйственного оборота в незавершенное строительство. Сверхнормативная продолжительность строительства и дальнейшее совершенствование техноло¬гического прогресса приводят к пересмотру ранее принятых решений о ходе строительства с учетом применения новой техники и технологии работ. Технология строительного производства требует строгой последовательности в выполнении отдельных его процессов: завершение одного рабочего процесса предшествует началу другого. Ни один строительный процесс не может начать¬ся без окончания предыдущего; продукцию своего труда в этих условиях нельзя накапливать на промежуточных складах. В связи с этим строительные процессы нельзя расположить пространственно, возникают затруднения одновременного использования рабочих в соответствии с их специальностью и квалификацией.
Также отличительной чертой стало участие различных организаций в произ-водстве конечной строительной продукции. Каждый из участников процесса реализует свою часть произведенных работ, услуг, которые в конечном итоге образуют единый продукт в виде возведенного объекта.
Строительство невозможно осуществлять без привлечения сторонних организаций, посредников, поставщиков. По статистическим данным, строительство является самой материалоемкой отраслью: для получения конечной продукции ему поставляют строительные материалы более 70 отраслей экономики страны. Таким образом, оно тесно связано почти со всеми отраслями экономики, особенно с промышленностью, и зависит от отлаженного взаимодействия структур на всех этапах [25].
Как уже было сказано, строительство требует существенных капиталовложе-ний не только на снабжение производства материальными и трудовыми ресурса-ми, но и на обеспечение функционирования всей сети организаций, участвующих в процессе. Ошибка одного из участников строительство автоматически увеличивает себестоимость конечного результата. Поэтому очень важно, чтобы все участники строительства выполняли свою часть обязанностей согласно договоренности в нужные сроки, с нужными затратами и требуемым качеством [21].
Контролировать все процессы, протекающие во множестве предприятий, работающих над одним объектом, задача сложная и для многих компаний, зачастую, невыполнимая. Отсюда возникает необходимость создания такого структурного подразделения, который бы мог связать между собой все процессы, происходящие при выполнении строительных работ. Подобную задачу прогрессивные организации решают с помощью логистизации деятельности своих фирм. Внедрение логистических методов позволяет компании охватить такие масштабные процессы, как движение материальных, финансовых, информационных потоков между участниками производства.
При формировании логистических систем в строительстве возникает необхо-димость использования концепции реинжиниринга, который дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень со-трудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависи-мость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и пла-нирует смещение центра тяжести к групповой работе.
Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логи-стики, которая рассматривается как системный подход к организации и управле-нию в строительстве. Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством [14].
Строительство не подразумевает создания запасов товарно-материальных ценностей в своей деятельности, поэтому важно обеспечить поступление сырья и материалов непосредственно ко времени, когда они будут необходимы, для бесперебойного производства. В логистике такими системами управления являются концепции Just in Time («точно вовремя») и Kanban, разработанные иностранными организациями. Данные методики позволяют так построить логистическую систему или организовать процесс снабжения, что в результате строительная компания сможет [23]:
? снизить уровень запасов;
? сократить производственные и складские площади;
? повысить качество изделий;
? сократить сроки производства;
? эффективно использовать оборудование;
? уменьшить количество непроизводственных операций.
Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и опти-мизации общих логистических издержек, с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Наличие тесных связей и партнерских отношений, с точки зрения обмена информации и координации планов, позволяет компаниям полностью или частично использовать технологии Just in Time, однако при этом необходимо также повысить требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих. Также снижается количество участников цепи поставок, что снижает себестоимость сырья и материалов, и упрощает процесс обмена информацией.
Нельзя забывать также, что большую часть расходов строительная компания несет в связи с транзакционными издержками. Сократить их долю в общей сумме затрат можно, поддерживая долгосрочные партнерские отношения с поставщиками и посредниками. Таким образом, строительные организации, внедрив методики логистики в свою деятельность, смогут снизить свои издержки не только в стоимостном выражении, но также уменьшить трудозатраты и время на выполнение операций. Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений.
Рассмотрим достоинства и недостатки логистических систем, таблица 1.
Таблица 1 – Достоинства и недостатки логистических систем
Логистическая система Достоинства Недостатки
ERP-системы Большая реализация товаров и услуг; повышение оборота средств компании; устранение неоправданных трудозатрат; уменьшение количества складских запасов; повышение качества производимой продукции; систематизация расхода ресурсов; более эффективное ценообразование. Ограниченный потенциал аналитики;
трудность приспособления к некоторым потокам данных;
политика конфиденциальности может наносить ущерб программному обеспечению; зависимость от энергообеспечения компании;
необходимость обеспечения дополнительной защиты данных
SCM- системы Управление взаимоотношениями с потребителями;
обслуживание потребителей;
управление спросом;
управление выполнением заказов;
поддержка производственных процессов;
управление снабжением;
управление разработкой продукции;
управление возвратными материальными потоками и т.д. Высокая цена, сопротивление сотрудников, низкий эффект от внедрения CRM-системы; снижение оперативности бизнес-процессов; рост ошибок при принятии решений;
Окончание таблицы 1
Логистическая система
Достоинства
Недостатки
MRP-систем
(МRР и МRР II) Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;
замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
задача полной загрузки мощностей, заменяемая минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
снижение оптимальной партии ресурсов и партии обработки;
сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок Основной недостаток связан с необходимостью создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла
Хотелось бы в заключении отметить, что в современном мире информацион-ных технологий дальнейшее развитие бизнеса без SCM-систем затруднительно, поскольку конкуренция на рынке растет и необходимо снижать затраты на выпуск и повышать качество продукции. SCM-система позволяет этого добиться без существенных затрат, однако требует внедрения и поддержки.
1.2. Особенности проектирования и развития логистических систем
в строительстве
Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что использование концепции логистики в организации экономической деятельности предприятия, объясняется необходимостью повышения эффективности производства за счет сокращения затрат в сфере обращения, своевременной реакции производителей на конкуренцию и конъюнктуру рынка и стремлением адаптироваться в быстро изменяющихся ситуациях [22].
Для оценки возможности применения логистики на каком-либо объекте, необходимо выяснить структурные и функциональные особенности данного объекта. В первую очередь следует отметить разнообразие форм и методов осуществления строительства в зависимости от функциональной принадлежности объекта строительства.
К таким объектам относят заводы, фабрики, дороги, электростанции, порты, жилые дома и др. [16].
Соответственно в таблице 2 предоставлены особенности строительства в зависимости от функциональной принадлежности объекта строительства.
Таблица 2 – Особенности логистического управления строительства объектов
различного функционального назначения
Группы объектов строительства Особенности строительного процесса
Промышленные объекты Технологически сложные объекты. При формировании строительной организации требуются специализированные структуры с узким профилем деятельности. Строительство носит долговременный характер, что имеет свои преимущества для планирования, управления и контроля строительного процесса
Социально-бытовые и жилищно-гражданские объекты Предусматривается комплексная застройка: жилые массивы строятся в совокупности с инфраструктурой (теплосетями, объектами культурно-бытового обслуживания и др.) В связи с этим возрастает роль установления пространственно-временной последовательности строительства, соблюдения норм и стандартов, создания строительной организации с широким кругов выполняемых работ
Объекты производственной инфраструктуры сельскохозяйственного назначения: мелиорации, и водного хозяйства, объекты и линии электропередач, магистральные трубопроводы Характеризуются территориальной удаленностью объектов друг от друга, небольшими объемами работ в одном месте, часто возведение объектов в местах, где отсутствует инфраструктура - дороги, подъездные пути, склады строительных материалов. В связи с этим особую роль приобретают процессы перевозки как материалов, так и рабочей силы
Таким образом, анализ зависимости строительного процесса от функционального назначения объектов строительства позволил сделать несколько важных с точки зрения логистики выводов.
1. Применение логистики должно учитывать функциональное назначение объекта строительства. Это означает формирование комплекса мероприятий по логистизации строительства с учетом значимости отдельных функций и особен-ностей управления объектом конкретного вида.
2. При осуществлении логистизации строительства социально-бытовых и жилищно-гражданских объектов требуется учитывать множественность матери-альных потоков и потоков рабочей силы. А также пространственно-временное распределение их по объектам.
3. При строительстве промышленных объектов создаются более благоприятные по сравнению с другими объектами условия для реализации концепций управления материальными потоками.
Могут быть созданы и толкающие системы на основе (МRР, ЕRР) и тянущие системы (Just-in-time).
4. Объекты инфраструктуры и сельскохозяйственного назначения требуют усиленного внимания к их материальному и кадровому обеспечению, в частности к системам транспортно-складской логистики и логистики пассажирских перевозок.
При этом поток трудовых ресурсов обычно рассматривается как последова-тельность этапов набора и подготовки кадров, организации трудовых процессов и внутрифирменной миграции трудовых ресурсов (пространственное перемещение рабочей силы).
Информационные потоки в строительстве охватывают множество субъектов: инвесторов, заказчиков, застройщиков, подрядчиков, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленно-сти строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, физических лиц, государственных органов и др.
Для строительства в последнее время характерно рассмотрение проблем в рамках инвестиционно-строительного цикла, данные представлены в таблице 3.
?
Таблица 3 – Схема структуры инвестиционного проекта производственного
назначения
Прединвестиционный этап Предварительные исследования Формирование инвестиционного замысла Возможности и условия инвестирования
Предварительный выбор проекта Этапы проекта с точки зрения логистики
Разработка инвестиционного обоснования
1) Сбор и обработка исходных данных Общие сведения о продукте. Анализ рынка продукции. Анализ рынка сырья и материалов. Отраслевой профиль и мощность предприятия. Выбор и экономическая оценка площадки. Технологические и конструкторские решения. Планирование трудовых ресурсов. Разработка логистической концепции. Анализ логистических данных «как есть». Анализ стратегии логистики развития компании. Анализ и прогнозирование логистических данных «как надо»
Разработка инвестиционного обоснования
2) Проектный анализ Расчет и оценка основного капитала. Расчет общих производственных издержек. Расчет потребности в оборотном капитале. Источники и условия финансирования инвестиций. Расчет дохода и прибыли. Анализ эффективности инвестиций. Организационно-кадровый и внутренний логистический аудит «Как есть».
Разработка изменений «Как надо».
Инвестиционный этап Проектирование Изыскательские и исследовательские работы Разработка ПСД Проведения «мозгового штурма» и получения планировочного решения. Заключение?- рекомендация по выбору варианта для конечной (детальной) разработки.
Строительство (реконструкция) объекта Выбор формы (метода) реализации проекта. Проведение подрядных торгов. Заключение договоров подряда и субдоговоров. МТО объекта. Управление строительством (реконструкцией). Подготовка эксплуатационного персонала. Сдача объекта в гарантийную эксплуатацию. Обслуживание в гарантийный период. Детальный генеральный план участка со схемами движения транспортных и людских потоков.
Геометрические размеры складского комплекса и его технологическое зонирование.
Окончание таблицы 3
Предварительные исследования Формирование инвестиционного замысла Возможности и условия инвестирования Предварительный выбор проекта Этапы проекта с точки зрения логистики
Эксплуатационный этап Подготовительный период Приемка объекта в постоянную эксплуатацию. Материально-техническое, финансовое и ресурсное обеспечение производства. Расчет потребностей в оборудовании. Расчет потребностей в погрузочной технике и оборудовании (ПТО).Расчет потребностей в оборудовании. Расчет потребностей в погрузочной технике и оборудовании (ПТО).
Расчет потребностей в персонале. Описание основных технологий грузопереработки. Техническое задание для архитектурно-строительного проектирования с указанием состава и всех технологических нагрузок. Детальный бюджет реализации проекта.
Экономический расчет и определение инвестиционных показателей проекта.
Расчет потребностей в оборудовании. Расчет потребностей в погрузочной технике и оборудовании (ПТО).
Расчет потребностей в персонале. Описание основных технологий грузопереработки. Техническое задание для архитектурно-строительного проектирования с указанием состава и всех технологических нагрузок. Детальный бюджет реализации проекта.
Экономический расчет и определение инвестиционных показателей проекта.
Производство Подготовка производственной программы. Разработка бизнес-плана. Управление качеством продукции. Управление движением ДС. Реинжиниринг логистических бизнес-процессов. Обучение персонала. Начальное сопровождение и адаптация персонала к изменениям.
Практика деятельности зарубежных компаний свидетельствует, что оптимизация внутрифирменного управления экономическими потоками при производстве СМР осуществляется в рамках проектирования микрологистических систем управления внутренними материальными потоками. К таким системам относятся, например, системы, основанные на концепции сокращенного проектирования, сокращенного строительства (Leandesign, Leanconstruction). Эта концепция позволяет сокращать сроки реализации проектов, что достигается за счет исключения лишних (необязательных) работ [36].
Все процессы в инвестиционном проекте рассматриваются с точки зрения со-здания полезности для конечного потребителя. Речь идет о применении процедур выявления потребностей и ожиданий потребителей, посредством которых происходит систематическая трансформация их запросов в формализованные требования к объекту.