Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

one_butterfly 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Актуальность выбранной темы очевидна. Она объясняется значимостью монетарной политики в регулировании современных экономических отношений. Объект исследования- государственная политика монетарного регулирования. Предмет исследования- монетарная политика. Целью курсовой работы является государственная политика монетарного регулирования. Задачи работы: -рассмотреть теоретические основы монетарной политики -рассмотреть методы монетарной политики -рассмотреть эффективность монетарной политики России и её проблемы.
Введение

Монетарная (монетарная) политика представляет собой одно из направлений единой государственной экономической политики, проводимое в целях сглаживания экономических колебаний, повышения благосостояния населения и обеспечения полной занятости, путем воздействия на экономическую конъюнктуру: регулируя кредитные отношения и денежное обращение в стране. Главная цель монетарной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках монетарной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение состояния рынка.
Список литературы

1.Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.С. Сидоровича.- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 2017.- 416с. 2.Воронов Ю. Управление государственным долгом// Экономист.- 2016.-№ 1.- С. 58-68. 3.Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017.-719с. 4.Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.- 2014.-№ 5.- С. 43-46. 5.Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016.- 662с. 6.Ершов М. Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российский экономический журнал.- 2014.-№ 7-8.- С. 3-10. 7.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. учебник для общ. учреждений с углубленным изуч. экономики.- М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 2017.- 624с. 9.Основные направления единой государственной монетарной политики на 2016г. // Деньги и Кредит.- 2016.-№ 11- С. 3-21. 10.Основные направления единой государственной монетарной политики на 2017г. // Деньги и Кредит.- 2017.-№ 9- С. 4-31. 11.Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы.- 2016.-№ 7.- С. 68-70. 12.Сухарев О.С., Курьянов А.М. Актуальные вопросы монетарной политики // Финансы.- 2014.-№ 9- С. 55-58.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы монетарной политики 1.1 Сущность монетарной политики Монетарная (или монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объёма производства. Основополагающей целью монетарной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Монетарная поли-тика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.[5, 65] Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный Банк. Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. Реализация денежно – кредитной политики происходит через кредитную систему.[7, 58] Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, Центральный Банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае монетарная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).[11, 68] С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Нужно отметить, что монетарная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. 1.2 Теоретические подходы к обоснованию монетарной политики В основе монетарной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. В чем же суть этих разногласий? Кейнсианская теория денег. Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).[1, 102] Основополагающим кейнсианским уравнением является: ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт). Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения. Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов, население будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает. Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег. Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.[3, 269] Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию. На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать. Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер. Монетаристский подход. В середине 70-х годов ХХ века кризис достиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причиной этого кризиса послужило чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В данных условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно данную задачу выполнила монетаристская концепция. Она не отрицает необходимости вмешательства государства в экономику и сводит его к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Главным теоретиком монетаризма является Мильтон Фридман, известный американский экономист, представитель так называемой «чикагской школы».[3, 274] Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Данная связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: MV=PQ, где М - количество денег в обращении; V— скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). М. Фридмен так же ввел промежуточную категорию «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Он отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. С увеличением денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что, в конечном счете, вызывает рост ВНП. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена: ?М=?Р+?У где - ?М среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; ?У - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; ?Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).[7, 145] Успехи монетаристской теории обусловили использование денежных агрегатов в качестве инструментов краткосрочной экономической стабилизации. Для Центральных банков денежные агрегаты оказались полезными в трех направлениях. Во-первых, они могут служить информационной переменной, и их анализ позволяет формировать денежно-кредитную политику. В отличие от сложных кейнсианских макроэкономических моделей, которые включали десятки уравнений и величин, в монетаризме используют несколько простых уравнений, что облегчает работу экономистов ЦБ. Во-вторых, денежные агрегаты сигнализируют о намереньях денежных властей. Денежные агрегаты рассматриваются как функция от переменных текущих и «дисконтированных» ожидаемых макроэкономических фундаментальных факторов. И, в-третьих, денежные агрегаты используются в качестве инструмента монетарной политики. Если следовать сент-луисской модели, ЦБ, манипулируя денежными агрегатами, может влиять на экономически рост, инфляцию и безработицу.[12, 55] В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.? 2. Методы монетарной политики 2.1 Изменение нормы обязательных резервов К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке. Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: Rобяз = D х rr, где R обяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.[3, 326] Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят ?К= ?D – ?Rобяз = ?D – (?D х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20% ?К= 1000 – 1000 х 0.2 = 800. Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.[1, 169] Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)]. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой ?М1 = ?К1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ?М2 = ?К2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.[5, 364]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
520 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 56 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg