Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Развитие полисубъектного диалога у дошкольников с задержкой психического развития как средство социализации

one_butterfly 3150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Объектом данного исследования является полисубъектность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности проявлений полисубъектности в диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исс?ледования состо?ит в следу?ющем предпо?ложении: разработанная с?истема корре?кционно-ло?гопедическ?их приемов о?казывает по?ложительное в?лияние на р?азвитие полисубъектности в диалогической реч?и дошкольн?иков с ЗПР. Цель данно?го исследо?вания состоит в изуче?нии особен?ностей пол?исубъектност?и в диалогической реч?и у старши?х дошкольн?иков с задер?жкой психичес?кого развит?ия. Для достиже?ния постав?ленной цел?и автором ре?шались сле?дующие исследовательские з?адачи: - Изучить теорет?ические и мето?дологическ?ие основы исс?ледования проб?лемы полисубъе?ктности ди?алогическо?й речи у дете?й в контексте со?циализации дете?й старшего до?школьного возр?аста с задер?жкой психичес?кого развит?ия; -концептуализировать и о?перационал?изировать к?атегорию по?лисубъектност?и в отноше?нии диало?гической реч?и; -разработать стру?ктурно-фун?кциональну?ю схему по?лисубъектност?и; -разработать и а?пробироват?ь диагност?ический мо?дуль; - экспериме?нтальным путё?м определит?ь уровень по?лисубъектност?и в диало?гической реч?и в группе дете?й старшего до?школьного возр?аста с задер?жкой психичес?кого развит?ия. Методологическая ос?нова иссле?дования пре?дставлена: - субъектно-?деятельност?ный подход к по?ниманию и р?азвитию пс?ихики: поло?жения о раз?витии псих?ики и стано?влении лич?ности как субъе?кта развит?ия в деяте?льности (К.?А.Абульхано?ва, Б.Г.Ан?аньев, А.В.?Брушлински?й, Л.С.Выготс?кий, В.В.Д?авыдов, А.?Н.Леонтьев, С.?Л.Рубинште?йн, Д.Б.Эл?ьконин и др.); - системно-субъе?ктный и субъе?ктно-генет?ический по?дход в пед?агогическо?й психолог?ии и психо?логии разв?ития (А.В.?Брушлински?й, Л.И.Божо?вич, Е.Н.Во?лкова, В.В.З?наков, А.К.Ос?ницкий, В.?А.Петровск?ий, Е.А.Сер?гиенко, В.?И.Слободчи?ков, З.И.Р?ябикина, Н.?Я.Большуно?ва и др.); - теоретико-?методологичес?кие и психо?логические исс?ледования л?ичности ка?к субъекта де?ятельности и об?щения, само?познания, с?аморазвити?я (К.А.Абу?льханова, А.?Г.Асмолов, Л.?И.Божович, А.?В.Брушлинс?кий, А.Н.Лео?нтьев, В.С.?Мухина, В.?А.Петровск?ий, С.Л.Руб?инштейн, Е.?А.Сорокоумо?ва, В.В.Сто?лин, Д.И.Фе?льдштейн и др.); - представ?ления о за?кономерност?ях формиро?вания высш?их психичес?ких функци?й, зонах а?ктуального и б?лижайшего р?азвития и учете и?х в процессе обуче?ния ребенк?а, роли со?циальной сре?ды как источ?ника психичес?кого развит?ия (Л.С.Вы?готский, Л.Ф.Обу?хова, В.И.С?лободчиков, У.?В.Ульенков?а, Д.И.Фел?ьдштейн, Д.?Б.Эльконин и др.); - средовый по?дход к раз?витию личност?и ребенка с з?адержкой пс?ихического р?азвития пре?дполагает соз?дание в до?школьной обр?азовательно?й организа?ции коррек?ционно-раз?вивающей сре?ды, отвеча?ющей требо?ваниям Федер?ального госу?дарственно?го стандарт?а дошкольно?го образов?ания, санит?арно-эпиде?миологичес?ким правил?ам и нормат?ивам (Н. Н. Б?линов, Е. С. С?лепович, Г. В. Ф?адина, С. Г. Ше?вченко и др.); - психолого-?педагогичес?кие основы по?лисубъектно?го взаимоде?йствия (И.?В. Вачков, Б.Ф. Ло?мов, С.С. М?аилян, H.H. Обозо?в, П.Е. Ре?шетников, В.?А. Сластен?ин и др.) - личностно ор?иентирован?ный подход к р?азвитию лич?ности ребе?нка с задер?жкой психичес?кого развит?ия, направ?ленный на по?ддержку у до?школьников про?цессов само?познания, с?амореализа?ции и самостро?ительства (?Д. И. Бойко?в, Е. Е. Д?митриева, Г. И. Ефре?мова, И. А. Коробе?йников и др.); - деятельностный по?дход к раз?витию личност?и ребенка с з?адержкой пс?ихического р?азвития пре?дполагает пере?дачу дошко?льникам со?циокультур?ного опыта в про?цессе орга?низации вз?аимодейств?ия «взросл?ый - ребено?к» (Л. С. В?ыготский, А. В. З?апорожец, С. Л. Руб?инштейн и др.). При проведе?нии исследо?вания испо?льзовались с?ледующие мето?ды: -теоретический а?нализ психо?лого-педаго?гической и л?ингвистичес?кой литератур?ы; - эмпиричес?кие: конст?атирующий, фор?мирующий и ко?нтрольный э?ксперимент?ы; - количест?венный и к?ачественны?й анализ(кр?итерий Сть?юдента). Работа про?водилась н?а базе Муниципального б?юджетного до?школьного обр?азовательно?го учрежде?ния г. Кол?ы детского с?ада №4. В исследов?ании прини?мало участ?ие 30 дете?й старшего до?школьного возр?аста (6-7 лет), из н?их – 15 – с з?адержкой пс?ихического р?азвития (об?щим недораз?витием реч?и 2 уровня) и 15 – с нор?мой речево?го развити?я. Исследование про?водилось в нес?колько эта?пов. Первый эта?п (февраль – март 2018) – изучен?ие и теорет?ический ан?ализ психо?лого-педаго?гической и н?аучно-мето?дической л?итературы по те?ме исследо?вания; ана?лиз и оцен?ка совреме?нного состо?яния пробле?мы в теори?и и практи?ке, опреде?ление цели, з?адач, гипотез?ы исследов?ания. Второй эта?п (октябрь – декабрь 2018) – проведе?ние констат?ирующего эт?апа экспер?имента с це?лью опреде?ления особенностей по?лисубъектност?и в диалог?ической реч?и у детей ст?аршего дош?кольного возр?аста с ЗПР. Третий эта?п (январь – март 2019) – проведе?ние формиру?ющего экспер?имента напр?авленного н?а разработ?ку и апроб?ацию систе?мы специал?ьных корре?кционно-раз?вивающих у?пражнений по р?азвитию полисубъектности в д?иалогическо?й речи у дете?й старшего до?школьного возр?аста с ЗПР Четвертый эт?ап ( апрель – май 2019) – повтор?ная диагност?ика и анал?из эффекти?вности про?деланной р?аботы. Практическая з?начимость исследования состо?ит в том, что н?а основе по?лученных резу?льтатов, пре?дложена систе?ма коррекц?ионно-лого?педических пр?иемов, котор?ые могут б?ыть использо?ваны в учеб?но-воспитате?льном процессе в пр?актике работ?ы специалисто?в дошкольн?ых образов?ательных учре?ждений. Апробация резу?льтатов исс?ледования. Экспериме?нтальное исс?ледование в?ыполнено по з?аявке МДОУ № 4 горо?да Колы (с?правка при?лагается). Опубликованные ст?атьи: 1. Лапина А.С. «Категория «субъектность» и решение актуальных задач современного дошкольного образования» Сборник: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в 21 веке: материалы II виртуальной всероссийской научно-практической конференции, 1-30 ноября 2017 года/ отв. Ред. Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МАГУ,2018 – 102 С.) - С. 69-73 2. Сизова А.С. «Полисубъектный подход в современном дошкольном образовании» // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве. сборник материалов II Международной научно-практической конференции 15 ноября – 13 декабря 2017 / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 236 с. – С. 42-46 3. Лапина А.С. Полисубъектное взаимодействие дошкольников с задержкой психического развития // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. – 2018. – №5 (май). – АРТ 217-эл. – 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/87555 • Участие в конференциях: Лапина А.С., Полисубъектное взаимодействие дошкольников с задержкой психического развития - участие во II внутривузовской студенческой научно-практической конференции РЕАБИЛИТАЦИЯ, АБИЛИТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ 30 марта 2018 Лапина А.С., Опыт использования технологии интеллект-карт в развитии субъектности дошкольников с ЗПР – участие в студенческом марафоне «Вместе за инклюзию» – 18 апреля 2019 г. • Конкурс научно-исследовательских работ: 1. Участник конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области в номинации «Экономические и гуманитарные науки» - работа «Развитие полисубъектного диалога у дошкольников с общим недоразвитием речи» - сентябрь 2017 год 2.Сизова А.С. ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Студенческий научный форум – 2018 - URL:https://www.scienceforum.ru/2018/2897/5612 В структур?ном отноше?нии выпуск?ная квалиф?икационная р?абота состо?ит из введе?ния, двух г?лав, заключе?ния, списк?а использо?ванной литер?атуры и пр?иложений.
Введение

Актуальность темы. Современное дошкольное образование и воспитание не могут игнорировать преобразования, которые происходят во всех сферах современного общества. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы морально-нравственного сознания и поведения человека, формируются качества личности, которые будут отвечать за уважительные или эгоистические отношения с другими людьми. Фундамент для развития этих и других качеств необходимо закладывать в дошкольном возрасте, который Л.И. Божович, ДА. Венгер, JI.C. Выготский, A.B.Е. Б. Мурзина Запорожец, О.В. Суворова, H.H. Поддьяков, Е.О. Смирнова,А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и другие считают возрастом, наиболее сенситивным для становления личности. [6, с.17] В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л. В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван). [5, с.73] В связи с этим особую актуальность как в теоретическом, так и практическом плане приобретает проблема субъектности - развития активной, хорошо интегрированной личности, способной управлять собой, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям социальной жизни. Именно в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для развития субъектности. Понятия «субъект» и «субъектность личности» рассматриваются исследователями как основа для построения новой парадигмы исследования личности и ее развития, что нашло свое отражение в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхано-вой-Славской, А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, Е. А. Сергиенко. Субъектность представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека: в результате внутренних количественных изменений возникает новая способность - осознанно производить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимости от них самому. [37, с.33] Внешним и наиболее значимым фактором становления субъектности является среда - социокультурное пространство, в которое включен ребенок: культура, система культурных знаков, значений и смыслов, порождаемых в совместной деятельности ребенка и взрослого, система взаимодействий ребенка с взрослыми и сверстниками. Необходимым условием развития субъектности ребенка-дошкольника является детско-взрослая событийная общность (Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и другие), в которую входят сами дети и близкие им взрослые - их родители и профессионалы, работающие в детском саду. Отношения между ее членами должны складываться таким образом, чтобы ребенок осмеливался осуществлять свои замыслы, действовать самостоятельно, проявлять инициативу, не дожидаясь образца. [39, с.23] Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков. [11, с.1397] Эффективность взрослого как фактора становления субъектности ребенка определяется его полисубъектностью во взаимодействии с ним. Полисубъектность, как показала О. В. Суворова, предполагает не просто субъет-субъектное общение, а включает в себя непрерывный диалог с ребенком, отклик во взаимодействии, отношение к ребенку как к деятелю, создание условий для субъектного опыта ребенка, трансляцию взрослым своих субъектных качеств растущему человеку. Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой практической важностью апробации эффективных методик обследования и коррекции полисубъектности в диалогической речи детей с ЗПР.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................................................................................................11 1.1 Социализация как многокомпонентный процесс развития личности........................................................................................................11 1.2Формирование субъектности как компонента социализации .........................................................................................................................18 1.3Особенности развития субъектности у детей с задержкой психического развития..................................................................................................................33 1.4 Выводы по первой главе................................................................................33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.........................................44 2.1 Методики и организация констатирующего эксперимента .......................44 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ................................58 2.3 Развитие полисубъектности в диалогической речи у старших дошкольников с ЗПР в процессе формирующего эксперимента .................................................................................................................................73 2.4 Результаты контрольного эксперимента…………………………………..81 2.5 Выводы по второй главе.................................................................................81 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................93 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................98 ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................106
Список литературы

1. Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. 2. Абульханова-Славская, К. А. Принцип субъекта в философско-психолгической концепции С.Л.Рубинштейна [Текст]/К.А. Абултханова -Славская// Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989.-С. 10-61. 3. Бабаева Т.И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учеб.-метод. пос. [Текст] / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 4. Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 6. – С.45-50 5. Батукова Ю. О. Формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития конструктивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 72–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192017.htm. 6. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm. 7. Белолуцкая А.К., Леван Т.Н., Холодова О.Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. – 2018. – №4(86). – С. 4–17. 8. Битянова М.Р. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №5. – С. 111-117. 9. Борисова В. Н., Макарова Т. А. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 381–385. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95361.htm. 10. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] // Психологический журнал. 1991. - Т. 12. - №6. - С.3-12. 11. Бучилова И. А., Селина А. В., Александрова А. В. Игротерапия как средство коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1396–1400. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85280.htm. 12. Васильева, В.С. Теоретико-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева // Наука, образование, общество. – 2015. – № 4 (6). – С. 80–94. 13. Васильева, В.С. Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования [Текст] / В.С. Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – Т. 61. – № 6. – С. 82–84. 14. Васильева, В.С. Феномен коммуникации личности в концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 25–33. 15. Васильева, В.С. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева, Е.Ю. Никитина. – М.: Перо, 2017. – 275 с. 16. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 16-29. 17. Воронич Е.А. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА СО СВЕРСТНИКАМИ // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №21. – С. 321 - 323 18. Герасимова И.Л., Максачук Т.П., Психолого-педагогическое сопровождение формирования навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками у детей с задержкой психического развития в процессе продуктивной деятельности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. 2016 Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). – 2016. – С. 560-562 19. ГиддингсФ.Г. Теория социализации (русск. изд.) М. : 1898. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/232-socializacii-giddings.html (дата обращения: 10.03.2018). 20. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 21. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 386–390. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95362.htm. 22. Гусакова М.А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики [Текст] // Педагогическая практика. – 2015. - №4. - С. 90-95 23. Демидовец, И.А. Cоциально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Демидовец // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 1. — № ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. — С. 192-202. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.20. 24. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 04.10.2018). 25. Исакова, А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции [Текст] / А.А. Исакова // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21. – № 1 (86). – С. 46–53. 26. Лебедева, С.А. Развивающее взаимодействие педагога с детьми как основа дошкольного образования в условиях реализации ФГОС [Текст] / С.А. Лебедева // Научный поиск. – 2015. – № 3; 5. – С. 27–28. 27. Лосева Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 519–523. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46279.htm. 28. Малютина, Е.В. Портфолио как эффективная форма работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Е.В. Малютина // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2016. – С. 103–109. 29. Малютина, Е.В. Педагогическое содействие становлению ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Малюкова // Профессионал года 2017: сб. статей VI Международного научно-практического конкурса; под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 62–66. 30. Малютина, Е.В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е.В. Малюкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 66–69. 31. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 05.06.2019). 32. Михайлова Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/412/ (дата обращения: 05.06.2019). 33. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 209–211. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56519.htm. 34. Никифорова Н. В., Баишева М. И. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 169–171. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771052.htm. 35. Никитина Е. Л., Трофимова С. А. Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 90–94. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770820.htm. 36. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности [Текст] //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С.5-19. 37. Пак Л.Г. Категория субъектности в контексте социализации личности м // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 4. – С.32-41 38. Паленова Е. В., Иванова Т. Н. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 886–890. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96091.htm. 39. Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании//Вопросы психологии. 1985. - №4. - С. 15-30. 40. Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании [Текст] //Вопросы психологии. 1985. - №4. - С. 15-30. 41. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 10 (октябрь). - С. 167-178. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170215.htm. 42. Поддьяков Н.Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010. С. 8-15. 43. Поддьяков Н.Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010 44. Приходько Е. Г. Новая модель образовательной деятельности как средство формирования социальных качеств личности детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95661.htm. 45. Прудякова Л. Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 251–255. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56858.htm. 46. Репринцева Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Е. А. Репринцева, А. В. Галич // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, No1. — С. 29-35 47. Савина А. К. Социализация как социально-педагогическая категория в исследованиях ведущих зарубежных ученых // Ценности и смыслы. 2017. № 2 (48). С.114-130. 48. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm. 49. Скиннер Б. По ту сторону свободы и достоинства. М. : Оперант, 2016. 192 с. 50. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. д-ра психол. наук [Текст] / В.И. Слободчиков. - М., 1994. - 78 с. 51. Старостина Н.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 170-173; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1683 (дата обращения: 05.06.2019). 52. Сунхалырова А. В., Баишева М. И. Формирование духовно-нравственных основ безопасного поведения детей в старшем дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 212–214. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771064.htm. 53. Тенкачева Т.Р. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ,ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Педагогическое образование в России. – 2017. - № 25. – С. 57-61. 54. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ - Сухум, 20l5. - 239 с. 55. Токовищева В. А., Ежкова Н. С. Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 521–525. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86114.htm. 56. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 57. Хакунова Ф. П., Аутлева А. Н. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 306–310. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56869.htm. 58. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. - 2015. - № 2 - С. 46. 59. Цветкова Г. В. Субъектная позиция обучащегося в образовательной среде как условие успешного развития личности школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 726–730. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46320.htm. 60. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников [Текст] // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 64 — 76.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОС?НОВЫ ИЗУЧЕ?НИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ Р?ЕЧИ У ДЕТЕ?Й С ЗАДЕРЖКОЙ ПС?ИХИЧЕСКОГО Р?АЗВИТИЯ 1.1 Социализация к?ак многоко?мпонентный про?цесс развит?ия личност?и В современ?ной философ?ии, социоло?гии, психо?логии и пе?дагогике со?циализация пре?дставляет собо?й целостны?й и универс?альный про?цесс в еди?нстве фило- и о?нтогенеза. (С. С. Б?атенин, О. И. И?ванов, И. С. Ко?н, В.Момов, Б. П. П?арыгин и др.; Е. Н. Сороч?инская, Л. С. В?ыготский, М. М. Руб?инштейн, В. И. С?лободчиков, Е. Н. Ш?иянов и др.). Социализация к?ак явление, р?ассматриваетс?я в аспекте про?цессуально?м и результ?ативном, г?де основны?м ядром высту?пают социа?льные отно?шения. Име?нно они опре?деляют соц?иокультурну?ю среду, ст?ановление л?ичности, р?азвивают с?пособность об?щаться и вз?аимодейство?вать с дру?гими людьм?и, приобрет?ать опыт с?амореализа?ции, самовос?питания, с?амоопределе?ния. Приобрете?ние опыта а?даптации к ре?алиям соци?альной жиз?ни в процессе по?лучения обр?азования по?могает ребе?нку быть ус?пешным, на?ходиться в це?нтре общест?венных соб?ытий. В Фе?деральном З?аконе «Об обр?азовании в Росс?ийской Федер?ации» отмеч?ается, что гу?манизация обр?азования, о?пределяя пр?иоритет об?щечеловечес?ких ценносте?й, призван?а развиват?ь способност?ь детей ор?иентироват?ься в соци?альных ситу?ациях. В исс?ледованиях Н. Ф. Го?ловиной бы?ли выделен?ы несколько по?дходов хар?актеризующ?их социализ?ацию в пси?холого-пед?агогическо?м аспекте [56]: -со?циологичес?кий — расс?матривающи?й социализ?ацию, как ме?ханизм тра?нсляции ку?льтуры от по?коления к по?колению, о?хватывающи?й стихийные вз?аимодейств?ия и орган?изованные про?цессы восп?итания и обр?азования; -ф?акторно-инст?итуционный — о?пределяющи?й социализ?ацию как со?вокупность ф?акторов, и?нститутов и а?гентов соц?иализации; -?интеракцио?нисский — р?аскрывающи?й социализ?ацию как ме?жличностное взаимодействие, об?щения, опре?деляющих ст?ановление л?ичности и ее в?нутреннюю к?артину мир?а (ценносте?й, норм, уст?ановок, стереот?ипов); -интр?аиндивидуа?льный — опре?деляющий со?циализацию к?ак адаптац?ию личност?и в социал?ьной среде и ее т?ворческую с?амоорганиз?ацию. (Игн?атова Л. Ю.). Целенаправленные, со?циально-ко?нтролируем?ые процесс?ы воздействия н?а личность ре?ализуются пре?жде всего в вос?питании и обуче?нии. Стихи?йное, спонт?анное влия?ние осущест?вляется через сре?дства массо?вой коммун?икации, со?циальные с?итуации ре?альной жиз?ни и многие дру?гие фактор?ы. Двусторо?нность про?цесса социализации про?является т?акже в еди?нстве ее в?нутреннего и в?нешнего содер?жания. Внешний про?цесс - это совоку?пность все?х социальных воз?действий н?а человека, ре?гулирующих про?явление пр?исущих субъе?кту импульсо?в и влечен?ий. Внутренний про?цесс - процесс формиро?вания целост?ной личност?и. Социализ?ация может изуч?аться в филогенетическом п?лане - формирование ро?довых свойст?в человечест?ва, и онтогенетическом - формиров?ание конкретного т?ипа личност?и. [47, с.117] В процессе ус?воения и вос?производст?ва социаль?ного опыта человек высту?пает в дву?х позициях: к?ак объект и к?ак субъект со?циализации. Б.?Г.Ананьев о?пределил че?ловека как объе?кта в отно?шении социал?ьных возде?йствий, на?правленных н?а него. Он по?лагал, что, пре?жде чем расс?матривать л?ичность с точ?ки зрения ее в?нутреннего со?держания, т.е. к?ак субъект?а обществе?нных отноше?ний, необхо?димо снача?ла охарактер?изовать со?вокупность все?х социальных сил и в?лияний, котор?ые воздейст?вуют на нее из?вне. Иными словами, о?пределив че?ловека как объе?кта общест?венного развития, мож?но понять в?нутренние ус?ловия его ст?ановления к?ак субъект?а обществе?нного разв?ития. Основные со?циально-пс?ихологичес?кие услови?я социализ?ации: а) свобода в?ыбора в сочет?ании с ответст?венностью з?а последст?вия выбора со?циализации; б) доступно-?напряженны?й психолог?ический пут?ь социализ?ации, веду?щий не тол?ько к свобо?де общения и по?ведения, но и к по?вышению ст?атуса в резу?льтате обр?азования; в) осознан?ности выбор?а путей и с?пособов са?мосоциализ?ации; г) помощь в осу?ществлении в?ыбора пути со?циализации в по?дростковом и ю?ношеском возр?асте; д) раннее в?ключение л?ичности в со?циально акт?ивную деяте?льность и по?лучение со?циального о?пыта; е) благопр?иятная соц?иальная сре?да в основ?ных институт?ах социализ?ации личност?и, таких к?ак семья, ш?кола, ВУЗ, тру?довой, досу?говый колле?ктив; ж) динамич?ность жизн?и в группа?х, в котор?ых происхо?дит социал?изация лич?ности. [24, с.14] В науке су?ществует м?ножество по?дходов пер?иодизации со?циализации. Н?аиболее аде?кватным по?дходом с поз?иций цели исс?ледования, по м?нению автор?а, являетс?я периодиз?ацию социа?лизации в соот?ветствии с ж?изненными ц?иклами лич?ности, пре?дложенная Э. Эр?иксоном. Всего Э. Эр?иксон выде?ляет восем?ь фаз разв?ития «Я». Первая фаз?а - младенчест?во. Главна?я решаемая з?адача - выр?аботать у ребе?нка бессоз?нательное чу?вство базо?вого довер?ия к окруж?ающему миру. Это пре?дполагает со?вместные де?йствия мла?денца и ро?дителей. Ребе?нок нуждаетс?я в эмоцио?нальном те?пле, родите?ли испытыв?ают потреб?ность опек?ать ребенк?а. Совпаде?ние этих д?вух потреб?ностей обес?печивает резу?льтат. Есл?и «базовое до?верие» не воз?никает, у м?ладенца раз?виваются чу?вство «базо?вого недовер?ия» к окру?жающему миру, тре?вожность, котор?ая у взрос?лого челове?ка проявляетс?я в форме з?амкнутости, не?людимости. Вторая фаз?а - раннее детст?во. На это?й фазе у ребе?нка формируетс?я чувство а?втономност?и и самоце?нности или и?х противопо?ложность - ст?ыд и сомне?ние. На это?й стадии з?акладываютс?я такие черт?ы будущей л?ичности, к?ак чувство от?ветственност?и и уважен?ие к дисци?плине. Третья фаз?а - игрово?й возраст (5-7 лет) фор?мирует чувст?во инициат?ивы, желан?ие сделать что-то. Ес?ли это жел?ание не ре?ализуется, воз?никает чувст?во вины. В про?цессе игры со с?верстникам?и ребенок ос?ваивает раз?личные рол?и взрослого м?ира. На это?м этапе фор?мируется чу?вство спра?ведливости. Четвертая ф?аза - школ?ьный возраст. Р?азвивается с?пособность доб?иваться пост?авленной це?ли. Важней?шими ценност?ями станов?ятся компете?нтность и эффе?ктивность. В прот?ивоположно?м случае у ребе?нка появляетс?я чувство не?полноценност?и, которое воз?никает из соз?нания свое?й неуспешност?и в решени?и каких-то з?адач, связ?анных в пер?вую очеред?ь с учебно?й деятельност?ью. Пятая фаза - ю?ность. Раз?вивается чу?вство собст?венной непо?вторимости и и?ндивидуаль?ности, в прот?ивоположно?м случае воз?никает лич?ностная нео?пределенност?ь, диффузное «?я». Диапазо?н выполняе?мых ролей з?начительно р?асширяется, но мо?лодой чело?век не усв?аивает их ср?азу, а выб?ирает и ме?няет в зав?исимости от с?итуации, к?ак бы пример?яет, пробует и?х. Роли взрос?лых юные вос?принимают через и?нформацию о м?ире старши?х поколени?й и через ис?кусственное по?дражание де?ятельности взрос?лых. На это?й фазе акт?ивно формиру?ются самосоз?нание и но?вое ощущен?ие времени. Шестая фаз?а - молодост?ь. Основна?я ее характер?истика - по?явление потреб?ности и способ?ности к инт?имной, пси?хологическо?й близости с дру?гим челове?ком. Ее ал?ьтернатива - чу?вство изол?яции и оди?ночества. На седьмой ф?азе - взрос?лости - раз?вивается т?ворческая де?ятельность, чу?вство проду?ктивности. О?ни проявля?ются в тру?де, в заботе о дру?гих людях, дет?ях, в потреб?ности пере?давать им с?вой опыт. В прот?ивоположно?м случае по?является чу?вство стаг?нации. Завершающая, вос?ьмая фаза э?пигенеза х?арактеризуетс?я появление?м чувства ис?полненного до?лга, удовлет?воренности ж?изнью, либо ро?ждается чу?вство разоч?арования. [19, с.112] Для каждой ст?адии жизне?нного цикл?а характер?на специфичес?кая задача, котор?ая выдвигаетс?я общество?м. Общество о?пределяет т?акже содер?жание разв?ития на раз?ных этапах ж?изненного ц?икла. Одна?ко решение это?й задачи, со?гласно Э. Эр?иксону, за?висит и от у?же достигнуто?го уровня пс?ихомоторно?го развити?я индивида, и от об?щей духовно?й атмосфер?ы общества, в которо?м этот инд?ивид живет. Ре?шение каждо?й из этих з?адач, свод?ится к уст?ановлению о?пределенно?го динамичес?кого соотно?шения между д?вумя крайн?ими вариант?ами задач ц?икла. Разв?итие личност?и - результ?ат борьбы эт?их крайних воз?можностей, котор?ая не зату?хает при пере?ходе на сле?дующую ста?дию развит?ия. Эта бор?ьба на ново?й стадии р?азвития по?давляется ре?шением ново?й, более а?ктуальной з?адачи, но нез?авершенност?ь дает о себе з?нать в пер?иоды жизне?нных неудач. Дост?игаемое на к?аждой стад?ии равновес?ие знаменует собо?й приобрете?ние новой фор?мы эгоидент?ичности и от?крывает воз?можность в?ключения субъе?кта в более ш?ирокое соц?иальное окру?жение. Важным моме?нтом в кон?цептуально?м анализе проб?лематики со?циализации пре?дставляетс?я структур?но-функцио?нальный ан?ализ данно?го процесс?а, сфокусиро?ванный на исс?ледовании ме?ханизмов со?циализации. Механизмы со?циализации мо?жно опреде?лить как со?вокупность сре?дств и мето?дов, обеспеч?ивающих про?цесс насле?дования и преобр?азования со?циокультур?ного опыта о?пределенно?го социума. [47, с.125] Социально-психологические ме?ханизмы включают в себ?я: - Импринт?инг (запеч?атление) — ф?иксирование че?ловеком на ре?цепторном и по?дсознатель?ном уровня?х особенносте?й воздейст?вующих на не?го жизненно в?ажных объе?ктов. Импр?интинг про?исходит пре?имуществен?но в младе?нческом возр?асте. - Экзистен?циальный н?ажим — овл?адение язы?ком и неосоз?наваемое ус?воение нор?м социально?го поведен?ия, обязате?льных в про?цессе взаи?модействия со з?начимыми л?ицами. – Подражание — с?ледование к?акому-либо пр?имеру, обр?азцу. В да?нном случае — о?дин из путе?й произвол?ьного и ча?ще всего не?произвольно?го усвоени?я человеко?м социально?го опыта. - Рефлекси?я — внутре?нний диало?г, в которо?м человек р?ассматривает, о?ценивает, пр?инимает ил?и отвергает те и?ли иные це?нности, сво?йственные р?азличным и?нститутам об?щества, се?мье, общест?ву сверстн?иков, знач?имым лицам и т. д. С по?мощью рефле?ксии челове?к может фор?мироваться и из?меняться в резу?льтате осоз?нания и пере?живания им то?й реальност?и, в которо?й он живет, с?воего мест?а в этой ре?альности и себ?я самого. Социально-педагогические ме?ханизмы включают в себ?я: - Традицио?нный механ?изм социал?изации - ус?воение чело?веком норм, эт?алонов пове?дения, взг?лядов, стереот?ипов, котор?ые характер?ны для его се?мьи и ближ?айшего окру?жения. Это ус?воение про?исходит, к?ак правило, н?а неосозна?нном уровне с по?мощью запеч?атления, не?критическо?го восприят?ия господст?вующих стереот?ипов. - Институц?иональный ме?ханизм соц?иализации - фу?нкционирует в про?цессе взаи?модействия че?ловека с и?нститутами об?щества и р?азличными ор?ганизациям?и. В процессе вз?аимодейств?ия человек?а с различ?ными институт?ами и орга?низациями про?исходит нар?астающее н?акопление и?м соответст?вующих зна?ний и опыт?а социально о?добряемого по?ведения, а т?акже опыта и?митации со?циально одобр?яемого пове?дения и ко?нфликтного и?ли бесконф?ликтного избе?гания выпо?лнения соц?иальных нор?м. Надо имет?ь в виду, что сре?дства массо?вой коммун?икации как со?циальный и?нститут (печ?ать, радио, к?ино, телев?идение) вл?ияют на со?циализацию че?ловека не то?лько с помо?щью трансл?яции опреде?ленной инфор?мации, но и через пре?дставление о?пределенны?х образцов по?ведения герое?в книг, ки?нофильмов, те?лепередач. - Стилизов?анный меха?низм социа?лизации де?йствует в р?амках опре?деленной суб?культуры - ко?мплекс мор?ально-психо?логических черт и по?веденчески?х проявлен?ий, типичн?ых для люде?й определе?нного возр?аста или определенного професс?ионального и?ли культур?ного слоя, котор?ый в целом соз?дает опреде?ленный сти?ль жизни и м?ышления то?й или иной возр?астной, професс?иональной и?ли социаль?ной группы. Но суб?культура в?лияет на со?циализацию че?ловека посто?льку и в то?й мере, пос?кольку и в к?акой мере я?вляющиеся ее нос?ителями гру?ппы людей (с?верстники, ко?ллеги и пр.) рефере?нтны (знач?имы) для не?го. - Межличност?ный механиз?м социализ?ации функц?ионирует в про?цессе взаи?модействия че?ловека с субъе?ктивно знач?имыми для не?го лицами. В е?го основе ле?жит психоло?гический ме?ханизм меж?личностного пере?носа благо?даря эмпат?ии, идентиф?икации и т. д. З?начимыми л?ицами могут б?ыть родите?ли, любой у?важаемый взрос?лый, друг-с?верстник с?воего или прот?ивоположно?го пола и др. Но нере?дки случаи, ко?гда общение со з?начимыми л?ицами в гру?ппах и орг?анизациях мо?жет оказыв?ать на чело?века влиян?ие, не иде?нтичное то?му, какое о?казывает н?а него сам?а группа и?ли организ?ация. [51, с.172] Таким образом, осмыслению проблемы социализации на современном этапе глобализации мира способствует обращение к теоретическим основам этого явления, разработанным ведущими зарубежными учеными за последние десятилетия и сохраняющим во многом актуальность и в настоящее время. Главное направление социализации — переход человека от биологического существа в социальное, обретение личностью самостоятельности и определение своего места в обществе. Целью, смыслом и результатом процесса социализации, основанной на системе ценностей общества, является достижение идентичности и в самом широком понимании ее функции — становление социального «Я». 1.2 Формирование субъе?ктности ка?к компонент?а социализ?ации Современное росс?ийское обр?азование ор?иентирован?но на реал?изацию инд?ивидуально?й траектор?ии развити?я ребенка, н?а стимулиро?вание его т?ворческой а?ктивности и д?вижения к с?аморазвити?ю. Фундаментальными пр?инципами Федерального госу?дарственно?го образов?ательного ст?андарта дошкольного обр?азования выступает пр?изнание ребе?нка субъекто?м образова?ния, интер?претация р?азнообрази?я детства и в?ажности творчес?ки-преобразу?ющей актив?ности само?го ребенка к?ак базовой це?нности. Ст?андарт дош?кольного обр?азования – это и?нструмент из?менения все?й системы обр?азования (?А.Г. Асмоло?в), направ?ленное на по?ддержку поз?итивной со?циализации и и?ндивидуализ?ации ребен?ка, принят?ие его как субъе?кта жизнеде?ятельности. [56] В связи с в?недрением Ф?ГОС ДО назре?ла потребност?ь реконстру?ировать тр?адиционную пе?дагогическу?ю систему, ос?нованную н?а механизм?ах субъект?но-объектн?ых отношен?иях педаго?га и воспит?анника, что пре?дполагает необ?ходимость со?вершенство?вания педа?гогических те?хнологий до?школьного обр?азования н?а основе и?ндивидуализ?ации, обес?печить котору?ю позволит развитие субъе?ктности дете?й и педаго?гов. Развитие л?ичности пре?дставляетс?я продукто?м не внешн?их влияний и?ли интериор?изации опыт?а, а «самодвижения субъе?кта, включе?нного в мно?гообразные от?ношения с окру?жающими». Т?аким образо?м, субъектные осно?вания псих?ической акт?ивности пре?дставляютс?я как перво?причина, ст?имул психичес?кого развит?ия с самых р?анних этапо?в развития че?ловека. В. С. Мухи?на предлаг?ает путь исс?ледования л?ичности в ас?пекте субъе?ктности «через а?нализ инди?видуальных л?ичностных см?ыслов, котор?ые организу?ются в соз?нании чело?века в структур?ные звенья, об?щие для все?х и каждого по н?аименованию и ку?льтурному абр?ису, но ун?икальные по и?х значениям и смыс?лу». Она р?ассматривает в к?ачестве кр?итерия выде?ления возр?астных эта?пов специф?ические дл?я них форм?ы самосозн?ания, определяемого к?ак «ценност?ные ориент?ации, образу?ющие систе?му личност?ных смысло?в, которые сост?авляют инд?ивидуальное б?ытие личност?и». [8, с.114] «На первом эт?апе происхо?дит стихий?ное, не на?правляемое самосоз?нанием фор?мирование л?ичности. Это пер?иод подгото?вки рожден?ия осознаю?щей себя л?ичности, ко?гда у ребе?нка появля?ются в явн?ых формах по?лимотивиро?ванность и со?подчиненност?ь его дейст?вий. Начало р?азвития лич?ности обус?ловлено сле?дующими соб?ытиями в ж?изни ребен?ка. В перву?ю очередь о?н выделяет себ?я как персо?ну (это про?исходит на прот?яжении все?го раннего и до?школьного возр?аста), как нос?ителя опре?деленного и?мени (имя собст?венное, место?имение “я” и о?пределенны?й физическ?ий облик). Пс?ихологичес?ки “Я-образ” фор?мируется с э?моционально?го (положите?льного или отр?ицательного) от?ношения к л?юдям и с изъ?явления свое?й воли (“Я хочу”, “?Я сам”), котор?ая выступает ка?к конкретн?ая потребност?ь ребенка. Оче?нь скоро н?ачинает про?являться пр?итязание н?а признание (?имеющее ка?к позитивное н?аправление, т?ак и негат?ивное). В то же время у ребен?ка формируетс?я чувство по?ловой прин?адлежности, что т?акже опреде?ляет особе?нности раз?вития личност?и. Далее, у ребе?нка возник?ает ощущен?ие себя во вре?мени, у не?го появляетс?я психолог?ическое про?шлое, насто?ящее и будущее, он по-?новому нач?инает относ?иться к са?мому себе — д?ля него от?крывается перс?пектива его собственного р?азвития». Если «пер?вое рожден?ие личност?и», осуществляется, по м?нению В. И. Му?хиной, внутр?и заданной стру?ктуры самосоз?нания, то ее «?второе рож?дение» связ?ано с форм?ированием м?ировоззрен?ия и актив?ной воли, собст?венных смысло?в. [31, с.800] В. О. Тате?нко считает, что субъе?ктные качест?ва индивид пр?иобретает в про?цессе внутр?иутробного р?азвития, «?доформиров?ывая» их в ю?ности. Он по?дчеркивает, что потреб?ность инди?вида в саморе?гуляции свое?го развити?я есть отпр?авная точк?а субъектност?и, изначал?ьно присущ?ая каждому че?ловеку. К?ачество субъе?кта индиви?д приобрет?ает не в по?дростковом и?ли каком-то и?ном возрасте, а в мо?менты поро?ждения псих?ического, пере?хода от био?логического к пс?ихическому способу с?аморегуляц?ии, вероят?но, еще до рождения, в пре?натальном пер?иоде, когд?а начинают фу?нкциониров?ать органы чу?вств и пробу?ждаются пер?вые ощущен?ия, заклад?ывающие фун?дамент пси?хики как но?вого уровн?я и способ?а жизни. Прео?доление био?логических пре?дпосылок, о?владение собст?венной пси?хикой, осоз?нание собст?венных субъе?ктных инте?нций и стре?мление к и?х максимал?ьно полной реализ?ации в про?цессе «Я-т?ворчества» — вот су?щность чело?веческого су?ществовани?я. Движение к это?й высшей духовной инст?анции предст?авляет собо?й прохожде?ние определенных этапов стано?вления субъе?ктности. [7, с.12] В дошкольно?м возрасте ребё?нок начинает ус?ваивать со?циальные нор?мы и прави?ла и дейст?вовать в соот?ветствии с н?ими. Норма и её «?носитель» – взрос?лый какое-то вре?мя совмеще?ны в созна?нии ребёнк?а. В дальне?йшем, при пр?авильно ор?ганизованно?й педагогичес?кой практи?ке ребёнок с?пособен де?йствовать с?амостоятел?ьно, регул?ируемый нор?мой, котору?ю понял и ус?воил. Проис?ходит даль?нейшее овл?адение нав?ыками самообс?луживания, с?аморегуляц?ии. Возраст?ают возмож?ности ребё?нка к самоор?ганизации. По?является и р?азвивается с?южетно-роле?вая игра к?ак форма с?амостоятел?ьной деяте?льности ребё?нка совмест?но с други?ми детьми. Ребе?нок коопер?ируется с р?азными люд?ьми в завис?имости от в?нутренних потреб?ностей и в?нешних обсто?ятельств, по?движен в собст?венном микросо?циуме. В 6 лет ребё?нок способе?н сознател?ьно действо?вать в соот?ветствии с пре?дъявляемым?и к нему со?циальными нор?мами. Возр?астает воз?можность де?йствовать изб?ирательно в р?азличных с?итуациях. С?пособен к с?амоорганиз?ации (способе?н самостояте?льно орган?изоваться н?а разные в?иды деятел?ьности в соот?ветствии с собст?венным интересо?м), начинает р?азвиваться с?амоконтрол?ь, появляетс?я способност?ь к самооце?ниванию. Т?аким образо?м проявляя всё бо?льшую неза?висимость от взрос?лого, котор?ый передаёт е?му эти уме?ния в процесс?ах констру?ктивного вз?аимодейств?ия. [27, с.520] В 7 лет ребё?нок способе?н к избирате?льному пове?дению, может де?лать выбор?ы, опираяс?ь как на собст?венные, та?к и на общест?венные интерес?ы. Возрастают воз?можности с?аморегуляц?ии. Способе?н к самоор?ганизации, с?амоконтрол?ю и самооце?нке. Умеет с?амостоятел?ьно вступат?ь в контакт?ы, обслужи?вать себя, з?анимать себ?я различны?ми видами де?ятельности. С?пособен уч?аствовать в ко?ллективных в?идах деяте?льности, в котор?ых может з?анимать раз?ные позици?и – исполн?ителя, орг?анизатора, ве?дущего, игро?ка, партнер?а, помощни?ка. Может про?являть собст?венное мне?ние, отноше?ние, а не то?лько желан?ие. Самооце?нка станов?ится устойч?ивее, ослабе?вает завис?имость от м?нения взрос?лого. Таким образо?м, наряду со ст?ановлением субъе?ктности ребё?нка происхо?дит возраст?ание его су?веренизаци?и. Образов?ание как про?цесс сувере?низации че?ловека на эт?апе дошкол?ьного детст?ва имеет с?пецифику, котор?ая заключаетс?я в создан?ии психоло?гически опр?авданных и пе?дагогическ?и целесообр?азных «фор?матах» обр?азования. Сре?ди них выде?лим: - систему о?жиданий, котор?ая проявляетс?я в направ?ленности н?а «выращив?ание» (запрос) у ребё?нка конкрет?ных человечес?ких качест?в (это относ?ится к этичес?ким контекст?ам образов?ания, пост?ановке целе?й образова?ния, опреде?ления ожид?аемых резу?льтатов в соот?ветствии не то?лько с нор?мативной б?азой, но и це?нностно-см?ысловой сферо?й), - формы вз?аимодейств?ия взросло?го и ребён?ка, направ?ленных на р?азвитие фор?м самостояте?льности ребё?нка (саморе?гуляции, с?амоорганиз?ации, само?контроля, с?амооценива?ния), способст?вующие раз?витию его от?крытости в м?ир природн?ый и социа?льный, откр?ытости к ку?льтуре, от?крытости к с?амому себе, собст?венному оп?ыту, чувст?вительност?и к другим, и?нициативност?и. - создание пре?дметно-раз?вивающей сре?ды, стимул?ирующей про?явления са?мостоятель?ности дете?й, способст?вующей раз?витию его от?крытости, а?ктивности, соз?идательност?и. Субъектность р?ассматриваетс?я как осно?ва личност?и, как инте?гральная с?пособность че?ловека выстр?аивать жиз?нь в соответст?вии с собст?венными целями и це?нностями. О?на проявляетс?я в активно?й творческо?й позиции че?ловека при ре?шении жизне?нных задач, в с?пособности к с?аморегуляц?ии и рефле?ксии собст?венной деяте?льности(О.?М. Бабич). Субъектность человека про?является, пре?жде всего, в де?монстрации собст?венного лич?ностного от?ношения к объе?ктам дейст?вительност?и: формулировании о?ценки, проявлен?ия интерес?а к нему). Затем на ос?новании это?го отношен?ия возникают субъе?ктные иниц?иативы, то есть же?лание проя?вить актив?ность по от?ношению к избр?анному объе?кту. [21, с.388] В процессе о?нтогенеза к?ачествами, х?арактеризу?ющими чело?века как субъекта де?ятельности, становятс?я, как пок?азала Гуса?кова М.А.: це?нностное от?ношение к деятельности (эта деятельность имеет для че?ловека особое з?начение, изб?ирательная н?аправленност?ь в соответст?вии с интересо?м), инициат?ивность, с?вобода выбор?а, самосто?ятельность, а?втономност?ь, творчест?во. В педагоги?ке и психо?логии нако?плен богат?ый материа?л, связанн?ый с рассмотре?нием челове?ка как субъе?кта деятел?ьности (Абуль?ханова-Сла?вская К.А., Брушлинс?кий А.В., Слободч?иков В.И. и др.). Изучению су?щности субъе?ктного раз?вития дете?й посвящен?ы работы м?ногих отечест?венных учё?ных. Основ?ными напра?влениями исс?ледования я?вляются проб?лемы разв?ития субъе?ктного поте?нциала лич?ности (A.B.?Брушлински?й, В.И. Слобо?дчиков и др.), субъе?ктной акти?вности и субъе?ктного опыт?а детей (А.?К. Осницки?й, И.С. Яки?манская и др.). [60, с.65] Анализ авторс?ких научны?х подходов к проб?леме субъе?ктности поз?воляет утвер?ждать, что ве?дущая способ?ность субъе?кта – это с?пособность к вз?аимообусло?вленным преобр?азованиям себ?я и широко?й окружающе?й действите?льности, в?ключающей к?ак объекты м?атериально?го мира, т?ак и систе?му социаль?ных отноше?ний, а так?же своей жизнедеяте?льности. Дошкольный возр?аст являетс?я периодом н?аиболее ди?намичного, яр?кого самоосу?ществления ребе?нка в жизнет?ворчестве. Ф?ГОС ДО опре?деляет цен?ностные ор?иентации до?школьного обр?азования – н?аправленност?ь педагогического про?цесса на со?действие ст?ановлению и р?азвитию ин?ициативност?и, активност?и, самосто?ятельности, л?юбознатель?ности, реф?лексивност?и, формиро?вание универс?альных пре?дпосылок учеб?ной деятел?ьности (уме?ние слушат?ь, и слышат?ь, задават?ь вопросы и н?аходить на н?их ответы, ис?пользуя раз?личные источ?ники инфор?мации и др.). Эт?и качества л?ичности до?школьника и мо?гут быть обоб?щены понят?ием «субъе?ктность». На основе а?нализа литер?атурных источ?ников Е. В. Крут?ых прослед?ила, какие х?арактерист?ики субъект?ности выде?ляют различ?ные авторы. Это: а?ктивность; а?вторство с?воей деяте?льности, с?амого себя, с?воей конце?пции бытия; с?пособность к реф?лексии; эффе?ктивность с?амоуправле?ния личност?и; целостност?ь; креатив?ность; опосре?дованность: осу?ществление а?ктивности с ис?пользование?м знаний и у?мений приме?нять закон?ы того конте?кста, в которо?м функцион?ирует субъе?кт, способ?ностью к реф?лексии, про?граммой де?йствий; са?моценность и у?никальност?ь; свобода в?ыбора, ответст?венность; с?пособность осоз?нанно став?ить цели и дост?игать их; нез?ависимость; ресурс?ность как с?пособность де?йствовать и из?менять мир в д?анных соци?альных усло?виях; комму?никативност?ь: умение с?лушать дру?гого, приз?нание прав?а за други?м на собст?венное мне?ние, свои и?нтересы, з?аинтересов?анность в пр?инятии и по?нимании дру?гого как р?авноправного коммун?икативного п?артнера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg