Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

one_butterfly 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Цель данной выпускной квалификационной работы - раскрыть проблему психологической готовности дошкольника к обучению в школе и описать специфику развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Объектом исследования является процесс развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Предметом исследования - компонены психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. 2. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу. 3. Раскрыть теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе. 4. Рассмотреть основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. 5. Подобрать психодиагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе. Гипотеза исследования состоит в том, что если у старших дошкольников посредством применения специальной коррекционно-развивающей программы осуществлять развитие компонентов психологической готовности детей к школьному обучению, то уровни интеллектуальной и мотивационной готовности приобретают положительную динамику и достигают достаточной зрелости. В работе применялись следующие методы исследования: • теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования); • эмпирические методы исследования (наблюдение, психологическая диагностика); • метод анализа и синтеза полученных результатов; • метод наглядного представления результатов. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к разработке основных направлений психологической подготовки детей 6-7 лет к школе Практическая значимость заключается в разработке адаптированной коррекционно-развивающей программы психологической готовности детей 6-7 лет к школе Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических и одной практической), заключения, списка используемых источников, приложений. ВКР состоит из теоретического исследования методик, применяемых для диагностики готовности детей к школе и практической части – применение некоторых методик для определения готовности детей к школе в МБДОУ « Радуга».
Введение

Основным условием благоприятной подготовки к школе является установление оптимального стиля взаимодействия детей и учителя, построенного на сотрудничестве, партнерстве, признании и уважении личности каждого ребенка. Мы все понимаем, что невозможно перегружать детей образовательной информацией, скучными и однообразными заданиями. Также необходимо дозировать тренировочную нагрузку, принимая во внимание различные уровни подготовленности детей, чтобы адаптация проходила безопасно. Не загружайте детей домашней работой, потому что, как видно из исследования, какие эмоции это вызывает. Процесс обучения должен быть радостным и позитивным для детей, они должны четко знать, чему они учатся, каковы их перспективы и успехи. Все это поможет им развить мотивацию к успеху. Основным способом обучения и организации жизни детей 6-7 лет должна стать игра, постепенно увеличивающая дидактическую нагрузку. Состояние здоровья ребенка в начале обучения является резервом сил, той стартовой позицией, которая во многом определяет успех не только первого года обучения, но и десятилетнего школьного марафона. Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает комплекс факторов, определяющих его готовность к школе. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышения эффективности образования и благоприятного профессионального развития во многом определяется тем, насколько правильно учитывается уровень готовности детей к обучению. Поэтому готовность учиться в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой выявляются уровни развития психологических качеств, которые являются важнейшими предпосылками нормального включения в новую социальную среду и формирования обучения. деятельность. В ходе исследования повышения компетентности педагогов по проблеме была выявлена психологическая готовность детей к школьному обучению, эффективность работы, и был сделан вывод, что такая форма организации психологической поддержки способствует повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности детей и начальное образование. Выделяя несколько параметров психологического развития ребенка, Л.И. Божович особое внимание обращает на мотивационный план, в котором выделяют две группы мотивов: • широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе общественных отношений; • мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, потребностью в интеллектуальной деятельности, в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. К.Д. Ушинский советовал, что об уровне развития речи можно судить по умению выражать свои мысли, пользуясь достаточным запасом слов, «выражаться не отрывистыми словами, а полными предложениями», говорить связно и понятно. О развитости внимания - по способности сосредоточивать его на одном предмете, слушать, не отвлекаясь. В советах К.Д. Ушинского содержатся значимые идеи, а именно: школьному обучению должно обязательно предшествовать дошкольное, направленное на развитие, прежде всего психики ребенка и сообщение ему определенного круга знаний об окружающем, так как без них «ум - мыльный пузырь». Вопрос о времени зачисления в школу или о продлении подготовительного обучения должен решаться не автоматически, а индивидуально, на основе изучения уровня подготовленности к школе каждого ребенка. И, еще, «азбучное правило всякой здравой педагогики - воспитание и учение должны быть соединены в одних и тех же лицах», и, чем младше ребенок, тем важнее это правило. В период работы с будущими первоклассниками перед психологами и педагогами встает целый ряд задач: - по возможности компенсировать возможные проблемы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптаций. - спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможности. - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, поведения, психологических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения. Решения этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников которые приходят в школу в 6-7 лет с разными «багажом», представляющим совокупность психологических логических новообразований предыдущего возрастного этапа- дошкольного детства. Новые потребности ребенка способствуют возникновению нового отношения к окружающей действительности, что выражается в появлении « внутренней позиции школьника». Новая позиция ребенка, по мнению Л.И. Божовича, изменяется, становится со временем содержательнее. Позиция школьника- это не просто позиция ученика, посещающего школу и актуально выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность. В связи с этим современные психологи описывают различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе в МБДОУ Детский сад № 8 «Радуга»Основным условием благоприятной подготовки к школе является установление оптимального стиля взаимодействия детей и учителя, построенного на сотрудничестве, партнерстве, признании и уважении личности каждого ребенка. Мы все понимаем, что невозможно перегружать детей образовательной информацией, скучными и однообразными заданиями. Также необходимо дозировать тренировочную нагрузку, принимая во внимание различные уровни подготовленности детей, чтобы адаптация проходила безопасно. Не загружайте детей домашней работой, потому что, как видно из исследования, какие эмоции это вызывает. Процесс обучения должен быть радостным и позитивным для детей, они должны четко знать, чему они учатся, каковы их перспективы и успехи. Все это поможет им развить мотивацию к успеху. Основным способом обучения и организации жизни детей 6-7 лет должна стать игра, постепенно увеличивающая дидактическую нагрузку. Состояние здоровья ребенка в начале обучения является резервом сил, той стартовой позицией, которая во многом определяет успех не только первого года обучения, но и десятилетнего школьного марафона. Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает комплекс факторов, определяющих его готовность к школе. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышения эффективности образования и благоприятного профессионального развития во многом определяется тем, насколько правильно учитывается уровень готовности детей к обучению. Поэтому готовность учиться в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой выявляются уровни развития психологических качеств, которые являются важнейшими предпосылками нормального включения в новую социальную среду и формирования обучения. деятельность. В ходе исследования повышения компетентности педагогов по проблеме была выявлена психологическая готовность детей к школьному обучению, эффективность работы, и был сделан вывод, что такая форма организации психологической поддержки способствует повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности детей и начальное образование. Выделяя несколько параметров психологического развития ребенка, Л.И. Божович особое внимание обращает на мотивационный план, в котором выделяют две группы мотивов: • широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе общественных отношений; • мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, потребностью в интеллектуальной деятельности, в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. К.Д. Ушинский советовал, что об уровне развития речи можно судить по умению выражать свои мысли, пользуясь достаточным запасом слов, «выражаться не отрывистыми словами, а полными предложениями», говорить связно и понятно. О развитости внимания - по способности сосредоточивать его на одном предмете, слушать, не отвлекаясь. В советах К.Д. Ушинского содержатся значимые идеи, а именно: школьному обучению должно обязательно предшествовать дошкольное, направленное на развитие, прежде всего психики ребенка и сообщение ему определенного круга знаний об окружающем, так как без них «ум - мыльный пузырь». Вопрос о времени зачисления в школу или о продлении подготовительного обучения должен решаться не автоматически, а индивидуально, на основе изучения уровня подготовленности к школе каждого ребенка. И, еще, «азбучное правило всякой здравой педагогики - воспитание и учение должны быть соединены в одних и тех же лицах», и, чем младше ребенок, тем важнее это правило. В период работы с будущими первоклассниками перед психологами и педагогами встает целый ряд задач: - по возможности компенсировать возможные проблемы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптаций. - спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможности. - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, поведения, психологических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения. Решения этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников которые приходят в школу в 6-7 лет с разными «багажом», представляющим совокупность психологических логических новообразований предыдущего возрастного этапа- дошкольного детства. Новые потребности ребенка способствуют возникновению нового отношения к окружающей действительности, что выражается в появлении « внутренней позиции школьника». Новая позиция ребенка, по мнению Л.И. Божовича, изменяется, становится со временем содержательнее. Позиция школьника- это не просто позиция ученика, посещающего школу и актуально выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность. В связи с этим современные психологи описывают различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе в МБДОУ Детский сад № 8 «Радуга»
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 Глава 1 Теоретический анализразвития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе...............................................................................................................8 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет…………………………............................................................................8 1.2. Критерии и факторы развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе……………………………………..………10 1.3. Обзор методик диагностики и развития ………………..…….………19 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе…………………………………………………………………………..29 2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной ………………… работы……………………………………………………………………………29 2.2. Ход опытно-экспериментальной работы по развитию…………………..31 2.3.Основные результаты опытно-экспериментальной работы и практические рекомендации по ……………………………………………………………….36 ЗAКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ............................................................................43 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………..……………....……….
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 2007. - Т.2 2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 2006. – 210 с. 3. Безруких, М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, - М.: Академия, 2008. - С. 4-22. 4. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», 2005. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995 7. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с. 8. Венгер, А.А. Ваш ребенок идет в школу. - М., 2009. - С. 3 - 59. 9. Верещагина, Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. СПб «Детство-пресс» 2011. 10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007. 11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - №6. - С. 4-8. 12. Выготский, Л.С. Психология М, Из-во ЭКСМО Пресс. 2000. 1008 с. 13.Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 2010 г. – [Электр. ресурс]. 14. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М: Знание.1991 15.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога). 16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. 17. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада. Автореф. дис. канд. психол. нак. - М., 2005. 18. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 197–203. 19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. – М., 2001. – 240 с. 20. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетская. 2009. 316 с. 21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2008. 190 с. 22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,2009. – С. 56 23. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития и обучения в школе // Дефектология. - 2007. 24. Кушнир Н.Я. Адаптация детей 6 - 7 лет к школе как условие обеспечения преемственности // 2009. 25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 26. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2006.—272 с. 27. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27. 28. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2005. 29. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. (Под. Ред. Д. Б. Эльхонина и А. Л. Венгра). - М:1988 30. Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования. – М.: наука, 2008, с. 4-19. 31. Первый опыт исследований: учебно-методическое пособие[Текст] / сост. Л.В. Сибилева, Б.А. Артёменко. – Челябинск, 2015.- 47 с. 32. Популярная психология для родителей // Под ред. А.С. Спиваковой. - С-Петербург: Союз, 1998. - С. 23 - 41. 33. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15. 34. Сибилева, Л.В. Психологическое исследование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-практическое пособие / Л.В. Сибилева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед.ун-та, 2015. – 225с. 35. Ушинский К.Д. О времени начала учения. Избр. пед. Соч.: В 2 т. - М., 2003. Т.2. - С. 629 - 632. 36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, – С. 287. 37. Дидактические игры на развитие мышления. Ссылка: ds19detkin.club.ru 38. Психодиагностические методики. Ссылка: www.psyoffice.ru 39. Работа по развитию моторики. Ссылка: www.studmen.ru 40.Ссылка: nsportal.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический анализ развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Переломный момент в развитии внимания у старших дошкольников связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, к 6-7 годам у детей появляется новая форма внимания – произвольное внимание. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (Мухина В.С.). Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется 7 эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная па запоминание определенного материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметовзаместителей. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда 8 хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. Развитие мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. 1.2. Критерии как основные составляющие психологической готовности к школе Внимание — проявление избирательной направ¬ленности процессов сознания. Уровень развития внима¬ния во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вни¬манием и часто оказывается во власти внешних впечат¬лений: Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невоз¬можности сосредоточиться на чем-то одном, в частой сме¬ни деятельности. К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связа¬но с развитием ответственности, что предполагает тща¬тельное выполнение любого задания как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчи¬вость. Объем внимания определяется количеством однород¬ных предметов, которые охватывает сознание ре¬бенка. Концентрация внимания интенсивность сосредо¬точения на одном или нескольких объектах. Распределение внимания — возможность концентри¬роваться не на одном, а на двух или большем чис¬ле различных объектов. Это дает возможность од¬новременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процес¬сами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Переключение внимания означает возможность со¬знательного и осмысленного перемещения внима¬ния с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быс¬тро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в жи¬тейском смысле слова и означает плохую и переключаемость внимания. Устойчивость внимания определяется длительнос¬тью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степе¬ни его трудности, понятности, интереса к нему ре¬бенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непос¬редственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностя¬ми. Хороший уровень сформированности внима¬ния у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля. Различные свойства внимания - его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание того является особенно важным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются и в ре-зультате упражнения. Восприятие - это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воз¬действия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия гео¬метрических фигур, они свободно оперируют соответ¬ствующими формами, находя их в знакомых вещах: "Дверь - это прямоугольник, абажур лампы шар" и т.д. Но силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использу¬ет многообразные обозначения пространственных отно-шений: "Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды) Например, одна минута по представлению детей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность ка¬кого-либо дела меньшей, чем она ость в действитель-ности. Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, вре¬менем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу — восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между час-тями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия). Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процес¬сов анализа, синтеза, суждении и и.п. Выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание с помощью ма¬нипулирования предметами (игрушками); 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); 3)словесно-логическое (познание с помощью поня¬тий, слов, рассуждений) Наглядно-действенное мышление особенно интенсив¬но развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свой¬ства предметов, учится оперировать предметами, устанав¬ливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - на¬глядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ре¬бенку, например, использовать схематические изображе¬ния или считать в уме. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой про¬стой, самой конкретной задачи требует словесных обоб¬щений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ре¬бенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рас¬суждать. Ребенок может понять главную мысль предло¬жения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшиться в 3 – 4 раза. Память можно определить как способность к по¬лучению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей и учителей бывает много жа¬лоб на плохую память ребенка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на сле¬дующий день и т.д. В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно переска¬зать очередной бразильский сериал. Дело в том, что в мерном случае требуется произволь¬ное запоминание, но втором, действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Память бывает кратковременной (точное воспроиз¬ведение спустя несколько десятков секунд после одно¬кратного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно дли¬тельное время). В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др. Зрительная память связана с сохранением и воспро¬изведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зритель¬ной памяти, который носит название эйдетической памя¬ти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снопа видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, напри-мер музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольни¬ку, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваи¬вать до 70 % информации, обучаясь в школе. Эмоциональная память - это память па эмоцио¬нальные переживания. Пережитые и сохраненные в па мячи чувства выступают как сигналы, либо побуждаю¬щие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоцио¬нальные переживания часто вызывают у ребенка нер¬возность, скованность, неуверенность при выполнении ка¬кой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмо-циональные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах. На эмоциональной памяти основана прочность запо¬минания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае пробле¬ма заключается в том, что от ребенка требуют механи¬ческого запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще не¬возможно и противоестественно ДЛЯ здорового ребенка. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памя¬ти ребенка ориентироваться в большей степени на смыс¬ловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать. Воображение - это психический процесс созда¬ния нового в форме образа или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него мо¬гут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические про¬цессы (восприятие, мышление, память), воображение раз¬вивается и формируется в течение всей жизни человека. А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение, позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно. Общеизвестный факт, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию. Нередко родители, приходящие на консультации, высказывают озабоченность по поводу фантазий ребенка: "А нормаль¬но ли это?" Одна мама поведала такую историю; "Сын, приходя из детского садика, рассказывал о том, что воспитатель¬ница наказывает его, связывает веревкой и запирает в темной комнате. Целый день его не кормят, а когда он со всеми детьми выходит на прогулку, то грызет камни и кору деревьев». Естественно, оказывается, что все это лишь плод богатого воображения ребенка. В очень редких случаях такая "лживость" у дош¬кольников является патологической, а не основанной на богатом воображении. Только тогда, когда ребенок по¬стоянно отрывается в своих мыслях от реального мира, уходит в мир своих фантазий, перевоплощений, следует обратиться к специалистам. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свиде¬тельствует о наличии у ребенка задатков к ним. Благодаря воображению дети превращают обы¬денную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью соб¬ственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкрет¬ном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуще¬ствить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка - слабоволию, слабой контактности с другими людьми. Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустан¬ная работа воображения это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в ок¬ружающей действительности, преобразовывать имею¬щийся образ, переходить от одной системы отсчета к дру¬гой. Это происходит на уроках практически, но всем дисциплинам. Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке; вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает от¬вет. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило, каждое "надо" требуют, что¬бы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону пси¬хического развития, если ребенок отличается повышен¬ной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Сформированы ость произвольной сферы дошколь¬ника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе. Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук. Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у та-ких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносли¬вость мышц кисти. В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упраж¬нения, занятия физкультурой. Далее, постарайтесь ограничить использование в ри¬совании фломастеров; они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпоч¬тительными должны быть простые и цветные каранда¬ши. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, ри¬сование и раскраска (покупайте детям книжки-раскрас¬ки), составление аппликаций, работа с ножницами (же¬лательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, кон-струирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как суще¬ствует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэто¬му тренировка пальцев рук у ребенка является сред-ством повышения его интеллекта, развития речи и подго¬товки его к письму. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многим определяется уровнем его речевого развития. Это связано с чем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен¬ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол¬ноценнее будет приобретенная письменная речь. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школь¬ными методами. Поэтому очень важно выявить даже са-мые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обу¬чения грамоте. Обязательной проверке подлежит следующее: 1. Правильность произношения звуков. 2. Умение различать звуки речи на слух. 3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. 4. Состояние словарного запаса. 5. Сформированность грамматических систем. 6. Владение связной речью. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование, разносторонние навыки и умения детей младшего школьного возраста, способствующие к безболезненному и успешному вхождению ребенка в учебную деятельность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии, - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основной для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности. 1.3 Обзор методик дианостики и развития Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе включает следующие методики: 1. Изучение медицинских карт. Цель: изучение анамнеза развития ребенка. 2. Анкетирование родителей Цель: изучение анамнеза развития ребенка. 3. Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций. Цель: выявление признаков психического напряжения и невротических тенденций. 4. Наблюдение Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей. 5. Заполнение воспитателями таблицы «Индивидуальный профиль социального развития детей группы». Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей. 6. Методика «Тулуз-Пьерон» Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций, изучение особенности нейродинамики, внимания, работоспособности. 7. Гештальт-тест Бендер Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций. Изучение уровня развития зрительно-моторной координации. 8. Тест Коха «Дерево» Цель: диагностика отношения ребенка к себе, самооценки, характера взаимоотношений с окружающими, а также его проблемы. 9. Тест «Рисунок семьи» Цель: Изучение самочувствия ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений. 10. Методика «Карта чувств» Т. Грабенко. Цель: изучение психоэмоционального состояния детей. 11. Тест Равена Цель: диагностика визуального мышления, интеллекта. 12. «Кратковременная память» Цель: изучение кратковременной слухоречевой памяти. 13. «16 картинок» Цель: изучение кратковременной зрительной памяти. 14. Тест Теммл-Дорки-Амен Цель: диагностика общего эмоционального состояния ребенка. 15. Тест «Интуитивный визуальный анализ-синтез» Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного образного мышления. 16. Тест «Визуальные аналогии» Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного образного мышления. 17. Тест «Интуитивный речевой анализ-синтез» Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного речевого мышления. 18. Тест «Речевые аналогии» Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного речевого мышления. 19. Тест «Речевые классификации» Цель: Диагностика понятийного речевого мышления. 20. Тест «Визуальные классификации» Цель: Диагностика понятийного образного мышления. 21. Цветовой тест Люшера Цель:Диагностика эмоциональных установок по отношению к школе, обстановки дома, эмоционального фона, энергетики. 22. Методика Солдатова Цель: изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе. 23. Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 86 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg