Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теоретические аспекты финансового обеспечения муниципального предприятия

one_butterfly 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Цель работы заключается во всестороннем анализе теоретических и практических аспектов механизмов финансового обеспечения муниципального предприятия. Задачи работы: ? Рассмотреть понятие, классификацию, особенности деятельности ? муниципальных предприятий; ? Изучить финансы и механизмы финансового обеспечения ? муниципальпальных предприятий; ? Описать модернизацию механизма финансового обеспечения ? деятельности муниципальных предприятий; ? Провести анализ финансирования предприятий на примере АО ? Северский водоканал; ? Рассмотреть проблемы финансирования предприятий и пути их решения на примере АО Северский водоканал. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о механизмах финансового обеспечения муниципального предприятия, и процессе финансирования предприятия водоснабжения. Объектом исследования является АО Северский Водоканал. Предмет - процесс финансирования АО Северский Водоканал. Методы исследования – метод обобщений, метод сравнений, метод построения аналитических таблиц, метод группировок. Теоретической базой стали учебные и практические пособия современных авторов, статьи в различных изданиях. Информационной базой исследования послужили различные документы и материалы сети Интернет, обзоры аналитических центров. Структура ВКР включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список литературы.
Введение

Задача повышения качества управления общественными финансами, своевременное и полное обеспечение источниками финансирования деятельности предприятий, в том числе на региональном уровне, всегда была важной задачей государственной политики. Она стала особенно актуальной в настоящее время в связи с бюджетными проблемами, обусловленными экономическими трудностями развития страны, вызванными как внутренними, так и внешними причинами. В настоящее время для поддержки развития инновационно- инвестиционной деятельности предприятий необходимы соответствующие финансовые ресурсы. Это связано в первую очередь с тем, что сохраняются такие нерешенные проблемы, как низкая техническая оснащенность, требующая модернизации, их низкая доходность, нестабильность финансовохозяйственной деятельности. Для решения этих важных и, в тоже время проблемных вопросов необходимы инвестиционные вложения. Недостаточность собственных финансовых ресурсов муниципальных предприятий не позволяют обеспечить расширенное воспроизводство, необходимые темпы модернизации отрасли. Эти факторы негативно влияют на конкурентоспособность отечественных производителей, препятствуют достижению показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности страны. Научный анализ теоретико-методических положений обоснования приоритетных направлений функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, исследование мотивационных механизмов взаимодействия его участников, выявление причин сложившегося состояния и особенностей развития предприятий в новых экономических обстоятельствах, решение конкретных практических проблем, связанных с совершенствованием финансового обеспечения является актуальным и значимым. Управление финансовыми ресурсами муниципального предприятия требует грамотного подхода и является одной из важнейшей задач для всех организаций бюджетной сферы [2]. Поэтому вопросы эффективного процесса формирования и использования финансовых ресурсов муниципального предприятия является чрезвычайно актуальным, что определило выбор темы данной дипломной работы. Понятие и классификация финансовых ресурсов бюджетной организации, а также механизм формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений достаточно широко рассмотрены в учебной и научной литературе таких авторов, как И.В. Абанкина, И.А. Бедрачук, С.А. Беляков, Г.Б. Поляк, И.Ю. Карандаев, Л.В. Мазур, Н.И. Химичева и других.
Содержание

Введение 2 1 Теоретические аспекты финансового обеспечения муниципального предприятия 4 1.1 Понятие, классификация, особенности деятельности муниципальных предприятий 4 1.2 Финансы и механизмы финансового обеспечения муниципальпальных предприятий 19 1.3 Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности муниципальных предприятий 28 2 Анализ финансирования предприятий на примере АО 36 Северский водоканал 36 2.1 Краткая характеристика АО Северский водоканал 36 2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности АО Северский водоканал 39 2.3 Анализ финансирования АО Северский водоканал 47 3 Проблемы финансирования предприятий и пути их решения на примере АО Северский водоканал 51 Заключение 59 Список использованной литературы 61 Приложение А Бухгалтерский баланс 66 Приложение Б Отчет о прибылях и убытках 67 Приложение В Отчет о движении денежных средств 68
Список литературы

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ online 3 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 14.11.2002 г. №161-ФЗ ред. от 29.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 4 Агибалов, Ю. В. Правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации: практика, проблемы и направления совершенствования / Ю. В. Агибалов // Власть. - 2016. №3. - С. 12 - 16. 5 Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2016. - 486 с. 6 Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М.: КНОРУС, 2015. - 321 с. 7 Бабаев Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов. — М.: Вузовский учебник, 2015. — 587 с. 8 Барулин, С.В. Финансы: Учебник / С.В. Бараулин. - М.:КНОРУС, 2017. - 640 с. 9 Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Л.Е. Басовский // - Москва.: Инфра-М. - 2015. - 260 с. 10 Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики / Белов А.В. - М.: Форум, 2015. - 224 с. 11 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2013. - 224 с. 12 Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 624 с 13 Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. В 2 томах. Т. 2 / И. А. Бланк. - 4-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2015. - 674 с. 14 Бланк, В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособ. для вузов / В.Р. Бланк. - М. - 2010. - 355 с. 15 Бодряков, Р. Управление оборотными средствами / Р. Бодряков // Финансовый директор. - 2014. - № 6. - С. 27-35. 16 Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник / Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Т.Е. Березкина. - Под общ.ред. Е.Ф. Борисова. - М.: Проспект. - 2013. - 272 с. 17 Брусов, П.Н. Финансовая математика: учебное пособие / П.Г. Брусов [и др.] - Под общ.ред. П.Н. Брусова. - М.: КноРус. - 2013. - 224 с 18 Бушмин, Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин // - Москва : РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2014. - 516 с. 19 Быков, С.С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности / С.С. Быков // Развитие российского общества: социально- экономические и правовые исследования / под ред. М. М. Винокурова, А.П. Киреенко, С. В. Чупрова. - Москва : Наука. - 2014. С. 153 - 192. 20 Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 703 с. 21 Воскобойников, Я.М. Финансы / Я.М. Воскобойников, А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2017. - 524 с. 22 Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. И.Д. Маукуляка. - М.: РАГС, 2016. - 680с. 23 Грищенко, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / О. В. Грищенко. - Таганрог: ТРТУ. - 2015. - 112 с. 24 Даниловских, Т. Е. Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики [Электронный ресурс] / Т. Е. Даниловских // Науковедение. - 2015. - №3. - Режим доступа: https ://naukovedenie.ru/PDF/ 120EVN613.pdf 25 Ефимова, О.В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений. - М.: Омега-Л, 2017. - 352 с. 26 Зенкина, И. В. Экономический анализ в системе финансового менеджмента: учеб. пособие / И. В. Зенкина. - Ростов: Феникс, 2017. - 395 с. 27 Золотова, О.А. Совершенствование информационной базы анализа денежных потоков предприятия АПК // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - 42 с. 28 Иванищев, С. В. Пути улучшения финансового состояния коммунального хозяйства в России [Электронный ресурс] / С. В. Иванищев // Финансы и кредит. - 2016. - №7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nputi-uluchsheniya-finansovogo-sostoyaniya- kommunalnogo-hozyaystva-v-rossii 29 Кабанцева, Н.Г. Финансы / Н.Г. Кабанцева. - М.: Ай Пи ЭР Медиа, 2016. - 296 с. 30 Кадомцева, С.В. Государственные финансы / С.В. Кадомцева. - М.: Инфра-М, 2015. - 352 с. 31 Калинина Т.В. Расчет показателей финансового состояния организации с учетом форм финансовой отчетности // Вестник РГАЗУ. - 2015. - №3. 32 Казак, А. Ю. Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения / А.Ю. Казак. - Екатеринбург: АМБ, 2015. - 412 с. 33 Кизилов, А. Н. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации / А. Н. Кизилов // Международный бухгалтерский учет - 2011. - 47 с.\ 34 Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Дашков и К,2017. - 484 с. 34 Киреева, Е. Ф. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Е. Ф. Киреева,. - М.: Мисанта, 2015. - 132 с. 35 Ковалев, В. В., Волкова, О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М.: Проспект, 2016. - 387 с. 36 Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М. Юнити-Дана, 2016. - 464 с. 37 Ковалева А. М. Финансы фирмы. - М.: Инфра-М, 2015. - 1522 с. 38 Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2015. - 384 с. 39 Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М. Юнити-Дана, 2016. - 464 с. 40 Кохоева, Т. Э. Формирование методики анализа финансово- хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий в целях эффективного управления их деятельностью и проведения реорганизации [Электронный ресурс] / Т. Э. Кохоева // Транспортное дело России. - 2016. - №6. 41 Крейнина, М. Н. Финансовый менеджмент: Учебник / М: «Дело и сервис», 2015. - 369 с. 42 Крутова, И.Н. Практикум по курсу «Финансы бюджетных учреждений»: учеб. пособие / И.Н. Крутова. - М.: Саранск, 2015. - 30 с. 43 Кузнецов, И. А. Особенности муниципального управления жилищно- коммунальным хозяйством [Электронный ресурс] / И. А. Кузнецов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-munitsipalnogo-upravleniya- zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom 44 Лапин, А. Е. К вопросу о формирование муницпально-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс] / А. Е. Лапин, И. Ф. Алиуллов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii- munitsipalno-chastnogo-partnerstva-v-rf 45 Лапуста, М. Г. Финансы организаций (предприятий): учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай - М.: ИНФРА-М, 2017. - 512 с. 46 Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебник / Н. П. Любушин Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 575 с. 47 Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская. - М.: Кнорус, 2016.- 432 с. 48 Медведева, О. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: учебник / О. В. Медведева, Е.В. Шпилевская, А.В. Немова. - Ростов: Феникс, 2016. - 423 с. 49 Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: Инфра-М, 2017. - 360 с. 50 Мысляева И.Н. Государственные финансы: учебник. / И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 268 с. 51 Невешкина Е.В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли. - Воронеж: Научная Книга, 2017. - 192 с. 52 Натепрова Т. Я., Трубицына О. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. — М.: Дашков и К, 2016. — 368 с. 53 Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kro.omsu- nnov.ru/?id=20514 54 Об утверждении Порядка установления тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivo.garant.ru 55 Орлов, Е. В. Унитарные предприятия: история, основы деятельности, перспективы [Электронный ресурс] / Е. В. Орлов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - №7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7unitarnye-predpriyatiya- istoriya-osnovy-deyatelnosti-perspektivy 56 Подьяблонская, Л.М. Финансы: Учебник / Л.М. Подьяблонская. - М.:ЮНИТИ, 2016. - 407 с. 57 Пласкова, Н. С. Анализ финансовой отчетности : учебник для вузов / Н. С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2015. - 312 с. 58 Поляк, Г.Б. Финансы и кредит / Г.Б. Поляк. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 800 с. 59 Пужаев, А. В. Управленческие решения: учебное пособие / А. В. Пужаев, М.: КНОРУС, 2015. - 160 с. 60 Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент: учебник / Е. М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Юрайт, 2015. - 540 с. 61 Романов, В. Е. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В. Е. Романов, М.: Инфра - М., 2016. - 74 с. 62 Сабына, Е. Н. Внедрение программно-целевого управления в деятельность муниципальных унитарных предприятий (на примере г. Барнаула) [Электронный ресурс] / Е. Н. Сабына // Муниципальная экономика и управление. - 2015. - №5. - Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2015/04/08/ 63 Самсонов, Н.Ф. Финансы / Н.Ф. Самсовнов. - М.: Высшее образование, 2015.- 591 с. 64 Сарафанова, Е.В. Финансы. Базовый курс / Е.В. Сарафанова. - М.: А-Приор, 2015. - 140 с. 65 Сборник лучших муниципальных практик по итогам 2017 года [Электронный ресурс]: М.: Министерство юстиции. - Режим доступа: http://miniust.ru/sites/default/files/sbornik luchshih municipalnyh praktik po itoga m 2017 goda.pdf 66 Столяр, И. В. К вопросу о совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города [Электронный ресурс] / И. В. Столяр //Terra Economicus. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nk-voprosu-o-sovershenstvovanii-sistemy- upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom-goroda 67 Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е. С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2016. - 656 с. 68 Табурчак, П. П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов. / П. П. Табурчак, В. М. Тумина. - Ростов: Феникс, 2015. - 648 с. 69 Тимофеева, Т. В. Анализ денежных потоков предприятия - М.: ИНФРА-М, 2015. - 366 с. 70 Фролова, Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т. А. Фролова. - Таганрог: ТРТУ: 2015. - 150 с. 71 Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева. - 3 изд., - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 311 с. 72 Чеглакова, С. Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / С. Г. Чеглакова. - М.: Дело и Сервис, 2017. - 269 с. 73 Чопозова, А. И. Методика финансового анализа: теория и практика: учебное пособие / А. И. Чопозова, И.А. Демченко. - М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС, 2016. - 310 с. 74 Чудинов, С. А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования [Электронный ресурс] / С. А. Чудинов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-2015. 75 Чуняев, Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально - экономическое развитие муниципального образования [Электронный ресурс] / Д. В. Чуняев // Муниципальная экономика и управление. - 2015. - №4. -Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2016/02/07/ 76 Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 120 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты финансового обеспечения муниципального предприятия 1.1 Понятие, классификация, особенности деятельности муниципальных предприятий Специфика финансового обеспечения муниципального предприятия обусловлена его организационно-правовой формой. Муниципальные предприятия - это коммерческие предприятия, не наделенные правом собственности на используемое ими имущество, собственником этого имущества является муниципалитет [54, с.12]. Основной закон, регламентирующий деятельность муниципальных предприятий - это Федеральный закон № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных предприятиях». К основным причинам создания муниципальных предприятий относятся [55, с.44]: - необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена; - осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости; - обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств. Основной целью деятельности муниципальных предприятий является обеспечение общественных нужд, удовлетворение публичных интересов государства и муниципального образования [55, с.17]. На муниципальном уровне они обычно создаются в тех отраслях экономики, в которых рынок действует неэффективно, например, коммунальное хозяйство (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и т.п.) [75, с.45]. Остановимся подробнее на юридических и экономических трактовках понятия «муниципальное предприятие». В широком понимании муниципальное предприятие - это предприятие, находящиеся в муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ муниципальные предприятия создаются исключительно в форме унитарных. В более узком понимании муниципальное унитарное предприятие - это коммерческое предприятие, имущество которого находится в муниципальной собственности, т.е. в собственности муниципального образования, осуществляющего местное самоуправление на определенной территории . Возникает необходимость определения муниципальной собственности, важнейшим элементом которой являются муниципальные предприятия. Развернутая характеристика муниципальной собственности с позиции ее объектно-субъектного состава представлена в ст. 215 Гражданского кодекса РФ, где законодательно закреплено, что объект муниципальной собственности - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В новом законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЭ от 06.10.2003 г.) четко очерчен состав муниципальной собственности: в составе собственности муниципальных образований может находится: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (Ст. 50). Подводя итог вышеизложенному отметим, что муниципальные унитарные предприятия - это предприятия особого экономического и правового статуса, соединяющие в себе три обязательные характеристики: унитарность, коммерческий характер осуществляемой деятельности, функционирование с целью решения вопросов местного значения на базе муниципальной (общественной) собственности. Их особенности вызваны следующими положениями, закрепленными законодательно: 1) муниципальные предприятия - это унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.); 2) муниципальные предприятия - это коммерческие предприятия (ст. 113 ПС РФ, ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.); 3) муниципальные предприятия - это предприятия, созданные органами местного самоуправления для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, общественные предприятия, созданные на базе муниципальной собственности (ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЭ от 06.10.2003 г.). Названные особенности формируют специфику и внутренние противоречия данной организационно-правовой формы предприятий: с одной стороны, муниципальные предприятия - определены как коммерческие организации, цель которых получение прибыли, с другой стороны - они являются унитарными, деятельность которых существенно ограничивается собственником закрепляемого за ними имущества, в то же время муниципальные предприятия - это структура, созданная на базе муниципальной собственности, основное предназначение которой - решать задачи местного самоуправления, выполнять общественно-полезные функции. Рассмотрим более подробно выделенные особенности муниципальных предприятий. 1) Муниципальные предприятия - это, прежде всего, унитарные предприятия. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Сфера создания унитарного предприятия ограничена. В данной форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Принцип унитарности, заложенный в основу создания муниципальных предприятий, означает наличие единственного учредителя и неделимость уставного фонда. Законодательство России очерчивает круг прав, обязанностей, особенностей унитарного предприятия и его собственника. В частности: а) право собственности на имущество унитарного предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в собственности РФ (федеральная собственность), субъекта РФ (региональная собственность) или муниципального образования. Учредителями унитарного предприятия вправе выступать только РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, относящегося к собственности РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований; б) круг ответственности унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника. Вместе с тем собственник-учредитель не отвечает по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, однако несет дополнительную ответственность по долгам казенного предприятия; в) ограничение сферы деятельности унитарных предприятий. Все сделки, совершаемые унитарными предприятиями должны соответствовать предметам и целям их деятельности, указанным в уставе. Решение собственника о создании унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности предприятия, состав и стоимость закрепленного за ним имущества; г) участие унитарных предприятий в других организационно-правовых структурах. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) как коммерческих, так и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц, но при этом должны учитываться законодательно установленные ограничения на распоряжение имуществом. В случае, когда унитарные предприятия вправе распоряжаться имуществом только с согласия собственника, решение об его участии в работе коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника; д) порядок формирования имущества унитарного предприятия. Имущество унитарного предприятия формируется за счет трех основных источников: ? имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; ? доходов унитарного предприятия от его деятельности; ? иных не противоречащих законодательству источников; е) формы принадлежности имущества унитарным предприятиям. Имущество принадлежит унитарным предприятиям либо на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления; ж) определенный размер уставного капитала. Форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации определенного уставного капитала, размер которого не может быть менее минимума, определенного законом, и отражается в его уставе, являющемся единственным учредительным документом такого юридического лица. Уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. 2) Муниципальные предприятия - это коммерческие предприятия. Основная цель коммерческой организации - извлечение прибыли и ее распределение между участниками (Ст. 50 ГК РФ). Целью некоммерческой организации, как правило, является решение социальных задач. В зависимости от функций унитарных государственных и муниципальных предприятий, наряду с основной целью в их уставе могут быть предусмотрены общественно-полезные цели, т.е. направленность на удовлетворение потребностей граждан, соблюдение государственных и общественных интересов (ст. 50 ГК РФ). Гражданский кодекс дает замкнутый перечень организационно- правовых форм коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, среди которых присутствуют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Будучи одновременно коммерческими организациями и профессиональными участниками имущественного оборота, муниципальные унитарные предприятия не должны ставить своих контрагентов в тяжелое положение. Поэтому унитарные предприятия отнесены ГК РФ к категории коммерческих организаций. Это необходимо для защиты прав и интересов их кредиторов, поскольку унитарные предприятия допускаются к участию в гражданском обороте. По отношению к ним сохраняется общее правило - коммерческая организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. По своим обязательствам перед третьими лицами (контрагентами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом (п.5 ст. 113 ГК РФ). Это требование может при соответствующих условиях повлечь и банкротство такой коммерческой организации. Сказанное особенно актуально, если учитывать ограниченность правомочий казенных предприятий и корреспондирующие ей широкие возможности учредителя-собственника по распоряжению их имуществом, включая его изъятие и перераспределение. Этим вызвано установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника по долгам таких предприятий. В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положение государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а казенное предприятие имеет самостоятельный баланс, само получает известные доходы от результатов своей деятельности. Таким образом, банкротство казенного предприятия исключается (п. 1 ст.65 ПС РФ), ибо по его обязательствам возможна субсидиарная ответственность государства. Перечисленные правила не исключают общих норм ГК РФ о юридических лицах, в частности п. 3 ст. 56 ГК (п. 8 ст. 114 ГК), в соответствии с которыми при банкротстве, вызванном исполнением обязательных указаний собственника-учредителя, последний может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам созданного им юридического лица, включая и унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. 3) Муниципальные предприятия - общественные предприятия, созданные на базе муниципальной собственности. Особенности экономико-правового статуса муниципальных предприятий связаны с общественным (публичным) характером этого вида собственности. Подробнее остановимся на характеристиках общественных предприятий. По типу собственности предприятия могут быть сгруппированы на частные предприятия и общественные. Если владельцем предприятия является частное лицо или группа совладельцев, то говорят о частном предприятии. Во всех других случаях, когда владельцем предприятий является полностью или преимущественно общество (федерация, региона, муниципалитет), говорят об общественном предприятии. Дифференциация предприятий по типу владельца приводит к следующим различиям в целевой системе. В то время как частное предприятие преследует, прежде всего, коммерческие цели: повышение прибыли, рост товарооборота, достижение определенного уровня рентабельности, расширение рыночной доли и т.д., то общественное предприятие ориентируется на общественные цели: благосостояние общества в целом и всех его членов, покрытие издержек, минимизация потерь (минимизация субсидий). Общественные предприятия выбирают своей целью и задачей удовлетворение спроса частных предприятий, работающих на собственные нужды, и предлагают свою продукцию, услуги (образование, здравоохранение, правовое обеспечение, общественный порядок, общественная стабильность, забота о престарелых, страхование и другое) обществу для удовлетворения коллективного спроса. В зависимости от характера осуществляемой деятельности общественные предприятия подразделяются на предприятия, производящие материальные блага и предприятия сферы услуг (см Рисунок 1). На уровне муниципального образования большинство общественных предприятий - муниципальной формы собственности. Рисунок 1 - Классификация общественных предприятий, обслуживающих коллективные потребности [4, с.56] Поскольку имущественные комплексы муниципальных предприятий принадлежат всему населению муниципального образования, постольку деятельность муниципальных предприятий должна быть направлена на удовлетворение интересов населения, т.е. эти предприятия должны производить социально-значимые товары, оказывать соответствующие услуги и приносить прибыль от любого разрешенного вида деятельности для последующего перераспределения ее в интересах населения. В связи с тем, что муниципальные предприятия создаются для удовлетворения различных экономических, социальных и бытовых потребностей населения муниципального образования на базе муниципальной собственности, они могут осуществлять деятельность в следующих сферах: транспортное обслуживание, содержание и использование жилищного фонда, городское коммунальное хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, культура и др. Муниципальные предприятия являются, с одной стороны, самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающие в целом хозяйственной и организационной самостоятельностью, предоставленной им гражданским законодательством, но с другой стороны - они общественные предприятия, финансируемые полностью или частично из муниципального бюджета, следовательно, их самостоятельность не может быть безграничной. По оценкам экономистов финансирование муниципальных предприятий и учреждений составляет около 70 % всех бюджетных расходов. Следовательно, ограниченная самостоятельность муниципальных предприятий вызвана следующими причинами: а) социальная значимость услуг, для оказания которых должны создаваться муниципальные предприятия; б) финансирование (полное или частичное, в виде дотаций, льгот и др.) таких предприятий за счет средств муниципальных бюджетов; в) монопольное положение большинства муниципальных предприятий (местные монополии); г) использование муниципальными предприятиями имущества, являющегося собственностью муниципальных образований; д) субсидиарная ответственность муниципальных образований по долгам муниципальных предприятий в случаях, предусмотренных законодательством и учредительными документами. е) соответствия деятельности предприятия его уставным задачам; правильности расходования средств, предоставляемых предприятию из местного бюджета в той или иной форме; ж) законности и экономической целесообразности сделок с имуществом, являющимся собственностью муниципалитета. Однако такой контроль должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную хозяйственную деятельность, которая относится к исключительной компетенции самого предприятия или учреждения. Контроль муниципальных организаций должен преследовать цель проверки эффективности расходования бюджетных средств и определения эффективности деятельности муниципальных предприятий. Вопрос о наиболее оптимальной форме контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений на данный момент остается дискуссионным. Муниципальные предприятия, как в России, так и за рубежом различаются не только по сферам деятельности, но и по многим другим признакам. Поэтому возникает необходимость их классификации. Альбах Е.А. исследуя тему «Управление муниципальными предприятиями утверждает, что для выбора наиболее эффективных решений по управлению муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами представляется необходимым положить в основу именно такие характеристики (признаки), которые отражали бы целевую функцию (миссию) предприятия и условия для ее выполнения, а не его текущие экономические показатели, способные быстро изменяться под воздействием различных факторов. На основе этой установки автором разработана функциональная классификация муниципальных предприятий. В основу предлагаемой классификации положена задача поиска наиболее эффективных организационных форм управления предприятиями и их имущественными комплексами. В соответствии с такой задачей определены признаки, по которым производится классификация. К числу этих признаков относятся функциональное назначение предприятия, виды оказываемых им услуг, степень монополизации вида услуг, принадлежность основных фондов, вид потребителей услуг и способы оплаты услуг. По сути, классификация предприятий, оказывающих необходимые услуги (работы, товары) населению, должна быть производной от классификации самих муниципальных услуг. Именно функциональное назначение того или иного предприятия имеет решающее значение для выбора степени необходимого вмешательства муниципалитета в его работу, сочетания рыночных и административных рычагов управления, выбора форм и способов совершенствования управления муниципальным предприятием и имущественными комплексами. Поэтому такая классификация муниципальных предприятий будет называться в работе, утверждает Альбах Е.А., функциональной. Ниже рассмотрены следующие признаки функциональной классификации муниципальных предприятий: Первый признак - целевая функция. В соответствии с ним муниципальные предприятия делятся на: социальные (общественные), коммерческие и контрольно-регулирующие. В первом случае целью создания предприятия является непосредственная польза для местного сообщества, доходов бюджета от данного предприятия может и не быть. Во втором случае местное сообщество получает пользу от предприятия не непосредственно, а через доходы бюджета, которые далее могут быть использованы в интересах населения. В третьем случае с помощью (силами) предприятия орган местного самоуправления осуществляет мониторинг и регулирование на платной основе некоторых важных экономических процессов на территории, таких как учет стоимости имущества, регулирование рынка жилья, регулирование предпринимательской деятельности, проектно-строительной деятельности, организацию муниципальных заказов и др., одновременно получая доходы в бюджет. Однако пополнение бюджета является здесь вспомогательной, а не главной целью. Второй признак - степень жизненной важности оказываемых услуг. Чем выше значимость для населения оказываемой данным предприятием услуги, чем более важно гарантировать ее бесперебойное исполнение на всей территории муниципального образования, тем выше должна быть степень влияния муниципальной власти на деятельность предприятия. Третий признак - уровень монополизации данной сферы услуг. Чем выше уровень монополизации той или иной услуги, тем выше должна быть степень влияния муниципалитета на предприятие - исполнителя данной услуги. Четвертый признак - принадлежность обслуживаемых предприятием основных фондов. Предприятия делятся по тому, в каком экономическом отношении (хозяйственное ведение или только обслуживание) находится муниципальное предприятие к эксплуатируемым им основным фондам. В первом случае степень контроля муниципалитета за деятельностью предприятия должна быть выше. Пятый признак - тип услуги и форма её оплаты потребителем. Здесь оценивается возможность для потребителя услуги оценивать ее объем и качество и вытекающая из этого форма оплаты услуги. Чем большие возможности оказывать влияние на предприятие-исполнителя имеет потребитель услуги, тем менее необходимо вмешательство муниципалитета в работу предприятия. Классификация по первому признаку, как уже отмечалось, является исходной для всех остальных. Предприятие, основанное муниципалитетом в коммерческих целях, в целях пополнения доходов местного бюджета, по сути, не требует вмешательства муниципальной власти в его работу. Если известно, что данное предприятие может работать в конкурентной рыночной среде с высокой рентабельностью (а иначе для чего было учреждать его), то единственной заботой муниципалитета как учредителя является получение максимального дохода от деятельности предприятия в местный бюджет, что должно быть отражено в учредительных документах. Предприятие само устанавливает цены и тарифы на свою продукцию и услуги, конкурирует с аналогичными предприятиями других форм собственности. Наиболее типичными примерами муниципальных предприятий, созданных с коммерческой целью, могут быть предприятия торговли, общественного питания, отдельных видов бытового обслуживания, автосервиса, гостиницы и др. Предприятия, основанные муниципалитетом, в целях непосредственного удовлетворения тех или иных потребностей местного сообщества (целевая функция - полезность) также должны быть рентабельными, однако получение в бюджет доли прибыли или другой формы дохода от их хозяйственной деятельности не является обязательным и может вообще не предусматриваться. Муниципалитет может устанавливать или регулировать в социальных целях цены и тарифы на продукцию и услуги этих предприятий и должен компенсировать им потери, вызванные таким регулированием, через систему муниципального заказа или дотаций. Предприятия третьей группы характеризуются незначительной стоимостью основных фондов, а по характеру своей деятельности (непроизводственная) близки к учреждениям. Они получили статус унитарных предприятий исключительно в силу своей самоокупаемости. Целевая функция этих предприятий трояка: и доходы бюджета, и непосредственная польза своим клиентам, и (главное) осуществление некоторых властно-регулирующих функций местного самоуправления. Муниципальная власть должна устанавливать расценки на их услуги, приемлемые для населения. С учетом конкретной ситуации уровень рентабельности отдельных таких предприятий может быть существенно различным (см. Рисунок 2). Рисунок 2 - Классификация муниципальных предприятий по цели их создания[4, с.59] Предприятия первой и третьей групп в силу своей специфики не требуют какой-либо дальнейшей классификации. Поэтому последующее изложение ведется только для предприятий, ориентированных на оказание непосредственной пользы местному сообществу. Классификация по второму признаку характеризует муниципальные предприятия по степени жизненной важности оказываемых услуг. В качестве критерия оценки важности услуги была использована «пирамида А. Маслоу». Маслоу выдвинул гипотезу о наличии у индивидов ряда потребностей, которые человек стремится удовлетворить. Низшие (потребности первого уровня) - физиологические потребности. Согласно гипотезе Маслоу, они доминируют до тех пор, пока хотя бы частично не удовлетворены. А затем лишь нормальные индивиды обращают внимание на удовлетворение потребностей следующего уровня и т. д., до тех пор, пока не наступит доминирование потребностей высшего уровня. Все муниципальные предприятия, оказывающие определённые типы услуг населению, в рамках критерия жизненной важности, целесообразно разделить на три группы (см. Рисунок 3). Рисунок 3 - Классификация муниципальных предприятий по степени важности оказываемых услуг[4, с.60] Классификация по третьему признаку муниципальных предприятий характеризует их по степени монополизации той сферы услуг, в которой функционирует предприятие. Здесь выделяются три группы (см Рисунок 4).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 69 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 780 страниц
960 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 76 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg