Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России: теория и правоприменительная практика

natali2018 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.05.2018
В рамках выпускной квалификационной работы было рассмотрено становление и развитие страхового законодательства об автогражданской ответственности; институт страхования автогражданской ответственности и его место в системе страхового права; субъекты и объект правоотношений страхования автогражданской ответственности; содержание правоотношений страхования автогражданской ответственности; анализ практики применения Закона об ОСАГО; и проблемные аспекты осуществления страховых выплат. В связи с этим, можно сделать следующие основные выводы.
Введение

Актуальность темы исследования. В условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике, наряду с решением организационных, социально–экономических и иных проблем, большое значение в российском обществе приобретают проблемы правового регулирования страхования автогражданской ответственности, так как они имеют не только внутригосударственное, но и международное значение. В Российской Федерации проблематика возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортных средств, существует независимо от этапов современного развития и становления институтов гражданско–правового общества. Следует отметить, что с 2002 года, с момента вступления в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) ситуация, связанная с защитой прав, лиц, признанных потерпевшими в дорожно–транспортном происшествии, изменилась в лучшую сторону. Фактически цели, закрепленные в преамбуле закона, в основной части были достигнуты. Потерпевшая сторона приобрела правовые гарантии без обращения в судебные органы на получение выплат по страховому случаю. Однако говорить об окончательном решении проблемы представляется преждевременным, поскольку споры о возмещении вреда продолжаются, что подтверждается имеющейся судебной практикой. Закон об ОСАГО является основным инструментом защиты права на возмещение (компенсацию) вреда тем лицам, которые признаны потерпевшими, в силу вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами и, безусловно, выступает правовой, экономической и организационной основой обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В соответствии со ст. 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств на основе заключения со страховыми компаниями договоров об обязательном страховании, где указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Обязательное страхование в рассматриваемом контексте представляет собой весьма гибкую, альтернативную систему. Фактически в стандартном варианте приобретателем страхового статуса может быть исключительно владелец транспортного средства, имеющий право указать в договоре обязательного страхования неограниченное количество лиц, допущенных им к управлению автотранспортным средством. Для водителей автострахование стало неотклонимым с 1 января 2004 года. С тех пор прошло уже много времени, но изменения в законодательстве происходят постоянно. Взять, к примеру, список документов, нужный для оформления ОСАГО. Кроме того был изменен перечень транспортных средств, подлежащий страхованию. Порядок получения договора ОСАГО в России также подвергался изменениям. С 2016 года получить полис во второй и последующие разы можно при помощи интернета, что немаловажно для отдаленных уголков нашей страны. Степень научной разработанности проблемы. Отечественные ученые внесли существенный вклад в разработку проблем автогражданской ответственности. Среди них существенное влияние оказали как классические работы как в области страхования А.Я. Антонович, К.Г. Воблого, А.Г. Гойхбарга, К.Л. Граве, С.П. Гришаева, О.С. Иоффе, Н.М. Коршунова, А. Манэса, И.В. Миронова, В.К. Райхера, Л.И. Рейтман, В.И. Серебровского, Г.Ф. Шершеневича, М.Л. Шиминовой, так и труды, основанные на последних новеллах законодательства, Е.В. Андреева, М.И. Брагинский, B.C. Белых, Л.И, Лазарева, Е.В. Протас, В.А. Тархов, Ю.Б. Фогельсов, Д.А. Фурсов, В.А. Шевчук, А.Х. Шихов, И.Э. Шинкаренко и других. Однако с учетом того, что на данном этапе происходят серьезные трансформации на политической арене, попутно оказывающие влияние на экономическую обстановку в стране, логичным образом затрагивающие все сферы жизни общества, в том числе и отношения по страхованию, научную разработанность избранной темы нельзя признать достаточной. Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающих в процессе реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации. Предметом исследования выступают действующие нормативно закрепленные особенности правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также соответствующие правоотношения, складывающиеся между субъектами гражданско–правовых отношений при заключении, исполнении и прекращении ими договоров страхования рассматриваемого вида гражданской ответственности. Цель выпускной квалификационной работы – комплексное исследование обязательного страхования автогражданской ответственности автовладельцев транспортных средств в России: теория и правоприменительная практика. Для достижения указанной цели, необходимо решить з а д а ч и: – изучить становление и развитие страхового законодательства об автогражданской ответственности; – рассмотреть институт страхования автогражданской ответственности и его место в системе страхового права; – раскрыть субъекты и объект правоотношений страхования автогражданской ответственности; – выделить содержание правоотношений страхования автогражданской ответственности; – выявить актуальные проблемы правоприменительной практики по выплате страховых вознаграждений по ОСАГО и сформировать рекомендации по их разрешению. Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и специальных методов познания социально–правовой действительности, таких как аналитический, формально–логический, сравнительно–правовой, системно–структурный. Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем основные положения и выводы позволяют полнее раскрыть обязательное страхование автогражданской ответственности автовладельцев транспортных средств в России. Основные положения настоящего исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей научной разработки проблем в данной сфере. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение конкретных проблем, возникающих в процессе применения законодательства при страховании автогражданской ответственности автовладельцев транспортных средств в РФ. Сформулированные в нем основные положения и выводы могут быть использованы: в правотворческой деятельности, в научно–исследовательской работе в целях совершенствования методического обеспечения преподавания дисциплины «Гражданское право». Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Правовая природа страхования автогражданской ответственности………………………………………………………………….7 1.1. Становление и развитие страхового законодательства об автогражданской ответственности………………………………………………7 1.2. Институт страхования автогражданской ответственности и его место в системе страхового права……………………………………………………….11 Глава 2. Содержание правоотношений страхования автогражданской ответственности………………………..……………………………………….17 2.1. Субъекты и объект правоотношений страхования автогражданской ответственности……………………………………………………...…………..17 2.2. Содержание правоотношений страхования автогражданской ответственности……………………………………….…………………………31 Глава 3. Актуальные проблемы правоприменительной практики по выплате страховых вознаграждений по ОСАГО…………………….…….39 3.1. Анализ практики применения Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»…………………………………….………39 3.2. Проблемные аспекты осуществления страховых выплат………………..51 Заключение……………………………………………………………..……….58 Список использованных источников и литературы……………...……….62
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации 1.1. Нормативные правовые акты федерального уровня 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410. 3. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 18. – Ст. 1720. 4. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135–ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3813. 5. Федеральный закон от 29.11.2007 № 286–ФЗ «О взаимном страховании» (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6047. 6. Федеральный закон от 31.12.1997 № 157–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 1. – Ст. 4. 7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140. 8. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в действующей ред.) // Российская газета. № 6. 1993. 9. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998–XI «О кооперации в СССР» (в действующей ред.) // Ведомости ВС СССР. – 1988. – № 22. – Ст. 355. 10. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (в действующей ред.) // Российские вести. – № 227. – 1993. 11. Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431–П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России. – 2014. – № 93. 2. Правоприменительные акты и акты толкования права 12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в действующей ред.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 9. – 1996. – № 5. – 1997. 13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. – № 156. – 2012. 14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. – № 21. – 2015. 15. Обзоры судебной статистики Верховного Суда Российской Федерации за 6 месяцев 2016 года // URL: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения: 04.02.2017). 16. Апелляционное определение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2012 г. // URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения: 04.02.2017). 17. Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 20 июня 2014 // URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения: 03.02.2017). 18. Решение Кировского районного суда г. Уфы от 21 июля 2015 // URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения: 03.02.2017). 19. Апелляционное определение от 30 июня 2016 г. по делу № 33–12375/2016 // Архив Верховного Суда Республики Башкортостан. 20. Апелляционное определение от 13 февраля 2014 г. по делу № 33–1983/2014 // Архив Верховного Суда Республики Башкортостан. 3. Научная, учебная и специальная литература 21. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. – М.: Норма, 2014. – 512 с. 22. Аревшатян А.Х. О правовой природе выплат по ОСАГО // Бизнес и право: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научно–практической конференции. – Нижний Новгород: АНО «НОЦ «ЦЕЗИУС», 2013. – С. 199 – 204. 23. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2013. – 240 с. 24. Воронецкий П.М. Институт ОСАГО как ограничение свободы гражданско–правового договора // Сборник научных статей профессорско–преподавательского состава Северного филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации». – Петрозаводск: ПИН, 2012. – С. 61 – 65. 25. Герштейн С.Е. Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю // Пробелы в российском законодательстве. 2012. – № 4. – С. 164 – 166. 26. Герштейн С.Р. ОСАГО и безопасность дорожного движения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. – Челябинск: Полиграф–Мастер, 2012. – С. 226 – 227. 27. Голобокова Е.И., Сухомлинова Л.А. Регрессные требования в сфере ОСАГО: пробелы законодательства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Всерос. науч.–практ. конф. – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2012. – С. 355 – 357. 28. Горевой Е.Д., Сусликов В.Н. История развития российского страхового законодательства // Гражданское право. 2012. – № 2. – С. 14 – 17. 29. Дедиков С. Субъектный состав страхового правоотношения в системе ОСАГО // Хозяйство и право. 2012. – № 6. – С. 43 – 56. 30. Дедиков С.В. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Арбитражное правосудие в России. 2014. – № 3. – С. 52 – 58. 31. Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Вопросы и ответы. Вып. 1. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 144 с. 32. Дешалыт Л.Б. К вопросу о договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно–Сибирского округа. 2013. – № 4. – С. 35 – 40. 33. Долгов С.Г. Проблемы заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств // Гражданское право. 2015. – № 5. – С. 27 – 30. 34. Доманов В.Я. Новая редакция ФЗ «Об ОСАГО» – энигма для адвоката // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов X ежегодной научно–практической конференции. – М.: Федеральная палата адвокатов, 2015. – С. 198 – 205. 35. Евдокимова Н.Б. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Право: теория и практика. 2009. – № 1 (114). – С. 98 – 100. 36. Журавкин С.Г. Краткий курс истории страхования. – М.: Анкил, 2012. – С. 49 – 50. 37. Князев А.Г., Николаев Ю.Н. Страхование личности и имущества. – М.: Изд–во Эксмо, 2012. – 224 с. 38. Ложкин М. С. Порядок заключения, изменения и расторжения договора ОСАГО // Юридическая и правовая работа в страховании. 2011. – № 3. – С. 15 – 17. 39. Макеров И.В. Формирование правовой основы страхования в России (историко–правовой аспект) // История государства и права. 2012. – № 7. – С. 31 – 35. 40. Мамедов А.А. Страховое право – комплексная отрасль законодательства// Законодательство и экономика. – 2014. – № 7. – С. 37 – 39. 41. Немчинов М.А. К вопросу понятия ущерба в лимите ОСАГО // Юридический мир. 2015. – № 7. – С. 35 – 38. 42. Немчинов М.А. Страховая сумма в ОСАГО // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сборник научных трудов Межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых. – Орел: Изд–во ОФ РАНХиГС, 2013. – С. 101 – 102. 43. Папуша А. Особенности предмета доказывания по делам из договора ОСАГО // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: материалы Международной студенческой научной конференции. – Иркутск: Изд–во ИГУ, 2013. – С. 237 – 240. 44. Подколзина И.М. Страховой рынок на современном этапе: Актуальные риски и угрозы // Экономический анализ: теория и практика. 2016. – № 7. – С. 57 – 64. 45. Савинская М.А., Савинский Р.К. Применение законодательства о защите прав потребителей к договорам ОСАГО // Юридическая и правовая работа в страховании. 2013. – № 1 (33). – С. 32 – 36. 46. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. Курс лекций. – Ростов–н/Д: ЮФУ, 2010. – 387 с. 47. Славинская Ю.В. О некоторых подходах к совершенствованию института обязательного страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации // Юридические науки. 2012. – № 6 (58). – С. 42 – 45. 48. Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2014. – 320 с. 49. Турбинина К.Е. Теория и практика страхования: Учебное пособие. – М.: Анкил, 2013. – 704 с. 50. Шахов В.В., Григорьев В.Г., Ефимов С.Л. Страховое право: учебник для вузов. – М.: Юнити–Дана, 2011. – 399 с. 51. Шевченко О.Ю. ОСАГО в России: состояние, перспективы // Омск. науч. вести. 2015. – № 1. – С. 17 – 20. 52. Шикова С.А. Новые тенденции в разрешении споров по искам к страховым компаниям по договору ОСАГО или КАСКО // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. – № 1. – С. 13 – 16. 53. Шихов А.К. Страховое право: учебное пособие. 3–е изд., стер. – М.: Юстицинформ, 2012. – 304 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Правовая природа страхования автогражданской ответственности 1.1. Становление и развитие страхового законодательства об автогражданской ответственности Становление этого института в России берет свое начало 11 мая 1913 года. Именно в этот день Министерство внутренних дел Российской Империи утвердило для страхового общества «Россия» «Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей». Важным моментом являлось то, что этим актом устанавливалось не только страхование транспортного средства как имущества от пожара, взрыва, столкновения c другим экипажем, опрокидывания и тому подобное, но и страхование лежащей на страхователе по закону имущественной ответственности за: 1) смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам; 2) порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащих третьим лицам . Представляется необходимым подчеркнуть тот факт, что указанными Общими условиями предусматривалось страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на добровольной основе. C ростом числа моторных экипажей и, соответственно, дорожных происшествий, а также иных событий способных вызвать у владельца какого–либо экипажа ответственность за причиненный вред, данный вид страхования в Российской Империи стал набирать популярность. Так, 30 ноября 1913 года страховое товарищество «Саламандра» получило разрешение на использование в своей страховой практике вышеназванных Общих условий, таким образом, создав конкуренцию в данном виде страхования страховому обществу «Россия» . Октябрьская революция 1917 года полностью уничтожила в России коммерческое страхование. Так 28 ноября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принимается декрет, который объявляет страхование во всех его видах и формах государственной монополией. Существовавшие частные страховые компании ликвидированы, а их имущество национализировано, исключение из страховой монополии было допущено только для кооперации. В то же время взаимно–городские и земские страховые организации были объявлены достоянием молодой Республики .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg