Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Роль человеческого капитала в развитии экономики современной России

one_butterfly 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли человеческого капитала в развитии экономики современной России и применение результатов данного анализа в школьном экономическом образовании на основе разработки по данной теме элективного (специального) курса. Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность категории «человеческий капитал». 2. Исследовать взаимосвязь «образование – человеческий капитал – экономический рост». 3. Разработать элективный (специальный) курс «Человеческий капитал и экономический рост» для школьников. Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают факторы развития экономики современной России. Предметом исследования является роль человеческого капитала в развитии экономики современной России. Методологической основой исследования является системный подход. Результаты ВКР имеют практическое значение для школьного экономического образования. ВКР состоит из 64 страниц, введения, трех глав, заключения, и списка используемых источников. Список используемых источников включает в себя нормативно – правовые материалы, литературу и интернет – ресурсы.
Введение

Резкое возрастание роли человека в современном мире выдвигает на первый план проблемы формирования человеческого капитала, поэтому данная тема представляет особую актуальность. Сегодня у экономистов не возникает сомнений, что одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в 21 веке является теория человеческого капитала. Еще Адам Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от увеличения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает» [13].Таким образом, уже классик экономической науки оценивал роль человека в экономике выше, чем роль машин. По мнению выдающихся ученых – экономистов, как основоположников данной теории (Теодор Шульц, Гарри Беккер и др.), так и современных исследователей, человеческий капитал формируется и накапливается в течение всей жизни человека [20]. Именно поэтому, на мой взгляд, важно формировать понимание этой сложной современной экономической концепции, начиная со школы, в том числе, на всех ее ступенях. Знание сущности человеческого капитала позволяет молодому человеку не только определить свои место и роль в обществе, но и сформировать планы и направления своего личностного развития. Личный опыт, приобретенный во время педагогической практики в школе, подтвердил мою гипотезу.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Научные основы концепции человеческого капитала 4 1.1 Сущность категории «человеческий капитал» 5 1.2 Теоретические модели взаимосвязи человеческого капитала и экономического роста 16 Глава 2. Анализ взаимосвязи «образование – человеческий капитал – экономический рост» 23 2.1 Инвестиционный подход к оценке вклада образования в человеческий капитал и экономический рост 23 2.2 Рост инвестиций в образование в РФ как фактор развития человеческого капитала страны 34 Глава 3. Методические основы преподавания темы «Человеческий капитал и экономический рост» в школе 47 3.1 Элективный (специальный) курс для школьников по теме «Человеческий капитал и экономический рост» 47 3.2 Модели и практика проведения уроков по теме «Человеческий капитал: сущность и роль в экономике» 55 Заключение 59 Список использованных источников 60
Список литературы

А. Нормативно - правовые материалы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); 3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). Б. Литература: 4. Беккер Г.С. Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ. – Чикаго и Лондон, 1993. – 502 С.; 5. Блауг М. Введение в экономику образования. - L., 2013. – 209 с.; 6. Бондарь, А.В. Человеческий капитал в контексте макроэкономической стабилизации и конкурентоспособности национальной (малой открытой) экономики / А.В. Бондарь [и др.]. – Минск, 2016. – 411 С.; 7. Боуэн У. Инвестиции в обучение. – Сан Франциско, 2018. – 368 С.; 8. Валентей С. Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры //Вопросы экономики. № 2. 1999. – 398 С.; 9. Дедов, С.В. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала / С.В. Дедов, А.Ф. Шишкин, Н.С. Гордиенко // Финансы и кредит. – 2018. – №22(310). – 465 С.; 10. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д.Цыренова. – СПб.: Наука, 2014. – 308 С.; 11. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб: изд-во СПбУЭФ, 2014. – 564 С.; 12. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала / С.А.Дятлов. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2014. – 258 С.; 13. Иванченко, И.С. Теория человеческого капитала / И. С. Иванченко // Креативная экономика. – 2016. – №18. – 465 С.; 14. Ильинский И.В. Инвестиции в человеческий капитал России: состояние, проблемы, перспективы: Монография / Под. ред. И.В. Ильинского. - СПб.: СПГУТД, 2015. – 546 С.; 15. Индикаторы образования: 2018 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В.Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2018. – 400 С.; 16. Капелюшников, Р.И. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию/ Р.И. Капелюшников //Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / сост. Р. И. Капелюшников.-М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2013. – 372 С.; 17. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 2014. – 501 С.; 18. Клячко, Т.Л., Синельников-Мурылёв, С.Г. Стратегия для России: образование / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылёв С.Г. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС,2018. - 198 С. - (Научные доклады: образование; 19. Комарова А.В., Павшок О.В. (2017). Оценка вклада человеческого капитала в экономический рост регионов России (на основе модели Мэнкью-Ромера-Уэла) // Вестник ИГУ Серия: Социально- экономические науки. Том 7. Выпуск 3. – 432 С.; 20. Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2015. – 465 С.; 21. Лукас Р. О механике экономического развития // Journal of Monetary Economics, 22, - 654 С.; 22. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом, 2014, №6. – 365 С.; 23. Махлуп Ф. Экономика информации и человеческого капитала. - Princeton, 2014. – 278 С.; 24. Мищеряков С.В. Управление организацией на основе формирования и развития человеческого капитала: автореф. дис. - М., изд-во МФПА, 2018. – 438 С.; 25. Мэнкью Г, Ромер Д. и Уэйл Д. Вклад в эмпирику экономического роста // NBER Working Paper, № 3541, December 2014. – 267 с.; 26. Нуреев Р.М. Теории развития: новые модели экономического роста// Вопросы экономики. 2015. №9 – 348 С.; 27. Овчинникова М. С. Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — 455 С.; 28. Римашевская Н.А. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал, 2014, №9. – 463 С.; 29. Ромер П. Возрастающая отдача и экономический рост // Журнал политической экономии, Октябрь, 1986. – 1037 С.; 30. Солоу Р. Вклад в теорию экономического роста // The Quarterly Journal of Economics. -2016. - February Vol.70, No.1. – 611 С.; 31. Статистика науки и образования. выпуск 6. затраты и источники финансирования научных исследований и разработок. Инф.-стат. мат. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. – 462 С.; 32. Туроу Л. Инвестиции в человеческий капитал. - Belmont, 2012. – 541 С.; 33. Фиценс Ж. Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость / Ж. Фиценс; пер. с англ. //Технологии корпоративного управления. – 2015. – №10. – 654 С.; 34. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. - М., Юнити, 2014. – 465 С.; 35. Хекман Д. Формирование навыков и экономика инвестирования в неблагополучных детей / SCIENCE - 2016. – 398 С.; 36. Царегородцев Ю.Н., Петрова А. М., Петрова С.А., Башина О.Э.; под. общ. ред. Царегородцева Ю.Н. «Управление профессиональным развитием персонала организации: учебное пособие» – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. – 319 С.; 37. Штерцер, Т.А. Роль человеческого капитала в экономическом развитии регионов РФ / Т.А. Штерцер // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2016. – Т. 6. – Вып. 2. – 102 С.; 38. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал, London, 2016. – 320 С. В. Интернет-ресурсы: 39. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: rosstat.ru (дата обращения: 18.05.2019); 40. Сайт организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. URL: oecd.org (дата обращения: 11.03.2019); 41. Сайт всемирного экономического форума [Электронный ресурс]. URL: weforum.org (дата обращения: 15.03.2019); 42. Сайт всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: worldbank.org (дата обращения: 3.04.2019); 43. Сайт электронного научного архива УрФУ [Электронный ресурс]. URL: elar.urfu.ru (дата обращения: 15.04.2019); 44. Сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: kommersant.ru (дата обращения: 14.04.2019); 45. Сайт государственных программ РФ [Электронный ресурс]. URL: gosprog.ru (дата обращения: 12.03.2019).
Отрывок из работы

Глава 1. Научные основы концепции человеческого капитала 1.1 Сущность категории «человеческий капитал» В современной экономической литературе значимость категории «человеческий капитал» достаточно высокая. Это связано, прежде всего, с его ролью в процессе экономического развития в эпоху информации и инноваций. Необходимо отметить, что сама теория человеческого капитала характеризуется последовательным развитием. Впервые о человеческом капитале, как факторе производства, упомянул А. Смит, когда считал, что полезные способности членов общества играют не последнюю роль в росте экономики. Его мысли нашли отражение в трудах К.Маркса, который в процессе исследования производства отметил, что сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек. Также следует отметить, что в экономической теории долгое время применялись понятия «труд», «рабочая сила», и только в 20 веке стали рассматриваться не только количественные параметры данного фактора, но и качественные. Впервые термин «человеческий капитал» появился в работах Теордора Шульца, который занимался исследованием экономического роста в слаборазвитых странах. В своих работах ученый отмечал, что в большинстве примеров стран, которые он исследовал, рост экономики определили не количество природных факторов, не уровень технологий и не их число, а знания и уровень образованности, который им был определён в качестве «человеческого капитала» В 1979 году сообщество теоретиков – экономистов признало его труды как ценностные с точки зрения вклада в развитие экономической науки, и ему была присуждена Нобелевская премия за исследование экономического процесса развивающихся стран. В своих трудах, за которые в совокупности ему была присуждена награда, автор писал « ..так или иначе человек обладает определёнными способностями, которые могут быть как приобретенные, так и врожденные. В течение жизни человек приобретает ценностные качества, которые получены им в результате определенных вложений, и именно это мы называем человеческим капиталом» [9]. Еще раз обратим внимание, что Т.Шульц рассматривал человеческий капитал как накопленные в экономике затраты на воспроизводство рабочей силы вне зависимости от источника их покрытия. Такие инвестиции дают обществу дивиденды в виде созидательной деятельности в обществе, в способности поддерживать достаточный уровень жизни, поддержании здорового образа жизни, стремления к повышению уровня знаний и т.д., которые в конечном итоге становятся катализаторами экономического роста и социального развития. Т.Шульц также обосновал необходимость расширительной трактовки ряда категорий воспроизводства, особенно накопления, предположив, что из производимого в обществе продукта на накопление человеческого фактора используется уже не 35–50%, как следовало из большинства теорий воспроизводства в 20 в., а ? его общей величины [38]. Далее вопросами развития человеческого капитала занимался Гэрри Беккер, который развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению [12]. Так, в 1962 году увидела свет статья Беккера «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ» [4], а в 1964 году вышла книга Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» [4]. В своих работах автор обосновывает необходимость инвестирования в знания и наукоемкие производства, обосновывая это статистикой о том, что инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги [16]. В современной экономической теории различают достаточное количество научных подходов к исследованию человеческого капитала и определений данной категории. Если попытаться классифицировать существующие трактовки понятия человеческий капитал, то их можно подразделить на следующие виды: а) предикативные, б) ресурсные, в) эклектические. К предикативным трактовкам человеческого капитала можно отнести такие, которые лишь поверхностно касаются человеческого капитала, не проникая в его сущность. К примеру, к таким трактовкам можно отнести такие, которые представляют человеческий капитал как расходы государства, семьи, общества на воспроизводство рабочей силы, как это было определено у А.Смита. Ресурсные трактовки сущности человеческого капитала наиболее распространены в современной научной литературе. В частности, российский ученый Р.М. Нуреев определяет в данном случае человеческий капитал как «совокупность всех производительных качеств работника. Человечески капитал рассматривается как запас, который в будущем может быть использован как инвестиционный ресурс» [26]. Эклектические характеристики сущности и содержания человеческого капитала вбирают в себя различные положения и трактовки рассматриваемого явления. В данном случае, человеческий капитал определяется одновременно как элемент национального богатства, как часть экономических ресурсов индивида, организации и общества в целом, как процесс создания требуемых благ и т.д. [8] В процессе развития теории человеческого капитала, а именно во второй половине XX - начало XI вв., было выработано множество определений этой категории. Нужно отметить, что в основе каждого из них лежат определенные принципы исследования, которые предопределяли позицию автора на тот или иной аспект формирования и реализации человеческого капитала. Так, к примеру, Л. Туроу считал, что «человеческий капитал определяется как производительные навыки, способности и знания, которыми обладает индивид, и измеряется рыночной ценой совокупности произведенных им товаров и услуг» [32]. Другой автор научных работ, посвященных исследованиям человеческого капитала, У. Боуэн отмечал, что «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [7]. Исследователь развития экономической мысли М. Блауг утверждал: «человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе» [17]. Американский экономист – социолог Дж. Кендрик в одной из своих работ, посвященных формированию совокупного капитала США, отметил: «главным в данной работе является понятие капитала как потенциальной способности на протяжении определенного периода времени создавать продукт и доход, включая нерыночные формы дохода» [29]. Австрийский и американский экономист Ф. Махлуп в своей работе «Экономика знаний» отмечал, что «аналогично человеческим ресурсам неусовершенствованный труд нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую или умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал» [11]. Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование, либо через практический опыт» [12]. По мнению Д. Бега: «человеческий капитал представляет собой запас профессионального опыта, накопленного работником. Он представляет собой ценность для потенциального роста доходов в будущем» [33]. С. Фишер дает следующее определение: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» [34]. Подробное объяснение своей позиции в отношении содержания рассматриваемой категории приводит С. Дятлов. По его мнению, наиболее полная характеристика человеческого капитала как экономической категории возможна в результате применения принципа функционального подхода. Принцип функциональности требует рассмотрения процесса или явления не только с точки зрения его структуры, но и с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования В результате наиболее логичным, с точки зрения С. Дятлова, становится определение: человеческий капитал - есть «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [12]. Другой российский автор, И. Ильинский, определяя человеческий капитал как «совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека», предложил более развернутую характеристику: • человеческий капитал выступает как объективное экономическое отношение, занимающее центральное место в системе экономических отношений общества, воздействующей на темпы и направле¬ния научно-технического прогресса, эффективность производитель¬ного и воспроизводительного процессов, являющихся ведущим фак¬тором экономического роста; • это объективно определенное производственное отношение, возни¬кающее на определенном этапе развития общества в условиях инно¬вационного производства; • содержание этого отношения состоит в самовозрастании способностей человека, позволяющих создавать большую стоимость, чем первоначально было авансировано в человека; • эти отношения возникают между основными субъектами общест¬венного производства - людьми [14]. Весьма своеобразным выглядит определение человеческого капитала М.М. Критского: «В современных условиях наряду с существованием на-званных выше форм интенсивно развивается новая форма жизнедеятельности общества, ассимилирующая предшествующие формы и восстанавливающая ранее нарушенное единство производителя и потребителя. Принципиально новую форму человеческой жизнедеятельности, которая выступает по отношению к предшествующим формам именно как всеобщая, мы называем человеческим капиталом» [29]. В настоящее время все большую популярность приобретают расширительные трактовки человеческого капитала, рассматривающие не только качества индивида, напрямую связанные с осуществляемым им процессом трудовой деятельности, но и те, которые, если и влияют на этот процесс и его результаты, то достаточно условно: ценностные ориентации, мировоззренческие установки и т.п. Так, Л. Туроу, в развитие приведенного выше толкования рассматриваемой категории, поясняет: «Человеческий капитал ... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования. Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями. Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества. Такие изменения в предпочтениях имеют ценность для общества, но не обязательно - для индивидуума». [32] По мнению A. Бовнберга, наиболее важными элементами человеческого капитала становятся навыки общения, уверенность в себе, креативность, ответственность, способность к переменам, самоконтроль, эмоциональная устойчивость [20]. Н. Римашевская определяет человеческий капитал как «интегральную сумму таких составляющих, как здоровье, знание, культура и свобода личности» [28]. А.Ф. Лысков считает, что человеческий капитал включает такие характеристики, как темперамент, тип телосложения, тип нервно-психической реактивности, особенности обмена веществ, гормо¬нального статуса; ментальные характеристики и ценностные предпочтения, в частности - религиозной направленности [22]. С.В. Мищеряков в структуре человеческого капитала выделяет творческие способности, моральные ценности, культуру труда, знания [24]. Таким образом, обобщив вышеприведенные определения категории «человеческий капитал», отметим, что важной его особенностью является его самоувеличение, то есть человек в данном случае, рассматриваемый в единстве с капиталом, наращивает сам себя и сам воспроизводит созидательные качества и характеристики. Еще одна особенность человеческого капитала заключается в том, что данный фактор производства - единственный, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. Таким образом, человеческому капиталу характерен эффект мультипликатора, который придает ему двойную ценность. Одной из важнейших особенностей человеческого капитала является его способность создавать блага без участия природного и вещественного капитала. Такими благами являются, прежде всего, новые знания, необходимые для человеческого развития. Как известно, экономическая теория выделяет такие факторы производства, как труд, капитал, земля, предпринимательские способности и информация. В процессе выявления сущности человеческого капитала многие исследователи сходятся во мнении, что можно уравнять между собой человеческий капитал, труд и рабочую силу. Вместе с тем есть исследователи, которые считают эти понятия разноуровневыми. Попытаемся внести ясность. К примеру, рабочая сила - это человеческий ресурс, под которым понимается потенциальная готовность к созидательной деятельности. В свою очередь, труд, как считают исследователи, - осуществление деятельности по материализации блага. [9]. Что касается человеческого капитала, то при раскрытии его сущности на первый план выходят социальные параметры и социальные институты, которые есть в обществе, причем как формальные, так и неформальные. К примеру, Г. Беккер в работе «Человеческий капитал» говорит о понятии «специального человеческого капитала», подразумевая под ним навыки и способности, которые представляют интерес конкретно для отдельного хозяйствующего субъекта или конкретного вида деятельности. Таким образом, можно сказать, что применение понятия «человеческий капитал» позволяет оценить экономический эффект влияния социальных факторов на рост производства и экономики в целом. В связи с этим можно упомянуть О. Тоффлера, который вводит понятие «знания» как символического капитала, который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений [13]. Необходимо отметить, что с введением в научный оборот категории «человеческий капитал» возможность исследования состояния рынка труда значительно повысилась, и многие явления стали исследоваться с точки зрения оптимизации применения фактора «труд» или минимизации издержек поведения субъектов данного рынка. Сама сфера производства также раздвинула границы, и ее важными элементами стали наука, сфера образования, сфера здравоохранения, экономическую значимость приобрел и рекреационный сектор, который стал одним из факторов повышения человеческого капитала. А сферы здравоохранения и образования, согласно теории человеческого капитала, стали основными условиями повышения его качественных характеристик как фактора длительного пользования. Образование в течение всей жизни - это не просто лозунг, это реальная необходимость, продиктованная временем и важностью явления человеческий капитал. То есть современная наука признает наличие такого феномена, как «человеческий капитал», который становится движущей силой рыночного механизма [12]. Таким образом, производительные качества работника и его квалификационные характеристики стали признаваться особой формой капитала, поскольку обеспечивают своему обладателю получение определённых доходов в течение времени. Данный критерий лег в основу научных разработок таких авторов, как А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. Под человеческим капиталом они рассматривали полученный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека [10]. Если продолжить тему инвестиций и получения доходов в процессе формирования человеческого капитала, то важней его составляющей нужно рассматривать предпринимательские способности, которые в свою очередь и позволяют получить вознаграждение в виде дохода или прибыли от использования человеческого капитала. Принцип предпринимательской деятельности в теории человеческого капитала сводится к поиску нововведений в процессе решения практических задач в целях достижения общего экономического равновесия и достижения рационального использования производственных ресурсов. Немаловажно и то, что человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, он сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые блага, товары и созидает новую стоимость [33]. Если говорить о современных тенденциях и развитии теории человеческого капитала в условиях региональной интеграции и глобализации, то данные тенденции в хозяйственной деятельности однозначно сопряжены с технологической и организационной трансформацией труда как фактора производства и влияния его на рост экономики. С другой стороны, готовность к восприятию новых тенденций хозяйственных отношений определяется состоянием человеческого капитала, который несомненно определяет возможности применения информационных технологий в процессе воспроизводства и цифрового развития. Человеческий капитал в виде знаний, умений и навыков в области дигитализации, цифровизации становится ключевым компонентом трудового процесса и способствует реализации инновационных способностей людей, техники и технологий. Сегодня новая экономика становится знаниеемкой, и от исследовательского потенциала человека и его способности применять новые знания к конкретным задачам зависит экономический эффект организации практически любой хозяйственной деятельности. В современном мире знания становятся ключевым фактором экономического развития, и это оказывает влияние на теорию человеческого капитала, которая с каждым днем расширяется, совершенствуется и получает широкое общественное признание. В современной время трансформируется сам процесс формирования человеческого капитала. На него оказывают влияние глобальные информационные сети, позволяющие интенсифицировать обмен и сотрудничество в научно-технической, культурной, коммерческой сферах, которые формируют глобальное информационное поле, генерирующее знания, хотя и с неодинаковой степенью доступа к нему различных регионов мира и категорий граждан. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является изменение структуры и повышение качества человеческого капитала. Изменения в структуре человеческого капитала в условиях новой экономики обусловлены, прежде всего, сокращением с середины ХХ в. временного лага между этапами в использовании достижений научно-технического прогресса. Коренным образом изменились объективные требования к знаниям и навыкам работников, к переподготовке кадров, повышению их интеллектуального и культурного уровня, созданию условий для творческого развития и самореализации личности, поскольку в современных условиях эффективность труда все больше зависит от накопленных знаний, глобального уровня мышления, инициативы и творчества, способности ориентироваться в изменяющихся условиях высокой неопределенности и риска. В заключение отметим, что формирование человеческого капитала - это однозначно двухсторонний, взаимовыгодный процесс взаимодействия индивида и общества. Так, реализация человеческого капитала может быть невозможной при наличии только индивидуальной мотивации. Для этого также важна и мотивация общества в целом, которое изначально формирует спрос на знания и умения, а также культивирует их в каждом индивиде. Этот факт и следствие однозначно позволяют сделать следующий вывод. В той экономической практике, где формируется культура во всех аспектах и политика роста инвестиций в человеческий капитал, будут достигнуты не только приемлемые темпы роста экономики, но и стратегические цели развития современного общества. 1.2 Теоретические модели взаимосвязи человеческого капитала и экономического роста Экономические теории в разделе «экономический рост» рассматривают модели или взаимосвязи факторов производства и динамики совокупного дохода, то есть теории экономического роста представляют закономерности влияния количественных или качественных параметров факторов производства на изменения ВВП. Таким образом, теоретические модели взаимосвязи человеческого капитала и экономического роста рассматриваются в контексте моделей экономического роста представителей классической, неоклассической и кейнсианской школ. Вместе с тем, вклад в развитие теоретических взаимосвязей между человеческим капиталом и темпами роста национальной экономики внесли многие ученые теоретики, которые, так или иначе, рассматривали вопросы экономического развития. Прежде всего, необходимо обозначить значительный вклад в развитие теории человеческого капитала со стороны австрийского ученого Й. Шумпетера, который первым выделил предпринимательские способности как самостоятельный фактор экономического роста. Й. Шумпетер в ходе научных изысканий пришел к выводу, что движущей силой экономического развития являются инвестиции, которые являются следствием роста человеческого капитала. Автор рассматривал инвестиции как результат предпринимательских способностей экономических агентов. В теориях Шумпетера следствиями экономического роста на основе инвестиционной активности предпринимательского сектора становились инновации или нововведения, полученные в результате применения знаний, опыта и навыков, которые в свою очередь являются основными параметрами человеческого капитала. Таким образом, теории инновационного роста Шумпетера, на наш взгляд, положили основу методологической базы исследований взаимосвязи человеческого капитала и экономического роста. Следует отметить, что исследованиями проблемы обеспечения экономического роста занимались представители различных школ экономической науки. В частности, Роберт Солоу, представитель неоклассической экономической школы в 1962 году опубликовал статью, где предложил модель экономического роста, включающую компоненту технического прогресса. Эта компонента, по мнению автора, должна была быть рассмотрена в контексте «знания- технологии-прогресс». В модели Солоу был представлен «необъяснимый остаток» (residual), который в производственной функции - между переменными труда, инвестиций и капитала и реальным ростом американской экономики. Остаток рассматривался автором как часть экономического роста, который был обеспечен за счет повышения уровня технологий, полученных в результате повышения инновационных знаний и компетенций сотрудников. Данное предположение получило подтверждение в ходе развития экономической истории общества и эмпирического анализа состояния экономик развитых и развивающихся стран. Таким образом, в модели экономического роста Солоу наряду с инвестициями и переменным фактором труд, учитывается и технический прогресс, под которым понимается не только растущая машинизация производства, но и увеличение эффективности труда работников, как следствие состояния их здоровья, образования и квалификации [30]. Другая группа авторов, в работе которых исследовались взаимосвязи между человеческим капиталом и экономическим ростом - Г. Мэнкью, Д. Ромер и Д. Уэйл. В своих работах ими были выделены разновидности капитала с точки зрения качественных и количественных характеристик. Капитал был ими разделен на физический и человеческий. Более того они произвели расчет соотношения этих видов капитала, где доля физического капитала в доходе была равна 1/3, а доля человеческого капитала находилась в пределах от 1/3 до ? [25]. Модель экономического роста Лукаса строится на эффективности применения таких факторов производства, как знания и профессиональные навыки. Автор относит их к запасам человеческого капитала и уделяет внимание оценке их эффективности. В модели Лукаса в состоянии динамического равновесия при постоянстве темпов роста физического и человеческого капиталов и в случае отсутствия внешних эффектов темп роста выпуска полностью определяется ростом человеческого капитала. Человеческий капитал исследователь определяет как общий уровень способностей человека [29]. Многие считают, что модель Лукаса позволяет решить проблему интерпретации различий параметров роста для разных стран, а также объяснить все увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами. Для обоснования этого Лукас и его последователи выдвинули гипотезу, в соответствии с которой важнейшей частью в накоплении человеческого капитала является обучение на практике.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 83 страницы
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg