Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

kglieva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Развитие творческих способностей имеет особое значение в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель¬ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но¬вое отношение к действительности. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Введение

Социально-экономические преобразования в современном мире диктуют необходимость развития творчески активной личности, способной эффективно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим, перед дошкольным образованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных психологических закономерностей. Проблема развития творческих способностей актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом поведения человека в обществе. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческих способностей, об определении сущности его механизмов. Как показали исследования Л.С Выготского, творческие способности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствующих саморазвитию личности [14]. Однако в психолого-педагогической литературе вопросы, непосредственно связанные с проблемами развития творческих способностей у дошкольников мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению направлений работы в дошкольном учреждении по формированию творческого потенциала мышления, воображения. Творчески мыслящий человек способен эффективно преодолевать трудности, быстро и экономично решать поставленные перед ним задачи, намечая новые цели и обеспечивая свободу выбора и действий. Дошкольный возраст определяет предпосылки развитие творческих способностей, которые, в свою очередь, являются одним из компонентов общей структуры личности, развитие которых способствует развитию личности ребенка в целом. Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., считают, что основой творческих способностей являются общие способности. Такие интеллектуальные операции, как анализ, синтез, сравнение, рассуждение, наблюдение характеризуют высокий уровень интеллекта. Благодаря высокому уровню данных операций дошкольник может быть одаренным и в разнообразных сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, раскрывающие свойства и качества творческих способностей, были выделены следующие критерии: новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, А.Я. Пономарева, исследования Д.Б. Богоявленского, А.В. Запорожца, Б.М. Теплова по разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей. Как показали исследования Л.С. Выготского, творческие способности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности. На развитие творческих способностей детей дошкольного возраста оказывает влияние и среда, педагогические условия, т.е. все то, что может способствовать развитию творческого потенциала ребенка, а что, наоборот – замедлять, тормозить его. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Только яркая, занимательная игра привлекает внимание детей. Продуктивным средством для приобретения навыков интеллектуального поиска необходимого для решения круга жизненных проблем являются игры, игровые ситуации. Развитие творческих способностей в игровой деятельности раскрыты в психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Подьякова, Д.Б. Эльконина, но требует дальнейшего изучение организация педагогического руководства игрой в целях развития творческих способностей. Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко указывают на практическую значимость данного вопроса, констатируя, что в дошкольном учреждении игровая детальность или пускается на самотек, или строго регламентируется. Актуальность исследования в том, что игра является благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как именно в ней проявляется всестороннее развитие ребенка. Таким образом, проблема изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста и определения методов и средств, обеспечивающих их развитие, приобретает особую остроту. Цель исследования – выявить возможности игры в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Объект исследования – творческие способностей детей у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – игра как средство развития творческих способностей. Гипотеза исследования – использование игры позволит более эффективно развивать творческие способности у детей дошкольного возраста, при соблюдение следующих психолого-педагогических условий: - индивидуальный подход к развитию творческих способностей каждого ребенка; - ситуации свободного выражения собственных мыслей, переживаний, эстетических предпочтений; - вовлечение ребенка в игровую деятельность со специальным содержанием; - систематическая и последовательная деятельность воспитателя по развитию творческих способностей в игровой деятельности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности проявления творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. 3. Разработать критерии и подобрать методики изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать экспериментальную программу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игры. 5. Оценить эффективность программы в процессе повторной диагностики творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования: - теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез; - эмпирические: изучение психолого-педагогической документации детей; наблюдение за проявлением творческих способностей в разных видах детской деятельности, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент; - методы обработки данных: количественный и качественный анализ. Теоретической базой исследования являются исследования по изучению творческих способностей Л.С. Выготского, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, А.Я. Пономарева, Д.Б. Богоявленского, А.В. Запорожца, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Б.М. Теплова и др. Организация исследования. В исследовании принимало участие 20 детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 64 города Ставрополя. Для решения данных задач наше исследование предполагало следующие этапы работы: - подготовительный, в ходе, которого проводился теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; - констатирующий, цель которого – выявление особенностей творческих способностей детей дошкольного возраста; - формирующий – разработка и апробирование экспериментальной программы, направленной на развитие творческих способностей средствами игры; - контрольный, направленный на выявление эффективности проведенных мероприятий. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержания и приложения. Объем работы 74 страницы.
Содержание

Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 1.1. Характеристика творческой деятельности и творческих способностей личности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов….………………………………………………………………….…8 1.2. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………18 1.3. Игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………..………………………………………………23 Выводы……………………………………………………..……………30 Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 2.1. Организация и методики исследования творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………………………….32 2.2. Экспериментальная программа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности……………………………………………………………………..50 2.3. Анализ результатов экспериментального изучения развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………..60 Выводы………..………………………………………………………….64 Заключение………………………………………………………………67 Литература……………….……………………………………………….69 Приложение
Список литературы

1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности. // Начальная школа № 11, 2003.-с.11. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.-с.34. 3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.-с.54. 4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 2010.-с.32-33. 5. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. -1994 №1.- с.17-19. 6. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психологический журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58. 7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2012.-с.89. 8. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2008.-с.54. 9. Боровикова Е. П. Познавательные процессы и методика их развития. – Псков: ПГУ, 2011.-с.78. 10. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.-с.56-57. 11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. – М.: «Академия», 2011.-с.12 12. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. и научн. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: « Академия», 2010.-с.17. 13. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. – М.: Тривола, 1996.-с.119. 14. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.-с.19. 15. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2003. 16. Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.-с.321. 17. Гайдаржи Г.Х., Ильченко С.В. Развитие логического мышления // Начальная школа № 5, 2003.-с.322. 18. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) – М. : Педагогика, 2006. – с.311. 19. Давыдов А.В. и др. Психологический словарь – М., 2000.-с.119. 20. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-с.113-114. 21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 2009.-с.56. 22. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997, №3.-с.15. 23. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2013.-с.29-33. 24. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10.- с.24 25. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2.-с.70. 26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. –с.3. 27. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 1997. - №10.-с.33-34. 28. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2006.-с.32. 29. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. // Начальная школа № 11, 2004.-с.22.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 1.1. Характеристика творческой деятельности и творческих способностей личности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов Интерес к проблеме творчества как совокупности психических процессов мышления и воображения возник сравнительно недавно – на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения и мышления (С.Д. Владычко, М. Матвеева, Э. Мейман, Т. Рибо). В психолого-педагогической литературе довольно много классификаций способностей человека. В первую очередь выделяют природные (естественные), способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-исторические происхождения. Восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии – природные способности, которые непосредственно связаны с врожденными задатками, и формируются на основе элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Специальные высшие интеллектуальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности основаны на использовании речью и логикой, которые обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Специальные способности предопределяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимо развитие музыкальных, математических, лингвистических, технических и других задатков. Творческие способности – создание новых идей, предметов материальной и духовной культуры, открытий и изобретений [7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg