Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Арт-терапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

kglieva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2021
Причин возникновения тревожности у школьников довольно много - это завышенные требования взрослых, упреки, частые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей. Исследуя психолого-педагогическую литературу по этой проблеме, мы выяснили, что в психологическом аспекте тревожность - это состояние человека, характеризуемое повышенной склонностью к переживаниям, оно не является устойчивой чертой и обратимо, если провести соответствующие мероприятия.
Введение

Младший школьный возраст - период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению, наиболее сензитивен для формирования важнейших видов психической деятельности, в нем закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Поэтому проведение коррекционной работы по понижению уровня тревожности в этом возрасте будет наиболее эффективной. Усиление роли психологического сопровождения в построении индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе и снижение функциональных возможностей детского организма, срывы школьной адаптации в первую очередь у учащихся 1-4 классов в значительной мере влияют на учебный процесс и психологическое состояние каждого учащегося. На сегодняшний день не существует единого определения понятия тревожности, т.к. каждая отрасль науки дает ей определение со своих позиций. В выпускной квалификационной работе мы будем исходить из психолого-педагогического определения тревожности как склонности индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги. Младший школьный возраст является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Вместе с тем задача коррекции школьной тревожности является одной из актуальных в практике работы педагога-психолога. Учитывая степень ограничений, накладываемых на возможности коррекции условиями работы в образовательной системе, одним из самых доступных и эффективных средств в коррекции тревожности является арт-терапия. Проблема нашего исследования состоит в поиске путей привлечения средств арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников. Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность применения средств арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников. Объект исследования – тревожность младших школьников. Предметом исследования – коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Задачи исследования: 1.Систематизация и обобщение основных теоретических подходов к проблеме тревожности детей младшего школьного возраста и анализ ее коррекции средствами арт-терапии 2. Изучение выраженности тревожности у детей младшего школьного возраста. 3.Разработка и реализация программы коррекции по снижению уровня тревожности младших школьников средствами арт-терапии. Проверка эффективности программы В ходе исследования, опираясь на цель и объект исследования, была сформирована гипотеза исследования: разработанная и реализованная программа арт-терапии будет способствовать снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Теоретико-методологические основой исследования являются следующие научные концепции: учение о закономерностях и движущих силах психического развития Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; деятельностный и субъектный подходы к исследованию социально - психологических феноменов поведения человека(Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); теоретические представления о психических состояниях и их роли в развитии новообразований личности, раскрытые в трудах В.К. Вилюнаса, А.О.Прохорова и др.; исследования в области детской тревожности (Л.М.Костина, A.M. Прихожан), основные положения теории психологической коррекции (В.И. Гарбузов, Ю.Ф. Гребченко, А.И. Захаров, H.H. Лебедева, Г.Л.Лэндрет, М. Клейн, A.C. Спиваковская, Л. Франк и др.). Труды М. М.Бахтина, М. Б. Бруно, Д. Винникотта, А. Гольдштейна, Б. Д. Карвасарского,А И Копытина, А. Маслоу в области арт-терапии. Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования; констатирующий этап, включающий с себя диагностику по методикам выявления тревожности; психокоррекционная работа, включающая в себя разработку коррекционной программы для уменьшения уровня тревожности; тестирование; анализ данных, методы математико-статистической обработки данных: T-критерий Вилкоксана. Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по коррекции и профилактике школьной тревожности, который может быть использован как практическими психологами, так и педагогами, работающими в образовательных учреждениях. Эмпирическая база исследования Базой исследования явилась КГУ «Общеобразовательная школа № 3» г. Сатпаев. Выборку составили учащиеся четвертого класса, в количестве 20 человек. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 1 Современные психолого-педагогические представления об арт-терапии как средстве коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 6 1.1 Тревожность как психологический феномен 6 1.2 Особенности тревожности детей младшего школьного возраста 19 1.3 Арт-терапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 27 Выводы по 1 главе 34 2 Опытно-эксперементальная работа по коррекции тревожности младших школьников средствами арт-терапии 35 2.1 Изучение выраженности тревожности у детей младшего школьного возраста 35 2.2 Разработка и реализации программы коррекции тревожности младших школьников средствами арт-терапии 50 2.3 Анализ результатов опытно-исследовательской работы 58 Выводы по 2 главе 62 Заключение 64 Список использованной литературы 67 Приложения 73
Список литературы

1. Авдеев, Д.Л. Нервность: её духовные причины и проявления: Неврозы с точки зрения нравоел. врачей: Депрессия. Неврастения. Дет. неврозы. Навязчивые страхи. Пьянство и наркомания [Текст) / Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. Москва: Рус. Хронографь. 2019. – 125 с. 2. Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография [Teкст] // Л. С. Акопян; М-во образования и науки РФ. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Поволжская гос. социально-гуманитарная акад.». - Самара: Поволжская гос. социально-гуманитарная акад., 2018. – 163 с. 3. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: на материале детских страхов (Текст):Автореферат дис. доктора психологических наук. 19.00.07 / Акопян Любовь Суреновна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.). Самара,2017. – 51 с. 4. Астапов. В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте: теория и практика: монография (Текст) / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова; российская акад. образования. Московский психолого-социальный ин-т. Москва: МПСИ; Воронеж: МОД'Ж, 2016. – 367 с.¬¬ 5. Астапов. В.М. Тревожность у детей (Текст) / В.М. Астапов. Москва: PerSe. 2018. – 159с. 6. Арт-терапия - новые горизонты (Текст) / под ред. А.И. Копытина. Москва: Когито-Ценгр, 2016 – 335 с. 7. Артпедагогнка и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студентов образовав учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. Учреждениях [Текст] / под ред. Е. А. Медведева. И. К). Левченко, Л.И. Комиссарова. Т. А. Добровольская. Москва: Academia, 2018. – 246 с. 8. Бердникова, Ю.С. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка [Текст] / Юлия Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2017. – 112 с. 9. Биологическая и эволюционная антропология: программы курсов: для специальности № 350100 - Социальная антропология [Текст] / Федеральное агентство по образованию. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гуманитарный ун-т. Учебно-научный центрсоциальной антропологии; сост.:М.Л. Бутовская, Е.В. Веселовская, А.М. Маурер. - Москва: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2016. – 76 с. 10. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением: учебное пособие по психотерапии [Текст] / М. Е. Бурно; под ред. В.В. Макарова. - 3-еизд., испр. и доп. – Москва: Академический Проект, 2016. – 429с. 11. Богданович, В.Н. Новейшая арт-терапия: О чем молчат искусствоведы: Материалы авторского видеоарттренинга [Текст] /B.Н. Богданович. – Санкт-Петербург: Б.и., 2019. – 183 с. 12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л.И. Божович. - Москва: Питер, 2018. – 398 с. 13. Викторова, В.В. Тревожность как сопутствующий фактор у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо [Текст]: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.13 / Викторова В. В. Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2018. – 18 с. 14. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] /II.Е. Водопьянова. - Москва: Питер, 2019. – 329 с. 15. Волков, Т.П. Поле школьной тревожности [Текст] / Г. И. Волков;М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Тобол.гос. пед. интим. Д. И. Менделеева». - Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2018. – 180 с. 16. Вялкова, Т.Н. Арт-терапия: теория и практика: монография [Текст]Т.Н. Вялкова, Т.В. Улитенко. - Москва: Спутник+, 2019. – 115 с. 17. Габдреева, Г.Ш. Практикум по психологии состояний: Учеб.пособие. [Текст] / Г.Ш. Габдреева. - Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 475 с. 18. Голутвина, B.C. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться [Текст] B.C. Голутвина. – Москва: Гелеос, 2018. - 54 с. 19. Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников [Текст]: Дисс. ...кандидата психологических наук 19.00.01. - Москва: 2019. – 260 с. 20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья: Заметки оклинической сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 111 с. 21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 169с. 22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказки - это лекарство: руководства по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва: Литтерра, 2018. – 94 с. 23. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард; пер. с англ.В.Мисник, А. Татлыбаев. - Москва: Питер, 2019. – 460 с. 24. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] /А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - Москва: Когито-Центр, 2018. - 196 с. 25. Копытин, А.И. Системная АРТ-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты [Текст]: автореферат дис. ...доктора медицинских наук: 19.00.04. - Санкт-Петербург, 2018. – 51 с. 26. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 189 с. 27. Малкова, Е.Е. Тревожность и развитие личности: монография[Текст] / Е.Е. Малкова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 268 с. 28. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - Москва: Когито-Центр, 2017. – 286 с. 29. Миллер, А. Вначале было воспитание [Текст]: А. Миллер, пер. снем. И.В. Силаевой. - Москва: Акад. проект, 2018. – 294 с. 30. Муталимова, А.М. Влияние каузальных атрибуций достижений на школьную тревожность, мотивацию и успешность учебной деятельности старшеклассников [Текст]: Дисс ... кандидата психологических наук:19.00.07. -Ярославль, 2018. – 182 с. 31. Монина, Г.Б., Лютова, Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители: [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 224 с. 32. Мясищев, В.II. Психология отношений: избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев; од ред. А.А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-еизд. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2017. – 398с. 33. Нагаева, Л.Г. Преодолеваем детские страхи: практическое руководство для родителей и педагогов [Текст] / Л.Г. Нагаева. - Санкт-Петербург: Литера, 2018. – 45 с. 34. Наенко II.И. Психическая напряженность [Текст] / II.И. Наенко. -Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2018. – 152 с. 35. Овчарова, Р.В. Психология личности: учебное пособие [Текст] /Р.В. Овчарова, С.В. Уманский; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. - Курган: Изд-во КГУ, 2016. – 230 с. 36. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 191с. 37. Пургина, А.А. Коррекция тревожности младших школьников[Текст] // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 700-702. 38. Реуцкая, О.А. Логические задачки для непоседливых детей: сниженный уровень внимания, гиперактивность, повышенная тревожность[Текст] / О.А. Реуцкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 220с. 39. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учебное пособие[Текст] / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 139 с. 40. Самойлова, В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников: Учеб. пособие по специальности 053100 «Социал.-культур, деятельность» [Текст] / В.Г. Самойлова; М-во культуры Рос. Федерации, Челяб.гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ЧГАКИ, 2018. – 155 с. 41. Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 28ноября 2014 г.: [в 14 ч.] / М-во образования и науки Российской Федерации. -Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2019. 42. Смирнова, С.И. Современные исследования специальной психологии [Текст] // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 11-12 апреля 2013 г. Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. профобразования «Вятский гос. гуманитарный ун-т»; науч. ред. В.П. Кузьмина. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2018. -216 с. 43. Тарасова, С.Ю. Индикаторы школьной тревожности и дезадаптации на начальной ступени обучения [Текст] / Автореферат дис. ...кандидата психологических наук: 19.00.01. - Москва, 2016. – 23 с. 45. Тахалова, С. Фрейд и психоаналитическая терапия: Исследования аналитический обзор [Текст] / Софи Тахалова. - Санкт-Петербург: Гуманистика, 2017. – 47 с. 46. Тревога и тревожность: Психол. теории тревоги. Виды тревожности. Формы и «маски» тревожности. Запрещение, симптом, страх. Псих. функции тревоги. Тревога, страх и ожидание: учеб. Пособие [Текст] /Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 247 с. 47. Уманский, С.В. Введение в психологическое консультирование: учебное пособие [Текст] / С.В. Уманский, Р. Овчарова, В.А. Уткин; М-в образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. - Курган: КГУ, 2018. – 160 с. 48. Долготов, Т.В. Тревожность - фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи [Текст] / Т.В. Долготов - Москва: Лаборатория Книги, 2019. – 125 с. 49. Хеллэм Р, Консультирование по проблемам тревожности =Counsellingforanxietyproblems [Текст] / Ричард Хеллэм пер.: В.М. Астапов, А.С. Григорович. - Москва: ПЕР СЭ: Ин-т консультирования и системных решений, 2019. – 191 с. 50. Холл, К.С. Теории личности: учебное пособие для студентов факультетов психологии по дисциплине «Общая психология» [Текст] /Кэлвин С. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И.Б. Гриншпун. - Москва: Психотерапия, 2018. – 652 с. 51. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство[Текст] / Грегг М. Ферс; пер. с англ. Шувалов С.В. - СПб.: Деметра, 2019. – 165с. 52. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 2019. – 559 с. 53. Фрейд, 3. Психоанализ детских страхов [Текст] / 3. Фрейд; пер. снем. О. Фельдмана, М. Вульфа. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2018. – 285 с. 54. Шишова, T.JI. Как помочь ребенку избавиться от страхов: страхи -это серьезно [Текст] / Т. Л. Шишова. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 103 с. 55. Эберлейн, Г.Л. Страхи здоровых детей. Практ. пособие для родителей, пер. с нем. [Текст] / Г.Л. Эберлейн; предисл. КАК. Платонова. -М.: Знание, 2018. – 192 с.
Отрывок из работы

1 Современные психолого-педагогические представления об арт-терапии как средстве коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 1.1 Тревожность как психологический феномен Сегодня психология большое внимание уделяет исследованию термина «anxiety»/«anxiousness», который переводится: «беспокойство», «тревога» [26, с. 28], этот термин восходит к латинскому «angusto», переводимому как «узость», «сужение». И для этого есть основание. Тревогой блокируется возбуждение психики и напряжение всего организма, а это часто проявляется учащением и поверхностным дыханием, беспокойством, тахикардией [33, с. 87]. Одна из первых научных попыток объяснения тревожности была предпринята Зигмундом Фрейдом. Он считал, что разные понятия, мысли, действия и воспоминания, которые когда-то присутствовали в жизни человека, а потом были вытеснены из сознания из-за их болезненности либо сильной тревожности, создают там очаг активного возбуждения. Особенно сильные аффективные переживания, мучительные и неприемлемые человеком чувства тормозятся и вытесняются из сознания и забываются [27, с.54]. Если есть угроза, что эти переживания прорвутся на уровень сознания, у человека появляется чувство тревоги, и травматический опыт снова подавляется - так в подсознании человека создается постоянный очаг конфликта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg